Что такое закон яровой
«Пакет Яровой». Кто сможет читать мою переписку и прослушивать разговоры? Рассказываем, в чём заключается суть самого критикуемого законопроекта последних лет и чем это грозит всем нам.
Действительно, подписан закон был ещё летом 2016 года, однако вплоть до конца июня 2018-го в него вносили уточнения.
Действительно, два года назад операторы утверждали, что реализация некоторых пунктов закона технически невозможна. Но к 2018 году в строительство новых хранилищ данных было инвестировано несколько десятков миллиардов рублей и, по словам представителей некоторых крупных компаний, новая инфраструктура может быть отстроена в течение трёх лет.
За использование несертифицированного оборудования операторам может грозить административная ответственность, но они надеются, что до окончания сертификации проверок и наказаний для операторов всё же не будет.
Под действие закона попадают не все интернет-компании, а только те, которые входят в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Ведёт его Роскомнадзор. И да, ВКонтакте там тоже есть.
Также в реестр входят принадлежащие Mail.ru Group ресурсы (почтовый сервис, соцсети «Мой мир» и «Одноклассники», мессенджер «Агент Mail.ru» и облачное хранилище данных «Облако Mail.ru»), сервисы «Яндекса» («Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск»), многие сервисы знакомств. Год назад в этот список был внесён и мессенджер Telegram. Однако Павел Дуров отказался предоставлять доступ к переписке пользователей и выполнять требования «пакета Яровой». Из-за этого в апреле 2018 года Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram на территории России после решения Таганского суда Москвы.
А вот не попали в этот реестр крупные иностранные интернет-компании: Facebook и принадлежащие ей мессенджер WhatsApp и Instagram. Нет там и Viber, Twitter, сервисов Microsoft (включая Skype) и сервисов Google, в том числе и почтового сервиса Gmail.
Некоторые эксперты высказывали мнение, что все эти нововведения станут губительными для интернет-отрасли. В первую очередь, из-за более чем внушительных сумм, которые потребуются для исполнения требований закона. Так, по подсчётам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят порядка 3,9 триллиона рублей, и это лишь стоимость оборудования. Примерно столько же можно прибавить к расходам интернет-компаний.
Были, но они связаны не с хранением данных. Изменения внёс ещё один документ, разработанный авторами «антитеррористического пакета». Причём они действуют уже с 2016 года.
Да. Буквально за полгода с начала действия поправок в УК было несколько довольно громких дел.
Так, например, по «миссионерской статье» самым громким делом стала история Дмитрия Угая. На фестивале в Санкт-Петербурге «Ведалайф» 22 октября 2016 года он прочитал лекцию о философии йоги, после чего был задержан. Поводом стало заявление петербуржца Наиля Насибуллина, который ещё до самой лекции сообщил полиции, что на фестивале «будет осуществляться миссионерская деятельность … с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр». Сам Дмитрий настаивал на том, что его лекция была всего лишь рассказом об истории культуры йоги, что подтверждали и свидетельские показания. В итоге мировой суд Санкт-Петербурга прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения.
Проблемы Пакета Яровой 374-ФЗ
При этом по 6 делам суд отказался наказывать Оператора штрафом и ограничился предупреждением. Ещё по 2м судам апелляционная инстанция, признав нарушение судом процессуальных норм Стала рассматривать дела как Первая инстанция
После вступления в силу закона Яровой на рынке сложилась плачевная ситуация. Малым провайдерам установка оборудования обходится в 50–70% годовой выручки. Многие уходят с рынка в чёрные или серые схемы, или вынуждены продаваться. На продаже оборудования для СОРМ «кормятся» одни и те же компании-поставщики, у которых есть возможность получить лицензию Минпромторга на отечественное оборудование. Это закрытый рынок, на который не всех пускают… Сейчас в Краснодарском крае рекомендуют только трёх производителей ( см. переписку с органами на отраслевом форуме).
Судя по всему, в России только пять независимых компаний прошли сертификационные испытания на соответствие требованиям СОРМ-2 (всего производителей 9, 4 из которых принадлежат к одной группе):
Один из законов «пакета Яровой» обязывает операторов связи хранить звонки за шесть месяцев и трафик абонентов за 30 дней, а информацию о фактах приёма, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков (метаданные) — три года.
Если сертифицированного оборудования нет, а власти настаивают на установке несертифицированного, то возникает вопрос: зачем его закупать? Может, возможно установить оборудование самостоятельно?
Представитель Минкомсвязи сказал, что им известно о проблеме в законодательстве, который будет устранён приказом в ближайшее время. Речь идёт не о корректирующем приказе, а о втором этапе пути до сертификации — принятия методики испытаний. Кстати, этот приказ вернули на доработку, так как производители не согласовали между собой методику испытаний (она утверждается приказом Минкомсвязи по согласованию с ФСБ). После ещё три этапа: монтаж стенда для СОРМ в дата-центре, где будут подключены тестовые операторы связи (должно хватить места и времени для всех производителей, желающих отсертифицироваться. Затем должны быть произведены сами испытания (это не быстрая процедура, ибо технические мероприятия СОРМ на оборудовании должны быть корректно видны с пульта управления СОРМ). Потом оформление сертификатов (три месяца). И также должны быть сертификаты ФСТЭК на контроль защищённости баз данных (чтобы СОРМ не взломали и не украли персональные данные).
Реалистичные сроки внедрения системы — середина 2020-го года.
Раньше предусматривалось 12 часов хранения, а потом нормы одномоментно повысили в 60 раз (Стало 30 суток). Что остается делать небольшим провайдерам, для которых закупка оборудования представляет неподъёмную задачу? Провайдер из Ейска нашел ответ.
Что такое закон яровой
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Принят Государственной Думой 17 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 31, ст. 4190; 2011, N 45, ст. 6333; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 48, ст. 6162; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4213; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4742, 4794; N 50, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8453, 8455; 2019, N 18, ст. 2214; N 23, ст. 2914; 2021, N 1, ст. 27, 72, 74; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 июня 2021 года, N 0001202106110081) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, могут являться только российские юридические лица.»;
2) пункт 2 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания:
«устанавливает требования к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных.»;
3) статью 44.2 изложить в следующей редакции:
б) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
«5.2. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.»;
в) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:
«5.3. Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.
В перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов включаются официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень могут включаться иные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Условия предоставления предусмотренных настоящим пунктом услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.»;
абзац второй признать утратившим силу;
абзац третий дополнить предложением следующего содержания: «Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«10. При оказании услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика оператор связи обязан проверить соблюдение требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, с использованием системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае:
если при использовании системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения (за исключением случая, если соединение инициировано с сети связи иностранного оператора связи и сопровождается нумерацией, соответствующей иностранной системе и плану нумерации);
если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации);
если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.»;
е) пункт 13 изложить в следующей редакции:
о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;
5) дополнить статьей 46.1 следующего содержания:
Статья 46.1. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования
1. В целях обеспечения соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, радиочастотная служба создает и обеспечивает функционирование и развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
2. Операторы связи в целях обеспечения соблюдения обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, направлять в систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и получать из указанной системы сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона и пунктом 2 настоящей статьи, в том числе с использованием сведений, полученных из системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
4. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, системами операторов связи, иными определенными Правительством Российской Федерации системами.
5. Требования к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, правила функционирования и взаимодействия указанной системы с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, определяются Правительством Российской Федерации.»;
6) дополнить статьей 56.1-1 следующего содержания:
Статья 56.1-1. Обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации
1. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны соблюдать требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи, к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи, к которым подключаются указанные линии.
2. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о выполнении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для включения сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключаются указанные линии связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.
3. Правительство Российской Федерации утверждает порядок ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, реестра линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, в том числе порядок направления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи уведомления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, порядок включения сведений о них в указанный реестр, а также перечень сведений, содержащий информацию, которая является общедоступной.
4. На основании уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит обследование линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по результатам обследования линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, принимает решение о включении сведений об указанных линиях связи и средствах связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, или об отказе во включении сведений о них в указанный реестр.
6. Основанием для отказа во внесении сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключены указанные линии связи, в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, является несоблюдение операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
7. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, не вправе подключать линии связи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи и средства связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, в случае отсутствия информации об указанных линиях связи и средствах связи в реестре линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.»;
7) подпункт 4 пункта 8 статьи 56.2 дополнить абзацами следующего содержания:
«о присоединении к своим сетям связи сетей связи операторов связи;
8) пункт 3 статьи 65.1 после слов «технические средства противодействия угрозам» дополнить словами «в соответствии с пунктом 5.1 статьи 46 настоящего Федерального закона».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт «е» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 октября 2021 года.
3. Пункты 1, 2, подпункты «а» и «в» пункта 4, пункты 7, 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 декабря 2021 года.
4. Абзац третий подпункта «г» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 мая 2022 года.
5. Подпункт «б», абзацы второй, третий и шестой подпункта «д» пункта 4, пункты 5 и 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.
6. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным абзацем шестым пункта 2 статьи 12, абзацами третьим и четвертым пункта 5.3, абзацем третьим пункта 9, пунктом 13 статьи 46, пунктами 2, 4 и 5 статьи 46.1, пунктами 1 и 3 статьи 56.1-1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 7 настоящей статьи, не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
7. Собственник или иной владелец линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязан обеспечить выполнение требования, предусмотренного пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона), и в срок до 1 марта 2022 года уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
2 июля 2021 года
№ 319-Ф3
Обзор документа
Условия предоставления услуг связи, в т. ч. необходимые технические показатели, будут определены правилами оказания услуг связи.
Прописываются дополнительные основания для прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика на сеть связи. Например, это будет возможным, если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в т. ч. для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.
Планируется создать систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
Будет сформирован реестр линий связи, пересекающих госграницу России. Регулируются вопросы его наполнения.
Уточняется, что собственниками или иными владельцами трансграничных линий связи могут быть только российские организации.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки. Закреплены переходные положения.
Закон Яровой – что это простыми словами? Суть и текст закона
Почему меры, преследующие крайне благородные цели, оказались настолько непопулярны? Чтобы это понять, нужно рассмотреть, что это – закон Яровой (простыми словами), а также ответить на ряд вопросов, которые детально будут рассмотрены ниже. А теперь немного об авторе проекта.
Об авторе проекта: Ирина Яровая
Федеральный закон Яровой назван в честь действующего депутата от партии «Единая Россия» Ирины Анатольевны Яровой. С 2008 года она является членом Генерального Совета. Начало политической карьеры Ирины Анатольевны сильно противоречит сегодняшнему ее положению в политике. Она начинала деятельность в партии «Яблоко», которая является оппозиционной к ее нынешней партийной принадлежности.
Какое-то время назад Ирина Анатольевна как член Совета депутатов в Камчатской области возглавляла фракцию «Яблоко» и активно выступала против политики «Единой России». Неоднократно баллотировалась в Государственную Думу, не прекращая свою политическую деятельность в «Яблоке» и находясь в оппозиции к руководству Камчатской области.
В 2003 году Ирине Анатольевне предлагали перейти в «Единую Россию», но она отказалась. В 2007 году она вышла из партии «Яблоко» и перешла в «Единую Россию», так как хотела переехать в Москву на постоянное место жительства. По результатам очередных выборов заняла второе место, но все же получила депутатский мандат из-за того, что от него отказался победитель.
В Думе стала известна созданием законопроектов, которые касались ограничений в проведении митингов, ужесточения миграционной политики и многих других сфер. Самым известным ее детищем на политическом поприще стал закон Яровой. Суть его рассмотрим далее.
Суть поправок Яровой к УК
Закон Яровой – что это? Простыми словами это два отдельных законопроекта, которые вносят несколько поправок в ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные акты, которые касаются того же вопроса, а также в некоторые статьи УК. Обе части пакета были приняты 6 июля 2017 года.
Первая часть – закон № 374-ФЗ. Согласно закону Яровой, операторы мобильной связи и провайдеры обязаны хранить массу данных о пользователях на своих серверах до востребования правоохранительными органами или другими уполномоченными службами. Хранится будет информация о посещении интернет-страниц, записи звонков и сообщений. Эта часть федерального закона Яровой вызвала наибольший общественный резонанс, ведь россияне посчитали его нарушением права на личную жизнь.
Вторая часть – закон № 375-ФЗ. Текст закона вносит несколько поправок в УК РФ. Увеличились сроки по статьям о содействии терроризму, участию в террористической и экстремистской деятельности, агитации к этим видам деятельности, а также по множеству других статей, касающихся противодействия данной незаконной деятельности. Федеральный закон позволяет привлекать подростков с 14 лет к уголовной ответственности за участие в террористических группировках. Одним из новшеств является «недоносительство», то есть несообщение о каким-либо преступлении. Со вступления в силу закона Яровой это является уголовно наказуемым преступлением.
Новым определением стал термин «акт международного терроризма». Кратко говоря, это совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, если при этом подвергались опасности граждане РФ, их жизнь и неприкосновенность. Кроме основных моментов, закон вносит в правовое поле РФ огромное количество поправок и дополнений по поводу террористической деятельности.
Тексты законов (документ № 374-ФЗ состоит из девятнадцати статей, № 375-ФЗ – из четырех) просты для восприятия. С ними можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ. Они написаны доступным языком, что исключает какую-либо другую трактовку, чем была задумана автором.
Чем грозит закон гражданам РФ
Суть законов Яровой изложена выше. Двадцатого июля прошлого года проект вступил в силу. Что это значит для граждан РФ? Религиозные верования и организации не запрещены, но распространение информации о них людям, которые ясно не выразили свое желание что-то узнать, и без специального разрешения теперь наказуемо. Штраф составит 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. для организаций.
Хранение операторами данных (все звонки и переписки россиян) до полугода и истории контактов до трех лет грозит подорожанием связи. Для хранения данных одного человека оператору придется купить десять внешних дисков по четыре терабайта, а это примерно 1700 долларов.
Условия для операторов связи
Что это – закон Яровой? Простыми словами, это нарушение прав абонентов на личную жизнь, но сторонники внедрения пакета говорят иначе. Есть мнение, что это необходимая часть закона, которая позволит эффективнее противодействовать терроризму. Первый законодательный акт пакета внес поправки в работу операторов и провайдеров, а также телекоммуникационных компаний. Эти организации теперь обязаны создавать базы данных и хранить разговоры и сообщения пользователей. Данные будут храниться в дата-центрах и передаваться правоохранительным структурам по требованию последних.
Кроме вмешательства в личную жизнь, этот закон предполагает подорожание сотовой связи, о чем не сообщили своим абонентам сотовые операторы. Хранение таких объемов данных – очень дорогостоящая процедура, требующая значительных затрат, которые сопоставимы с бюджетами целых стран. Огромных средств требует постройка дата-центра и обеспечение бесперебойной работы сети. В настоящее время идут разговоры о смягчении этого пункта, но пока не известно, будет ли отмена закона или власти сделают из него что-то принципиально новое.
Условия работы для логистических компаний
Есть поправки и к ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Экспедиторы теперь обязаны проводить полную и дотошную проверку документов, а также информации о грузе, нюансах перевозки. Закон Яровой для транспортных компаний сулит огромные расходы для логистических и транспортных компаний. Деньги нужны на покупку специального оборудования для досмотра и другой аппаратуры. Конечно, возрастет и стоимость доставки грузов. По расчетам некоторых аналитиков, в перспективе это может обрушить рынок интернет-коммерции в России на 40 %.
Противодействие терроризму
Теперь под запретом оказались незарегистрированные средства шифрования, за нарушение положен штраф от трех до пяти тысяч рублей. Кроме того, у нарушителя конфискуют само средство кодирования. Проект законов Яровой предполагает избежание конфликтов на почве религиозной принадлежности. По этой причине представителям религиозных организаций и обществ запретили ходить по квартирам и домам и приобщать людей к своей вере. Про закон Яровой о миссионерской деятельности стоит поговорить отдельно.
Миссионерская деятельность
Миссионерскую деятельность (распространение) вести отныне запрещено всем, кто не имеет официального разрешения. Но и для официально зарегистрированных религиозных групп есть несколько серьезных ограничений. У представителей организации должны быть все бумаги, которые подтверждают их принадлежность к зарегистрированной организации, специальной маркировкой должны быть помечены все издания и материалы для распространения (флаеры, листовки, буклеты). За нарушение поправки предусмотрена ответственность в виде денежного штрафа.
Когда вступает в силу
Актуальные новости
На данный момент в правительстве активно обсуждается процесс внедрения всех пунктов законопроекта. Камнем преткновения является хранение данных пользователей. Только по предварительным оценкам стоимость реализации закона Яровой для телекоммуникационных компаний и операторов связи составит около 5 трлн рублей.
В январе 2018 года в Министерстве связи и коммуникаций заявили, что снизить стоимость можно до 100 млрд рублей, но при условии доработки проекта. Из перечня данных для хранения хотят убрать историю онлайн-видео и торрент-загрузок. В связи с уменьшением количества данных отпадет необходимость большого хранилища.
Сотовые операторы выступают за еще большие изменения. Представители компаний говорят, что стоит хранить только голосовые вызовы и сообщения, иначе реализация закона приведет к значительному удорожанию стоимости связи. Этот пункт еще не полностью готов к реализации. Сейчас вокруг закона Яровой о хранении данных идут горячие обсуждения и жаркие споры. Чтобы воплотить его в жизнь, скорее всего, придется все же немного ослабить отдельные пункты.
Как работает закон на практике
Статья о миссионерстве проявила себя несколько раз за предыдущий год. Самое известное событие – задержание Д. Угая (на фото). В отношении него начали административное разбирательство по поводу прочтения лекции о йоге. Молодому человеку ставили в вину не саму лекцию, а пропаганду индуизма. Но суд решил прекратить разбирательство.
Это самые обсуждаемые в СМИ и обществе случаи реализации закона Яровой. Что это? Простыми словами это значит, что поправки работают и дают определенные плоды. Правда, пока есть несколько недочетов. Вопрос о положительном или отрицательном эффекте реализации проекта полностью субъективный.
Информационная безопасность
Так является ли закон Яровой (текст закона простыми словами представлен выше) покушением на информационную безопасность личности или все-таки нет? Этот вопрос и сегодня вызывает горячие споры между сторонниками и противниками введения поправок. Конечно, телефонные разговоры отдельного гражданина должны быть личными, не должны прослушиваться никем, кроме собеседника на противоположном конце провода. Но данные переговоров не будут прослушиваться. Они просто будут храниться на серверах телекоммуникационной компании и потребуются структурам только в том случае, если гражданина заподозрят в соучастии или причастности к террористической деятельности.
Правы и сторонники, и противники пакета Яровой. В чем-то закон вносит значительный вклад в борьбу с терроризмом, а в чем-то только вредит экономике. Но не стоит забывать, что некоторые важнейшие пункты проекта еще обсуждаются.
Аналоги пакета Яровой
В Европейском союзе в 2006 по 2014 год действовала директива Европейской комиссии, предполагающая хранение данных как минимум в течение шести месяцев. В 2014 году директива была отменена, а вопрос в дальнейшем регулировался национальными правительствами.
В Великобритании в 2014 году был одобрен закон, обязывающий операторов хранить данные пользователей. Правда, вскоре акт был оспорен в суде Европейского союза. Эксперты тогда подсчитали, что стоимость внедрения такого проекта составит около 180 млн фунтов стерлингов (это примерно 15 трлн рублей). Однако крупнейшая телекоммуникационная компания Соединенного Королевства (32 % рынка сотовых операторов) полагает, что в эту сумму обойдутся нововведения только для нее одной.
В Германии операторы должны хранить данные шесть месяцев, а в 2016 году правительство ввело положения, снизившие этот срок до десяти недель. Кроме того, был значительно сокращен перечень случаев, в которых силовые структуры могут требовать эту информацию.
В Австралии операторы хранят данные абонентов за последние два года. При населении в 23 млн человек это обошлось в 400 млн австралийских долларов (18 трлн российских рублей), а операционные расходы составили по четыре доллара на одного абонента в год. Правительство компенсировало расходы на внедрение новшеств и создание необходимой инфраструктуры, но операционные расходы взимают с абонентов.
Скандально известный сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден в 2013 году передал журналистам информацию о том, что Национальное агентство безопасности Соединенных Штатов разработало информационную систему, позволяющую собрать любую информацию об абонентах по сетям электросвязи. Эксперты утверждают, что ежедневно АНБ записывало более 1,7 млрд разговоров и сообщений, а также делало около пяти миллиардов записей о местонахождении владельцев телефонов по всему миру, а не только в самой Америке. Гражданам об этом, конечно, правительство не сообщало.