Что такое жанр нон фикшн

Что такое жанр нон фикшн. Смотреть фото Что такое жанр нон фикшн. Смотреть картинку Что такое жанр нон фикшн. Картинка про Что такое жанр нон фикшн. Фото Что такое жанр нон фикшн

«Разговор с Кобюк, чей третий голос? ❗️ Влад Бахов, Андрей Малахов (нон-фикшн) расследование»

Вот ведь, русский язык пополняет свой запас новыми словами, отодвигая все дальше и дальше в историю истинно русские слова и выражения. И как понимать это всё без словаря?

Теперь зато я уже буду знать и поделюсь. Я еще делаю это параллельно. Открыла вопрос в Гугле и пишу, теперь знаю, что это.

Оказывается, это всего лишь документальная проза!

Сначала про ДП немного и про Н-Ф.

Википедия:
«Документальная проза — особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.
Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В документальной прозе широко используется публицистический стиль.
От журналистики (репортажа, очерка) документальная проза отличается бо́льшим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также бо́льшим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей.
В последние несколько десятилетий термин «документальная проза» используется также для передачи на русском языке англоязычного понятия нон-фикшн (англ. non-fiction букв. «невымысел»), которое объединяет все разновидности литературы — за исключением литературы художественной, где действуют вымышленные персонажи. В категорию нон-фикшн входят научно-популярная, справочная, политическая, историческая литература, эссеистика и т. д.»

«Нон-фикшн
Нон-фикшн – термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы.
Произведения категории нон-фикшн основаны не на вымысле, а на фактах. В связи с этим в категорию нон-фикшн попадает широкий спектр книжной продукции, включая кулинарные книги, мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философию и многое другое».
https://eksmo.ru/slovar/non-fikshn/

Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?

Что такое нон-фикшн литература
Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.

Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.

Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).

Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.

Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.

Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:

справочники и учебные пособия;
монографии;
энциклопедии;
путеводители;
публицистика;
биографии;
мемуары;
труды по истории науки и техники.
Темы в рамках жанра нон-фикшн
Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.

Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.

Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.

Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.

Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:

саморазвитие и личностный рост;
эзотерика;
финансы;
бизнес;
мемуары и биографии;
религия;
философия;
путешествия, путевые заметки;
политика;
искусство и творчество;
фитнес;
бьюти;
отношения;
кулинария и другие виды хобби.
Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.

Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:

преобладание разговорной, «живой» речи в диалогах персонажей;
сценарий чётко выстроен;
частое употребление «я» и выражение личного мнения автора произведения;
особенное внимание к деталям в поведении героев, нарочитое подчёркивание их статуса.
Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:

«Фрегат Паллада» И.А. Гончарова – отличный пример описания подробного путешествия автора в Японию в качестве посла;
«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева – классический пример путевых заметок, подробная фиксация на деталях быта и жизни людей из разных слоёв общества, политические рассуждения, личный опыт и т.д.
Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.

В чем разница между fiction и non-fiction?
Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:

Фикшн (fiction) – это практически вся художественная литература. К этой категории относится все произведения, в которых преобладает вымысел, фантазия, выдумка. К категории фикшн произведений относят басни, романы, рассказы, пьесы, стихи, повести и т.д.
Нон-фикшн (non-fiction) – это нехудожественная литература, в которой практически нет места художественному вымыслу или фантазии. К этой категории литературных произведений относят учебники, критические произведения, мемуары, журналистские труды и т.д.
Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.

Список нон-фикшн издательств Рунета
Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:

Миф;
Эксмо;
Бомбора;
АСТ;
Альпина Паблишер;
Альпина Нон-фикшн;
Питер;
Азбука-Бизнес/Азбука-Аттикус.
Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.

Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:

Ридеро;
СамИздат;
ЛитНет;
ВаттПад;
Проза.ру;
Стихи.ру.
Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.

Источник

Что такое нон-фикшн книги?

Что такое жанр нон фикшн. Смотреть фото Что такое жанр нон фикшн. Смотреть картинку Что такое жанр нон фикшн. Картинка про Что такое жанр нон фикшн. Фото Что такое жанр нон фикшн

Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?

Что такое нон-фикшн литература

Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.

Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.

Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).

Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.

Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.

Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:

Темы в рамках жанра нон-фикшн

Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.

Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.

Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.

Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.

Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:

Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.

Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:

Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:

Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.

В чем разница между fiction и non-fiction?

Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:

Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.

Список нон-фикшн издательств Рунета

Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:

Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.

Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:

Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.

Источник

Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?

Что такое жанр нон фикшн. Смотреть фото Что такое жанр нон фикшн. Смотреть картинку Что такое жанр нон фикшн. Картинка про Что такое жанр нон фикшн. Фото Что такое жанр нон фикшн

Когда «слезоточивые» любовные романы и захватывающие детективы, леденящие мистические новеллы и фантастические повести наскучили, приходит время литературы нон-фикшн. Что это за жанр, популярность которого, согласно сведениям книгоиздателей, растет с каждым годом? Какие у него особенности и для кого он интересен? Постараемся ответить на все поставленные вопросы в этой статье.

Жанры литературы: что это такое?

Самая общая классификация всей литературы – это подразделение ее на художественную и всю остальную – non-fiction (нон-фикшн). В произведениях, таких как романы, повести, пьесы, рассказы, относимых к художественной литературе, обязательно есть вымышленные персонажи и придуманный сюжет. Они бывают поэтическими и прозаическими. В свою очередь, все художественные литературные произведения подразделяются на такие категории, как интеллектуальная проза и жанровая литература.

В отличие от художественной, нон-фикшн литература не использует вымышленные истории, сюжеты и персонажей, и она представлена:
учебниками;
словарями;
энциклопедиями;
монографиями;
публицистикой;
биографиями;
мемуарами и другими формами.

Что же такое non-fiction?

Давайте рассмотрим определение нон-фикшн, что это такое. Как уже говорилось, в такой литературе нет вымышленных событий и фактов, так как это художественно-публицистический литературный жанр, в котором автор через призму своего эстетического, этического и образного восприятия, документально и реалистично излагает факты, представляет персонажей и события. Так как это литература, то есть искусство владения словом, писатель использует композиционную организацию текста и различные приемы раскрытия образов, представленных в произведении. Таким образом, нон-фикшн – это литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни.

Когда появилась non-fiction?

В большинстве источников временем появления самого термина «нон-фикшн» и первого произведения, относимого к этому жанру, считается 1965 год, когда вышла в свет книга «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Относительно того, когда появился термин, спорить не станем, но вот, как их принято сегодня называть, травелоги, или путевые заметки (такие как радищевские «Путешествия из Петербурга в Москву», «Фрегат «Паллада»» И.А. Гончарова или герценовские «Былое и думы») созданы были задолго до второй половины XX столетия. Вот только зачитываясь ими, мы не догадывались, что это русские лучшие нон-фикшн книги!

Спорить не будем, а назовем несколько современных классиков этого жанра. Прежде всего, следует упомянуть Стивена Хокинга, одного из наиболее известных современных физиков-теоретиков. Благодаря его книгам в жанре научный нон-фикшн большая часть землян узнало о черных дырах и их свойствах.

Капоте с «Хладнокровным убийством» считается классиком романа-репортажа. Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами-исследованиями «The Electric Kool-Aid Acid Test» и «The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby» создал новое направление экспериментальной и исследовательской документальной прозы.

Виды non-fiction

Находящийся на пересечении журналистики и художественной литературы жанр нон-фикшн имеет несколько классификаций, однако мы рассмотрим ту, что обычно используется в книгоиздательской «кухне»:
биографии и мемуары;
документальные хроники;
эссе;
путевые заметки (травелоги);
критика;
научные исследования;
учебники;
самоучители;
словари;
энциклопедии;
техническая документация.

Тенденцией последнего времени являются электронные издания нон-фикшн, позволяющие оперативно получить интересующую информацию.

Особенности жанра

Мы уже касались, правда, слегка поверхностно, особенностей жанра нон-фикшн. Что это такое? Кратко перечислим основные характеристики:

— отсутствие вымышленных сюжетов и героев;

— рассказ о событиях идет через личностное мировосприятие автора;

— использование различных художественных и драматических приемов;

— построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».

Кто это издает?

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН

ЛИТЕРАТУРА НОН-ФИКШН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

4. НОН-ФИКШН, БЕЛЛЕТРИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА:

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

ПРИЗНАКИ ЖАНРА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

На русский язык часто переводят как документальный роман, что является одной из причин множества недоразумений. Это тот самый случай, когда иностранный термин нельзя в точности перевести на русский язык.

Понятие «литература нон-фикшн» прочно вошло в терминологический обиход научной и публицистической сфер. В то же время при попытках конкретизировать содержание понятия «литература нон-фикшн» возникает целый ряд серьезных затруднений.

Проявлением этих сложностей являются разноплановые трактовки понятий в специальной литературе. Классические литературоведческие словари не фиксируют этого понятия.

Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах» (2015 г.) литературу нон-фикшн определяет как «особый жанр литературы, для которого характерно построение сюжетной линии на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла». Предлагается следующий синонимичный ряд: «документальная проза», «непридуманная литература», «литература факта», «интеллектуальная литература».

Такие разноплановые трактовки говорят о неустоявшемся терминологическом характере понятия, находящегося в стадии продолжающегося формирования.

Что такое нон-фикшн? Это один из самых парадоксальных жанров в литературе.

На сегодняшний день нет окончательных общепринятых определений термина «литература нон-фикшн», как и очерченных границ жанра.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА

Первое произведение, написанное в этом жанре датируется 1965 годом. Это была книга Трумана Капоте «Хладнокровное убийство».

В нем речь идет об убийстве семьи из 4 человек, которое с целью добраться до хранящихся в доме сбережений совершили два молодых человека. Автор сам назвал свое произведение романом нон-фикшн (nonfictionnovel).

Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.

Томас Вулф – опыты экспериментальной и исследовательской документальной прозы:

— «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка (22 эссе, объединенных 4 темами: «Создатели новой культуры», «Герои и знаменитости», «Борьба за статус и светское общество» и «Любовь и ненависть в Нью-Йоркском стиле»).

Non fiction не временное явление, которое может пройти. И между двумя, указанными выше, ветвями словесности нет непереходимой границы, они одноприродны. Это всегда чувствовали те, кто зачислял в высшие достижения отечественной литературы такие книги, как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1789–1816), «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (1790) и «Письма русского путешественника» Николая Карамзина (1803),

«Былое и думы» Александра Герцена, «Фрегат “Паллада”» Ивана Гончарова, «Записки из Мертвого дома» Федора Достоевского, «Очерки бурсы» Николая Помяловского, “Путешествие на Сахалин” А. Чехова, «Уединенное» Василия Розанова, «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и др.

Теоретически это важнейшее положение было обосновано Л.Я. Гинзбург: для того, чтобы текст стал литературой, элемент вымысла не обязателен — обязателен только отбор, словесная организация. Последнее — фундаментальные признаки обеих этих ветвей литературы.

И сам художественный опыт Л.Я. Гинзбург блестяще доказал верность этой мысли: ее “Записки блокадного человека”, “Возвращение домой”, “Мысль, описавшая круг” тоже стали бестселлерами.

Интерес к нон-фикшну развивается волнообразно: в сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят сказок, а в относительно спокойные, наоборот, от сказок устают и требуют неприкрытой правды.

У интереса к нон-фикшну в России есть историко-экономи­ческое объяснение: кризис и разочарование итогами нулевых толкает людей от художест­венной прозы к документалистике, к осмыслению реальных событий. Интересно, что предыдущий подобный всплеcк наблюдался в перестроечные годы, когда лекции историков собирали многотысячные аудитории, а у публицистики были колоссальные тиражи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН

Культура постмодернизма предлагает современному человеку компромисс в его различных проявлениях. Поп-арт уравнивает в своей значимости и ценности искусство элитарное и общества потребления, на телевидении и в журналистике такое явление, как инфотейнмент (infotainment), находит этот компромисс между информацией и развлечением.

В культуре сегодня традиционная парадигма понятий уже давно недействительна, отсутствие единого канона, стиля оборачивается возникновением множества субкультур. Это неизбежно приводит к синтетической культуре, где, казалось бы, незыблемые антитезы («высокое — низкое» или «научное — обыденное») не воспринимаются более как актуальные. Показательным примером синтетической культуры можно считать феномен нон-фикшн.

Документ, факт — основное условие нон-фикшн. Но в то же время благодаря художественному, образному видению писатели, обратившиеся к рассматриваемому жанру, осмысливают и группируют материал. Создаваемая ими картина действительности, сохраняя информационную, познавательную функцию, из логического ряда переходит в образный и приобретает художественно-эстетические свойства и качества.

В современной критике под понятием «нон-фикшн» подразумевают жанр, где при описании реальных фактов и событий используются литературные стили и техники, художественно-изобразительные средства и прочие приметы художественного письма. При этом данное понятие четко отделяется от публицистики, журналистики и научной литературы. К произведениям рассматриваемого жанра может быть применен художественной анализ в той же степени, в которой его заслуживают традиционные литературные тексты. Основная задача нон-фикшнсостоит в том, чтобы писать, подобно журналисту, но делать это так, чтобы текст воспринимался как беллетристика.

И здесь нет ничего необычного. Так, еще из теории ораторского искусства Аристотеля следует, что залог успешного выступления состоит вовсе не в строгом следовании логике и истине. Главное правило заключается в другом — оратор должен быть прежде всего убедительным.

Еще одно необходимое условие — то, о чем рассказывает автор, должно быть интереснымили, если иногда тема не представляет большого интереса для читателя, стиль автора должен привлечь читателя к предмету повествования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *