Что такое золотой венец
Золотой венец
Золотой венец (макед. Златен венец ) — ежегодная премия поэтического фестиваля «Стружские вечера поэзии» (макед. Струшките вечери на поезијата ). Присуждается с 1966 г.
Список лауреатов
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Золотой венец» в других словарях:
Золотой венец границы — «Золотой венец границы» премия, учреждённая в 1995 году Федеральной пограничной службой Российской Федерации. Присуждается в области литературы и искусства. Вручается в День пограничника. Содержание 1 Условия присуждения премии 1.1… … Википедия
Золотой венец границы (премия) — Премия «Золотой венец границы» Учреждена в 1995 году. Учредитель Федеральная пограничная служба РФ. Цель премии активизация работы по созданию в литературе и искусстве высокохудожественного образа военнослужащего защитника … Википедия
Венец, диадема — I: 1) В. (2Цар 1:10; 4Цар 11:12) знак цар. власти и величия (Пс 20:4; 88:40; 131:18; Иер 13:18; Иез 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб царя (см. Царь) полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2Цар … Библейская энциклопедия Брокгауза
венец — ВЕНЕЦ1, нца, м Оптическое явление, представляющее собой светлое радужное кольцо, ободок вокруг Солнца, Луны, ярких звезд, источников света. Вокруг уличного фонаря появился серебристый венец. ВЕНЕЦ2, нца, м Предмет, используемый в православном и… … Толковый словарь русских существительных
ЗОЛОТОЙ — ЗОЛОТОЙ, из золота сделанный; золото содержащий; вызолоченный, позолоченный; | золото доставляющий. | * Драгоценный, превосходный. Золотых дел мастер. Золотые сережки. Золотая парча. Золотая россыпь. Золотой иконостас. Золотые прииски. Урал,… … Толковый словарь Даля
Золотой телёнок (роман) — «Золотой теленок» роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1931 году. Жанр «плутовской роман», «социальная сатира». Продолжение романа «Двенадцать стульев». Название обыгрывает библейский образ золотого тельца. Содержание 1 Сюжет 2 Персонажи 3… … Википедия
Золотой теленок (роман) — «Золотой теленок» роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1931 году. Жанр «плутовской роман», «социальная сатира». Продолжение романа «Двенадцать стульев». Название обыгрывает библейский образ золотого тельца. Содержание 1 Сюжет 2 Персонажи 3… … Википедия
Венец — название головного убора, состоявшего первоначально из сплетенных кольцом древесных ветвей, цветов или трав; иногда концы его не скреплялись вместе, а к ним привязывались ленты, посредством которых В. завязывался на голове. Впоследствии, когда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
венец — нца/, мн. нцо/в, нцо/м, м. 1) Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. Царский венец. И бросает она свой алмазный венец, оставляет чертог золотой. (Соловьев). 2) только ед., высок. Венок (обычно как символ страдания,… … Популярный словарь русского языка
Золотой телёнок — У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой телёнок (значения). Золотой телёнок … Википедия
Золотой Венец. Неразгаданные тайны симбирского масонства
Николай Карамзин. Портрет кисти Тропинина (1818)
Вот, казалось бы, официальная точка отсчета истории симбирского масонства. Однако, стало известно, что после собрания Иван Тургенев отправил своим московским друзьям письмо, в котором сообщил о создании ложи такой фразой: «я восстановил Храм справедливости»! Восстановил – значит, ложа существовала и прежде?
Ответ на этот вопрос не найден историками до сих пор. Если ложа до «Золотого Венца» и существовала, то сегодня неизвестно ни ее название, ни состав ее участников, ни ее история. Возможно, ответы хранятся в Москве, в конфискованном архиве князя Баратаева… но об этом чуть позже.
Иван Гончаров. Портрет кисти К. А. Горбунова
То, что масоном был наш прославленный земляк, писатель Николай Карамзин, установлено абсолютно точно, но вот Иван Гончаров родился значительно позже и возмужал в годы, когда масонство в России официально было под запретом, фактически уничтожено и морально опорочено.
Вернувшись в Симбирск в 1834 году из московского училища, совсем молодой Гончаров, тем не менее, оставил воспоминания о провинциальном масонстве, которое описывает в довольно ироничном стиле: «Члены этой ложи разыгрывали масонскую комедию».
В принципе, нет ничего удивительного в том, что столичный юноша поднял на смех мистические потуги провинциального дворянства, если бы не одно но. Примерно в то же время в Симбирск из Казани прибыла другая неординарная личность – Николай Мотовилов, будущий сподвижник Серафима Саровского. В своих «Записках» он рассказывал, что предводителем местного дворянства князем Баратаевым ему было сделано прямое предложение вступить в масонскую ложу. Ортодоксальный фанатик Мотовилов предложение с негодованием отверг, на что Баратаев заявил, что он теперь никогда не получит никакой государственной должности – причем не только в Симбирске, но и вообще в России «ибо и Мусин-Пушкин, и министр князь Ливен – подчиненные мне масоны. Мое приказание – им закон!» И Мотовилов, действительно, оставался без должности следующие 14 лет.
Михаил Баратаев. Портрет неизвестного художника
К сожалению, множество масонских документов труднодоступны для региональных историков. После выступления декабристов в 1825 году князь Баратаев был арестован и вместе с конфискованными бумагами отвезен в Москву. Князя потом отпустили, а все бумаги остались в столице и почти не изучались местными историками.
Причем известно, что друг-полицмейстер предупредил предводителя симбирского дворянства о предстоящем аресте и тот успел утопить значительную часть архива в пруду. В основном, это была переписка с иностранными масонами (самые опасные бумаги, за которые на князя могли «повесить» обвинение в госизмене). Так что, степень могущественности симбирских масонов, как и их зарубежные связи нам уже не узнать никогда. Однако есть множество фактов, говорящих, что свое влияние в губернии масоны сохраняли еще несколько десятилетий.
И тут, конечно, самое любопытное – какое влияние оказали симбирские масоны на директора Симбирской мужской гимназии Федора Керенского, на директора симбирских училищ Илью Ульянова, на их сыновей Сашу и Володю, сыгравших роковую роль на следующем витке русской истории?
Одна из немногих сохранившихся фотографий
230 лет Симбирской масонской ложе
Она была организована Иваном Петровичем Тургеневым (1752–1807) – одним из активнейших деятелей московского масонства, членом Дружеского ученого общества, другом и сподвижником Н.И. Новикова. К сожалению,сведений о ней сохранилось очень мало. По показанию И.П. Тургенева во время допроса князем А. А. Прозоровским по делу новиковского кружка в августе 1792 г., он сказал, что им была учреждена масонская ложа в Симбирске «под надзиранием бывшего там вице- губернатора Голубцова, но она рушилась и теперь там не собираются. А собиралась сия только несколько раз в несколько лет». О количественном составе ложи показал во время следствия князь Н.Н. Трубецкой, отметив, что «прочих учрежденных лож не помню, окроме Ивана Петровича Тургенева, у которого самое малое число членов, которых хорошенько не упомню». О времени её работы Н.И. Новиков показал: «В 1786 г. все масонские ложи, сколько их было с нами в связи, уничтожены, и собрания быть перестали, и члены из нашего знакомства вышли». Таким образом, ложа Златой Венец не была многочисленной, принадлежала к Иоанновской масонской системе, в ней редко проводились собрания, а к 1792 г. практически прекратила свое существование. Вероятно, работы в ней велись по розенкрейцеровской системе.
Иван Петрович Тургенев
Имеется еще один источник, позволяющий расширить сведения о ложе “Золотой Венец”. Это письмо И.П. Тургенева к А.П. Соковнину, написанное в Симбирске 2 июня 1784 г. (в настоящее время оно хранится в Отделе письменных источников ГИМа). В нём И.П. Тургенев сообщает о намерении, «вверенным в меня нашею ложею-матерью, которая препоручила мне стараться о сооружении здесь (в Симбирске) ложи». Затем он предлагал 3 июня симбирским масонам собраться в доме Соковниных для составления «комитета из братьев» по подготовке к открытию ложи («будут делать орнаменты и прочее нужное для открытия и учреждения ложи»).
Поручение И.П. Тургеневу организовать ложу в Симбирске было выдано неспроста. До учреждения ложи “Золотой Венец” в Симбирске уже были масоны, причем «числом достаточным для её открытия».
В настоящее время остаётся гадать, кто были эти масоны, составившие основу ложи. Безусловно, они во вновь образованной ложе получили должности, которые не могли поручить новичкам в масонстве. Обязанности Управляющего Мастера, то есть председательствующего на масонских собраниях, были возложены на симбирского вице- губернатора Александра Фёдоровича Голубцова (1735–1796). Известно, что он принадлежал к самарским и уфимским помещикам, учился в юнкерской школе Сената, с 1748 г. воспитывался в пансионе Ферре при Сухопутном шляхетском корпусе. В службу вступил в 1750 г., с 1774 по 1781 г. был наместником в Перми. С 1783 г. по 1792 г. исполнял обязанности вице-губернатора Симбирского наместничества, за что в 1786 г. награжден орденом Св. Владимира 3 ст. и в 1792 г. получил чин действительного статского советника. Являлся «товарищем Н.И. Новикова». И.П. Тургенев знал его ещё с Петербурга с конца 1770-х гг.: вместе они состояли братьями в ложе Гарпократа, где А.Ф. Голубцов со времени основания ложи до 1774 г. исполнял обязанности секретаря.
Не приходится сомневаться в принадлежности к масонству до 1784 г. Ивана Васильевича Колюбакина (ум. 1796), Фёдора Николаевича Ладыженского (ок. 1760– 1845), Семёна Владимировича Аржевитинова (1751– после 1813), Ивана Васильевича Жадовского (ок. 1754–?), Александра Петровича Соковнина (1737–1800). Существуют предположения, что с масонским братством был связан владелец деревни Винновки близ Симбирска Василий Афанасьевич Киндяков, и знаменитая беседка в Киндяковской роще, построенная им в середине XVIII века и воспетая позже И. А. Гончаровым в его романе «Обрыв», есть не что иное, как масонский храм.
Вероятно, эти выше перечисленные «братья» или некоторые из них присутствовали на предварительном собрании, проходившем 3 июня 1784 г. в доме у П. А. Соковнина в Симбирске, которое проводил И.П. Тургенев, и на котором было принято решение об учреждении ложи.
Общепринятой датой начала работ ложи “Золотой Венец” принято считать 1784 г. А.И. Серков указывает на то, что открытие ложи в Симбирске произошло 3 декабря (старый стиль) 1784 г., ровно в полдень, во время которого была провозглашена, вероятно, И.П. Тургеневым конституционная (т.е. учредительная) речь.
У ульяновского литературоведа В.А. Сукайло (1948–2013) дата «3 декабря 1784 г.» вызывает сомнения. Он полагает, что «И.П. Тургенев приурочил учреждение новой масонской ложи в Симбирске именно к 24 июня, ко дню всеобщего масонского праздника», дня Святого Иоанна Крестителя. Вопрос о времени открытия симбирской ложи из-за отсутствия документов остаётся открытым.
После открытия ложи было написано письмо (рукою А.П. Соковнина, без даты) в Москву на имя Великого Мастера ложи Святого Моисея. Эта ложа работала в подчинении префектурного капитула «Латоны», находящегося сначала под начальством Н.И. Новикова, а затем – князя Н.Н. Трубецкого. В архиве Тургеневых, переданного сыном Н.И. Тургенева – П.Н. Тургеневым и привезённом в Петербург из Парижа в начале XX в. (в настоящее время архив хранится в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН)), имеются масонские печати, принадлежавшие И.П. Тургеневу. На одной из печатей изображена «змея Моисея» и надпись: «Печать дочери святаго Моисея»; на второй – изображение куба, на котором лежат шпага и жезл с надписью «соединяет», кругом надпись: «печать дочери Девкалиона». Следовательно, И.П. Тургенев принадлежал к ложам Девкалиона и Святого Моисея.
К письму, посланному в Москву в ложу Святого Моисея, был приложен «Список членам Златого Венца», состоящий из 17 фамилий, расписанных по степеням:
«Александр Фёдорович Голубцов (Великий Мастер)
Фёдор Николаевич Ладыженский (1-й Надзиратель)
Иван Васильевич Колюбакин (2-й Надзиратель)
Иван Васильевич Жадовский (Секретарь)
Семен Владимирович Аржевитинов (Обрядоначальник)
золотой венец
Смотреть что такое «золотой венец» в других словарях:
Золотой венец — (макед. Златен венец) ежегодная премия поэтического фестиваля «Стружские вечера поэзии» (макед. Струшките вечери на поезијата). Присуждается с 1966 г. Список лауреатов 1966 Роберт Рождественский (СССР) 1967 Булат Окуджава… … Википедия
Золотой венец границы — «Золотой венец границы» премия, учреждённая в 1995 году Федеральной пограничной службой Российской Федерации. Присуждается в области литературы и искусства. Вручается в День пограничника. Содержание 1 Условия присуждения премии 1.1… … Википедия
Золотой венец границы (премия) — Премия «Золотой венец границы» Учреждена в 1995 году. Учредитель Федеральная пограничная служба РФ. Цель премии активизация работы по созданию в литературе и искусстве высокохудожественного образа военнослужащего защитника … Википедия
Венец, диадема — I: 1) В. (2Цар 1:10; 4Цар 11:12) знак цар. власти и величия (Пс 20:4; 88:40; 131:18; Иер 13:18; Иез 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб царя (см. Царь) полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2Цар … Библейская энциклопедия Брокгауза
венец — ВЕНЕЦ1, нца, м Оптическое явление, представляющее собой светлое радужное кольцо, ободок вокруг Солнца, Луны, ярких звезд, источников света. Вокруг уличного фонаря появился серебристый венец. ВЕНЕЦ2, нца, м Предмет, используемый в православном и… … Толковый словарь русских существительных
ЗОЛОТОЙ — ЗОЛОТОЙ, из золота сделанный; золото содержащий; вызолоченный, позолоченный; | золото доставляющий. | * Драгоценный, превосходный. Золотых дел мастер. Золотые сережки. Золотая парча. Золотая россыпь. Золотой иконостас. Золотые прииски. Урал,… … Толковый словарь Даля
Золотой телёнок (роман) — «Золотой теленок» роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1931 году. Жанр «плутовской роман», «социальная сатира». Продолжение романа «Двенадцать стульев». Название обыгрывает библейский образ золотого тельца. Содержание 1 Сюжет 2 Персонажи 3… … Википедия
Золотой теленок (роман) — «Золотой теленок» роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1931 году. Жанр «плутовской роман», «социальная сатира». Продолжение романа «Двенадцать стульев». Название обыгрывает библейский образ золотого тельца. Содержание 1 Сюжет 2 Персонажи 3… … Википедия
Венец — название головного убора, состоявшего первоначально из сплетенных кольцом древесных ветвей, цветов или трав; иногда концы его не скреплялись вместе, а к ним привязывались ленты, посредством которых В. завязывался на голове. Впоследствии, когда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
венец — нца/, мн. нцо/в, нцо/м, м. 1) Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. Царский венец. И бросает она свой алмазный венец, оставляет чертог золотой. (Соловьев). 2) только ед., высок. Венок (обычно как символ страдания,… … Популярный словарь русского языка
Золотой телёнок — У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой телёнок (значения). Золотой телёнок … Википедия
Православная Жизнь
Об античных наградных венках и о том, как они стали одной из регалий римских императоров.
Император Август в триумфальном венке. Античная камея. I в. по Р. Х. Германия. Ахен. Ризница кафедрального собора
Древнеримское общество было крайне консервативно. И поскольку само римское государство было основано в результате бунта против монархии, то антимонархизм и «республиканские добродетели» являлись в известном смысле идеологией. Потому диадема (о которой мы рассказывали в прошлом очерке) как основной знак царской власти была под запретом.
Более того, обвинение в желании увенчать себя диадемой могло погубить политическую карьеру любого деятеля. Так, например, среди поводов, послуживших гибели законодателя Тиберия Гракха, был и укор в желании царской власти и диадемы. Слово Плутарху: «В это время умер Аттал Филометор [царь Пергамский], и когда пергамец Эвдем привез его завещание, в котором царь назначал своим наследником римский народ, Тиберий, в угоду толпе, немедленно внес предложение доставить царскую казну в Рим и разделить между гражданами, которые получили землю, чтобы те могли обзавестись земледельческими орудиями и начать хозяйствовать. Что же касается городов, принадлежавших Атталу, то их судьбою надлежит распоряжаться не сенату, а потому он, Тиберий, изложит свое мнение перед народом. Последнее оскорбило сенат сверх всякой меры, и Помпей, поднявшись, заявил, что живет рядом с Тиберием, а потому знает, что пергамец Эвдем передал ему из царских сокровищ диадему и багряницу, ибо Тиберий готовится и рассчитывает стать в Риме царем» (1).
Именно поэтому позднее диктатор Сулла, обладавший в Риме практически неограниченной властью, не пытался даже намекать на диадему, чтобы не возбуждать против себя общественное мнение. Но зато в эту ловушку попался сам Гай Юлий Цезарь.
Став в феврале 44 года до Р. Х. пожизненным диктатором (dictator perpetuus) и предполагая, что его власти ничего уже грозить не может, он, по всей видимости, захотел оформить ее официальным принятием царского титула, к чему исподволь стали готовить народ. Сперва сторонники Цезаря украсили диадемами его статуи, во время праздника Марк Антоний должен был поднести Цезарю настоящую диадему и тот, исходя из реакции народа, принял бы ее или же отверг. «И вот Антоний […] приближается с увитою лавром диадемою к возвышению […] протягивает руку с диадемою к голове Цезаря – в знак того, что ему подобает царская власть. Цезарь, однако, принял строгий вид и откинулся назад, и граждане ответили на это радостными рукоплесканиями. Антоний снова поднес ему диадему, Цезарь снова ее отверг, и борьба между ними тянулась долгое время, причем Антонию, который настаивал на своем, рукоплескали всякий раз немногочисленные друзья, а Цезарю, отклонявшему венец, – весь народ. Удивительное дело! Те, что по сути вещей уже находились под царскою властью, страшились царского титула, точно в нем одном была потеря свободы. Венок с диадемой, возложенный на одну из его статуй, несколько народных трибунов сняли, и народ, с громкими криками одобрения, проводил их до дому, зато Цезарь – отрешил от должности» (2).
«Антоний подносит Цезарю диадему». Иллюстрация из «Всемирной истории» 1894 г.
Этот эпизод был одним из многих моментов, спровоцировавших гибель великого диктатора. Недооценивать консерватизм римского общества не стоило. Даже спустя 400 лет после Цезаря, когда зрелище увенчанного диадемой императора никого не могло удивить, историк Аврелий Виктор пишет о Константине Великом следующие симптоматичные строки: «Свою царскую одежду он украсил драгоценными камнями, голова его постоянно была украшена диадемой. Однако он прекрасно выполнил ряд дел: строжайшими законами он пресек клеветничество, поддерживал свободные искусства, особенно занятия литературой, сам много читал, писал, размышлял, выслушивал послов, жалобы провинциалов» (3). Иными словами – Константин, конечно, постоянно носил изукрашенную диадему (а это чудовищно!), зато вот сколько всего хорошего сделал, и это оправдывает его столь «недостойное поведение». Нам, безусловно, такой ригоризм непонятен. Но Аврелий Виктор не одинок. Красной нитью через практически все труды римских историков проходит эта непонятная ненависть к эллинистическим царским регалиям и восточным нарядам. Смешно порой читать, когда в перечне злодеяний очередного тирана помимо убийств, разврата, вымогательств и т. д. встречаются такие «страшные преступления», как ношение шелковых цветных одеяний.
И тем не менее правителям Рима приходилось считаться с подобными предрассудками римского общества даже спустя сотни лет после убийства Цезаря.
Наследник и преемник Цезаря – Октавиан Август учел все ошибки предшественников и основал новую политическую систему – Принципат, суть которой состояла в сохранении всех внешних признаков республики при фактической монархии. Конечно, в такой ситуации ни о каких диадемах на голове правителя Рима речи быть не могло. Но глава государства должен все-таки обладать неким внешним блеском. При этом в римской традиции на вполне законных основаниях существовала система различных головных украшений в виде венков как знаков отличия граждан за различные заслуги:
1. Гражданский венок (corona civica) из дубовых листьев вручался за спасение жизни граждан.
2. Осадный венок (corona obsidionalis) из травы – за освобождение осажденного города.
3. Стенной венок (corona muralis) стилизован под крепостные стены, для тех воинов, кто первым взошел на стену и ворвался во вражеский город.
4. Осадный венок (corona vallaris) – разновидность предыдущего, для тех, кто первым взошел на вал вражеского укрепления.
5. Морской венок (corona navalis) стилизован под ростры (носовой части корабля с тараном), для тех, кто первым ворвался на вражеский корабль.
Иллюстрация из книги Питера Коннолли «Греция и Рим»
Были и другие венки: «лагерный» (corona castrensis) – разновидность осадно-стенного, «овационный» (corona ovalis) – из мирта, для полководцев, торжественно входящих в город в т. н. «овации» после победы над «не очень достойным» противником (пиратами, восставшими рабами и т. п.), и «масличный» (corona oleaginea) – из маслины, для тех, кто удостоился триумфа, но лично в сражении не участвовал (триумф в отличие от «овации» предназначался для полководцев, победивших во внешних войнах).
Но самым почетным был триумфальный венок (corona triumphalis) из лавра.
Среди этого обилия наград в качестве неофициальной регалии римские императоры отобрали для себя два венка – триумфальный и гражданский, как вечные победители и спасители Отечества.
В глубокой древности эти венки в действительности плелись непосредственно из лавра или дубовых листьев, но ближе к эллинистической эпохе венки, предназначавшиеся для особ царской крови (либо для свершения религиозных обрядов), изготовлялись из листового золота.
Древнегреческий золотой лавровый венок. Кипр. IV-III вв. до Р.Х.
Точно так же было и в Риме. И чем дальше, тем пышнее становились эти «венки». Со временем их стали украшать крупными драгоценными камнями.
Впервые в текстах того периода эти украшенные каменьями венки упоминаются, кажется, у Диона Кассия, описывающего подобное украшение императора Коммода, который «облачался в плащ, весь пурпурного цвета и блистающий золотом, скроенный по фасону греческой хламиды, надевал венец, сделанный из золота и индийских камней» (4). Впрочем, в изобразительном искусстве он появляется много раньше царствования Коммода.
Как выглядел этот венец, нам демонстрируют скульптурные императорские портреты, например бюст Траяна в гражданском венке из Мюнхенской глиптотеки.
А также групповой портрет семьи императора Септимия Севера: его самого, супруги Юлии Домны и детей – Геты и Каракаллы (после убийства Геты взошедшим на престол Каракаллой многие изображения первого были уничтожены, в том числе и на этом портрете, ныне хранящемся в Германии в античном собрании в Шарлоттенбурге). Септимий и сыновья были изображены в триумфальных венках.
Групповой портрет семьи императора Септимия Севера
Итак, императорские венки представляли собой имитацию венков, выполненную в металле, которая крепилась на нешироком обруче. Обруч не был замкнутым, и его концы соединялись лентой, которая завязывалась в узел, как в настоящем венке.
В центре (в районе лба) венец украшался медальоном. Такого рода декоративные венцы, как говорилось выше, были известны еще в Древней Греции. Традиция их использования в ритуалах не прекращалась и позднее и, потому, их часто находят в погребениях.
Золотой венок с изображением Афродиты из захоронения в Горгиппии (Боспорской царство) II-III в. по Р. Х.
В отличие от древнегреческих и эллинистических прототипов, римский венок украшался не просто чеканным медальоном, но весьма крупным драгоценным камнем. Таких медальонов, впрочем, могло быть и больше.
Сorona triumphalis императорского периода (рисунок автора)
Удивительна психология римских консерваторов – простая белая лента на голове воспринималась ими как покушение на устои римской государственности, а вот роскошный золотой венец, украшенный драгоценностями, не вызывал особого негатива, ведь он формально оставался венком.
Отдельно стоит упомянуть о т. н. лучевых коронах. Их изображения присутствуют на некоторых императорских изображениях, в частности – на монетах.
Монета с изображением императора Филиппа I Аравитянина в лучевой короне
Свое происхождение этот венец ведет от иконографии солярных божеств: Аполлона, Гелиоса, Элагабала, Митры и «Непобедимого Солнца» (sol Invictus). Культ монарха в эллинистическом мире так или иначе пересекался с культами данных божеств, что и нашло свое отражение в нумизматике.
Монета с изображением Сирийского царя Антиоха VI
Из завоеванных эллинистических стран лучевая корона перекочевала в Рим. На римских императорских монетах она появляется практически сразу – уже у Августа. А начиная с Каракаллы изображение императора в лучевой короне на аверсе стало признаком новой монеты – антониниана.
Интересно, что если на антониниане изображался не император, а императрица, то ее образ сопровождался уже не лучевым венцом, а полумесяцем (ассоциация очевидна: император – образ Солнца, императрица – образ Луны).
Этот момент свидетельствует в пользу того, что, скорее всего, лучевая корона была лишь символом и не использовалась в реальной жизни. К тому же в источниках она не упоминается и в скульптурных портретах не встречается.
1) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Тиберий Гракх. 14.
2) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 12.
3) Аврелий Виктор. О цезарях. XLI, 14.
4) Дион Кассий. Римская история. Книга LXXII. 19. 3.