ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте
Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Почему я решила обучать детей нотам? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.
Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.
Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.
-подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;
— добиваться активности детей в игровых заданиях;
— постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте:
Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:
• назови имя хлопками
• назови слово хлопками
• назови предложение хлопками
определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)
Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.
Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.
Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.
1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)
2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)
Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.
Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.
нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).
Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.
1. «Нотки заблудились»
2. «Ноты спрятались в словах»
4. «Музыкальные сказки»
5. «Нотное домино»
Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.
На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки,обозначающие ноты:
ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень
Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.
Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти и творческих способностей.
Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования» Консультация для педагогов. «Развитие элементарного музицирования». Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном.
Презентация детского сада Детский сад «Улыбка»- это добрые, умные, милые, веселые, шумные, замечательные дети. В нашем детском саду восемь групп, которые посещают.
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Таболина Надежда Павловна
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ми-ля первой октавы).
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла.
Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возрастатрудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» Лн. Александрова, «Спи, мой мишка» В. Тиличеевой подпевают лишь заключительную фразу,наиболее удобную для первоначального интонирования:
Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена па повторяющемся мотиве.
Во второй младшей группе задании постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» Л. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
Методические приемы:
Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни.
Основным является эмоциональное выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, се характер, настроение.
Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям попять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Аи. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», —напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения, педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню, 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним. Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включа-ются все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать сто исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.
Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми Воспитатель: Балабанова Л. А. Методический материал «Теория и методика обучения.
Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.
Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее.
Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Зaдaчи воспитания и обучения» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Цель: рассказать родителям, что важно знать,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: цели и методика Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей.
Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).
Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик А. А. Евдотьевой
Евгения Симакова
Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик А. А. Евдотьевой
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей ребёнка. Развитие у каждого ребёнка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.
Методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через игру, при помощи которой его можно научить петь. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации. В игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, т. к. они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.
Цель работы:Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.Задачи работы: 1. Обучить речевым и певческим навыкам с помощью игровых распевок;2. Развить координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.
1. Артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, развить мимику, выразительную дикцию.
2. Развивающие игры с голосом –подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных.
1. Для артикуляционной гимнастики мы использовали упражнения: «Трубочка-улыбочка» (вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, затем удерживание губ в улыбке, зубы не видны) 2. «Конфетка» (рот закрыт, напряжённым языком упираться то в одну, то в другую щёку) 3. «Обезьянки» (рот закрыт, напряжённым языком упираться то в верхнюю, то в нижнюю губу)
Развивающие игры с голосом при помощи движений
Для развивающих игр с голосом мы использовали передачу плавного и отрывистого звуковедения на слог «ля-ля-ля» посредством движения животных (лисичка – это плавное звуковедение, воробьи – отрывистое). Поём попевку на слог «ля» от ноты «до» до ноты «соль» плавно, показывая движения лапок лисички, затем поём отрывисто эту же попевку, показывая руками крылышки воробьёв.
1. Певческий. Формирование и развитие певческой интонации
2. Работа над разучиванием песенного материала. Главное- это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Формирование и развитие певческой интонации,
разучивание песенного материала.
Песня «Ёлочка, заблести огнями!» слова и музыка Л. Олифировой
1.Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.
Ёлочка, ёлочка, потанцуй ты с нами.
Будем мы как зайчики весело скакать.
Прыг, да скок,прыг, да скок,повтори опять. (2 раза)
2. Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.
Ёлочка, ёлочка потанцуй ты с нами.
Будем мы как куколки дружно приседать
Вот так вот, вот так вот,повтори опять. (2 раза)
3. Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.
Ёлочка, ёлочка, потанцуй ты с нами.
Будем мы как клоуны в цирке выступать,
Вот так вот, вот так вот, повтори опять. (2 раза).
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Возрастает интерес к певческой деятельности, активизируется артикуляционный аппарат, развиваются певческие навыки с помощью игровых распевок.
Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.
§ 3. Программные требования
Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,
что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять се надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бодрость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.
Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;
учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.
Певческие навыки и умения
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго
Певческие навыки как средство обучения выразительному пению
Вокальные и хоровые навыки
подготовительная к школе
Вокальные навыки
Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша:
Петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно
Выразительное пение без напряжения, плавно:
Выразительно петь
звонким голосом, напевно:
Легким звуком:
Петь легким подвижным звуком:
Брать дыхание между короткими музыкальными фразами:
Брать дыхание между музыкальными фразами
Брать дыхание перед началом
пения, между музыкальными
фразами, не поднимать плечи,
удерживать дыхание до конца
фразы
Внятно произносить слова
Произносить слова внятно, правильно
Отчетливо произносить слова
Произносить отчетливо слова,
правильно передавать
гласные звуки:
Отчетливо произносить согласные звуки в конце слова:
Хоровые навыки
Строй (чистота интонации)
Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так
как усложняются песни, то все время повышаются и требования.
Петь, не отставая и не опережая друг друга
Вместе начинать и заканчивать песню
Одновременно начинать и заканчивать песню; петь умеренно-громко и тихо
Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя:
Примечание. В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп:
1. Петушок (русская народная песня).
2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой).
3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка).
4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой).
5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова).
6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой).
7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой).
8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко).
9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан).
11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской).
12. Веснянка (украинская народная песня).
13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук).
15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен).
16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской)
Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание:
Смягчать концы музыкальных фраз:
Точно выполнять ритмический рисунок:
и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.
Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чистого интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.
Развитие певческих навыков и умений
Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания все более сложных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные примеры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.
К концу года дети должны уметь:
2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни;
средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);
старшая группа — петь с воспитателем без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правильное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и длительности; уметь во время пения сохранять правильную позу;
подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и индивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и других во время пения и исправлять ошибки; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать название нот (при использовании музыкальных инструментов — металло-
фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки расположены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.
Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, процесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результатов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозначено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.
В программе сформулированы отдельные знания и навыки, которые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вызывают необходимость развития этих навыков.
Подготовка к обучению пению по нотам
Ребенок 6—7 лет постепенно подготавливается к пению по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух
музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить наглядно, что более высокий звук изображается выше, что широкая карточка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т. д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием звуков и т. д.
Вот несколько примеров песен, разучивая которые дети приобретают навыки: различать звуки по высоте и длительности, определять направление движения мелодии.
«Петушок», русская народная песня:
[Не спеша]
Дети протягивают последний звук в каждом такте и отмечают его длительность (звучит дольше предыдущих). «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой:
[Живо]
Дети отмечают, что мелодия движется вниз. «Майская песня», музыка Е. Тиличеевой:
[С движением]
Мелодия движется сначала вверх, а затем вниз.
Все эти навыки закрепляются также при обучении игре на детских музыкальных инструментах и при разучивании музыкально-ритмических движений.
Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, изложенная в «Музыкальном букваре», которая будет описана в последующих параграфах.
Песенное творчество
Возможность развития песенного творчества у детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т. д.
Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание перекличек («Лена, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Марина» и т. д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и
ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
Таким образом, в процессе обучения пению:
реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме произведения (запев, припев, вступление, фраза);
развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.