Что такое зарница в школе
Зарница (игра)
«Зарни́ца» — пионерская военно-спортивная игра в СССР. Представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Игра являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. В настоящее время с уходом пионерских организаций из школ «Зарница» или похожие на неё игры обычно проводятся военно-патриотическими клубами и другими похожими организациями.
Аналогом «Зарницы», проводимым для старшеклассников, была военно-спортивная игра «Орлёнок».
Содержание
История
По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях в связи с сокращением военной службы с 3 до 2 лет.
Своим приказом маршал поставил задачу создать юношеские батальоны, обучить молодёжь навыкам армейской жизни, а также воспитывать её в духе любви к Родине и готовности противостоять любым врагам.
В том же 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе.
В игре «Зарница» участвовали ученики 4-7-х классов, которые отдыхали в пионерских лагерях. Подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игра «Орлёнок». Цель игр «Зарниц» и «Орлят» зависела от возраста играющих и заключалась как от простого срывания бумажных погон с игроков другой команды до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
Часто игра «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.
Правила игры
Обычно, играющие в зарницу люди делятся на две команды и арбитра и нескольких нейтральных наблюдающих. Затем, пока команды вырабатывают тактику, арбитр определяет местоположение баз обоих лагерей противников; меткой базы является какой-то достаточно заметный предмет, например, флаг. Целью обеих команд является захват флага противника. У каждого из участвующих есть индикатор жизни/здоровья — погоны: каждому человеку наклеиваются или пришиваются по два погона на плечи; у капитана их четыре. Для того, чтобы «убить» человека, надо сорвать с него погоны; если сорвана только половина, то человек не может бегать и просто ходит.
Чаще всего, победитель выявляется по сумме набранных им баллов: за захват флагов и убийство противников баллы начисляются, за нечестную игру и, например, бег при половине жизни — уменьшаются. Иногда победителем считают первого добывшего флаг противника.
Военно-спортивная игра «Зарница»
Разделы: ОБЖ
ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе. В ходе игры школьники 7-10 классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, учащиеся 11 классов помогают педагогическому составу в проведении мероприятия. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Играющие делятся на пять команд с одинаковым количеством человек (команда составляет 25человек из разных возрастных категорий), учащиеся 11 классов отвечают за проведение этапов игры, а преподавательский состав, выступает в качестве начальников служб гарнизона. Команды выбирают себе командиров, название, эмблему. Проводится торжественная линейка, выносится знамя, звучит гимн. На трибуне ветераны дают наказ играющим, командиры сдают им рапорта, игроки приветствуют их. Объявляется военное положение и ставится задача, командиры получают боевые листы с маршрутом (Приложение 1). Команды вырабатывают тактику (участники между собой делятся на этапы, за которые они будут отвечать), начальники гарнизона приглашают участников на СТАРТ; ФИНИШОМ является стол на котором команда при помощи клея должна собрать символику атрибута игры (за каждый пройденный этап, команда получает один элемент пазла). Целью команд является – символика игры. Каждая из команд должна действовать слажено, на этапы приходить вместе, если кто задерживается – ждать.
Формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.
Основные этапы игры:
Организация проведения мероприятия:
Участие в подготовке игры “Зарница” принимают :
– администрация школы,
– учитель ОБЖ,
– учителя физической культуры,
– медицинский работник школы,
– классные руководители,
– учащиеся 11 классов,
– начальная школа и 5-6 классы – болельщики.
Открытие военно-спортивной игры “Зарница” производится у центрального входа в школу под звуки аккордов торжественного марша. Директор школы открывает праздник, ветераны ВОВ поздравляют участников с началом игры.
I. Основные этапы игры.
1-й этап. “Представление – эмблема, приветствие соперников”
Каждый батальон, должен приветствовать своих соперников (заранее приготовленными приветствиями в стихотворной форме). Представить эмблему и рассказать о ее обозначении за это они получают пазл.
2-й этап. “Полоса препятствий”
Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время (на территории школы специально оборудованный участок). Подсчет времени всех участников суммируется и дается пазл.
3-й этап. “Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, ожогах, ранениях, кровотечениях”.
Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический и практический). Читает и начинает оказывать мероприятия первой необходимой помощи. Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи (Приложение 2). Команда получает пазл.
4-й этап. “Переноска пострадавшего”
Участники должны перенести пострадавшего на носилках определенную дистанцию (четыре мальчика, одна девочка). Для начала они должны разложить носилки, уложить правильно пострадавшего (головой вперед) и перенести его. Организаторы учитывают правильность, время. Команда получает пазл.
5-й этап. “Строевая подготовка” Командир дает команду, по команде батальон должен показать свои навыки и уметь:
– строиться в одну шеренгу, в две, обратно;
– в одну колонну и по три;
– повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота;
– движение строевым шагом с речевкой и песней.
Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения поставленной задачи. Команда получает очки и пазл.
6-й этап. “Сборка автомата Калашникова”
В конкурсе участвуют – четыре мальчика и две девочки. Ребята на время должны правильно и быстро собрать автомат. Команда получает пазл.
7-й этап. “Одевание противогаза”
Участвуют пять человек от команды (четыре мальчика, одна девочка). По команде участники должны одеть противогазы правильно и быстро на время. Время засчитывается по последнему участнику. Команда получает очки пазл.
8-й этап. “Установка палатки”
Команды выбирают четырех человек, которые участвуют в конкурсе(три мальчика, две девочки). Участники конкурса, должны слажено и быстро, за короткое время правильно поставить и натянуть палатку. Команда получает пазл.
9-й этап. “Укладка рюкзака”
Участникам команд нужно выбрать по одному представителю от команды. Участник должен на время собрать рюкзак. Команда получает паззл (Приложение3).
10-й этап. “Розжиг костра и кипячение воды на время”
Четыре участника от команды, должны быстро разжечь костер и в котелке вскипятить воду. Та команда, у которой быстрее закипела вода, побеждает в этом конкурсе. Команда получает пазл.
11-й этап. “Ориентировка на местности по компасу”
Командам даются координаты спрятанных запасов противника. Участники должны по компасу ориентироваться и найти провизию. В этом конкурсе участвуют два мальчика и одна девочка. Команда получает сладкую провизию и пазл.
12-й этап. “Инсценировка военной песни”
Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно представить, обыграть.
Жюри судит конкурс по следующим критериям:
– оригинальность оформления;
– костюмы;
– массовка;
– аранжировка;
– качество выступления
– выбор песни.
Команда получает пазл.
13-й этап заключительный. “Составление символики”(Приложение 4)
На заключительный этап вся команда должна прийти в полном составе, после чего начинает собираться картинка символики игры и склеивается. Начальники служб гарнизона оценивают конкурс.
Подведение итогов конкурса: победители определяются по времени секундомера и наименьшем наборе штрафных очков. Команды награждаются грамотами, ценными подарками. Также в соревнованиях выделяются и награждаются победители каждого этапа конкурса.
Генеральский жезл в школьном ранце
Но придумана была «Зарница» отнюдь не для развлечения.
Приказ маршала Казакова
«Тщательно проверить варежки!»
Интересно, что такие игры «Пионерская правда» позже проводила и в условиях настоящей войны: «Рейд в тыл врага» (1942), «На разгром!» (1943), «На штурм!» (1944).
Военно-спортивная игра требовала определенных знаний и навыков, и дети к ней готовились по-взрослому: познавали азы военной тактики, мастерили «вооружение», тренировались в беге на лыжах, учились составлять и «читать» карту, ориентироваться по компасу, перевязывать и выносить раненых «с поля боя», то есть в развлекательной, ненавязчивой форме проходили ту самую допризывную подготовку.
Эту практику в 1960-е решено было вновь вывести на всесоюзный уровень.
Только без драк!
О том, какую роль отводили этой игре руководители страны, красноречиво говорит состав ее организаторов и кураторов: ЦК ВЛКСМ, министерство обороны и штаб гражданской обороны, министерство просвещения, ДОСААФ, Комитет по физкультуре и спорту, общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Игру в разные годы возглавляли Герои Советского Союза: маршалы В.И. Казаков и И.Х. Баграмян, генералы армии А.Л. Гетман и И.И. Гусаковский, не менее «звездным» был Главный штаб «Зарницы».
Детский полк идет в атаку
Для многих из этих атакующих цепей с «Зарницы» началась военная карьера. Миллионы остальных и сегодня с ностальгией вспоминают захватывающее военное приключение.
В наступлении войска.
Как лягушку, из болота
Даже девочкам не спится,
Им, медсестрам, не до сна.
Дядя Степа на пригорке
Наблюдает взглядом зорким
За сраженьем вдалеке.
Видит бывший старшина:
Хоть играют, а война.
М. Пришвин. Из дневника. 1941 г.
1. Приказ N 4 Главнокомандующего игрой «На штурм»//Пионерская правда. 12 декабря 1940.
2. Поляков В. Зарница//Начальная школа. 1967. Вып. 1. С. 65.
3. Народное образование. 1978. С. 47-49.
Зарница. Военно-спортивная игра (методическое пособие)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №8
Военно-спортивная игра «Зарница» как средство военно-патриотического воспитания учащихся
Альтер Максим Сергеевич, учитель основ безопасности жизнедеятельности
2019
Военно-спортивная игра «Зарница» как средство военно-патриотического воспитания учащихся
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, гражданственности, чувства сопричастности у молодого поколения к истории России.
В январе 1967 года газета «Пионерская правда» объявила о рождении новой Всесоюзной пионерской военно-спортивной игры «Зарница».
В содержание игры входили мероприятия военно-патриотического и военно-спортивного характера, соревнования по юнармейским специальностям, эстафеты, конкурсы, викторины, туристские и краеведческие походы, игры и занятия на местности, знакомство с историей и уставами Вооруженных сил, задачами гражданской обороны.
В данном методическом пособии даны рекомендации по организации игры «Зарница».
Данное пособие будет полезно преподавателям ОБЖ, коллективам детских общественных объединений, военно-патриотических клубов, педагогам в подготовке и организации военно-тактических игр на местности, к внеклассным мероприятиям по проведению военно-спортивных соревнований, игр, походов, турслетов среди учащихся 5-11 классов.
Участие в игре «Зарница» позволяет учащимся развивать инициативу и самостоятельность, формирует качества необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, воспитывает гражданственность и патриотизм.
Цели и задачи игры:
— улучшение работы по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков в школе;
— формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях экстремальных условиях, службе в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, в противопожарной службе, подразделениях МЧС;
— ориентация на выбор воинской специальности, рода войск, профессии офицера, силовых структур, спасателя, пожарного, социального работника;
— развитие инициативы и самостоятельности, обучающихся на основе игровой деятельности;
— проверка уровня знаний, навыков и умений по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы (начальной военной подготовке), прикладной физической подготовке.
Для руководства игрой формируется штаб игры «Зарница».
В состав Штаба входят представители классных детских объединений, родители, учителя. Штаб осуществляет организационное и методическое руководство игрой, разрабатывает рекомендации, проводит учебу командиров отрядов перед каждым этапом игры, подводит итоги игры.
В игре «Зарница» участвуют детские классные объединения (отряды) 5-9 классов. Юнармейский отряд состоит из: командира отряда, разведчиков, стрелков, редактора боевого листка, санитаров, пожарных.
Военно-спортивная игра «Зарница» проходит в несколько этапов в течение учебного года среди учащихся 5-9 классов. К участию в спортивных соревнованиях допускаются учащиеся, годные по состоянию здоровья. Итоги подводятся на каждом этапе, как в комплексном зачете игры, так и по каждому виду конкурсов и соревнований. Победители и призеры награждаются грамотами и ценными призами.
Первый этап игры. Тропой юнармейца. Сентябрь
Игра начинается торжественным построением юнармейских отрядов. Все юнармейцы имеют знаки различия (у каждого отряда своя эмблема). Командиры отрядов сдают рапорт начальнику штаба игры «Зарница». Начальник штаба напоминает юнармейцам условия игры.
В конкурсе принимает участие отряд в полном составе. Время выступления до 7 минут. Каждый отряд готовит свою «визитную карточку». Перед выступлением отряд сдает в судейскую коллегию текст выступления и эмблему со своей символикой (размер 8 8). На эмблеме должно быть указано название отряда. В творческой форме отряд представляет себя, свою отличительную особенность. В ходе выступления могут быть исполнены песни, рожденные в коллективе, инсценировки и т.д. Жюри оценивает: актуальность, оригинальность, качество исполнения, массовость, оформление.
2. Конкурс «Оборудование полевого лагеря».
Отряд разбивает полевой лагерь на выделенной территории. Контрольное время 1 час.
В обустройство лагеря входит:
1. Установка палаток.
2. Ограждение территории по периметру сигнальными лентами.
3. Подготовка места для костра, кухни, места приема пиши.
4. Оборудование места для мусора.
5. Приготовление пищи.
6. Соблюдение правил поведения участников.
Оценка состояния полевого лагеря проводится в течение всего этапа.
Подведение итогов этапа на торжественном построении.
Этап проводится в спортивном зале.
1. Конкурс «Я – Защитник Отечества»
Конкурс проводится в виде игры-викторины. Участники должны ответить на вопросы:
— выдающиеся полководцы России;
— дни воинской славы России;
— государственная и военная символика (история и современность);
— общевоинские Уставы Вооруженных сил РФ (назвать их, краткое содержание);
— воинские звание Вооруженных сил РФ (рядового и сержантского состава, офицеров).
2. Конкурс «Санитарные посты»
В конкурсе принимает участие весь отряд.
Отряд должен быть подготовлен к:
— теоретическим ответам на вопросы по оказанию доврачебной помощи при травмах, ожогах, ранениях, солнечном ударе, поражении РВ и ОВ и т.д.;
— практическим умениям накладывать жгут, различные повязки и шины;
-транспортировке пострадавшего (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание и т.д.);
— знанию лекарственных, съедобных и ядовитых растений и грибов (характерных для Кемеровской области);
— работе в зараженной зоне в средствах защиты;
— одеванию противогаза на пострадавшего;
Отряд должен иметь при себе:
• перевязочный материал и шины;
• подручные средства для транспортировки пострадавшего.
Победители и призеры определяются по сумме баллов, набранных участниками отряда в каждом разделе конкурсов.
Третий этап. « Тверже шаг». Февраль.
1.Участие классных объединений в мероприятиях месячника военно-патриотического воспитания.
2. Конкурс песни и строя «Тверже шаг».
В конкурсе принимает участие отряд в полном составе. Форма одежды парадная с головными уборами, оборудована символикой отряда.
1 этап. Действие в составе отряда на месте и в движении:
— доклад командира отряда;
— ответ на приветствие;
— выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Разойдись»;
— построение в одну шеренгу;
— расчет на 1-3, перестроение из одной шеренги в три;
— прохождение команды строевым шагом с песней.
2 этап. Одиночная строевая подготовка (по 2 представителя от отделения):
— движение строевым шагом;
— повороты в движении:
— возвращение в строй.
З этап. Оценка действий командира.
Четвертый этап. « Тактическая игра на местности». Май.
1. Участие в Вахте Памяти, посвященному празднику Победы.
2. Тактическая игра на местности. За 10 мин, до старта отряд проходит предстартовую проверку, на которой проверяется наличие обязательного снаряжения команды, знание границ полигона, действия отряда в аварийной ситуации и при потере ориентировки.
Отряд выстраивается в шеренгу в зоне предстартовой проверки.
Предъявляет судье обязательное снаряжение по списку. Судья выдает команде зачетный маршрутный лист, карту с обозначенным на ней маршрутом. У командира отряда проверяется знание границ полигона, действие отряда в случае потери ориентировки и действия отряда в аварийной ситуации. Командир отряда сверяет маршрут на выданной карте с контрольным образцом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЗИМУТА И РАССТОЯНИЯ НА КАРТЕ. С помощью компаса и линейки определяется направление и расстояние по карте.
Участники получают от судьи карточки, на которых изображены топографические знаки и дано несколько вариантов ответа. Правильный вариант отмечается отрядом. Задание можно усложнить, предложив карточки без ответов или предложив отряду изобразить заданный знак.
Отряд отвечает на вопросы теста по теме «Экстремальные и аварийные ситуации».
Штраф: неправильный ответ на вопрос 1 балл
Учителем ОБЖ составляется тест по школьному программному материалу. Используются учебники, учебные пособия, журналы по ОБЖ.
2.3. Преодоление зараженного участка.
Отряд преодолевает зараженный участок в противогазах.
По команде судьи этапа участники надевают противогазы.
Последовательность действий при надевании противогаза: закрыть глаза, затаить дыхание, надеть противогаз, сделать глубокий выдох, открыть глаза. После этого командир докладывает о готовности отряда. Судья проверяет герметичность и исправность работы противогазов.
2.4. Движение по-пластунски.
Отряд преодолевает дистанцию «по-пластунски» с верхним ограничением. Длина дистанции до 5 метров.
Для установки этапа выбирается площадка с плотным травянистым покровом длиной 5 м. Оборудовать этап можно различными способами.
1. На вбитые в землю Г-образные штыри кладутся деревянные планки с таким расчетом, чтобы они легко падали, если их зацепят участники при движении.
2. На вбитые в землю колья натягивается маскировочная сетка либо растягивается шпагат на высоте 0,5 м. Штрафуется падение верхней перекладины, либо касание верхнего ограничения.
2.5 Метание гранаты.
Участвуют 6 человек. По команде судьи участники метают макет гранаты по окопу длиной 5 м, шириной 1 метр и дальностью до него 10-20 м. Глубина окопа 40 см. спереди насыпь из земли высотой 30 см. Граната, попавшая в окоп или оставшаяся на дерне, считается попавшей.
Штраф: промах – 1 балл.
Рекомендуется переднюю линию окопа обозначить флажками, для лучшего восприятия его размеров. Перед насыпью окопа рекомендуется положить бревно, чтобы исключить попадание гранаты в окоп накатом.
2.6. Стрельба из пневматической винтовки.
Участники по команде судьи ведут стрельбу из пневматической винтовки по мишеням. дальность до цели 10 метров. Каждому участнику на поражение цели дается 3 пульки.
Штраф: промах— 1 балл.
Участники стреляют из пневматической винтовки по падающим мишеням. Расстояние до мишени до 10 м, размер мишени 6 х 6 см. Участник, поразивший свою цель, может сбивать мишени товарищей.
2.7. Непредвиденная ситуация.
Отряд решает практически ситуационную задачу.
Отряду задается практическая задача, с которой она может справиться, проявив свою смекалку, знания и имеющееся оборудование или подручный материал.
2.8. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова
Участвуют 6 человек. Контрольное время: 5-7 классы 2 минуты, 8-9 классы 1 минута.
Порядок разборки: отделить «магазин», проверить, нет ли патрона в патроннике (перевезти переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, отпустить рукоятку, спустить курок с боевого взвода в положение автомата под углом 45-60 градусов от поверхности стола). Вынуть пенал с принадлежностью, отделить шомпол, крышку ствольной коробки, пружину возвратного механизма, затворную раму с затвором, затвор от затворной рамы, газовую трубку со ствольной накладкой. Сборка осуществляется в обратном порядке. После присоединения крышки ствольной коробки спустить курок с боевого взвода в положение автомата под углом 45-60 градусов от поверхности стола и поставить автомат на предохранитель.
Отряд оказывает доврачебную помощь по заданной травме: открытый (закрытый) перелом конечности.
Отряд устанавливает двухместную палатку.
2.11. Разведение костра.
2.13. Переправа через болото по слегам.
Отряд преодолевает условное болото, используя жерди.
Каждый отряд выпускает информационные материалы, в содержании которых отражаются общие впечатления, успехи и неудачи отряда в соревнованиях и конкурсах на всех этапах игры «Зарница». Указывается название отряда, фамилии авторов. Тематика может быть разнообразна. Критерии оценки: актуальность, содержание, разнообразие жанров, художественное оформление.
Результаты соревнований отражаются на итоговых таблицах (экранах), в боевых листках, объявляются по школьному телевидению.
ПОДГОТОВКА ПО ЮНАРМЕЙСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Юнармейцы готовятся по следующим специальностям:
Уметь читать условные топографические знаки на картах и пользоваться компасом для ориентирования на незнакомой местности, определять расстояния до местных предметов простейшими способами, иметь навыки маскировки и выбора места для наблюдения, двигаться по азимуту в заданном направлении, уметь выполнять обязанности разведчика-наблюдателя и принимать участие в играх разведчиков на местности;
Дополнительно: уметь измерять расстояния на топографических картах разных масштабов, уметь подготовить данные для движения по азимуту, двигаться по пересеченной местности по схеме-карте и составить донесение командиру обо всем замеченном на маршруте движения, уметь доложить командиру отряда о результатах наблюдения, знать простейшие сигналы управления и связи, быть готовым к участию в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Знать устройство автомата Калашникова и правила обращения с ним, правила стрельбы и меры безопасности. Уметь метать гранату на дальность, переползти по-пластунски, преодолевать препятствия высотой 1,5м, шириной 1,5м, бежать по бревну.
Дополнительно: уметь метать гранату в цель (полоса шириной 1 м), уметь применяться к местности и использовать местные предметы для стрельбы, наблюдения и укрытия, уметь передвигаться перебежками, переходить в атаку (100м), преодолевать препятствия: ров шириной до 2м, уметь производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова, знать его основные боевые свойства, участвовать в соревнованиях по юнармейскому многоборью.
Уметь оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях, укусах ядовитых змей и насекомых, уметь транспортировать пострадавшего на руках, знать лекарственные травы и их применение, уметь пользоваться различными видами перевязочного материала.
Дополнительно: совершенствовать приобретенные навыки оказания первой медицинской помощи, уметь транспортировать пострадавшего всеми способами из очага поражения (заражения), уметь оказать первую медицинскую помощь утопающему, при поражениях электрическим током, отравлении угарным газом, знать профилактические меры по предупреждению инфекционных заболеваний, уметь оказать первую медицинскую помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах.
Знать правила пожарной безопасности в жилых зданиях, школах и детских учреждениях, уметь применять первичные средства пожаротушения, уметь выполнять упражнения по пожарной эстафете, быть членом ДЮП.
Дополнительно: уметь проложить рукавную линию, преодолевать препятствия, использоваться огнетушителем при тушении горючей жидкости в противне, уметь проверить соблюдение противопожарного режима в школах, детских учреждениях, жилых домах. Знать принцип действия и область применения порошковых и углекислотных огнетушителей.
Уметь управлять строем и организовать подготовку юнармейцев в составе отряда.
Дополнительно: уметь управлять строем, перестраивать отряд, четко и правильно подавать команды, уметь подготовить данные и двигаться по азимуту, уметь определять расстояния до целей, уметь подавать и принимать сигналы управления отрядом (рукой, флажком, фонариком), уметь определять стороны горизонта по часам, местным предметам, Полярной звезде; знать правила и уметь преодолевать участок поражения (заражения), знать условные топографические знаки, уметь измерять расстояние по карте с помощью измерителя, линейки, полоски бумаги.