Что такое огон каната
Огоны и их назначение. Как заделать огон на растительном и стальном тросе?
БИЛЕТ № 9
Буксирное устройство. Его назначение, уход за буксирным тросом.
Любое судно в следствии аварии или иных чрезвычайных обстоятельств может оказаться не в состоянии осуществлять самостоятельное плавание
и ему потребуется буксировка.
Буксирное устройство дает возможность использовать судно в качестве
буксира или самому быть взятым на буксир.
Ледоколы, спасатели, специальные буксирующие суда имеют специальные буксирные устройства. В них входят: буксирные лебедки, гаки, арки, кнехты, битенги, тросы, клюзы и другие приспособления.
Транспортные и рыболовные суда не имеют указанных устройств.
Однако Регистр РФ предписал всем судам длинной 180 метров и менее, иметь буксирное устройство состоящее из:
— Буксирного троса длинной от 180 метров до 300 метров ( стальной трос изготовленный из не менее 144 проволок и 7 органических сердечников ). Судам длинной более 180 буксирный трос иметь не обязательно так, как буксировка их сложна и требует помощи специального буксирующего судна.
— Буксирных кнехтов по 2 пары в носу и корме или битенги – специальные буксировочные кнехты из одной тумбы прочно связанные с набором судна, для крепления троса.
— Буксирные клюза – используются на баке носовой (как наиболее удобный) или бортовые. Так же используют клюза с роульсами, удобны тем, что предохраняют трос от перетирания.
— Лебедки – на промысловых судах, промысловые, имеющие автомат регулировки натяжения троса и тросоукладчики. Трос автоматически потрав-
ливается при превышении натяжения. При продолжительной буксировке буксирный трос закрепляют коротким буксирным стропом, который заводят через якорные клюза и крепят к буксирному тросу. Так же применяют крепление буксирного троса к якорь – цепи. Становой якорь поднимают на палубу и отклепывают. К якорь-цепи крепят буксирный трос скобой. При морской буксировке крупнотоннажных судов, буксирный трос закрепляют брагой – длинным прочным стальным стропом, обнесенного вокруг рубки, надстройки, комингса трюма.
Буксирное устройство суднаиспользуется с кормы, если судно буксирующее, и с носа — если судно буксируемое (рис. 1). Оно представляет собой две браги, каждая из которых состоит из двух шкентелей. Каждая брага крепится такелажными скобами к паре буксирных обухов, расположенных соответственно на баке и юте. К шкентелям носовой или кормовой браги с помощью специального узла А крепится буксирный трос, который выводится соответственно в носовой или кормовой палубный клюз. Узел крепления (рис. 2) буксирного троса к браге состоит из буксирного глаголь-гака и такелажных скоб. Глаголь-гак обеспечивает в случае опасности отдачу буксирного троса, находящегося под нагрузкой.
Рис.1. Буксирное устройство судна:
1 — палубные клюзы; 2 — буксирный трос;
3 — шкентели; 4 — скобы; 5 — обухи
Рис. 2.. Крепление буксирного троса к браге (узел Л):
Шкентель
1. Длина буксирной линии принимают равной 2,5 – 5,5 длины буксируемо-
го судна. Ведется постоянное наблюдение. Недопустимо при буксировке
выход из воды буксирного троса.
2. Для предохранения троса от перетирания на углах рубки, комингса под-
кладывают деревянные брусья, бревна.
3. В местах прохождения троса через клюзы, под трос подкладывают про-
масленые маты, парусину и т.д.
4. Периодически на малом ходу потравливают буксирный трос на 1,5-2
метра ( 2 раза в сутки ).
5. Буксирные кнехты, битенги, клюзы, должны быть гладкими, без трещин,
заусениц, которые могут повредить трос.
6. По окончанию буксировки буксирный трос промывают пресной водой,
после высыхания обильно смазывают тиром (тавот + графит) и
наматывают на вьюшку или укладывают в бухту. Закрывают чехлом.
7. В соответствии ПТЭ – ежемесячно старую смазку очищают и заменяют
Огоны и их назначение. Как заделать огон на растительном и стальном тросе?
Простой огон на трехпрядном растительном тросе (рис. 1) заделывают, положив марки на трос и пряди. Трос сгибают в петлю необходимого размера и пробивают две пряди по правилу: через одну под одну и против спуска. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают третью прядь. Всего делают три пробивки, причем третья — половинная. Для увеличения прочности огона половина сплесня клетнюется.
Рис. 1. Простой огон на растительном тросе
Огон на четырехпрядном тросе делается рассмотренным выше способом, с той лишь разницей, что первая прядь пробивается под две коренные, остальные — под одну прядь. Последующие пробивки выполняются под одну прядь.
Простой огон на стальном тросе готовится так же, как и на растительном. Однако пробивка имеет свои особенности. Например, в шестипрядном тросе она выполняется следующим образом. Трос разворачивают петлей к себе, чтобы пряди находились справа. Первая ходовая прядь проводится против спуска троса под три коренные пряди, вторая и третья соответственно под две и одну. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают четвертую и пятую ходовые пряди под две и одну коренные соответственно. Вновь огон поворачивают и пробивают шестую прядь под одну коренную, но уже по направлению спуска троса. Последующие пробивки выполняются по правилу: через одну под две и против спуска троса. Всего выполняют 3—4 пробивки, которые в дальнейшем клетнюют. Простые огоны изготовляются на швартовах.
Огон с коушем на растительном тросе (рис. 2). После выполнения подготовительной работы трос вкладывается в кип коуша и прихватывается к нему линем или шкимушгаром. Затем ходовые пряди вплесниваются в трос, как и при изготовлении простого огона. Коуш предохраняет трос от перетирания и крутого изгиба, а следовательно, увеличивает срок его службы.
Рис. 2. Огон с коушем на растительном тросе
Огон с коушем на стальном тросе начинается с наложения на трос клетня. Отклетневанный трос изгибают с помощью такелажных тисков вокруг коуша, плотно вгоняя его в кип, и прихватывают к коушу линем или шкимушгаром. Затем трос маркируют и распускают на пряди, которые также маркируют. Вплеснивание ходовых прядей в трос производят по правилам изготовления короткого сплесня на стальном тросе. По окончании пробивки сплесень клетнюют. Огон с коушем на стальном тросе может быть также изготовлен с помощью специальных приспособлений (бугелей, зажимов и т д.).
Огоны с коушами широко применяются в снастях бегучего и стоячего такелажа, испытывающих большую нагрузку (вантах, штагах, буксирах, топенантах и т. д.).
Подкововидный огон делают вплесниванием в петлю троса перемычки из троса такой же толщины по правилам изготовления короткого сплесня.
Разрубной огон изготовляют на середине троса. Для этого трос либо разрубают, либо укладывают двумя концами. Концы тросов распускают на пряди и маркируют. Затем тросы вплескивают своими ходовыми прядями в необходимом месте. Всего делают по три пробивки на каждом тросе, которые затем клетнюют.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
четверг, 21 мая 2020 г.
Огон — это постоянная петля сделанная на середине или конц етросе, образованная путём переплетения его прядей аналогично сплесню.
Малая петля, изготовленная на конце троса для коуша, называется очком.
Простой огон на растительном тросе
Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3-0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркированы, и укладывают петлей.
При изготовлении простого огона на четырехпрядном тросе первую ходовую прядь пробивают под две коренные справа налево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую коренную прядь.
Вот фотографии с пошаговой вязкой огона
Простой огон на стальном тросе
Для изготовления простого огона на расстоянии 0,3-1,3 м (в зависимости от толщины троса) от конца троса накладывают марку из мягкой проволоки или шкимушгара. Затем трос развивают на пряди, отрезают центральный сердечник и маркируют каждую прядь. После выполнения этих подготовительных работ образуют на тросе петлю нужных размеров.
Разложив в намеченном месте три ходовые пряди по одну сторону троса и три по другую, начинают их пробивку (см рис. а, б, в, г). Пропустив свайку под две коренные пряди слева направо, пробивают рядом с ней прядь и слегка обтягивают ее (не до конца). Следующую прядь 2 пробивают через одну под другую рядом с первой. Прядь 3 пробивают через одну под следующую коренную прядь (см. рис. б). Далее трос поворачивают на пол-оборота, и пряди 4, 5, 6 пробивают через одну под коренные пряди троса. При этом прядь 4 пробивается под следующую коренную прядь слева от той, под которую была пробита прядь 3. Все пряди пробивают слева направо, то есть по спуску троса (см. рис. в).
После первой пробивки пряди обтягивают и околачивают так, чтобы основная марка на тросе на 2/3 см не доходила до места пробивок: тогда пряди лягут более плавно и не будут иметь резких изгибов. Затем делают вторую пробивку, начиная с пряди но пробивая уже против спуска (справа налево) через одну под две пряди (см. рис. г). Третья пробивка делается так же, как и вторая. Заканчивают огон, пробивая еще раз половину каждой пряди; остальные половины прядей обрубают. Обтянув и околотив все пробивки, огон клетнюют.
Такой огон имеет первую пробивку по спуску, а все остальные — против него. Огон, имеющий все пробивки по спуску, значительно слабее.
Можно рекомендовать и другой способ (см. рис. д, е). В месте, где предполагается начать пробивки, три пряди кладут по одну сторону троса и три по другую. Затем, пропустив свайку по спуску слева направо под три коренные пряди, рядом с ней пробивают первую из трех ходовых прядей. После этого берут следующую прядь и пробивают ниже первой, но уже под две коренные. Следующую, третью, прядь пробивают уже только под одну прядь (см. рис. д). Затем трос поворачивают на 180° и каждую из трех оставшихся прядей пробивают против спуска под одну свободную прядь (см. рис. е).
Последующие пробивки ходовых прядей производят справа налево по правилу «через одну под две». Постепенное уменьшение толщины троса в месте пробивки достигается тем, что одной частью ходовых прядей делают три пробивки, а другой — четыре. После этого концы ходовых прядей обрубают, а трос в этом месте клетнюют луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.
Данный способ можно использовать и для растительного троса.
Огон с коушем
Огон с коушем изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закрепить за рым, обух или скобу. Коуш предохраняет трос от перетирания. Размер коуша должен соответствовать толщине троса.
После наложения марок трос распускают, вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и при изготовлении простого огона, делают три пробивки. Первую пробивку следует начинать рядом с нижним концом коуша, чтобы трос плотно обжимал коуш. После окончания пробивок линь, скрепляющий трос с коушем, обрезают.
Огон с коушем на стальном тросе
Огон с коушем на стальном тросе, который испытывает значительную нагрузку.
Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинают с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос при помощи машинки для слома троса плотно прижимают к кипу коуша и в нескольких местах крепят линем.
После этого трос распускают на пряди и производят их пробивку. Первую ходовую прядь пробивают слева направо под две коренные, вторую и третью — под одну. Перевернув огок, делают пробивку остальных прядей, при том каждую ходовую прядь пробивают по спуску троса под одну соответствующую коренную. Сделав две полные пробивки, обтянув трос, а также вырезав из каждой ходовой пряди пеньковый сердечник, производят еще две пробивки: половинную и четвертную. На последние две пробивки накладывают клетень.
Рангоутный огон (голландский огон)
Из троса выводится одна из его прядей, причем длина этой пряди должна быть несколько больше длины окружности огона. Остальные две пряди троса укладываются в виде петли, так, чтобы их концы перекрещивали трос и образовывали петлю нужно размера. Затем свободная прядь вводится на свое место навстречу двум другим прядям. Концы всех прядей распускаются на каболки (рис. 9.г), укладываются вдоль троса и клетнюются. Концы прядей обрезают, а место половинной пробивки клетнюют.
Во избежание утолщения троса в месте его клетневания часть каболок обрезается. Заключительная часть работы может быть выполнена несколько иначе: все три пряди пробиваются под коренные таким же образом, как и при изготовлении простого огона. Что, несомненно, увеличивает прочность огона.
При изготовлении этого огона одну из прядей отвивают на такую длину, чтобы она была несколько больше длины петли огона.
Оставшиеся две пряди накладывают на трос так, чтобы они перекрещивали его и образовывали петлю нужных размеров. После этого отвитую прядь укладывают снова на свое место (навстречу двум другим и пробивают все три пряди под коренные таким же образом, как и при изготовлении простого огона. Концы прядей обрезают, а место половинной пробивки клетнюют.
Подкововидный огон
Подкововидный огон выполняется на фордунах для надевания их на топ мачты или стеньги.
Чтобы сделать подкововидный огон, трос в нужном месте сгибают, в обе его ветви по сторонам сгиба вплеснивают такой же толщины кусок троса и делают по три полные пробивки в каждую сторону. Огон и пробивши клетнюют смоленым шкимушгаром.
Разрубной огон
Разрубной огон отличается от простого только тем, что концы двух тросов вплеснивают один в другой. При этом выполняют не менее трех пробивок в каждую сторону. Третью и вторую пробивки клетнюют.
Связной огон
Связной огон применяется для заделки концов толстых тросов: перлиней, кабельтовых и канатов.
При изготовлении этого огона на нужном расстоянии от конца троса кладется марка. Затем трос до марки развивают на каболки и делят их на две равные части. В середину между обеими частями каболок вставляют круглый кусок дерева, вокруг которого овязывают каболки обеих половин прямыми узлами попарно.
Во избежание образования утолщения в одном месте узлы располагают равномерно вокруг всего огона. После этого весь огон обертывают клетневиной и оплетают оплеткой с обносом. При изготовлении связного огона на толстых канатах связывают не каболки, а шкимушки, свитые из 6—10 и более каболок в зависимости от толщины каната.
Огон на плетёном тросе с параллельным или витым сердечником
Такой огон выполнение довольно просто, однако нужно помнить что результат напрямую будет зависеть от плотности, а значит, и жёсткости материала с которым вы работаете. Т.е. чем мягче трос, тем легче. На «проволоке» его выполнить невозможно. Огон можно так же выполнить и на тросе с витым сердечником, но сердечник нужно будет распустить на отдельные пряди. Как и в любой другой огон, в него можно вплести различные предметы. Это будет показано на примере фалового карабина.
Отступив от конца троса 25-30 см нанести маркером метку (метка А). Затем, дальше от конца нанести ещё одну метку (метка В). Расстояние между метками и будет соответствовать размеру огона. И если в огон вплетается коуш, то это расстояние должно соответствовать его охвату.
В 1-1,5 м от точки В (в зависимости от плотности троса (чем плотнее, тем дальше)) завязать узел.
В точке В аккуратно раздвинуть пряди оплётки и извлечть сердечник.
Продёрнуть сердечник сквозь оплётку и вывести его в точке В. Теперь сердечник проходит в оплётке на участке огона в обратном направлении.
Обтянув сердечник, сформировать огон.
Введите под оплётку петлю и осторожно, НЕ ЗАДЕВАЯ СЕРДЕЧНИКА, выведите её в точке В. И не просто в точке В а именно в том месте, откуда выводили сердечник при формировании огона!
Продёрните сердечник, и слегка его обтяните.
Заузьте конец оплётки (т.е. удалите несколько прядей оплётки).
Мастер-класс по изготовлению огона
Мастер-класс: Изготовление огона
Самый надежный и прочный вид петли — Огон на трехпрядном канате. Это постоянная петля сделанная на канате или тросе, образованная путём переплетения его прядей аналогично сплесню.
Разделите канат на 3 ходовые пряди небольшой длины и наклейте изоленту на конец каждой пряди, чтобы они не распустились.
Затем уложите канат в виде петли нужного размера. Далее каждую ходовую прядь нужно пропустить под соответствующую коренную прядь нераспущенной части каната, как показано на рис. 2.
Сначала пробивают среднюю ходовую прядь (2) под ближайшую коренную прядь против спуска, затем левую ходовую прядь (1) пробивают под следующую слева коренную, зажав при этом предыдущую коренную прядь.
Переверните петлю на 180° и правую ходовую прядь (3) пропустите под оставшуюся коренную прядь справа налево против спуска.
Первая пробивка является основой петли, и от правильного ее выполнения зависит качество всей работы. Необходимо следить, чтобы между двумя ходовыми прядями обязательно находилась одна коренная и чтобы все ходовые пряди шли в одном направлении. Дальше возьмите любую ходовую прядь и пробейте ее против спуска через одну под коренную, а за ней справа налево все остальные.
Всего делается 3-4 пробивки, причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых заранее вырезается половина каболок.
Петля считается законченной после того, как все ходовые пряди полностью вплетены в коренные. В конце обычно делают две полные пробивки и одну наполовину.
Чтобы плетение имело более аккуратный и эстетичный вид, можно уже после первой пробивки из каждой пряди вырезать часть каболок и выполнять плетение описанным выше способом, но более тонкими ходовыми прядями. Каболки свивают по три в плотные юзени, которыми потом прочно накладывают трени. Затем их концы заплетают и обрезают.
На толстых канатах пробивку обычно делают целыми прядями, не вырезая часть каболок. После пяти пробивок каждую прядь разделяют на две части и половины смежных прядей скрепляют попарно бензелем из сложенной в несколько раз парусной нити или изолентой.
Для получения аккуратной и красивой петли в конце работы нужно опалить выбившиеся из прядей нитки и волокна зажигалкой.
Спасибо за регистрацию на нашем сайте в качестве оптового покупателя!
Ваш аккаунт будет активирован после подтверждения Администратором
в течение 24 ч.
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля отправлено на указанный адрес