собор рождества христова каргополь
Собор Рождества Христова в Каргополе
Времена, в которые возведен Христорождественский собор
Самое древнее сооружение Каргополя собор Рождества Христова. Христорождественский
собор возвышается на центральной Соборной площади. Построен в эпоху средневековой
Руси, когда во времена правления Ивана Грозного наступил золотой век для Каргополя. В XVI веке основой торговли служила соль, поставки который в центр России являлись
предметом острого соперничества каргопольских, белозерских и вологодских купцов.
Каргополь в это время получил монополию на право торговли ею. В качестве значимого
владения Каргополь часто упоминается в завещаниях московских великих князей и царей. Через три года после окончания строительства Собора Рождества Господа в эпоху опричнины царь Иван IV Грозный взял Каргополь на свой особый обиход. В Смутное время, в 1612 году, после захвата и ограбления Вологды поляками и литовцами, жители Каргополя очень быстро построили острог для обороны от вражеских отрядов. Укрепление из дерева окружили самый важный, святой для каргопольцев, лишь один на то время сооруженный из камня Христорождественский храм.
Строительство собора
Собор Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа построен на месте одноименной деревянной церкви сгоревшей в пожаре, на средства прихожан. Имена заказчиков и
строителей неизвестны. Заложили его в 1552 году и потребовалось 10 лет, чтобы возвести
главную святыню города. Обряд освящения проведен в 1562 году. Жители Каргополя
решили создать каменный храм именно для того чтобы уменьшить вероятность возгораний. Мечтой купечества Каргополья было возвести свой каменный храм похожий на грандиозные культовые постройки Москвы и Новгорода. Пригласили знаменитых новгородских мастеров для реализации святого намерения, не скупясь на значительные денежные суммы. Строительный материал, известь, известняковая плита добывались в среднем течении реки Онеги. В окрестностях Каргополя появились крестьянские
производства, так называемые заводы, где изготавливали кирпич очень высокого
качества, разных размеров и форм. Христорождественский собор задумывался
как символ экономической прочности Каргополя, как центр православной жизни города.
Возведенный на берегу Онеги он величаво возвышается над зеркальной гладью воды,
напоминая о величии и мощи древнего города. Собор это первенец каменных соборов Каргополя, построенный в числе самых первых на Поморской земле.
Первоначальный вид собора
Собор Рождества Христова относится к типу монументальных шестистолпных храмов,
завершающийся пятиглавем.
Подобные сооружения, ориентированные на образ Успенского собора Московского Кремля
в то время нередко возводить в российских городах и крупных монастырях.
В Троице Сергиевой лавре, Ростове Великом, Вологде идругих.
Первоначально собор имел позакомарное по сводам перекрытие.
Главы имелине не такую выпуклую, как сейчас форму. Шестистопный собор стоит на подклете. В верхнем этаже здания
помещалась холодная церковь, в ней шла служба лишь в летние месяцы.
В нижнем, тёплом богослужение отправлялось постоянно, независимо от времени года.
Основной, почти кубический массив собора, его древнее ядро, выглядит суровым и
строгим, как большинство каменных храмов XVI столетия. Стены его почти лишены декора.
Кроме плоских лопаток их поверхность оживляет лишь скромный орнаментальный пояс,
протянутый по карнизу и узкие арочные окна. Три алтарных выступа украшены аркатурой
с килевидными завершениями, приём известный по новгородским и псковским
постройкам.
Обоснование участия в строительстве зодчих из Новгорода
Соображение о том, что собор возводили строители из Новгорода, основывается лишь на внешнем виде и конструкции храма, так как его история и по настоящее время мало изучена. Но, обоснованием данной точки зрения могут быть следующие факты. В те годы новгородские строители выполняли кладку из двух видов каменного материала, что было применено в Каргополе. Многие зодческие приемы истолкованы в новгородском стиле. Утонченные карнизы, лежащие на довольно широких лопатках, закругленные портала алтарных столпов, своеобразная форма портала с южной стороны, наружное обрамление арочного пояса аспид с профилем выступающим снизу. Исходя из этого, можно предположить, что Христорождественский храм возвели зодчие из Новгорода той школы, которая воспринимала воздействие архитектурных принципов средней Руси и града Москва.
Изменения в архитектуре собора
Собор не сохранился в своём первоначальном виде, на его облик повлияли различные
исторические события. Так в 1652 году через город лежал путь Новгородского
митрополита, будущего патриарха Никона, который перевозил в Москву мощи
новопрославленного святого митрополита Филиппа. Три дня мощи прибывали в
Христорождественском соборе. В память этого события каргопольцы устроили в нём с северной стороны придельный храм, посвящённый святителю Филиппу и Алексию
человеку божию, небесному покровителю царя Алексея Михайловича.
Так была увековечена память и о событии и о государе, в правление которого
оно произошло.
Восточная и северная стены Христорождественского собора
В это же время с запада к собору присоединили двухэтажную
галерею и крыльцо. Спустя столетие с юга появился ещё один придел в честь
Спаса Всемилостивого.
В 1765 году в Каргополе случился сильный пожар,
во время которого сгорело три четверти города. При пожаре пострадал
и собор, сгорела кровля, по стенам и сводам пошли трещины, утрачено внутреннее
убранство. О глубоком уважении каргопольцев к своему прошлому свидетельствует
то решение, которое нашли строители для укрепления сооружения в целом, не разбирая
его. Были возведены специальные конструкции — контрфорсы.
Восстановление внутреннего убранства после пожара.
Масштабными были работы по отделке и украшению внутри собора. К ним привлекли
столяров, резчиков, позолотчиков и иконописцев.
Высокие ступени ведут в притвор собора, где на створах врат сохранилась роспись,
выполненная в 1784 году иконописцами Иваном Ивановым Богдановым-Карбатовским и его племянником Иваном Алексеевым. На каждой створе изображён
ангел. Один держит свиток и перо, другой облаченный в воинские доспехи заносит
высоко над головой обнаженный меч. Эти образы должны были напоминать
приходящим на службу о необходимости благопристойного поведения в храме,
о покаянии. Поскольку живопись на створах часто повреждалась, её регулярно
поновляли, поэтому роспись дверей не очень похожа на иконы, написанные теми
же художниками.
В убранстве летнего храма поражает своим величием пяти ярусный иконостас,
шедевр иконописного и плотницкого мастерства.
Под центральным куполом собора сохранился необычный кронштейн в форме руки.
Здесь раньше удерживалось паникадило весом шестнадцать пудов.
На западной стене сохранилась часть фрески семнадцатого столетия.
Здесь изображен Спас с предстоящими и припадающими, похожий на
Спаса Смоленского расположенного над кремлевскими воротами в Москве.
Христорождественский собор (Каргополь)
Христо́рожде́ственский собо́р — православный пятиглавый белокаменный собор, был построен в 1562 году. В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Является объектом культурного наследия федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклети. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроенные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.
В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой — во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.
В храме с 1714 года до конца 1920-х годов хранилась чудотворная Казанская икона Богородицы (ныне её местонахождение неизвестно).
В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Современное состояние [ править ]
Сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трёхапсидный храм на подклете.
Первый ярус собора — представлена уникальная коллекция «небес» из церквей и часовен Каргопольского района. Во втором ярусе сохранился резной пятиярусный иконостас второй половины XVIII в., фрагмент средневековой фрески.
Сегодня стены покрашены в белый цвет, виден лишь небольшой фрагмент средневековых фресок с западной стороны. От икон осталось лишь то, что было установлено после 1765 года. Необычным элементом внешней конструкции является железная балка в виде руки, торчащая из центрального каменного барабана. К её концу прикреплена цепь, державшая центральное паникадило (само паникадило исчезло при закрытии собора).
С веками здание ушло в землю почти на метр.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: наб. имени Баранова, 32, Каргополь, Архангельская обл., Россия, 164110
Паломнику [ править ]
Храм принадлежит музею, богослужения совершаются только по особенным случаям.
Российские древности: собор Рождества Христова в Каргополе
Каргополь в 1900-е годы. Собор Рождества Христова слева
Но для начала — пара слов о самом Каргополе. В названии этого города слышится созвучие с названиями Константинополя, Севастополя и Симферополя, но это созвучие обманчиво. В этих городах «-поль» — от слов «полис», город. А вот в таких городах, как, например, Тернополь, «-поль» — это «поле». Однако и в этом случае с Каргополем не все так просто. Да, «-поль» здесь означает именно «поле», благо в первых упоминаниях он так и назывался Карго поле. Но, во-первых, это «поле» переводное, с прибалтийско-финского pelda, что тоже означает «поле». А во-вторых, не до конца ясно, что означает «карго» (к современному русскому «карго», например Шереметьево-карго или карго-культу, это не имеет никакого отношения). Может быть, из северных диалектов, где «карго» — «ворона», может — полная калька с карельского Karhupeldo — медвежье поле, медвежья сторона.
Современный вид собора
Вернемся же к собору. К слову, мы точно не знаем времени его постройки. Историк Александр Мельник в своей работе «Собор Рождества Христова в Каргополе» пишет: «Не существует полного единства и в отношении датировки каргопольского собора. Его относили и ко времени Ивана Грозного, и к 1562 г., и к 1552–1562 гг., и к 1561–1562 гг. Было даже высказано мнение о возведении храма в конце XV в. Но документально засвидетельствована лишь одна дата — 1562 г., время окончания строительства памятника. Правда, извлечена она из позднего источника, «Описи имущества собора за 1801 год». Однако, как будет показано ниже, анализ архитектуры здания вполне подтверждает именно эту датировку». Что ж, попробуем разобраться с тем, что нам известно об «одном из наименее изученных памятников русской архитектуры XVI столетия».
Как отмечали различные историки архитектуры, в своем строительстве зодчие опирались на различные образцы. Самый интересный из них (и весьма неожиданный) — это Успенский собор в Тихвине (1515 год). Главные бросающиеся в глаза необычные детали обоих соборов — необычное расположение западных барабанов. Кроме этого, и в Тихвине, и в Каргополе у пятиглавого собора только три световых барабана (с окнами) — центральный и оба западных.
Вид с другого берега Онеги. Христорождественский собор — слева. Фото начала XX века
Недавно удалось найти причину такого явления. Как пишет Мельник, в 1560 г., то есть буквально накануне возведения рассматриваемого здания, «по указу Ивана IV начинается строительство Большого Успенского монастыря в Тихвине, вокруг сооруженного на средства его отца московского великого князя Василия III Успенского собора. Несомненно, именно этот особый интерес царя Ивана к святыням Тихвина и сделал актуальными на короткое время архитектурные формы упомянутого Успенского собора. Потому-то каргопольцы, очевидно, не без влияния царя и архиепископа Пимена, и выбрали его в качестве одного из основных прототипов для своего собора.
Успенский собор в Тихвине. Как видите, западные барабаны отнесены от центрального и тоже световые
Как видим, каргопольский Христорождественский собор был создан новгородскими и, возможно, псковскими мастерами не методом копирования какого-то одного образца, а путем набора элементов из различных источников, важнейшими из которых стали тихвинский Успенский и московский Архангельский соборы. В результате возник пусть не самый гармоничный, но необыкновенно своеобразный памятник, который можно отнести к числу наиболее значительных произведений новгородской архитектуры XVI в.».
Христорождественский собор. Вид с востока
Впрочем, первоначальный облик храма приходится теперь реконструировать. Дело в том, что в 1765 году собор перенес сильнейший пожар. Он разрушил кровлю храма, повредил даже стены. После восстановления храм обрел и новые элементы — новые приделы, контрфорсы, подпирающие треснувшие стены, каменные лестницы (ранее все три крыльца собора были, по-видимому, деревянными). Впрочем, некоторые пристройки появились еще до пожара. В 1775 году была построена соборная колокольня высотой в 61,5 метра. Кроме этих построек, на Соборной площади расположены Введенская церковь 1808 года и храм Иоанна Предтечи 1740–1751 годов, о которых мы тоже в свое время расскажем.
Контрфорсы и окна храма
Восстановить детали завершения храма труднее. Вот что пишет Мельник: «Гораздо трудней то же самое осуществить относительно завершения его основного объема. Дело в том, что в позднее время при устройстве четырехскатной кровли были не только разобраны верха всех закомар, но и стесаны заподлицо все архивольты этих последних. Фрагменты нижних частей закомар ныне видны лишь на южном фасаде собора. Остается открытым вопрос о том, какую закомары имели форму: полукруглую или килевидную? Мне представляется более вероятной полукруглая форма, и вот почему. Во-первых, как будет показано ниже, одним из основных прообразов рассматриваемого памятника является московский Архангельский собор, а у него закомары полукруглые. Во-вторых, в самом Каргополе существует храм, явно построенный в подражание Христорождественскому собору — это церковь Воскресения (XVII в.). И ее хорошо сохранившиеся закомары также полукруглые».
Плита с надписью в стене собора
По мнению историка, помимо тихвинского Успенского собора и Архангельского собора Московского Кремля авторы памятника ориентировались еще и на некоторые элементы собора Покрова на Рву (Василия Блаженного), что еще раз говорит о некоей роли, которую сыграл Иван Грозный в создании этого памятника.
Что ж, в любом случае, почти полтысячелетия спустя собор Рождества Христова по-прежнему остается главной жемчужиной россыпи памятников архитектуры Каргополя. С 1936 года он передан в Каргопольский государственный музей-заповедник. На первом его этаже действует выставка «Шестой день творения», в которой собрана коллекция «небес» из деревянных храмов Каргополья.
Христорождественский собор в Каргополе
Описание
Христо́рожде́ственский собо́р — православный пятиглавый белокаменный собор в городе Каргополь Архангельской области.
История
Заложен в 1552 году и строился 10 лет вероятнее всего новгородскими мастерами. Первоначально был прост в объёме: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоял он на подклети. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тёсом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроенные с трёх сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.
В 1652 году с северной стороны к нему был пристроен небольшой придел Святых Филиппа и Алексия. Позднее к южной стене пристраивают другой — во имя Всемилостивого Спаса, а к западной — галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII века их щедро украшают белокаменной резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. Часть настенных росписей, уцелев во время пожара, была испорчена, поскольку в течение пяти лет собор стоял без всякого ремонта под открытым небом.
В храме с 1714 года хранилась чудотворная Казанская икона Богородицы.
В 1936 году передан в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Архитектура и убранство
Сложенный из белого камня и кирпича шестистолпный пятиглавый трёхапсидный храм на подклете.
Первый ярус собора — представлена уникальная коллекция «небес» из из церквей и часовен Каргопольского района. Во втором ярусе сохранился резной пятиярусный иконостас XVIII в., фрагмент средневековой фрески.
Сегодня стены покрашены в белый цвет, виден лишь небольшой фрагмент средневековых фресок с западной стороны. От икон осталось лишь то, что было установлено после 1765 года. Необычным элементом внешней конструкции является железная балка в виде руки, торчащая из центрального каменного барабана. К её концу прикреплена цепь, держащая центральное паникадило.
С веками здание ушло в землю почти на метр.
Иконы
Сейчас икона находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Христорождественский собор Каргополь
Содержание:
Со времени своей постройки Христорождественский собор был центром Каргополя, который в былые времена напоминал «громадную лавру». Город и сейчас поражает обилием церквей, а собор Рождества Христова до сих пор доминирует в «храмовой застройке».
Христорождественский собор в Каргополе — центральный и самый известный объект Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея. Несмотря на то, его состояние оставляет желать много лучшего.
Внешность Христорождественского собора внушает уважение. Но в XVI веке собор выглядел несколько по-иному. Он не имел контрфорсов, приделов (а имел закомары вместо четырехскатной кровли) и, конечно, выглядел более цельно.
В соборе Рождества Христова богослужения уже давно не проходят. Но, к счастью, в интерьере верхнего храма сохранились иконостас, сооруженный в конце XVIII века, когда собор ремонтировали после пожара 1765 года, и фрагмент «допожарной» фрески «Страшный суд» на западной стене. Другие фрески погибли — причем не столько разрушительно воздействовал на них огонь, сколько сказалось отсутствие у собора кровли в течение нескольких послепожарных лет.
С 1930-х годов в здании собора Рождества Христова Каргополя находится музей, что уберегло его от разрушения.
Христорождественский собор находится сейчас в сложном состоянии (не говоря уже о том, что он никогда серьезно не исследовался). Он стоит без крестов, имеет, насколько можно судить по внешнему виду, серьезные проблемы с кровлей и покрытием куполов. Вот уже несколько лет он, к огорчению заезжих туристов-фотографов, окружен лесами. Предполагалась реставрация, давно назревшая. Леса поставили — деньги на реставрацию кончились. А леса гниют без дела, лишь усугубляя незавидное положение храма.
Собор Рождества Христова Каргополь график работы контакты как добраться расположение на карте
График работы Христорождественского собора в Каргополе:
Собор Рождества Христова открыт для посещений с середины мая по середину сентября в сухую погоду (с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной день — понедельник), но подклет с выставкой «небес», судя по информации, представленной на сайте музея, можно посетить в любое время года — как с экскурсией, так и самостоятельно. Информацию уточняйте на сайте музея.
Контакты:
Как добраться самостоятельно в Каргополь:
Ближайшая к Каргополю железнодорожная станция находится в Няндоме. По субботам и воскресеньям между Няндомой и Каргополем ходит автобус (отправление из Няндомы в 17:55, время в пути около полутора часов). Можно добраться и на такси. Через Каргополь проходят две региональные автомобильные дороги — P1 и Р2. От федеральной трассы М8, которая пересекает Р2 в районе поселка Долматово, до Каргополя еще около двухсот километров.