Что такое земли общего пользования населенных пунктов

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

Статья 38. Территории общего пользования. Земельные участки в границах территорий общего пользования

3. Территории общего пользования рассматриваются как совокупность земельных участков общего пользования.

4. Земельные участки (земли) общего пользования не подлежат приватизации, могут включаться в состав различных территориальных зон, ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

5. В составе документации по планировке территории:

1) границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования отображаются в проектах планировки территорий посредством красных линий;

2) в проекте межевания территории должны быть указаны образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования.

6. Использование земельных участков (земель) общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. На карте градостроительного зонирования помимо территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий отображаются территории, земельные участки, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов, в том числе территории общего пользования.

8. Ограничения по распоряжению земельными участками общего пользования указаны в ч. 4 настоящей статьи, п. 18 ст. 37 настоящих Правил.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Новости

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

В границах населенных пунктов выделяются территории с различными видами разрешенного использования, земельные участки которых могут функционально использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких особенных категорий являются земли общего пользования.

К землям общего пользования относятся земельные участки, которыми законно могут пользоваться неограниченный круг лиц. К землям общего пользования относятся следующие земельные участки:

· земли, на которых были построены транспортные развязки, дороги;

· земельные участки и сооружения на них, использующиеся для удовлетворения интересов социально-культурных потребностей населения. Например, набережные, парки, скверы, бульвары, пляжи и другие общественные места.

Границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо обеспечивать сохранность имущества и природных объектов, которые расположены на данном участке.

Предоставить в аренду на торгах или получить в собственность земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно. При этом самовольный захват таких земельных участков – частое явление. К примеру, гражданин может построить гараж так, что его часть будет располагаться на дорожной зоне, являющейся участком земли общего пользования.

Если земельный участок стоит на кадастровом учете, то узнать его точные границы можно, воспользовавшись сервисами Росреестра.

Для получения более подробной информации можно обратиться по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 169 или задать вопросы по единому справочному номеру: 8 (8412) 258-248.

Источник

Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

Отправим материал на почту

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

На территории каждого населенного пункта имеется отдельная категория участков, которые в дальнейшем могут использоваться по целевому назначению. К одной из таких и относят земли общего пользования. В сегодняшней статье рассмотрим, что это такое и какое их назначение, а также правила относительно личного пользования этой категорией.

Что такое земли общего пользования

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.

Для земельных участков общего пользования не предусмотрено оформление собственности, так как они не подлежат приватизации. Также их не принято брать или давать в аренду на торгах. Распоряжаться такими землями могут органы государственной или федеральной власти для различных субъектов государства. Среди таких участков может находится и для общего пользования уличная сеть.

На заметку! Если определенная часть участка располагается в пределах территории земель, принадлежащих государству и эта часть нужна для строительства автомобильной дороги или другого объекта, то ее выделяют для этой цели.

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

Выдержка из законодательства

Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.

Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

Понятие земель общего пользования относят к двум сторонам правоотношений и при возникновении споров между нормативно-правовыми актами приоритетной является федеральная, а не региональная сфера.

Особенности использования земель общего пользования

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.

Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.

При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

Возведенное здание, как следствие оформляется в собственность с соблюдением всех тонкостей закона, при этом участок числится за владельцем сооружения. Такое здание может подвергаться любым юридическим процедурам: продаже, дарению, аренде. Соответственно, земельный участок общего пользования, находящийся под ним, переходит к новому временному или постоянному владельцу. С гражданской точки зрения такой процесс называют переуступкой права аренды.

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

Предназначение территорий общего пользования и последовательность возведения зданий на них

Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.

Договор аренды по отношению к землям общего пользования в пределах территории населенного пункта осуществляется без проведения специальных торгов. Подобные ситуации разрешают предоставление в пользование участков юридическим лицам, если:

Существует еще дополнительный ряд случаев, которые регулируются в соответствии со статьей 39,6 ЗК РФ.

Размещение торговых павильонов на землях общего пользования

Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.

Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.

Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.

В предложенной схеме обязательно предусматривают минимум 60% нестационарных построек торгового назначения, которые могут принадлежать малому или среднему бизнесу от общего количества заявленных объектов.

Видео описание

Жизнь в СНТ, плюсы и минусы.

На заметку! Изменения в схеме публикуют официально, используя муниципальные правовые акты, дополнительно размещают на официальных сайтах органов исполнительной власти выделенного субъекта РФ и органа местного самоуправления через Интернет.

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

Налогообложение

Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:

Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.

Незаконное использование и ответственность за него

Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

Земли СНТ и нюансы их оформления

Земли общего пользования в СНТ — участки садоводческо-некоммерческого товарищества. Такие объединения предлагают людям участок определенной площади под организацию сада или огорода.

Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Смотреть картинку Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Картинка про Что такое земли общего пользования населенных пунктов. Фото Что такое земли общего пользования населенных пунктов

Землю общего пользования в товариществе можно переоформить под собственность, но законодательство не обязует граждан проводить такую процедуру. Участок разрешается поставить на кадастровый учет для этого в регистрирующий орган землепользователь предоставляет пакет документов:

Все предоставленные документы передаются в орган местного самоуправления. В законодательстве прописывают, что приватизировать земли общего пользования СНТ можно только в том случае, если для них сохраняется доступ без ограничений.

Видео описание

Оформление земель общего пользования.

Заключение

Земельные участки общего пользования всегда остаются в собственности государства, кроме случаев, когда на них выстроены капитальные строения надлежащего качества, а не те, что принадлежат сносу и находятся в аварийном состоянии.

Источник

Статья 85 Земельного кодекса. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Комментарии к ст. 85 ЗК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает целевое назначение земель населенных пунктов. Причем если в ст. 83 Кодекса дается лишь общее понятие о целевом назначении земель рассматриваемой категории, в ст. 85 это понятие детализируется путем указания на конкретные виды использования земельных участков в границах населенных пунктов.

Пункт 1 ст. 85 ЗК РФ содержит перечень территориальных зон, основу выделения которых составляет функциональное назначение, т.е. определенные цели и параметры использования земель. Согласно п. 7 ст. 1 ГрК РФ к территориальным относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В свою очередь, под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

В современном виде нормы о зонировании были перенесены в ЗК РФ из Градостроительного кодекса 1998 г., в соответствии с которым использование земель населенных пунктов регламентировалось правилами землепользования и застройки, представляющими совокупность схем (карт) зонирования и градостроительных регламентов, утверждаемых органами местного самоуправления на основе определенных в процессе зонирования видов и ограничений использования территорий для градостроительной деятельности.

Градостроительный кодекс 2004 г. также предполагает регулирование использования территорий (за рядом исключений) посредством градостроительных регламентов. В то же время в ст. 1 ГрК РФ 1998 г. градостроительный регламент определялся несколько иначе, чем в действующем Градостроительном кодексе (как совокупность параметров и видов использования земельных участков, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны).

Несмотря на некоторые различия, нормы ЗК РФ, ГрК РФ 1998 и 2004 гг. о зонировании позволяют охарактеризовать градостроительный регламент как подготовленное особым образом (по форме и содержанию) описание видов и параметров использования земель и земельных участков, других объектов недвижимости в пределах определенной территории (территориальной зоны). С этой точки зрения градостроительный регламент выступает как результат процесса зонирования. Юридическое значение градостроительный регламент приобретает лишь при наличии утвержденного в установленном порядке генерального плана поселения (с соответствующей схемой зонирования) и правил землепользования и застройки. В этом случае зонирование может рассматриваться как особая форма территориального планирования, завершающее формирование правового режима земель, дифференцирующее параметры использования земельных ресурсов (ч. ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ).

Перечень территориальных зон, предусмотренный п. 1 ст. 85 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Помимо перечисленных в ст. 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки могут предусматриваться иные виды территориальных зон (ст. 35 ГрК РФ).

В отличие от положений ст. 85 ЗК РФ, действующий Градостроительный кодекс предусматривает формирование территориальных зон не только в границах населенных пунктов, но и за их пределами, независимо от категории земель. Исключение составляют земли лесного фонда, земли, покрытые поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон, применительно к которым территориальные зоны не выделяются (п. 7 ст. 1, ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен общим требованиям к границам территориальных зон, правилам установления градостроительных регламентов.

Утверждены Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78 (в ред. Постановления Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 98).

См. также: СНиП 31-03-2001 «Производственные здания» (введены в действие Постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. N 20); СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» (введены в действие Постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 108).

Тем не менее, несмотря на наличие сходных черт, каждая территориальная зона имеет свои особенности, обусловленные ее основным функциональным назначением (жилым, производственным, общественно-деловым и пр.).

3. Общеобязательность утвержденных в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентов призвана обеспечить определенное в процессе зонирования функциональное назначение территорий. Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

В то же время в рамках, предусмотренных градостроительным регламентом, конкретные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются их правообладателями без дополнительных разрешений и процедур согласования. Исключение составляют условно разрешенные виды использования, осуществление которых допускается только с разрешений глав местных администраций, выдаваемых с учетом результатов публичных слушаний (ст. ст. 37, 39 ГрК РФ).

Правом самостоятельного выбора видов использования земельных участков и объектов капитального строительства (в рамках градостроительного регламента) не обладают органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ).

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В подобных ситуациях представляется необходимым руководствоваться п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которому договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Тогда цель предоставления земельного участка или объекта капитального строительства может определяться арендодателем путем указания на конкретный вид использования только при отсутствии утвержденных правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов. При наличии градостроительных регламентов применению подлежат п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, независимо от условий договора. Косвенно этот вывод находит подтверждение в ч. 7 ст. 36 ГрК РФ, в силу которой органы государственной власти, органы местного самоуправления определяют использование конкретных земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Ограничения права на выбор того или иного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, базируются на специфике правового статуса перечисленных субъектов, особенностях распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. То же относится и к казенным предприятиям (п. 1 ст. 297 ГК РФ). В свою очередь, учреждения могут распоряжаться имуществом только в том случае, если их учредительные документы предусматривают право осуществлять приносящую доходы деятельность и соответствующее имущество приобретено за счет доходов, полученных от такой деятельности, и учитывается на отдельном балансе. Однако, как представляется, в гражданском законодательстве речь идет о возможности передачи имущества по сделкам (т.е. о распоряжении), но не о выборе вида использования имущества.

СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Вместе с тем непосредственно из текста ч. 4 ст. 37 ГрК РФ не ясно, каким образом указанные субъекты могут изменять виды использования принадлежащих им объектов недвижимости. Необходимо ли для этого специальное решение собственника имущества либо должен применяться механизм, аналогичный получению разрешения на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Учитывая, что под «распоряжением» в широком смысле принято понимать определение судьбы имущества, для изменения его функционального назначения возможно применение по аналогии особого порядка совершения сделок, т.е. получение разрешения собственника в лице уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает условия, при наличии любого из которых существующий вид использования земельного участка и (или) прочно связанного с ним объекта признается не соответствующим градостроительному регламенту. Такими условиями являются отсутствие вида использования объекта в перечне видов разрешенного использования и нарушение предельных значений, установленных градостроительным регламентом.

Согласно ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, вспомогательные и условно разрешенные. По смыслу ст. 35 ГрК РФ, основные виды разрешенного использования устанавливаются исходя из основного функционального назначения той или иной территориальной зоны. Вспомогательные виды разрешенного использования дополняют основные и могут устанавливаться для зон различного функционального назначения. Условно разрешенные виды использования рассматриваются в качестве исключений, допустимых при наличии определенных условий. Виды использования, которые не относятся к указанным и не поименованы в градостроительном регламенте, признаются недопустимыми для соответствующей территориальной зоны и могут осуществляться лишь при их включении в градостроительный регламент. Последнее не распространяется на случаи, когда несоответствие существующих видов использования разрешенным возникло после утверждения градостроительного регламента. В таких ситуациях земельные участки и объекты капитального строительства могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если их использование не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Как следует из ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, предельные значения, устанавливаемые градостроительными регламентами, могут включать:

предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

Исходя из функционального назначения той или иной территориальной зоны определены основные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства. Некоторые из них могут быть детализированы при разработке градостроительных регламентов, с учетом местных особенностей, перспектив развития населенного пункта.

Согласно ст. ст. 6, 7 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с ГрК РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу. До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений соответствующая проектная документация, результаты инженерных изысканий подлежат проверке на соответствие действующим нормативным актам, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Одобрен Постановлением Госстроя России от 19 июля 2002 г. N 89.

Одобрены Протоколом Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 01-НС-15/7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *