Что такое жертва приношения

Значение слова «жертвоприношение»

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

1. Обряд принесения жертвы (в 1 знач.). Совершать жертвоприношение.

2. Тот, кто (или то, что) приносится в жертву. Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья. Пушкин, Чаадаеву.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».

ЖЕРТВОПРИНОШЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Обряд принесения жертвы божеству. Совершать ж.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

жѐртвоприноше́ние

1. обряд принесения жертвы божеству

2. тот, кто (или то, что) приносится в жертву

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношенияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: резной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

О таинстве и значении жертвоприношения. Очищение

В своем высшем значении ветхозаветное жертвоприношение было символом и прообразом жертвы Бога Иисуса Христа. Его страдания были проявлением любви Бога к людям. В Библии говорится о Христе как об Агнце, «предопределённом прежде основания мира» (1Петра 1:19). В Ветхом Завете жертву приносил человек, но в Новом Завете в жертву Бог принёс Себя. Эта жертва есть Его любовь, любовь Бога Отца: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Жертвы Ветхого Завета, которые приносились евреями, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому жертвоприношение должно было исполняться с пролитием крови и было символом Голгофской жертвы Христа, но не только символом единичного действия Авеля, но и всяким жертвоприношением евреев Ветхого Завета всегда обозначала для них будущую жертву Сына Бога, Которого они ожидали как Мессию. Всякое жертвоприношение стало утверждать на земле историю возникновения христианства. Об этом можно прочитать в Прозе.ру, в статье «Причина возникновения Израиля есть христианство»
( http://www.proza.ru/2018/06/14/441 )

Верующие люди вплоть до Голгофы всегда приносили жертвы Богу за грехи в своей жизни. Первые жертвоприношения Богу сделали дети Адама и Евы как дар Богу. «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел». (Быт.4:1-5) Старший сын Каин был земледелец, а младший сын был пастырем овец. Почему же Господь призрел только на жертвоприношение Авеля? Жертва Каина была бескровной, жертва Авеля произошла с пролитием крови.

Бог выбрал жертвоприношение Авеля потому, что оно было связано с жертвоприношением Иисуса Христа для спасения людей и пролитием Его Крови на Голгофском кресте. Жертвоприношение Авеля явилось предсказанием для евреев и для всех других народов о жертвоприношении Иисусом Христом Себя для спасения всех верующих людей. Первым христианином среди людей стал Авель, который не имел национальности, но был праведником у Бога (Евреям 11:4).

Жертвы, которые приносили все верующие люди в Израиле, а также и до его существования, не могли очистить греховную сущность человека, его греховную душу, унаследованную от Адама и Евы, так как только «Кровь Иисуса Христа, Сына Божьего, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:7). Итак, мы знаем, что Спаситель наш Сын Бога- Господь наш Иисус Христос, «В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Колосянам 1:14). Кровь жертвы, принесенной Авелем, и то, что Авель был пастырем своих овец являются предсказанием Великой Голгофы, где уже Сам Пастырь принес Себя в жертву.

Иудеи не могут делать больше жертвоприношения, так как Израиль, вскоре после Голгофы, утратил первосвященство. Первосвященником для всех стал Сын Бога Иисус Христос. Христианам, последователям первоначальной веры, Бог определил Первосвященником Иисуса Христа «Первосвященником будущих благ», Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» для любящих Его, а значит и верующих в Него» (Евр. 9:11-12).

Может быть все-таки какую-то жертву должны исполнять христиане? Да, должны! И об этом так говорит Библия (Евр.13:15-16): «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

Согласно Библии в крови человека находится душа его, которая при смерти покидает тело и устремляется к Богу. О значении крови для сохранения души человека Библия сообщает то, что человек не подлежит никакому соединению с кровью животных при исполнении жертвоприношений: «потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11) «ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израиля: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть её, истребится» (Левит 17:14).

Действительно ли то, что в крови животных и человека находится душа? Это есть второе таинство, которое надо понять нам. Кровь есть одна из составляющих частей нашего тела, а поэтому душа в ней находиться не может. Так мы знаем из Библии, что при творении человека всё телесное людей и животных Бог сотворил из всех компонентов земли. Следующим шагом было творение для них жизни, которое произошло созданием для каждого тела людей и животных души посредством Духа Бога.

Как понимать нам слово Очищение!?

Многие неверующие люди в своей жизни употребляют это слово, когда очищают своё тело от грязи, но верующие люди слово «очищение» понимают и иначе. Согласно Ветхого Завета очищение в Израиле проводилось через жертвоприношение (Левит глава 16:23-27 и только помазанным священником (16:32). «потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11), а также (Лука 5:14).

Только через жертвоприношение, тоько через кровь очищается человек от грехов. Без пролития крови человек не может получить очищение грехов. Единственный путь спасения для людей (очищение от грехов) лежит через Голгофу. Только Голгофская Кровь Бога очищает от всякого греха для всех людей со времени их грехопадения.
Вот, что говорит нам любимый ученик Господа Иоанн о Сыне Единородном Бога и о Его ВЕЛИЧИИ И СЛАВЕ, ставшего среди людей Христом, Спасителем людей:

Источник

Жертвоприношение

Жертвоприноше́ние — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Содержание

Происхождение

Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

В различные эпохи служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви.

Разновидности

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей, умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).

В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы.

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др. [1]

Известна также такая форма жертвоприношения как ритуальное лишение девственности.

Жертвоприношение в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

Христианство, в отличие от иудаизма, превратило жертвоприношение в центральный элемент не только культа, но и догмы: добровольное самопожертвование Иисуса выступает в качестве искупительной жертвы за грехи мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения плоти и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, основой всего церковного культа.

Евхаристия — бескровное жертвоприношение

Учением о Евхаристии (греч. благодарение), как жертве, отличаются Католическая и Православная церкви от протестантов. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр.10:14). По учению же Католической и Православной церквей, однажды и навсегда принесённая за род человеческий Иисусом жертва не исключает многократного и необходимого личного соединения каждого христианина с Жертвой евхаристической т.е. совершения благодарственной жертвы, повторяющей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся её повторением. [2] При этом, по учению Церкви, в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.

Названием бескровной жертвы, Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в иудаизме (см. Жертвоприношения в иудаизме).

Отношение к ритуальному убийству животных и птиц принципиально отличает христианство от до-христианских и многих пост-христианских религий и вносит существенные разногласия в отношения современных людей. [3]

Источник

Единство перед лицом смерти. Зачем древним обществам были нужны человеческие жертвоприношения

Овладеть временем и пространством и объединить коллектив перед лицом смерти — именно для этого наши предки приносили в жертву других людей. Впрочем, мы недалеко от них ушли: мифы о жертве до сих пор удерживают нации в единстве.

Жертвоприношения — это наше общее

Многие антропологи XX века придерживались мнения, что человеческие жертвоприношения не были универсальны для всех культур Земли. Возможно, они по ситуации заменяли похожие ритуалы с участием животных. Однако такая точка зрения скорее этическая, а не строго научная, потому что хорошо известны свидетельства о распространении человеческих жертвоприношений у древних евреев и греков, в Древнем Риме, Индии, Африке, Полинезии, в доколумбовой Америке.

Даже типы и формы жертвоприношений у различных племен и народов имеют много общего. Это не только говорит о психологическом сходстве, но и свидетельствует о параллелях эволюционного развития не связанных друг с другом древних культур.

Для первобытного мышления было важно постоянно существовать в Космосе, то есть в организованном, понятном, объясненном мире.

По мнению философа Мирчи Элиаде, жертвоприношение играло роль священного ритуала овладения пространством, временем, природой, которые первоначально не воспринимались как свои и которые надо было освятить, чтобы создать «свой Мир».

