Что такое огонек в лагере
Виды огоньков: следуя логике развития смены, можно выделить огоньки оргпериода, основного периода и итогового периода. По содержанию, огоньки бывают: знакомства, конфликтные, анализа, тематические, адаптации.
1. Наличие живого огня (обычно в центре круга).
3. Огонек готовиться ведущими (реже – в конце смены – лидерами группы).
5. Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т. д.
7. Тема огонька актуальна для большинства участников.
ОГОНЬКИ ОРГПЕРИОДА
Цель огоньков оргпериода – знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у детей потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса самопознания.
Цель первого огонька – познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального настроя.
«Расскажи мне о себе». Это рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу – тот, у кого предмет, рассказывает о себе.
«Имена». Каждый ребенок, по очереди, рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище.
«Загони джина в бутылку». Все пишут на листочках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Листочки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают ее только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.
«Букет цветов». Для огонька необходим изготовленный заранее букет цветов. На каждом цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.
«Гороскоп». Отряд распределяется по группам – знакам зодиака. Рассказ о своем знаке зодиака (его характеристиках) дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После высказывания – краткая характеристика знака.
«Музей любимых вещей». Каждый участник приходит со своим любимым предметом и рассказывает о нем. Рассказ об этом предмете дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.
«Пакет откровений». Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.
«С неба звездочка упала». Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев упавшую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.
ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда. Обычная продолжительность – не более одного часа. В ситуации кризиса или конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и формализованную форму.
«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы исправил…; сделал…; добавил…
«Машина времени». Игра-отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив – ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
«Жизненный девиз». Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.
«Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».
«Сказочная поляна». На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?
«Три желания». Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Поделитесь с другими, кто какие желания загадал. Расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.
«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.
Каждый участник бросает кубик, на какой географический объект он попадает, о тех случаях из своей жизни человек и рассказывает. Чтобы помочь, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одиночества, тогда вопросы могут быть такие: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество? Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами, песнями.
«Подарок отряда». Сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день. «Какими «подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?»
ОГОНЬКИ-ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Откровенный разговор – один из труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого. Для детей – потому, что у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе. Вожатому трудно создать атмосферу доброжелательности, чтобы огонек не превратился в место сведения счетов и взаимных обвинений.
«Шляпа». Обсуждение проблемных ситуаций в отряде. На листочках пишутся вопросы к детям, которые накопились за несколько дней. Каждый ребенок вытаскивает из шляпы вопрос и говорит о своем отношении к данной проблеме.
«Зеркало». Перед началом огонька каждый ребенок заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется лист бумаги и делится на две части. В левой части ребенок составляет список своих положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы подписываются и раскладываются по кругу. Каждому ребенку предлагается пройти по кругу от одного «зеркала» к другому и вписать на правую половинку листа те качества, которыми, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к своему «зеркалу», ребенок может сравнить свою самооценку с мнением ребят.
«Круг молчания – 1». Участники огонька сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие эмоционального напряжения, снятие конфликта.
«Круг молчания – 2». Участники сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.
«Письмо другу». Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника) – переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
«Разговор в темноте». Огонек проводится в полной темноте. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
«Разговор с игрушкой». Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (по принципу «Письмо другу»).
«Разговор с попутчиком». Ситуация: закончилась смена, вы едете домой. Нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
«Разговор со свечой». Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души», достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Внимание акцентировано на проблеме в отряде. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
«Электрический стул». Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст, в случае его некорректности по отношению к человеку).
«Я не понимаю…». Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом: «Я не понимаю, почему. ». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
«Самое важное слово». У каждого была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. У участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое изменило бы ту ситуацию.
Ребята по одиночке собираются на условленном месте, обозначенном в пригласительном билете, которое освещается только одной маленькой свечкой. В темноте не видно, рядом с кем усаживается ребенок, сложно выбрать комфортное место. Ведущий напоминает проблемную ситуацию, возникшую в отряде и предлагает высказать каждому свое отношение к случившемуся, предложить выход, начиная с фразы «Почему у нас. ». Ребята высказываются по желанию. Если ребенок предложил конструктивный вариант решения проблемы, а не просто пересказал ситуацию или дал ее оценку, обвинил товарищей и т.п., то ведущий зажигает еще одну маленькую свечу. С каждым предложением на огоньке становится светлее. Будем считать, что решение найдено, если по итогам разговора зажженных свечей будет меньше, чем не горящих.
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ОГОНЬКИ РАЗНООБРАЗНЫМИ
«Блуждающая свеча». Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.
«Дом». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.
«Лифт времени». Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом. Почему тебе запомнились именно они?
«Ниточки». Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ниточку на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
«Паутинка». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.
«Письмо домой». У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т.п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.
«Режим молчания». Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.
«Свеча – спасибо». Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо… за то, что…».
Огоньки в лагере. Сценарии огонька в лагере
Мероприятия в детском лагере
«Огонек» — одна из самых известных и немаловажных традиций лагерей. Можно условно поделить «огоньки» на два типа: ежедневный «огонек»-анализ дня, который проводится в течение 30-40 минут, и тематический «огонек», который проводится 2-4 раза за смену и по сути представляет собой одну из форм внутриотрядного мероприятия.
Традиционная форма «огонька» заключается в том, что весь отряд собирается вечером вокруг костра или свечи, ведущий выбирает талисман и передает его по кругу. Тот, у кого в данный момент находится талисман, говорит о прошедшем дне или на заданную тему. В конце «огонька» проводится ритуал и все вместе задувают свечку. «Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.
1. «ОГОНЕК» — АНАЛИЗ ДНЯ
Основные цели ежедневного вечернего «огонька» — это не только анализ прошедшего дня, но и коррекция взаимоотношений в отряде, регулирование эмоционального настроя участников.
Для вечернего «огонька» существуют правила:
1. Отряд должен быть заранее настроен и готов к «огоньку».
2. Все: и дети, и вожатые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
• Когда говорит один — все молчат.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Закон свободного микрофона.
• Все сказанное при свече не должно «выноситься» за его пределы.
• Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
• Через центр круга переходить нельзя.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы необходимо задавать такие, чтобы можно было проанализировать состояние отряда на текущий день и понять, как его скорректировать.
Вот примерные вопросы:
• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?
• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?
• Что было не очень хорошо и даже плохо?
• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
Не нужно никого торопить, останавливать. Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька», и к концу смены их, как правило, не бывает.
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» ритуалом.
Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:
Пять пальцев
Описание: Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:
1. Мизинец (М) — «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) — «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3. Средний (С) — «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) — «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Нить рассказа
Инвентарь: Моток ниток.
Описание: Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, высказываете свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните: если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
Шляпа
Инвентарь: Вопросы на бумажках, шляпа.
Описание: Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
Ниточки
Инвентарь: Разноцветные нитки.
Описание: Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины — 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Дерево
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют или настроение ребенка, или его оценку дня.
Если времени не хватает, можно ограничиться словом вожатого. Это хороший способ похвалить отличившихся, представить события дня в нужном свете, успокоить, вдохновить.
ОГОНЬКИ— особая форма общения в детских оздоровительных Лагерях отдыха.
Огоньки- — особая форма общения в детских оздоровительных Лагерях отдыха.
Виды:
1) Знакомства
2) Конфликтный
3) Адаптации
4) Анализа
5) Тематический
После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
Огонек оргпериода
2 этап (7-8 день).
Ответ на вопрос «Что получилось?». По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.
У/О любой.
Цепочка 2 этап.
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.
У/о слабый, средний.
Отряд для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.
Свечка (анализ дня)
а) 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.
Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
в) 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
У/о средний, высокий.
Позиция
Конец 3-го этапа.
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.
У/о любой.
Расскажи мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.
Огоньки в лагере
Методика проведения «огоньков». Данная методика была взята из «Орленка».
Виды лагерных огоньков
Содержание
Методика огонька знакомства
Виды огоньков знакомств
Специфика огонька знакомства.
Заранее мальчишки вместе с вожатым готовит костровую поляну. Огонек знакомства планируют и проводят сами вожатые.
Сложности, с которыми вожатый может столкнуться во время проведения огонька:
Форму проведения вожатые выбирают сами.
Методика построения огонька знакомства.
Задача вожатых днем заинтересовать (пустить интригу в отряде). Вечером привести на отрядное место или костровую поляну и посадить отряд в круг. Спеть песню. Начинают разговоры вожатые. В конце разговора нужно сказать о том, что вожатые ждут от лагеря, отряда.
Не должно быть – обезличивание, подмены содержания песнями и стихами. Не практиковать чай, конфеты, танцы. С первого дня очень важно не задерживаться по времени.
Таким образом, в течение огонька представляются четыре традиции:
Ребята возвращаются к корпусам, крепко взявшись за руки цепочкой, первый идет в полшага.
Огонек рабочий в оргпериод
В оргпериод проходят два рабочих огонька.
Время проведения огонька – 40-50 минут, это нужно учитывать при планировании дня.
Примерный план проведения огонька в оргпериод.
(при постановке вопроса внимание концентрируется только на позитивных моментах)
Что должно быть обязательно.
Огонек основного периода
Первая треть основного периода решающая в жизни отряда. Начало работы органов самоуправления. Появление конфликтных ситуаций.
Время проведения 25-30 минут. Предварительно вожатый и дежурный командир определяются с темой и вырабатывают схему анализа.
Темы могут быть: обсуждение дня, обсуждение работы группы, работоспособность отряда, кухня отрядных дел.
Речевка дня: «День отшумел и ночью объятой лагерь идет ко сну. Доброй вам ночи девчата, доброй вам ночи ребята. Доброй вам ночи вожатые наши завтра нам снова в путь. Гоп разбежались».
Схема анализа усложняется постоянно и постепенно.
Время проведения 20-25 минут.
Задача: научить детей системному анализу дела. Научить видеть причину успеха и неудач. Прививать навыки творческого анализа дел, встреч, и т.д.
Огонек анализ дежурства.
Время проведения 25-30 минут.
Проводится в отряде рассвет и на общем сборе дежурных командиров.
Огонек откровенный разговор.
Время проведения 1,5 часа.
На огоньке обсуждается каждый член отряда, как лидер. Дается общая характеристика или высказывается индивидуальное мнение каждого присутствующего. Важно создать атмосферу доброжелательного отношения. Возможно, первоначально может сложиться атмосфера напряжения для этого вожатым рекомендуется использовать приемы снижения эмоционального накала. Хороший эмоциональный тон задаст легенда, выдержка из книги, костер, свеча. Мнения о каждом из членов отряда высказывается по принципу «свободного микрофона».
Соблюдается принцип добровольности.
Основным элементом разговора должен быть поиск причин напряжения в отряде. Важно суметь увидеть хорошее в каждом. Приветствуется откровенность и честность.
3.5. Огоньки второго и третьего периода смены
В этот период проходят больше тематические огоньки. Огоньки анализа в новом качестве.
Огонек проводится без анализа в группах, сразу в отряде. (Принцип свободного микрофона).
Функции ведущего передаются дежкому или творческой группе готовящий сегодняшний огонек.
Цели и задачи остаются теме же.
Огоньки заключительного периода
Темы: «Как мы встретимся», «Какими мы будем», «Что получили мы от смены, проведенной в лагере», «Что вы будете делать в школе по приезду домой».
Тема: «Что я сделаю по приезду домой».
Характерные особенности проведения.
Тему выбирает и готовит инициативная группа самостоятельно.
Огонек «Расскажи мне обо мне».
Что такое «огонек»
Каждый «огонек» призван решать собственные цели и задачи, но можно (и необходимо!) выделить те, которые решает любой «огонек», независимо от сущности и предмета разговора на нем:
Хочется также особо выделить, что существуют правила и традиции «огонька», условия, которых обычно придерживаются:
На сегодняшний день в лагере существуют следующие виды «огоньков»: знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощания. Следуя логике развития смены, мы можем выстроить в системе данные виды «огоньков» и тогда получим следующую классификацию:
Рассмотрим более подробно основные виды «огоньков» и выделим их характерные особенности.
Содержание
«ОГОНЕК» ЗНАКОМСТВА
«Это первый «огонек» в отряде. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда».
Первый «огонек» принято называть «огоньком» знакомства. Но это «знакомство» особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительств и т.п.
Именно на первом «огоньке» вожатый пытается обратить внимание ребят друг на друга, снять конфликт адаптации, мотивировать подростков на дальнейшее знакомство друг с другом, сплотить отряд, познакомить с лагерем и подумать об активном участии в смене.
«Формирование положительного эмоционального восприятия» окружающей среды и людей – «вот цель «огонька» знакомства».
Вожатому необходимо учитывать ряд условий:
Методика построения «огонька» знакомства может быть, например, такой.
Итак, что в «огоньке» знакомства должно быть обязательно и чего не должно быть:
а) выступление-представление каждого ребенка, но, если ребенок отказывается говорить, не заставляйте его делать это; б) рассказ вожатого о традициях лагеря; в) особый доброжелательный эмоциональный настрой. а) нельзя обезличивать «огонек», превращать его в знакомство делегаций или групп; б) нельзя подменять «огонек» пением песен или чтением стихов (всё должно быть строго дозировано); в) не нужно практиковать чаепития и угощения, это снижает особый эмоциональный настрой.
Заметим, что отдельные вожатые, используя «огоньки» как особую систему в отрядной программе, проводят не один, а два «огонька» знакомства. И тогда на первом «огоньке» ребята узнают о традициях и правилах собственно «огонька», знакомятся друг с другом, говорят о перспективах. А вот на втором «огоньке» вожатый определенным способом знакомит своих детей с другими традициями лагеря, стремясь таким образом мотивировать детей на активное участие в программе смены, на определение собственной жизненной позиции, стремление улучшить себя и прочее.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ «ОГОНЕК»
«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.
Педагогические задачи таких «огоньков»:
По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и самим собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.
Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в этих «огоньках» – систематичность.
Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о значении для отряда в целом и каждого в отдельности прошедшего периода времени, проведенных дел; о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?
Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время «огонька».
На аналитическом «огоньке» вожатый выражает свое мнение через слова и высказывания ребят. Он соглашается с тем, что говорили одни, не соглашается с тем, что говорили другие, поддерживает третьих и т.д. Вожатый цитирует слова детей, ссылается на их мнение, приводит их оценки. В этом случае в подростке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются; усиливается желание все чаще и чаще анализировать происходящее вместе со всеми.
Итак, что в аналитическом «огоньке» должно быть обязательно и чего не должно быть:
а) выступление, по возможности, каждого члена отряда; б) предложена схема анализа; в) особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней); г) обсуждение и оценка работы командира отряда, или органов самоуправления, или творческой группы и т.д.; д) слова вожатого, обобщающие мысли детей. а) выступлений лишь отдельных ребят; б) обсуждения чисто эмоционального восприятия происходящего; в) обидной критики; г) длинной речи вожатого; д) нерешенных вопросов и проблем по окончании «огонька» (по крайней мере, должен быть намечен некий план действий).
В чем причины успеха? Попробую проанализировать.
1 фактор — умение аналитически мыслить, сопоставлять факты и делать правильные выводы. 2 фактор — умение видеть хорошее в любой мелочи, в любом действии. 3 фактор — та команда, которая меня окружает. И, как я думаю, это самый главный фактор. Только с хорошей командой можно делать интересную работу. 4 фактор — желание учиться, узнавать что-то новое, не останавливаться на достигнутом. 5 фактор — любить жизнь во всем ее многообразии, со всеми «+» и «-».
Вместе со всеми этими факторами и приходит УДАЧА!
ТЕМАТИЧЕСКИЙ «ОГОНЕК»
Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».
Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).
Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор».
Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.
И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.
По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.
Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:
Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:
а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков; б) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования; в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей; г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии; д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.
Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:
а) разностороннее обсуждение темы, проблемы; б) создание условий для активного высказывания идей, суждений; в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.
КОНФЛИКТНЫЙ «ОГОНЕК»
Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.
Подобный «огонек» труден как для детей, так и для вожатого. Детям нелегко преодолеть барьер психологического комплекса «ложного товарищества».
Для вожатого нелегко создать такой настрой, чтобы «огонек» не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.
В принципе данный «огонек» схож с «откровенным разговором», поскольку и здесь идет обсуждение ситуации, дается оценка поступка. Но только не каждому члену отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам возникновения и возможным последствиям.
Конечно, так или иначе, на «огоньке» будет идти обсуждение ребят, причастных к возникновению конфликта. Здесь также возможно прикосновение к чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребенка – его самооценке. Потому подобный «огонек» готовится с особой тщательностью.
«Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет «огонек», когда у отряда есть «эталон» для сравнения, для обсуждения.
Возможно, так и родился «этический рассказ» (или «легенда», как мы говорим в обиходе)».
Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.
Вожатому (а этот «огонек» ведет только он!) необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений. Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.
Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:
а) особая тональность разговора; б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»; г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым). а) разбора «персональных» дел; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.*
«ОГОНЕК» ПРОЩАНИЯ
Это последний «огонек» в вашем отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки. Все чаще звучат слова: последний, заключительный, прощальный.
Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:
Но как простроить такой «огонек», какие методы, приемы использовать, в каком плане, в каком эмоциональном «ключе» повести разговор?
Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в прощальном «огоньке»:
а) настрой оптимизма; б) атмосфера сдержанной грусти (иногда на прощальных «огоньках» дети тихо плачут, но вожатый не должен допускать громких рыданий и истерик); в) ритуал вручения орлятских значков (после обсуждения каждого ребенка); г) размышления над дальнейшей перспективой (договоренность о встрече, переписке, пожелания). а) поспешного разговора; б) беспринципной раздачи значков и формального обсуждения (пусть лучше вовсе не будет обсуждения, и каждый подросток сам решит – достоин он звания «орленка» или нет, почему, что можно сделать, как можно помочь и т.д.); в) нескончаемого потока слез.
Итак, мы рассмотрели основные виды «огоньков», которые являются традиционными для вожатых в настоящее время. Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек». Невозможно описать все способы и методы, с помощью которых ведется тонкая нить разговора. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.
Остановимся на том, что должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться.
Кроме того, для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:
При построении разговора можно придерживаться следующей схемы:
Улучшается самочувствие каждого в коллективе. Формируется оптимальная самооценка, оценка человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, определенная жизненная позиция.
Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действительность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.