Что такое курсовой угол корабля
Что такое курсовой угол корабля
29.08.2015 18:44
дата обновления страницы
Навигация
25 / 08 /20 07
История изменения сайта
Истинный курс и пеленг, курсовой угол
симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли Nм.
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d. Склонение отсчитывается от северной части истииного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому,- знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную величину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, «указываются па навигационных картах.
Например, в заголовке карты указано: Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты>. Если любитель пользуется этой картой в 1972 году. то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса^в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг МП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия NмSм показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.
Понятия курс, пеленг и курсовой угол
Для обеспечения безопасности плавания корабля и определения его места в море необходимо уметь определять направление движения корабля и направления на видимые с корабля ориентиры.
Направления в море определяется относительно истинного меридиана и называется истинными направлениями.
Направления движения корабля определяется истинным курсом (ИК). Истинным курсом называются горизонтальный угол между северной (нордовой) частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью корабля по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки (Рис. 11).
(Рис. 11)
Диаметральной плоскостью корабля называются вертикальная плоскость проходящая через продольную ось симметрии корабля. Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует линию курса корабля. Таким образом, истинным курсом (ИК) является угол между северной часть истинного меридиана и линией курса.
Истинный курс измеряется от северной (нордовой) части истинного меридиана вправо от 0º до 360º, истинный курс отрицательного курса не имеет.
Направления на видимый с корабля ориентир определяется истинным пеленгом (ИП).
Истинным пеленгом называются горизонтальный угол между северной часть истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект. Истинный пеленг измеряется от северной части истинного меридиана вправо от 0º до 360º. Истинный пеленг всегда имеет положительное значение.
При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом (ОИП):
ОИП = ИП ±180º(6)
При решении определенных задач, для которых важное, значение имеет взаимное расположение корабля и видимого с него ориентира, направление определяется относительно диаметральной плоскости корабля, т.е. определяется курсовой угол (КУ).
Курсовым углом называется угол между диаметральной плоскостью корабля и направлением на предмет. Курсовой угол измеряется от носовой части диаметральной плоскости корабля вправо или влево от 0º до 180º.
Курсовым углом придается наименование правого борта (КУ п.б.) или (КУ л.б.)
При решении задач курсовые углы правого борта считаются положительными и имеют знак «плюс» (+), а курсовые углы левого борта считаются отрицательными и имеют знак «минус» (−).
При решении ряда задач, особенно с применением счетно-решающих к приборов, курсовой угол измеряется в круговом счете. Счет ведется от носовой части диаметральной плоскости корабля вправо от 0º до 360º (Рис. 12).
(Рис. 12)
Курсовой угол в круговом счете получил название отсчета курсового угла (ОКУ). Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами определяется выражениями:
ОКУ = КУ п.б.(7)
Направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля, называются траверзом. Предметы, находящиеся на КУ = 90º правого или левого борта, находятся на траверзе корабля.
Можно вывести зависимость между ИП, ИК и КУ:
ИП = ИК + КУ; (8)
ИК = ИП – КУ;
КУ = ИП – ИК;
При решении задач по формулам (1) следует понимать, что эти формулы алгебраические. В них курсовой угол КУ берется со своим знаком. При этом необходимо учитывать, что ИК и ИП не имеют отрицательное значение ИК и ИП, то его нужно вычесть из 360º, полученный результат считать положительным.
При решении практических задач кораблевождение нередко используется положение траверза предмета как правило, момент траверза фиксируется истинным пеленгом на этот предмет, который рассчитывается по формуле:
ИП1 = ИК ± 90º п.б./л.б.(9)
1. Пример ИК = 240,0º, КУ = 60º п.б. Определить ИП и ОИП.
Решение:ИП = ИК + КУ: ИП = 240,0º + 60º = 300,0º
2. Пример ИК 50,0º, ИП = 150,0º. Определить КУ и ОКУ
ОКУ = КУ п.б.; ОКУ = 100º
3. Пример ИП = 240,0º, КУ = 30º п.б. Определить ИК.
Решение:ИК = 240,0я – 30,0º = 210,0º
Учебник по навигации
Глава 2
Ориентирование корабля в море
§ 9. Истинный курс, истинный пеленг и курсовой угол
При решении основных задач кораблевождения постоянно возникает необходимость определять направление движения корабля и направления с корабля на различные объекту.
Направление движения корабля определяется положением его диаметральной плоскости относительно плоскости истинного меридиана, т. е. его истинным курсом. Истинный курс (ИК) есть двугранный угол между плоскостью истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля (смотрите рисунок). Этот двугранный угол измеряется углом в плоскости истинного горизонта между северной частью линии истинного меридиана и линией курса корабля. Под линией курса корабля понимается след от сечения плоскости истинного горизонта диаметральной плоскостью корабля.
Направление на какой-либо наблюдаемый объект определяется двугранным углом между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект. Этот угол называется истинным пеленгом (ИП). В плоскости истинного горизонта истинный пеленг измеряется плоским углом между линией истинного меридиана и линией пеленга. Линией пеленга является прямая линия, по которой пересекается плоскость истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый объект.
В принципе и истинный пеленг и истинный курс могут отсчитываться в любой системе счета направлений. Однако основной системой является круговая, в которой истинный курс и истинный пеленг отсчитываются от северной части меридиана наблюдателя по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Направление, отличающееся от истинного пеленга на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП).
ИП = ИК + КУ. (20)
Эта зависимость легко устанавливается из рассмотрения рисунка. При подстановке в эту формулу величины курсового угла, выраженного в полукруговом счете, нужно учитывать его знак, определяемый наименованием борта, с которого наблюдается объект.
Если результат вычисления по приведенной формуле окажется больше 360°, то из него нужно вычесть 360°. Если при вычислении в правой части окажется отрицательная величина (при КУл.б), то для получения ИП полученную величину нужно вычесть из 360°.
Решение.
ИП = 78° + ( + 66°) = 144°. ОИП = 144° + 180° = 324°.
Пример 3. ИК =194°, ИП = 70°. Определить КУ.
Решение. КУ = 70°—194° = —124° = 124°л.б
Решение. ИК = 240° — (—60°) == 300°.
Курс относительно ветра
румбы | градусы | курс |
---|---|---|
1 | 0 | Левентик |
2 | 11,25 | Бейдевинд крутой |
3 | 22,5 | |
4 | 33,75 | |
5 | 45 | |
6 | 56,25 | |
7 | 67,5 | Бейдевинд полный |
8 | 78,75 | |
9 | 90 | Галфвинд |
10 | 101,25 | Бакштаг крутой |
11 | 112,5 | |
12 | 123,75 | |
13 | 135 | Бакштаг полный |
14 | 146,25 | |
15 | 157,5 | |
16 | 168,75 |
румбы | градусы | курс |
---|---|---|
17 | 180 | Фордевинд |
18 | 191,25 | Бакштаг полный |
19 | 202,5 | |
20 | 213,75 | |
21 | 225 | |
22 | 236,25 | Бакштаг крутой |
23 | 247,5 | |
24 | 258,75 | |
25 | 270 | Галфвинд |
26 | 281,25 | Бейдевинд полный |
27 | 292,5 | |
28 | 303,75 | Бейдевинд крутой |
29 | 315 | |
30 | 326,25 | |
31 | 337,5 | |
32 | 348,75 |
Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, различают курс правого и левого галса. Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:
Содержание
Левентик
Фордевинд
Галфвинд
Бакштаг
Бейдевинд
Лавировка
Прямо против ветра парусник идти не может. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот.
Поворотов относительно ветра существует два вида:
Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть, а «привестись к ветру». Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением ветра и ДП лодки, то говорят, что необходимо «увалиться под ветер». Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки. Для этого его необходимо подтягивать к ДП — «выбирать», или же отпускать — «травить».
В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы относительно ветра могут быть правого и левого галса.
При курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд, а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для уточнения курса относительно ветра применялись выражения: «корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°); «Корабль идёт штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг при курсовом угле 12 румбов, или 135°). Применяют также понятие «крутой бейдевинд», как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 румбов, или до 135 ° и более 135 ° соответственно).
Расчет пути судна по известным значениям компасного направления ветра, курс относительно ветра, поправки компаса и дрейфа называется в парусном флоте исправлением румбов.
Истинные курс и пеленг, курсовой угол
Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
2) МП + (± d ) = ИП или ИП — (± d ) = МП.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта — знак минус.
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (— 10°), ИП = 280°+ (— 10°) = 270°.