Что такое заповедная зона
Что такое особо охраняемые природные территории и как их защищают
Смотрите также
Защиту особо охраняемых природных территорий усилят
Особо охраняемые природные территории – что это?
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», это «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение». Эти участки полностью или частично изъяты по решению властей из хозяйственного использования и относятся к объектам общенационального достояния. Кроме того, для этих участков установлен режим особой охраны.
Какие бывают особо охраняемые природные территории?
В зависимости от особенностей режима особо охраняемых природных территорий выделяются следующие их разновидности:
Как отмечал Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов
Какие правила посещения особо охраняемых природных территорий?
В соответствии с принятыми поправками, посещать особо охраняемые природные территории можно по установленным для таких зон правилам особой охраны. Так, люди, не проживающие в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных территорий, могут посетить эту зону либо за плату, либо бесплатно. Порядок определения этой платы или освобождения от нее устанавливается Правительством РФ.
Важным моментом в нововведениях станет то, что теперь в законодательстве прописано, что плата за посещение таких территорий не будет взиматься с людей, проживающих на территории, в том числе с представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – тех, кто живут на этих территориях исторически.
«Доходило раньше до маразма. Людей, которые там по триста лет живут, у которых там все родственники живут, — их заставляли платить за вход на эту территорию. Но этот закон это снимает», — отмечал Владимир Бурматов.
В чьей собственности находятся эти территории и как их защищают?
Как указывается в принятом законе, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо охраняемых природных зон, находятся в федеральной собственности.
Особо отмечается, что эти земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Также теперь строго запрещен перевод земель, находящихся в границах особо охраняемых природных зон, из одной категории в другую. Это позволит защитить эти земли от застройки отелями, гостиницами, спортивными сооружениями и т. п. Как отмечал Владимир Бурматов, так часто делали «нечистые на руку бизнесмены» — переводили земли охраняемых зон в лесной фонд, а после постепенно начинали застройку.
Кроме того, теперь в законе прописано, что на территориях национальных парков запрещается строительство объектов спорта, являющихся объектами капстроительства, связанных с ними инженерной и транспортной инфраструктур, размещение скотомогильников, а также свалок.
Физические и юридические лица, арендующие земельные участки на территориях национальных парков, должны ежегодно проводить мероприятия по предотвращению нанесения вреда животным, растениям и окружающей среде, а также направленные на соблюдение режима особой охраны территорий национальных парков. Эти мероприятия должны быть согласованы с ФГБУ, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается ФОИВом, в ведении которого находятся национальные парки.
Какие дополнительные полномочия появились у госинспекторов в области охраны окружающей среды?
Какие государственные природные заповедники преобразуются в национальные парки?
Законом предусматривается преобразование в национальные парки следующих государственных природных заповедников:
Также устанавливается порядок такого преобразования и запрет на изменение границ указанных заповедников в процессе их преобразования.
заповедные зоны
запове́дные зо́ны созданы решением Моссовета в 1973 для сохранения исторически сложившейся застройки и планировки центра Москвы. В пределах Садового кольца выделено девять заповедных зон: 1) Китай-город, включающий ансамбли улиц Никольской, Ильинки и Варварки; 2) улица Пречистенка, сохраняющая застройку конца XVII начала XX вв.; 3) улица Арбат; 4) район улиц Большой Никитской Поварской, где сохранился ряд городских усадеб XVIIIXIX вв. и особняков конца XIX начала XX вв.; 5) улицы Петровка Кузнецкий мост, ставшие в XIX в. торговым районом Москвы; 6) Мясницкая улица; 7) улицы Маросейка и Покровка; 8) часть Заяузья в пределах Садового кольца; 9) Замоскворечье в пределах Садового кольца, где сосредоточено свыше 200 зданий XVII начала XX вв., находящихся под государственной охраной, в том числе многочисленные палаты XVII в., церкви, дома, построенные после пожара 1812, и др.
В пределах заповедных зон запрещается массовое строительство, новая застройка ведётся главным образом по индивидуальным проектам с учётом сложившегося архитектурного ансамбля, реставрируются отдельные памятники и целые комплексы.
Литература: Либсон В., Живая летопись города. О проектировании заповедных зон Москвы, «Строительство и архитектура Москвы», 1974, № 3; Александров Ю.Н., Москва заповедная, М., 1991.
Полезное
Смотреть что такое «заповедные зоны» в других словарях:
Зоны с особыми условиями использования территорий — Зоны с особыми условиями использования территорий[1] (англ. restricted use areas), охранные, санитарно защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны… … Википедия
Особо охраняемые природные территории Казахстана — Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным… … Википедия
ООПТ Казахстана — Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным… … Википедия
Оопт казахстана — Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным… … Википедия
Воргол (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Воргол. Воргол (Варгол) Река Воргол Характеристика Длина 64 к … Википедия
национальные парки — природоохранные, эколого просветительские и научно исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; предназначены для… … Географическая энциклопедия
Пайоттенланд — Коммуны Фламандского Брабанта, традиционно относимые к Пайоттенланд (красный), относимые к Пайоттенланду некоторыми источниками (розовый) и относящиеся к туристическому региону Пайоттенланд Долина Сенны (жёлтый). Пайоттенланд… … Википедия
Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия
Анды — (Andes) Описание горной системы Анды, растительность и животный мир Информация об описании горной системы Анды, растительность и животный мир Содержание Содержание Классификация Общее описание горной системы Андийских Кордильеров Геологическое… … Энциклопедия инвестора
Эльзас — Координаты: 48°30′00″ с. ш. 7°30′00″ в. д. / 48.5° с. ш. 7.5° в. д. … Википедия
Заповедные зоны и национальные парки РФ
Заповедник — это часть природной территории, которая охраняется государственными властями, а также является научно-исследовательской зоной. Кроме того, заповедники в той форме, в которой они существуют в России, практически нигде в мире больше не встречаются. Скорее всего, поэтому в литературе, термин «заповедник» переводится как «zapovednik», а не как принято во всем мире переводить этот термин — «reserve».
Впервые заповедник появился в России в дореволюционное время, но его основание не было зарегистрировано документально. Это был Саянский заповедник, существование которого на данный момент прекращено. Поэтому первый официально признанный заповедник России — Баргузинский.
Так как заповедники охраняются государством, то на их территории запрещается использовать не только животный и растительный мир, но и воду, землю, недра. Это обусловлено тем, что на территории заповедников проводятся научные исследования, для которых берутся природные образцы с заповедной зоны. Ученые считают, что именно в заповедниках животный и растительный мир сохранил свой генетический фонд.
Природные заповедники создаются, чтобы сохранить и исследовать природные процессы и явления, генетический фонд животного и растительного мира, исчезающих и редких представителей флоры и фауны, а также редких экологических систем. Государственные заповедники являются экологическими и образовательными организациями.
На прилегающих территориях всех заповедников, а их в России 31, имеются биосферные зоны. В этих зонах ограничено использование природных ресурсов, но в них можно проводить рекреационную деятельность, в частности заниматься туризмом. Заповедные зоны не только входят в сеть биосферных резерватов мира, но в них еще и проводится экологический мониторинг.
Департаменту особо охраняемых природных объектов и территорий Министерства РФ по природным ресурсам подчиняются практически все заповедники, кроме нескольких — «Галичья Гора» и «Ильменский Минералогический». Они подчиняются другим структурам — «Галичья Гора» находится в подчинении Воронежского Государственного Университета Минобразования РФ, а заповедник «Ильменский Минералогический» подчиняется УРО РАН, но все же они отчитываются за свою деятельность перед Департаментом.
Каждый заповедник в Российской Федерации имеет право самостоятельно планировать свою деятельность — ограничение зон использования природных ресурсов и регламентировать туризм. Это право регулируется «Положением о заповеднике».
Национальный парк владеет всеми природными ресурсами — земельными, водными, а также флорой и фауной, расположенными на его территории. Это право регулируется Российским законодательством. На территории национального парка определяется заповедное ядро — это национальный заповедник, расположенный вблизи парка. Но заповедное ядро определяется в классическом варианте национального парка. Кроме этого, выделяется буферная зона парка и рекреационная зона парка. В этих зонах можно производить не только сельскохозяйственную, но и лесоустроительную ограниченную деятельность.
«Волдозерский» национальный парк получил в 2001 году первым в Российской Федерации статус биосферного резервата. На международном языке понятие «биосферный резерват» чаще относят к национальным паркам, нежели к заповедникам. Потому что заповедник является лишь ядром национального парка, и в нем возможно проведение ограниченных лесоустроительных работ, нарушающих экосистему территории заповедника. В 2002 году еще два национальных парка России стали биосферными резерватами — «Угра» и «Смоленское поозерье».
На данный момент, национальные парки подчиняются Департаменту особо охраняемых природных объектов и территорий Министерства РФ по природным ресурсам. Но ранее, до 2000 года, национальные парки находились в подчинении Федерального лесного ведомства или же его региональных структур. В связи с переходом национальных парков в подчинение Департамента особо охраняемых природных объектов и территорий Министерства РФ по природным ресурсам, их деятельность и отчетность имеет единую форму. Но, несмотря на это, единая программа деятельности национальных парков еще в стадии разработки.
Лучшие предложения от туроператоров:
Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.
Категории особо охраняемых объектов и зон
В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).
1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.
Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.
Ограничения по строительству в природоохранных зонах
Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.
Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.
В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.
Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.
Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:
• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;
Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.
Специфические ограничения в водоохранных зонах
Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.
Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.
Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.
Государственный кадастр природоохранных зон
Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.
Новые изменения в нормативных актах
В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.
1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.
Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Информация об изменениях:
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
ГАРАНТ:
См. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
Информация об изменениях:
11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Информация об изменениях:
12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Информация об изменениях:
13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Информация об изменениях:
14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона