Что такое замысел в литературе

Авторский замысел и его воплощение. Художественный̆ вымысел. Фантастика

Содержание:

Авторский замысел и его воплощение

Цель писателя — понять и отразить действительность или эмоции через мысли и действия героя.

Замысел — первичный образ будущего творения, наброски содержания, возможных конфликтов, черт героев. Одни писатели берут темы своих произведений из житейского опыта, рассказов людей, другие переосмысливают классические сюжеты. Импульсом к созданию текста может быть мельчайшая деталь, переживание, чья-то биография или кусочек подсмотренной жизни.

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Частное в книге становится обобщением действительности. В процессе написания от замысла до реализации происходит субъективное открытие смыслов и перестройка реальности в соответствии с концепцией автора. Литературное произведение неотделимо от личности писателя и выражает его отношение к обществу.

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Нет общей схемы создания литературного произведения, каждый писатель и каждая история уникальны. Однако, некоторые тенденции прослеживаются у многих авторах.

Даже у талантливых авторов бывают кризисы, замедляющие творческий процесс. Тогда они ощущают пределы своих возможностей, неспособность выразить все свои мысли и эмоции, осознание безграничности темы. Здесь не обходится без кропотливой работы.

Художественный вымысел. Фантастика

Художественный вымысел – часть любого художественно произведения. Даже в рамках реализма, стараясь изобразить поступки героев на фоне исторических событий, автор оставляет за собой право на выдумку и допущения. У автора нет цели намеренно исказить действительность, но вывести на первый план самое основное.

Мера вымысла варьируется от текста к тексту. Нам знакомы произведения, где художественного вымысла совсем немного. «Старик и море» Э. Хемингуэя основан на рассказе старого рыбака Мигеля Рамиреса. Напротив, есть целые жанры – фантастика и фэнтези, где авторы придумывают с чистого листа целые миры.

Фантастика – изображение неправдоподобных существ, предметов и явлений, не совпадающих с действительностью, часто присутствует нарушение естественных форм, закономерностей.

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Еще в дописьменные времена фантастика воплощалась в различных религиях и мифологии. Сказки, народные и литературные, построены на художественном приеме отступления от реальности (ковер-самолет, Змей Горыныч). По мере развития общества, расцвету науки и техники фантастика – это не только способ выразить бурную фантазию, но и окошко в будущее (Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»).

Источник

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

Авторская литература — литературные произведения, создание которых можно приписать конкретному человеку или группе людей.

Художественный замысел — авторское предвидение будущего произведения в целом.

Художественный вымысел — то, что писатель «придумал», то есть создал, обратившись к своему воображению.

Фантастика — метод, позволяющий автору допустить невозможное, избавиться от границ реальности или расширить их.

Когда литература обособилась и стала самостоятельным видом искусства, она обрела автора — того самого конкретного человека, благодаря которому мы получили то или иное творческое произведение. Автор мог создавать тексты, в которых выражал свою позицию, своё отношение к жизни, используя при этом те художественные средства, которые подходят именно ему.

Замысел и воплощение

Любое литературное произведение начинается с идеи, возникшей у автора. Эта идея может иметь форму как внезапного озарения, так и сложного умозаключения. Именно она и называется художественным замыслом.

Но замысел — это ещё не литература. Чтобы идея стала произведением, автор пишет, наполняя изначальную схему необходимыми персонажами, ситуациями, обстоятельствами. Именно так происходит воплощение творческого замысла.

Нужно сказать, что творческий замысел может остаться невоплощённым: у любого писателя гораздо больше замыслов, чем книг. И, конечно же, в процесс создания литературного произведения замысел может меняться.

Пример

Михаил Лермонтов планировал, что действие поэмы «демон» будет развиваться в Испании, однако в процессе создания изменил своё решение и перенёс место действия на Кавказ.

Художественный вымысел и его роль

Чтобы замысел обрёл воплощение, писателю необходимо обратиться к вымыслу. Строго говоря, вымысел — это все события, персонажи и обстановка в литературном произведении. Даже если речь идёт об историческом романе, все действующие лица которого носят имена реальных персонажей, это всё равно продукт художественного вымысла: автор отражает, как лично он видит ту или иную историческую ситуацию.

До XVII в. русская литература имела преимущественно религиозный характер, и вымысел в ней считался греховным. Однако литература без вымысла очень ограничена в средствах. Поэтому расцвет русской литературы начался в эпоху романтизма (конец XVIII — начало XIX в.), когда вымысел приветствовался.

Фантастика в фольклоре и в литературе

Когда мы говорим о фантастике сегодня, то сразу представляем себе соответствующий жанр в литературе и кино. Такая фантастика сразу связывается в нашем сознании с визитами пришельцев, сверхвозможностями героев, монстрами и волшебниками.

Однако фантастические элементы как возможность допущения невероятного («небывалое бывает») были широко распространены ещё в фольклоре. В романтической и реалистической литературе фантастика применялась как художественный приём, обеспечивающий возможность невероятного развития событий.

Пример

М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатирической прозе изображал совершенно фантастических существ: чего стоит только градоначальник, в голове у которого был органчик, произносивший попеременно «Разорю!» и «не потерплю!». Тем не менее замысел автора напрямую связан с реалиями: так Михаил Евграфович высмеивал чиновников, не вникающих в суть вопросов и просто повторяющих некие бессмысленные грозные слова.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое авторский замысел?

Ответ. Первоначальная идея создания художественного произведения.

Применялся ли вымысел при создании образа Ивана Грозного в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про. купца Калашникова»?

Ответ. При создании художественного образа всегда применяется вымысел. Образ, созданный поэтом, соотносится с реальным историческим персонажем — царём Иваном Грозным, но не совпадает с ним.

Источник

Понятие замысла литературного произведения

Замысел произведения в литературе – это формулировка в два-три предложения с информацией, о чём именно рассказывает книга. Она направлена на целевую аудиторию. То есть, по кратко сформулированному замыслу читатель определяет, интересно ли ему такое произведение в принципе – будет или не будет он его читать.

Что важно?

Нужно понимать, что замысел, как зерно будущего мира. Из него органично произрастает система символов, персонажи, их развитие и конфликты.

Поэтому формулирование замысла очень важный этап творчества, на котором писатель решает, о чём и для кого он будет писать. Отлично, если авторская задумка точно направлена на конкретную целевую аудиторию. Это значит, что будущую книгу будет кому читать.

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Очевидно, что здесь нужна конкретика. В двух-трёх предложениях нужно рассказать:

Жизнеспособность

Следующий важный момент – проверка на жизнеспособность. После того, как замысел сформулирован необходимо убедиться насколько он хорош. Можно ли его развить в полноценное произведение? Не скучна ли тема? Интересно ли об этом читать?

Неплохой способ проверки на жизнеспособность (стоит ли писать в принципе) – зайти в одной из социальных сетей в подходящую тематическую группу, например, посвящённую фантастике, и прямо спросить её участников «я сочиняю вот об этом, будет ли вам интересная такая книга?» Если положительно ответит 7-9 человек из десяти, книга в принципе жизнеспособна и её можно писать.

Самопознание

Но помните! Чтобы написать действительно уникальное произведение, передать свой жизненный опыт, для поиска жизнеспособной идеи/замысла писателю необходимо познать самого себя.

Более органичное произведение получается, если пишешь на хорошо знакомую тему. Это очевидный факт.

То есть, при условии одинаковых писательских навыков всегда успешнее тот, кто обладает специфическими знаниями. Грубо говоря, врач лучше напишет медицинскую драму, чем учитель. Либо, как вариант, учитель возьмёт хороших консультантов-врачей, чтобы и его книга получилась сильной.

Вопросы себе

Вопросы по самопознанию, важные для тех, кто находится в поиске свежих идей для книги:

С этих начальных вопросов можно приступать к написанию любой новой истории.

На заметку: Произведение, написанное вне рамок любимого жанра, интересов, уникального опыта, всегда на порядок слабее книги, основанной на живом интересе автора к затронутой им теме.

Потенциал

Потенциал произведения оценивается, исходя из красочности формулировки идеи (что, если?) – наличия яркого конфликта, цепляющей читателя драматической ситуации. А точнее, ответа на несколько вопросов «что, если?».

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

На примере «Крёстного отца» Марио Пьюзо:

То есть, чем глубже автор уходит в вопрос «что, если?», тем интереснее задумка.

Фактор потенциала – углубление через вопрос «что, если?» к сердцу произведения. К тому же, среди многих вариантов проще найти то, что интересно самому автору и что будет выглядеть не шаблонно. Чем глубже погружение, тем интереснее конечная идея.

Поиск трудностей

У каждого замысла есть какие-то свои трудности! Нужно продумать заранее, как преодолеть эти проблемы ещё на этапе планирования произведения.

Пример трудностей для космической эпопеи в жанре фантастика:

В психологии трудно не удариться в пафос. В социальной драме сложно точно отразить общество через правильный подбор персонажей. В криминальной драме – изобразить силу преступного клана, заставить читателя сопереживать героям, больным низменными страстями. В хорроре – до конца удерживать напряжение.

К чему стремится произведение – цель?

Цель произведения это одно предложение, в котором указана начальная и конечная точка сюжета. Например, преступление приводит к наказанию. Противостояние обществу приводит к смерти.

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Поиск главного героя

Переходить к созданию главного героя нужно тогда, когда становится ясна тема произведения. В этом случае проще выделить концепцию персонажей и рассмотреть, с помощью кого будет проще:

На начальном этапе проще всего представить себе человека, который интересен/хорошо знаком автору (в том числе самого себя).

Ключевой конфликт

Когда автор понимает, что будет двигать конфликт (то есть, что за человек главный персонаж истории и что он из себя представляет), нужно определить, с кем будет соперничать герой. Какой внешний конфликт возникнет – что у соперников на кону?

Допустим, книга про учёного, изобретающего лекарство от рака. Читать об этом не так уж интересно. Поэтому историю нужно углубить за счёт ещё одного вопроса «что, если?». Что если другой учёный тоже находится на пороге открытия? Тогда между двумя светилами науки возникнет соперничество (внешний ключевой конфликт), за которым будет интересно наблюдать.

Что важно на этом этапе? Если не удаётся найти антагониста, замысел, скорее всего, слабый и требует изменения/доработки!

Сдвиг характера

Далее следует установить, в чём именно будет заключаться сдвиг характера у главного героя? Почему это важно? В замысле должен содержаться потенциал главного действующего персонажа – он будет либо расти над собой и побеждать, либо падать – деградировать к финалу.

Без сдвига характера (изменения личности, коренной перемены характера) за героем неинтересно наблюдать!

Моральный выбор

Также замысел должен содержать моральный выбор. Нужно найти точку для сложного морального выбора у героя, что характерно для любого хорошего драматического произведения.

При планировании сюжета у писателя может быть несколько вариантов такого выбора для главного героя. Это нормально!

Правило здесь одно: чем больше падение героя, тем сложнее моральный выбор. Обычно герой разрывается между диаметрально противоположными понятиями морального порядка: между правдой и ложью, любовью и потерей достоинства, между местью и прощением, дружбой и личными интересами, и так далее. Ему тяжело признаться в слабости и, тем более, преодолеть её.

Важно! Моральный выбор всегда направлен на других людей, окружающих главного героя (это не внутреннее, а внешнее действие). Принципы морали закладываются в произведение, как взаимодействие героя с другими персонажами.

Главный вопрос

И самое важное! Автор должен задать себе главный и одновременно очень сложный вопрос, как только ему в голову придёт свежая идея: настолько ли уникально то, что я придумал, чтобы заинтересовать не только меня, но и читателя?

Что такое замысел в литературе. Смотреть фото Что такое замысел в литературе. Смотреть картинку Что такое замысел в литературе. Картинка про Что такое замысел в литературе. Фото Что такое замысел в литературе

Нужно учиться трезво оценивать себя! Есть ли в произведении ценная мысль, сильный конфликт, возможность показать сдвиг характера у героя, сложный моральный выбор? На чём строится этот моральный выбор и ключевой конфликт? Кто будет антагонистом, и сделает ли он сильным героя?

Когда можно однозначно сказать да? Тогда, когда у автора будет положительный ответ по нескольким пунктам, начиная от самопознания:

В заключение

Итак, вот что нам нужно, когда мы пытаемся обработать какой-то замысел:

Источник

Замысел

Замысел это первоначальная общая схема будущего произведения. Замысел является первой ступенью творческого акта. С рассмотрения первоначального замысла обычно начинают изучение творческой истории произведения. Замысел может зреть и вынашиваться постепенно, принимая все более отчетливые очертания, может вырасти из отдельного образа, сцены или возникнуть под влиянием какой-либо идеи. Знание замысла помогает точнее раскрыть смысл произведения. Свидетельством непрерывной эволюции замысла являются несколько редакций драмы «Маскарад» (1835-36) и поэмы «Демон» (1829-39) М.Ю.Лермонтова, романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-69). 3. «Фауста» (1808-31) возник у молодого Гёте в 1772-73, а концепция сложилась только в 1797-98, уже после того, как в 1790 был опубликован большой фрагмент драмы.

В художественном творчестве наряду с «муками слова» существуют «муки замысла». Они связаны часто с поисками темы, которая является важнейшей составной частью «замысла». Н.В.Гоголю нужно было получить от А.С.Пушкина темы «Ревизора» (1836) и «Мертвых душ» (1842), чтобы развернуть их затем в оригинальные художественные полотна. По существу, это были темы замысла произведений. Замысел может оставаться невоплощенным или быть воплощенным частично. Известна обширная по первоначальному замыслу повесть Пушкина «Гости съезжались на дачу», (1828-30) из которой написаны три небольшие главки. Неоконченным остался и роман Пушкина «Рославлев» (1831).

Источник

замысел авторский

Смотреть что такое «замысел авторский» в других словарях:

ЗАМЫСЕЛ — ЗАМЫСЕЛ, сла, муж. 1. Задуманный план действий, деятельности, намерение. Стратегический з. Опасный з. Осуществить свой з. 2. Заложенный в произведении смысл, идея. Авторский з. З. пьесы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

замысел — сла; м. 1. Задуманный план действий, деятельности; намерение. Осуществить свой з. Опасный з. 2. Основная мысль, идея произведения. З. картины. Авторский з. Понять з. пьесы … Энциклопедический словарь

замысел — сла; м. 1) Задуманный план действий, деятельности; намерение. Осуществить свой за/мысел. Опасный за/мысел. 2) Основная мысль, идея произведения. За/мысел картины. Авторский за/мысел. Понять за/мысел пьесы … Словарь многих выражений

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ — авторский замысел архитектурного объекта его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном… … Энциклопедический словарь экономики и права

архитектурное решение — авторский замысел архитектурного объекта его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном… … Строительный словарь

Архитектурное решение — авторский замысел архитектурного объекта его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном… … Словарь юридических понятий

Список произведений Михаила Веллера — Михаил Веллер написал 10 романов и несколько десятков рассказов. Содержание 1 Романы 2 Повести 2.1 Жестокий 3 Рассказы … Википедия

Песнь торжествующего плебея — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Короткая проза — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Разбиватель сердец — Михаил Веллер написал 9 романов и несколько десятков рассказов. Книги Михаила Веллера Повести и романы Технология рассказа · Рандеву со знаменитостью · Приключения майора Звягина · Самовар · Всё о жизни · Гонец из Пизы · Кассандра · … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *