Что такое заявление о политике в области качества
Политика в области качества – пустые слова или путеводная звезда?
Одним из требований стандарта ISO 9001 является наличие в организации Политики в области качества. Стандарт говорит, что «высшее руководство должно разработать, реализовать и поддерживать в актуальном состоянии политику в области качества» (см. пункт 5.2 стандарта).
Нередко к этому требованию подходят формально, просто копируя доступные в интернете образцы политик. Но такой подход вряд ли способствует построению результативной системы менеджмента качества в организации. Разберемся, что же подразумевает под этим требованием стандарт, и как его применить на практике.
Что такое политика в понимании ISO?
Для начала определимся с терминами. При интерпретации требований стандарта ISO 9001 можно прибегнуть к помощи его разработчиков – технического комитета №176 Международной организации по стандартизации ISO.
В «терминологическом» стандарте серии ISO 9000 «Менеджмент качества» (он называется так же, как сама серия – ISO 9000), понятию «Политика» дано следующее определение: «это намерения и направление действий организации, официально сформулированные ее высшим руководством» (пункт 3.5.8). При этом политика не должна включать в себя конкретные пути реализации этих намерений.
Политика в области качества – это политика применительно к менеджменту качества.
Является ли Политика документом?
Согласно пункту 5.2.2 стандарта ISO 9001 она должна «быть доступной и применяться как документированная информация». Кроме того, определение из ISO 9000 говорит об «официально сформулированных» намерениях руководства. Казалось бы, все указывает на некий документ.
С другой стороны, требование о наличии специального документа, который бы назывался «Политика в области качества» или был посвящен только этому вопросу, отсутствует в ISO 9001.
Документированную информацию ISO 9000 описывает как информацию, представленную в «любом формате». Таким образом, заявление о намерениях в области качества может быть сделано руководством в видео-формате, в рамках какого-нибудь более общего корпоративного документа или любым другим способом.
Что необходимо учесть при разработке Политики в области качества?
Вот некоторые важные аспекты, которые следует принять во внимание:
Заимствование чужих примеров Политики в области качества
Несмотря на то, что знакомство с доступными примерами Политик (многие компании выкладывают свои в открытом доступе на сайтах) дает полезные ориентиры, копировать чужие подходы не рекомендуется. Во главу угла следует ставить особенности и интересы вашей компании.
Политика в области качества должна быть максимально практичной. Вам решать, займет ли она несколько страниц или уместится на одном слайде. Есть и такие компании, которые сформулировали свою Политику в области качества одним предложением.
Как донести Политику до заинтересованных лиц
Многие предприятия при внедрении СМК экспериментируют с форматом и носителем информации, чтобы добиться максимального эффекта с точки зрения пункта 5.2.2 стандарта ISO 9001:2015. Напомним, в нем говорится о том, что Политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам, т.е. персоналу, клиентам, поставщикам и т.д.
В целом, рекомендуется применять к задаче написания Политики в области качества те же правила, что и к любому хорошему тексту, который должен достичь умы и сердца многих, порой очень разных по уровню образования и восприимчивости к информации людей: писать просто, понятно и точно.
Только вы можете решать, на каком носителе вы ее опубликуете. Самые распространенные варианты – веб-сайт, интранет-портал, информационный стенд. Кто-то размещает свою Политику на межкомнатных дверях офиса, что, несомненно, позитивно сказывается на осведомленности сотрудников.
Можно поработать и над визуализацией, например, американский производитель изделий из металла Wiley WMF Metal выпустил главный документ своей СМК в виде постера, который доступен для скачивания на веб-сайте компании.
Встречаются компании, в которых Политика, изложенная в нескольких предложениях, публикуется на полях документов, циркулирующих по организации.
Исходя из специфики корпоративной культуры, может быть необходимым оформить Политику в виде официального приказа по организации за подписью генерального директора, чтобы рабочей группе СМК было легче получить необходимую поддержку.
Стоит отметить, что совсем не обязательно создавать для коммуникации Политики новый документ. Если у компании есть задокументированная миссия или стратегические цели, может быть достаточным отредактировать их так, чтобы выполнялись требования ISO 9001.
Почему Политика в области качества – это важно
Если вас мучает вопрос: «Зачем все это? Зачем создавать Политику?», на него отвечает ISO/TS 9002 – опубликованное в 2016 году Международной организацией по стандартизации руководство по применению ISO 9001:2015. Смысл политики – в интеграции менеджмента качества в общую систему менеджмента компании.
Действительно, опросы последних лет, в том числе проводившиеся организацией ISO перед разработкой последней редакции ISO 9001, свидетельствовали, что большой процент неудач c внедрением СМК связан с утратой интереса руководства и сотрудников к системе менеджмента. Это происходило из-за того, что систему создавали исключительно для получения сертификата, а так как она не была связана с реальными потребностями компаний, то рано или поздно превращалась в «вещь в себе», которую представители организаций воспринимали скорее, как обузу, чем помощь.
Политика в области качества, непосредственно связанная с актуальной бизнес-стратегией, помогает сделать СМК полезным инструментом компании. Причем политика обязательно должна актуализироваться в связи с изменениями повестки дня организации, тогда она не будет терять связь с реальностью с течением времени.
ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ? ИНТЕРЕСУЮТ СТАНДАРТЫ ISO И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА? ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ И РЕГУЛЯРНО ПОЛУЧАЙТЕ ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СТАНДАРТАХ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТ АУДИТОРОВ SGS И ПРИМЕРЫ ЛУЧШИХ ПРАКТИК.
О КОМПАНИИ SGS
Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 89 000 сотрудников.
Политика в области качества
Что такое политика в области качества? В чем ее суть? Для чего она нужна? В этой статье мы разберем не только данные вопросы, но и приведем несколько примеров.
Что такое политика в области качества?
Политика в области качества — это основополагающий документ любой организации, в котором руководство обозначает:
Суть политики в области качества фактически сводится к ответственности и обязательствам руководства организации перед заказчиками, партнерами, поставщиками и сотрудниками.
С политикой в области качества должны быть ознакомлены все сотрудники, она должна быть доступна для всех заинтересованных сторон, например выложена на сайте. С точки зрения соответствия требованиям стандарта ISO 9001, политика в области качества это фундаментальная основа системы менеджмента качества.
Политика в области качества применима абсолютно для любой организации безотносительно ее объемов, и необходима в первую очередь руководству и сотрудникам, а не для формального соответствия требованиям стандарта ISO 9001. Более того, политика в области качества выступает инструментом для определения целей в области качества, которые мы рассмотрим в отдельной статье.
Содержание политики:
По содержанию при разработке политики в области качества следует уделить внимание следующим нюансам:
Пример политики в области качества
Короткий пример
“Мы обладаем уникальным опытом в области производства и проектирования и разработки нашей продукции и стремимся занять лидирующие позиции в данной области. Мы берем на себя обязательства:
Данная политика в области качества распространяется на всех сотрудников организации и на процессы сбыта, маркетинга, проектирования и разработки, закупи и производства.”
Развернутый пример с пояснениями:
Политика в области качества ОАО “Название компании”
Мы — ОАО “Название компании”. Мы обладаем уникальным опытом в области “напр., машиностроения” (далее перечисляется список деятельности или предоставляемых услуг компании):
Наши партнеры и потребители — ведущие производители двигателей, оборудования (указать, кто ваши поставщики/потребители/компании-партнеры — не название компаний, а именно, что вам поставляют или для чего потребляют вашу продукцию)
Миссия ОАО “Название компании” — производить надежную и качественную продукцию, предоставлять надежные услуги, оказывать консультацию и т.д.
Отдельным пунктом можно выделить стратегические цели компании. Наши стратегические цели — повышение удовлетворенности потребителей и повышение качества продукции. Мы направляем силы на риск-ориентированное мышление, нацеленное на максимальное использование возможностей и и минимизацию негативных последствий.
Как компания развивается? При разработке и производстве продукции мы проводим постоянный поиск и анализ современных тенденций в области “машиностроения”, используем современное оборудование, отвечающее требованиям европейских стандартов качества, используем экологически чистые материалы и т.д.
Далее можно указать, что компания берет на себя ответственность за свою деятельность. Компания ОАО “Название компании” принимает на себя обязательства:
Политика и цели в области качества
Цели в области качества являются обязательным требованием в случае прохождения сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. При разработке целей в области качества необходимо руководствоваться следующими требованиями стандарта:
Пример целей в области качества
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Разработка политики в области качества
Политика в области качества, является одним из наиважнейших документов системы менеджмента качества (СМК). Как правило, разработка СМК начинается именно с него. В политике должны быть отражены следующие пункты:
Текст политики в области качества следует уместить на одну страницу. Этот документ вывешивается в доступных местах для изучения работниками и потребителями организации. Он олицетворяет факт наличия СМК в организации и приверженность руководства организации и сотрудников удовлетворять потребности и ожидания потребителей и достигать поставленные цели.
Приведем пример политики в области качества.
Чем занимается организация?
Клиника «Семейный Доктор» является амбулаторно-поликлиническим учреждением нового типа, предназначенным для своевременного и качественного оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению.
Направления развития организации
Обязательства руководства соответствовать требованиям
Коллектив поликлиники ориентирован на удовлетворение потребностей и ожиданий пациентов и заинтересованных сторон на основе установления доверительных отношений между персоналом и пациентами, строгого соблюдения норм этики и деонтлогии с целью повышения качества медицинской помощи.
Высшее руководство поликлиники берет на себя ответственность за реализацию вышеуказанных направлений деятельности и соответствие требований потребителя, государства и стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 — 2015.
Заявление о политике в области качества
о политике в области качества
Деятельность Органа по сертификации строительных материалов, изделий и конструкций (далее ОС) направлена на обеспечение развития и улучшения деятельности организаций – производителей продукции за счет сертификации продукции, что отвечает государственным интересам и улучшению качества жизни населения.
Политика ОС в области качества основывается на соблюдении принципа достижения высокого уровня качества организации и проведения сертификации продукции строительных материалов, изделий и конструкций (далее – продукции) входящих в область аккредитации ОС, в соответствии с законодательством в области сертификации, правилами и процедурами ОС.
ОС строго руководствуется государственными и международными требованиями к деятельности Органов по сертификации (ОС) и процедурами сертификации, учитывая запросы и ожидания потребителей, гарантируя надежность в договорных обязательствах, на бездискриминационной и равноправной основе, при условии соблюдения принципов беспристрастности, компетентности, ответственности, открытости и конфиденциальности.
Для обеспечения данной деятельности руководством ОС внедрена и поддерживается система качества.
В области качества руководство ОС ставит перед собой достижение следующих целей:
Для реализации этих целей в области качества руководство ОС берет на себя следующие обязательства:
Руководство ОС понимает важность обеспечения беспристрастности при проведении работ по сертификации и берет на себя обязательство создавать общественную уверенность и доверие к соответствию продукции организаций-заявителей установленным требованиям, посредством проведения беспристрастной, компетентной оценки со стороны ОС, основанной на:
Политика в области качества
Код: СМ.10.01
Политика в области качества Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» (далее ИЛЦ) декларирует организацию деятельности учреждения в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025 – 2019 и критериев аккредитации в действующей редакции, и направлена на повышение качества предоставляемых услуг и создания на этой основе надежных партнерских отношений с Заказчиками.
Повышение удовлетворенности Заказчика посредством оказания услуг высокого качества – стратегическое направление деятельности ИЛЦ. Личная ответственность каждого специалиста за качество работы обеспечена путем четкой регламентации обязанностей, полномочий и ответственности всех сотрудников нашего учреждения.
Риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех процессов управления в ИЛЦ. Политика управления рисками/возможностями является составной частью системы менеджмента качества ИЛЦ, интегрирована во все организационные процессы СМК, направлена на снижение вероятности возникновения и повторения работ, выполненных с нарушением установленных требований и использование дополнительных возможностей.
Руководством ИЛЦ приняты обязательства по беспристрастности. Лабораторная деятельность структурирована и управляется с обеспечением беспристрастности.
Политика в области качества направлена на достижение следующих целей:
Для достижения поставленных целей ИЛЦ предстоит решить следующие стратегические задачи:
Руководство ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» (далее Центр) берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества и выполнение следующих обязательств:
Лаборатория обязана соблюдать требования критериев аккредитации в действующей редакции. Сотрудники ИЛЦ, участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений, должны ознакомиться с руководством по качеству и руководствоваться в своей деятельности установленной политикой в области качества деятельности ИЛЦ.
Залогом успешной реализации Политики в области качества является определенность и согласованность действий всех структурных подразделений и сотрудников, их нацеленность на результативное выполнение принятой Политики и поставленных целей и задач в области качества.
Провозглашая свою Политику, высшее руководство Центра заявляет, что оно несет личную ответственность за постоянное совершенствование СМК ИЛЦ, развитие ее процессов, повышение результативности и соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025 – 2019 и критериев аккредитации в действующей редакции. Действующая Система менеджмента качества определяет высокое качество предоставляемых нами услуг, а нашим заказчикам дает уверенность, что, избрав нас, они сделали правильный выбор.