ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе Ирина Ершова
Обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем детском саду уделяется особое внимание, так как детское музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Почему я решила обучать детей нотам? Используя цветовую или цифровую систему в обучении можно быстро научить ребенка играть на инструменте, но в этих случаях слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении игре на музыкальных инструментах и натолкнули меня на мысль научить детей играть по нотам.

Изучив литературу, я пришла к выводу – дети быстрее осваивают игру на музыкальном инструменте, зная ноты.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне. Когда я предложила организовать в группе оркестр и научить играть по нотам, дети обрадовались.

-подобрать материал доступный, интересный и посильный для детей;

— добиваться активности детей в игровых заданиях;

— постоянно поддерживать интерес, используя нетрадиционные методы обучения;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте:

Вначале я разучиваю с детьми игровые упражнения:

• назови имя хлопками

• назови слово хлопками

• назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так мы перешли к длительностям, интересные стихи, потешки, пособия. карточки, игры помогли детям четко усвоить ритмический рисунок.

1. Спрячь слово в ритмический рисунок (картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же знакомлю детей с паузой (знак молчания).

Используя «музыкальные часы», я познакомила детей с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, помогли детям быстро запомнить и узнавать ноты.

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Я использую иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками, который позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) приклеила картинки,обозначающие ноты:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и используя звучащие жесты, и только потом переходят к игре на инструменте.

Я считаю, что только осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти и творческих способностей.

Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования» Консультация для педагогов. «Развитие элементарного музицирования». Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном.

Презентация детского сада Детский сад «Улыбка»- это добрые, умные, милые, веселые, шумные, замечательные дети. В нашем детском саду восемь групп, которые посещают.

Источник

Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе Таболина Надежда Павловна
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.

Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ми-ля первой октавы).

Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла.

Необходимо объяснить значение отдельных, непонятных слов, научить правильному произношению.

Детям этого возрастатрудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.

Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.

К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.

Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.

Дети третьего года в песнях «Кошка» Лн. Александрова, «Спи, мой мишка» В. Тиличеевой подпевают лишь заключительную фразу,наиболее удобную для первоначального интонирования:

Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена па повторяющемся мотиве.

Во второй младшей группе задании постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» Л. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).

Методические приемы:

Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни.

Основным является эмоциональное выразительное исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, се характер, настроение.

Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям попять содержание песни.

Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Аи. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у», —напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.

Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения, педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.

Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню, 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним. Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включа-ются все.

Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.

В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать сто исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.

Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.

В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.

Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.

Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.

Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми Воспитатель: Балабанова Л. А. Методический материал «Теория и методика обучения.

Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Методика мышечной релаксации по Джекобсону (для детей дошкольного возраста и педагогов) Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на.

Консультация для педагогов «Методика обучения детей рисованию предметов» Методика обучения детей рисованию предметов. В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения.

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее.

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Зaдaчи воспитания и обучения» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Цель: рассказать родителям, что важно знать,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: цели и методика Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Источник

Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик А. А. Евдотьевой

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе Евгения Симакова
Обучение пению детей дошкольного возраста с использованием игровых методик А. А. Евдотьевой

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей ребёнка. Развитие у каждого ребёнка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально- дидактических пособий и игр.

Методика вхождения ребёнка в мир любого искусства должна проходить через игру, при помощи которой его можно научить петь. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации. В игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, т. к. они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей.

Цель работы:Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.Задачи работы: 1. Обучить речевым и певческим навыкам с помощью игровых распевок;2. Развить координацию между слухом и голосом, звуковысотный и тембровый слух, активизировать артикуляционный аппарат.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

1. Артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, развить мимику, выразительную дикцию.

2. Развивающие игры с голосом –подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных.

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

1. Для артикуляционной гимнастики мы использовали упражнения: «Трубочка-улыбочка» (вытягивание губ вперёд длинной трубочкой, затем удерживание губ в улыбке, зубы не видны) 2. «Конфетка» (рот закрыт, напряжённым языком упираться то в одну, то в другую щёку) 3. «Обезьянки» (рот закрыт, напряжённым языком упираться то в верхнюю, то в нижнюю губу)

Развивающие игры с голосом при помощи движений

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Для развивающих игр с голосом мы использовали передачу плавного и отрывистого звуковедения на слог «ля-ля-ля» посредством движения животных (лисичка – это плавное звуковедение, воробьи – отрывистое). Поём попевку на слог «ля» от ноты «до» до ноты «соль» плавно, показывая движения лапок лисички, затем поём отрывисто эту же попевку, показывая руками крылышки воробьёв.

1. Певческий. Формирование и развитие певческой интонации

2. Работа над разучиванием песенного материала. Главное- это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.

Формирование и развитие певческой интонации,

разучивание песенного материала.

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Песня «Ёлочка, заблести огнями!» слова и музыка Л. Олифировой

1.Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.

Ёлочка, ёлочка, потанцуй ты с нами.

Будем мы как зайчики весело скакать.

Прыг, да скок,прыг, да скок,повтори опять. (2 раза)

2. Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.

Ёлочка, ёлочка потанцуй ты с нами.

Будем мы как куколки дружно приседать

Вот так вот, вот так вот,повтори опять. (2 раза)

3. Ёлочка, ёлочка, заблести огнями.

Ёлочка, ёлочка, потанцуй ты с нами.

Будем мы как клоуны в цирке выступать,

Вот так вот, вот так вот, повтори опять. (2 раза).

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Возрастает интерес к певческой деятельности, активизируется артикуляционный аппарат, развиваются певческие навыки с помощью игровых распевок.

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группеОпыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группеДистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группеРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Источник

§ 3. Программные требования

Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, что­бы помочь детям правильно понять содержание музыкальных обра­зов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колы­бельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать,
что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять се надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бод­рость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, под­черкивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.
Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения, навыки, способствую­щие выразительному исполнению;
учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само­стоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле­ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотон­ное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
помогать проявлению творческих способностей, самостоятель­ному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен­ка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини­циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Певческие навыки и умения

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слег­ка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразо­вания, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра­ботка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз­раста имеет ряд особенностей.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершен­ство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго

Певческие навыки как средство обучения выразительному пению

Вокальные и хоровые навыки

подготовительная к школе

Вокальные навыки

Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша:

Петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно

Выразительное пение без напряжения, плавно:

Выразительно петь
звонким голосом, напевно:

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Легким звуком:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Петь легким подвижным звуком:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Брать дыхание между короткими музыкальны­ми фразами:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Брать дыхание между му­зыкальными фразами

Брать дыхание перед нача­лом
пения, между музыкаль­ными
фразами, не поднимать плечи,
удерживать дыхание до конца
фразы

Внятно произносить слова

Произносить слова внят­но, правильно

Отчетливо произносить слова

Произносить отчетливо сло­ва,
правильно передавать
глас­ные звуки:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Отчетливо произносить со­гласные звуки в конце слова:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Хоровые навыки

Строй (чистота интонации)

Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так
как усложняются песни, то все время повышаются и требования.
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Петь, не отставая и не опережая друг друга

Вместе начинать и за­канчивать песню

Одновременно начинать и заканчивать песню; петь уме­ренно-громко и тихо

Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя:

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Примечание. В таблице (под цифрами 1 —16) приводятся отрывки следующих песен для разных возрастных групп:
1. Петушок (русская народная песня).
2. 10. Серенькая кошечка (музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой).
3. Бай, качи-качи (русская народная прибаутка).
4. Голубые санки (музыка М. Иорданского, слова М. Клоковой).
5. До свиданья, детский сад! (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова).
6. Зимняя песенка (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой).
7. Вальс (музыка Е. Тиличеевой).
8. Без труда не проживешь (музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондра-шенко).
9. Зайка (русская народная мелодия, слова Т. Бабаджан).
11. Праздник (музыка М. Иорданского, слова О. Высотской).
12. Веснянка (украинская народная песня).
13. 14. Мамин праздник (музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук).
15. Маме в день 8 Марта (музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен).
16. Праздник Октября (музыка Ю. Слонова, слова О. Высотской)

Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Смягчать концы музыкальных фраз:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Точно выполнять ритмический рисунок:
ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

и громко петь. Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. Дыхание у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.
Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма­лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз.
Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис­того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин­ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо­димо работать над развитием этого навыка.

Развитие певческих навыков и умений

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо­изменяются по мере разучивания все более слож­ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при­меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков.
К концу года дети должны уметь:
2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль­ным сопровождением наиболее простые песни;
средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни);
старшая группа — петь с воспитателем без музыкального со­провождения и самостоятельно в сопровождении инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль­ное и неправильное пение; отличать звуки по их высоте и дли­тельности; уметь во время пения сохранять правильную позу;
подготовительная группа — выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него; вспомнить и спеть песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин­дивидуально, Сохраняя правильную осанку; слушать себя и дру­гих во время пения и исправлять ошибки; различать движе­ние мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; знать назва­ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металло-

фонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас­положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.
Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про­цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа­тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна­чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.
В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко­торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы­зывают необходимость развития этих навыков.

Подготовка к обучению пению по нотам

Ребенок 6—7 лет постепенно подготавливается к пе­нию по нотам. Это трудная задача. Она усложняется тем, что семилетний ребенок должен уметь соотносить высоту и длительность воспринимаемых на слух
музыкальных звуков с их нотным изображением. Если в дошкольном возрасте у ребенка не будут развиты музыкально-сенсорные способ­ности, помогающие ему вслушиваться, сравнивать, различать звуки, то обучение в школе будет затруднено. Ребенка надо приблизить к условным графическим изображениям (картинкам, карточкам, кружкам-нотам), пользуясь которыми он может представить нагляд­но, что более высокий звук изображается выше, что широкая кар­точка изображает более долгий звук, а узкая — короткий и т. д. В детском саду еще не знакомят с нотным станом, но уже учат располагать на нем кружочки-ноты, петь гамму с называнием зву­ков и т. д.
Вот несколько примеров песен, разучивая которые дети при­обретают навыки: различать звуки по высоте и длительности, оп­ределять направление движения мелодии.
«Петушок», русская народная песня:
[Не спеша]

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Дети протягивают последний звук в каждом такте и отмечают его длительность (звучит дольше предыдущих). «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой:
[Живо]

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе
Дети отмечают, что мелодия движется вниз. «Майская песня», музыка Е. Тиличеевой:
[С движением]

ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Смотреть картинку ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Картинка про ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе. Фото ребенку предстоит обучение пению по нотам уже в какой группе

Мелодия движется сначала вверх, а затем вниз.
Все эти навыки закрепляются также при обучении игре на дет­ских музыкальных инструментах и при разучивании музыкально-ритмических движений.
Для систематического и планомерного подведения детей к этим знаниям и умениям разработана методическая система, из­ложенная в «Музыкальном букваре», которая будет описана в по­следующих параграфах.

Песенное творчество

Возможность развития песенного творчества у де­тей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Асафьев, Д. Кабалевский, психолог Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А. Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже ма­ленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребенку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваи­вают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением и т. д.
Программа по пению подготовительной группы детского сада предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. Вначале это самостоятельно придуманные певческие интонации: подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание пере­кличек («Лена, где ты?» — «Я здесь».— «Как тебя зовут?» — «Ма­рина» и т. д.), затем более развернутые музыкальные вопросы и
ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.
Таким образом, в процессе обучения пению:
реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;
усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;
постепенно совершенствуется мелодический слух, что создает основу для дальнейшего обучения пению по нотам;
обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некото­рые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения (напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме про­изведения (запев, припев, вступление, фраза);
развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;
применяются знакомые песни, разученные на занятиях, праздни­ках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.
Программа обучения пению содержит задачи формирования интереса к пению, обучения певческим навыкам, развития голоса и слуха, а также творческих проявлений.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *