Что такое запрос в психологии

Как правильно сформулировать запрос психологу?

Почему важно правильно сформулировать запрос перед обращением к специалисту и как это сделать рассказывает психолог Мария Самоцветова.

Что такое запрос в психологии. Смотреть фото Что такое запрос в психологии. Смотреть картинку Что такое запрос в психологии. Картинка про Что такое запрос в психологии. Фото Что такое запрос в психологии

Несмотря на бытующие стереотипы, не бывает «правильной» причины обращения к психологу. У кого-то это решение зреет долго, человек много размышляет, как он может справиться самостоятельно, есть ли еще силы потерпеть, а помощь психолога рассматривает только в самом крайнем случае. У других, решение обратиться к психологу возникает импульсивно.

Стресс, нахлынувшие переживания, с которыми трудно справиться, внезапная кризисная ситуация, резкие изменения привычного образа жизни — всё это может подтолкнуть к желанию обратиться за помощью. Оба варианта правильные, верные — неважно, какая причина привела вас в кабинет к психотерапевту (неважно с чем вы пришли), на результат процесса это не влияет, и правил тут нет.

Однако, всё же есть один важный критерий, отвечающий за половину успеха психотерапии. Этот критерий — правильно сформулированный запрос, то есть то, с чем вы хотите уйти.

Наличие и правильное формулирование запроса играет огромную роль как для клиента, так и для терапевта.

Что такое психотерапевтический запрос?

Это не просто проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь. Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.

Представьте, что у вас разбился экран телефона (ваша проблема), и вы приносите его в сервис (к психологу). Изначально, ваше желание очень смутное, и омрачено расстройством от поломки — вам просто хочется, чтоб этого — разбитого экрана телефона (проблемы) не было. Но вот работник сервиса вас спрашивает: «Чего конкретно вы хотите? Поменять экран? Это будет стоить столько-то и займет столько-то времени». Вы отвечаете что-то вроде: «Я просто хочу телефон, чтоб звонить и в интернете сидеть», потому что вы расстроены, и не очень хотите тратить ресурс на разрешение проблемы, не хочется про это думать. Но работник сервиса очень скрупулезно вас расспрашивает, и предлагает еще кучу вариантов: «Может быть вам тогда купить такой же телефон, но новый? Или подержанный? Или вообще другой телефон? Или взять свой старый, который вполне подходит, чтоб звонить и сидеть в интернете». Вы сначала сопротивляетесь этому допросу, и необходимости много думать, но потом понимаете, сколько на самом деле вариантов решения проблемной ситуации, но желаемый результат, желаемое решение, только одно. После того, как вы сделали над собой усилие, прислушались к работнику сервиса, не спеша, и без эмоций подумали, наконец смогли найти оптимальное решение, отчего уже чувствуете невероятное облегчение и удовлетворение. Вот почему так важно правильно сформулировать запрос — вы теперь знаете, чего хотите, и как это получить, хотя и не будете своими руками чинить телефон.

Зачем психологу понимать запрос клиента?

Тоже самое происходит (должно происходить), в кабинете терапевта — клиент и психолог дотошно, медленно, но твердо формулируют запрос к терапии. Специалисту его понимать также важно, как и клиенту. Вы можете спросить почему, он же учился так долго, он профессионал, он должен сам всё понимать, как мне помочь. Да, психолог — профессионал, но он не эксперт вашей жизни, и после первой встречи не может знать, как вам лучше, как вам жить, чего вы на самом деле хотите.

Психолог знает метод, знает как достичь, но чего достичь — это уже должен решить для себя клиент.

Я в своей работе привожу для клиентов метафору: мы с вами отплываем вместе на лодке, но из-за тумана ничего толком не видно. Вы мне говорите куда, а я буду править («гребём мы вместе»).

Более того, чётко и верно сформулированный вопрос очень сильно помогает самому клиенту — снижает тревогу, дает понимание и ясность. Это как чётко поставленный диагноз в больнице — когда точно знаешь, что у тебя, уже не так страшно лечиться. И нет ничего ужаснее той неизвестности, когда врачи не могут заключить, что же у вас за болезнь.

Формулировать запрос затруднительно, и клиенты с готовым запросом приходят крайне редко. Я это объясняю тем, что зачастую, люди, нуждающиеся в психологе, пребывают в таком эмоциональном состоянии, что не знают куда они хотят приплыть, но точно хотят покинуть текущую ситуацию — то есть отсюда. «Неважно куда, лишь бы не здесь!», «Давайте поскорее убежим отсюда, а куда — решим в процессе», — вот такой немой посыл есть у большинства клиентов, и он очень понятен, но важности и необходимости сформулировать запрос на первом этапе психотерапии это не отменяет.

Чтобы помочь вам сформулировать, хотя бы приблизительно, первичный запрос, я составила несколько вопросов, которые полезно задать себе еще до приходя в кабинет терапевта:

Источник

Психологический запрос

Психолог, приступая к решению консультативных задач, начинает с психологического запроса. Человек, обратившийся к психологу за психологической консультацией, формулирует свой запрос (в котором отражена его основная проблематика и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы). Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). Работать психологу без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы работы обычно потрачены исключительно на его формулировку.

Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.

Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.

Приведем примеры неконструктивного запроса: «Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: «Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.

Примерами конструктивного запроса могут служить:

запрос об информации;

запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.

Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:

наличие психологических проблем;

частичная рефлексия человеком своих проблем.

Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.

Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:

Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:

В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:

Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:

Иногда, со стороны психолога требуется создать (может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи.

В условиях школы вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог, и в кошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один день к психологу могут обратиться разные субъекты учебного процесса с различными проблемами.

В таком закрытом образовательном учреждении, как кадетская школа-интернат (как показал опыт), далеко не все дети могут обратиться за психологической помощью и поддержкой по разным причинам: в силу неумения сформировать свою проблему, застенчивости, нехватки времени и т.п. Поэтому, если сам психолог идет навстречу, стимулируя мотивацию для формирования запроса на психологическую помощь, будет в пользу всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Для решения такой важной задачи, нами были разработаны формы запроса психологу: для детей, учителей, офицеров-воспитателей, родителей и администрации. Анализ запросов поможет психологу увидеть круг проблем всего учебного заведения, наметить план работы.

Перед каждым психологом стоит проблема объективизации результатов и способов их представления. Данная модель способов представления результатов поможет психологу избежать многих неприятностей и не выходить за рамки этического кодекса психолога.

Объективизированные результаты и способы их представления:

Тем не менее, психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.

Источник

Запрос в работе психолога: каким он должен быть

Когда человек приходит к психологу, он хочет что-то изменить в своей жизни. Что им движет? Скорее всего у него в жизни есть какая-то неудовлетворенность, он страдает и хочет это исправить.

Но чтобы куда-то прийти, нужно знать куда мы идем. Поэтому любая работа с психологом начинается с формулировки запроса. Для этого необходимо ответить на вопросы:

2.Что мешает это получить?

3.Как я пойму, что получил желаемое? То есть, что клиент будет чувствовать и делать по-другому, не так как сейчас.

Клиент: Хочу выйти из зависимых отношений с мужем.

Психолог: Как вы поймете, что вышли из них? Что будете чувствовать?

К: Свободу, легкость, спокойствие.

П: Чувствуя себя свободной, легкой, спокойной, что вы будете делать?

К: Больше общаться с друзьями, ходить на танцы.

П: А что вам мешает делать это сейчас?

Но иногда клиент озвучивает запрос, который некорректен и с ним нельзя работать.

Некорректные запросы

1. Запрос про других.

Маша хочет, чтобы муж перестал пить пиво и начал есть ростки пшеницы.

Аня хочет, чтобы мама перестал ей звонить по несколько раз в день.

Вася хочет, чтобы жена начала его уважать.

Все это — про желание клиента изменить другого человека. Увы, это невозможно. Психолог работает только с тем, кто сидит напротив него в кресле. Можно научиться принимать мужа с его образом жизни, научиться отстаивать свои границы перед мамой, прояснить отношения с женой и укрепить чувство самоценности. Но изменить другого человека нельзя.

2.Абстрактный запрос.

— Хочу стать увереннее в себе/ быть счастливой/ быть в гармонии с собой и т.д.

— А что для вас означает быть уверенным в себе? Что для вас означает быть счастливым? и т.п.

Важно прояснить, что клиент вкладывает в это понятие. За этим однозначно что-то стоит, но работать на уровне общих определений невозможно.

3. Общий запрос

За этим, например, может стоять:

Но при ближайшем рассмотрении это может быть отдельно проблема с его женой/тещей/сыном.

Вполне возможно, что корень у этих проблем один. Но на этапе формулировки запроса важно отделить одно от другого и расставить приоритеты. Мы работает с тем, что на данный момент наиболее актуально для клиента.

4. Чужой запрос.

Маша хочет замуж, но на самом деле это ее мама хочет, чтобы Маша вышла замуж.

Вася хочет сменить работу, но на самом деле, это его жена хочет, чтобы он сменил работу и стал больше зарабатывать.

5. Ложный (вторичный) запрос.

Вася хочет справиться с хронической усталостью на работе, но на самом деле он хочет развестись с женой. А работает много для того, чтобы не приходить домой и таким образом не сталкиваться с проблемами в их взаимоотношениях.

Хотелось бы остановиться на этот пункте подробнее. Дело в том, что распознать ложный запрос бывает не всегда просто, особенно начинающему специалисту. Сегодня клиенты приходят довольно подкованные в психологии. И бывает так, что они приходят уже с готовым запросом. Приведу пример.

На приеме женщина 38 лет. Назовем ее Маша. С ее слов хочет научиться отстаивать свои границы. Видит проблему в том, что не умеет отказывать людям в их просьбах. Прошу привести пример. Клиент рассказывает, что у нее есть подруга, которая живет на другом конце города. Она часто уезжает отдыхать за границу и просит Машу кормить ее кота, пока она в отъезде. У Маши нет машины и добираться каждый день до дома подруги ей тяжело, но каждый раз она соглашается и злится на себя и на подругу. Дальше клиент приводит еще несколько примеров, когда она не может отказать коллегам и берет на себя их работу. Позволяет клиентам звонить ей в неурочное время и не может отказать им. Рассказывает как ей тяжело справляться со всем этим, говорит о своей усталости.

На первый взгляд все ясно: у клиента проблемы с установлением границ и можно заключать терапевтический контракт на работу с этим запросом.

Но важно помнить, что на первой встрече обязательно необходимо прояснить фактические условия жизни клиента.

Спрашиваю у Маши, замужем ли она и помогает ли ей муж. В этот момент девушка расплакалась.

То есть истинная проблема Маши не в том, что она не умеет отказывать людям. А в том, что ей не хватает поддержки от мужа.

Когда она решила обратиться к психологу, она внутренне понимала, что в ее жизни что-то не так. Но истинная проблема лежала вне ее поля зрения. И важно проявить эту проблему и дать возможность клиенту решить с чем он будет работать: с границами или с отношениями в паре. Скорее всего Маше проще и безопаснее вынести проблему вовне и разбираться с подругой, коллегами, клиентами. Потому что посмотреть на то, что у нее трудности в отношениях с мужем — страшно.

В чем опасность работы с ложным запросом? Предположим, что мы не выявили проблему с нехваткой поддержки и, поверив клиенту, начали работу с установлением границ.

Есть риск, что в процессе работы Маша начнет отстраняться ото всех и от подруги в том числе. И ее одиночество усилится. А вдруг ее подруга была единственной поддерживающей фигурой для нее? Тогда Маша лишится той небольшой поддержки, которая у нее была и ее состояние станет еще хуже.

Поэтому преждевременно заключать контракт на первый запрос клиента. Важно найти это истинное страдание. Ту потребность, которая не удовлетворена. Она 38 лет не умела отстаивать свои границы и как-то с этим жила. Что случилось, что ей стало с этим плохо? Наша цель — привести клиента к ясности.

Вывод: для корректной работы запрос должен быть конкретным, касаться чувств и поведения самого клиента, исходить из его потребностей и быть истинным.

Если до этого момента мы отвечали на вопрос6 «Что я хочу?», то следующим шагом будет ответ на вопрос: «Что мне мешает это получить?». И в поисках ответа на этот вопрос и состоит работа с психологом. Потому что самостоятельно найти ответ вряд ли получится.

Источник

Что такое «психологический запрос»?

Стоит разделять такие понятия как: самодиагноз, жалоба, проблема и запрос.

Самодиагноз – это собственное объяснение клиентом причины своих психологических трудностей. Здесь важно прояснять на основании чего, человек подозревает у себя именно это состояние. Кроме того, самодиагноз демонстрирует отношение клиента к себе, своей жизни, а также может указывать на готовность к работе. Попытка навесить на себя какой–то диагноз может служить защитным механизмом («если бы не мой диагноз, я бы…»).

Жалоба – это адресованное (конкретному человеку, включая себя, или людям, в целом, ситуации, обстоятельствам) и высказанное психологу недовольство определенными трудностями, с которыми человеку трудно или невозможно справится самому. Часто, именно жалоба приводит к психологу и разбор ее становится отправной точкой работы со специалистом. Жалоба исследуется, собирается дополнительный анамнез и вырисовывается проблема клиента.

Проблема – это совокупность психологических трудностей клиента, с которыми у него пока не получается эффективно совладать. В базе проблемы лежит внутренний конфликт: наличие определенной потребности и невозможность его удовлетворить. Выход на конкретный конфликт клиента занимает разное время, в зависимости от совокупности факторов, включая психологическое, психическое, социальное, физиологическое состояние клиента и его внутреннюю мотивацию.

Запрос – это, в идеале, четко сформулированное мотивированное обращение с просьбой предоставить конкретную психологическую помощь. Бывает, что приходят люди с конкретным запросом (чаще всего, это люди, у которых уже есть за плечами опыт работы с психологом), но более распространен вариант, когда выход на запрос занимает не один месяц регулярных консультаций. Это зависит и от состояния человека, от потенциала его психики, ее гибкости или ригидности, внутренней мотивации, готовности брать на себя ответственность.

Ответственность здесь занимает одну из ключевых ролей. Когда человек не готов брать на себя ответственность, то и запрос он часто озвучивает «на третье лицо»: я все понял/а, но все же, что мне сделать с ним/ей, как мне повлиять на кого–то/что–то. Есть «специалисты», которые предложат в ответ на это различные манипулятивные техники. Но это похоже на то, как научить ребенка хорошо кушать, включая ему для отвлечения мультики. Он то может и поест, но в долгосрочной перспективе это чревато последствиями. Если психолог берет в работу запрос «на третье лицо» у меня это вызывает сомнения в его компетенции.

Как определить, что это уже не жалоба, а запрос:

К сожалению, не получится значимого прогресса, если вы работаете только во время встречи с психологом. Не оставляйте вашу работу только в рамках реального или виртуального кабинета, выносите ценное и применяйте новые знания, тренируйте новые навыки. Если чувствуете, что «не идет дело» – обсудите это с психологом: возможно, там сопротивление, страх изменений (это нормально и хотеть, и бояться положительных перемен одновременно), а возможно нет внутренней мотивации или тяжело начать нести ответственность за свою жизнь.

Пример: Условный клиент Х пришел и озвучил «я неудачник, меня никто не любит» (самодиагноз) – выходим на то, что ему нравится некий человек У, но это не взаимно и из–за этого клиенту психологически тяжело (жалоба) – выходим на то, что клиент Х очень робкий, не умеет поддержать разговор, легко теряется (проблема) – клиент Х формулирует запрос «как же мне сделать, чтобы понравится У» (запрос «на третье лицо», мы не можем заставить У испытывать симпатию к Х) – переформулируем «хочу стать уверенней в себе и уметь более свободно общаться с людьми» (запрос). С этого места выстраивается работа на реализацию запроса клиента. Бывает так, что по ходу дальнейшей работы запрос меняется. Это нормально. В длительной работе важно сверять актуален ли запрос, с которым мы работаем. К примеру, клиент Х стал чувствовать себя нормальным (а не неудачником) даже когда у него нет романтических отношений, а на передний план вышли отношения с начальством. В таком случае запрос пересматривается. Может оказаться, что проблемы в построении отношений и проблемы на работе имеют общий корень, но это не обязательно.

Источник

Запрос клиента

Часто это разговор о страхах. Обязательно уточните, как часто возникает у нее страх, который ее беспокоит, в чем он конкретно выражается и какие реальные беспокойства он приносит. Если окажется, что это страх высоты, который возникает раз в несколько лет, когда девушка подходит на горе к пропасти, то, видимо, девушке дешевле не подходить к краю пропасти, нежели за деньги работать на эту тему с консультантом.

Не ведитесь: это продолжается разводилово на жалость. Вслушайтесь: это негативные формулировки, тут есть только жалоба на проблему, но нет постановки как либо конкретной цели. И клиент ждет, что вы за него сделаете его работу.

Частая ситуация, когда клиент сам не знает, на что жаловаться, потому что жаловаться готов на все подряд. Еще тяжелее, если это семейное консультирование, и супруги вываливают на консультанта проблему одну за другой. В этой ситуации, если клиент дает, по сути, несколько проблем нам на выбор, право консультанта самому определить, чем следует заниматься. Ориентиры для выбора: с чем справится консультант (не беритесь за задачки, которые не знаете как решать), с чем справится клиент (берите самую простую для клиента задачу), где результат будет более очевидным (близким и наблюдаемым, который можно проконтролировать и на факт которого можно позже опираться).

Так же, как врач решает, как вас лечить правильно. Если у вас болит живот, то или иное направление лечения после обследования должен определять специалист: он специалист, ему виднее.

Как правило, тупиковыми оказываются запросы типа: «Мне важно понять, чего я хочу», «Почему со мной это постоянно происходит?», «Я просто хочу разобраться в ситуации», или «Мне не понятно, почему он так поступает!» Более продуктивными оказываются формулировки не понимательные, не феноменологические, а действенные, поведенческие: «Помогите мне определиться, в какой институт поступать», «Хочу научиться строить долгосрочные отношения с достойными мужчинами», «Хочу сделать выводы, как на будущее мне себя вести в такой-то ситуации», «Какую позицию мне занять в отношении моего молодого человека, если у меня на него такие-то планы, а он занял позицию следующую. «

Как и при формулировки любой цели, самыми важными моментами в формулировке запроса обычно оказывается позитивность формулировки, конкретность и ответственность. Чем быстрее консультант переведет клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, поможет так или иначе сформулировать конкретную задачу консультации, тем успешнее пойдет все дело дальше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *