Что такое одноканальный усилитель
Выбираем автомобильный усилитель – основные критерии и характеристики
Достаточно часто автолюбители сталкиваются с проблемой выбора усилителя мощности в машину. При этом мало кто знает, на что именно обращать внимание при покупке. В данной статье мы рассмотрим основные критерии и характеристики для подбора, поскольку от правильного выбора автоэлектроники зависит качество звучания и класс всей стереосистемы в комплексе. Именно поэтому прежде чем остановиться на выборе усилителя той или иной модели, лучше, как говорят, «семь раз отмерить».
По сути, автомобильный усилитель мощности является одним из главных элементов стереосистемы и используется с целью усиления поступающего от магнитолы сигнала звука к желаемому уровню.
🔎 Какие бывают классы и ряды критериев в автомобильных усилителях?
Автомобильные усилители существенно отличаются друг от друга по цене, что определяется в зависимости от количества каналов усилителя, его класса и ряда других критериев (мощность, соотношение сигнал/шум и т.д.).
Рассмотрим более конкретно каждую из категорий.
По количеству каналов усилители разделяются на подвиды от одного до шести каналов.
☑ Одноканальный усилитель является моноблоком, наиболее простым видом. Он используется при наличии подключенного сабвуфера и бывает всего двух классов (AB и D). Моноблок класса D может работать как с обмоткой 1 Ом, так и с сабвуферами 2 и 4 Ом, в связи с чем, его использование более предпочтительно, и распространено, чем моноблока класса AB. Использование усилителя с низкой нагрузкой в 1 Ом позволяет получать высокую мощность сигнала при минимальной нагрузке на аккумулятор.
☑ Двухканальный усилитель более сложен в конструктиве и рассчитан на подключение двух динамиков или одного пассивного саба. Он способен поддерживать низкую нагрузку (1-2 Ома) и работает только с использованием мостового соединения. Данный вид усилителя поддерживает и дополнительные функции, среди которых наиболее распространенной является возможность плавного усиления уровня низких частот.
☑ Достаточно редко на практике встречаются трехканальные усилители. Это объясняется тем, что по своей сути они идентичны с 2-х канальными. Единственное их отличие – возможность работы в режиме tri-mode (одновременное подключение двух стерео и одной моно систем).
☑ Четырёхканальный усилитель – наиболее популярный вариант на практике. По конструктивным особенностям представляют собой два встроенных в один корпус двухканальных усилителя, в связи с чем, его возможности идентичны усилителю с двумя каналами. Их главное предназначение – усиление мощности тыловой или фронтальной акустической сцены. Усилитель с 4 каналами рассчитан на небольшую мощность (от 50 до 100 Вт на один канал). Дает возможность подключить 4 динамика или 2 саба (используя 2 канала на один саб и мостовое подключение).
☑ Пятиканальные усилители используются для одновременного подключения одного сабвуфера (с помощью моноканала) и 4 динамиков.
☑ Шестиканальный усилитель имеет наиболее высокую стоимость, за счет широкого выбора возможных вариантов подключения различных элементов акустики:
• шесть динамиков;
• сабвуфер (мостовое соединение) и четыре динамика;
• три сабвуфера (мостовое соединение) и т.д.
🔎 Среди классов усилителей выделяют: А, В, АВ и D классы.
Главный критерий разделения: КПД и искажение звукового сигнала.
☑ Класс «А» усилителей — позволяет получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей — низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и не идеальными техническими характеристиками.
☑ Усилители класса «В» имеют более эффективную мощность, по сравнению с классом «А», но проигрывают в уровне искажений. В связи с плохой «чистотой» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей также не часто используется в автоакустике при построении стереосистемы.
☑ «АВ» класс усилителей — наиболее распространен и востребован среди автолюбителей. Он характеризуется средним качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Идеально подходит для сабвуферов с мощностью от 500 до 600 Вт.
☑ Усилители класса «D» используются для обработки цифровых сигналов. Имеют компактные размеры и высокую мощность, но низкое качество звучания в сочетании с невысоким уровнем искажений. КПД в классе «D» — наивысший, и составляет 90-98%. В данном типе усилителей не используется радиатор охлаждения, так как они практически не греются. Также, имеют большую стоимость, в связи с чем, не пользуются особой популярностью у автолюбителей и аудиофилов.
Итак, мы разобралис
Как выбрать усилитель звука в машину
Зачем нужен автомобильный усилитель звука?
Сегодня многие автомобили оснащаются аудиосистемой еще на заводе. Большинству автолюбителей возможностей штатной аудиосистемы вполне достаточно, и, если вы не испытываете дискомфорта от качества звучания штатной магнитолы, и у вас никогда не возникало желания выкрутить регулятор громкости на максимум, то усилитель вам не нужен. Но если качество стандартного звука вас не устраивает, или если вам хочется поставить в машину сабвуфер и «зажигать» на «тусовках» и «фестах», то без усилителя звука не обойтись.
Какой выбрать?
Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.
Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму. И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д.
Характеристики усилителей.
Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.
50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).
В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.
Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.
Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.
Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.
Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.
Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.
Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.
Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.
Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.
Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.
Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.
Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.
Минимальная и максимальная воспроизводимая частотаобычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.
Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.
Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.
Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.
Чувствительностьюназывается та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.
Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.
Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.
Варианты выбора.
Если вы желаете подключить сабвуфер к уже имеющейся аудиосистеме, оптимальным выбором будет приобретение одноканального усилителя. Такой обойдется вам в 6000-15000 рублей в зависимости от производителя и мощности сабвуфера.
Если вам нужен недорогой усилитель для создания аудиосистемы с парой динамиков и опциональным сабвуфером не самой большой мощности, обратите внимание на трех- и четырехканальные усилители АВ-класса по цене от 3000 до 10000 рублей.
Одноканальные басовые усилители
Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Наверное, понятно, что первый усилитель был одноканальным. Как и второй и множество последующих. Всякие прочие появились уже много позже.
ВЕЧНО МОЛОДЫЕ
Ivolga BG-4001 • Sony Xplod XM-1S • Mystery MB 1.700D V2 • Lightning Audio S4.1000.1D • Art Sound PA 1000.1 • Power Acoustik SL-2600D • Dragster DAA 1501 • Phoenix Gold RSd 600.1 • Diamond D3 1000.1
После повального перехода на стерео численность одноканальных усилителей резко сократилась, и тогда же к ним прилипла обидная кличка «block». Почему обидная? Да потому, что ни одно из многочисленных значений этого слова — «квартал», «болванка», «плита», «чурбан», «дорожная пробка», наконец — не даёт ни малейшего намёка на музыкальность, скорее, наоборот, исключает её (кроме, конечно, дорожной пробки). Почему двухканальный усилитель никогда не называют «стереоблоком»? А если «моно», то непременно блок? Слышал я мнение, что в эпоху стерео приставка «блок» стала означать, что такой одноканальный усилитель служит строительной единицей (блоком) для создания двухканальной (а позже — и многоканальной) системы. Действительно, двухканальные усилители мощности, образованные из двух одноканальных — это круто. Да и наиболее навороченные системы домашнего театра обычно собираются из моноблоков. Ну и в настоящих кинотеатрах усилители тоже сплошь одноканальные, если с одним неполадки, заменить его другим таким же — минутное дело.
Вот только всё это имеет очень отдалённое отношение к усилителям для работы с сабвуфером. Эти никогда не ходят толпами, даже парами — не часто, и потому вряд ли имеет смысл их рассматривать как некую строительную единицу. Какой же это «блок», если он не похож на все остальные? В общем, слова «моноблок» в сегодняшнем тесте вы не встретите, а если встретите, значит, не сдержал я клятвы, уж не взыщите.
Если не касаться профессионального кино, а ограничить рамки вопроса потребительской техникой, то окажется, что ренессанс одноканальных усилителей пришёлся именно на нашу отрасль. В домашнем аудио далеко не всякая система включает в себя сабвуфер, а когда включает, то собственно басовый громкоговоритель и усилитель практически всегда объединяют. Вот здесь бы про блок-то! Действительно, басовая акустика сблокирована с басовым же усилителем. Ан ведь нет, не употребляется…
У нас сабвуфер считается непременным атрибутом даже не самой серьёзной системы, и у нас принято «разлучать» громкоговоритель и усилитель, для большей гибкости системы. В общем, совсем не рискуя ошибиться, можно утверждать, что в car audio обращается больше одноканальных басовых усилителей, чем в домашней технике отдельно стоящих басовых усилителей (для домашнего театра, естественно), вкупе с широкополосными моноблоками.
И именно в нашей отрасли одноканальные усилители пережили процесс омоложения. Если попытаться проследить, как изменилось устройство басовых усилителей в car audio, то окажется, что аппараты, работающие в классе D, одержали безусловную победу. По крайней мере, в численности. Мы тут привыкли считать наши тесты репрезентативными, то есть исходить из того, что по ним можно судить о тенденциях рынка. В тесте начала 2006 года соотношение между усилителями, работающими в «старом» классе AB и в «новом» классе D (тогда ещё такие усилители называли «цифровыми» не без стеснения. Позже стыд был забыт) оказалось 4/5. Ещё через год, то есть ровно год назад, только два аппарата из такой же по численности группы работали в классе AB. В нынешнем тесте одноклассников столько же, но почти все они, за единственным исключением, построены на принципах класса D.
По этому показателю мы уже далеко обошли технику для «домоседов». Причин, наверное, две. Во-первых, мы всегда были вынуждены (и уже привыкли) бережно относиться к затратам энергии, равно как и к расходам полезного места в багажнике. И тут «D-классы» имеют определённое преимущество. А во-вторых, наши сабвуферы работают в более узкой полосе (в домашнем театре в порядке вещей частота среза сабвуфера 140 — 160 Гц), а значит, усилителем D-класса перекрыть её легче.
После того как мы в очередной раз вспомнили о преимуществах «цифровых» (прости, господи) усилителей, попытаемся понять, чем они хуже тех, привычных, работающих в классе AB. Технические характеристики? Да, уровень шумов, даже взвешенный по кривой A, у них существенно выше — на 20 — 30 дБ, то есть в десятки раз. А если взять невзвешенный шум, то разница (в пользу AB) будет в сотни раз: порядка 100 мВ с одной стороны, и доли милливольт — с другой. Вот только основная составляющая этой помехи — несущая частота генератора ШИМ-последовательности, в современных усилителях это 50 — 80 кГц. Естественно, эта частота сразу же «увязнет» в индуктивности любой головки, и тем более — сабвуфера. Природный (или же приобретённый) скептицизм подсказывает мне, что ничто не исчезает бесследно, но, с другой стороны, мне не известен физический механизм, действие которого привело бы к появлению каких-либо слышимых эффектов, наведённых помехой высокой частоты в басовом (это важно, не ловите меня на слове) тракте. Нелинейные искажения? Да, они у «D-классов на порядок выше, чем у обычных усилителей. Но при правильной работе генератора ШИМ удаётся опустить значение к.н.и. ниже 0,1%, а такие нелинейности не должны быть слышны на басах — даже при самом пессимистическом подходе. Так что мы будем снижать оценку в графе «Технические характеристики», только когда измеренное значение к.н.и. превосходит 0,5%, ведь это уже сравнимо с нелинейностями хороших сабвуферов на частотах выше 50 — 60 Гц.
В голову приходит ещё одно соображение. На выходе импульсного усилителя стоит фильтр НЧ, или, если хотите, интегратор, который неизбежно вызывает запаздывание выходного сигнала относительно входного, по крайней мере, вблизи частоты среза. Но сразу же находится и контраргумент. Басовых усилителей без фильтров не бывает, если по какой-либо причине он работает в широкой полосе, значит, фильтр НЧ стоит перед ним (редко — после), и вызывает те же фазовые сдвиги — природа фильтра не имеет значения.
Итак, приходим к выводу, что «D-классы» для данного конкретного применения ничем не хуже «обычных» усилителей, а по эксплуатационным параметрам и лучше. И приветствуем победившую «партию». Ну а для сомневающихся или ищущих эффект направленности в проводе remote всегда можно подобрать несколько моделей усилителей, построенных по традиционной схеме.
Каждый, кто «в теме», конечно, знает: сабвуферный усилитель это не просто усилитель мощности, а блок (в хорошем смысле) усилителя и специализированных устройств, иногда необходимых, иногда просто полезных. Среди первых (после «главного» ФНЧ) — подтональный фильтр (сабсоник) и басовый регулятор — местный и/или дистанционный. Сабсоник бывает очень нужен при работе с «фазиком», особенность этого оформления в том, что ниже частоты настройки порта ящик оказывается как бы открытым, жёсткость воздуха не помогает подвесу, что способно вызвать неконтролируемую «болтанку» диффузора. При больших уровнях сигнала это может оказаться губительным для динамика, при меньших — для звука, он будет засорен интермодуляционными искажениями, иногда — до полной неузнаваемости голоса басовых инструментов.
Однако и при работе с ЗЯ с помощью подтонального фильтра удаётся увеличить перегрузочную способность сабвуфера, почти не изменяя структуру информативного баса. Да, включение сабсоника, случается, ухудшает передачу атмосферы концертного зала, но вряд ли стоит «вооружение» усилителя ограничивать запросами любителей классики. Впрочем, мы всегда считали и считаем, что сабсоник должен быть отключаемым. Производители считают так отчасти. Иногда сабсоник они делают отключаемым в буквальном смысле (on-off, как у людей), иногда — в виртуальном. Это когда нижний предел регулировки частоты среза сабсоника намного, на полторы-две октавы ниже самых низких частот, встречающихся в фонограммах и воспринимаемых слухом. А иногда фильтр неотключаемый, но нижний предел — на грани. Здесь мы немного хмуримся, вы это заметите.
Басовый буст — в моноблоках (ну вот…) он, к счастью, бывает лишь регулируемым, позволяет не только «назначить» структуру баса по вкусу, но иногда и даёт возможность подправить недочёты настройки сабвуфера. Дистанционный регулятор, как правило, дублирует буст. При движении за пределами пробок (и конкретно — по трассам) уровень фонового шума в салоне растёт именно на низах, басов начинает не хватать, и тут-то выясняется, что возможность дистанционно «добавить коксу» — вещь очень полезная.
Плавное регулирование фазы в «наших» аппаратах встречается реже, чем хотелось бы, хотя именно в басовых усилителях — чаще, чем в других. А ведь именно этот регулятор — второй фронт борьбы с локализацией сабвуфера в салоне. По всему, фазовращатель стоило бы отнести к числу необходимых функций, но, раз уж он такой редкий гость, будем считать его присутствие бонусом. Линейный выход, как кажется, вещь нужная, если учесть, что не так уж редки хорошо звучащие «головы», снабжённые лишь двумя парами входов. Если второй из усилителей, предназначенный для подключения к тому же выходу «головы», двухканальный, то проблем не возникнет, у него почти наверняка будет свой линейный выход. А если у вас фронт включается би-ампингом и для этой цели предназначается четырёхканальный усилитель, то линейных выходов у него может и не быть. Так что пусть у басового усилителя выход всё же будет, его отсутствие считаем минусом.
Входы высокого уровня — вещь необязательная, но при неглубоком апгрейде штатной аудиосистемы почти необходимая. Ну и полезно, конечно, когда в усилителе предусмотрена возможность подключения его мостом в паре с таким же. Полезно, конечно, не для всех, большинству «простых смертных» мощности одного моноблока хватит, но приверженцы экстрима такую возможность, несомненно, оценят.
Кстати, о мощности. В ходе работы над нынешним тестом было сделано одно любопытное наблюдение, для иллюстрации которого опять воспользуемся статистикой. В тестах 2006-го и прошлого, 2007 года (одинаковых по численности) мощность самого «накачанного» и самого слабого из участников различалась в 2,6 раза. И в одном тесте, и в другом — совершенно неизменно. А по группе этого теста разброс сократился до 1,4. То есть если мощность самого «слабосильного» из группы принять за 100%, то у самого мощного это будет 140%. Впрочем, это надо было ещё выяснить, изготовители не связывают себя слишком строгими рамками в части спецификации, мощность RMS указывают неохотно, всё больше «максимальную» и при только им известном напряжении питания. Вот и получилось, что разброс по заявленной мощности на 2 Ом составил те же 2,5 раза. Покупателю продраться через дебри маркетинга, слегка подсоленного метрологией, было бы непросто. Ну а мы здесь зачем? Вот и приступим…
Борьба за награды в этом тесте не была классовой, класс почти у всех один — D. И наиболее полно его достоинствами воспользовались, на наш взгляд, Art Sound и Dragster. Аппараты мощные и толково сделанные, у них есть всё, чтобы стать «Лидерами», ими они и стали. Пожалуй, лишь по мощности им уступил единственный представитель класса AB — усилитель Ivolga, при этом абсолютные цифры — дай бог многим «дешкам». Плюс цена, отнюдь не означающая скорое личное банкротство потенциального покупателя. В общем, однозначно — «Фаворит». Компания претендующих (по набранным очкам) на «Рекомендацию» подобралась довольно пёстрая, когда ещё увидишь их за одним столом. Пафосный и заносчивый Diamond, демократичный, весь такой из народа Mystery и занимающий промежуточное положение Power Acoustik. Все, однако, вполне заслуживают «Рекомендации» с нашей стороны и внимания — с вашей.