Что такое зеленый спектакль

Как на театральном сленге называется последний спектакль сезона?

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Последний спектакль сезона актёры играют в приподнятом настроении в преддверии отпуска, моря, гастролей и отдыха.

В связи с этим и появилась традиция шутить, устраивать шутливые игровые ловушки друг для друга по ходу спектакля, незаметные для зрителя, но очень веселящие самих актёров.

Такой спектакль в кругу театралов называют «зелёный».

Почему именно зелёный?

Можно предположить, что неофициально режиссёры разрешают так пошутить по случаю закрытия театрального сезон.

Второй вариант, что «зелёный» спектакль открывает движение навстречу отпуску.

К слову сказать, что все спектакли-капустники, которые так любят в актёрской среде, так же называются зелёными спектаклями.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

видимо, имеется в виду капустник с шутками в адрес друг друга и публики.

Театральный сленг довольно объёмистый, есть книги-сборники выражений актёрской среды.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Вообще-то, опт, это понятие торговое означает торговлю крупными партиями товара.

Но продвинутая молодёжь, нашла новое применение этому слову. На молодёжном сленге, заимствованном из английского языка, ОПТ, это истинная пара (One True Pairing), в смысле любовных отношений.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Говоря простыми словами, «чилить»- это значит ничего не делать, проводить время впустую.

В современном понимании этого слова, то это скорее всего, бесконечно валяться на диване, вести диалоги по телефону с репликами и обсуждениями, поститься в социальных сетях, обмениваться сплетнями, играть в компьютерные игры и так далее.

В общем-то всё, что касаемо безделья, причём такого безделья, когда не надо выходить из собственного жилища, будь то квартира, дача, дом или комната в коммуналке.

Одним словом, если упрощённо, то чилинг- это домашнее безделье. Потому как если человек просто вышел из дома на прогулку, то это уже хот какя-то польза и деятельность.

Но всё выше мною приведенное, это только мои умозаключения, основанные на различных материалах из сети.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Достоверной и полной информацией на эту тему не обладаю, однако поскольку на текущий момент иных ответов нет, изложу соображения.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Эти синонимы отличаются смысловыми оттенками, и тем, что некоторые варианты имеют резко отрицательный смысл и могут употребляться только в вульгарной речи.

Источник

ЗЕЛЕНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Представление в канун Нового года — то самое исключение из строгих театральных правил, когда на законных основаниях труппам разрешают пошалить прямо во время спектакля.

«Ура! Нам дали зеленый свет на «зеленый спектакль»!» – шепоток о радостной новости быстро разлетелся по всей театральной труппе. Балерины, сбившись в стайку и жужжа, как пчелки, обсуждают, что же эдакое в этом году можно преподнести зрителю.

Заведующий балетной труппой Виталий Дубровин нарочито строго предупреждает танцоров: «Фантазии должны быть в рамках!»

Но где уж там! Практически вся труппа уже витает в облаках, придумывая очередную головоломку для зрителя. «Зеленые спектакли» — подзабытая традиция русской сцены. На счету пермского балета такие вольности, как, например, не по сценарию выйти к публике в костюме Деда Мороза, нарядить танцовщиц вместо бальных платьев – в новогодние маскарадные костюмы пингвинов или обуть в валенки. А как вам это: однажды балерины Наталья Макина и Эльмира Мурсюкаева в первой сцене «Щелкунчика» вывели в прямом смысле слова в театральный свет своих трех- и четырехлетних малышей. Для детей это был первый выход на большую сцену! А главное, что тогда зритель, даже искушенный, ничего не заподозрил.

Сами артисты просто обожают подобные трансформации — они добавляют драйва. Это, если хотите, некая игра с публикой: поймет или нет шутку? К слову, завсегдатаи пермского балета, среди которых немало нефтяников (предприятия Группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае поддерживают этот театр), на мах «раскусывают» подвох, и от этого развлечение зрителя и актера становится еще интереснее.

Считается, что попасть на такую постановку — большая удача. «Щелкунчик» в канун Нового года для многих поколений зрителей является самым ярким подтверждением того, что чудеса на самом деле случаются. Танцевать последний спектакль в уходящем году — особенное событие и для артистов балета. Праздничная атмосфера вдохновляет, поэтому «зеленые» «Щелкунчики», как правило, проходят блестяще и действительно дарят сказку. Если только «вольности» не противоречат здравому смыслу. Но здесь есть цензор, который умеет держать творческую натуру в узде:

– Филигранное исполнение – этому принципу мы не изменяем никогда, даже на «зеленых спектаклях», – говорит заведующий балетной труппой Пермского театра оперы и балета Виталий Дубровин. – Актеры позволяют себе поиграть со зрителем, изменив что-то в костюмах, гриме, или другим образом, но это ни в коем случае не касается хореографии.

Впрочем, артисты всё же находят, где еще поимпровизировать: поклоны под занавес «зеленых спектаклей» – это отдельная песня. Уж здесь у артистов душа разворачивается на полную катушку!

Возобновленный в 2006-м «Щелкунчик» в дни новогодних праздников — своего рода подарок театралов зрителям. И, разумеется, в этом году танцовщики не оставят своих поклонников без сюрпризов. А вот что они приготовили на этот раз? Об этом мы сможем узнать только от тех немногих счастливчиков, которые заранее позаботились о встрече с предновогодней сказкой: все билеты проданы!

Источник

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

До начала спектакля

Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.

Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакльТеатр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой

В зрительном зале

Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.

ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.

АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.

БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.

БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.

ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.

БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».

ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.

В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.

Устройство сцены

Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.

ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.

В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.

К одежде сцены относятся:

ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.

Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.

АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.

ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.

ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».

ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.

Сценическое пространство делится на такие части:

АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».

АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.

Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.

Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.

ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.

КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.

Современные театральные режиссеры: путеводитель по городам и именам

КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.

СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.

РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакльСцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой

Спектакль начался

Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.

ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.

ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.

АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».

РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.

ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».

Спектакль закончился

Спектакль заканчивается поклонами артистов.

АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.

А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.

Источник

Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Концлагерь как частный случай любого социума

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Перед самым закрытием сезона в БДТ им. Г.А.Товстоногова вышел необычный спектакль – «Человек». В качестве литературной основы для постановки словенский режиссер Томи Янежич выбрал одну их самых известных и значительных психологических монографий XX века – книгу австрийца Виктора Франкла «Скажи жизни «Да»: записки психолога, пережившего концлагерь». Театральный обозреватель Жанна Зарецкая отправилась на премьеру вместе с адвокатом Яной Корзининой, а после побеседовала со своей спутницей о том, что происходит с человеком, когда его полностью лишают прав, и почему спектакль про концлагерь выглядит сегодня таким актуальным.

— Это ваш первый выход в БДТ после его реконструкции? Вас не шокировал такой практически документальный рассказ про концлагерь в старинном многоярусном театре?

— Я действительно попала в основное здание БДТ впервые после ремонта. Хотя, поскольку и мое детство, и детство родителей прошло в этом городе, я бывала в БДТ довольно часто. Последним спектаклем, который я посмотрела до ремонта был «Дядюшкин сон», и он был вполне традиционен. Я предполагала, что спектакль «Человек» – нелегкий, поскольку речь идет об опыте, пережитым психологом в концлагере и впоследствии описанном, но подробности были мне неизвестны. Первое мое впечатление: красота зала, обновленные росписи, стулья, ложи, и на сцене – живой оркестр. Я не застала того времени, когда наши родители и бабушки ходили в кинотеатр, и перед сеансом играл оркестр и пели. Но мне столько о нем рассказывали, что я как будто влилась в ту атмосферу середины прошого века. Мне показалось, что это такой точный ход, пробуждающий эмоциональную память.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

Первые несколько минут действия были для меня совершенно неожиданными. Актеры проходят из зала на сцену, а потом снова уходят, на пожарном занавесе идут титры. Актеры произносят документальный текст, даже не пытаясь его разыгрывать. Они скорее начитывают его в лицах, если можно так сказать. При этом, у меня не было диссонанса между старинным многоярусным театром, в который я попала, и тем, что происходило у меня перед глазами. Всё слилось воедино.

— А за счет чего слилось?

— Я отвлеклась от театра как такового, у меня не было желания рассматривать, как там всё отреставрировано, потому что меня затянуло представление. Зал был полный, абсолютно разновозрастный – и все были сконцентрированы на действии. После первого действия мы с друзьями вышли, обсудили увиденное и сошлись на том, что музыка, которая сопровождает действие, еврейские песни, и концлагеря – это генетически в нас отражается. Оттого, что дело происходит вроде бы в Австрии и Польше, чувство сопричастности не исчезает – настолько сама тема вошла в сознание и откорректировала его. В первом действии совершенно захватил эпизод «Искусство в концлагере», эти танцы на пороге смерти. А во втором – монолог пожилой женщины в газовой камере, которая открылась за пожарным занавесом: это огромное пустое пространство, выложенное белым кафелем, где гулко отдаются шаги и голоса. Эта женщина откровенно рассказывает о том, как она теряет все те качества, которые присущи ей в жизни – как теряет сдержанность и такт, как раздражается, орет на ближних – а в результате теряет себя. И в какой-то момент ловишь себя на том, что дело не только в концлагере, что ситуация потери человеком себя может случится и в обыденной жизни, без колючей проволоки и газовых камер.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль
Яна Корзинина

Фото: Из личного архива Яны Корзининой

И совсем уж пробил меня на слезу момент возвращения домой. Уж это настолько узнаваемо и понятно – когда человек возвращается, пережив что-то очень тяжелое, а его не понимают, и он оказывается совершенно одиноким, чужим среди своих. В данном случае, получилось, что не важно, в какой ты стране, не важно, откуда ты вернулся – из концлагеря или из горячей точки. В последнее время я работаю со средствами массовой информации. Я знаю, что ни в коем случае нельзя оставлять журналиста одного, когда он вернулся из какой-то командировки, связанной с серьезным стрессом – ну, например, из того морского городка, где находились родные моряков, когда тонул «Курск». Сколько было случаев, когда журналисты возвращались обратно, пережив все, что им выпало пережить, и натыкались на стену непонимания их состояния. Они оставались один на один с собой. Потому что здесь их встречали люди, которые ничего этого не прочувствовали, которые были все эти дни заняты своими обыденными делами и проблемами. И вот когда на сцене эта пожилая женщина стоит, а к ней подходит девушка и спрашивает: «Ну что ты молчишь?» – это точно такая ситуация. И она могла бы вообще ничего не спрашивать. Мизансцена выстроена так, что все бегают, суетятся, занимаются своими делами, а женщина стоит и смотрит на всё как бы со стороны, ни в чем не участвуя, погруженная в себя. И это еще одно очень точное попадание в сегодняшнюю реальность, которое не может оставить равнодушным.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— А теперь я вот в какую сторону хотела бы повернуть разговор. Вы – юрист, адвокат, всю жизнь занимаетесь защитой прав человека. А тут на сцене нам рассказывают историю о том, как у человека резко, сразу отнимают все права.

— Здесь не просто отнимают права, здесь люди теряют достоинство, то есть утрачивают уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которое в нормальных условиях проявляется в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на их индивидуальность и определенную независимость. Таким образом, превращаясь по сути в животных.

— То есть, человек без достоинства – это животное?

— По сути он уже ничем не отличается от животного.

— Но отнять права у человека могут не только в концлагере – нам ли этого не знать?

— Конечно. Это может произойти и в обыденной жизни. Именно поэтому спектакль воспринимается не как исторический рассказ о событиях, происходящих во время Второй мировой войны, а как психологический анализ, показывающий как остаться Человеком (с большой буквы), сохранить человеческое достоинство в любых обстоятельствах.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— То есть когда тебя лишают свободы, которая неотъемлема от личности?

— Совершенно верно, если мы говорим о внутренней свободе человека. К сожалению, в жизни есть масса ситуаций, способных лишить человека этой свободы, и противостоять одному системе очень сложно. Для многих практически невозможно. Поэтому тут проблема – универсальна. Не важно, у нас дело происходит, не у нас, в любой точке мира.

— И тогда надо внутри себя находить ресурсы для сохранения внутренней свободы?

— Безусловно да. Каждый для себя решает сам, какие ресурсы он сможет в себе найти для того, чтобы сохранить себя как Человека. Не зря же говорят «нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах». И это самое сложное. Если вернуться к спектаклю, то мы видим, разные судьбы. Кто-то сумел найти в себе силы, волю остаться твердым деревом, и не сломаться, кто-то предпочел прогнуться, приспособиться.

— Это тоже вариант выживания?

— Конечно. Здесь получается такая вещь, что каждый ищет возможность выживания. И у каждого возможность выживания – разная. Главное, чтобы при желании выжить человек остался Человеком.

— А помните, в самом начале спектакля, в предисловии автора, которое проецируется на пожарный занавес, сказано: «Лучшие не вернулись». Насколько для вас это безусловно?

— Вот как раз с этим «лучшие не вернулись» я не согласна. Вроде бы есть расхожее выражение: «Бог забирает лучших». Но сказать, что из концлагеря вернулись только приспособленцы, а те, кто предпочли остаться непреклонными – то есть, лучшие, погибли, – нельзя. Потому что концлагерь – это лотерея, это абсолютная рулетка. И тогда разговор о лучших или не лучших теряет смысл. Поскольку мы имеем дело с ситуацией случайного выбора.

— Все первое действие посвящено тому, как человек лишается человеческих качеств, то есть, по сути, деградирует. И в конце концов, доходит до той точки, за которой остается только животное – так самая лошадь, которая реально бродит по сцене, по этой газовой камере, гулко стуча копытами. Кажется, вот он – ваш человек, лишенный прав. Откуда тогда, на ваш взгляд, берутся ресурсы, чтобы человеку выжить именно как человеку, не как животному?

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— Довольно сложный вопрос. Для меня весьма убедительно прозвучала мысль автора монографии Виктора Франкла, что разум человека блокирует негатив. Люди сначала долго не верят в то, что с ними случилось, надеются на лучшее, считают, что происходящее с ними нереально. То есть, отторгается всё, кроме цепляния за жизнь, он же – животный инстинкт самосохранения. А вот дальше включается то, что как раз и отличает человека от животного – потребность сохранить человеческое достоинство. Часть людей, которые туда попадают, не находят в себе сил сохранить достоинство и превращаются в животных. Часть становится хуже, чем эсэсовцы, потому что, они пытаются выжить, унижая и подавляя таких же, как они, И вот это тоже момент универсальный. К сожалению, в любом социуме, если речь идет о подавлении одной группой, более сильной, другой, более слабой, среди подавляемых обязательно находятся такие, которые готовы подавлять своих. И такой человек всегда делает это более жестоко, чем собственно поработители. Обыкновенно, это люди, у которых когда то, может быть в детстве, сформировались определенные комплексы, которые до поры до времени дремали, а в этой ситуации начинают проявляться в полной мере. Никогда никакой самодостаточный человек не будет унижать себе подобных, вне зависимости от обстоятельств.

— Из того, что вы только что сказали, выходит, что концлагерь – это частный и крайний случай множества социальных ситуаций?

— Естественно. Поэтому и задевает этот спектакль, что его, как это ни странно прозвучит, очень легко приложить ко всей нашей окружающий мировой действительности. Социум – везде социум.

— Как сказано в спектакле Льва Додина «Враг народа», который мы тоже смотрели вместе: «Старый свет, новый свет – везде один свет».

— Совершенно верно. И получается, что на частном примере концлагеря, где очень быстро происходит деградация, потому что это замкнутое пространство и ситуация не просто лишения прав, но еще и концентрированного унижения, можно исследовать все ситуации унижения человека системой. Только в обществе, поскольку у человека есть разные стороны жизни, эти же самые процессы происходят медленнее, незаметнее, но они происходят. Поэтому я глубоко убеждена, что молодежи этот спектакль смотреть надо, и не для того, чтобы по нему изучать историю Второй мировой – ее как раз, я думаю, надо изучать по другим источникам.

— Например, по фильму «Обыкновенный фашизм» Ромма или лучше по недавно домонтированному и представленному широкому зрителю фильму «И настанет ночь», к которому Хичкок руку приложил. Так для чего, как вам кажется, этот спектакль молодежи нужно смотреть?

— Чтобы эти ситуации не переносить сюда, в нашу жизнь, а пытаться им противостоять, потому что здесь противостоять можно. Хотя и понятно, что есть такие обстоятельства, где человек неподвластен сам себе, и нужен очень прочный стержень, чтобы противостоять, и не все на это способны. Даже если речь идет о совершенно невинных с виду вещах, от концлагеря очень далеких. Ну вот например, тебе говорят: «Эта картина – плохая». А ты всю жизнь на нее смотрел, и она тебе очень нравилась. Но все вокруг, в том числе и люди, от которых ты зависишь, утверждают, что она – плохая, потому что она пробуждает какие-то негативные чувства. А у тебя она вызывает совсем другие чувства. И есть люди, которые могут высказать свое мнение, а есть те, которые нет.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— А может быть, тех, кто не может, надо отправить на воспитание к доктору Чехову, который говорил: «Надо по каплям выдавливать из себя раба»?

— Раба выдавливать не каждый способен. Потому что гораздо легче закрыться, закупориться и не высказывать вообще никакую точку зрения.

— А такого молчуна можно назвать свободным? Вообще, что такое для вас – свобода? И когда ее нужно начинать защищать? Потому что когда человека, вышедшего на митинг, хватают, сажают в автозак и везут в ментовку – с этим все понятно. А что делать с ситуацией, когда человек не может высказать свое мнение о картине?

— Это как раз внутренняя свобода, которую человек должен отстаивать сам. Для меня свобода – это сохранение моего независимого внутреннего восприятия чего бы то ни было и моя способность, не боясь осуждения, непонимания, заявить свое мнения, высказать свою точку зрения. При этом, внутри у меня не должно быть никакого сопротивления этим действиям. А если я вроде бы и высказываю мнение, но при этом внутренне сжимаюсь от ужаса перед тем, что я делаю – это, конечно же, не свобода. Свобода – она всегда связана с личным выбором. И я думаю, что пока сохраняется этот внутренний выбор, человек и остается человеком.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— А какой в концлагере выбор? Терпеть весь невыносимые муки или лечь и умереть?

— Правильно ли будет сказать, что остаться человеком где бы то ни было – это сохранить внутреннюю свободу?

— Знаете, я бы в данном случае ушла от понятия свободы и говорила бы о способности человека сохранять достоинство при любых внешних унижениях.

Что такое зеленый спектакль. Смотреть фото Что такое зеленый спектакль. Смотреть картинку Что такое зеленый спектакль. Картинка про Что такое зеленый спектакль. Фото Что такое зеленый спектакль

Фото: Отдел Рекламы и PR БДТ им. Г.А. Товстоногова/Стас Левшин

— В спектакле и, соответственно, в книге Франкла, есть определение: все люди делятся на достойных и порядочных – и недостойных и непорядочных.

— Совершенно верно. Так вот: понятия достойный и порядочный относятся к личности, но не к свободе. Достойный и порядочный человек тоже может быть не совсем свободен, поскольку, оставаясь среди людей, он попадает в зависимость от множества обстоятельств. Поэтому, например, том же спектакле «Враг народа» его главный герой приходит к парадоксальному, но на самом деле очень точному выводу: «Самый сильный человек на свете – тот, кто наиболее одинок!» Но вот когда ты теряешь свое лицо, достоинство, честь, ты становишься непорядочным. Причем, не только для себя внутри, но и для всех остальных, кто тебя окружает. Поэтому предателей не любит ни та, ни другая сторона. Вот это и называется потеря лица или потеря человеческого в человеке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *