Босфор в стамбуле что это такое
Пролив Босфор – душа Стамбула
Босфор – душа Стамбула
Стамбул… Древняя столица трех могучих империй – Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы. Ощутить это в полной мере можно, прогулявшись по проливу Босфор, главной водной артерии Стамбула, которая является его сердцем, символом и хранит в себе множество тайн.
Босфор – душа Стамбула
Босфор и Стамбул являются неразделимыми и сливающимися частями одного целого. Невозможно представить себе Стамбул без Босфора или Босфор без Стамбула. В своей книге “Стамбул. Город воспоминаний” лауреат нобелевской премии Орхан Памук пишет что “Босфор — душа Стамбула, в нем город черпает силы”.
Пролив Босфор
Пролив Босфор в паре с проливом Дарданеллы и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется Истанбул Богазы (Стамбульский пролив). Длина и ширина пролива в два раза меньше длины и ширины пролива Дарданеллы.
Босфор и Стамбул с высоты птичьего полёта
Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям — это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.
Мосты и туннели через Босфор
Босфор, является местом встречи двух континентов – Европы и Азии. Мосты через пролив, Евразийский тоннель и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента.
Первый мост через Босфор
Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост. Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой — 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году – во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота.
Закат над Стамбулом и Босфорский мост (Мост мучеников)
Второй мост через Босфор
Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха), построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула. Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста— 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских моста ночю. Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.
Мост Мехмеда Фатиха и бшня крепости Румелихисары
Третий мост через Босфор
Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. Третий Мост через пролив назван в честь султана Явуза Селима. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Высота моста составляет 322 метра, ширина – 59 метров.
Третий Мост через Босфор – Мост султана Явуза Селима
Подводные сооружения Босфора
Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»
Четырехполосный подводный железнодорожный тоннель «Мармарай», строительство которого началось в 2004 году, был официально открыт 29 октября 2013 года. Общая длина тоннеля 9,8 км, длина подводной части – 1,4 км., а самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель общей протяжённостью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.
Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»
Евразийский тоннель
20 декабря 2016 года в Стамбуле был официально открыт Евразийский тоннель. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания — 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов.
Тоннели через пролив Босфор
Главные достопримечательности Босфора
Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, советуем обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.
Девичья башня на фоне Босфорского моста
Отели Стамбула на берегу Босфора
Многие отели в Стамбуле имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ. Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.
По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор, где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.
Отели Стамбула >>> | Экскурсии в Стамбуле >>> |
Трансферы в Стамбуле >>> | Авиабилеты в Стамбул >>> |
Планируем самостоятельное путешествие в Стамбул ↑
Фото Босфора
Строительство третьего моста через Босфор
Фотографии Босфора
Пролив Босфор
Пролив Босфор — узкий пролив, который является частью континентальной границы между Европой и Азией и разделяет Турцию, отделяя регионы Анатолию от Фракии. Пролив Босфор соединяет Чёрное море с Мраморным. Босфор является одним из важных проливов, поскольку создает доступ к Средиземному морю и мировому океану.
Пролив занимает особое место среди самых труднопроходимых проливов в мире. Течение в проливе предусмотрено до 6 узлов, и сильные изменения погоды в осенне-зимний период заставляют судовладельцев пользоваться услугами лоцманов для транзитного прохода через Босфор. Транзитная скорость в проливе не должна превышать более 10 узлов. Тариф прохода судов через Босфор составляет около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.
Между Европой и полуостровом в западной части Азии находится зона двух проливов, которые образуют Турецкий пролив, — это Босфор и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря, его длина составляет 120 км.
Берега пролива Босфор — достопримечательности
Берега Босфора располагают на своей территории огромным количеством достопримечательностей, которые представлены музеями, мечетями, крепостями, турецкими яли (особняками около моря), кафе, ресторанами и многими другими учреждениями. Среди музеев здесь можно увидеть музей Садберк Ханым (Sadberk Hanım Müzesi), музей изобразительного искусства Сакыпа Сабанджы (Sakıp Sabancı Müzesi), музей современного искусства Борусан (Borusan Contemporary), музей истории Кулели Сахил (Kuleli Sahil) и другие.
Среди исторических памятников на территории берегов имеются Tarihi Telli Baba 1950, Cezayirli Gazi Hasan Paşa Çeşmesi, Abbas Okumuşoğlu Çeşmesi, İtalya Sefareti Yazlık Binası, İstinye İskele Çeşmesi. Также здесь можно увидеть мечети Kayalar Mescidi, Ортакей, Büyük Mecidiye Camii (Ortaköy Camii), R.Kavak Telli Baba. Кроме того, на берегах пролива возвышаются посольство Avusturya Başkonsolosluğu, древняя крепость с панорамными видами Румелихисар (Rumeli Hisarı), замок Йорос (Yoros Kalesi) и много других достопримечательностей, ведь Стамбул является уникальным городом с огромной архитектурной ценностью.
Где находится пролив
Пролив Босфор расположен на северо-западе Турции. На обеих сторонах Босфора расположился исторический город Константинополь, современный Стамбул, который является единственным в мире городом, лежащим и в Европе, и в Азии.
Мосты пролива Босфор
Босфор соединяет два континента, Европу и Азию, а его берега соединяют три моста и два тоннеля:
Расстояние
Босфорский пролив рассекает 30-километровый перешеек между Европой и Азией и является частью Средиземноморского бассейна.
Длина пролива насчитывает около 30 км. Максимальная ширина пролива находится на севере и составляет 3700 метров, минимальная ширина расположилась в центре пролива и насчитывает 700 метров, что делает пролив самым узким на планете, средняя ширина — 2 км. Глубина фарватера — от 33 до 80 м.
Камеры у пролива Босфор
На одной из достопримечательностей Босфора, а именно на башне Беязыт, расположена камера онлайн, с которой ведется прямая трансляция, которую можно посмотреть в любое время суток. С этого вида открывается великолепная панорама на пролив Босфор и его окрестности. Камера все свое время меняет направление.
История
Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.
Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.
Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.
Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.
Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.
В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.
С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.
Экскурсии по проливу Босфор
Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:
Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.
Как добраться до пролива Босфор
Поскольку пролив Босфор находится в центре Стамбула, добраться до него очень просто, вдоль пролива расположено огромное количество остановок. Ниже представлены варианты, как доехать до пролива в южной его части с обеих сторон.
С европейской стороны:
Здесь есть несколько паромных причалов: Kadikoy, Turyol.
С азиатской стороны:
Среди паромных причалов здесь есть İdo Yenikapı Deniz Otobüsü Terminali.
Панорама пролива Босфор в Стамбуле:
Видео: пролив Босфор, Турция, Стамбул (the Bosphorus, Istanbul)
Босфор — душа Стамбула
В Стамбуле огромное количество достопримечательностей, а точнее сказать, Стамбул — это сама по себе одна большая достопримечательность! Город-легенда, город-сказка, город, единственный в мире, который находится сразу на двух континентах.
И все-таки одно из главных чудес Стамбула — Босфор — морская граница между Европой и Азией. Стамбул нельзя представить без Босфора, именно Босфор придаёт Стамбулу особый размах и широту.
Я очень люблю все, что связано с водой, и на Босфоре я просто отвела душу: водное пространство в обрамлении живописных берегов, белеющие на горизонте мосты, лайнеры, сухогрузы, яхты, катера, и огромное количество кричащих чаек — все это останется в моей памяти навсегда.
Приехать в Стамбул и не совершить морскую прогулку — непростительно, Босфор и Стамбул неразделимы, и без прогулки по красивейшему проливу знакомство со Стамбулом уж точно будет неполным. И мы, конечно же, круиз по Босфору совершили, хотя круиз — громко сказано, это была небольшая прогулка на катере, но получилась она замечательной, столько впечатлений мы получили, что словами и не пересказать.
Наша водная прогулка началась от пристани Кабаташ, которая находится недалеко от дворца Долмабахче. С утра мы побывали в этом прекрасном дворце, и нам удобнее было поехать на прогулку именно с этого причала, а вообще большинство водных прогулок начинается от пристани Эминеню, рядом с Галатским мостом. Если у вас много времени, можете поехать на продолжительную прогулку примерно часов на 6, а если времени мало, как было у нас, тогда оптимальный вариант — короткая прогулка: меньше двух часов по Босфору, цена вопроса — всего 12 лир.
К самому выходу к Черному морю мы не доехали, но большую часть пролива наш катер одолел. Лучше всего расположиться на левом борту катера, именно этой стороной катер идет близко к берегу, по пути туда — к европейской стороне Босфора, по пути оттуда — к азиатской стороне. Находясь с левой стороны, можно отлично рассмотреть, что расположено и на одном, и на другом берегу Стамбула — изящные мечети, роскошные дворцы, виллы, современные небоскребы, рестораны и многое другое.
Слева по борту — роскошный султанский дворец Чираган, построенный еще в 1863 году. Здание протянулось вдоль пролива Босфор более чем на полкилометра. Около 70 лет, вплоть до 90-х годов прошлого столетия, вместо дворца стояли обугленные стены, но в конце 20 века здание заново восстановили. А в 2007 году Чиргану попытались вернуть его первоначальный облик. И теперь здесь шикарнейшая 5-ти звездочная гостиница — Чираган Палас Отель Кемпински, в которой останавливаются богатые и знаменитые со всего мира, а само здание ценится еще и как архитектурная достопримечательность. Сказка на берегу Босфора!
Дальше, возле подножия моста через Босфор, расположена знаменитая мечеть Ортакёй. Находится мечеть на живописном мысе, который раньше византийцы называли «ключом от Босфора». Видели мы ее и с суши, удивительной красоты мечеть, но с воды она смотрится особенно великолепно — белоснежная, воздушная, словно парящая над водой. Внешне здание больше похоже на дворец. Это ощущение усиливают белоснежные минареты, выполненные из мрамора
Прогулка по Босфору. Самостоятельно и мегаинтересно.
Как устроить самостоятельный Hop-on Hop-off тур по Босфору вдвое дешевле и в 100 раз интереснее. Увидеть Стамбул «с воды» — это невероятные впечатления. Многие городские районы расположены на побережье Мраморного моря, пролива Босфор, залива Золотой Рог. И все они разные, у каждого свой колорит. В этой статье расскажем как организовать такой круиз по Босфору, который запомнится, подарит яркие эмоции. Поделимся нашим опытом прогулки и открытиями.
Древние греки называли пролив «Боспор Фракийский». Боспор — в переводе «коровий брод». С таким названием связана легенда об Io, дочери греческого царя. В нее влюбился Зевс и об этом узнала его законная жена — богиня Гера. Зевс превратил Ио в белую корову, чтобы спасти от Геры, или это сделала Гера как наказание, но девушка в образе коровы должна была бежать из родных краев. Путь ее проходил через пролив. Так и появилось название Босфор.
В 5600 годах до н.э. произошла грандиозная катастрофа. В результате землетрясения уровень Средиземного моря поднялся настолько, что его соленые воды затопили большое пресное озеро, которое сегодня мы знаем как Черное море. Мощный поток воды пробил в долине реки пролив от одного моря к другому. Так образовался Босфор. Интересно, что последствия такого природного катаклизма ощущаются до сих пор. В Босфоре — два течения: верхнее и нижнее. Верхнее пресноводное течет в Мраморное море, а нижнее с соленой водой, что тяжелее пресной, течет в Черное море.
Сегодня по Босфору ходят большие и малые суда. Это часть пути от Черного моря в Мраморное, а далее через пролив Дарданеллы в Средиземное море. «Трафик» настолько плотный, что на входе много «грузовых» кораблей стоят в очереди. А паромы и лодки иногда образуют пробки. Через Босфор переброшены 3 грандиозных моста. Под Босфором — проложены два туннеля: автомобильный и железнодорожный «Мармарай».
Прогулка по Босфору. Варианты.
Круиз по Босфору — это «must do» для туриста в Стамбуле. Как его устроить? Есть несколько вариантов.
1. Самостоятельно приобрести тур по Босфору в круизной компании.
Круизы по Босфору предлагают местные частные и государственные круизные компании с апреля по октябрь. Купить тур можно в туристическом офисе, через Интернет или на причале Eminönü (здесь много зазывал). Причал Eminönü расположен у Галатского моста на европейской части Стамбула, остановка трамвая T1 так и называется «Eminönü». Этот причал имеет несколько терминалов. Отсюда отправляются короткие и длинные туры по Босфору, а также ночные прогулочные лодки. Стоимость круиза зависит от тура. У частных компаний цена дороже. Цены государственной паромной компании Şehir Hatları.
Коротко о каждом туре по Босфору.
*** Внимание! Расписание может меняться, актуальное время отправления круизов смотрите на официальном сайте паромной компании: https://www.sehirhatlari.istanbul/en.
Круизы частных компаний.
Круизы частных компаний ходят чаще, отправляются от причалов Эминеню, Кабаташ или Бешикташ. К услугам туристов — катера, моторные лодки или яхты. Можно выбрать круиз по Босфору в формате Hop-on Hop-off или ужином / обедом. Как говорится, «любой каприз за ваши деньги».)))
2. Заказать экскурсию у профессионального гида.
Гид предлагает индивидуальную программу именно для вас — он позаботится о круизе, расскажет о достопримечательностях и покажет нетуристические места Стамбула. Это может быть тур на яхте, моторной лодке или вапуру. Такой вариант подойдет для тех, кто имеет полдня — день и предпочитает организованные туры.
Забронировать индивидуальную экскурсию по Стамбулу и Босфору можно на этом сайте.
3. Устроить самостоятельный тур по Босфору на общественном транспорте.
Такой тур подойдет, если у вас есть полдня или день, вы любите наблюдать за местными жителями и их повседневной жизнью, погружаться в атмосферу нового города. Туристов на таких рейсах нечасто увидишь. Большинство катается на туристических круизных лодках. И это дополнительный «бонус» к путешествию)). В таком самостоятельном круизе по Босфору стоит быть готовым к импровизации и спонтанным решениям.
Катера Vapuru — такой же городской транспорт, как автобусы или трамваи. Самостоятельный тур по Босфору на вапуру проходит в формате Hop-on Hop-off — вы можете по желанию выходить на любом причале Стамбула, знакомиться с местными достопримечательностями и плыть дальше. На берегах Босфора обустроено много причалов. Карта больших и малых паромных причалов Стамбула.
Паромы Вапуру курсируют в течение года, зимой и летом график движения разный. В теплое время рейсы начинают работу с 6-30 до 22-00 или 23-00, в зависимости от направления. Расписание паромов можно посмотреть на официальном сайте: http://www.sehirhatlari.istanbul/tr. Поездка на пароме оплачивается с помощью Istanbul Card, поэтому перед «круизом» обязательно пополните карточку.
Пополнить Istanbulcard можно на многих причалах в ярко-желтых Билетоматах.
Стоимость одного проезда на вапуру по Босфору зависит от направления и количества пересадок. При пересадке применяется пониженный тариф. (В таблице Aktarma — значит «пересадка»). Цены 2020 года.
Наша самостоятельная прогулка по Босфору.
Вариантов остановок и пересадок в самостоятельном туре на общественном транспорте Vapuru по Босфору очень много. Каждый может устроить себе Hop-on Hop-off — круиз по собственному маршруту. Мы расскажем о своем опыте организации самостоятельного круиза по Босфору, о всех плюсах и «подводных камнях».
Бюджет нашего «круиза» составил: 10,60 TL — оплата вапуру (что вдвое дешевле долгого тура по Босфору от официальной компании) + 7,80 TL — это оплата 3-х поездок на автобусе по маршруту, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями. Итого: 18,40. (По ценам 2019).
1.Пором Eminönü — Üsküdar.
Наш самостоятельный тур начался на причале Eminönü. Он расположен возле Галатского моста на европейской части Стамбула, на правом берегу залива Золотой Рог. (Добраться до причала можно на трамвае T1. Остановка так и называется «Eminönü».) С причала Eminönü на вапуру мы отправились на азиатский берег Босфора, к причалу Üsküdar. Паромы в этом направлении ходят каждые 15-20 минут.
Исторический центр Стамбула выглядит с воды удивительно: минареты, мечети, Галатская башня, Галатский мост, дома, дворцы, небоскребы.
Среди этой красоты на европейском берегу Босфора расположен элегантный Дворец Долмабахче (Dolmabahçe Sarayı) — главная резиденция османских султанов XIX века.
Девичья башня (Kız Kulesi)
Проплыли недалеко от Девичьей башни (Kız Kulesi) на миниатюрном островке в водах Босфора. Здесь Черное море встречается с Мраморным. На протяжении 2500 лет она была таможней, крепостью, маяком, карантинным изолятором во время эпидемии холеры и чумы, тюрьмой, радиолокационной станцией. Для контроля за проходом кораблей между башней и берегом когда-то была натянута цепь. С османских времен провозглашение нового султана приветствовалось выстрелом из крепостной пушки. Сегодня в башне XIX века размещается дорогой ресторан. Это одно из самых романтических мест Стамбула, снятое во многих фильмах и турецких сериалах. Например, в Бондиане — фильм «И целого мира мало», сериал «Чукур».
Почему башня «Девичья»? По преданию здесь умерла в 18 лет от укуса змеи дочь султана. Башню также называют «Леандровой». Такое название можно увидеть, например, на картине Айвазовского. Древнегреческая легенда рассказывает о Леандре, который приплывал на башню каждую ночь на свидание с Геро, жрицей Афродиты. Один раз факел на вершине погас, юноша потерял ориентир и погиб. С горя девушка тоже бросилась с башни в воду. (Правда, географически эта легенда больше подходит для пролива Дарданеллы).
Район Ускюдар (Üsküdar). Стамбул.
Район Üsküdar — один из старейших в Стамбуле. В VII в. до н.э. (На несколько десятков лет раньше Византии) на этом месте был основан древнегреческий город Хризополис, что значит «Золотой город». Название такое дали по одной версии через местные склады золота, по другой — из-за налога, который собирали греки с кораблей, ходивших по Босфору. В XII веке этот город стали называть Скутарион — город щитов. Охранники носили большие кожаные щиты «скутум». Впоследствии название трансформировалось в Ескютер, затем Ускюдар. Во времена Османской империи на этом берегу Босфора находились кладбища.
За века в этой местности, кроме турок, селились греки, евреи, армяне. После этнических погромов в 1955 году большинство греческих, армянских, еврейских семей покинуло Турцию. В Ускюдаре находятся колоритные городские кварталы, бывшие деревни, в которых до сих пор вместе с турками проживают оставшиеся после этих трагических событий немногочисленные семьи. Несколько таких колоритных райончиков мы сегодня увидим.
Набережная Ускюдар.
Причал Üsküdar напоминает муравейник. Здесь всегда много людей, ведь это большая узловая станция Стамбула. Рядом — метро, железнодорожная ветка Мармарай, автовокзал. Набережная — популярное место для прогулок и рыбалки. Отсюда приятно любоваться историческим центром Стамбула на противоположном берегу Босфора и наблюдать за местными рыбаками.
Говорят, на эту набережную Ускюдар приземлился в XVII веке знаменитый турецкий пилот Хезарфен Ахмет Челеби. Он стартовал с вершины Башни Галата и перелетел Босфор на аппарате, похожем на дельтаплан. Этим магическим в те времена поступком так напугал султана, что тот наградил Хезарфена мешком золотых монет и отправил подальше в Алжир.
Мечеть Михремах-султан (Mihrimah Sultan Cami).
Но в этом скоплении людей есть прекрасное тихое место. Напротив причала возвышается Мечеть Михремах-султан. Ее построила в 1548 году дочь султана Сулеймана и Хюрем-султан, легендарной Роксоланы. В ее честь названа мечеть.
Район Кузгунджук (Kuzguncuk).
К нашему круизу мы добавили автобусные маршруты, чтобы посмотреть другие интересные достопримечательности района Üsküdar. Автобус №15 привез нас в тихий район Кузгунджук, место съемок многих турецких сериалов.
Мечеть Чамлыджа (Çamlıca Camii).
Следующим «пунктом нашей программы» стала самая новая и самая большая мечеть Стамбула — мечеть Чамлыджа (Çamlıca Camii). К ней доехали автобусом №15С, до конечной остановки.
Находится Чамлыджа на высоком холме с таким же названием. Отсюда открываются прекрасные виды.
Дворец Бейлербей (Beylerbeyi Saray).
Дворец Бейлербей (Beylerbeyi Saray) — летняя резиденция османских султанов. Прекрасное, живописное место без толп туристов. Во дворец от мечети Чамлыджа мы доехали на автобусе №15 С.
2. Паром Beylerbeyi — Anadolu Hisarı.
Недалеко от Дворца Бейлербей расположен маленький причал Beylerbeyi. Вот здесь пришла пора принимать спонтанные решения. Это волнующий момент нашего круиза по Босфору, интрига и предвкушение новых открытий добавляет «перчинки» в путешествиях. На этом причале (как и на всех маленьких в Стамбуле) паромы останавливаются редко — через 1,5-3 часа. На станции есть расписание вапуру, перечень остановок по каждому маршруту. Мы ориентировались на ближайший паром, который отправлялся в сторону Черного моря через 15 минут.
Ожидание парома было тоже интересным. Мы с удовольствием погружались в атмосферу Стамбула.
Увидели местную свадебную фотосессию.
Стамбульский кот «охраняет» рыбаков в парке у Босфорского моста. Оплату принимает рыбкой))). И совсем не против, чтобы его погладили и сфотографировали))). Коты — настоящие хозяева и милая достопримечательность Стамбула.
Выбрали следующую остановку по интересному названию — Anadolu Hisarı. По Гугл мапс сориентировались где она находится и направились в неизвестный нам Стамбул.
Невероятно интересно рассматривать берега Босфора. Здесь, подальше от центра города, находятся престижные районы Стамбула. Холмы и побережье застроены виллами. Особенно колоритно выглядят изысканные деревянные виллы османского периода — ялы (Yali).
Причал Ченгелькей (Çengelköy).
Тихий жилой квартал Ченгелькей — живописное место на азиатском берегу Босфора. Когда-то славился особым маленьким сортом огурцов, который назывался «ченгелькейским миндалем» и вкусными вишнями, которые поставлялись в султанский дворец. Теперь квартал известен рыбными ресторанчиками, аутентичной чайханой Tarihi Çınaraltı на берегу Босфора, во дворе которой сохранился 800-летний платан.
Военная школа Кулели (Kuleli)
На азиатском берегу Босфора, в бухте Кулели, расположено историческое здание XVIII века. Kuleli — старейшая средняя военная школа Турции, основана в 1845 году. Многие знаменитости были выпускниками этой престижной школы. Среди них высшие чины армии, два президента Турции, ученые, писатели, поэты, политики. Это военное заведение окончил также известный туристический гид Шериф Йенен — автор многочисленных путеводителей, документальных фильмов о достопримечательностях Турции, вице-президент турецкой ассоциации гидов. Он проводил экскурсии для многих знаменитостей: членов Королевской семьи, телеведущих Опры Уинфри, Лестера Холта, Папы Бенедикта XVI. Говорят, после попытки военного переворота 2016 года, школу закрыли, а в здании планируют открыть музей.
Ялы Садулла Паши — отреставрированная вилла XVIII века.
Изысканный особняк Махмута Недима-Паши (Mahmud Nedim Paşa Mansion) построен в 1850 году. Его первый владелец был послом в Вене, несколько лет прожил в Праге. Он задумал в архитектуре своего ялы совместить европейский и османский стиль. Имение трижды страдало от пожаров, во время Второй мировой войны в нем размещалась школа медсестер. Недавно здание выкупил и восстановил один из самых богатых людей Турции — бизнесмен Яльчин Сабачи.
Виллы «ялы» османского периода в респектабельном квартале Kandilli. У каждого ялы — своя история.
По соседству со старинными деревянными ялы построены современные виллы. Недвижимость в таких районах Стамбула очень дорогая. Здесь селятся самые богатые люди Турции.
Павильон Кючюксу (Küçüksu Kasrı)
Павильон Кючюксу (Küçüksu Kasrı) — маленький «барокковый» охотничий дворец. Построен султаном Абдул-Меджидом в 1857 году на месте старого деревянного. Интерьеры украшали художники, работавшие над отделкой Парижской оперы. В этом роскошном дворце султаны давали обеды и принимали дипломатические миссии, среди которых визит Принца Уэльского Эдварда VII. Павильон был загородной резиденцией Мустафы Кемаля Ататюрка. Теперь здесь музей. Открыт с 9-00 до 17-00, кроме понедельника. Билет стоит 30 лир. (К сожалению, мы не успели попасть во дворец). В павильоне снимали фильм Бондианы «И целого мира мало». Он «играл роль» дворца в Баку.
Район Бейкоз (Beykoz). Стамбул.
Бейкоз (Beykoz) — большой, живописный, спокойный район Стамбула. Он начинающийся от крепости Анадолу и заканчивается на побережье Черного моря. Во времена Древней Греции эту местность населяли греки и фракийцы, называли ее Амикос. Во время османского владычества Бейкоз с его густыми лесами был любимым местом охоты султанов. Они строили здесь охотничьи дворцы и мечети. Отсюда и название «Bey» — принц, «koz» с персидского — деревня. За столетия на берегу Босфора появлялись многочисленные рыболовецкие и рабочие поселения. Сегодня несколько кварталов Бейкоз являются одними из самых респектабельных в Стамбуле. В шикарных виллах живут кинозвезды, политики, банкиры, бизнесмены.
Причал и квартал Анадолухисар.
Анадолухисар — аутентичный квартал Стамбульского района Бейкоз. Свое название получил в честь крепости Анадолу Хисар. Достопримечательности квартала: крепость, Дворец Кючюксу, который мы видели с парома, речка Гексу, колоритные жилые районы, куда редко заходят туристы.
Когда сошли с парома на берег, первой увидели вот такую типичную картину: «Сиеста собачки».)) Бездомные животные (кошки и собаки) чувствуют себя в Стамбуле очень комфортно. О них заботятся местные жители. Животных кормят, поят, устраивают им жилье.
Крепость Анадолухисар (Anadolu Hisarı).
Анадолухисар — старейшая османская постройка в Стамбуле. В 1393 году султан Баязид I возвел крепость на берегу Босфора. Сначала она называлась Güzelce Hisar, что значит Красивая крепость. Цитадель построили на руинах древнего римского храма, в самом узком месте Босфора. Ширина пролива здесь составляет 660 метров. Через 59 лет султан Мехмед II Завоеватель достроил и укрепил Анадолухисар. А на противоположном берегу Босфора в 1452 году он возвел вторую крепость Румелихисар. Главной целью султана был захват византийского Константинополя (так когда-то назывался Стамбул). Через год османской армии удалось взять город. Это открыло путь к завоеванию Европы. Две крепости сыграли большую роль в битве. Они обеспечили полный контроль над Босфором и отрезали помощь городу со стороны Черного моря.
Позже крепость Анадолухисар потеряла стратегическое значение. В ней размещалась таможня, потом тюрьма. За столетия когда-то легендарная цитадель начала разрушаться. В 1990-х годах крепость восстановили. На данный момент, она закрыта для посетителей.
Крепость Румелихисар (Rumeli Hisari).
А вот судьба крепости Румелихисар на противоположном берегу Босфора другая. Rumeli Hisari когда-то называлась Boğazkesen — «та, что перерезает горло». Построена на остатках византийской крепости за рекордные 4,5 месяца. Между этими крепостями когда-то натягивалась цепь. Ни один корабль в этом месте не мог пройти Босфор без разрешения турков. В честь легендарного султана Мехмеда II Фатиха, который построил румелийскую крепость и завоевал Константинополь, назван второй мост через Босфор.
В Румелийской крепости размещалась таможня, тюрьма для иностранных военнопленных. В XIX веке на территории заброшенной цитадели начали селиться люди. В 1950-х годах их выселили, крепость восстановили и открыли в ней музей. Работает ежедневно с 10-00 до 17-00, понедельник выходной, Билет стоит 25 лир. В Румелийской крепости часто проходят концерты, фестивали.
Поздний обед в местном ресторанчике BigChefs с великолепным видом на Босфор, речку Гексу и две крепости — Анадолу и Румели. Кстати, выбирали заведение в неизвестном нам районе с помощью сервиса Гугл мапс: посмотрели какие есть ресторанчики вокруг и пошли в тот, у которого было наибольшее количество хороших оценок. Потом узнали, что BigChefs — это популярная сеть ресторанов в Турции и еще нескольких странах мира. Здесь можно попробовать турецкую кухню и мировые блюда. Большинство посетителей в ресторане — местные жители (а это для нас показатель). Они приходят сюда кушать бургеры и пасту, а мы попробовали блюда местной кухни. Здесь вкусная еда и приятное обслуживание.
Мы любим гулять жилыми нетуристическим районами городов. Анадолухисар — колоритный квартал с узкими улочками, старыми деревянными домами, магазинами, пекарнями. В чайханах сидели компании мужчин, общались, пили чай, играли в шахматы и популярную местную настольную игру «101». Кстати, напротив причала есть пекарня с вкусной турецкой выпечкой. Здесь впервые увидели «нетуристическую», настоящую баклаву. Она выглядит как длинный рулет.
Паром Anadolu Hisarı — Üsküdar.
Так ярко прошел наш день. Пора возвращаться. Мы сели на паром до Ускюдара, а оттуда переправились до причала Эминеню. На обратном пути любовались европейским берегом Босфора. На городских рейсах вапуру есть кафе. Стюард пассажирам предлагает напитки и закуски. Заказали турецкий чай. (Кстати, стоит всего 2 лиры, в туристических местах и на круизных катерах чай вдвое дороже). Какое же удовольствие пить ароматный горячий чай и любоваться Босфором!
Можно ли плавать в Босфоре, есть ли пляжи в таком морском городе как Стамбул. Ответ в нашей статье.
По Босфору постоянно ходят корабли, баржи, яхты, лодки. Не каждый день увидишь такого великана.
Возле Босфорского моста, на европейском берегу пролива, расположена красивая Мечеть Ортакей (Ortaköy Camii). Она напоминает роскошный дворец. Построена в XIX веке в стиле османского барокко. Рядом — набережная с ресторанчиками. Говорят, именно здесь можно попробовать самый вкусный в Стамбуле Кумпир — популярное местное блюдо из запеченного картофеля с различными начинками.
Вапуру по пути делает остановки на маленьких уютных причалах Босфора.
Босфорский мост — первый на пути от центра Стамбула до Черного моря. Рядом — дворец Бейлербей.
Наша самостоятельная прогулка по Босфору заняла целый день. Мегаинтересно провести ее в формате Hop-on Hop-off тура, когда ты объединяешь пешую прогулку по колоритным районам Стамбула и взгляд на них с палубы вапуру. Наш маршрут был по азиатском берегу Босфора. Мы ориентировались на ближайшие по времени вапуру. По такому же принципу можно устроить себе круиз по европейскому берегу, по обоим берегам Босфора или по заливу Золотой Рог. Кстати, информация для подстраховки, вдоль берегов ходят городские автобусные маршруты. Поэтому всегда есть возможность вернуться в центр на автобусе.
В путешествиях по городам мы в основном пользуемся общественным транспортом. Это позволяет не ограничиваться «туристическим вакуумом» организованных туров или круизов, а полноценно окунуться в настоящую атмосферу города. Так мы видим чем живет страна, ее колорит, жителей. Это невероятно яркие впечатления и опыт. Такое не почувствуешь ни в каком «туристическом круизе». Поэтому с уверенностью можем сказать, наш самостоятельный Hop-on Hop-off тур по Босфору вышел вдвое дешевле и в 100 раз интереснее.
Ярких вам путешествий!
Кстати, жилье в Стамбуле можно забронировать на этом сайте. Мы останавливались в отеле The And.