Что такое зачет в школе
Значение слова «зачёт»
1. Действие по глаг. зачесть—зачитывать 1 (в 1 знач.). Произвести зачет.
2. Вид проверочного испытания гл. образом практических знаний учащихся высших и специальных учебных заведений. Готовиться к зачету. □ У вузовцев была горячая пора: они сдавали зачеты. Эренбург, День второй. || Разг. Отметка, удостоверяющая прохождение такого испытания. Получить зачет.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Зачёт — в образовании, проверочное испытание и отметка в ведомости о его прохождении.
Зачёт — проверочное испытание в спорте.
Зачёт — в гражданском праве, погашение одного обязательства посредством другого, встречного.
ЗАЧЁТ, а, м. 1. Действие по глаг. зачесть. Произвести з. платежа. 2. Отметка, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому-н. предмету в высшей школе (спец.). Получить з. Поставить з. 3. Проверочное собеседование преподавателя со студентом, выясняющее степень познаний студента в каком-н. предмете (спец.). У меня сегодня з. по истории литературы. Сдать все зачеты. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зачёт
1. действие по значению гл. зачитывать; признание чего-либо (обычно учебного задания) сделанным, выполненным, усвоенным; также мероприятие, в ходе которого производится такое действие ◆ В конце своего пребывания дети сдают зачёт, делают доклады по результатам своих наблюдений. З. Б. Минина, «Творческие мастерские», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. отметка, удостоверяющая прохождение такого испытания
3. спорт. сумма очков, получаемых в соревновании за выполнение установленных положением требований ◆ Просто в зачёт шла сумма результатов в бросках левой и правой руками — добивались гармоничного развития. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
4. погашение взаимных обязательств, платежей двух или нескольких юридических и физических лиц в пределах равных сумм, величин взаимного долга ◆ ФГК Ст. 1289. Если два лица являются должниками друг друга, то между ними происходит зачёт, погашающий оба долга в порядке и случаях, указанных ниже. ◆ Банк обязан информировать клиента о произведенном зачёте в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором… «Гражданский кодекс Российской Федерации», 1995 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: престранный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Зачет» — это какая оценка в школе, для чего ее хотят ввести и по каким предметам
На страницах «Российской газеты» 11 января 2020 года появилась публикация, которая касается внедрения в школьный аттестат новой оценки. В информационном пространстве ее можно встретить под названием «зачет».
Российские школьники, возможно, смогут увидеть «зачет» в вышеупомянутом документе по некоторым предметам. Ольга Васильева, глава Минпросвещения, акцентировала внимание на том, что сейчас в России подготавливается новый порядок выдачи школьных аттестатов. Журналисты разбирались, что конкретно представительница власти имела в виду.
Новая оценка может появиться в школах России
Ольга Васильева, глава Минпросвещения, акцентировала внимание на том, что в российских аттестатах школы смогут ставить оценку «зачёт». Такому оцениванию, по предварительным данным, будут подлежать следующие предметы:
Ольга Васильева не уточнила, когда конкретно запланированное нововведение начнёт работать. Журналисты поинтересовались у представительницы власти, почему в России могут заработать нововведения, связанные с оценкой «зачёт». Ольга Васильева говорит о том, что, по ее мнению, любой ребёнок любит бегать, прыгать, рисовать и петь. Такие действия не у всех получаются на «отлично». Также она предоставила следующий комментарий:
«…ставить «тройку» в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно».
Глава Минпросвещения подчеркнула, что в некоторых школах система «зачёт»-«незачёт» или 100-балльная система используется достаточно давно, однако когда приходит пора получения аттестата, оценки приводятся к следующему знаменателю: «пять», «четыре» и «три».
По каким предметам учащиеся смогут получить «зачет»?
Сейчас происходит подготовка нового порядка выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Благодаря нововведениям школа сможет поставить «зачет» за следующие предметы:
Представительница власти подчеркнула, что только школа может самостоятельно решать, будет ли принята в ее рамках новая система. Конкретно неизвестно, когда нововведения начнут действовать. Журналисты следят за ситуацией и после принятия определённых решений проинформируют граждан о внедрении новой оценки «зачет».
Зачёт в школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 02:06, монография
Краткое описание
Система контроля знаний учащихся, степени усвоения ими учебного материала в форме проведения зачёта давно и прочно заняла своё место в школе и не является новой ни для учителей, ни для учащихся. Зачёты проводятся по самым разным предметам, после прохождения какой- либо темы, в конце четверти (триместра), полугодия, перед контрольными или лабораторными работами как получение доступа к их выполнению.
Zachet.docx
Система контроля знаний учащихся, степени усвоения ими учебного материала в форме проведения зачёта давно и прочно заняла своё место в школе и не является новой ни для учителей, ни для учащихся. Зачёты проводятся по самым разным предметам, после прохождения какой- либо темы, в конце четверти (триместра), полугодия, перед контрольными или лабораторными работами как получение доступа к их выполнению. В основном различают три формы проведения зачёта: устный, письменный и комбинированный. Рассмотрим некоторые аспекты подготовки учителя и учащихся к зачёту, методам его проведения.
Планируя свою работу на четверть, полугодие, год учитель руководствуется, как правило, примерным поурочным планированием, опубликованным в методической литературе, и вправе изменять количество часов на изучение той или иной темы, в зависимости от степени усвоения изучаемого материала применительно к каждому конкретному классу. Разброс в индивидуальном усвоении учениками класса корректируется системой поддерживающих и стимулирующих занятий. Внося в свой план работы проведение зачёта учителю необходимо ответить себе на вопросы:
Если проведение зачётов у учителя не является эпизодическим, спонтанным, то к их проведению ученики довольно быстро привыкают и, как правило, имеют возможность и желание хорошо к ним подготовиться, а для учителя могут служить одним из инструментов мониторинга усвоения программы. Проводя мониторинг на постоянной основе (а иначе это уже не мониторинг – а «инспекторская» проверка) по классам одной параллели, возможно по каждому ученику, в зависимости от учебной нагрузки, умения и возможностей использования компьютерных технологий, других составляющих элементов работы, у учителя появляется возможность видения и анализа степени усвоения учебной программы, поиска причин низких результатов и, наоборот, успехов не на интуитивно – эмоциональной основе и даже не на основе 10 –20 летнего опыта работы, а на основе конкретных цифр, выраженных в баллах, в процентах, в кривых линиях графиков, в любых удобных конкретно для этого учителя диаграммах, позволяет на основе научного анализа внести коррективы, поправки в свою методику преподавания и обосновать не случайность своих успехов.
Понятно, что такие диаграммы учитель может составлять по самым различным категориям вопросов, вплоть до мониторинга каждого конкретного ученика по темам, четвертям, предметам и т.д. в зависимости от поставленных вопросов, целей мониторинга, но это тема другой статьи.
Определившись с тематикой зачётов и сроками их проведения, учителю необходимо сообщить ученикам когда (ориентировочно), по каким темам, в какой форме будут проведены зачёты. Эта информация будет ориентировать школьников на важность выносимых на зачёт тем, будет побуждать у них желание более осознанного восприятия, стимулирует на постановку вопросов перед собой, перед учителем, на обмен информацией с одноклассниками и друзьями, учащимися этой же параллели, поставит перед ними конкретную задачу: подготовиться к зачёту так, что–бы, по крайней мере, быть не хуже всех в классе, что особенно болезненно воспринимается в подростковом и юношеском возрасте.
Целями зачёта могут быть:
Определяя для себя эти или иные цели, учителю важно помнить о том, что главная цель учителя это не контроль ради контроля и выставления той или иной цифры в журнал и дневник, а в конечном итоге научить (производная от слова «учитель»). А отсюда следует, что зачёт это не итог, не точка после определённого этапа, а запятая перед дальнейшими размышлениями о своей работе.
Форма проведения зачёта зависит от поставленных целей, от круга вынесенных на зачёт вопросов
Форма проведения
Методика подготовки и проведения
Устный зачёт даёт возможность убедиться, насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик материал, как он работал над учебным материалом, отрывочны или систематизированны его знания.
Письменный зачёт
Сочетание теоретической и практической частей зачёта выявляет степень, уровень усвоения и владения всеми гранями изучаемого предмета
Разработка плана проведения такого зачёта – поле творчества как для одного учителя, так и для методического объединения с привлечением педагога-организатора, заместителя директора по учебной работе, заместителя по воспитательной работе, психолога (создание условий и атмосферы комфорта и успеха), социального педагога (чей папа обязательно должен порадоваться успехам сына и может это нужно больше папе для восстановления нормальных отношений в семье), так модных в последнее время спонсоров (поощрение и не только моральное лучших).
Зачет – как один из основных видов контроля знаний учащихся старших классов
Разделы: Математика
Из года в год, жизнь диктует новые требования нашим ученикам, нашим выпускникам. Переходя с моими учениками из класса в класс, я стараюсь реально оценивать требования предъявляемые им при сдаче ЕГЭ и со стороны тех учебных заведений, в которых они будут продолжать своё образование. Эти факторы, и те, что будут перечислены ниже, повлияли на выбор актуальной темы, над которой я сейчас и работаю: “Зачет как один из основных видов контроля знаний учащихся старших классов”.
Обоснование приоритета, проведения контроля знаний учащихся старших классов в виде зачетов
Наряду, с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем.
Школа закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны уметь самостоятельно применять теоретические знания, овладевать навыками и умениями самообразования, стремиться к продолжению своего образования. Для решения этой задачи используются многие пути.
Задачи обучения должны решаться комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Существующая в школе практика проведения зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме.
Зачетная система и совершенствование учебного процесса
Уточним само понятие “зачетная система”.
Зачеты составляют главное в зачетной системе, её ядро, но не исчерпывают её. Зачетная система характеризуется следующими признаками:
а) программный материал по предмету делится на определённое число зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой этап в формировании знаний и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений, учащихся по зачетному разделу осуществляется путём проведения зачетов, которые сочетаются с текущим учетом знаний на уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная, целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях и в процессе самостоятельной домашней работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное для этого расписанием учебных занятий время.
При обычном режиме школьного обучающего процесса одним из существенных недостатков урока является чрезмерная затрата времени (в среднем до 40%) на опрос и проверку домашнего заданий, ответы на затруднения, возникшие при выполнении домашнего задания, при незначительной затрате времени на закреплении, тренировку и инструктаж к домашней работе. Здесь же, можно сократить время на проверку домашнего задания и опрос, сочетая их с подготовительным повторением в начале урока, либо с закреплением материала.
В результате уроки принимают более целостный характер, все звенья направляются на решение одних и тех же образовательных и воспитательных задач. Возникла возможность более разнообразно и рационально строить систему уроков, выросла доля вводных и повторительно-обобщающих уроков, семинаров, уроков изучения нового материала, уроков обучения приёмам самостоятельной работы.
Соотношение зачетов и текущей проверки знаний
В условиях зачетной системы текущая проверка знаний учащихся решает несколько задач:
а) выявляет подготовленность к изучению нового материала;
б) способствует установлению связей между новым и ранее изучавшимся материалом;
в) выявляет усвоение учащимися материала урока;
г) стимулирует систематическую домашнюю работу учащихся.
В ходе текущей проверки учащимся предлагаются вопросы и задания таких типов, которые будут использоваться на зачете по данному разделу
Практика показывает, что обойтись без домашнего задания нельзя, и, прежде всего потому, что формирование умений самостоятельной работы возможно в том случае, если учащиеся могут работать без непосредственной помощи учителя.
а) выяснить уровень усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела;
б) проверить, как они овладели умениями, формировавшимися в ходе изучения зачетного раздела;
в) способствовать систематизации и обобщению знаний в целом по сдаваемому разделу;
г) стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Подготовка к зачетам
В широком смысле под подготовкой к зачету понимается вся система уроков, консультаций, домашних заданий. Направленность этой подготовки обеспечивается постановкой на уроках познавательных проблем, раскрывающих главное содержание раздела.
При подготовке к зачетам важную роль играют вводно-повторительные уроки. На них разъясняется цель обучения, требования, наиболее важные пути подхода к самостоятельному анализу изучаемого материала.
На протяжении всех уроков по зачетному разделу проводится систематизация и обобщение знаний. Разъяснение и закрепление на уроке нового материала в определенной последовательности помогает учащимся лучше понять логику предмета. По мере изучения нового материала учитель называет примерные вопросы, которые будут предложены на зачете, разъясняет, какие задания и упражнения следует выполнить дома, предупреждает учащихся о возможных трудностях.
Зачету обязательно должен предшествовать повторительно-обобщающий урок по данному разделу. Он может быть направлен либо преимущественно на систематизацию и обобщение всего изученного материала, либо на его осмысление с какой-то новой точки зрения. Но в обоих случаях в поле зрения учащихся находится материал всего раздела. Заключительные уроки по зачетному разделу программы, посвященные повторению пройденного, наиболее эффективны в том случае, если в ходе изучения нового материала учитель проводит учащихся через ряд “промежуточных обобщений”, готовя их к обобщающей работе более высокого уровня.
Можно рассматривать различные вариации построения схем проведения таких уроков, например, при подготовке к зачету по теме: “Логарифмы. Основные свойства. График логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств” (см. Приложение1).
При подготовке к зачету проводятся индивидуальные консультации по содержанию учебного предмета. Здесь учитель восполняет пробелы, возникающие, у отдельных учащихся, как следствие недостаточной подготовленности к усвоению учебного материала. Большую роль здесь играют “Вопросы подготовки к зачету”, в которых указываются темы заданий, предлагаемых на зачете, характерные примеры и упражнения по зачетному разделу.
В Приложении2 предлагается перечень вопросов при подготовке к зачету по тригонометрии по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”.
В Приложении3 представлен один из вариантов зачета по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”.
Как можно видеть, вопросы полностью отражают содержание зачета.
Ученик, добросовестно выполнивший данные задания и не встретивший затруднений, может быть уверен в успешной сдаче зачета. Данные вопросы предлагаются за неделю до проведения зачета.
Зачеты по тригонометрическим темам всегда вызывают у детей определённые трудности. Связано это, конечно же, с рядом причин, но, пожалуй, главной является то, что этой темой заканчивается курс основной школы, при прохождении которой уже все нацелены на подготовку к экзаменам, надеясь на то, что тому, кто пойдёт учиться дальше, придется ей вплотную заниматься, а таких, увы, становиться всё меньше. Приходя же в 10 класс, по воле судьбы, учащиеся не успевают восполнить пробелы, поэтому в слабых классах результаты этих зачетов весьма невысоки. Если же ребенок осознанно идет к продолжению обучения, то весь материал по данной теме, усвоив в 9 классе, придя в 10 класс, он системно повторяет, добавляет новые знания, связанные с функциями, и успешно пишет зачеты.
Методика проведения зачетов
Принимая зачеты, учитель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал классом в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены учениками, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями ученики пока не смогли овладеть. Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.
Индивидуализация зачета педагогически целесообразна, так как создает благоприятные условия для развития учащихся. Она может осуществляться по видам работы на зачете, по трудности вопросов и заданий и по объёму учебного материала, знание которого проверяется.
Важно разработать для зачетов систему вопросов, различающихся уровнем трудности. Не всегда удаётся точно определить трудность вопроса. Но всё-таки, такая система вопросов позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика и развивать его самостоятельность, постепенно повышая уровень трудности вопросов на уроках и зачетах.
В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:
а) письменный зачет;
в) комбинированный зачет;
г) домашняя зачетная работа.
Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:
1. Задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.
2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий).
3. Задания должны быть рассчитаны на учащихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются учеником, и от их количества.
4. Могут входить вопросы теоретического характера (вывод формул, доказательство теорем и др.).
Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.
Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач.
Типы комбинированного зачета:
1) устно-письменный зачет;
2) устно-практический зачет.
Домашние зачетные работы учащиеся выполняют по ходу изучения в классе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ученика (исследование функции).
Я применила данный вид работы при изучении темы “Исследование функции и построение её графика” в 10 классе. Поскольку проведение контрольной работы, которая включала бы в себя все важные вопросы данной темы, потребовала бы затраты не одного урока и даже не двух, я предлагаю выполнить эту контрольную работу дома. Её выполнение требует от ребят исследовательской работы, использование справочного материала, серьезной систематизации полученных знаний. В связи с тем, что теме “Функции” в программе старших классов уделяется большое внимание, ребятам предлагается контрольная работа двух уровней (см. Приложение4), содержащая задания различной степени сложности в зависимости от их подготовки.
Отслеживаются результаты зачетов, контрольных работ, самостоятельных работ, индивидуальной работы с помощью ЗАЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ.
Зачетно-технологическая карта составляется по каждой, из проходимой тем. Согласно теме в неё вносятся необходимые умения и навыки. После любой текущей проверки в неё заносятся достигнутые результаты. Эти результаты оцениваются по десятибальной шкале:
Сначала подсчитывается общее количество баллов за работу. Потом подводиться общий рейтинг по предмету. Это то же позволяет стимулировать активность учащихся. Показывает уровень приобретённых умений и навыков, указывая, над чем, необходимо ещё поработать перед очередной работой по данной теме. Сюда же записываются темы, выносимые на самообразование, определяются сроки, вид контроля.
Положительные и отрицательные аспекты проведения зачётов
Введение зачетной системы оказало положительное влияние на отношение учащихся к учебе. Многие ученики убедились в том, что они могут овладевать большим по объёму, сложным материалом, могут научиться решать задачи, казавшиеся ранее недоступными.
Понимая значимость образования, можно подвести некоторые итоги.
1. Проведение зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения ученика по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить.
2. Повысилось качество знаний по дисциплине, т. е. учащиеся осознали необходимость не стихийного выполнения домашнего задания, а системного, т. к. от уровня проработки типичных заданий дома, зависит уровень восприятия нового материала на следующем уроке. Плюс к этому, в процессе самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как наследство от прежних недоработок, которые требуют дополнительной работы дома, а порой и разъяснений со стороны учителя.
5. Работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, заставляет учеников ценить предоставленное время, сразу включаться в работу. На зачетах нет времени на раскачку, на разговоры, на подсказки. Зачеты составлены таким образом, что для того, что бы получить максимальный бал, ученик должен выложиться полностью, показав тем самым, что его предварительная работа была очень серьёзной.
Это качество является неотъемлемой частью успеха при сдаче ЕГЭ, при поступлении в высшее учебное заведение (где, экзамены в виде тестирования), при написании контрольных работ на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Конечно же, проведение зачетов имеет и недостатки:
1. Подбор детей в классах, тем более в обычных школах, очень неоднозначен, год на год не приходиться. Поэтому, не всегда качество знаний может достигать хороших результатов. Подчас, ученики очень инертны, не желают усложнять себе жизнь. Особенно это заметно, когда происходит смена учителя, естественно и смена требований.
2. Сложно для детей со слабо развитыми вычислительными навыками, для детей не склонных к восприятию математики. Хотя в зачетах и предусмотрены различные критерии оценки.
3. Проведение зачетов и несовершенство в составлении расписания уроков, приводит детей к перегрузкам.
- Что такое зачет в институте
- Что такое зачет встречных требований