Что такое забвение в православии

О забвении

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?

Это ожесточение сердца во время молитвы называется холодностью, сухостью или черствостью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холодность почти всегда приходит от забвения. Причина холодности души — я ведь, грешный, каждое мгновение страдаю ею — это забвение. А забвение что такое, по святым отцам? Это первый грех рациональной части души.

С рациональной стороны первым грехом является забвение. Затем следуют неведение, нерассудительность, нерадение, неблагодарность за благодеяния Божии и ближнего, неразборчивость, неправоверие, хула, безумие, ересь и другие. Но первым шагом в сторону холодности, запомни, является забвение.

Так он называет и воображение. Аристотель в своей философии называл его общим чувством. Потому что воображение улавливает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хранении пяти чувств», написанную святым Никодимом Святогорцем? [4]

Эх, сколько еще надо сказать! Видишь, как одно с другим связывается, когда говоришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшельничестве. Исключительная книга, очень назидательная. И когда заканчиваешь ее, автор говорит: «Эту непотребную книгу, которую я написал». Видишь, сколько тут смирения? «Ты сделался подобным огниву, а я как кремень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто кремневое, и брызнули эти малые искры». Эта книга вся содержит великую мудрость!

Ты видел, что сказано там? Там показано нам, как идти этим путем. По причине того, что ум впал в холодность из-за забвения, после того как мы забыли страх Божий, человек начинает позволять себе все что угодно. А поначалу, когда человек забыл о страхе Божием, диавол начинает приносить ему всякого рода помыслы через воображение.

Воображение, по святому Василию Великому, — это мост для бесов, через который они пробираются в душу человека. Поэтому нам нужна великая внимательность на молитве, чтобы мы не представляли себе ничего, ибо первое мытарство, которое поджидает ум на пути к сердцу, — это воображение. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не переходит из ума в чувство иначе, как через воображение. Потому что ты не можешь совершить грех, пока не представишь его себе. Ты не замечал этого, когда борешься с умом? Или появляется образ того, кто тебя огорчил и на кого ты был сердит. Будто напоминает тебе о нем, и как бы ты отомстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через воображение. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы принимают образ огорчившего тебя и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот говорит так-то, что тот еще что-то делает.

Один великий духовник говорил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом увидишь, что ничего из того, что говорил тебе ум, не было правдой». Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить ее. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что человека возмущают такие подозрения, ведут брань и с помощью их. В Псалтири сказано: мнози борющии мя с высоты (Пс. 55: 3). И святой апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Вот так, с воздушными князьями борется бедный ум!

А поскольку я не был внимателен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то женщина, с которой мы встречались, или деньги, или слава, — всё, какого бы оттенка он ни оказался. Он его ввел в сердце через воображение. Это идол, это «мерзость запустения на месте святом». А если бы было трезвение внимания, то он не вошел бы. Оно сразило бы его с самого начала. Пришел? «Господи Иисусе Христе. » Ты ударяешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум привыкает к этой невидимой брани! Как написано в книге «Невидимая брань».

А у кого есть трезвение внимания, тот, прежде чем придет забвение, чувствует его. Почему? Трезвение рождается из страха Божия. А страх Божий — из веры в Бога. Святой Максим Иповедник говорит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трезвится»! [11] Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен различить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трезвится, тот сразу должен призвать Господа Иисуса, ибо трезвение внимания состоит в трех деланиях: трезвиться умом, противиться греху, как только он вошел в ум, и взывать: «Господи Иисусе Христе…». Трезвение наше не имеет никакой силы без Иисуса Христа.

А забвение — это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха.

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

[1] См.: Свт. Григорий Нисский. Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелетинскому // Свт. Григорий Нисский. Догматические послания: В 2 т. Краснодар, 2006. Т. 1. С. 314.

[2] См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506.

[4] В рус. пер.: О хранении чувств. М., 2000. Глава «О хранении воображения». См. также: Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправлять воображение и память. М., 2007. С. 23–26.

[5] Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 31 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199.

[6] Ср.: Древний патерик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407.

[7] Ср.: Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. § 3 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166.

[8] См.: Св. Марк Подвижник. Послание к иноку Николаю. § 23 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423.

[9] Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 9. С. 180.

[10] См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому. Правило 1 // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497.

[11] Ср.: Прп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. § 10 // Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248.

Источник

О забвении

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты греш­ник, и хочешь молиться, но у тебя нет состо­я­ния уми­ле­ния, то есть ты ощу­ща­ешь оже­сто­че­ние сердца. Что тогда нужно делать?

Это оже­сто­че­ние сердца во время молитвы назы­ва­ется холод­но­стью, сухо­стью или черст­во­стью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холод­ность почти всегда при­хо­дит от забве­ния. При­чина холод­но­сти души — я ведь, греш­ный, каждое мгно­ве­ние стра­даю ею — это забве­ние. А забве­ние что такое, по святым отцам? Это первый грех раци­о­наль­ной части души.

Душа делится на три части: раци­о­наль­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную, по свя­тому Гри­го­рию Нис­скому1. Так их рас­по­ла­гает и «Пида­лион». Святой в точ­но­сти пред­пи­сы­вает епи­ти­мии за грехи по трем частям души. Посмотри в его пра­ви­лах в «Пида­ли­оне»2.

С раци­о­наль­ной сто­роны первым грехом явля­ется забве­ние. Затем сле­дуют неве­де­ние, нерас­су­ди­тель­ность, нера­де­ние, небла­го­дар­ность за бла­го­де­я­ния Божии и ближ­него, нераз­бор­чи­вость, непра­во­ве­рие, хула, безу­мие, ересь и другие. Но первым шагом в сто­рону холод­но­сти, запомни, явля­ется забве­ние.

Когда мы забы­ваем о бла­го­де­я­ниях Божиих, когда забы­ваем, что Бог здесь, когда забы­ваем о при­сут­ствии Бога, мы впа­даем в так назы­ва­е­мую акедию3. Акедия есть рас­слаб­лен­ность души и ума. Вели­кий Васи­лий и другие святые отцы назы­вают акедию «кара­ка­ти­цей души». Когда чело­век ста­но­вится апа­тич­ным и лежит в унынии, рас­слаб­ле­нии, тогда все стра­сти и все зло входят в его душу.

Так он назы­вает и вооб­ра­же­ние. Ари­сто­тель в своей фило­со­фии назы­вал его общим чув­ством. Потому что вооб­ра­же­ние улав­ли­вает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хра­не­нии пяти чувств», напи­сан­ную святым Нико­ди­мом Свя­то­гор­цем?4

Эх, сколько еще надо ска­зать! Видишь, как одно с другим свя­зы­ва­ется, когда гово­ришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшель­ни­че­стве. Исклю­чи­тель­ная книга, очень нази­да­тель­ная. И когда закан­чи­ва­ешь ее, автор гово­рит: «Эту непо­треб­ную книгу, кото­рую я напи­сал». Видишь, сколько тут сми­ре­ния? «Ты сде­лался подоб­ным огниву, а я как кре­мень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто крем­не­вое, и брыз­нули эти малые искры». Эта книга вся содер­жит вели­кую муд­рость!

Ты видел, что ска­зано там? Там пока­зано нам, как идти этим путем. По при­чине того, что ум впал в холод­ность из-за забве­ния, после того как мы забыли страх Божий, чело­век начи­нает поз­во­лять себе все что угодно. А пона­чалу, когда чело­век забыл о страхе Божием, диавол начи­нает при­но­сить ему вся­кого рода помыслы через вооб­ра­же­ние.

Вооб­ра­же­ние, по свя­тому Васи­лию Вели­кому, — это мост для бесов, через кото­рый они про­би­ра­ются в душу чело­века. Поэтому нам нужна вели­кая вни­ма­тель­ность на молитве, чтобы мы не пред­став­ляли себе ничего, ибо первое мытар­ство, кото­рое под­жи­дает ум на пути к сердцу, — это вооб­ра­же­ние. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не пере­хо­дит из ума в чув­ство иначе, как через вооб­ра­же­ние. Потому что ты не можешь совер­шить грех, пока не пред­ста­вишь его себе. Ты не заме­чал этого, когда борешься с умом? Или появ­ля­ется образ того, кто тебя огор­чил и на кого ты был сердит. Будто напо­ми­нает тебе о нем, и как бы ты ото­мстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через вооб­ра­же­ние. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы при­ни­мают образ огор­чив­шего тебя и вводят его в твою душу через вооб­ра­же­ние и пока­зы­вают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он нена­ви­дит тебя!». Затем ум начи­нает обма­ны­ваться, пред­по­ла­гая, что тот тебя нена­ви­дит, что тот гово­рит так-то, что тот еще что-то делает.

Один вели­кий духов­ник гово­рил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом уви­дишь, что ничего из того, что гово­рил тебе ум, не было прав­дой». Это обманы ума, кото­рые бесы во время иску­ше­ния вводят в душу через вооб­ра­же­ние, чтобы раз­ру­шить ее. Это пред­по­ло­же­ния, обман­чи­вые мнения. Пред­по­ло­же­ния, будто такой-то гово­рит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что чело­века воз­му­щают такие подо­зре­ния, ведут брань и с помо­щью их. В Псал­тири ска­зано: мнози борю­щии мя с высоты ( Пс. 55:3 ). И святой апо­стол Павел гово­рит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных ( Еф. 6:12 ). Вот так, с воз­душ­ными кня­зьями борется бедный ум!

Святой Максим гово­рит: «Мер­зость запу­сте­ния на месте святом — это грех, пред­став­лен­ный в вооб­ра­же­нии»5. Ибо место святое — это сердце, потому что мы — храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1Кор. 3:16 ). Бес, когда ему уда­лось через вооб­ра­же­ние водво­рить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, кото­рое огор­чило тебя или кото­рое ты страстно любишь! Когда он водво­рил в тебе идола, ты отда­ешь себе отчет: «Да! Я не был трез­вен­ным до первой при­манки [при­лога], — ибо здесь нам нужно ска­зать о две­на­дцати сту­пе­нях греха. — Если бы я был трез­вен при первой уловке, то сразу же про­из­нес бы: “Гос­поди Иисусе Христе…”», — и при трез­ве­нии вни­ма­ния идол не входит.

А поскольку я не был вни­ма­те­лен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то жен­щина, с кото­рой мы встре­ча­лись, или деньги, или слава, — всё, какого бы оттенка он ни ока­зался. Он его ввел в сердце через вооб­ра­же­ние. Это идол, это «мер­зость запу­сте­ния на месте святом». А если бы было трез­ве­ние вни­ма­ния, то он не вошел бы. Оно сра­зило бы его с самого начала. Пришел? «Гос­поди Иисусе Христе. » Ты уда­ря­ешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум при­вы­кает к этой неви­ди­мой брани! Как напи­сано в книге «Неви­ди­мая брань».

Блажен кто имеет трез­ве­ние ума! Потому сказал боже­ствен­ный Пимен Вели­кий в «Пате­рике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спа­стись, кроме трез­вен­ного ума» 6. Ясно! Столько-то всего. С трез­вен­ным умом и с этим дела­нием трез­ве­ния вни­ма­ния мы можем спа­стись легче всего.

Его назы­вает святой Исихий Синаит «все­объ­ем­лю­щим дела­нием вся­кого доб­рого дела и всякой доб­ро­де­тели»7, — почи­тайте в «Доб­ро­то­лю­бии», ибо оттуда мы гово­рим, и в «Пате­рике».

Первый грех, рож­да­ю­щийся в раци­о­наль­ной части души, — это забве­ние. Из забве­ния рож­да­ется холод­ность души. Марк Подвиж­ник гово­рит, что суще­ствуют три вели­кана, уби­ва­ю­щие душу: забве­ние, неве­де­ние и раз­ле­не­ние8.

Видишь? Может, кто-то и трез­вен умом, да ослеп­лен неве­де­нием. И опять же, трез­ве­ния вни­ма­ния нет и у него. Ты слышал, что неве­де­ние — это сле­пота души. Святой Максим гово­рит: «Жизнь для ума — свет веде­ния, а неве­де­ние — сле­пота души»9. А значит, кто-то может ослеп­нуть не только от забве­ния, но и от неве­де­ния. А если он сказал и о раз­ле­не­нии, то ты слышал, что он поста­вил сна­чала? То же забве­ние. Ибо и неве­де­ние, и раз­ле­не­ние при­хо­дят вслед за забве­нием.

Святой Гри­го­рий Нис­ский клас­си­фи­ци­рует в «Пида­ли­оне» все грехи по трем частям души, и первым грехом, воз­ни­ка­ю­щим из раци­о­наль­ной части, явля­ется забве­ние10. И при­чина нашего охла­жде­ния к духов­ному, даже во время молитвы, также про­ис­те­кает из забве­ния.

А у кого есть трез­ве­ние вни­ма­ния, тот, прежде чем придет забве­ние, чув­ствует его. Почему? Трез­ве­ние рож­да­ется из страха Божия. А страх Божий — из веры в Бога. Святой Максим Ипо­вед­ник гово­рит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трез­вится»!11 Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен раз­ли­чить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трез­вится, тот сразу должен при­звать Гос­пода Иисуса, ибо трез­ве­ние вни­ма­ния состоит в трех дела­ниях: трез­виться умом, про­ти­виться греху, как только он вошел в ум, и взы­вать: «Гос­поди Иисусе Христе…». Трез­ве­ние наше не имеет ника­кой силы без Иисуса Христа.

А забве­ние — это первый шаг к холод­но­сти, как пока­зы­вают боже­ствен­ные отцы. Если же мы боремся против забве­ния, то ум всегда трезв и потому избав­лен от осталь­ных боре­ний на сле­ду­ю­щих сту­пе­нях греха.

пере­вела с румын­ского Зина­ида Пей­кова
Пере­вод выпол­нен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa.
Vol. 1. Ed. a 2‑a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
14 ноября 2011 г.

При­ме­ча­ния:

1. См.: Свт. Гри­го­рий Нис­ский. Кано­ни­че­ское посла­ние к свя­тому Литоию, епи­скопу Меле­тин­скому // Свт. Гри­го­рий Нис­ский. Дог­ма­ти­че­ские посла­ния: В 2 т. Крас­но­дар, 2006. Т. 1. С. 314.
2. См.: Кано­ни­че­ское посла­ние свя­того Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, к свя­тому Литоию, епи­скопу Мели­тин­скому // Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Нико­дима, еп. Дал­ма­тин­ско-Истрий­ского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506.
3. Уныние.
4. В рус. пер.: О хра­не­нии чувств. М., 2000. Глава «О хра­не­нии вооб­ра­же­ния». См. также: Прп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправ­лять вооб­ра­же­ние и память. М., 2007. С. 23–26.
5. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сот­ница. § 31 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199.
6. Ср.: Древ­ний пате­рик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407.
7. Ср.: Прп. Исихий, пре­сви­тер Иеру­са­лим­ский. К Фео­дулу душе­по­лез­ное и спа­си­тель­ное слово о трез­ве­нии и молитве. § 3 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166.
8. См.: Св. Марк Подвиж­ник. Посла­ние к иноку Нико­лаю. § 23 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423.
9. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Четыре сотни глав о любви. Первая сот­ница. § 9. С. 180.
10. См.: Кано­ни­че­ское посла­ние свя­того Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, к свя­тому Литоию, епи­скопу Мели­тин­скому. Пра­вило 1 // Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Нико­дима, еп. Дал­ма­тин­ско-Истрий­ского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497.
11. Ср.: Прп. Максим Испо­вед­ник. Умо­зри­тель­ные и дея­тель­ные главы. § 10 // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248.

Источник

ЗАБВЕНИЕ

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Забвение воюет с человеком до последнего издыхания, повергая его в бесплодие, оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек.

Авва Исайя

ЕВАНГЕЛИЕ

Увещание к бодрствованию

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими, истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк.12:35-40).

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Забвение о Благодетеле

Тот, кто ныне обольщает нас, и мирскими приманками всемерно старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается и посмевается над нами, тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу и будет хвалиться нашею непокорностью и нашим отступничеством, что он не сотворил нас и не умер за нас, однако же имел нас своими последователями в непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений — врагу Христову послужит предметом похвальбы и поводом к превозношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Тому, кто истинно хочет следовать Богу, нужно отрешиться от уз житейских привязанностей, а это совершается чрез удаление и забвение старых привычек.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Губит нас забвение Бога

Сообразно с заповедью должно предпочитать всему заповедь всеобъемлющую, память Божию, о коей говорится: помни Господа, Бога твоего, всегда (Втор. 8:18). Ибо от чего гибнем, противоположным тому и сохранены быть можем. Губит же нас забвение Бога, мраком покрывая заповеди и обнажая нас от всякого добра.

Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий, она есть глава и добродетелей, как любовь Божия.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Преподобный Филофей Синайский

Но часто не позволяло мне этого пагубное забвение – сия омраченная дочь дьявола

Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим, во внимание ума, есть разумное молчание уст, хотя ум еще и не безмолвствует; вторая – мерное (малою мерою определенное) воздержание в пище и питии; третья, очищающая ум и тело, – непрестанная память и размышление о смерти. Узрев однажды красоту сей последней, и духом, а не оком, уязвившись и усладившись ею, я возжелал стяжать ее себе в сожительницу на целую жизнь, возлюбив ее благообразие и благолепие. Как она смиренна, радостопечальна, задумчива, как страшится будущего праведного истязания и как боится продления (случайностей) жизни! Из чувственных очей своих она обычно источает целительную живую воду, а из очей мысленных – обильный источник премудрых помышлений, который теча и скача веселит разум. Эту-то, как я сказал, дщерь Адамову, т.е. память о смерти, жаждал я всегда иметь сожительицей себе, с нею спать, с нею беседовать и вместе с нею исследовать, что имеет быть со мной, по отложении тела сего, но часто не позволяло мне этого пагубное забвение – сия омраченная дочь дьявола.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Праздник Господень — забвение зол, помнящего же зло обымет плач.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Забвение не имеет никакой силы, но держится нашими нерадениями

Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге, того же, кто забывает о Боге, соразмерно с тем огорчает.

Да будет тебе учителем такого памятования всякая невольная прискорбность, и никогда не оскудеет у тебя побуждение к покаянию.

Не говори: «что же мне делать? Я и не хочу, а оно (забвение) приходит». Это за то, что ты пренебрегал должным, когда помнил о нем.

Сделай добро, которое помнишь, тогда откроется тебе и то, о котором не помнишь, и не предавай безрассудно мысли своей забвению.

Писание говорит: ад и пагуба явна пред Господом (Прит.15:11). Сие говорит оно о сердечном неведении и забвении.

Ад есть неведение, ибо тот и другое мрачны. Пагуба же есть забвение, ибо в обоих них пропадает нечто из бывшего.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Преподобный Илия Экдик

Некогда Аморрей, обитавший на горе, поразил «понудившихся взыти на верх горы» той (Чис.14:44,45; Втор.1:44). Ныне же злое забвение отгоняет тех, которые, прежде достижения сердечной чистоты, покушаются взойти на самый верх молитвы чистой.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Авва Исайя

Забвение воюет с человеком до последнего издыхания, повергая его в бесплодие, оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Преподобный Никодим Святогорец

Евергетин. Том 4 (ч.1)

Из Палладия

Диоклит, подвижник из Фиваиды, сначала изучал грамматику, потом предался философским занятиям, а затем со временем божественная благодать привлекла его к изучению небесного любомудрия. Он отрекся от мира в возрасте двадцати восьми лет и прожил в пещере тридцать пять лет.

Этот блаженный муж говорил, что ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо бесовским, либо скотским.

Мы очень хотели разузнать, каким образом это происходит. Он ответил, что ум, который отступил от созерцания Бога, по необходимости либо следует за вожделевательным началом души и тогда подпадает под власть беса, наводящего скотскую невоздержанность, либо же им овладевает гнев, от которого происходят бесовские порывы к невоздержанности.

Когда я возразил, как же может ум непрерывно пребывать с Богом, он ответил, что если душа человека в любом действии или помышлении руководствуется благочестивым законом и божественным помыслом, она пребывает рядом с Богом.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии
Из Отечника

Старец сказал: «Бог требует от человека ума, разумения и дел».

Кто-то из отцов сказал, что человек должен всегда иметь внутри себя делание. Если его ум занят не трудом ради Бога, то враг вламывается в него, но не находит места, чтоб расположиться. А если умом овладевает вражеское пленение то Дух Божий часто приходит к такому человеку, но ему не оставлено места, и из-за нашей злобы Он уходит.

Старцы говорили, что есть три силы сатаны, предшествующие всякому греху: забвение, нерадение и вожделение. Когда наступает забвение, оно порождает нерадение, а нерадение порождает вожделение. Кто не приходит в забвение, тот не знает нерадения и потому избавлен от вожделений, а таковой никогда не падает, по благодати Христовой.

Кто-то из старцев сказал: «Если закрыть глаза волу, то он будет вращать насос, качающий воду. А если оставить открытыми, то он не будет ходить кругами. Так и дьявол, если ему удастся закрыть глаза человеку, то он унизит его, заставляя все время впадать во всякие грехи. А если у человека глаза просвещенные, то он легко избежит дьявола».

Сказал старец: «Почиваешь ли ты, встаешь ото сна или делаешь что-нибудь другое, если Бог всегда пред твоими глазами, то враг ничем не сможет запугать тебя. Пока помысел о Боге жив в тебе, сила Божия помогает тебе».

Сказал старец: «Есть два вида забвения, исключающие друг друга. Если человек забывает есть хлеб, от исторгающихся из груди стенаний, им никогда не завладеет вражеское забвение».

Брат спросил авву Крония:

— Что делать, отче, если забвение полоняет мой ум и лишает чувства, пока напрямую не введет меня в грех?

— Если поработители души захватят ум человека через его собственные наклонности, то начинают тащить его вниз, пока не положат на жертвенник невидимой страсти. Но даже в этом месте, если он образумится, примется искать Бога и вспомнит о вечном Суде, то страсть тотчас падет и исчезнет. Ибо в Писании сказано, что если отвратишься и будешь воздыхать, тогда спасешься и узнаешь, где ты находишься.

Сказал старец: «Это удивительно, что и молитвами мы молимся в присутствии Бога, и Бог слышит все, что мы говорим, но грехи мы совершаем так бесстыдно, как будто Он ушел и не видит ни нас, ни наших дел».

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Священноинок Дорофей

Когда не читаем часто, и не слушаем внимательно и усердно святые книги Божественного Писания, то впадаем в различные страсти и в греховные напасти

И попадаем в бесовские сети, и во всякое зло, и заслуживаем бесконечных мук, и забываем о неизбежности смерти и о Христовом пришествии, и о жестоких муках, и о всей радости Царствия Небесного и пресветлого рая. И приятна нам становится суетная, кратковременная и обманчивая жизнь века и мира сего, и удаляемся от Бога по небрежности нашей и невниманию.

И тут же бесы овладевают нашей памятью и умом и омрачают его ясность, и наводят забвение о добродетелях, а зло постоянно приводят на ум и возобновляют.

А святые книги Божественного Писания указывают нам начало, середину и конец спасительного пути – небесной лестницы в Царство Небесное. И поэтому нам следует ежечасно и непрестанно приникать к святым книгам Божественного Писания. И оттуда, где есть святые книги Божественного Писания, изгоняются все бесовские воздействия и сети, и все злые и лукавые замыслы и греховные страсти, и губительные для души напасти, и вожделения и похоти. А Господни заповеди и святоотеческие добродетели от этого хорошо соблюдаются. Потому святыми отцами было установлено на утреннем богослужении многократно читать наставления святых книг и часто поучаться и постоянно молиться. И в кельях своих часто читать и поучаться и постоянно молиться для защиты души от незримых воров и разбойников, от их козней и ухищрений, и злых бесовских замыслов, и от забвения и помрачения. Как бы выставляя для этого стражу, заботясь постоянно о своих душах и о своем спасении, вне всех хлопот о земном и тленном. И для этого нам следует ежечасно читать поучения святых божественных книг внимательно и прилежно. Потому что святые книги открывают в каждом из нас совесть, обнаруживают и искореняют страсти, обнажают бесовские сети, учат добродетели, укрепляют в страданиях и скорбях, напоминают о смертном часе, обнаруживают врага-антихриста, говорят о пришествии Христовом, предвещают радость Царствия Небесного, напоминают о бесконечных муках; и отделяют добро от зла, и показывают разницу, и ставят в центр основное, словно рассыпая на блюде чистое золото и серебро, и редкий жемчуг, и драгоценные камни; они, как мудрый учитель, и как искусный военачальник, и как кормчий корабля, и наставник заблудившимся на опасном и суетном, и полном волнений пути века сего в Царствие Небесное. Они словно пресветлое солнце, светящее днем, и словно ясный месяц для плавающих в житейской ночи нынешнего века по волнующемуся морю мира сего, для всех желающих спастись и достичь Царства Небесного.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Преподобный Иоанн Кронштадский

Наша природа склонна к скорому забвению

Наша растленная природа склонна к скорому забвению всего святого и спасительного, потому что грехи и страсти непрестанно отуманивают, омрачают наши головы и сердца, занимают оные и господствуют в них, вытесняя воспоминания, помышления и чувства о священных событиях и великих Божиих к нам благодеяниях. Поэтому Святая Церковь, верная хранительница заповедей Господа своего, всего учения и всех дел Его, вечно признательная к неизреченным благодеяниям Его, установила воспоминательно совершать в ежедневных, равно как в воскресных и праздничных Богослужениях торжественно, с живописующею, наглядною, образною обрядностью все спасительные события из жизни и деяний Господа нашего Иисуса Христа, все домостроительство Его спасения как в Ветхом, так и в Новом Завете, равно самое сотворение Им мира видимого и невидимого, и не только события из Его всеспасительной, чудодейственной жизни, но и из жизни Пречистой Его Матери, послужившей столь славно тайне воплощения сына Божия, из жизни Его Предтечи, Апостолов, пророков Его, иерархов, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных и всех всячески Богу послуживших и угодивших святых, этих бесчисленных свидетелей Господа, истины и спасительности Его божественной веры и всего Его божественного учения, наследовавших, по обетованию Его, жизнь вечную. Это полезно и нужно для утверждения нашей веры, надежды и любви, для духовного воспитания христианского человечества, для всегдашнего научения его догматам веры, различным добродетелям: верности, мужеству, терпению, кротости, незлобию, смирению, нестяжательности, воздержанию, чистоте и целомудрию и прочим добродетелям, ибо жизнь Господа и Пречистой Его Матери, равно, как и святых, представляет образцы всяких добродетелей, исполняя которые, человек удобно может угодить Богу и спасти свою душу и души братий своих.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Преподобный Паисий Величковский

Мрачное забвение

Прежде всякого грехопадения бесы наводят на человека следующие страсти: мрачное забвение, гнев жестокий, то есть бесчеловечную и зверскую злобу и неведение, как тьму беспросветную. Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха, прежде чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением, или гневом, или неведением.

Что такое забвение в православии. Смотреть фото Что такое забвение в православии. Смотреть картинку Что такое забвение в православии. Картинка про Что такое забвение в православии. Фото Что такое забвение в православии

Святитель Феофан Затворник

Забвение Господа

Не беспрерывно же вы в хлопотах? Все бывают и перемежки. Когда они бывают, не беритесь ни за какое дело, а войдите в себя и постарайтесь стать пред лице Господа!

Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его

Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: «пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь», может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: «пощади, Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *