Что такое заводы вмф
Заводы морского ведомства
Полезное
Смотреть что такое «Заводы морского ведомства» в других словарях:
казённые заводы — в России государственные, обычно военные и горно металлургические. Возникли в XVII в. как мануфактуры, распространились с начала XVIII в., особенно на Урале. Рабочие в основном государственные крестьяне (горнозаводские крестьяне), ставшие после… … Энциклопедический словарь
Казённые заводы — в дореволюционной России государственные промышленные предприятия, находившиеся в ведении различных ведомств (военного, морского, горного и др.). Главным назначением К. з. было удовлетворение государственных потребностей (в первую очередь … Большая советская энциклопедия
Ижорские заводы — см. Заводы морского ведомства и Колпино … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАЗЁННЫЕ ЗАВОДЫ — в дореволюц. России гос. пром. предприятия, находившиеся в ведении различных ведомств (военного, морского, горного, удельного и др.). Гл. назначением К. з. было удовлетворение гос. потребностей (в первую очередь военных), вследствие чего… … Советская историческая энциклопедия
Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия
Линейные корабли типа «Севастополь» — Тип «Севастополь» … Википедия
Линейные корабли типа «Гангут» — Тип «Севастополь» «Полтава» в годы Первой мировой войны Основная информация Тип … Википедия
Колпино — посад С. Петербургской губернии Царскосельского уезда при Николаевской железной дороге, на реке Ижоре. До построения Петербурга здешняя местность заселена была латышами, чухнами и ссыльными шведами. Петр I велел отвести это место для строения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Царское Село — уездн. гор. С. Петербургской губ., в 22 вер. от С. Петербурга, с которым соединен жел. дор. Город расположен на возвышенности, составляющей продолжение Дудергофских высот; высшая точка Ц. Села (Старый дворец) около 250 фт. над уровн. моря.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Как и где строится весь военный флот России. Часть 1
Фотоэкскурсия на заводы Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) — крупнейшего судостроительного холдинга России.
В корпорацию входит 40 судостроительных, судоремонтных заводов и конструкторских бюро.
На предприятиях ОСК трудится 80 тысяч человек. Практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России (95%), производятся и ремонтируются предприятиями корпорации. 100 процентов акций ОСК принадлежит государству.
«Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
Одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие северной столицы. Базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России.
За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русскиепароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналоговв мировом судостроении.
Предприятие реализует ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков.
«Арктек Хельсинки Шипъярд» / Arctech Helsinki Shipyard
Судоверфь, расположенная в Финляндии, была образована в 1865 году. Предприятие занимается строительством ледоколов и специальных судов для освоения арктического шельфа, а также судов обеспечения платформ.
Сейчас на верфи строятся четыре самых современных в своём классе судна и танкер-кондесатовоз.
Строящееся ледокольное судно снабжения проекта Р-71014 получило название «Геннадий Невельской». Ещё три судна получат названия: «Степан Макаров», «Фёдор Ушаков» и «Михаил Лазарев».
Основные функции судов — снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа.
В декабре 2010 года Arctech Helsinki Shipyard вошла в состав «Объединённой судостроительной корпорации».
Балтийский завод
Предприятие производит корабли и суда, атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности, изделия машиностроения.
Основанный 26 мая 1856 года Балтийский завод создал более 550 кораблей и судов.
Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.
Атомный ледокол «Арктика» — головной корабль проекта 22220. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Это самый большой и самый мощный ледокол в мире. Предельная толщина преодолеваемого льда — 2,8 метра.
Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни диаметром до 8 метров.
Крупногабаритное оборудование транспортируют при помощи самоходных платформ грузоподъёмностью 150 и 200 тонн.
Вес одной секции, собранной на Балтийском заводе, достигает 140 тонн.
Достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас здесь производится достройка плавучего энергоблока с двумя реакторными установками «Академик Ломоносов». Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. «Академик Ломоносов» будет установлен в городе Певек Чукотского автономного округа.
Судостроительный завод «Северная верфь»
Крупнейший в России судостроительный завод, осуществляющий строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец и кораблей специального назначения для ВМФ России.
«Северная верфь» (ранее Путиловская) основана в 1912 году и является одним из ведущих предприятий оборонной промышленности России.
За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.
Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Предназначено для транспортировки сухих грузов, буксирного обеспечения и оказания помощи.
Средне-Невский судостроительный завод
Лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов: судостроительная и маломагнитная стали, композитные материалы и алюминиево-магниевые сплавы.
На предприятии освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.
Суть метода в создании разряжения внутри корпуса, благодаря которому происходит пропитка армирующего материала и втягивание смол.
Инфузия сокращает пустоты в структуре материала, повышает экологичность производства и снижает финансовые затраты.
Средне-Невский завод принимает участие в международном проекте ИТЭР по созданию первого в мире экспериментального термоядерного реактора.
Проект призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора. Сооружения ИТЭР расположены на площади 180 га во Франции.
На предприятии в Санкт-Петербурге производят одну из шести катушек магнитной системы термоядерного реактора. Эти катушки необходимы для образования и удержания плазмы в реакторе. Плановые сроки завершения работ по проекту ИТЭР — 2021 год.
Выборгский судостроительный завод
Одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, специализирующееся на производстве глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения шельфовых месторождений.
Также Выборгский судостроительный завод производит стационарные добывающие платформы, ледоколы, рыболовные траулеры, суда ледового класса и суда снабжения.
За 68 лет верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей для разработки нефтегазовыхместорождений.
Верфь обладает необходимым оборудованием и персоналом для проведения комплекса работ по ремонту и переоборудованию судов.
Предприятие производит работы по размерной модернизации судов и переоборудованию судов класса речного регистра в суда «река-море».
«Новороссийск» — третий ледокол в серии проекта 21900 М. Суда данного проекта способны преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. Это самые мощные дизель-электрические ледоколы среди всех работающих ледоколов в России.
Судостроительные заводы России
Предлагаю Вашему вниманию обзор, посвящённый судостроительным заводам России. Заводы приведены в алфавитном порядке с указанием актуальных производственных программ. Небольшие заводы по строительству катеров, лодок и яхт в обзоре не рассматривались.
1. ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург)
Пограничный сторожевый корабль проекта 10410 «Светляк» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые катера проекта 12200 «Соболь» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник» (БО ФПС ФСБ)
Патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга» (БО ФПС ФСБ)
2. ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
Дизель-электрические подводные лодки проекта 06361 (ВМС Вьетнама)
Дизель-электрические подводные лодки проекта 06363 (ВМФ)
Глубоководный спасательный аппарат проекта 18271 (ВМФ)
Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 (ВМФ)
3. ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре)
Корветы проекта 20380 (ВМФ)
Суда снабжения проекта 22420
4. ЗАО «Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод» (Ахтубинск)
Нефтеналивной танкер проекта 52
Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870
Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220
Дизель-электрический ледокол проекта 22600
Универсальный десантный корабль (ВМФ)
6. ООО «Верфь братьев Нобель» (Рыбинск, Ярославская область)
Несамоходные нефтеналивные баржи проекта ROB07
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
7. ООО «Верхнекамская Строительная Компания» (Пермь)
Бункерные баржи проекта RDB 01.02.
Сухогруз проекта 17605
8. ОАО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород)
Десантные катера проекта 11770 «Серна» (ВМФ)
9. ЗАО «Волжский судостроительно-судоремонтный завод»
(Волжский, Волгоградская область)
Танкер-продуктовоз проекта RST11
10. ОАО «Восточная верфь» (Владивосток)
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» (ВМФ)
Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» (ВМФ)
Пограничные сторожевые катера проекта 1496М1 «Ламантин» (БО ФПС ФСБ)
Пограничные сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник» (БО ФПС ФСБ)
11. ОАО «Выборгский судостроительный завод» (Ленинградская область)
Дизель-электрические ледоколы проекта 21900М
12. ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск, Ярославская область)
Большие гидрографические катера проекта 19920 (ВМФ)
Пограничные сторожевые катера проекта 1496М1 «Ламантин» (БО ФПС ФСБ)
13. ООО «Судоверфь Дон-Кассенс» (Аксай, Ростовская область)
Танкеры-продуктовозы проекта RST05
14. ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (Большой Камень)
Ремонт и модернизация АПЛ и ДЭПЛ ВМФ России
Танкеры проекта 00211
15. ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск)
Ремонт и модернизация АПЛ и ДЭПЛ ВМФ России и ВМС Индии
Ремонт ракетного крейсера проекта 1164 (ВМФ)
Лоцмейстерское судно проекта Р1760М
Морозильные траулеры проекта 50010
Морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ (ВМФ)
Морское судно обеспечения проекта 20183 (ВМФ)
16. Филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Бывший СРЗ, Астрахань)
Ремонт кораблей и вспомогательных судов ВМФ России.
Спасательное буксирное судно проекта 22870 (ВМФ)
17. ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» (Республика Татарстан)
Малые ракетные корабли проекта 21631 (ВМФ)
Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» (ВМФ)
Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 (БО ФПС ФСБ)
Транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 (ВМФ)
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
18. ОАО «Костромской судомеханический завод» (Кострома)
Пассажирские катера КС-110
Скоростные катера КС-701 (БО ФПС ФСБ)
19. ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод» (Кострома)
Буксир-толкач проекта 37
Нефтеналивной танкер проекта 52
20. ОАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород)
Танкер проекта 19614
Танкеры-продуктовозы проекта RST27
21. ОАО «Красноярская судостроительная верфь»
Баржи-площадки проекта 0150/2907
Баржи-площадки проекта 82260
Танкер-бункеровщик проекта 00213
22. ОАО «Судостроительный завод «Лотос» (Нариманов, Астраханская область)
Сухогрузы проекта RSD49
Танкеры-продуктовозы проекта RST25
23. ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» (Москва)
Обстановочные суда проекта 3050
Обстановочные суда проекта 3050.1
Обстановочные суда проекта 3052
Рабоче-спасательные и разъездные катера проекта 21770
Прогулочно-экскурсионные суда проекта 23020
Грузопассажирское судно проекта 23021
24. ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Шлиссельбург)
Многофункциональные аварийно-спасательные суда проекта MPSV07
Сухогрузы проекта RSD49
25. ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (Бор, Нижегородская область)
Буксиры-кантовщики проекта TG04M
Обстановочные суда проекта BLV02
Рейдовые водолазные катера проекта А160
26. ООО «Озерная Верфь» (Laky Verf, Шлиссельбург, Ленинградская область)
Патрульные катера проекта 13М и 14М
27. ОАО «Окская судоверфь» (Навашино, Нижегородская область)
Морской транспорт вооружения проекта 20360 (ВМФ)
28. ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» (Благовещенск)
Большой гидрографический катер проекта 19920 (ВМФ)
Буксирный катер проекта 21700
Водолазные катера проекта 14157 (ВМФ)
Обстановочное судно проекта 3050.1
29. ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Ленинградская область)
Лоцманский катер проекта PI-22
Буксиры-кантовщики проекта RAscal 2000
Рейдовые буксиры проекта 16609
Рейдовые буксиры проекта 90600
Эскортные буксиры проекта ПЕ-65
Рыбопромысловое судно проекта PL-475
Суда комплексного портового обслуживания проекта СКПО-1000
30. ОАО «Порт Коломна» (Коломна, Московская область)
Баржи-площадки проекта 81109/06ПК
Сухогрузы проекта 559Б/14ПК
31. ООО «Рыбинская верфь» (пос. Судоверфь, Ярославская область)
Катера и яхты различных типов, в т.ч. катера «Лидер» для МЧС.
32. ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» (Самусь, Томская область)
Обстановочные суда проекта 3050
Обстановочные суда проекта 3050.1
33. ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург)
Большой разведывательный корабль проекта 18280 (ВМФ)
Корветы проекта 20380 (ВМФ)
Корвет проекта 20385 (ВМФ)
Фрегаты проекта 22350 (ВМФ)
Судно тылового обеспечения проекта 23120 (ВМФ)
34. ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск)
Ремонт и модернизация авианосца проекта 11430 (ВМС Индии)
Ремонт и модернизация ТАРКР проекта 11442 (ВМФ)
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885/885М
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955/955А (ВМФ)
Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852 (ВМФ)
35. ОАО «Сокольская судоверфь» (Сокольское, Нижегородская область)
Катер связи проекта 1388НЗ (ВМФ)
Судно-мишень проекта 436Б (ВМФ)
36. ОАО «Сосновский судостроительный завод» (Сосновка, Кировская область)
Морские накатные самоходные баржи проекта DCV47
Экологические суда проекта RT29
Скоростные патрульные катера проекта AM405S (ФТС)
37. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург)
Базовый тральщик проекта 12700 «Александрит»
Изготовление надстроект из композитных материалов для корветов проекта 20380/20385
Буксиры-толкачи проекта 81
38. ООО «Судостроительная компания «ТКТ» (Набережные Челны)
Катера и яхты различных типов
39. ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (Хабаровск)
Морской буксир проекта 22030 (ВМФ)
Рейдовые буксиры проекта ASD 2310
Пассажирское судно на воздушной подушке проекта СВП-50
Скоростное пассажирское судно проекта А45-2
40. ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград)
Фрегаты проекта 11356 (ВМФ России и ВМС Индии)
Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (ВМФ)
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 (ВМФ)
Дизель-электрический ледокол с ассиметричным корпусом проекта Р-70202
41. ОАО «Ярославский судостроительный завод» (Ярославль)
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» (ВМФ)
Морские буксиры проекта 745МБС (ВМФ)
Морское водолазное судно проекта SDS08
Обстановочные суда проекта SV2407
Танкеры-бункеровщики проекта RT18
Яхты проекта ST24М2
Для тех, кто пропустил: Авиационные заводы России
Читайте также.
Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂
Не скромничай, смотря по каким параметрам смотреть.
Китай + Ю.Корея + Япония = 90% мирового судостроения!
есть суда или корабли сложные, наукоёмкие
ты перечислил ещё 3 ведущих державы помимо России
Ю.Корея и Япония не обладают технологиями атомного судостроения
При таком раскладе о каком лидерстве может идти речь?
Военным судостроением рынок не ограничивается. А в гражданском пальму первенства держат Корея и Китай. И даже Турция.
Судостроительные заводы
Здесь собраны российские предприятия по изготовлению и ремонту судов в количестве 62 штук. Имеется возможность отобрать судостроительные заводы нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.
Основная продукция: ремонт судов
Нариманов (Астраханская область)
Нариманов, ул. Береговая, 3
ССЗ «Волга» производит высокоскоростные суда различного назначения.
Нижний Новгород (Нижегородская область)
Нижегородская область, Нижний Новгород, ГСП-565, ул. Заводской парк, 37
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
Понтонный, ул. Заводская, 10
Хабаровск (Хабаровский край)
Хабаровск, ул. Суворова, д. 1
«Море» — судостроительный завод в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива.
Феодосия, пгт. Приморский, ул. Десантников 1
Судостроительный завод «Залив» является одним крупнейших промышленных предприятий Республики Крым, его экономические и производственные показатели справедливо позволяют ему считаться бюджетообразующим предприятием города Керчи.
Керчь, ул. Танкистов, 4
Онежский судостроительный завод был основан в 2002 году в г. Петрозаводске на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году.
Петрозаводск, ул. Ригачина, д.25
Находка (Приморский край)
Находка, ул. Cудоремонтная, 23
Владивосток (Приморский край)
Владивосток, ул. Героев Тихоокеанцев, 1
Новые и возрожденные верфи России: что, где и когда?
Мы обо всем этом не раз писали, старались не проходить мимо таких событий и ситуаций. Подробности сейчас приводить не будем, чтобы лишний раз не травить душу. Вы и сами все это прекрасно помните.
Давайте лучше поговорим о том, что окрыляет. О наметившейся тенденции возрождения закрывшихся было верфей и о строительстве совершенно новых. Если вы думаете, что здесь пойдет речь о выросшем на Дальнем Востоке судостроительном комплексе «Звезда», который уже вовсю спускает на воду гигантские танкеры класса «Афрамакс», то вы правы. О нем непременно тоже расскажем. Но не только!
ССК «Звезда» / Фото: правительство Приморского края |
За последние пять лет накопился целый ряд примеров, которые вселяют оптимизм и надежду на лучшее будущее нашей судостроительной отрасли.
Онежский ССЗ, Карелия
Начнем с Онежского судостроительного-судоремонтного завода, расположенного в карельской столице – Петрозаводске. Это предприятие за последние годы довольно часто мелькает в новостях, причем со вполне позитивной повесткой. Но если заглянуть за горизонт минувшей пятилетки, то мы наткнемся на опустевшие цеха, остановленное производство, распущенный персонал и закрытые ворота.
Проще говоря, завода все равно что не было. И никто не знал, возродится ли он когда-нибудь к жизни, или разделит судьбу таких же обанкротившихся предприятий, от которых в итоге остаются только развалины.
Банкротство накрыло Онежский CCЗ в начале 2012 года. Не будем сейчас разбираться в юридических спорах, которые привели к такому печальному результату. Важно, что Петрозаводск внезапно лишился уже второго судостроительного предприятия на достаточно коротком отрезке времени – за три с небольшим года до того в городе ушел в небытие еще один завод, легендарный «Авангард». Казалось, над Карелией нависло проклятие, ее полностью стирали с судостроительной карты страны.
— Закрылся завод в одночасье, скажем так. Сегодня мы работаем, завтра уже нет. Как смогли, подготовили системы к консервации, начали в ускоренном режиме сливать трубопроводы. При этом ни электроэнергии, ни тепла уже не было, надвигалась зима. А когда завод окончательно закрылся, здесь осталось буквально человек шесть-семь следить за всем, охранять, — рассказывал нам позже заместитель директора по производству Вадим Фатов.
Но финал у этой истории оказался самым радужным. Государство решило помочь предприятию, выкупив его в конце 2014 года и передав в собственность «Росморпорту». В 2015 году были проведены восстановительные работы, и летом завод приступил к выполнению своего первого в обновленной истории заказа – строительству лоцмейстерского катера «Крутояр» по проекту 02780М.
Спуск на воду лоцмейстерского катера «Крутояр» / «Росморпорт», ФГУП |
Сейчас, спустя пять лет, работа на заводе кипит. Для наглядности просто перечислим суда, сданные заказчику в прошлом году: две самоходные шаланды проекта HB600 – «Трудовая» и «Сильная», одну шаланду проекта HB900 – «Рабочая», а также обстановочное судно «Ладожский» проекта 3265.
Мало того, Онежский ССЗ успешно включиться в борьбу за довольно требовательного частного заказчика – за рыбаков. В этом году он начал строительство целой серии краболовов по проекту 5712LS (семь единиц) для дальневосточной группы компаний «Русский краб». Первое судно уже заложено, причем церемония прошла прямо в день столетнего юбилея республики Карелия – 6 июня 2020 года.
«Красные Баррикады», Астраханская область
Это одно из тех предприятий, на закрытие которых было особенно больно смотреть. Завод «Красные Баррикады» успешно развивался в советские годы, массово строил плавкраны. Именно на его счету знаменитая серия «рабочих лошадок» проекта 528Б. В 1970-е годы предприятие освоило выпуск плавучих буровых установок типа «Каспий» водоизмещением до 11 тысяч тонн. Всего их было построено десять единиц.
Но и после распада Советского Союза «Красные Баррикады» не растерялись. Пережив период хронического безденежья и долгов, общий практически для всей российской промышленности в девяностые годы, завод нащапал свою нишу и занялся выполнением заказов от нефтяных компаний на постройку различных конструкций.
Завода «Красные Баррикады» / Корабел.ру |
К 2016 году, казалось, он подошел в наилучшей форме. Как раз был заключен контракт стоимостью в миллиард долларов с иранской компанией Tasdid на постройку морских буровых установок в Персидском заливе. Шла масштабная программа модернизации – объем инвестиций в развитие собственного производства приблизился к 23% от прибыли. Обновился станочный парк, слип, были закуплены новые краны, появился новый электромонтажный цех и еще ряд корпусов.
Рухнуло все практически в один момент, и, как обычно, причиной стали огромные долги. Дальше можно повторять все, что было сказано про Онежский CCЗ, – завод встал, заводчане забрали свои трудовые книжки и разъехались. Те, кто еще надеялся что-то спасти, начали обращаться по всем мыслимым инстанциям, однако ответ везде был отрицательным.
– Были обращения в ОСК, писали даже Владимиру Устинову, полномочному представителю президента России в Южном федеральном округе. Приходит один ответ: нет возможности помочь. Никто не заинтересован в судьбе предприятия. Со стороны ОСК заявляют, что на восстановление «Красных Баррикад» требуется 1,2 млрд рублей, но этих средств у корпорации нет, – говорил нам в 2018 году Виктор Николаев, руководитель пресс-службы завода.
И вновь история сделала резкий поворот – в мае 2019 года Объединенная судостроительная корпорация все-таки нашла возможность взять предприятие под свое крыло, вложила деньги, провела работы по расконсервированию площадки, включив предприятие в состав «Южного центра судостроения и судоремонта».
«Южный центр судостроения и судоремонта», АО |
Красной датой в календаре возрожденной производственной площадки «ЮЦСС» «Красные Баррикады» теперь отмечено 24 декабря 2019 года – в этот день корабелы провели первую резку металла. Первую после реанимации предприятия, разумеется. Началось строительство двух несамоходных грузовых понтонов проекта ГРПН для российской судоходной компании.
Каких-то более существенных подробностей на этот счет ОСК пока не сообщает, но в любом случае работников «Красных Баррикад» и всех, кто переживал за этот завод, можно поздравить. Кстати, на сегодняшний день завод успел получить еще один важный заказ – на строительство блоков для ледостойкой платформы.
Жатайская судоверфь, Якутия
Рассказ о предыдущих заводах, если вы заметили, строился по одному шаблону: предприятие работало, потом обанкротилось, потом закрылось, а через пару лет было реанимировано. В случае с Жатайской судоверфью все по-другому. Это пример постройки нового завода конкретно под потребности региона.
Якутия огромна и крайне богата ресурсами. Там масса месторождений, разработка которых набирает обороты, а значит требует серьезной транспортной активности. А вот с логистикой есть немалые сложности, поскольку железная дорога, которая тянется с юга, не доходит даже до самого Якутска. Автотрассы – сами представляете какие.
Так что без речных перевозок региону не выжить. И Ленское объединенное речное пароходство трудится изо всех сил, отправляя суда с грузами вверх и вниз по Лене. Но проблема в том, что флот ЛОРПа достаточно возрастной и давно требует уже даже не модернизации, а замены. Так что острую потребность в своей верфи Якутия испытывает давно.
Строить кузницу речных теплоходов решили на базе Жатайского судостроительно-судоремонтного завода. Подчеркнем, что это не модернизация, не расширение существующего СРЗ, а именно создание новой верфи на старой площадке, которая все последние десятилетия занималась лишь судоремонтом.
Жатайская судоверфь / «ЛОРП», ОАО |
Там вырос целый комплекс цехов (а часть старых цехов, наоборот, снесли), было закуплено и установлено современное оборудование, перестроен слип. В итоге получилось предприятие, способное осуществлять весь цикл сборки судна от закладки киля до насыщения основными механизмами.
Первый этап строительства Жатайской судоверфи должен завершиться в следующем году, и сразу после этого на стапеле будет заложено первое судно. А всего в год завод планирует строить до десяти судов. Заказы в первую очередь пойдут от ЛОРПа, но потом должны подтянуться и другие перевозчики. А в перспективе Жатай планирует замахнуться и на строительство рыболовных судов.
ССК «Звезда». Дальний Восток
Ну вот мы и добрались до самой знаменитой верфи в этом списке. Фактически она представляет собой один из крупнейших за последние годы проектов в отечественной промышленности. Раньше бы ее назвали всесоюзной стройкой. Трудно сейчас найти такого человека в стране, который, пусть даже краем уха, не слышал бы о судостроительном комплексе «Звезда». Вниманием новостников, вплоть до съемочной группы «Первого канала», этот новорожденный завод не обделен. И на то есть причина.
В России до начала работы ССК «Звезда» не было мощностей, подходящих для строительства супертанкеров и гигантских газовозов – по 200 с лишним метров в длину. При том, что потребность в таких судах растет с каждым годом – они нужны для того, чтобы обеспечивать вывоз углеводородов из мест их добычи в арктических широтах.
Стоит сразу заметить, что и в мире-то верфей, способных взяться за такие заказы, не так много. В основном такой флот строится на южнокорейских заводах. В том числе до недавнего времени там же, в Южной Корее, размещались и заказы российских сырьевых компаний на крупнотоннажники. Теперь эти контракты автоматически достаются дальневосточным корабелам. Не без административного нажима, кстати, в отдельных случаях, но это уже тема другой статьи.
Судоверфь «Звезда» / «Звезда», ОАО |
Запуск завода можно датировать сентябрем 2017 года, когда по заказу «Роснефти» там было заложено судно снабжения «Александр Невский» проекта IBSV 10022. А уже в декабре того же года был дан старт строительству головного танкера типа «Афрамакс», получившего название «Владимир Мономах». Его спуск на воду состоялся в мае 2020-го. К этому времени корабелы успели заложить на «Звезде» еще четыре танкера того же проекта. Всего же верфь по контракту с «Роснефтью» должна построить десять единиц таких судов. Плюс еще пару для «Совкомфлота».
А вообще, портфель заказов нового предприятия к сегодняшнему дню насчитывает уже многие десятки судов.
Важно, что помимо пополнения флота добывающих компаний, завод «Звезда» предоставляет новые возможности для реализации знаковых проектов. Так, на днях там началось строительство без преувеличения долгожданного сверхмощного 120-мегаваттного ледокола проекта «Лидер». Он уже получил патриотичное название «Россия».
Материалы по теме:
Мастера эпохи возрождения (о перезапуске Онежского ССЗ)
Что осталось от «Красных баррикад» (о посещении закрывшегося завода в 2018 г.)
Северный износ (о планах по строительству Жатайской судоверфи)
Скоро заработает! Последние вести с Жатайской судоверфи (интервью с гендиректором завода)
ССК «Звезда» сегодня. Как развивается завод, где будут строить морских гигантов (о строительстве ССК «Звезда»)