Что такое зеркало гезелла
ЗЕРКАЛО ШПИОН. ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА.
Рассмотрим, что значит ЗЕРКАЛО ШПИОН (ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА). Почему оно несёт такое таинственное название «Шпион»? Как это работает?
В качестве примера можно привести зеркальные очки. Человек, их надевший, всё и всех видит, но люди, которые смотрят на него, видят только собственное отражение в линзах. Подобным образом работает и ЗЕРКАЛО ШПИОН.
Полупрозрачное зеркало в действительности представляют собой стёкла, покрытые тонким слоем металла — так, что часть падающего на поверхность стекла света отражается, а часть проходит насквозь. При этом насквозь свет проходит в обоих направлениях.
Если создать определенные условия освещённости, то одна сторона будет выполнять функцию зеркала, а другая – окна.
На фоне яркого отражения затемнённый интерьер – не виден!
Изготовление самых первых полупрозрачных стёкол-шпионов относится на счёт американского психолога А. Гизела. Впоследствии чего они и получили его имя. Он впервые проводил наблюдения при помощи этого специфического стекла за группой детей и выявлял особенности их развития.
Особенности производства.
Обычное зеркало представляет собой стекло, на заднюю сторону которого нанесена амальгама – отражающее покрытие, состоящее из сплавов различных металлов. Этот слой имеет солидную толщину и плотность, поэтому с изнаночной стороны обычного зеркала невозможно что-либо рассмотреть, поскольку человек перевернувший зеркало, видит только слой напыления, и степень освещения, в данном случае, не имеет значения.
Для изготовления ЗЕРКАЛ ШПИОНОВ также применяется технология напыления, только наносимый слой – очень тонкий. Из-за незначительной толщины частично пропускает свет.
Особенности ЗЕРКАЛ ШПИОНОВ (ЗЕРКАЛ ГЕЗЕЛЛА).
ЗЕРКАЛО ШПИОН имеет меньший процент светопропускания (5-7%) и используется в помещениях для живого наблюдения и зеркалах-туннелях.
ЗЕРКАЛО ГЕЗЗЕЛА (15-20%) имеет больший процент светопропускания и применяется для создания мониторов и камер видеонаблюдения.
Сфера применения
Данное стекло обширно используется в разных сферах:
Зеркало Шпион (Гизеллу) зачастую сложно с первого взгляда отличить от обычного зеркала.
Как же это сделать?
Достаточно сделать простой тест, приблизив к зеркалу указательный палец.
Если вы видите ПРОСТРАНСТВО между пальцем и его отражением, речь идет о НАСТОЯЩЕМ зеркале. А если ваш палец соприкасается с отражением, то это и есть ЗЕРКАЛО ШПИОН.
СТЕКЛОДИЗАЙН БЕЛОГОРЬЕ производит ЗЕРКАЛО ШПИОН (ГЕЗЕЛЛУ) с коэффициентом прозрачности 16%
Зеркало шпион (Гизелла).
Это изделие выполнено из особого вида стекла, которое пропускает свет лишь в одну сторону, и не пропускает в другую. Данные стекла часто используются архитекторами при возведении новых конструкций зданий. Зеркало можно закреплять в нише, при этом его можно обрамлять с обеих сторон.
Стекло марки М1 имеет самое высокое качество. При этом плотность напыления, а так же цвет можно изменять в соответствии с пожеланиями клиента.
После монтажа зеркала шпиона, очень важно установить правильное освещение по обе стороны зеркала. Если помещение светлое, то зеркало гизелла будет восприниматься как обычное отражающее зеркальное полотно. Наблюдатель, который находится в более темном помещении, зеркало будет прозрачным как окно.
Принцип работы зеркала представлен в данном видеоролике:
Максимальный размер зеркала 2500 х 1600 мм
Отношение освещенности в помещении должно быть не менее 3:1
Благодаря нанесению на поверхность зеркала тонкого слоя на основе титана, поверхность приобретает отражающие свойства. При этом вы будете видеть все происходящее за стеклом, но вас никто не будет видеть.
*Прим. Из зеркала с 5%-светопрозрачностью изготавливают зеркало-туннель с эффектом бесконечности.
Стеклопакеты из стекла серии «Шпион»
Тип | Формула | Толщина (мм) | Стоимость за м 2 |
Однокамерный | 4+16+4 | 14-36 | 3500 |
Двухкамерный | 4+(6..10)+4+(6..10)+4 | 24-32 | 4500 |
Двухкамерный+ | 4+(12..16)+4+(12..16)+4 | 34-44 | 5500 |
Также выполняем доставку продукции в регионы траспортными компаниями.
Прозрачное зеркало часто используется для комнат наблюдений, телесуфлеров, изготовления «зеркала в телевизоре» очень модное и популярная сейчас фишка в интерьере:
Идея использовать технологию одностороннего зеркала для внутреннего убранства помещений известна и интересна дизайнерам с давних пор. Такие зеркала архитекторы используют при строительстве новых зданий.
Изготовление светопрозрачного покрытия из титана.
Принцип действия титанового покрытия зеркала-шпиона:
1 комната | Эффект | 2 комната |
Светло | Темно | |
Темно | Прозрачно Отражение | Светло |
Светло | Отражение 95% Отражение 95% | Светло |
Тонированное зеркало с напылением серии «шпион» обладает эффектом с односторонней видимостью, т.е. вы сможете наблюдать за другими, но при этом сами останетесь невидимыми.
Зеркальное стекло архитекторы и дизайнеры применяют при наружной отделке и декоративной внутренней отделке помещений, офисных зданий. Также оно применяется при изготовлении мобильных перегородок и корпусной мебели. Как правило, зеркальное стекло применяют на отражение со стороны стекла без нанесенного покрытия. Такой эффект достигается благодаря применению специального состава, который образует сильную зеркальность с одной стороны и достаточно низкую с другой.
Особо популярными являются цветные зеркальные стекла с напылением. Их используют при отделке ресторанов, развлекательных заведений, торговых центров. Свою популярность они получили благодаря тому, что это имеют способность зрительного увеличения объема, способны придавать привлекательность и оригинальность внутреннему интерьеру. В разряд «специальных стекол» включаются стекла для специального применения.
Покрытие этих зеркал получают способом титанового напыления различной интенсивности, или наклеивая на тыльную часть стекла специальную тонированную плёнку. Для производства таких зеркал может применяться любое по толщине стекло. В состав напыления входит мелкодисперсный порошок титана, который имеет высокую сопротивляемость к воздействиям внешней среды без существенных изменений свойств.
Сравнение прозрачности шпион и гезелла при соотношении света 1 к 1
® Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного согласия правообладателя.
Зеркало Шпион (гизелла)
Это изделие выполнено из особого вида стекла, которое пропускает свет лишь в одну сторону, и не пропускает в другую. Данные стекла часто используются архитекторами при возведении новых конструкций зданий. Зеркало можно закреплять в нише, при этом его можно обрамлять с обеих сторон.
Стекло марки М1 имеет самое высокое качество. При этом плотность напыления, а так же цвет можно изменять в соответствии с пожеланиями клиента.
После монтажа зеркала шпиона, очень важно установить правильное освещение по обе стороны зеркала. Если помещение светлое, то зеркало гизелла будет восприниматься как обычное отражающее зеркальное полотно. Наблюдатель, который находится в более темном помещении, зеркало будет прозрачным как окно.
Принцип работы зеркала представлен в данном видеоролике:
Максимальный размер зеркала 2500 х 1600 мм
Отношение освещенности в помещении должно быть не менее 3:1
Благодаря нанесению на поверхность зеркала тонкого слоя на основе титана, поверхность приобретает отражающие свойства. При этом вы будете видеть все происходящее за стеклом, но вас никто не будет видеть.
*Прим. Из зеркала с 5%-светопрозрачностью изготавливают зеркало-туннель с эффектом бесконечности.
Стеклопакеты из стекла серии «Шпион»
Тип | Формула | Толщина (мм) | Стоимость за м 2 |
Однокамерный | 4+16+4 | 14-36 | 3500 |
Двухкамерный | 4+(6..10)+4+(6..10)+4 | 24-32 | 4500 |
Двухкамерный+ | 4+(12..16)+4+(12..16)+4 | 34-44 | 5500 |
Также выполняем доставку продукции в регионы траспортными компаниями.
Прозрачное зеркало часто используется для комнат наблюдений, телесуфлеров, изготовления «зеркала в телевизоре» очень модное и популярная сейчас фишка в интерьере:
Идея использовать технологию одностороннего зеркала для внутреннего убранства помещений известна и интересна дизайнерам с давних пор. Такие зеркала архитекторы используют при строительстве новых зданий.
Изготовление светопрозрачного покрытия из титана.
Принцип действия титанового покрытия зеркала-шпиона:
1. Обычное зеркало (свет 5:1) | 2. Тонированное стекло (свет 1:1) | 3. Прозрачное стекло (свет 1: прозрачность/отражение зеркала зависит от уровня света в противоположных комнатах:
Тонированное зеркало с напылением серии «шпион» обладает эффектом с односторонней видимостью, т.е. вы сможете наблюдать за другими, но при этом сами останетесь невидимыми. Зеркальное стекло архитекторы и дизайнеры применяют при наружной отделке и декоративной внутренней отделке помещений, офисных зданий. Также оно применяется при изготовлении мобильных перегородок и корпусной мебели. Как правило, зеркальное стекло применяют на отражение со стороны стекла без нанесенного покрытия. Такой эффект достигается благодаря применению специального состава, который образует сильную зеркальность с одной стороны и достаточно низкую с другой. Особо популярными являются цветные зеркальные стекла с напылением. Их используют при отделке ресторанов, развлекательных заведений, торговых центров. Свою популярность они получили благодаря тому, что это имеют способность зрительного увеличения объема, способны придавать привлекательность и оригинальность внутреннему интерьеру. В разряд «специальных стекол» включаются стекла для специального применения. Покрытие этих зеркал получают способом титанового напыления различной интенсивности, или наклеивая на тыльную часть стекла специальную тонированную плёнку. Для производства таких зеркал может применяться любое по толщине стекло. В состав напыления входит мелкодисперсный порошок титана, который имеет высокую сопротивляемость к воздействиям внешней среды без существенных изменений свойств. Сравнение прозрачности шпион и гезелла при соотношении света 1 к 1
Компания «Альфагласс» предлагает несколько вариантов окраски: Сталь, Золото, Бронза. Наиболее популярным является зеркало с остаточной пропускаемостью около 10 %, но при желании заказчика остаточное пропускание возможно сделать любым с шагом в 5% процентов. Обратите внимание, чем больше пропускания, тем меньше оно напоминает зеркало, поскольку процент отражения снижается. Стекла активно используются в перегородках, мебели, и в том числе для различных ниш, панелей за которыми находится либо мониторы, видеокамеры, как элемент декоративной подсветка. Эти же виды стекол, могут быть исполнены как двухсторонние зеркала, т.е. с 0-3% пропускания. Кроме того на одном листе можно сочетать фрагментами зеркало + зеркало с остаточной пропускаемостью( шпион) Напыление может быть нанесено на любую толщину стекла от 4 до 20мм.
Новейшие технологии позволяют использовать зеркало Геззела в дизайне интерьера. Например в сочетании с телевизором. При включенном TV вы можете переключать каналы с новостей на клипы, а при выключенном это будет обычное зеркало
Кроме интерьера двустороннее зеркало может использоваться в фасадах. Цветовая гамма «Серебро», «Бронза», «Золото» фасадного стекла с различными параметрами пропускания и отражения позволяет создавать различные эстетические эффекты. Множество вариантов дизайна открывает простор для индивидуальных комбинаций и решений для внутренней и внешней отделки помещений и создания эксклюзивных интерьеров Монтаж стекла-шпионНа стекло возможно нанесение клея, протирать растворителем, спиртом, любым средством по уходу за стеклом. Адгезия высокая и клей не оторвет металл от стекла. Размещать двустороннее зеркало можно как покрытием внутрь, так и покрытием наружу (в этом случае несколько больше будут видны возможные царапины от неправильного ухода в дальнейшем). Покрытие царапается только вместе со стеклом (нельзя при чистке применять абразивные материалы), но в отличии от прозрачного стекла, где микроцарапины слабо заметны, здесь их будет лучше видно. Это особенно важно при использовании «на просвет», где при желании, возможно увидеть даже 0,1 мм микроцарапину (с малого расстояния). Покрытия хим. влагостойкие, не подвержены коррозии и служат столько сколько служит стекло. Тем не менее все же не стоит их мыть сильными кислотами, способными растворять, хоть и медленно, нержавейку и даже титан. Журнал Практической Психологии и Психоанализа
ВВЕДЕНИЕПри подготовке системных семейных психотерапевтов широко используется наблюдение за зеркалом Гезелла. На первом году обучения слушатели имеют возможность наблюдать за работой опытных специалистов, а в последующие два года – сами представляют свои случаи для анализа супервизоров, работая за односторонним зеркалом. Безусловно, на каждом этапе использование данной формы обучения имеет свои задачи, связанные со степенью подготовленности молодых специалистов. Постепенно эти задачи усложняются и перерастают в цели профессиональной супервизии, которая является составной частью профессионального роста терапевта любого направления, в том числе и системного семейного психотерапевта. А.Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»). В терапевтической практике и для обучения студентов одностороннее зеркало впервые было использовано в 1953 году Чарльзом Фулуэйлером (Калифорния). А широкое распространение в семейной же терапии одностороннее зеркало получило после работ Минухина и его коллег в Нью-Йорке. Основной задачей исследователи ставили возможность наблюдать и комментировать работу друг друга с семьями. Как отмечают Николс и Шварц «одностороннее зеркало открыло окно в мир семейного процесса, чего прежде никогда не бывало». Одностороннее зеркало, а в последствии и видеозапись, позволили наблюдать реальное взаимодействие в семье в процессе терапии, как бы сейчас сказали on-line. Для студентов же – это возможность наблюдать за техникой работы мастеров терапии. Для супервизоров зеркало Гезелла предоставляет уникальную возможность осуществлять непосредственную прямую обратную связь со студентами, работающими с семьями. Здесь стоит сказать о том, что супервизия за зеркалом позволяет давать рекомендации по работе с семьей, не дожидаясь окончания сессии: супервизор может вмешаться в процесс на любом этапе, направив терапию в наиболее эффективном направлении, предложить совет или пригласить терапевта посовещаться. И подобная живая супервизия стала стандартным методом обучения молодых специалистов, в том числе и в России. С другой стороны, оставаясь незамеченным наблюдателем, терапевт получает опыт наблюдения с позиции отстраненного эксперта. То есть, люди, находящиеся по разные стороны зеркала не являются равными по статусу. И это положение критикуется терапевтами – ориентированными на постмодернистский подход. Тем не менее, терапевты постмодернисткой парадигмы используют одностороннее зеркало в командной работе, когда группа терапевтов работает совместно с семьей и им нужно в разные моменты входить и выходить из кабинета. Таким образом, возможность наблюдать за семьей, когда её члены демонстрируют текущие паттерны взаимодействия, представила уникальную возможность применения системного мышления в психотерапии. В соответствии программой подготовки в Институте практической психологии и психоанализа в течение первого года будущие семейные психотерапевты в режиме реального времени наблюдают за терапией семей, которую проводят более опытные коллеги, а на втором году молодые специалисты, работая за зеркалом, получают «живую» супервизию. Что дает такой опыт самим слушателям? Именно этот вопрос оказался в центре обсуждения два года назад на традиционной весенней конференции, когда наши коллеги – студенты семейной специализации делились своими впечатлениями о супервизиях, проходящих за зеркалом под наблюдением опытных мастеров – преподавателей нашего института. В Журнале практической психологии и психоанализа за 3 сентября 2006 г. была напечатана их статья «Круглый стол: Об опыте «живых» супервизий в обучении системной семейной терапии». Мы хотели бы продолжить эту, на наш взгляд, интересную тему и рассказать вам в форме своеобразного четырехчастного доклада-отчета о том, как проходит обучение на первом году специализации по системной семейной терапии, когда студенты пока еще только наблюдают работу преподавателей А.Я.Варги и А.В.Черникова, что было интересно лично каждому из авторов данной работы, что может быть полезно для будущих слушателей специализации. Наблюдение за работой опытного семейного специалиста позволяет, в первую очередь, систематизировать изученный к этому времени теоретический материал. К сожалению, современная ситуация складывается таким образом, что молодые специалисты далеко не всегда имеют возможность проводить собственные приемы. А тем более отсутствие опыта системного анализа ситуаций, не позволяет принимать семьи и, таким образом, накапливать собственный практический опыт. Дефицит последнего и восполняется в результате наблюдения за терапией семьи в условиях одностороннего зеркала. Следующим моментом, существенно дополняющим первый тезис, является факт получения в процессе обучения реальных примеров, иллюстрирующих отдельные теоретические положения классиков системного подхода. Таких как, примеры патологических коммуникаций в наблюдаемых семьях, в частности, «двойные ловушки»; снижения уровня дифференциации от поколения к поколению, трансгенерационной передачи патологических паттернов коммуникации; функции симптома в семейной системы и т.д. Светлана Тимофеева, анализируя особенности взаимодействия между членами одной из наблюдаемых за зеркалом семей, нашла, что феномен, описанный Бейтсоном как «алкогольная коммуникация», может быть распространен и на другие способы взаимодействия в семьях. Алкогольная коммуникация в семейной системе – универсальный феномен?Зеркало Гезелла позволяет наблюдать терапию со стороны, увидеть коммуникации, не вступая в терапевтическое взаимодействие с семьей. На меня произвел впечатление феномен алкогольной коммуникации в семье матери-одиночки и ее сына мальчика-инвалида. Очевидно, что компьютерная зависимость имеет ту же логику, что и алкогольная. Но меня удивило, как алкогольная коммуникация может транслироваться даже на такие социальные сферы, как, например, посещение школы. Системно-теоретическое исследование алкогольной зависимости, описанное Г. Бейтсоном в статье «Кибернетика Я: теория алкоголизма», открыло мне новое видение процесса коммуникации в семейной системе клиента. Я увидела много общего между алкогольной коммуникацией, описанной Г. Бейтсоном, и интеракциями, существующими в наблюдаемой нами семье. Генограмма наблюдаемой семьи Просто поразительно, как, люди, не употребляющие алкоголь, демонстрируют поведение, свойственное алкоголикам. Мне хотелось бы поделиться с вами своими наблюдениями. Сопоставить их с вышеупомянутыми идеями алкогольной зависимости, представляющими большой интерес для понимания теории систем. Жизнь зависимого алкоголика условно делится на две стадии: трезвость и интоксикация. Если рассмотреть в этом ракурсе стадии взаимодействия идентифицированного пациента (И.П,), можно выделить «трезвое поведение»: И «пьяное поведение»: Одной из причин, по которой ребенок отказывается от посещения школы, является его неудовлетворительная жизнь в школьной среде. Свои визиты туда И.П. описывает, как тревожные моменты жизни, полные фрустраций и опасений. Его поведение в школе пассивно-агрессивное. Во многих случаях люди используют алкоголь и даже крайнюю интоксикацию как анестезию от обычного горя, обиды или физической боли. Что происходит с зависимыми алкоголиками: «горе», «обида» и «фрустрация» повсеместно используются ими как оправдание для выпивки. Нечто похожее я увидела в семье за зеркалом. Дети после серьезной перенесенной травмы перестают посещать школу, находятся какое-то время в изоляции от своих фактических возрастных потребностей, и функционально «превращаются в младенцев», за которыми ухаживают родители. Однако семья и ее субъекты повсеместно используют болезнь ребенка, как оправдание для невозможности сепарироваться, приобрести эмоциональную независимость. Семейное окружение мальчика уговаривают его пойти в школу, подобно тому, как близкие алкоголика уговаривают его быть сильным, бороться с искушением. Однако, после наступления того часа, когда ему надо было выходить в школу, а он остался дома, мотивация идти в школу обращается в ноль. Тоже самое происходит с алкоголиком, после первой рюмки. Гордость И.П. заключается в том, что он МОЖЕТ ходить в школу. И когда он туда идет, то видит в этом великое событие. Его принцип жизни «Я могу» сталкивается с некой субстанцией «головной болью», с «сидением дома», которая бросает ему вызов. Когда в борьбе побеждает «сидение дома», это мальчиком рассматривается, как элемент от него никак не зависящий, помещенный вне границ самого себя. «Это не я не пошел в школу, это головная боль меня туда не пустила». Алкоголическая «гордость» последовательно сужает концепцию «Я», помещая происходящее вне границ его компетенции. Так называемая «гордость» алкоголика всегда предполагает реального или фиктивного «другого». У алкоголика с другим складывается конкретные отношения: либо симметричные, либо комплементарные. Когда И.П. постепенно инвалидизировали, он пытался бороться с мамой и бабушкой, которые призывали, заставляли его идти в школу, приводили самые разные аргументы. Теперь на попытки отправить мальчика в школу, он либо комплементарно противопоставляет болезнь, показывая ее во всей красе. Либо утверждает свою силу попытками противостоять болезни, «выучив учебник по физике за один день и успешно сдав экзамен». Однако это характерно для симметричных реакций, короткий период успешной борьбы ослабляет его мотивацию, и мальчик снова впадает в «пьяную стадию», т.е. остается дома и перестает ходить в школу. Симметричное усилие требует непрерывного присутствия оппонента. По мере усугубления ситуации, и патологического развития семейной системы, фокус борьбы смещается. Теперь ни мама, ни бабушка не в силах оказать на него давления, и И.П. вовлекается в новый тип симметричного конфликта. Он должен доказать, что не хождение в школу не помешает ему успешно ее закончить и социализироваться. Что он и пытался сделать на сессиях за зеркалом. Тем временем мальчик растет, у него появляются новые подростковые потребности, общаться с девушкой, например. Его отношения с той субстанцией, которая ходила бы в школу, социализировалась, общалась с друзьями, все ухудшаются, провоцируя неуверенность и парализуя возможность сдвинуться с точки. Юноша не может принять то, что его образ жизни не позволит ему сепарироваться, социализироваться, и достигнуть заветных желаний. Итак, можно сказать, что подобно тому, как отношения между алкоголиком и его реальным или фиктивным «другим» явно симметричны и явно схизмогенны, отношения между «пьяным поведением» ребенка, сидящего дома, находящегося в самоизоляции и другим «трезвым поведением» ребенка, посещающего школу, социализирующегося и сепарирующегося, имеют симметрический схизмогенез. Они подвержены эскалации. Г. Бейтсон в статье «Кибернетика Я: теория алкоголизма» выдвигал предположение о том, что алкоголик в трезвом состоянии действует в русле эпистемологии, хотя и традиционной для западной культуры, но неприемлемой с точки зрения теории систем; состояние алкогольной интоксикации дает алкоголику частичный и субъективный прорыв к более правильному состоянию сознания. Анализируя процессы взаимодействия в семейной системе клиента, я нашла подтверждение этих идей. Имея возможность в течение года наблюдать за работой двух мэтров отечественной системной семейной психотерапии, слушатели получают интересный опыт сравнения разных стилей работы. Примеряя замеченные различия к собственным потребностям, молодой специалист получает уникальную возможность определиться со своим будущим стилем работы, который, безусловно, будет выкристаллизовывать только в ходе последующей собственной практики. Но, тем не менее, на наш взгляд, начинающий системный психотерапевт начинает выделять отдельные, наиболее эффективные паттерны терапевтического воздействия именно при работе за зеркалом Гезелла. Римма Максимова посчитала важным для себя поделиться опытом поиска профессиональной идентичности в течение первого полугода обучения на программе специализации по системной семейной терапии. Поиск профессиональной идентичности: формирование системного взгляда на проблемуВ этом докладе мне хотелось бы затронуть вопрос поиска собственной профессиональной идентичности в период занятий с использованием зеркала Гезелла. До специализации по системной семейной терапии, я изучала различные курсы (Эриксоновскую терапию, психодраму, телесно-ориентированную терапию) и получила достаточно многоплановый взгляд на различные виды терапии. Интерес к внутреннему миру человека, а также знание техник работы в разных подходах, позволяет мне внутренне принять тезис о равноправности всех людей, и это помогает мне удерживаться в нейтральной позиции по отношению к клиентам. Для меня важно было понимать, что каждый человек уникален. И, наверное, поэтому в начале обучения на специализации мне было трудно перестроиться на системный взгляд на проблемы в семейных отношениях. Часто на сессиях за зеркалом события в семье виделись как причинно-следственные, непросто было отойти от линейной логики рассматривания коммуникаций и поведения членов семьи. Сложно было сосредоточиться именно на взаимодействии клиентов, уйдя от личных проблем каждого. Не всегда получалось выделить циркулярную последовательность во взаимодействии членов семьи, приводящую к повторяющимся паттернам в их поведении. По прошествии полугода обучения, восполняя знания занятиями на базовых дисциплинах, я увидела многогранность различных подходов и техник семейной терапии. Стали более понятны техники и приемы, которые использовались на занятиях за зеркалом (присоединение, деконструкция, уникальный эпизод, экстернализация, циркулярное интервью и другие). В живом процессе терапии постепенно выстраивалась системная гипотеза, в случае с семьей – при первоначальном запросе родителей, что дочка плохо себя ведет, выяснилось, что дочка «поставляет» в семью проблемы, чтобы родители занимались ею, оставались в родительских ролях, не решали свои супружеские проблемы, которые больше угрожают целостности семье, чем детские проблемы дочки. Большое впечатление на меня при работе с семьей произвела индивидуальная сессия с ребенком (в случае работы с семьей), то насколько девочка может включаться в ситуацию, быть дисфункциональным подростком, чтобы вытягивать маму из собственной родительской семьи. В этом взаимодействии я наглядно увидела как происходит циркулярное взаимодействие и работает гомеостаз системы: мама уходит из супружеской роли в детскую для своих родителей, дистанция увеличивается, супруги ссорятся, дочка предъявляет свои проблемы – родители взаимодействуют по этому поводу и дистанция сокращается, увеличивается тревога, и возникает супружеский конфликт. Также я для себя отметила, как укрепление горизонтальных связей – супружеской коалиции, положительно влияет на семейную систему, сближается дистанция между супругами, нет необходимости взаимодействовать между собой через проблемы дочки, что, в свою очередь, дает подростку возможность сепарироваться. Еще меня очень впечатлило мастерство терапевта находить точные слова для каждого, говорить на языке клиентов, заменяя профессиональные термины обычными словами. На одной из сессий при работе с мамой и сыном я смогла оценить, как каждый вносит свой вклад в проблему и отследить циркулярную последовательность: сын не ходит в школу, хочет сидеть дома – это позволяет маме также сидеть дома, она всегда нужна – можно не искать хорошую работу, уход за сыном ее оправдывает, в то же время она подкрепляет его поведение – он сидит дома и она работает полдня. Наблюдая, как ритуалы, предписанные семье для сближения дистанции между супругами и укрепления супружеской подсистемы, влияют на взаимоотношения партнеров, я посчитала полезным использовать их и в собственной семье. С помощью занятий «за зеркалом» мне легче было осознать свою роль в своей семейной системе и увидеть процессы, происходящие в семье. Буквально каждое занятие и тренинг добавляют знаний и формируют системный подход. Но, даже осознавая все это, не просто избегать возвратов к старым реакциям, все изменения происходят постепенно. Сравнивая свой опыт в качестве клиента, наблюдая за работой терапевта за зеркалом и видя изменения во взаимодействии членов семьи, яснее понимаешь процессы, происходящие на терапевтической сессии. Практические занятия с использованием зеркала Гезелла дают наглядное подкрепление теоретических знаний, которые даются на лекциях. Опыт живого наблюдения за реальным терапевтическим процессом нельзя заменить никаким теоретическим материалом! Виктория Ананьева размышляла об опыте участия в работе рефлексивной команды с клиентами, которые находились в терапии у Анны Яковлевны Варги в течение первого полугодия нашего обучения. Рефлексивная команда как механизм включения более тонких уровней рефлексииДальнейшее становление семейной терапии проходило по пути развития отношений реального сотрудничества команды, терапевта и семьи под влиянием философии конструктивизма. Стив де Шейзер разработал свою, ставшую классической, схему подобной работы. Согласно ей команда все еще находится за зеркалом, но это уже не просто внешней наблюдатель, а полноправный участник терапевтического процесса. Члены группы описывают те закономерности взаимодействия, которые демонстрирует и описывает сама семья. Функции команды и терапевта, называемого проводником, здесь четко разделены. Каждая из сторон имеет решающий голос в соответствии с полной ответственностью за свою часть работы. На следующем этапе развития семейной терапии клиенты стали привлекаться как свидетели обсуждения в команде. И в этот период использование зеркала перестало быть неотъемлемой частью терапевтического процесса. Команда и клиенты могли находиться в одном помещении, что не противоречило общей логике ведения терапевтической сессии. Клиенты получили доступ ко всему многообразию высказываний о своей семейной ситуации. И основной задачей команды становится создание максимально широкого представления о происходящем с семьей. Все участники процесса были в равной степени вовлечены в обсуждение с правом высказывать несогласие с отдельными идеями. С этого момента команда, функционирующая в присутствии клиентов, стала называться рефлексивной. Новую концепцию командной работы в семейной терапии описал в1987 году Том Андерсен из Норвегии. Согласно ей, рефлексивная команда воплощает в терапевтической практике главную конструктивисткую идею: значения, смыслы и интерпретации не существуют ни объективно сами по себе, ни «внутри» индивидуальной психики. Они рождаются в процессе диалогов. Я не стану рассказывать о влиянии, которое оказывает команда терапевтов на клиентов. Об этом много написано. Мне хочется остановиться на собственном опыте, который я получила в ходе подготовки, а затем и участия в такой работе. Как вы уже, наверное, поняли, в течение первого полугода обучения системной семейной терапии нам удалось наблюдать работу с двумя семьями. По мнению терапевта, непосредственно ведущего сессии, для одной из них было бы полезно услышать, что думает группа о происходящем в терапии. Эта семья, состоящая из отца, матери и дочери-подростка 14 лет, пришла в терапию по направлению школьного психолога, которого насторожило состояние девочки по результатам проведенного рисуночного теста. Иными словами, поводом для обращения в терапию послужил дисфункциональный ребенок, который своим поведением как бы возвращал мать в семью. Тем не менее, достаточно быстро стало понятно, что основная проблема кроется в супружеской дисфункции. Просто обращение по поводу ребенка было более безопасно. В результате проведенной работы наметилась некоторая положительная динамика в укреплении супружеской подсистемы (хотя и частично, но были выполнены предписания, направленные на сближение супругов). А поскольку семью можно было отнести к типу несбалансированных семейных структур, то достигнутые результаты, внешне кажущиеся небольшими, уменьшали риск нарастания тревоги, что позволяло семье меняться длительно и постепенно. Именно поэтому, готовя нас как рефлексивную команду, семейный терапевт сосредоточил внимание на разнообразных способах выражения поддержки с минимальным количеством интерпретаций, которые могли бы остановить тенденцию к позитивным изменениям в системе. Также для минимизации риска возвращения семьи на привычные паттерны поведения, было решено из всех возможных форм работы, остановиться на той, когда рефлексивная команда, находящаяся в ходе всей терапии за односторонним зеркалом, переходит в консультативный кабинет и высказывает свои идеи непосредственно клиентам. Последние, в свою очередь, имеют возможность выразить согласие или несогласие с тем, что услышали. В подготовке участвовала вся наша группа. Первоначальная задача состояла в выделении ресурсных тем для находящейся в терапии семьи. Разворачивание их перед клиентами в разных ракурсах должно было укрепить основу для начавшихся изменений. Следующим этапом подготовки была отработка правильности построения фраз. Это не было столь легко, как может показаться. Ведь свободное владение определенными, терапевтически грамотными штампами требует многократных повторений. Можно сказать, это была своеобразная артикуляционная гимнастика, в ходе которой мы тренировали навык использования определенных речевых шаблонов, с одной стороны. А, с другой стороны, это была тренировка умения выражать свои мысли максимально полезным для клиентов образом. У каждого участника группы актуализировалась необходимость вербализовать чувства или мысли, возникавшие в процессе наблюдения за семьей. Здесь важно было понять, что действительно могло быть полезно семье, а что – простое человеческое любопытство. И еще один важный момент. В данном конкретном случае, в ходе терапии по отношению к отдельным членам семьи у всей группы в целом, и лично у меня, чаще появлялись негативные эмоции. А этого нельзя было демонстрировать. Поэтому такая подготовка стала еще и тренингом позитивного переформулирования. Безусловно, в целом в результате работы за односторонним зеркалом весьма важным опытом, который могут вынести слушатели, является рефлексия по поводу увиденного. По окончании каждого дня работы члены обучающейся группы имели возможность поделиться собственными чувствам и переживаниями, возникшими в ходе наблюдения за происходящим. Участие же в рефлексивной команде можно расценивать как некий механизм включения более тонких уровней рефлексии. Именно в ходе непосредственного общения с клиентами у меня внутри произошло некое переключение. Я не знаю, быть может, это было результатом того, что я в составе группы своих сокурсников физически переместилась в консультативный кабинет. И оказавшись там, включилась в то эмоциональное поле терапевтической системы. Ведь находясь по другую сторону зеркала, я воспринимала все происходящее между терапевтом и клиентами как сторонний наблюдатель. Да, у меня появлялись чувства в связи с процессом, но это были мои переживания, они были связаны с каждым отдельным членом семьи весьма опосредованно. А здесь, находясь рядом с ними в одной комнате, я смогла как-то иначе увидеть их. Нет, не оценить, а именно почувствовать. В результате этого мне, например, весьма легко удалось преодолеть то негативное впечатление по отношению к главе семейства, которое сложилось у меня на протяжении всех предшествующих встреч. Иными словами, мне удалось выйти из собственной ловушки: то раздражение в адрес отца, являвшегося следствием моего вовлечения в некую борьбу за права и свободы женщин, которых в этой семье притесняли, сменилось ровным и спокойным отношением. И из этой нейтральной, по-настоящему терапевтической позиции я вдруг увидела этого мужчину иначе. Поэтому слова поддержки, которые мне полагалось сказать, оказались для меня совершенно естественными. Таким образом, лично для меня участие в рефлексивной команде стало полезным опытом нейтрального отношения к клиентам, расширившим мои профессиональные границы. Кроме того, такая работа – хороший способ, позволяющий терапевту самому отследить собственные ловушки, а также реальная возможность почувствовать разницу между позицией стороннего наблюдателя, находящегося за односторонним зеркалом, и терапевта, включенного в общую эмоциональную связь с клиентами внутри терапевтической системы. В завершение своих размышлений о использовании рефлексивной команды при подготовке семейных терапевтов, хотелось бы обратиться к нашим руководителям. Если была бы возможность отрабатывать навыки вербализации своих мыслей и переживаний более длительное время, на протяжении как минимум нескольких рабочих дней, по итогам нескольких сессий, это привело бы к формированию более устойчивого навыка у будущих семейных терапевтов. Ирина Галасюк более подробно остановилась на одном из наиболее важных моментов, завершающих каждый отдельный этап обучения, а именно на написании отчета. Итоговая работа в каждом отдельном случае дает возможностью слушателю обобщить весь свой опыт, полученный в ходе наблюдения за терапией семьи. О своем видении происходящего «за зеркалом», а также об опыте написания итогового отчета размышляет автор. Ирина Галасюк более подробно остановилась на одном из наиболее важных моментов, завершающих каждый отдельный этап обучения, а именно на написании отчета. Итоговая работа в каждом отдельном случае дает возможностью слушателю обобщить весь свой опыт, полученный в ходе наблюдения за терапией семьи. О своем видении происходящего «за зеркалом», а также об опыте написания итогового отчета размышляет автор. «Семейный терапевт – это совсем не харизма. Это ремесло».Безусловно, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть! И на словах трудно передать все то, что переживают в «зазеркалье» студенты! Сама обстановка, в которой проходит обучение, не просто дает возможность получения практических навыков работы с клиентами, но и становится местом, где в реальности будущий семейный терапевт может проанализировать то, что с ним происходит во время приема семьи. За зеркалом начинается прием. В комнате, где находятся студенты, выключен свет и под лучиками фонариков каждый делает свои пометки и старательно записывает свои мысли. По началу трудно. Нейтральность или ее потеря по отношению к одному или нескольким членам семьи; идеи, возникающие при наблюдении за работой мастера; восхищение или сомнения в применении той или иной техники – все это становится не просто предметом анализа, это кусочек настоящей, достаточно бурной жизни, которая течет по «ту сторону зеркала». Если бы можно было снять на камеру происходящее в этой комнате… Страсти, которые иной раз кипят в ответ на яркий эпизод терапии, разделение на «группы поддержки» – одни уверены, что во всех бедах виноват один супруг, другие – выступают в поддержку другого… собственные проекции, воспоминания из жизни. Но вот прием закончен и в «студенческое зазеркалье» возвращается преподаватель. Часто говорить хочется всем и сразу. Но здесь уже хаоса не допускается. Все должны высказываться по очереди. Порой это не просто и правило говорить по одному выполняется не всегда…но тут же «порядок» восстанавливается и начинается обсуждение – что заметили, что чувствовали, какие гипотезы созрели, что можно было сделать иначе, чем делал терапевт. Вот это, наверное, самое сложное. Особенно в начале обучения. Не просто начать «мыслить системно» сразу, прямо с первого шага. Не всегда получается сказать так, как надо с точки зрения системы. В книгах все описано. Симптом обслуживает систему. Если ребенок болеет и вот уже в течение нескольких лет не выходит из дома, значит это кому-нибудь в семье необходимо! Родителям легче обсуждать плохое поведение дочери, чем разобраться в собственных отношениях. Все казалось бы так просто! Но говорить точно и по делу не легко. Безусловно, должно пройти время для того, чтобы «мыслить системно» более быстро и эффективно. Ну а в процессе нашего обучения этому способствует написание отчетов о «зазеркальной терапии». Ведь уникальность показанных нам случаев не только в том, что мы имели возможность наблюдать работу опытных терапевтов, но и в том, что это были не отдельные эпизоды, приемы, а полнокровная краткосрочная терапия. Поэтому написание отчета – это возможность проследить динамику терапии в целом, увидеть продуктивность техник и их воздействие на клиентов на протяжении продолжительного времени. Вместе с тем, есть и еще одна сторона этого вида работы. «Из поколения в поколение» передается напряжение, витающее вокруг «отчета о случае». Воистину настоящая трансгенерационная передача от студентов старших курсов поступающим и обучающимся на первом курсе. Легенда о том, что многие не справляются и уходят сами, а многих «уходят» не по собственному желанию является не легендой, а самой что ни на есть настоящей «правдой жизни». И это подтвердила нам в беседе А.Я. Варга. Скажу честно, имея уже немаленький опыт индивидуального консультирования, я, как и большинство студентов специализации первого года обучения, рассматривала написание отчета как «тяжелое испытание», связанное с неопределенностью и «посланием от старших коллег» об опасности быть отчисленным … Я начала писать отчет не сразу после окончания терапии. Как-то трудно было именно начать. У меня было ощущение, что мне не хватает теоретических знаний для того, чтобы грамотно подойти к анализу случая. Я просматривала сделанные мной записи, перечитала уже знакомые мне книги, примеряя теорию к увиденному мной «за зеркалом». Причем, надо сказать, что в семестре я тоже неоднократно обращалась к учебной литературе, но многое поняла именно когда писала отчет. Не могу сказать, что получалось у меня быстро. Я старалась воссоздать весь процесс терапии, проследить все техники, которые были использованы терапевтом. При этом, ловила себя на мысли, что мало говорю о себе, и это не потому, что нечего сказать. Просто оставалось опасение, что пока могу сформулировать коряво. А так безопаснее – описывать процесс, подчеркивать, что отследила техники, поняла, что делал терапевт, какие изменения происходили с клиентами. Это не ушло от внимания Анны Яковлевны, которая в обратной связи мне подчеркнула, что процесс описан хорошо, но в отчете мало меня, моих идей по поводу ошибок терапевта и того, что можно было бы сделать иначе. Насчет ошибок надо сказать, что мне и сейчас трудно до конца их проанализировать. На мой взгляд, все, что я видела за зеркалом – высокопрофессионально. Даже то, что по началу казалось мне слишком резким – на самом деле было эффективно для клиента. К примеру, мы наблюдали терапию семьи – мать и сын, где ребенок вот уже несколько лет не хочет ходить в школу, да и просто выходить на улицу. На одной из встреч подросток стал рассказывать о своей зависимости от компьютера. Хочу привести небольшой отрывок сессии: Ты своей жизни вне компьютера не видишь? Я бы хотел, но не могу (пауза). Хотя, если подумать, намного интереснее общаться с друзьями, чем сидеть в Интернете. Интереснее вживую хулиганить, чем на компьютере (смеется) Реальный вкус пищи ощущается лучше, чем чтение рецептов и разговоры о еде. Если ты не находишь замещение, то у тебя этого и не будет. Чтобы завести друзей и девушку, надо вести другой образ жизни. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Ты будешь нравиться и не нравиться. Ты будешь влюбляться в того, кто не любит тебя. Но бывают счастливые совпадения. А на компьютере все классно. Да. Там и ты любишь, и тебя любят. Это какое-то бестелесное восприятие. Все равно, что мастурбацией заниматься. Мне не нравиться, когда вы это слово произносите. Я начинаю закрываться. У меня нет идеи, тебя шокировать, но и нет идеи тебя оберегать. Если я буду вести себя также как они, тогда я тебе не помогу. Мне не нравится такой уровень общения с Вами. Явление есть, а называть мы это не можем. Это ханжество. Если есть явление, то должно быть и слово, его обозначающее. Ты похож на даму с кружевным платочком. Это я с вами похож Пусть даже ты не хочешь говорить о каких-то сторонах жизни, ты же понимаешь, что все люди в твоем возрасте хотят реальной дружбы и не платонической любви. Они хотят телесного контакта. Я уже научилась говорить, чтобы щадить тебя. Я уже настроился. Да, я хочу об этом говорить. Я даже с мамой могу говорить на эти темы и мне не стыдно, хотя с мамой тяжелее говорить, чем с Вами. Есть вещи, которые маме рассказывать не надо. И у меня есть от нее секреты В компьютере правда, есть вещи, которые лучше, чем в реальности, Но есть вещи, которые в компьютер ты не впихнешь никак. Там не создаются семьи. Не рождаются дети. Никакой реальной жизни там не происходит. И там, конечно, нет рисков Да, сохранился и все Если тебя кто-то обидел, то перешел на следующий уровень – и все…Да и в виртуальном общении можно воплощаться в кого угодно. Все, чего нет у жизни, можно добрать в компьютерной реальности, но от этого в жизни это не появится. Если менять твой образ жизни, то куда двигаться? Надо найти что-то более мощное, чем компьютер, только реально! Нет, ты неправильно думаешь! Что-то я не то сказал. Я совершенно не про это. Я про то, что сразу ничего более мощного ты не получишь. Что-то более мощное возникнет, только если ты будешь вкладывать свое время, труды. Как ты строишь своего героя, когда играешь в компьютерную игру. Он тебе дорог, т.к. ты думал, старался, вложил свои силы. Так и в жизни, если ты не будешь вкладывать, то ничего и не будет. Если ты вкладываешь силы во что-то, то это ты и любишь. Это касается и людей, и занятий. А если ты не вкладываешь силы, то и не полюбишь Я это замечал. На других бесплатных серверах прокачал игру – никакого удовольствия. Другое дело, когда создал сам. И в человеческих отношениях и образе жизни также. Дорого то, во что вложился. Во что бы ты был готов вкладываться? (пауза) просто надо сдать ЕГЭ. Если я сдам, то мне будет очень приятно.А если еще и на нормальную оценку… И что нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ? По 12 часов в сутки? Нет. Я такой человек, что у меня получается то, что я захочу! Ты способный человек (пауза). И как все-таки. Это образ жизни, который раскладывается на время и на дела. Твой образ жизни: сон, еда и компьютер. Если ты будешь заниматься, то как изменится твоя временная линейка? Обдумывая все, что у меня было связано с отчетом, я решила провести небольшое исследование среди студентов нашего курса о том, как они писали свои отчеты, что важное для себя получили, с какими трудностями столкнулись. В результате была сформирована следующая анкета: Анкета для конференции. Заранее благодарны за участие и поддержку Получился некоторый отчет об отчете Практически каждый студент нашего курса отметил, что в процессе написания отчета получил более четкое и наглядное понимание того, как прошла терапия, что было достигнуто. Кроме того, было отмечено, что отчет позволяет сформулировать свое видение случая, возможность оценить адекватны ли предписания и направления движения терапии, насколько последовательны воздействия терапевта на клиента. Также мои коллеги заметили, что это была творческая работа, которая позволила выразить свои мысли, гипотезы. На вопрос о чувствах и переживаниях на первом месте стояло чувство тревоги, волнения. Некоторые студенты высказали мнение, что даже предоставленные образцы отчетов – как пример того, как необходимо оформлять работу не отвечали на вопрос «Что именно представляет из себя отчет». Было не понятно, на чем фокусироваться – на конкретном случае или на техниках и процессах, которые наблюдались. В этой связи возникали сомнения относительно формы и способов изложения. Однако, есть и положительные моменты – радость понимания, когда «картинка сложилась», чувство волнения и какого-то открытия, когда увидели своими глазами, как теория подтверждает происходящие в семейной системе процессы. Есть и такой отзыв – «Сначала была тревога, ощущение ненужности выполняемой работы. Затем на смену чувство уверенности в своих силах». Перечислю дополнительную информацию, которую студенты считают необходимой для более эффективной работы над отчетом: Далее послания студентов нашего курса тем, кто придет на семейную специализацию учиться после нас Ну а чтобы развеять таинственность и даже некоторую угрозу, исходящую от такого на первый взгляд формального вида работы как отчет, я обратилась к А.Я. Варге с просьбой ответить на вопрос: по какой причине, с ее точки зрения, некоторые студенты не справляются с написанием отчета, что им не хватает? Ответ Анны Яковлевны таков: Вместо заключенияВ обстановке, когда начинающим специалистам достаточно проблематично находить семьи для работы, использование одностороннего зеркала в обучении и при супервизии позволяет большему количеству людей принять участие в терапии семьи. Безусловно, это дает всем слушателями равные шансы повысить свой профессиональный уровень. Но что именно получит будущий семейный терапевт, что наиболее ценным будет для каждого конкретного участника обучающейся группы, зависит только от его собственной заинтересованности. Именно поэтому тему нашего доклада раскрывали для вас несколько авторов, стремясь показать хотя бы часть тех разнообразных возможностей, которое дает обучение с использование одностороннего зеркала. Общая картина происходящего за зеркалом складывается, как пазл из фрагментов, из отдельных впечатлений каждого участника этого многопланового процесса.
|