Что такое заморозка пенсионных накоплений простым языком
Что значит заморозка накоплений и куда уходят взносы работодателей?
«Почему на мой накопительный счет не поступают отчисления от работодателя?» — такие вопросы достаточно часто поступают нам в личные сообщения. Разложим все по полочкам в нашей справочной рубрике.
Пенсионные накопления являются частью средств обязательного пенсионного страхования (ОПС). Это государственная программа, действующая с момента введения пенсионной реформы в 2002 году.
С 2002 года работодатели делали за каждого сотрудника страховые взносы, состоящие из двух частей. Первая часть — с 2010 года составлявшая 16% от фонда оплаты труда — направлялась в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) для выплаты текущих пенсий. За счет второй, которая составляла 6% от фонда оплаты труда, формировались индивидуальные пенсионные накопления граждан России. Они хранятся на счете в государственном или негосударственном пенсионном фонде. Отметим, что это не средства из заработной платы работника, а именно страховые взносы работодателей. Кстати, по закону они принадлежат государству, если хранятся на счете в ПФР, или непосредственно НПФ, если человек перевел их в негосударственный пенсионный фонд. Обязательное пенсионное страхование распространяется на граждан 1967 года рождения и моложе.
Но сейчас отчисления на накопительные счета уже не производятся. В 2013 году правительство приняло решение ввести мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии. Часто это и называют «заморозкой» накоплений. Эксперты называют несколько причин введения моратория, основной — это серьезный дефицит бюджета Пенсионного фонда России. По ряду причин ПФР было бы существенно сложнее без этого шага выплачивать индексируемые страховые пенсии. Продолжительность жизни во всем мире, и в России в том числе, растет, пенсионеров становится больше за счет постаревшего поколения бэбибумеров, а работающих граждан — меньше, из-за низкой рождаемости. Люди меньше рожают детей, дольше живут, и обеспечить выплату пенсий только из отчислений взносов за работающих граждан все сложнее. Вот и пришлось пойти на непростой шаг — направить все страховые взносы в пенсии.
В результате, с 2014 года обязательные взносы работодателя не пополняют накопительную пенсию, а идут в «общий котел» ПФР (в размере 22% от фонда оплаты труда) на выплату страховых пенсий сегодняшним пенсионерам. Тем не менее, взносы работодателя в ПФР не пропадают зря, они зачисляются на индивидуальный пенсионный счет гражданина в виде баллов. Подробно о том, как это происходит, можно почитать в нашей статье о пенсионных баллах.
Что такое накопительная часть пенсии, почему ее постоянно «замораживают», а теперь хотят упразднить?
Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.
Что такое накопительная часть пенсии?
Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.
Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.
Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.
А как у нас
Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.
В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).
На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.
Что пошло не так
Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.
Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.
В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет
С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.
Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…
Почему так происходит
«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.
«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.
По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.
Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.
«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.
Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.
Заморозка пенсионных накоплений
В результате масштабной пенсионной реформы, которая произошла в нашей стране в 2002 году, было введено понятие накопительной части пенсии. Так, все граждане, которые родились в 1967 году и позднее, могли самостоятельно решать то, каким образом определять накопления для своей будущей пенсии – полностью перечислять средства на страховую часть или вместе со страховой формировать и накопительную.
За это время миллионы российских граждан трудоспособного возраста заключили договора с десятками негосударственных пенсионных фондов в расчете на достойную пенсию в будущем. Однако в 2014 году государство принимает решение о запрете отчислений на накопительную часть, последствия чего малопонятны для граждан и поэтому, кроме прочего, будут рассмотрены в рамках данной статьи далее.
Бесплатно по России
Что такое заморозка накопительной части пенсии
Чтобы ответить вопрос, что значит заморозка накопительной пенсии, необходимо для начала приобрести базовые представления о том, каким образом происходит накопление пенсии на счетах в ПФР, которые оформлены на каждого гражданина.
Итак, в соответствии с законодательством за каждого гражданина, осуществляющего трудовую деятельность, его работодатель вносит определенную денежную сумму, так называемые страховые взносы. Их размер индивидуален для каждого работника, поскольку непосредственно зависит от размера официальной заработной платы, составляя 22% от нее.
Если работник решил, что кроме страховой он также желает формировать накопительную часть пенсии, то данные взносы распределяются таким образом: 16% на страховую и 6% на накопительную.
Под заморозкой накопительной части следует понимать то, что временно все взносы направляются непосредственно в государственный пенсионный фонд. Иными словами, деньги идут на формирование только страховой пенсии.
Что говорит закон
Вопросы, которые непосредственно связаны с формированием пенсионных накоплений и, соответственно, с заморозкой накопительной части, подлежат строгому нормативно-правовому регулированию.
Так, данный мораторий был введен Федеральным законом от 4 декабря 2013 года № 351-ФЗ. Тогда предполагалось, что данная мера будет иметь временный, преходящий характер, в связи с чем запрет был распространен лишь на один год. Однако в последующем отдельными федеральными законами мораторий на отчисление средств на накопительную часть пенсии неоднократно продлевался ежегодно.
В конце же 2018 года в силу вступил Федеральный закон от 11.12.2018 года № 462-ФЗ, согласно положениям которого рассматриваемый запрет продлен до 2021 года, причем включительно.
Какие цели преследует правительство
Мораторий является решением, которое не может быть воспринято положительно. В проигрыше от этого оказываются как простые граждане, которые приняли решение о формировании накопительной части пенсии, так и негосударственные пенсионные фонды. Многие из них, по сути, оказались в результате данного запрета на грани банкротства.
Изначально, когда запрет ввели в первый раз, Правительство РФ заявляло, что причиной тому послужила необходимость проверки деятельности отдельных негосударственных пенсионных фондов по причине несоблюдения последними ряда положений федерального законодательства.
Однако многие аналитики посчитали, что истинная причина принятия столь непопулярного и болезненного решения – дефицит средств ПФР. Известно, что на протяжении многих лет государственный пенсионный фонд не имел достаточного количества собственных средств для исполнения социальных обязательств перед пенсионерами. В этой связи денежные средства на эти цели изыскивались в сторонних источниках. При этом по демографическим причинам этот дефицит имел тенденцию к постепенному нарастанию.
В 2014 году экономика России вступила в период системного кризиса, вызванного как внутренними, так внешними, политическими причинами, последствия которого ощущаются и по сей день.
В этой связи, во избежание коллапса пенсионной системы, Правительство и приняло решение о временном прекращении формирования данного вида пенсии.
Кроме этого, для обеспечения стабильности ПФР, государством в те же периоды был предпринят следующий ряд непопулярных мер:
Когда впервые заморозили средства
Впервые решение о заморозке накопительной части пенсии было принято в 2014 году. Тогда же оно рассматривалось как временное, сроком лишь на один год. Однако, по причине стремительного ухудшения состояния российской экономики, запрет был продлен.
Продление моратория до 2020 года
К 2016 году неблагоприятные явления в экономике России начали постепенно спадать, при этом Правительству, при помощи различных мер, удалось преодолеть угрожающие стабильности пенсионной системы процессы.
Однако вполне ожидаемой «разморозки» накопительной пенсии так и не произошло. Решениями властей мораторий был продлен до 2020 года. А в 2018 году стало известно, что пенсии заморозят до конца 2021 года.
Как повлияет заморозка на размер будущих пенсий
Несомненно, тот факт, что на формирование пенсии накопительного типа в стране наложен мораторий, крайне негативно отражается на пенсионных ожиданиях граждан. В этой связи многие будущие пенсионеры понесли определенные убытки, связанные с тем, что инвестиционный доход от распоряжения их средствами был попросту утерян.
Причиной тому, кроме прочего, является еще и то, что многие НПФ, основной деятельностью которых является аккумулирование средств, полученных от страховых взносов, и инвестирование их в выгодные проекты, попросту объявили себя банкротами.
Эксперты отмечают, что данный мораторий имеет еще большие и отдаленные последствия. Так, определено, что НПФ практически полностью прекратили инвестиционную деятельность, что внесло свою лепту в замедление темпов экономического роста в стране в целом.
Многих граждан, которые имеют договора с негосударственными пенсионными фондами, беспокоит вопрос относительно того, какое будущее ждет текущую пенсионную модель накопительного типа. Ответить на него пока сложно, однако Министерство финансов РФ уже разрабатывает изменения.
Так, по предложенным на рассмотрение Правительству проектам накопительная пенсия будет существовать и в дальнейшем, однако происходить это будет в рамках формирования так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Предполагается, что граждане, заинтересованные в формировании данного вида пенсионных накоплений, будут обязаны самостоятельно уплачивать средства в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд. Те же 22% от заработной платы, что вносит работодатель на цели ОПС, будут полностью идти на страховую часть или, попросту говоря, использоваться для исполнения текущих обязательств пенсионного фонда.
Мораторий, о котором идет речь в данной статье, был впервые введен в 2014 году на фоне значительного ухудшения состояния российской экономики и в целях недопущения коллапса пенсионной системы по причине растущего дефицита ПФР. Несмотря на то, что в 2016 году основные сложности удалось преодолеть, мораторий был продлен до 2020 года, позже и до 2021 года включительно. Оснований полгать, что Правительство и ПФР вернутся к докризисной модели формирования пенсионных накоплений, на данный момент не имеется.
Полезное видео
Что на самом деле скрыто за мораторием на накопительную часть пенсии? Смотрите в видео:
Что нужно знать о пенсионных накоплениях
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.
В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).
Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Важно! В 2014-2022 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии
Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:
Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
Важно!
Если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.
В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.
Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:
Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.
Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2021 года – 264 месяца. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 264 месяца.
Накопительную пенсию замораживают: ее заменят добровольные накопления
Госдума 22 октября приняла в первом чтении проект о «заморозке» накопительной пенсии до конца 2023 года. Законопроект о добровольной системе пенсионных накоплений может появиться в следующем году, сообщил заместитель министра финансов Антон Дроздов.
Правительство в 2014 году ввело мораторий на автоматическое пополнение накопительной пенсии из зарплат. Эта часть пенсий могла бы пополняться и за счет добровольных отчислений граждан. Но каждый год «заморозка» продлевается. В итоге 6% накопительной части пенсии из зарплаты россиян зачисляется в обязательную страховую часть, которая гарантирована и выплачивается государством. До «заморозки» из 22% зарплаты 6% шло на отдельный счет, который можно было пополнять для получения собственной пенсии.
При этом «замороженные» накопительные пенсии индексируются с учетом инфляции и иневстиционного дохода (с 1 августа выросли на 9,13%).
Федерация независимых профсоюзов России в начале октября 2020 года предложила правительству вообще убрать накопительную пенсию из системы государственного обязательного пенсионного страхования (ОПС). Но министр финансов Антон Силуанов выступил против.
Правительство готовит альтернативу: в 2021 году планируется представить законопроект о добровольной системе пенсионных накоплений. При этом останется гарантированная государством пенсия.
«Мы исходим из того, что необходимо в обществе достигнуть консенсуса по этому вопросу», – отметил Дроздов. «Это исключительно добровольный формат. Законопроект находится в настоящее время на межведомственном согласовании. И мы надеемся, что в следующем году мы его представим в правительство РФ и вашему вниманию», – сообщил Дроздов на заседании Госдумы (цитаты РИА Новости).
В октябре 2019 года Центробанк и Минфин предложили очередную пенсионную реформу. По предложенной ими новой системе добровольных накоплений создается гарантированный пенсионный план. После тщательной проработки этой инициативы она может заработать с 2021 года.