Что такое общий прибор учета
Виды приборов учета и технологии производителей счетчиков
Счетчики в квартире помогают жителям оптимизировать расходы на коммунальные ресурсы: платить ровно за то количество услуги, которое потребляется, а не по усредненному нормативу. Рассмотрим, какие бывают типы счетчиков, какие есть производители и как их производят.
Счетчики электрической энергии
Электрический счетчик измеряет расход электроэнергии переменного или постоянного тока. Расход измеряется в киловатт-часах (кВт/ч) или ампер-часах (А/ч). Различаются они по максимальной и рабочей пропускной мощности.
Счетчики электроэнергии делятся по:
типу измеряемых величин:
однофазные (измерение переменного тока 220 В, 50 Гц),
трехфазные (380 В, 50 Гц);
приборы прямого включения в силовую цепь,
приборы трансформаторного включения, подключаемые к силовой цепи через специальные измерительные трансформаторы;
индукционные (электромеханические электросчетчики),
электронные (статические электросчетчики),
гибридные счётчики электроэнергии.
Если упростить классификацию электросчетчиков, можно выделить две большие группы: индукционные (механические) и электронные.
Индукционный – привычный счетчик с вращающимся диском, надежный, но не очень точный. Электронный – с дисплеем и хранением данных в памяти, точный, но дорогой.
Индукционный счетчик электроэнергии
Кроме этого счетчики могут быть:
Однотарифные и многотарифные, где тариф зависит от времени суток.
Автоматические счетчики – сами передают показания.
Счетчики воды
Водосчетчик измеряет объем воды, проходящей по водопроводу, в кубометрах или литрах. Состоит из расходомера и счетного механизма.
Виды счетчиков воды по принципу работы:
Тахометрические считают количество воды по оборотам рабочей детали (крыльчатки), которая находится в воде. Недорогие, но не очень точные. Тахометрические счетчики бывают для холодной (корпус прибора синего цвета) или горячей (красный корпус) воды, а также универсальные (оранжевый цвет).
Тахометрический счетчик воды
Индукционные работают на электричестве. Служат долго, дают точные показания в том случае, если вода чистая и трубопровод без ржавчины и накипи.
Ультразвуковые счетчики воды сравнивают скорости распространения ультразвука по и против течения. Имеют высокую точность, но только на чистых трубах.
Вихревые работают с чистой водой без примесей – электронное устройство в нем анализирует скорость образования вихря за специальной деталью.
Различают водосчетчики и по числу обслуживаемых трубопроводов: одно-, двух- и многоканальные.
Счетчики газа
Газовый счетчик измеряет объем прошедшего по газопроводу газа в кубометрах. По принципу действия газосчетчики делятся на:
мембранный (камерный, диафрагменный)
основанный на методе перепада давления на сужающем устройстве
Каждый из этих типов функционирует по-разному и измеряет количество потребляемого газа посредством отличающихся внутренних механизмов.
По пропускной способности газосчетчики бывают бытовые (до 12 кубометров в час) и промышленные (свыше 12 кубометров в час).
Бытовой счетчик газа
Бытовые в основном имеют мембранный, диафрагменный или ротационный принцип измерения, а промышленные – ротационный (до 200 куб.м/ч) или турбинный и вихревой (более 200 куб.м/ч).
Счетчики тепла
Теплосчетчик – средство измерения количества тепловой энергии. Он измеряет расход горячей воды, которая необходима для отопления помещения. Состоит из расходомера, датчиков температуры, тепловычислителя.
Виды счетчиков тепла по типу расходомеров:
Электромагнитные счетчики точны, но могут реагировать на другие электронные устройства, расположенные вблизи. Механические доступны по цене и работают от батарейки, однако повышают давление в отопительной системе и имеют низкую износостойкость главной детали – турбинки. Ультразвуковые позволяют считывать информацию дистанционно и не повышают гидравлическое давление. Вихревые работают даже с любыми отложениями в трубах.
При установке теплового счетчика обязательны запорные краны для регулировки подачи тепла в батареи.
Индивидуальные и общедомовые счетчики
Индивидуальные счетчики устанавливают жители в свои квартиры, а общедомовые контролируют потребление ресурсов в масштабах дома. Они измеряют фактические объемы воды, газа, электроэнергии и тепла.
Показания с индивидуальных приборов учета (ИПУ) снимают и передают сами жители, что отражается в квитанциях. Помимо этого, в квитанциях отражается ОДН (общедомовые нужды).
С общедомовых счетчиков показания должен снимать исполнитель коммунальных услуг. Это регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ( пункт «е» пункта 31). Наличие собственников рядом не обязательно. Показания заносятся в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. При необходимости собственник может попросить ознакомиться с данными в журнале.
Если показания ОДН передаются дистанционно (например, через модемы или сетевые адаптеры), жители могут запросить скриншот с зафиксированными показаниями коллективного прибора учета.
Показатели ОДН в квитанциях включают ресурсы, неохваченные индивидуальными приборами учета.
Чтобы установить общедомовой счетчик, необходимо решение общего собрания жильцов. Общедомовые счетчики считаются общим имуществом, и за их установку платят собственники.
Технологии производителей счетчиков
Приборы учета производители снабжают защитой от незаконного вмешательства. Для электромеханических счетчиков электроэнергии устанавливают специальный кожух – он защитит от внешнего магнитного влияния. В электронных счетчиках с этой целью установлен датчик магнитного поля.
Примерные этапы производства счетчиков:
Мосжилинспекция разъясняет в чем различие между индивидуальными приборами учета тепла и распределителями
Главная составляющая оплаты за жилищно-коммунальные услуги – плата за отопление. При этом в зависимости от конструктивных особенностей инженерных коммуникаций применяются различные методики коммерческого расчета за потребленные ресурсы.
Как пояснил начальник Мосжилинспекции Олег Кичиков, есть отличия между индивидуальными приборами учета тепла и распределителями, различается и порядок расчетов за предоставляемую коммунальную услугу по показаниям таких приборов.
Так, индивидуальный прибор учета тепла – это средство измерения, устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), используемое для определения объемов (количества) потребления тепловой энергии в каждом из указанных помещений. Критерии отсутствия возможности установки индивидуального прибора учета тепла отражены в приказе Минрегиона России от 29.12.2011 № 627.
Индивидуальный прибор учета тепла устанавливается на границе эксплуатационной ответственности между управляющей организацией (жилищным объединением) и собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Распределитель – это устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Распределители устанавливаются на всех отопительных приборах, имеющихся в границах одного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
По словам Олег Кичикова, начисление платы за предоставленную коммунальную услугу «отопление» по показаниям индивидуальных приборов учета тепла или по показаниям распределителей возможно только при условии, что многоквартирный дом оснащен работоспособным и допущенным к коммерческим расчетам ресурсоснабжающей организацией общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ ТЭ), а индивидуальные приборы учета тепла или распределители введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями п.81 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
При этом учет тепловой энергии с использованием распределителей возможен только, если более 50 процентов общей площади всех помещений в многоквартирном доме, оборудовано распределителями, тогда как учет тепловой энергии с использованием индивидуальных приборов учета тепла не предусматривает какие-либо требования по количеству оснащенных индивидуальными приборами учета тепла помещений.
Общедомовой прибор учета. Определение объёма потреблённых КУ
Общедомовой прибор учета, определение которому дает Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг» №307, является техническим средством, предназначенным для измерения объема коммунальных ресурсов, использованных жителями многоквартирных домов.
Общедомовой прибор учёта. Определение объёма КУ
Монтаж оборудования позволяет сократить расходы, связанные с оплатой услуг коммунальных служб, так как жителям многоквартирных построек не придется оплачивать потери ресурсов, которые возникают в магистральных сетях при их транспортировке.
Не менее важным моментом является выявление потребителей «скручивающих» показатели счетчиков. После установки коллективного оборудования осуществлять такие действия становится практически невозможным.
Монтаж коллективных технических средств учета заставил жителей многоквартирных домов более серьезно относиться к утеплению построек. Многие из них всерьез задумываются о необходимости замены окон и дверей, утепления подвалов и чердаков. Массово осуществляется замена осветительных приборов на энергосберегающие.
Установка общедомового оборудования окупается достаточно быстро. После проведения процедуры потребители получают возможность по факту оплачивать использованные ресурсы, а поставщики услуг вынуждены более внимательно относиться к их качеству.
Что такое общий прибор учета
Нормативно-правовая база:
— п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Нормативно-правовая база:
— п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Установка счётчиков нацелена, прежде всего, на переход на оплату за фактическую величину потреблённого ресурса, определяемого по показаниям приборов учёта. Тем потребителям, которые не имеют приборов учета, расчет платы будет производиться по нормативу. Нормативы — усреднённая величина потребления энергии. Поэтому они могут некорректно отражать реальное энергопотребление. То есть, возможно, придётся платить за неиспользованные, по сути, ресурсы.
Да, установка приборов учета обязательна. Согласно законодательству расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определённых приборами учёта.
Прибор учёта считается вышедшим из строя в следующих случаях:
— результаты измерений не отображаются на приборе;
— нарушены контрольные пломбы и (или) знаки поверки;
— на приборе имеются механические повреждения;
— показания превышают допустимую погрешность;
— истек срок межповерочного интервала ПУ.
Нормативно-правовая база:
— п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Замена/установка приборов учёта производится в следующих случаях:
— при выходе прибора учёта из строя (смотри ответ на вопрос выше);
— отсутствия у потребителя прибора учета (установка проводится только если имеется техническая возможность установки прибора учета).
С 01.07.2020 г. обязанность по приобретению, установке/замене, допуску в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учёта в многоквартирных домах переходит гарантирующему поставщику, а в частном секторе (жилые дома (домовладения)) к территориальным сетевым организациям, к электрическим сетям которых присоединены частные дома:
— при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками прибора учёта электроэнергии;
— в процессе технологического присоединения объекта.
ПАО «Волгоградэнергосбыт» производит поэтапную, плановую замену/установку приборов учета в многоквартирных домах в сроки, установленные законодательством РФ, а также по поступившим заявкам потребителей (заявителей).
В случае требований со стороны потребителя (заявителя) по факту оформления заявки на замену/установку прибора учёта планируемые сроки замены/установки приборов в соответствии с п. 80 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354, составляют 6 месяцев с даты поступления заявки. Оплачивать приобретение прибора учета, его установку, замену и опломбировку потребителям (заявителям) не нужно, весь комплекс услуг предоставляется бесплатно. Обращаем внимание граждан – потребителей проживающих в многоквартирных домах, что:
— при проведении работ по замене (установке) прибора учёта будет произведено приостановление режима электропотребления жилого помещения – на время проведения работ;
— при проведении работ по замене прибора учёта, новый прибор учёта устанавливается на прежнее место;
— в состав работ по замене прибора учёта не входит замена групповых отключающих устройств (автоматические выключатели, пробки и т.д.).
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику (сетевой организации) отводится 6 месяцев с даты выявления отсутствия, факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя (заявителя).
Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с потребителем (заявителем) дату.
Речь идет о счётчиках нового поколения, осуществляющих считывание, запоминание и накопление информации в режиме реального времени, а также мониторинг качества коммунальных ресурсов с дистанционной передачей данных. Такие приборы учёта позволяют дистанционно приостанавливать или ограничивать режим потребления электрической энергии, фиксировать факты несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта и многое другое.
Преимуществами интеллектуальной системы учета являются:
• Отсутствие необходимости в ежемесячном снятии и передаче показаний приборов учета, передача данных будет осуществляться дистанционно.
• Корректность расчетов за электроэнергию.
• Контроль качества потребляемой электрической энергии.
• Возможность перехода на другие тарифы.
Согласно действующему законодательству обязанность по установке в обязательном порядке таких приборов учёта потребителям коммунальной услуги электроснабжения возникнет у гарантирующих поставщиков (сетевых организаций) с 01.01.2022г.
Да, до момента установки прибора учёта с возможностью присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии, либо присоединения установленного прибора учёта к интеллектуальной системе учета электрической энергии, в рекомендованный период приема показаний с 15 по 25 число месяца.
С момента установки/присоединения прибора учёта к интеллектуальной системе учета электрической энергии – обязанность по передаче показаний прибора учёта переходит к гарантирующему поставщику по многоквартирным домам, либо к сетевой организации – по жилым домам.
Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета электрической энергии, иного установленного оборудования, а также пломб и (или) знаков визуального контроля:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель;
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке, в коридорах, вестибюлях, холлах), ответственность ложится на гарантирующего поставщика;
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация, к электросетям которой присоединён дом.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
Предварительно, в рамках законодательно установленных сроков замены/установки прибора учёта, Вы будете уведомлены не менее чем за 14 дней до даты проведения работ.
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с законодательством РФ будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии (если предыдущий прибор учёта проработал менее 3 месяцев).
Проверка приборов учёта проводится в срок не превышающий:
— 15 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета в случае когда исполнителем является гарантирующий поставщик и указанный прибор учета установлен им;
— 15 рабочих дней со дня получения гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) заявления потребителя от исполнителя, при этом исполнитель обязан уведомить потребителя, направившего такое заявление, о его переадресации гарантирующему поставщику (сетевой организации), при этом указанное заявление должно быть переадресовано не позднее одного рабочего дня со дня его получения исполнителем.
Да, при обнаружении потребителем неисправности прибора учета электрической энергии, в том числе внешних повреждений, потребитель обязан в течение одного рабочего дня известить об этом гарантирующего поставщика (сетевую организацию).
ПАО «Волгоградэнергосбыт» убедительно просит граждан внимательно относиться к любым предложениям платных услуг подобного рода, чтобы не стать жертвой мошенников.
ПАО «Волгоградэнергосбыт» напоминает, что с 01.07.2020 г. обязанность по приобретению, установке/замене, допуску в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учёта в многоквартирных домах переходит гарантирующему поставщику, а в частном секторе (жилые дома (домовладения)) к сетевым организациям. Оплачивать приобретение прибора учета, его установку, замену и опломбировку потребителям (заявителям) не нужно, весь комплекс услуг предоставляется бесплатно.
О дате и времени проведения работ потребители уведомляются заранее письмом.
В ряде случаев, по объективным причинам, установить прибор учета для учёта коммунальных услуг невозможно.
Приборы учёта в многоквартирных домах не устанавливают, если при обследовании был выявлен хотя бы один из следующих критериев:
— установка ПУ невозможна без реконструкции, капремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
— при установке ПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к ПУ, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
— в месте установки ПУ невозможно обеспечить соблюдение требований закона об обеспечении единства измерений и к условиям эксплуатации ПУ, которые необходимы для его надлежащего функционирования. Препятствием для функционирования ПУ может быть: техническое состояние, режим работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурный режим, влажность, электромагнитные помехи, затопление помещений, а также невозможность обеспечить доступ к ПУ для снятия показаний, его обслуживания и замены. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, составленном по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 627.
При отсутствии технической возможности установить прибор учета, подтвержденной указанным актом, такой потребитель будет иметь право на перерасчёт в связи с временным отсутствием в жилом помещении.
Нормативно–правовая база:
— Приказ Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения».
Нет, не можете. Вам необходимо обратится в адрес ПАО «Волгоградэнергосбыт» и согласовать работы по демонтажу пломб, установленных на приборе учёта. Последующая пломбировка является бесплатной. Самовольно срывать пломбы, установленные на приборе учёта без присутствия представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации) запрещено и может привести к последующему составлению в отношении потребителя акта о неучтённом потреблении.
Приборы учёта
Энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учёта, а расчёты за потреблённую энергию осуществляются на основании данных приборов учёта.
Эти требования распространяются на объекты, подключённые к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами: электросетям, системам тепло-, водо- и газоснабжения.
Если иное не установлено федеральным или иным нормативным законодательством, то место установки счётчика определяется в месте подключения объекта к системам энергоснабжения.
Требования не распространяются на объекты, мощность потребления электроэнергии которых менее 5 кВт в час, либо максимальный объём потребления природного газа менее 2 куб. м.
К использованию допускаются только приборы утверждённого типа, которые прошли проверку.
Собственник жилого или нежилого помещения берёт обязанности по установке ИПУ на себя, а ввод в эксплуатацию осуществляет исполнитель КУ. Потребитель может подать соответствующую заявку, приложив к ней копию паспорта прибора учёта и копии документов о поверке, если прибор не новый ( п. 81 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Исполнитель обязан рассмотреть такую заявку, установить и согласовать сроки её выполнения. Прибор, который будет введён в эксплуатацию должен соответствовать требованиям, в противном случае, он не будет установлен ( п. 81(4) ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
По результатам работ нужно оформить в 2-х экземплярах акт ввода прибора учёта в эксплуатацию. Перед подписанием акта, представитель исполнителя устанавливает на прибор учёта контрольные пломбы.
Проверки проводятся не реже 1 раза в год, а если приборы установлены в жилых помещениях, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Проверка ИПУ
Если потребитель 2 или более раз не допускает ответственное лицо исполнителя в жилое или нежилое помещение для проверки оборудования и достоверности сведений, которые он предоставляет, то составляют акт об отказе в доступе к прибору учёта. После этого сведения, которые предоставляет потребитель не будут учитываться при расчёте оплаты до того момента, пока проверка не будет проведена и не будет составлен соответствующий акт. Если доступ не будет предоставлен, то при начислении оплаты начинают применять повышающий коэффициент.
Если в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в доступе, получено заявление о готовности допустить представителя УО в помещение для проверки, УО проводит проверку, составляет акт, который подписывает представитель УО и потребитель. Если потребитель отказывается от подписания акта – его подписывают два незаинтересованных лица. Один акт передаётся потребителю ( п.п. «е» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 )
Если в ходе проверки прибора учёта выясняется, что он исправен, пломбы не нарушены, но сведения ИПУ и сведения, которые предоставлял потребитель, расходятся, необходимо сделать перерасчёт ( п. 61 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Если во время проверки было обнаружено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутредомовым инженерным сетям, то составляют акт, а затем доначисляют оплату исходя из мощности несанкционированного подключения, а если её невозможно определить, то согласно нормативу с применением повышающего коэффициента 10 ( п. 62 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Потребителя необходимо уведомить, что нарушение нужно устранить.
Если несанкционированное подключение обнаружено в нежилом помещении, то объём потреблённых ресурсов определяет РСО.
Потребитель обязан сообщить, если прибор вышел из строя, и отправить исполнителю показания ИПУ на момент поломки. В течении 30 дней необходимо устранить неисправность.
Если потребитель в течение 6 месяцев подряд не предоставляет показания ИПУ, то УО может провести проверку состояния ИПУ и снятие показаний не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока.
Потребителю направляется письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска представителей организации для совершения проверки, а если необходимо – направить повторное извещение ( п.п. «а», «в» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
В согласованные дату и время проводится проверка с составлением актов проверки, которые подписывает представитель УО и потребитель. В случае отказа потребителя от подписания акта, его подписывают также 2 незаинтересованных лица. Один экземпляр акта передаётся потребителю ( п.п. «г» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Общедомовые приборы учёта (ОДПУ)
Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД ( ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
В соответствии с п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание ОИ. Это может быть УО на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Если ОДПУ вышел из строя, восстановить его работу нужно в течение двух месяцев с момента поломки ( п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ). Источником финансирования будут являться платежи, поступающие от собственников помещений в МКД ( п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ ).
Иногда управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 6464/10 все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены ДУ МКД.
Если прибор не подлежит ремонту, УО составляет акт о невозможности восстановления ОДПУ, а затем проводит ОСС, на повестку которого будет вынесен вопрос о замене прибора. Собственники могут согласиться установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, УО нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. Сумма, которую вносит каждый собственник определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество и пропорционально количеству принадлежащих ему квадратных метров. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.