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

В мифологиях различных народов есть схожие мифы о рождении мира в результате жертвы, причем речь идет об акте самопожертвования человека или бога. Таковы миф об Имире в германской мифологии, о Пуруше в индийской, о Пан-ку в китайской. В другой группе мифов из плоти пожертвованного первого существа рождается не только мир в целом, но и его детали: съедобные растения, человеческие расы, общественные классы.

Убийство людей, конечно, не было единственным способом общения с богами — человеческое жертвоприношение находилось наверху иерархии, перед убийством животных, подношением растительных даров или обманок (подмена обещанного Юпитеру скота таким же количеством головок чеснока в Древнем Риме или китайская практика поднесения животных, вырезанных из бумаги). Со временем во многих культурах в ритуалах с людьми снижался уровень жестокости.

У тлинкитов Северной Америки бытовал жестокий обычай: при постройке дома в ямы, вырытые под опорные столбы, бросали тело человека. Позже жертвоприношение приняло символическую форму: раба заставляли влезать в каждую из вырытых ям, а потом отпускали на волю. Дальнейшим смягчением стала традиция класть под углы строящегося дома горсть зерна, клок шерсти или серебряную монету.

Британский религиовед Джеймс Джордж Фрейзер объяснял упрощение жертвоприношений тем, что из всесильного средства поддержания жизни они постепенно превращались в заурядную практику.

Исчезают духовное упование, вера, энергия благоговения, сакральность, которые вкладывались в ритуал, оставалась лишь материальная форма как последовательность действий. И тогда духовный акт жертвоприношения превращался в слепую традицию.

Читайте также

Публичные смерти объединяют сообщества

Французский философ Жорж Батай рассуждал об интеграционных функциях жертвоприношений. В прошлом жизнь человека намного больше зависела от того сообщества (будь то племя или город), внутри которого он обитает, — в первую очередь в связи с желанием «не умереть от голода» или «спастись от врагов». Соответственно, нужны были действующие механизмы, прочно объединяющие группы людей. Одним из них Батай называет жертвоприношения.

Батай в труде «Внутренний опыт» пишет, что перед лицом смерти люди еще сильнее чувствуют потребность в объединении. Чтобы ярче ощутить, что значит быть живым, племена и народы прибегали к жертвоприношениям — и человеческие в данном случае были намного эффективнее:

Жертвоприношения также могут быть ответом общества на исторические потрясения: войны, эпидемии, революции. Если речь идет о крупных исторических событиях, то, помимо рядовых жертвоприношений, можно столкнуться с символическими, когда убийство одного человека становится знаком больших перемен. В символических жертвоприношениях может максимально глубоко раскрыться исторический смысл того или иного общества: народ отвечает на вызов истории и сообщает, куда готов двигаться дальше.

Структура жертвоприношения и метафизика

Жертвоприношение — это ритуал, в котором каждый элемент должен строго соответствовать правилам. Не забавы ради, а в силу символизма: любая деталь помогает понять, как именно тот или иной народ общался с богами.

Британский антрополог Эдмунд Лич в труде «Культура и коммуникация» выделяет в физическом пространстве жертвоприношения три основные зоны:

Для понимания жертвоприношений важна также их событийная структура. В христианстве все события редуцируются до одного центрального — жертвоприношения Иисуса Христа. В архаических же культах ритуал часто был разбит на несколько частей.

Только рассмотрение группы жертвоприношений в сумме позволяет понять их смысл.

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

Чаще всего жертвенные акты делились на части во время праздников. Например, праздник Пасола на острове Сумба определяется тремя взаимосвязанными жертвоприношениями. Первое выполняет гадательную функцию и определяет начало следующих. Второе открывает праздник и отсылает к мифическому учредительному жертвоприношению морской богини. Завершает праздник битва, отождествляемая с жертвоприношением.

Может быть интересно

У качинов северной Бирмы обряд защиты созревающего риса включает в себя последовательность жертвоприношений. В первый день каждая деревенская семья делает жертвоприношение своему духу-предку, охраняющему дом. На второй день жертва приносится духам — предкам бывших вождей деревни и отдельно — духам — предкам нынешнего вождя. Утром третьего дня рядовое население почитает духа неба Моучоу (или Муше) и его дочь Бунгпой, деревенская верхушка обращается к духу Мадайн, а вечером глава деревни делает подношение верховному духу земли — Шадину.

Символические жертвоприношения от Сократа до холокоста

Жертва функционирует в роли катализатора, инициирующего исторический процесс. Кроме того, жертва — это способ засвидетельствования, «присвоения и приручения» события в истории, которое оттого становится памятным.

Если настоящие жертвоприношения со временем ушли из «цивилизованной» культуры, то символические лишь преобразились.

Философ Рональд Кордеро пишет о том, что в современных развитых обществах человеческое жертвоприношение практикуется повсеместно — в военных операциях, при принятии структурных решений в промышленности и сельском хозяйстве, при массовых вакцинациях населения.

В работе «Человеческие жертвоприношения сегодня» он указывает на гибель солдат во время военных действий, которую можно интерпретировать как их добровольное самопожертвование ради победы. Но там, где человеческие смерти нельзя выдать за самопожертвование, особенно смерти среди мирного населения во время военных действий, их замалчивают, выдают за результаты стечения случайных обстоятельств.

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

Руководители, принимающие решения, например, о применении в сельском хозяйстве пестицидов, которые увеличат урожайность, но повысят смертность среди сельскохозяйственных рабочих, не называют их принесением жертвы. Власть представляет свои действия не как жертвоприношения, а всего лишь как менеджмент. Политики стремятся избежать ритуализации, чтобы не брать на себя роль жрецов, которую они по факту исполняют. Власть не может не приносить жертвы, но при этом конструирует образ «чистой жизни» в ситуации, когда явное человеческое жертвоприношение табуировано.

Читайте также

Философы пытались спроецировать идею жертвоприношения и на более глобальные трагедии: например, на холокост как жертву во имя победы национал-социализма. Такие мыслители, как Агамбен, Нанси и Александер, опровергали подобную идею. При этом один из их аргументов заключался в том, что нацисты всячески избегали ритуальных действий и старались не относиться к убиваемым людям как к людям. Ицхак Дугин, бывший заключенный концлагеря, рассказывал:

«Немцы запрещали произносить слова «смерть» и «жертва», потому что это не тела, а просто деревянные чурбаны, ничего не значащие вещи, дерьмо, мусор. Стоило кому-нибудь сказать «смерть» или «жертва», как его избивали. Немцы внушали нам, что мы должны называть трупы Figuren, то есть «марионетками», «манекенами», или Shmattes, то есть «ветошью».

Философ Андрей Сериков утверждает, что в подобных действиях также можно увидеть ритуальный порядок — только здесь он заключается в изображении того, что ритуала на самом деле нет. Если бы нацисты действительно могли манипулировать жизнями заключенных как расходным материалом, им бы не приходилось запрещать какие-то слова. Здесь же налицо элемент ритуального осквернения, которое требуется для того, чтобы человека можно было пожертвовать, сделав вид, что это не жертва.

Источник

Жертва Богу

Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношенияСовременный человек, читая Ветхий Завет, часто задается вопросом: в чем смысл жертвоприношений Богу? Неужели Господь, который есть Бесплотный Дух, нуждается в крови тельцов или хлебном приношении? И чем же тогда отличается богослужение древних евреев от идолопоклонства язычников? На эти вопросы в своей статье отвечает преподаватель курса Священного Писания Ветхого Завета Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин.

Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.

Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.

Важно отметить, что, несмотря на внешнее сходство обрядовой стороны жертвоприношения у Израиля и язычников, понимание сущности жертвоприношений было различным. В религии Месопотамии жертвам не усваивалось внутреннего смысла, они были лишь средствами поддержания жизни божества, ежедневным «кормлением» идола. Если же люди по каким-то причинам не приносили жертвы, то боги испытывали голод. Также в Ассирии и Вавилоне ритуальное заклание совершалось с целью получения внутренностей, необходи­мых для предсказания будущего.

В Ветхом Завете мы встречаем принципиально иное отношение к жертве. В частности, совершенно отрицается зависимость Бога от жертвоприношений: пророки ясно говорят о том, что Бог не нуждается в жертвах и тем более не питается ими (Пс. 49,13; Ис. 1,11 и др.). Таким образом, жертвоприношения приобретают исключительно духовный смысл, интерпретируются в свете ветхозаветных представлений о святости и становятся средствами осознания греха перед Богом, скорби о нарушении Завета и очищения от нравственной и ритуальной скверны.

Слово жертва (евр. «корван») – общее обозначение приноше­ний и даров, которые народ мог приносить Богу. Термин «корван» происходит от глагола «карав», что означает «приближаться», т.е. жертва воспринималась как средство приближения к Богу. В Септуагинте термин «корван» обычно передается словом δώρον, что означает «дар» (также и в Мк. 7,11). Слова когда кто из вас хочет принести, находящиеся в Лев. 1, 2, указывают на то, что жертвоприношения израильтян носили добровольный характер. Действительно, только жертва за грех и жертва повинности в четко определенных обстоятельствах были обязательными, в то время как жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва приносились по желанию самого человека. Эта свобода в принесении жертв означала, что Богу были угодны добровольные намерения людей.

Основными предметами жертвоприношений были продукты питания. Принося в жертву пищу или животное, человек отдавал Богу самое важное, он делил с Господом то, что составляло основу его жизни. Однако следует отметить, что животными, пригодными для жертвоприношений, были только домашние животные из числа крупного и мелкого скота, т. е. запрещалось приносить в жертву диких животных, даже тех из них, которых можно было употреблять в пищу. Смысл этого установления заключался в следующем. Во-первых, дикие животные, не являясь чьей-либо собственностью, не могли отождествляться с приносителем жертвы в той мере, в какой отождествлялись с ним те или иные домашние животные из числа принадлежащего ему крупного или мелкого скота. Во-вторых, только домашнее животное представляло подлинную материальную ценность для человека. Как заметил уже царь Давид, жертва, которая ничего не стоила тому, кто ее приносил, в принципе не могла быть жертвой (2 Цар. 24, 24). Однако ценность жертвы имела не абсолютный, а относительный характер, потому для бедняков закон предусматривал более доступные виды жертв (приношение птиц или хлебное).Что такое жертва приношения. Смотреть фото Что такое жертва приношения. Смотреть картинку Что такое жертва приношения. Картинка про Что такое жертва приношения. Фото Что такое жертва приношения

Наконец, животные, приносимые в жертву Богу, не должны были иметь порока, т.е. какого-либо физического недостатка: Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу, ибо это не приобретет вам благоволения (Лев. 22, 20). Сущность этого запрета имеет духовный характер. Во-первых, жертва была выражением любви и преданности Богу, в то время как принесение в жертву негодных животных было оскорблением Господа, выражением презрения и непочтительного отношения к Богу. Пророк Малахия в качестве иллюстрации к этому предписанию закона использует понятный всем житейский пример: никакой человек не решится принести худое животное в дар начальнику (Мал. 1, 8), тем более в дар Богу, Во-вторых, принесение негодного животного, не имевшего ценности для самого приносителя, не могло считаться жертвой по своей сути, так как жертва предполагает отдачу того, что является дорогим и важным для человека.

Смысл жертвоприношений

Понятно, что каждый вид жертвоприношения имеет собственный духовный аспект, однако имеются и общие идеи, присущие всем видам жертв (или большинству из них).

1) Жертва – признание высшей власти Бога над миром. Бог – Всевышний Владыка, Которому принадлежат все существа и материальные ценности данного мира (Пс. 49, 9 –10). Следовательно, прежде чем пользоваться всеми благами, которые даровал Господь, человек должен платить Ему некую дань. При этом посвящение жертвы Богу всегда связано с убийством животного (для кровавых жертв) и с полным (или частичным) уничтожением приносимого. Это необходимо для того, чтобы приносящий лишился возможности использовать для себя то, что он приносит.

2) Жертва – знак благодарности и преданности воле Божией. Жертвованием части своего имущества человек благодарил Бога за дарованное ему благословение и просил о даровании благ в дальнейшей жизни.

3) Жертва выражала осознание греха человеком, была тесно связана с покаянием. Об этом аспекте ясно говорится в Евр. 10, 3: жертвами каждогодно напоминается о грехах. Жертва напоминала человеку о тесной связи между грехом и смертью, вводила его в сознание своих грехов.

Основные виды жертв

1) Всесожжение. Название этой жертвы означает, что огню предавались все части животного, кроме кожи, которая отдавалась священнику (Лев. 7, 8). Основное назначение жертвы всесожжения – искупление греха, о чем говорится в Лев. 1, 4: приобретет он благоволение, во очищение грехов его. Кроме того, эта жертва характеризовала всецелую преданность человека Богу и имела значение благодарения Богу за его милость.

2) Мирная жертва свидетельствовала об установлении и поддержании мира между Богом и людьми и была приносима как выражение благодарности Богу, при исполнении обета, а также в любом случае, если человек решил употребить в пищу мясо животного. При совершении этой жертвы тук животного сжигали, грудь и правое плечо отдавали священникам, остальное мясо возвращалось самому приносителю, который устраивал жертвенную трапезу. Приноситель готовил мясо и устраивал радостное праздничное пиршество, в котором участвовали члены его семьи и, возможно, другие израильтяне. Важно отметить, что именно мирная жертва среди всех видов жертв в наибольшей степени была прообразом Таинства Евхаристии, так как мирная жертва сопровождалась трапезой и слова Иисуса Христа на Тайной Вечери сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мк. 14, 24) напоминают Исх. 24, 8, где кровь мирных жертв называется «кровью завета».

3) Жертва за грех приносилась в том случае, если человек грешил по ошибке (Лев. 4, 2), что подразумевает невольный грех, т. е. когда человек в момент совершения действия не осознавал его греховности и лишь впоследствии понимал, что совершил преступление против закона Божия. Этот невольный грех не был преднамеренным актом неповиновения Богу, а являлся проявлением греховной испорченности людей, связанной с грехом прародителей. В случае принесения жертвы за грех простого человека тук животного сжигали, а мясо отдавали священникам в пищу. Если же приносилась жертва за грех первосвященника или всего общества, то кровью жертвенного животного кропили само святилище, а тушу его сжигали вне стана.

4) Жертва повинности имеет много общего с жертвой за грех (во всяком случае, повторяется тот же ритуал), отличаясь от предыдущей только тем, что эта жертва непременно сопровождалась уплатой материальной компенсации пострадавшему от проступка виновного человека (Лев. 5,14 – 6,7).

5) Хлебное приношение часто предлагалось вместе с другими жертвами, особенно с жертвой всесожжения (Числ. 15,1–16, 28,1–10), однако могло быть приносимо и в качестве самостоятельной жертвы (в случае крайней бедности приносителя). Чаще всего эта жертва приносилась в виде муки (Лев. 2, 1– 3) или в виде хлеба, приготовленного одним из трех способов: в печи, на сковороде или в глиняном горшке (стт. 4 – 8).

Небольшая порция предложенного хлеба сжигалась, тогда как остальная часть шла в пищу священникам (ст. 10).

Прообразовательное значение ветхозаветных жертв

Алексей Кашкин, преподаватель СПДС

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *