Что такое заговенье перед постом
Что значит заговение?
Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».
Подготовка к посту
Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.
Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».
В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.
Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.
Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:
Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.
В чем суть заговения
Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.
Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.
Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.
Важно! В дни поста принято было читать Священное Писание, усерднее молиться утром и вечером и, конечно, посещать церковные службы.
Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.
Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.
Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.
Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.
Правила и особенности
Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.
Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.
Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.
Заговенье на Великий пост в 2021 году: что и как нужно делать, чтобы подготовиться к воздержанию в еде
Заговенье на Великий пост в 2021 году будет 14 марта. Завершающий день перед началом большого поста, то есть время, когда еще позволительно последний день есть молочные и мясные продукты, называется заговеньем.
Что такое заговенье на мясо на Великий пост
Это происходит перед одним из четырех самых основных постов в году. Перед Великим постом заговенье может быть двух видов – на мясо, в мясопустное воскресенье, перед началом седмицы, то есть Масленицы. Еще одно заговенье происходит в Прощеное воскресенье – на остальные продукты питания.
Целью данной старинной традиции, которая появилась еще в V веке, является долгое воздержание и постепенный отказ от любимого кушанья. Нужно с отсутствием печали и тоски примириться с тем, что грядет большое воздержание.
В Великий пост заговенье заканчивается в Прощеное воскресенье, когда христиане еще могут насладиться продуктами животного происхождения. Кроме того, можно еще отвлечься от своих рабочих обязанностей, повеселиться и немного развлечься.
В данный день все семейство обязательно должно просить у всех прощения за все огорчения и печали, что были доставлены на протяжении года. Кроме того, в это воскресенье можно устраивать поминки и посещать кладбище для прощания с усопшими.
Великий пост в 2021 году: история появления
Бытует мнение, что Великий пост стал проводиться в память о постном подвиге, который совершил Иисус Христос. После своего крещения он на протяжении сорока дней был без воды и еды в пустыне.
Существует еще одна версия. Во время зарождения христианства перед крещением будущим чадам Церкви нужно было усиленно молиться и поститься. Крестины проходили несколько раз в год, и только по большим праздникам. Одним из таких праздников была Пасха.
Тех, кто желал принять крещение, называли оглашенными. В знак солидарности с оными крещеные христиане также придерживались поста и молились о спасении всего мира. Пост установлен был не в один момент, такая практика появилась по истечении многих лет. Современный устав обязывает поститься 48 дней.
Пост состоит из двух периодов – Святая Четыредесятница и Страстная Седмица. В первую часть люди направляются на встречу со Всевышним через ограничения в еде, молитву и покаяние в грехах. А вот во время Страстной Седмицы сам Христос идет к людям через проповеди. Так, вместе с Богом православные христиане встречают великий праздник Пасху.
Что нужно делать в Великий пост в 2021 году
Самыми строгими неделями поста являются первая и Страстная Седмица. В это время некоторые христиане ничего не едят, кроме хлеба с водой. Не каждый может совершить такой подвиг. К еде нужно подходить разумно. Нельзя слушать чужие советы в социальных сетях. Стоит ориентироваться на свои собственные силы, здоровье и благословение священника.
Относительно супружеской близости, тут ответственность несут сами супруги. Если оба придерживаются поста, то они чаще всего воздерживаются от половых отношений.
Во время поста нужно молиться и бороться со всеми грехами. Из всех повторяющихся грехов стоит выбрать сначала самый маленький и попытаться побороть его. К примеру, это может быть обсуждение с близким другом третьего лица или употребление ругательных слов в разговоре.
В пост также принято творить добрые дела и радоваться. При этом радоваться стоит всему – Божьим дарам, талантам, которые имеют люди. Также стоит благодарить Всевышнего за любовь, милосердие.
Заговенье: приметы и традиции накануне Рождественского поста
Вечером Филиппова дня девушки по традиции занимались гаданием.
Апостол Филипп / matronamosckov.cerkov.ru
Сегодня последний день перед Рождественским или Филипповым постом (в украиноязычной народной традиции также известен, как «Пилипівка»), который начинается 28 ноября 2018 года и продолжается до 6 января 2019 года.
Что такое Заговенье
В этот день православные отмечают Филиппов день или Заговенье. Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа.
В последний день перед Рождественским постом разрешается употреблять скоромную пищу животного происхождения: мясную, молочную и яйца.
По древней славянской традиции Заговеньем называется время, когда воздерживались от работы, обильно ели и веселились в преддверии постовых ограничений.
Накануне закрома заполняли зерном, картошкой, пшеницей и другими овощами. Также на мясо забивали часть скота.
Святой апостол Филипп / Pravoslavie.ru
Почему Заговенье называют Филипповым днем
Пост перед Рождеством для православных христиан – это испытание духа и тела перед праздником рождения в мир Спасителя. За 40 дней до Рождества Христова вспоминается апостол Филипп, который вместе с Симоном-Петром и Андреем (Первозванным), является одним из двенадцати ближайших учеников Христа.
Уже в наши дни в результате раскопок в Иераполисе археологи нашли захоронение, которое, по мнению специалистов, и является усыпальницей апостола Филиппа.
Заговенье: приметы и традиции
На Заговенье православные наводят порядок в холодильнике, прячут подальше продукты, которые не употребляют в пост. При этом верующие завершают все дела, что бы в пост обращать внимание на внутренний благочестивый настрой.
Кроме того, вечером Филиппова дня по традиции занимались гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
Вечером Филиппова дня занимались гаданием / Скриншот
Не редко в старину с Филипповок также начинались так называемые «бабьи засидки», когда женщины собирались в доме: пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали.
В Заговенье перед Рождественским постом выносили во двор еду, которая предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
Также в этот праздник в народе существовала традиция задабривания домового. Хозяева дома перед ужином выходили во двор и зазывали его в дом.
Заговенье: почему Рождественский пост называют иногда Филипповским
Успеть перед Новым годом
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники…
В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную.
Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!
Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству.
Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус
За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.
В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.
Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).
Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.
Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством.
Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.
А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.
Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев.
Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!
Тщательно смотреть по сторонам
Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)
Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).
Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.
Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.
То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.
Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что такое заговенье на Рождество, Великий пост, мясо и т.д.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Задаваясь вопросом, что такое заговенье, в православной религии имеется объяснение — оно означает завершающий день пред начинанием длительного поста, то бишь это время, когда последний раз разрешается употреблять скромную еду (к примеру, молочные продукты, животные жиры, мясо, яйца и не только).
Что значит заговенье на мясо и когда происходит
Такого рода событие происходит перед одним из четырех наиболее главных постов в православной религии.
Заговенье перед Великим постом бывает всего двух видов, то есть сначала на мясо в воскресение мясопустное, перед началом сырной седмицей или как ее еще называют масленица, а затем в Прощенное воскресенье и на прочие скромные продукты питания.
В полном смысле слова, завершение подготовительной недели приходится как раз в преддверии Великого поста (сырная седмица), во время которой согласно Уставу православной христианской церкви позволительно есть исключительно рыбу, молочные продукты и яйца. Целью же этой старой традиции, отмечаемой еще до нашей эры в V веке, заключается в великопостном длительном воздержании и постепенном отказе от вкусного излюбленного кушанья и с отсутствием грусти примеряться с великопостным воздержанием.
Обряд на Великий пост
Заговенье на Великий пост завершается, как правило, в воскресенье, именуемое прощенным, когда верующим христианам еще разрешается употребление скромной пищи, то бишь наслаждаться продуктами животного происхождения, к тому же разрешается отвлечься от выполнения служебных обязанностей, а также можно веселиться в преддверии ограничений.
В этот день родные и близкие обязательно должны попросить у друг друга прощения за все принесенные на протяжении всего года тяготы и огорчения. К тому же в прощенное воскресенье разрешено проводить поминание и ходить на кладбище чтоб проститься с усопшими.
Обряд на Петров пост
Проведение этого обряда приходится и на Петров пост, который обычно начинается после праздника Троицы в первое воскресенье (или же первая неделя по Пятидесятнице). Православных верующих церковь зазывается придерживаться такого поста на примере праведных апостолов, принявших в день Пятидесятницы Святого Духа в период поста и в произнесении молебни готовясь к всемирному Евангелийскому наставлению.
Стоит заметить, что подвиг поста Петрова является не таким строгим по сравнению с Четыредесятницей, то есть во время воздержания согласно предписаниям церковного устава каждодневно по трое суток (понедельник, среда, пятница) необходимо отказаться от употребления:
А также после вечерни сухоясти где-то в девятом часу, в другие же дни можно отказаться лишь от блюд с рыбой. Во время проведения поста субботне-воскресные дни (в том числе и в дни памяти великих святых или же в период храмовых празднований) разрешено употребление рыбы.
Обряд на Успенский пост
Обряд проводится и на Успенский пост ежегодно 13 августа и длится он всего 14 дней, однако по своей строгости его приравнивают к Великому. В соответствии с монастырскими строгими уставами в период его проведения разрешается есть лишь растительную пищу, но без добавления растительного масла, которое разрешено вкушать, но только в субботу и воскресенье.
Обряд на Рождество
Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.
Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост: