Что такое общество план

Что такое общество план

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие общество в широком смысле.

2) Характерные черты общества как системы:

а) наличие подсистем;

б) взаимосвязь элементов;

в) взаимовлияние элементов.

3) Подсистемы (сферы) общества:

4) Направления динамики общества:

5) Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) развитие производительных сил;

в) гуманистические критерии и др.

6) Функции общества как системы:

а) производство и распределение экономических благ;

б) репродукция и социализация людей;

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Критерии оценивания ответа на задание 24Баллы
24.1Раскрытие темы по существу3
3
2
1
0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Источник

ЕГЭ по обществознанию С 8. Раздел «Общество»

Темы развернутых планов-ответов по разделу «Общество»

1. Общество как система.

1) Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.

2) Признаки общества как системы:

б) открытая система;

в) динамичная система;

г) саморегулирующаяся система.

3) Системное строение общества.

а) подсистемы и институты;

б) социальные нормы;

в) социальные коммуникации.

4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).

5) Специфика развития современного общества.

2. Общество и природа.

1) Общество и природа – органические части материального мира.

2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;

г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;

б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

3. Социальные институты.

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

4. Формы общественных изменений.

1) Многообразие форм общественных изменений.

2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.

3) Признаки революционных изменений в обществе:

а) радикальный характер;

б) слом старых общественных структур;

в) рождение качественно новых социальных отношений;

г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;

д) рождение новой социальной реальности.

4) Специфика реформаторских(эволюционных) процессов:

а) эволюционный характер;

б) органичность сочетания старых и новых структур;

в) постепенная замена старого новым;

г) затрагивание части общественных структур;

д) осуществление по инициативе властей.

5) Преимущественный характер эволюционных изменений.

6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.

5. Революция как форма социальных изменений.

1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

2) Основные признаки революционных изменений в обществе:

а) имеет радикальный характер;

б) сопровождается сломом старых общественных структур;

в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;

г) имеет катастрофический характер;

д) сопровождается значительными социальными издержками;

е) рождение новой социальной реальности.

3) Предпосылки социальных революций:

а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;

б) нежелание народа подчиняться существующим властям;

в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.

4) Разновидности социальных революций в истории:

5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.

6. Общественный прогресс.

1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.

2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.

3) Характерные признаки общественного прогресса:

а) совокупность поступательных изменений;

б) противоречивость и сложность изменений;

в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;

г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;

д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.

4) Критерии общественного прогресса:

а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;

б) гуманизация отношений между людьми;

в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;

г) расширение спектра прав и свобод человека;

д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.

5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

7. Традиционное общество и его особенности.

1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.

2) Характерные признаки традиционных обществ:

а) аграрный характер экономики;

б) сращивание власти и собственности;

в) патриархальный характер общества и государства;

г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;

д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

3) Основные разновидности традиционных обществ:

а) общества древнего средневекового Востока;

б) античные общества Греции и Рима;

в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;

г) древнерусское и средневековое российское общество.

4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

а) кастовый или сословный строй;

б) преобладание предписанных статусов;

в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

8. Информационное общество и его особенности.

1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.

2) Предпосылки рождения информационного общества:

а) научно-техническая революция;

б) формирование новой научной картины мира;

в) микропроцессорная революция.

3) Характерные признаки информационного общества:

а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;

в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

г) признание приоритетности прав и свобод человека.

д) изменение социальной структуры общества.

4) Противоречивый характер информационной цивилизации:

а) вытеснение человека из целого ряда сфер;

б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;

в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.

5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

9. Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности.

1) Угрозы и вызовы современного человечества.

3) Причины возникновения международного терроризма:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;

в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.

4) Особенности терроризма на современном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;

в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;

г) использование религиозных и социокультурных программных установок.

5) Основные направления деятельности международных террористов:

а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;

б) подготовка и проведение террористических актов;

в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.

6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.

10. Социально-демографические проблемы современности.

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.

2) Причины возникновения социально-демографических проблем:

а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;

б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;

в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.

3) Основные проявления глобальных проблем:

а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;

б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;

в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.

4) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;

б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;

в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;

г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения.

5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.

11. Процесс глобализации и его противоречия.

1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.

2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

3) Основные положительные последствия глобализации:

а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.

4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:

а) угроза ряду отраслей национальных экономик;

б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;

в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;

г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.

Источник

Поурочный план 10 класс ««Что такое общество?»».

Урок № 1 10 Класс Дата:

Тема урока : Что такое общество. Урок новых знаний

Сформировать основы знаний на основе ответов на вопросы :

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

Развитие умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, поиска закономерностей при работе с фактами

Формирование уважительного отношения к знаниям социальных закономерностей, как основе человеческих отношений.

1. Организационный этап 2 минуты .

2. Мотивационный этап 6 минут

1. Обсуждение общих результатов ГИА. Выявление трудностей.

2. Знакомство с программой 10-11 класса. Постановка задач и форм работы на учебный год.

3. Постановка задачи формирования индивидуальных образовательных планов. Обсуждение актуальности ЕГЭ по обществознанию для абитуриентов.

3. Актуализация и постановка задачи на урок (2 мин)

Задача на урок: получить ответы на вопросы: стр.17

Формирование современных представлений по следующим вопросам.

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

4. Изучение нового материала (25 минут).

Работа в группах по 2 человека + обсуждение + запись в тетрадь

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле? С.7-8

— в узком смысле – группа людей объединенная деятельностью;

— в широком смысле – обособившаяся от природы часть мира (все люди)

Ответ группы + коррекция + запись

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

Обсуждение иллюстраций традиционного и урбанистического общества (Япония, ОАЭ),

крымских лесонасаждений и крымских свалок,

тундра и народы севера России и первые города на территории РФ (греческие колонии)

1) историческое обособление общества от природы,

2) пагубное и благотворное влияние человека на природу

3) природа тоже влияет на развитие людей

4) люди и природа развиваются по своим законам, но существует между ними взаимосвязь с. 12 аб.3.

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности? Определить 3 черты деятельности людей стр. 8-9

— преобразование окружающего мира;

— общество – это отношения больших и малых групп (коллективность)

Ответ группы + коррекция + запись

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

Учащиеся, военные, работники культуры, коллекционеры и пр.

Ответ группы + обсуждение

5) Какие отношения можно считать общественными?

Общественные отношения – отношения между группами людей в процессе деятельности

Ответ группы учеников С + краткая запись + повторить 4 сферы

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

Определить значения слова культура стр. 12-13

2) достижения духовной жизни человека или общества

3) всё, что создано людьми (в широком смысле слова)

Проблема деления материальной и духовной культуры на примере СД-диска.

Слово учителя + запись

7) Что такое «культурные универсалии»? с.14

общие черты и формы культуры

8) Выписать в тетрадь общественные науки стр. 14

История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика

5. Контроль знаний (5 минут).

(Ответить на вопросы1-8 стр. 17)

6. Подведение итогов урока. 3 минут2

Проверка записей в тетради, выставление оценок

Что вызвало затруднение, было неудобным? Что понравилось на уроке? Где можно применить эти знания?

Д/З п.1 читать, устно любой вопрос стр. 17-18 1-5 + для группы А – устно документ стр. 16-17.

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Номер материала: ДБ-1027046

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

План конспект открытого урока «Что такое общество»

План конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

МКОУ Урадинская СОШ

Подготовил: Хамзатов Хусейн Зубарович

Учитель истории и обществознания

систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;

формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;

формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;

Презентация, приложение 1-4

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

— Сколько смыслов у понятия «общество»?

— Что вы понимаете под обществом?

Прочтите еще раз (на слайде) определение понятия «общество». Обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

— Что значит «обособившаяся» часть?

— В чем состоит обособление? Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего без учета природных условий?

Именно на эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. А также рассмотрим взаимосвязь общества с природой и культурой. Учимся работать самостоятельно с тестовыми заданиями, документальным материалом; анализировать, высказывать свою точку зрения.

Ответы учащихся (на основе ранее полученных знаний)

Выделившийся, отгородившийся, отделившийся

Тема нашего урока «Что такое общество»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Формирование новых знаний

Между людьми в обществе в процессе общения или совместной деятельности, возникают отношения. Такие отношения называют «общественными»

? Определите все ли отношения можно считать «общественными»?

А теперь давайте выясним, почему общество так связано с природой, в чем проявляется эта взаимосвязь.

? Пользуясь материалом учебника заполните таблицу «Взаимодействие человека и животных с окружающей средой»

— Каким образом природа связана с обществом?

(в широком смысле) ( в узком смысле)

весь мир в много- биосфера,

образии его форм естественные

— Каковы пути взаимодействия человека на природу вы можете назвать?

Таким образом, говоря об обособлении общества и природы, мы имеем ввиду, присущие ему особенные черты, а также неразрывность природы и процессов ее естественного развития.

? Аргументируйте высказывание В.Г. Белинскго, используя раздаточный материал из хрестоматий.

Чтобы стать человеком трудолюбивым, творческим, прекрасным, надо заниматься самовоспитанием, формировать свои способности в любом виде деятельности. В стремлении человека к красоте, к полной самореализации и счастливой жизни, большую роль играет общество, в котором мы живем. Человек создает тем самым свою нужность обществу, а общество нуждается в созидательной активности личности.

В.Г.Белинский прав в том, что «общество развивает и образует» человека.

Таким образом, с понятием «общество» связано и понятие «культура».

— Что дает обществу культура?

Работая с документом, ответьте на вопросы:

— Что такое «культурные универсалии»?

— Что дает обществу культура?

— Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?

Записывают понятие в тетрадь

Работают с текстом учебника стр.10 (4-5 абзац «Но не все…»).

Работа с текстом стр. 8-10, заполняют сравнительную таблицу.

Проверка и анализ таблицы

Записывают понятие «природа» в тетрадь

Ответы учащихся, анализ изображенного на слайдах. Высказывают своё мнение на данную проблему.

Работают с раздаточным материалом «Мысли мудрых»:

— высказывают свою точку зрения на проблему.

Записывают новое понятие «культура» в тетрадь.

Ответы учащихся (предположения)

Учащиеся работают с дополнительным материалом. Ответы подтверждают текстом документа.

Учащиеся выполняют задание, доказывая свою точку зрения по проблеме.

Слайд №7 – заполненная таблица для проверки

На доске таблица «Природа»

Слайд №11 «Мысли мудрых»

Культура области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).

Приложение №2. (Текст « Жизнь во взаимосвязи и движении» ).

Закрепление изученного материала

«Выберите правильный ответ».

Тестовые задания ЕГЭ.

Учащиеся выполняют тестовые задания

— Что нового узнали на уроке?

— Чему учились на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы.

— § 1, с. 10 – 15, пересказ;

— задания ЕГЭ, часть «С» (С8.1 или С8.2);

— выучить термины по теме.

Записывают домашнее задание в дневник

— Вам понравился урок?

-Какой раздел вам был более интересен?

— Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы

2.Мотивационно целевой этап

Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и об уроке.

3.Введение новый материал

1 . «Обществознание» в школе.

2 . Понятие общества и его основные признаки.

3 . Основные сферы общественной жизни:

а) Экономическая сфера общества;

б) Политическая сфера общества;

в) Духовная сфера общества;

г) Социальная сфера общества.

4 . Взаимосвязь основных сфер общества .

Человек – это такое общественное существо, которое способно реализовать свои возможности только в обществе. Только с осознанием понятия социума, мы можем правильно понимать определенные действия человека, его отношения и связи или условия проживания.

Общество не появилось спонтанно, оно существовало всегда, в разные времена и эпохи, когда человек еще даже не имел представления о том, что такое страна или государство. Первоначально, общество в основном ассоциировалось с государством. Сейчас под этим термином подразумевают, такое объединение людей, при котором они владеют общей территорией и государственным устройством.

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Общество – это особая структура жизни человека и его деятельности, которая развивается благодаря социальным законам.

Социальные процессы общества тесно связаны с различными науками и изучаются разными общественными дисциплинами:

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Социальная философия – это такая наука, которая непосредственно изучает состояние общества вместе с законами и функциями, а также его непосредственную взаимосвязь, как с природой, так и с окружающим миром. Ведь общество возникло благодаря природной эволюции, и остается ее непрерывным процессом движения в материальном мире.

2.Характерные эволюционные черты общества:

• Это своеобразная организация, которая владеет такой структурной базой и сочетает в себе не только духовное и материальное производство, но и так называемую, социальную структуру, и различные виды отношений.
• Общество обладает различными возможностями наследования и методами передачи информации.
• Ее главной отличительной чертой социальной материи от других способов движения, является сочетание разных материальных и духовных процессов, а также сознания.

Общество относится к такой системе, которая постоянно развивается. Ее развитие происходит постепенно и по определенным закономерным этапам.

Показатели развития общества:

Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективного развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов :

1. Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численности семей, их состава, брачности, разводимости, миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

2. Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).

3. Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).

4. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).

5. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

7. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

8.Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных условий.

Большое количество субъективных составляющих и факторов субъективного порядка в социальный информации (такие свойства социальной информации как смысл, ценность, достоверность) и социальной статистики (например, данные социологических опросов) ставят ряд проблем в практической области проведения социальной политики. К подобным проблемам относятся :

проблема измерения качества жизни населения;

проблемы в обеспечении занятости;

проблемы в обеспечении социальной защищенности.

Проблема измерения качества жизни находится в постоянном внимании международного сообщества и России.

В России основными социальными индикаторами качества жизни на федеральном и регионом уровнях являются:

величина прожиточного минимума;

доля населения, находящегося за порогом бедности;

величина поляризации доходов;

доля получающих профессиональное образование;

перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению;

средняя продолжительность жизни;

На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей :

Потребление продуктов питания.

Занятость, условия труда.

Рекреация, свободное время.

Позднее экспертами ООН разработан интегральный показатель качества жизни в странах мира — « Индекс развития человеческого потенциала » (ИРЧП). Этот индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:

физическое состояние людей, их долголетие (показатель — средняя ожидаемая продолжительность жизни);

духовное и интеллектуальное развитие людей — показатель, характеризующий уровень образования, рассчитываемый на основе двух элементарных показателей:

а) доля грамотных среди взрослого населения;

б) удельный вес обучающейся молодежи;

материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения (показатель — ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).

В настоящее время ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира, и эти результаты систематически публикуются. Считается, что страны, у которых ИРЧП достигает 80 пунктов и больше, обладают высоким уровнем человеческого развития;

• от 50 до 79 — средним;

• если этот показатель меньше 50 пунктов — низким.

По мнению российских ученых данная методика расчета уровня развития общества дает не вполне точные характеристики при применении ее к расчетам по регионам России. Поэтому для сопоставления между собой регионов России в данную методику вносятся изменения.

Уровень долголетия по регионам России измеряется тем же показателем средней ожидаемой продолжительности жизни, что и в международных расчетах. Методику же измерения региональных различий в уровне образования необходимо корректировать по сравнению с методикой ООН.

Применяемый при международных расчетах показатель доли грамотных среди взрослых нет смысла использовать внутри России, так как в стране, где до принятия конституции 1993 г. всеобщее среднее образование было обязательным, грамотны практически все взрослые. Поэтому для оценки достигнутого уровня образования выбран показатель числа лет обучения, приходящихся в среднем на взрослого жителя региона. Показатель рассчитывается как средневзвешенная величина долей лиц с высшим (15 лет обучения), незаконченным высшим (13), средним специальным (11), средним (10), незаконченным средним (8) и начальным (4) образованием среди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше).

показатель отношения денежных доходов к прожиточному миним уму (с весом в 2/3) и

показатель отношения средней заработной платы и выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения (с весом в 1/3).

Использование двух индексов позволяет также скорректировать данные по доходам на душу населения (из-за методики расчетов Госкомстата данные о доходах явно завышены для Москвы и Санкт-Петербурга, и, наоборот, занижены для регионов юга России). При расчете показателей, превышающих среднероссийский уровень, применялась (как и в международных расчетах) особая методика «сглаживания» резких различий.

Расчет всех индексов в методиках измерения уровня развития общества, приведенных выше, основывается на данных государственной статистической отчетности. Сбором и обработкой подобных статистических данных, в основном, занимаются органы государственной статистики.

Главные черты современного общества:

• Это его масштабы производства;
• Информационные методы человеческих отношений;
• Технологические процессы;
• Формы демократии;
• Глобальное развитие науки и культуры;

Основные сферы общественной жизни

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

экономическую (производительные силы, производственные отношения)

политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

Рис. 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

Что такое общество план. Смотреть фото Что такое общество план. Смотреть картинку Что такое общество план. Картинка про Что такое общество план. Фото Что такое общество план

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

4.Взаимосвязь основных сфер общества

правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера — система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания — объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Посмотрим на столько хорошо вы усвоили новую тему

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1) государством
2) обществом
3) цивилизацией
4) племенем

2. Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

1) общественными
2) цивилизационными
3) экономическими
4) политическими

3. Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?

1) взаимодействие двух людей
2) отношения между странами
3) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом
4) украшение новогодней елки

4. Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1) центром этого понятия является человек
2) существует и развивается по своим собственным, не за-висящим от воли человека, законам
3) основывается на определенном способе производства
4) включает способы взаимодействия людей

5. Что из названного не относится к понятию «социальный институт»

1) армия
2) семья
3) школа
4) дружба

6. Что из названного не относится к общественным отношениям?

1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приеме на работу

7. Нормы, регулирующие поведение человека в обществе

1) социальные нормы
2) духовные нормы
3) технические нормы
4) материальные нормы

8. К социальным регуляторам поведения человека в обществе не относится

1) экономика
2) право
3) традиции, обычаи
4) мораль

9. К социальным нормам относят

1) любовь, дружбу, религию
2) религию, право, мораль
3) традиции, мораль, экономику
4) право, экономику, религию

10. Общепринятым является деление культуры на
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую

11. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются

1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами

12. Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1) обществознанием
2) философией
3) политологией
4) историей

13. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости называется

1) социологией
2) этикой
3) эстетикой
4) педагогикой

14. Основоположником социологии является

1) О. Конт
2) К. Маркс
3) Платон
4) М. Вебер

15. Наука о наиболее общих вопросах бытия природы, общества, человека, о сущности мира называется

1) историей
2) социологией
3) философией
4) этикой

1. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется __________.

2. Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?

3. Множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование, называется __________.

1) устойчивая совокупность людей
2) выполняет конкретные общественные функции
3) строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения
4) не имеет определенных стандартов поведения

5. Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) представляют собой правила поведения общего характера
2) обладают той или иной степенью обязательности
3) их исполнение обеспечивается и охраняется государством
4) направлены на упорядочение общественных отношений

1. Во второй половине XIX века герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров утверждал: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Сформулируйте отношение к данному высказыванию с позиции человека 50-60-х годов ХХ века и современного человека начала ХХ века.

Ответы на тест по обществознанию Что такое общество
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-1, 8-1, 9-2, 10-2, 11-3, 12-4, 13-2, 14-1, 15-3
Часть 2
1-культура
2-общественные отношения
3-система
4-123
5-12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *