Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Объяснительно-иллюстративный.

Методы обучения.

В определении подчеркиваются различные стороны метода:

— как способ передачи учителем знаний;

— как пути их усвоения учащимся;

— как средство для развития способностей и мировоззрения.

Правильно выбранный метод на уроке позволит педагогу обеспечить учащегося необходимыми знаниями, поможет активизировать их творческую активность и интерес к учению.

В музыкальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, из них две наиболее распространенные:

Классификация по источнику получения знаний, умений и навыков.

В соответствии с этой классификацией методы обучения делятся на три группы:

К словесным относятся рассказ, объяснения, беседа, работа с учебником или книгой.

С помощью слова педагог может вызвать у детей в сознании яркие картинки, активизировать воображение, эмоции и чувства.

К наглядным методам относятся наблюдение (показ педагога), демонстрация наглядных пособий, к/фильмов, д/фильмов. При помощи наглядных методов знания становятся прочнее и глубже, формируются яркие представления.

К практическим методам относятся упражнения, собственно игра учащегося (разучивание, выучивание наизусть, работа над образом), т.е. те методы, которые позволяют реализовать на игре объяснения, показ учителя позволяет выразиться ученику в музыке.

Подробнее остановимся на второй классификации.

Классификация по уровню подготовки учащегося.

Выделяет пять методов обучения:

Объяснительно-иллюстративный.

Этот метод наиболее распространенный в учебной практике. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи, указать пути их решения.

Подчеркивая значение объяснительно-иллюстративного метода работы, следует остановиться на словесных пояснениях, как необходимого дидактического приема обучения и связанного с ним эмоционального воздействия на ученика. Педагогические замечания должны быть своевременными, краткими, лаконичными по форме, максимально глубокими по содержанию, эмоционально-образными. Конечно же, на различных этапах работы над произведением замечания педагога будут различными. Однако, следует подчеркнуть, что всегда очень полезными и нужными были образы, сравнения, метафоры. Именно тогда, как говорил Р.Шуман, «цепь правил будет обвита серебряной нитью фантазий». Педагогу следует позабоиїтиться о минимальном количестве остановок ученика во время игры. Для этого нужно пользоваться попутными объяснениями (в этих словах особенно важна краткость>, предупреждающими приближение кульминации, динамических оттенков и т.д. Для попутных разъяснений многие педагоги в своей практике прибегают к дирижерским жестам, подстукиванию и подпеваншо.

В период работы над музыкальным произведением полезно сопоставлять их с аналогичными явлениями в области литературы и изо. Это способствует активизации образного мышления, углублению и расширению жизненного и эмоционального опыта учащегося, его кругозора. Установление беспредметных связей, в результате комплексного воздействия различных видов искусств, у учащегося развивается тонкая наблюдательность, воображение, создающее предпосылки для его творческого мышления.

Говоря об объяснительно-иллюстративном методе, нужно указать на особую эффективность исполнительского показа педагога, бесспорно усиливающего интерес к обучению. Особенно велика роль показа в период овладения новыми, ранее не встречающимися исполнительскими трудностями. В зависимости от уровня способностей и подготовки ученика, его инициативности и быстроты реакции, показ помет быть различным. Можно использовать целостное исполнение произведения до начала работы ученика над ним, а в процессе работы переходить к проигрыванию отдельных деталей. Одной из форм может быть утрирование, преувеличение, демонстрация. Такой показ Т.Нейгауз назвал «замедленной съемкой» и рекомендовал, как средство, активизирующее образно-эмоциональное восприятие музыки. В произведениях с подвижными темпами можно на первом этапе использовать преувеличенное подчеркивание ритмической пульсации. Однако, нельзя абсолютизировать роль педагогического показа (может привести к копированию).

Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним. Суть его заключается в многократном повторении отдельных приемов или эпизодов, с целью развития автоматизма действий, совершаемых по образцу, данному педагогом.

Однако, чрезмерное увлечение этим ведет к формальному усвоению материала.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащегося к решению проблемных задач, в процессе которых он активно усваивает новые знания. Один из наиболее действенных и эффективных в учебном процессе

Проблемное обучение можно разделить на два отдельных метода: проблемный метод и частично-поисковый метод.

Проблемный метод обучения применяется преимущественно для развития творческой, учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, развивает такие черты личности, как творческое отношение к делу, самостоятельность, активность, сознательность.

Частично-поисковый метод является активным импульсом в развитии учащегося, при котором поставленная педагогом задача частично решается учащимся. Так, имея соответствующую подготовку, учащийся может самостоятельно справиться с такими задачами, как определение аппликатуры, смена дыхания и т.д.

Данные методы позволяет ученику не превращаться в «сосуд», заполняемый педагогом, а побуждают ученика к работе над совершенствованием своего мастерства.

Творческий метод.

Является высшим этапом самостоятельной работы учащегося. Суть его состоит в том, что воспитаннику предоставляется возможность самому решать технические и творческие задачи. Конечно же, данный метод предполагает наличие определенной базы у учащегося навыков и умений.

Выбор метода на уроке определяется многими факторами. Прежде всего, выбор метода диктует цель урока. Педагог должен перед уроком четки представлять структуру урока, задачи урока, и в связи с этим выбирать конкретные методы. Во-вторых, выбор метода зависит от уровня развития учащихся, и от личности преподавателя.

Источник

Обьяснительно – иллюстрированная технология обучения.

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.

Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Источник

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.

Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:

— чередование демонстрации с пояснениями учителя;

— демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

— объяснение в ходе демонстрации;

— предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;

— учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;

— чётко выделять главные мамонты;

— детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;

— привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Репродуктивный метод обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных пояснений, наглядных и практических методов и приёмов обучения.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, важнейшие определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков овладения компьютером, т. к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит информативный характер, представляет собой описание способов практических действий на компьютере, является сложным для того, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами тренажёрами (например, клавиатурный тренажёр), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.

Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием и копированием текста. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.

Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся.

В целом репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Следовательно, необходимо наряду с выше рассмотренным методом применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

Источник

Выполнили: студентки группы Д-09-1

Федорова М.М.,Горева Е.В.

Нижний Новгород, 2012

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития школьников. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

В основе объяснительно-иллюстративной технологии обучения лежат – дидактические принципы Я.А. Коменского(принцип наглядности).

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик воспринял и понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:

1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия учителяДействия ученика
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. 5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?

Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего».

Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

Источник

Объяснительно-иллюстративное и программное обучение.

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.

Объяснительно – иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.

Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:

· чередование демонстрации с пояснениями учителя;

· демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

· объяснение в ходе демонстрации;

· предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;

— учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;

— чётко выделять главные мамонты;

— детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;

— привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.

Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Смотреть картинку Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Картинка про Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению. Фото Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.

48. Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Деятельность учителя при проблемном обучениисостоит в объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематическом созданием проблемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.

В результате у учащихся вырабатываются:

1) навыки умственных операций и действий;

2) навыки переноса знаний и т. д.

Существует определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

1) возникновение проблемной ситуации;

2) проблемная ситуация;

3) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

4) поиск способов ее решения путем догадки, выдвижения гипотезы и ее обоснования;

5) доказательство гипотезы;

6) проверка правильности решения проблем.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

1) первый тип – проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;

2) второй тип – проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;

3) третий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):

1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *