Что такое игра догонялки
Правила игры «Салки»
Салки – одна из самых популярных подвижных игр. Включиться в нее очень просто, и чем больше участников, тем интереснее становится процесс. Быстрота, точный расчет, ловкость и доля везения обеспечивают всем друзьям хорошее настроение!
Водящий должен догнать и коснуться ладонью убегающего ребенка. Выигрывает тот, кого не смогли осалить.
До начала игры с помощью считалки или жребия выбирают водящего или воду. Затем детвора договаривается о границах территории, за которую нельзя выходить.
По команде все разбегаются в разные стороны. Водящий старается догнать игроков и дотронуться рукой до любого из них. Если ему это удается, осаленный принимает ведущую роль и громко объявляет об этом остальным.
В более простом варианте новый ловец присоединяется к старому, и они начинают работать сообща. Чтобы водящим было труднее, они должны держаться за руки.
Для усложнения салочек в игру вводят дополнительное правило: если ведущий коснулся головы, рук или ног убегающего, это не считается. Развлечение длится до тех пор, пока все дети не устанут бегать.
Существует несколько видов этой подвижной игры.
Я в домике
До начала догонялок собравшиеся договариваются, какие места на площадке буду считаться «домиками». Это могут быть песочница, скамейка, очерченный квадрат на асфальте или контур, нарисованный палочкой на земле. Маленьким детям достаточно присесть на четвереньки, сложить руки над головой и громко крикнуть: «Я в домике!».
Участника, забежавшего «под крышу», салить запрещено. Но долго находиться на защищенной территории нельзя. Кроме того, укрытие существует только для одного игрока, и в него нельзя забегать вдвоем или втроем.
Выше ноги от земли
Игра начинается как обычно. Отбежав от водящего, участники приседают на землю, скамейку, бревно или качели и поднимают ноги от земли. Того, кто успеет это сделать, салить нельзя. Если все игроки окажутся с поднятыми ногами, ведущий имеет право поймать любого из них. Долго держать ноги на весу не разрешается.
Один из вариантов этой игры – Салки с приседанием. Ловец не может коснуться игрока, который успел присесть на корточки. В другой версии бегун, который успел прыгнуть в ямку, вскочить на лежащий камень или пень, на время считается неприкосновенным. Третий вариант – «Помощь». Нельзя поймать участника, которого успел взять за руку товарищ.
Тройные Салки
Осаленным считают игрока, до которого водящий дотронулся 3 раза подряд и при этом прокричал: «Раз! Два! Три!».
Круговые Салки
На земле чертят большой круг, и игроки встают вдоль него. По сигналу все бегут в одном направлении и стараются осалить впереди бегущего. Тот, кого коснулись, выходит из цепочки. По сигналу направление движения меняют на противоположное.
Перекрестные Салки
В игру вводится дополнительное правило. Если водящий гонится за убегающим, а дорогу пересекает другой игрок, ловец должен изменить направление и устремиться за ним. Благодаря этому динамика процесса возрастает, а участники могут помогать друг другу.
Подвижная игра развивает скорость, ловкость и быстроту реакции. Бег с догонялками проходит очень весело, поэтому нравится как малышам, так и детям школьного возраста.
Догонялки
Огромное количество детских подвижных игр заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку. Это и «колдунчики» и «салочки» и «горелки» и «крысы» и т.д и т.п. Эти игры существуют уже множество лет и в них (с различными вариациями) играют дети всего мира. Отметим характерные черты, присущие многим догонялкам. В игру может входить понятие «домик» – обозначенное особое место, где убегающий может укрыться от преследования. Часто после поимки игрок не выключается из игрового процесса, а остается в нем в иной роли. Например, он может ожидать, что ему помогут («расколдуют») его товарищи, либо он присоединяется к водящему игроку в качестве помощника или даже становится еще одним водящим. В тех же случаях, когда подобное не предусмотрено правилами, обычно происходит смена игровых ролей. То есть пойманный игрок становится водящим, а прежний водящий присоединяется к убегающим игрокам. Вот несколько разновидностей догонялок:
Мы весёлые ребята, Любим бегать и играть. Но попробуй нас догнать!
После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом». Водящий пытается догнать их, и коснуться их рукой. Запятнаные отходят в сторону. После этого игру повторяют. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят и запятнаные. Правила:
1.Перебегать можно только после слов «поймать». 2.Нельзя забегать обратно в дом. 3. Ловить пробегающих можно только до противоположного «дома».
Инвентарь: разделительные линии. Место проведения: большая открытая площадка с земляным или травяным покрытием. Минимальное количество игроков: 5-7. Вид: с водящим. Развивает: силу, быстроту, ловкость. Английская игра. Достаточно жесткая игра, отдаленно механикой игрового процесса напоминающая регби. Цель игроков добежать от одного края площадки до другого. Цель водящего осалить бегущего, раньше, чем тот достигнет противоположного края. Главное отличие от остальных подобных игр в том, что осаливание игрока производится не касанием руки, а повисанием на нем и попыткой свалить с ног. Также как в регби атакуют игрока, владеющего мячом.
Инвентарь: разметка. Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 8-10. Вид: с водящим. Развивает: быстроту. Английская народная игра. Широкую площадку делят на три полосы, средняя из которых ад. В аду, взявшись за руки, стоят двое водящих. Они черти. Остальные игроки (также парами) располагаются на двух крайних полях и через ад стараются перебежать из одного поля в другое. Черти стараются их поймать, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает.
Инвентарь: нет. Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 5-7. Вид: с водящим. Развивает: быстроту, реакцию, наблюдательность, артистизм. Водящий по-обезьяньи подражает тому, кого он в данный момент преследует. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, или присядет на корточки, или пустится в пляс, водящий обязан точно повторить его движения. В остальном правили аналогичны традиционным салкам.
Инвентарь: санки, одни на пару. Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: с водящим. Игра народов Карелии. Развивает: быстроту, силу. В игре принимают участие несколько пар. Один из каждой пары сидит на санках, другой его везет. Одна пара выбирается водящей. Водящие стремятся догнать любую другую пару и осалить одного из них. Это может сделать только игрок, сидящий на санках. Осаленная пара становиться водящей и игра продолжается.
Инвентарь: нет. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6. Вид: с водящим. Развивает: быстроту, взаимовыручку. Армянская народная игра. На земле очерчивается достаточно большая площадка, а сами участники делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца. Ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен сразу же замереть на месте, в том положении, в котором его осалили, становясь «статуей». Осаленного, может попытаться «освободить» касанием любой игрок. Убегающим запрещено покидать пределы поля. Игра ведется до тех пор, пока все убегающие не будут осалены. После чего выбирают других ловцов, и продолжают игру.
Инвентарь: нет. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 10. Афганская народная игра. Вид: с водящим. Развивает: ловкость, быстроту, взаимовыручку. Все игроки, кроме двух, встают взявшись за руки в круг. Один из оставшихся лев, другой – коза, причем лев находится вне круга, а коза в самом круге. Задача льва поймать козу, при этом играющие пытаются всячески помешать льву проникнуть в круг, давая в свою очередь козе свободный проход. Когда льву удается поймать козу, то они меняются местами, либо на их роли выбирается другая пара играющих. В России аналогичная игра называется «Кот и мыши».
Инвентарь: 12 недлинных палочек (размером с авторучку), и дощечка-качели, для их подбрасывания Место проведения: открытая площадка, двор Минимальное количество игроков: 4 Вид: с водящим Развивает: быстроту, ловкость Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Инвентарь: платки, в количестве по числу играющих, разделительная черта. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 10-12. Вид: командная. Развивает: быстроту. Азербайджанская народная игра. Играющие делятся на две равные команды, и выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии, а между ними проводится черта. У каждого игрока сзади за пояс заткнут небольшой платок. По жребию одна из команд становится водящей. Водящая команда стоит на месте. По сигналу игроки второй команды переходят за черту и двигаются вперёд до крика «Огонь!». После этого они бегут обратно, а водящие стремятся их догнать, и вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Захватившая большее число платков команда считается победившей.
Инвентарь: стулья или круги, начерченные на земле. Количество – на одного меньше числа играющих. Место проведения: просторная комната, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 7-8. Вид: с водящим. Развивает: реакцию, ловкость, скорость. Аргентинская игра. Выбирают одного водящего. Он – паровоз. Остальные – вагоны. Каждый игрок-вагон строит себе депо: очерчивает небольшой круг. У паровоза своего депо нет. Он идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Когда все вагоны собраны, паровоз дает сигнал (например, свистит в свисток) и все бегут в круги-депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. В «домашнем» варианте в качестве депо можно использовать стулья. Кому стульев не хватило, тот и водит.
Необычные варианты игры в догонялки
Догонялки с заморозкой
Когда игрока осаливают, он останавливается и «замерзает». Нужно оставаться на месте, пока другой «незаморожнный» игрок не дотронется и не «разморозит» прикосновением. Если ведущий заморозит всех, то начинается новый раунд.
Догонялки с туннелем
Осаленный игрок должен замереть на месте широко расставив ноги. Для того чтобы его «разморозить» нужно проползти у него между ног, как по туннелю.
В начале игры водят двое, держась за руки. Когда они осаливают третьего, то он тоже берет одного из них за руку. А когда осаливают четвертого, ведущий «пузырь» распадается на пару игроков.Так продолжается, пока не будут осалены все игроки.
Догонялки с пластырем.
Когда игрока осаливают, он должен приложить руку к тому месту, до которого дотронулся ведущий. Как бы залепив рану пластырем, и так бегать дальше. Когда игрока осаливают второй раз, то он «залепляет рану» второй рукой. После третьего осаливания игрок становится ведущим.
Правила такие же как в догонялках с заморозкой. Но человек может избежать заморозки, превратившись в черепаху: лечь на спину и задрать ноги и руки. Превращение действует только 10 секунд.
Подвижная игра «Салки» – разнообразие форм и правила игры
Салочки (также может называться салки, пятнашки, догонялки) — распространенная русская подвижная игра, широко использующаяся как среди детей дошкольного возраста и начальных классов, так и старшей возрастной группы. Игра возможна в вариациях, однако имеет основной алгоритм – играющие стараются осалить остальных игроков касанием руки, передавая осаленному человеку право быть водящим.
Игра в салки пользуется популярностью, большая заинтересованность заключается в том, что она имеет простые правила и исключает сложные моменты организации. Значимым преимуществом салочек является возможность объединить в массовой игре большое количество участников, вне зависимости от возраста и спортивной подготовки.
Правила игры
Игра начинается с того, что выбирается водящий (методом считалки, по вытянутому жребию, по договоренности). Принцип того, как играть в пятнашки, прост: водящий – салка, стремится догнать других участников и осалить.
Салить – значит прикоснуться к другому игроку рукой или предметом, участвующим в игре (платком, мячом, ленточкой и другими подобными). Главное условие – касание должно быть легким, нельзя хватать игрока и тащить за собой.
«Осаленный» игрок становится новой салкой, а бывший «Вода» вновь становится членом команды.
Игра уникальна: при соблюдении условий, может никогда не закончиться. Играющие ребята могут бесконечное количество раз обмениваться ролями и продолжать играть.
Игроки, которые убегают от водящего, могут передвигаться только по оговоренной заранее территории, выбежавший же за установленные границы игрок автоматически получает штраф, становясь новым водящим.
При смене воды, новый «салка» должен громким голосом объявить, что ситуация изменилась.
В облегченной версии игры для убегающих участников допускается создать «домик» для отдыха (начертить мелом, обозначить предметами, сложить руки над головой и другими способами), куда можно входить перевести дух или спастись от подбегающего салки.
Однако долго в убежище находиться запрещено, а тот, кто пренебрегает правилом, также получает штрафную санкцию и сменяет ведущего.
Кто придумал игру пятнашки – история возникновения
Детская игра пятнашки зародилась в СССР еще в старину, правила игры имеют схожесть с взаимодействием народа и диких животных – наподобие самых простых действий с бегом и ловлей друг друга (по типу догонялок, ловишек, салочек), где главное – выигрывать схватку.
Просуществовав много тысяч лет на Руси, старинные игры-догонялки не утратили популярность, а только укрепили свои позиции, ведь передаваясь от поколения к поколению, они перенимали в себя самые интересные народные традиции, сохраняя народность.
Кроме того, эти игры являлись и отражением человеческих взаимоотношений – проигрывая действия, мальчики и девочки учились взаимодействовать в группе, считывать эмоции друг друга, соревновались кто быстрее, она позволяла придумывать и создавать свое собственное описание игры и развивать спортивные качества.
Отдельное преимущество – возможность играть в салки большим составом, в результате чего формируется навык выстраивания личных интересов в соответствии с интересами коллектива.
Разнообразие форм игры
Салочки имеют несколько форм игры:
Среди участников определяется «Водящий», остальные члены команды назначаются «Убегающими» и начинают движение по обозначенной территории. Цель «Воды» – догнать и коснуться кого-то из играющих участников, после чего осаленный игрок автоматически назначается салкой. Ребенок, которого осалили, поднимает руку и говорит «Я – салка!», начиная гоняться за остальными участниками игры.
Такая игра бесконечна, поэтому можно изначально договориться об ограничении времени, по истечении которого подсчитывают, кто сколько раз был водящим. У кого число меньше – тот и победил.
В усложненной версии, осаленный игрок присоединяется к уже действующему водящему, и они вместе ловят остальных. Каждый последующий пойманный увеличивает количество водящих. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники игры.
Также, по договоренности допустимы некоторые нюансы игры, такие как:
Правила игры остаются теми же, только водящему необходимо трижды прикоснуться к игроку, громко сказав«Раз, два, три!».
«Игра салка с пересаливанием»
Один из самых известных вариантов, где вновь обретенный водящий имеет право пересалить обратно. Однако есть вероятность, что процесс может замереть на противостоянии двух человек, когда оставшиеся участники бездействуют.
На ровной поверхности рисуется круг, вокруг которого встают играющие. В обозначенный момент, играющие должны развернуться и постараться поймать убегающего участника. Человек, которого осалили, выбывает из игры. Победителем становится тот, кого не догнали.
Игрок, за которым бежит ведущий, избавляется от преследователя, при условии, что между ними окажется какой-то участник. Тогда водящий должен будет сменить цель, стараясь изловить игрока, пересекшего его путь.
Водящий осаливает игрока, хватает осаленного за руку, и они вдвоем начинают догонять других участников игры. Следующий пойманный игрок – прилипалка присоединяется к водам.
Образуется длинная цепь, которая ловит игроков, используя маневр окружения. Образованную цепочку запрещается прерывать. Если цепь рассоединяется, то водит один из тех игроков, что расцепились (выбирается по жребию или считалке).
Суть салок в том, что когда игроки взялись за руки – их невозможно осалить. Когда водящий подбегает к цели, игрок должен закричать «На помощь!», а кто-то из находящихся недалеко подбежать и взять его за руку.
Самая интересная версия игры, когда салке необходимо подражать действиям убегающего игрока. Когда «Вода» приближается к игроку, тот намеренно начинает выполнять нелепые движения – бежать гуськом, прыгать на одной ноге, бежать по улице и кривляться, а водящий повторяет за целью движения, не прерывая бег.
Если водящий игрок не повторил движений, то смена не засчитывается, а спасенному игроку дается несколько секунд на убегание.
«Салочки – противостояние мирных и вампиров»
Участники состоят из 2 команд. Из которых одни – «Люди», а другие – «Вампиры». Представители человеческой команды имеют отличительный символ пламенно красного цвета (лента, значок, браслет и т.д.). Монстры должны осалить как можно больше «Мирных», игра завершается тогда, когда пойман последний противник. Огромное преимущество игры в том, что здесь нет ни выигравших, ни проигравших – всегда торжествует дружба.
Для игры необходим атрибут (мячик, черная лента или любой элемент, который возможно безопасно бросить, а зимой это может быть снежок), который ведущий кидает в игроков, чтобы осалить.
Если нападающий промахнулся, он сам идет убирать брошенный атрибут. Тот, в кого попали – определяется новым водящим.
«Колдунчики» (Чай – чай – выручай или Заморозка)
Участники делятся на 2 команды, большая часть – «Убегающие», один или несколько человек – «Колдуны». Цель «Колдунов» – как можно больше запятнать участников из противоположной команды. Игрок, которого «заколдовали», должен остановиться и замереть.
Расколдовать его может участник выручалочка, находящийся в свободном беге. «Колдуны» выигрывают, если заколдовали всех, «Убегающие» одерживают победу, если за определенное время не позволили противникам заколдовать всех.
Отличительной версией салок – в них возможно поиграть зимой на лыжах, использовать для игры лед на катке, играть в ловишку летом на роликовых коньках
До начала игры определите местонахождение «домиков», куда смогут прятаться участники игры. Это могут быть очерченные круги на асфальте, поставленные обручи, скакалки, возвышенные поверхности, сложенные руки над головой.
Водящий догоняет игроков, которые спасаются в обозначенном месте. Однако долго оставаться в «домике» запрещено, как и длительное время находиться с домиком водящему.
Усложненной версией считается вариант, когда домов – на один меньше, чем участников, а по условиям, быть в одном домике 2-м участникам – запрещено. Это позволяет участникам в гонке проявить свою быстроту и дух соперничества.
«Салки – ноги на весу»
Участники, чтобы не попасться водящим, должны убрать ноги от поверхности земли – взобраться на возвышенное место (бордюр, скамейку, игровую площадку).
Облегченная версия «Ноги на весу». Нельзя осалить участника, если он сел на корточки.
«Салка – руки за спиной»
В случае нахождения в помещении или в полностью ограниченном пространстве, отлично подойдет версия игры «Руки за спиной». Водящему завязывают руки сзади (или он оставляет их скрепленными в замок), его цель – коснуться кого-то руками, находящимися за спиной. Этот вариант представляет сложность для ведущего и потребует ловкости и смекалки, чтобы осалить хоть кого-то.
Два участника сидят по разные стороны стола. Один участник кладет руки на стол, ладонями вниз, пока другой оставляет их на коленях. Задача того, у кого руки не видны – быстро накрыть руки противника своими, задача первого – успеть их убрать. В данном случае возможен вариант коллективной настольной игры, при условии доступа ко всем участникам.
«Салки — стойка на одной ноге»
Игроки, вместе с ведущим, двигаются по установленной территории, прыгая на одной ноге. Запрещено менять ногу, пока не изменится водящий. В перерывах между сменой салки все отдыхают, затем все начинается заново. В случае, когда водящий встал на две ноги, ему назначается штраф – поймать двоих игроков.
«Салка с двумя водящими»
Определяются двое водящих. Если один салка осалит убегающего, то только он меняется с последним ролями, а второй водящий ведет, пока сам не коснется другого участника игры.
Данный вид догоняшки может использоваться в школах на переменах – «домиком» является стена, к которой нужно прикоснуться любой частью тела.
Главный салка держит в руках мяч, которым старается попасть в бегающих участников игры. Основное условие – мячик нужно кинуть.
Данная салка отлично развивает взаимопомощь и умение играть в коллективе, ведь участники могут спастись только взяв за руку другого участника, образуя пару. При наличии цепочки от трех человек и более, салка имеет право осалить любого из них. После того, как участники спаслись от водящего, руки следует убрать и разбегаться в разные стороны.
«Игра пятнашки с подменой водящего»
Участники пятнашки выстраиваются в шеренгу. Затем, через одного игрока, разворачиваются в обратную сторону, в результате чего получается, что дети по очереди смотрят в разные стороны. После выстраивания, игроки присаживаются на корточки. Стоящий первый игрок стартует в первую очередь – выбирает направление и бежит вдоль ряда, однако, может изменить направление, убегая от водящего.
Водящим назначается крайний игрок с другой стороны шеренги, он также может выбрать любое направление, но уже не сможет его изменить. При попытке догнать цель, салка может поменять себя на другого участника, дотронувшись до спины игрока, сидящего на корточках и сказав «Беги!». Тогда происходит замена участника, и тот сам уже выбирает направление бега, стараясь догнать убегающего игрока.
Особенности организации игры в салки
Не используют при игре острые, тяжелые и опасные предметы. Организуя игру, необходимо подготовить пространство и убрать такие хрупкие предметы, как вазы.
Также, стоит правильно подбирать одежду.
Салки – сколько раз встречаются, и в каких областях
Игра помогает улучшать развитие мозга – дети выучат цифры и числа, научаться при командах выговаривать сложные буквы, разовьют стратегическое мышление, как при игре в морской бой.
На уроках, стоит совмещать разбор учебных тем с разрисовыванием картинок с игрой в салки карандашами, проведением малоподвижных игр в качестве физкультминуток, включать музыку для создания настроения, давать задания на логику.
Кроме того, навыки быстроты пригодятся парням в таких профессиях, как служащие в полиции, прыгуны, охрана; машинистам на поезде и шоферам на машине будет полезна реакция. А спортсменам, работающим с гирями полезна выносливость.
Игра слов
Интересный факт – игра «салки» имеет созвучные по произношению или написанию слова, такие как:
Как невод забрасывают для ловли рыбы, так и цепные салочки отлавливают игроков.
Как ирис разбросан по поляне, так и играющие заполняют собой пространство.
Как догон (стратегия ставок) зависит от предыдущего результата, так и счет салок начинает оглашаться после окончания 1 раунда.
Как река Уста протекает в Норвегии, так и шеренга игроков расположена в одном направлении.
Как огонек горит ярким светом, так отсвечивают элементы команды колдунов.
Салки и компьютерные технологии
Игра Салочки прослеживается в любимых детских мультиках:
В фильмах британского актера Грегга Салкина также установлены эпизоды с игрой, как и в детской сказке Максима Горького «Яшка».
Как салки имеют много разновидностей, так и солкалибур. Трехмерный файтинг для аркадного аппарата владеет несколькими видами мульти-платформенных игр, в том числе и Скайриме (царская провинция Тамриэля).
В салках важно стратегическое мышление, чтобы суметь поймать противника, подобные же навыки необходимы при прохождении компьютерной игры в жанре квеста Машинариум.
Подводя итоги
Из года в год, игра «Салки» – остается хорошим решением для организации досуга детей любого возраста. Любимые жмурки для старшего возраста, веселые догонялки для среднего возраста, мишка во бору для малышей – удачные варианты для проведения легкого досуга.