Что такое захват ликвидности
Словарь
Традиционно разделяют три вида ликвидности: высокую (товар можно продать за срок до одного дня), среднюю (продажа может занять до нескольких недель) и низкую (от нескольких недель). Чем быстрее и проще владельцу актива обменять его на деньги, тем выше ликвидность этого актива.
Ликвидностью обладают в том числе и сами деньги, которые можно в любой момент времени обменять на любой товар (абсолютная ликвидность). Тем не менее, есть как высоколиквидные так и низколиквидные валюты. Например, американский доллар не составит труда обменять на другую валюту, поэтому у него высокая ликвидность, а вот найти покупателя на кенийский шиллинг во много раз сложнее — поэтому и ликвидность этой валюты низкая (если не учитывать ликвидность кенийского шиллинга на рынке Кении и соседних с ней стран).
Слово «ликвидность» происходит от латинского liquidus, что в переводе на русский язык означает «жидкий» или «текучий».
Принято выделять четыре группы ликвидности активов:
Для характеристики понятия ликвидность инвестиционная компания «БКС» приводит такой пример: «Специализированное производственное оборудование можно считать низколиквидным. На него не так много покупателей, и для его продажи необходимо либо достаточно много времени на поиск покупателя, либо предложить хорошую скидку для быстрой продажи. А вот акции Сбербанка являются более ликвидным активом. Ежедневно объем торговли этими бумагами на Московской бирже составляет несколько миллиардов рублей. На бирже обычно всегда достаточно много продавцов и покупателей, что позволяет быстро реализовать крупный пакет по рыночным ценам».
Ликвидность и акции
Также Московская биржа рассчитывает индекс широкого рынка. В него входят 100 ценных бумаг, отобранных, в том числе по их ликвидности.
Ликвидность акций — относительное понятие. Ликвидность на примере акций онлайн-ресурс для инвесторов Investopedia объясняет так: «С точки зрения инвестиций акции как класс находятся среди наиболее ликвидных активов. Некоторые акции на фондовых биржах торгуются больше, чем другие. Они привлекают больший, стабильный интерес со стороны трейдеров и инвесторов. Такие акции можно идентифицировать по дневным объемам торгов, которые могут исчисляться миллионами или даже сотнями миллионов ценных бумаг.
Например, 26 апреля 2019 года на бирже NASDAQ торговый объем акциями Amazon составил 8,2 миллиона. Звучит внушительно. Но это даже не капля в море по сравнению объемами торгов Intel в тот день, которые составили 71,5 миллионов акций, что стало максимумом по итогам торговой сессии. Или, например, Ford Motor — компания возглавила список самых торгуемых бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже с объемом в 154,8 млн, что сделало ее самой ликвидной акцией в США в тот день».
Таким образом, ликвидность акций никак не связана с тем, насколько дорого компанию оценивает рынок. Под влиянием самых разных факторов — корпоративных новостей, политической повестки, экономики и прочего — объемы торгов акциями компании «подешевле» могут превысить объемы торгов акциями компании «подороже». Эту относительность понятия «ликвидность» отражает пример Investopedia.
Ликвидность и облигации
Ликвидность и товары
Как инвестируют, ориентируясь на ликвидность
Как правило частные инвесторы, вкладывающие деньги на бирже, делятся на две основные категории: классические инвесторы и трейдеры. Первые вкладывают на долгосрочную перспективу, вторые — инвестируют, чтобы оперативно получить прибыль. Два этих вида инвестиций требуют двух стандартов инвестиционного портфеля.
«Инвестируют обычно, ориентируясь на долгосрочные перспективы, — отмечает главный редактор Businessmens.ru, предприниматель Евгений Звягин. — Для этого подойдут активы со средней и низкой ликвидностью, к которым относят недвижимость и гособлигации, а также акции компаний, относящихся ко второму и третьему эшелонам. Для консерваторов в плане инвестиций подойдет соотношение активов с высоким и низким показателем ликвидности 50 на 50. Для тех же, кто играет на бирже, а также для инвесторов, ведущих агрессивную политику, желательно иметь не менее 80% высоколиквидных активов. Потому что другие они просто не смогут продать именно в нужный момент».
Инвестиционная компания «Альпари» относит к наиболее ликвидным следующие типы активов:
В компании подчеркивают, что для правильной оценки ликвидности какой-либо ценной бумаги потребуется провести фундаментальный или количественный анализ. Первый способ подразумевает оценку устойчивости компании на рынке, кредитоспособность, перспективы развития. В случае проведения количественного анализа оценивается скорость получения доходов от вложения средств в ценные бумаги.
Трейдинговая компания IG советует оценивать ликвидность акций перед каждым открытием или закрытием позиции. Связано это с тем, что низкая ликвидность означает для инвестора повышенный риск. «Если на рынке наблюдается волатильность, но при этом мало продавцов и покупателей на конкретную акцию (низкая ликвидность), то будет труднее закрыть позицию. Поэтому здесь вы рискуете застрять в ситуации потери денег или же вам придется обращаться сразу к нескольким сторонам, соглашаться на разные цены, только чтобы исполнить свою заявку. Важно помнить, что ликвидность рынка — не фиксированное, а динамическое значение».
Другие виды ликвидности
Как уже было сказано выше, с точки зрения ликвидности можно оценить любой товар или имущество. Поэтому существуют различные виды этого понятия. Вот самые основные из них:
Ликвидность ценных бумаг и фондовые биржи
Для фондовых площадок важно, чтобы торгуемые на ней акции обладали высокой ликвидностью. Спрос на бумаги должен быть высоким — инвесторы чаще заключают сделки по таким бумагам, поэтому растут и доходы бирж, которые получают комиссию за каждую операцию.
Небольшим компаниям из Китая выгодно проводить IPO в США. Оно позволяет их владельцам обналичить активы в долларах. Сделать это в Китае гораздо сложнее из-за ограничений местного законодательства. Кроме того, китайские эмитенты используют статус компании, торгующейся на NASDAQ, чтобы получить от китайских властей субсидии, указывало агентство Reuters. Акции подобных компаний, как правило, сосредоточены в руках нескольких инвесторов и обладают низкой ликвидностью. У крупных институциональных инвесторов, например фондов или банков, в привлечении которых заинтересован NASDAQ, такие компании не пользуются популярностью.
В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Захват ликвидности – принцип работы и особенности применения
Стратегий, которые основываются на закономерных движениях стоимости актива, не так и много, но однозначно из них можно выделить тактику «Захват ликвидности». Такой алгоритм действий является логичным продолжением технического побарного анализа. Эта стратегия основывается на фазах ликвидности, которые на данный момент преобладают на рынке; от трейдера же требуется определенная последовательность действий.
Захват ликвидности – принцип работы и особенности применения
Перед обсуждением того, что такое захват ликвидности, нужно понять, что представляет собой сама ликвидность. Здесь не имеется в виду классическое понимание ликвидности как возможности быстрой покупки или продажи актива. В стратегии, основывается на отслеживании движения цены по барам, ликвидность выступает в качестве позиции, которая набирается и сбрасывается крупным участником рынка.
Что это означает для обычного трейдера? Отслеживание действий «китов» и следование за ними поможет не оказаться жертвой ценовых манипуляций и остаться в рынке после сброса основной массы игроков. Фаз ликвидности, которая формируется от действий крупного участника, выделяют всего три:
Набор ликвидности
На этом этапе трейдер покупает определенный актив в крупном объеме. Однако как игрок сможет одним лотом выкупить, к примеру, фьючерсы на 200 млн долларов? Поскольку это приведет к резкому скачку стоимости в ущерб самому «манипулятору», он производит медленный набор нужного количества актива, скупая мелкие лоты у других игроков рынка. Эта фаза стратегии захвата ликвидности часто проявляется на графике как боковик – состояние, когда цена не выходит за определенные уровни, расположенные параллельно друг к другу.
Удержание позиции
Следующим шагом является временное удержание купленного актива. Чтобы не понести убытки в случае разворота рынка против игрока, владелец объема фьючерсов, индексов или валютной пары держит его только до определенного момента. Быстрая продажа всех накопленных активов также негативно скажется на прибыли «кита», поэтому он не затягивает эту фазу. Однако такой этап удержания является своеобразной ловушкой для инвестора, который для получения дохода вынужден избавляться от накопленной ликвидности и переходить к следующему, заключительному, этапу.
Сброс ликвидности
Эта фаза представляет собой выбивание стоп-лимитных ордеров. Чтобы сбросить имеющийся актив и не понести убытки, крупный трейдер толкает стоимость выше установленных экстремумов, за которыми как раз и расположены stop limit или stop loss позиции. Подробнее о stop loss вы можете прочитать здесь. Кому нужен захват ликвидности? Игрок с накопленной ликвидностью сбрасывает ее после того, как рынок пошел в его сторону, и фиксирует прибыль благодаря автоматически закрывающимся ордерам, таким образом пользуясь единым поведением толпы.
Захват ликвидности: как на нем заработать?
После тщательного анализа того, как работает захват ликвидности, расчетливый трейдер воспользуется действиями крупных игроков и за их счет удержится на рынке. В отличие от привычных торговых тактик, которые подразумевают использование индикаторов и осцилляторов, эта стратегия основывается на отслеживании определенных точек в графике.
Принцип захвата принимает во внимание не фигуры и паттерны, а непосредственный человеческий фактор. Контекст рынка высчитывается исходя из того, насколько большая толпа обычных участников сейчас действует в активе. «Кит» находит такую толпу по количеству ордеров, находящихся в стакане, и двигает рынок в нужную ему сторону, играя на позициях, открытых толпой. Поэтому тактику захвата ликвидности скачать не получится – это не технический алгоритм, базирующийся на просчетах.
Чтобы быстро освоить эту стратегию, трейдеру необходимо научиться вычислять фазы накопления, удержания и сброса ликвидности на ценовом графике. Немаловажным фактором является изучение основ побарного анализа и их применение на практике. Без базовых понятий и отработки на практике участник рынка просто станет жертвой манипуляций «китов» и потеряет прибыль. Однако не стоит сразу ожидать огромной прибыли в случае успешного входа в рынок во время действий крупных игроков – опыт и регулярность в практике помогут замечать и учитывать другие аспекты в этой стратегии.
Захват ликвидности — новое качество побарного анализа
Рынок находится в постоянном движении. Ученикам Школы трейдинга это хорошо известно. Поэтому трейдеры-побарники не позволяют себе лениться и расхолаживаться. Они постоянно совершенствуют мастерство, разрабатывают новые методики анализа и торговые стратегии. Одна из таких стратегий – захват ликвидности – позволяет трейдерам, которые владеют её принципами, существенно упростить анализ и саму торговлю. Основные особенности этой методики обсуждались на вебинаре 20 апреля 2019 года с Александром Пурновым. Ключевые моменты этого мероприятия мы освятим в этой статье.
Захват ликвидности: что это и откуда появилась методика
Эта стратегия анализа возникла на базе побарного анализа и стала его логическим продолжением. Концепция новой методики сформировалась в ходе углубленного изучения побарного анализа и действий крупных игроков. Она позволила более чётко понимать изнанку рынка и предугадывать дальнейшее направление ценового движения.
Суть методики — искать скопления ликвидности, которая видна в объёмах торгов. Именно эти «узелки» помогают понять, где произошёл захват ликвидности. Дальнейшее поведение рынка помогает проследить, что происходит с этой ликвидностью – она захватывается, удерживается или сбрасывается. Трейдер следует за ликвидностью и таким образом торгует по образовавшейся тенденции и получает прибыль.
Преимущества этой стратегии
Во-первых, как и стратегия побарного анализа, захват ликвидности не подразумевает применения паттернов. Основа этого метода – логика и умение анализировать рынок. Александр называет его «побарным чтением движения цены». Он считает, что методика открыла новое направление для развития побарного анализа в целом.
Во-вторых, трейдеру нет необходимости искать крупных игроков. Такой подход зачастую вводил в заблуждение и заставлял сомневаться в каждом движении рынка. Применяя захват ликвидности, мы воспринимаем рынок как толпу, состоящую из покупателей и продавцов. Просто ищем те моменты на графике, где эту толпу «разводили». Именно на этих движениях цены у трейдера есть возможность хорошо заработать. По сути, стратегия позволяет отойти от сложной теории Вайкоффа и VSA. Она дает возможность сосредоточиться на движении ликвидности в данный конкретный момент.
В-третьих, метод позволяет сравнительно быстро разогнать свой депозит. При этом депозит может быть небольшим. Техника захвата ликвидности в разы улучшает эффективность побарного анализа, позволяя зарабатывать больше. Разумеется, никто не знает наверняка, как поведёт себя цена в будущем. Стратегия позволяет отслеживать текущее положение дел и с большей точностью делать предположения относительно дальнейшего движения.
Основная проблема убыточных позиций в том, что трейдер не понимает истинной расстановки сил на рынке. Другими словами, торговец не хочет думать головой. Он торопится входить в сделку, не видя глобальной тенденции движения ликвидности. Новички входят в сделку в самом конце движения. Когда рынок разворачивается против них, начинают шортить, идя тем самым против тенденции. Это огромная ошибка. Торговать следует исключительно по тенденции – особенно начинающим трейдерам. Только так можно избежать или свести к минимуму убыточные позиции.
Захват ликвидности: как торговать во время экспирации?
Очень многие начинающие трейдеры не понимают, как действовать во время экспирации. Они спешат сразу войти с прежним объёмом позиции и по той же цене. Однако у обычного трейдера это практически никогда не получается. Почему?
Мелкие трейдеры не знают и не понимают, как торговать во время экспирации. Они действуют по принципу толпы. Тогда как крупные игроки переносят собственные позиции в новый контракт, не потеряв ни копейки. Поэтому, чтобы не оказаться у разбитого корыта, стоит наблюдать, как действует крупняк. Двигаться в том же направлении – так же, как и сформировавшаяся ликвидность.
Чтобы увидеть истинное положение дел, достаточно часового таймфрейма. Александр не рекомендует новичкам переключаться на более мелкие таймфреймы. Скорость движения рынка там слишком велика, чтобы новичок смог использовать её в свою пользу.
Следовательно, как оптимально действовать во время экспирации? Для начала, необходимо закрыть свою позицию до экспирации, но не спешить покупать новый контракт. Почему? Велика вероятность, что трейдера вынесет по стопам. По-настоящему сильные объёмы выходят на рынок значительно позже дня экспирации. Первыми свои позиции набирают крупные игроки, и делают они это за счёт спешки толпы. Оптимальный вариант – набраться терпения и дождаться, пока крупняк сделает свой ход. Далее действовать аналогично.
Этапы входа в рынок
По мнению Александра, есть три типа входа в рынок. Первый – тесты объёмных баров или изменения ликвидности, когда предвидится смена тенденции. Второй – вход при наборе ликвидности, на сигналах манипуляции. И третий тип входа – на пробой, когда трейдер уже присоединяется к крупному игроку. Также, есть три фазы рынка – набор ликвидности, её удержание и сброс. На каждом этапе имеются характерные признаки, которые помогают трейдеру не ошибиться в своих действиях.
На самом деле техника захвата ликвидности подходит не для всех. Она требует задействования логики, а не даёт готовых паттернов. Можно освоить теоретическую базу на курсах трейдинга. Но это как с игрой в шахматы – можно знать все правила, как ходит каждая фигура. Если не предугадывать действия противника и не включать голову, чтобы продумать всё на три шага вперёд – не победить.
Что нужно знать, чтобы успешно использовать захват ликвидности?
Методика была разработана на основе побарного анализа. Логично, что без знания самого побарного анализа и его ключевых правил метод захвата ликвидности не понять. Важно с самого начала изучить побарный анализ и только после этого приступать к методике захвата ликвидности.
Это не так сложно, поскольку Александр использует эффективный подход к обучению, состоящий из трёх этапов. Изначально он рассказывает ученикам теоретическую часть того или иного метода. Для этой цели есть специально разработанные курсы трейдинга. Потом он показывает, как этот метод работает на конкретных примерах. Ну и завершающий этап – практикуется уже сам ученик, а Александр корректирует его действия. Таким образом, достигается эффективность в обучении новых трейдеров.
Проблема практически всех новичков в том, что они ожидают, что им дадут некое скрытое знание, грааль и универсальную стратегию для заработка. Однако действительно стабильно зарабатывать можно только собственной головой, используя логику для анализа рынка. Для этой цели можно использовать кластерный анализ. Рассматривать график на очень маленьких таймфреймах, погружаясь внутрь бара. Но новичкам этого делать не стоит – лучше ограничиться часовиком.
На самом деле, только кажется, что рынок сложный. Имея за спиной багаж знаний о побарном анализе, и включая логику, исследуя график и замечая движение ликвидности, трейдер сможет успешно торговать и получать прибыль.
Тематические курсы трейдинга
Узнать теоретическую базу методики захвата ликвидности можно, пройдя тематические курсы трейдинга. А отработка метода на практике будет проходить в особом формате.
Раз в месяц практикующие трейдеры будут собираться в одном из городов России на несколько дней. И полностью погружаться в торговлю, используя метод захвата ликвидности. Это будет мощная трейдерская тусовка и полное погружение в торговлю без отвлечений. После этого трейдеры разъедутся домой, чтобы отрабатывать полученные знания и продолжать совершенствовать навыки самостоятельно. Спустя месяц будет такая же встреча уже в другом городе. Там можно будет поделиться опытом, обсудить вопросы и провести работу над ошибками, совершёнными самостоятельно. Таким образом, обучение будет продолжаться в течение всего года. А каждая встреча трейдеров будет выводить профессионализм на новый уровень.
Чтобы в полной мере прокачать свой навык торговли и стратегию захвата ликвидности, важно посещать каждое занятие тренинга в каждом городе. Пропустив первые занятия, трейдер будет отставать по профессионализму и опыту от остальных. А посетив лишь один-два тренинга, трейдер расхолодится и перестанет прогрессировать. Поэтому тем, кто планирует прокачать свой скилл по-максимуму и вывести торговлю на новый уровень, рекомендуется не пропускать ни одного занятия тренинга.
Практикуйтесь, и тогда Вы тоже сможете с уверенностью сказать: «Сегодня я торгую лучше, чем вчера».
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.