Что такое общество потребителей
Что такое потребительское общество
Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).
Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.
Вопрос: Потребительское общество применяет УСН с объектом «доходы». Обязана ли организация при реализации объекта недвижимости члену потребительского общества устанавливать цену договора, равную кадастровой стоимости? Возникают ли налоговые риски по УСН при продаже имущества по цене значительно ниже кадастровой стоимости?
Посмотреть ответ
Что представляет собой потребительское общество
Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.
Вопрос: Пять физических лиц учредили потребительское общество. В процессе деятельности общества остался один участник. Может ли потребительское общество продолжать свою деятельность, если остался один пайщик?
Посмотреть ответ
Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ. Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.
ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.
Законодательное регулирование потребительского общества
Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.
Вопрос: Возможно ли в уставе потребительского общества установить, что порядок вступления в общество происходит через механизм публичной оферты, размещенной на сайте кооператива, и акцепта в виде направления заявления и уплаты вступительного и паевого взносов?
Посмотреть ответ
Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название. Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года. Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.
Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.
Цели и задачи потребительского общества
У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:
Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:
ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.
Особенности потребительского общества
Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.
Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:
Требования к потребительскому обществу
Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:
Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Принятие решений на общем собрании осуществляется путем голосования, причем количество голосов пайщиков не зависят от размера его паевого взноса: один человек имеет право 1 голоса.
Имущество потребительского общества формируется за счет:
Бухучет потребительского общества
Согласно законодательству, потребительские общества должны вести бухгалтерский учет и показывать отчеты по финансам. Требования к бухучету некоммерческих обществ обычны – они изложены в ФЗ №402 «О бухгалтерском учете», Положении о бухучете и ПБУ вместе с Инструкцией по его применению.
Если ПО функционирует по УСНО, бухучет не отнимет много труда. Функции бухгалтера разрешено исполнять руководителю (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 402). В ФНС нужно предоставлять только бухгалтерский баланс и отчет о том, что средства используются по целевому назначению.
Выбор способов бухгалтерского учета оставлен на усмотрение самой организации, его следует закрепить в учетной политике.
На балансе нужно отражать:
Образцы проводок
Налогообложение потребительского общества
Потребительские общества попадают в категорию некоммерческих организаций, которые могут платить налоги по упрощенной системе, если их поступления не окажутся больше 3 млн руб. за последний отчетный год.
ПО вправе использовать и другие льготные системы налогообложения: при выборе ЕНВД общество не ограничивается по количеству присоединяемых членов.
Налоговый кодекс РФ не признает паевые взносы актом реализации (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), значит, о НДС речь не идет. Доходы и расходы требуется учитывать для целей налогообложения по отдельности: целевое финансирование и коммерческая деятельность.
Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц. Виды, характеристики, цели
Потребительское общество – это некоммерческая организация, которая создана для удовлетворения материальных потребностей всех ее членов. Устав ПО регламентирует, какие именно виды хозяйствования будут практиковаться в рамках конкретной организации. Любой доход, получаемый компанией, делится между состоящими в обществе людьми. Это принято именовать кооперативными выплатами. Если на общем собрании участники примут решение, что фонды потребительского общества следует тратить на иные нужды, тогда прибыль будет направлена туда.
Важные особенности
Создание потребительского общества всегда учитывает этап разработки документации, регламентирующей дальнейшее функционирование организации. Существует внутренний документооборот. В этих бумагах четко прописывают, каким образом возможна в обществе некоммерческая деятельность.
Вступить в подобное сообщество может всякий дееспособный гражданин страны, достигший совершеннолетия. Это доступно не только для резидентов государства, но и для нерезидентов. Сюда же могут принять и юридических лиц вне зависимости от того, какова их правовая форма. Важным упрощением является отсутствие требований со стороны налоговых органов уведомлять их об изменении количества членов, а также регистрироваться.
Несмотря на то что компания будет иметь уставной капитал, который корректнее называть складочным, его можно менять в ходе деятельности организации. Подобные действия государством допускаются без процедуры регистрации.
Справедливо ли?
Насколько честно работает потребительское общество, кооператив? В классическом случае здесь в идеале соблюдаются основополагающие принципы демократии. Более того, считается, что нет других коммерческих структур, соответствующих таковым принципам в большей степени. Почему? Вот основные характеристики потребительского общества:
Как работает?
Во многом коллективы, ведущие некоммерческую, коммерческую деятельность без специальной регистрации, стали столь популярны, поскольку ничем не ограничена география их деятельности. В этом плане потребительский кооператив намного удобнее обособленного подразделения. Он позволяет охватывать новые регионы без потерь, бумажной волокиты, взносов и налогов. Если некий пайщик имеет задолженность, иск против него не затронет пай в потребительском обществе, будь то хоть юридическое лицо, хоть частное. Значит, потребительский кооператив сохранит свои фонды вне зависимости от того, каковы кредиторские требования внешних структур.
Если пайщик требует возвращения сделанного им в общество взноса, такая процедура производится без уплаты дополнительных налогов, поскольку считается, что доход как таковой отсутствует. Общество имеет внутренние механизмы привлечения денег пайщиков к разным целям, вправе кредитовать заинтересованных, не получая для этого лицензий. Внести пай, вернуть себе средства можно не только деньгами, но и в материальном выражении, услугами, иными активами.
Потребительское общество – это широкие возможности
Различные общества могут вступать в контакт между собой. В частности, обмен имуществом между такими организациями не облагается налогом. Можно корректировать базу, с которой взымаются налоги: уменьшать на величину, равную членским взносам. Можно также сформировать неделимый фонд. Это в большей степени, нежели закон о потребительских обществах, помогает защищаться от недобросовестных вкладчиков.
Полномочия, которыми наделено потребительское общество взаимного страхования (и другие типы), довольно широкие. Можно формировать различные общества в области медицины, образования, науки и исследований, издательские. Потребительское общество – это организация, которая гарантирует направление средств, получаемых с предпринимательства, в «единый котел», а также обеспечивает членские взносы, уплачиваемые дочерним предприятием. Управление потребительским обществом подразумевает управление всеми объектами, транспортом, землей и жильем, входящими в собственность организации.
Если пайщики получают от общества материальную помощь, на нее необходимо уплатить НДФЛ. Так как члены организации – это не сотрудники, дополнительные налоги не взимаются.
Положительные аспекты
Преимущества, которыми обладает районное, областное потребительское общество (и другие типы):
Конечно, союз потребительских обществ имеет и некоторые иные положительные аспекты, но они будут определяться индивидуальными особенностями конкретной организации.
Законы: ограничения
На территории Российской Федерации регистрация потребительского общества – не очень сложная задача, но она сопряжена с определёнными тонкостями. В частности, всякое юридическое лицо не может в своем названии использовать словосочетание «потребительское общество», а также соответствующий союз. Конечно, реальные кооперативы, которые основываются на соответствующем законе, могут применять такие словосочетания в наименованиях, но это касается только специализированных организаций. А вот некое юридическое лицо, которому, скажем, пришлось по вкусу звучание слов, взять их в качестве наименования права не имеет.
Как попасть в общество?
Потребительское общество – это такая организация, в которую могут попасть не только физические лица, но и компании, пожелавшие внести пай. Для этого нужно написать по установленной форме заявление, направить его руководителям общества и зарегистрировать по правилам документооборота. Если заявление оформляет частник, он указывает:
Юридическое лицо предоставляет информацию:
В районное потребительское общество вступает даже человек без легального регулярного дохода, пенсионер и лицо с государственными пособиями, стипендиальными выплатами. Если потенциальный участник коллектива относится к одной из этих групп, он должен при подаче заявления уведомить представителя общества.
А примут ли?
Зачастую потребительское общество – это довольно бюрократизированная структура, поэтому заявления на участие не всегда рассматриваются быстро. Закон дает таким организациям до тридцати дней. Бумагу направляют в совет, где руководители принимают окончательное решение. Если таковое оказалось положительным, человек превращается в пайщика, как только вносит вступительный взнос. Сразу придется заплатить и хотя бы часть паевого взноса. Насколько паевой взнос велик, какую часть нужно заплатить сразу и с чем можно потянуть, определяется уставом организации.
По мере принятия положительного решения и уплаты сумм пайщик получает документ установленного внутри компании образца. Он свидетельствует, что лицо является официальным членом потребительского общества и удостоверяет этот факт в различных инстанциях при предъявлении.
Зачем нужны потребительские общества
Итак, предположим, регистрация потребительского общества прошла успешно, но чем организация будет заниматься дальше? Большинство действующих нынче компаний этого сектора декларируют свою работу как стремление к улучшению технологий, инфраструктуры, условий жизни. Общества, старающиеся идти в ногу со временем, обещают применение на практике самых надежных и выгодных форм контроля консолидированных ресурсов, интегрирование в повседневность новейших производственных схем, что ведет к понижению трат на удовлетворение потребностей пайщиков. Все это, если верить громким заявлениям организаций, направлено на выгоду конечного потребителя, но в то же время не является источником прибыли.
Цели, к которым может стремится потребительское общество:
Как добиться?
Что может делать потребительское общество, чтобы добиться всего вышеописанного? Заключаются договора, благодаря которым развивают торговлю, что гарантирует доступ к товарам всем членам организации. Кооператив может приобретать у различных лиц, как юридических, так и частных, сырье, продукты, изготавливаемые ими изделия, собранные плоды, ягоды, произрастающие в дикой местности, иное сырье, которое затем направляется на переработку, после чего поступает в продажу. Общество производит пищевые, непищевые продукты, направляет их в магазины.
Организация своим членам оказывает услуги, а также занимается пропагандой некоторой идеологии. Как правило, стремятся разрекламировать принципы кооперации, прибегая к СМИ, что становится одним из методов привлечения большего числа пайщиков.
Внутреннее устройство
О том, какую внутреннюю структуру должна иметь организация, рассказывает принятый в ней устав потребительского общества. Как правило, кооперативы довольно демократичные, что должно быть залогом честного управления и обеспечения соблюдения интересов всех участников.
Руководит всем совет пайщиков. Следующая ступень – это совет обществ, возглавляемый председателем, а также общественное правление и комиссия, отвечающая за контроль и ревизию. При проведении совета каждый участник располагает только одним голосом, то есть нет зависимости от того, насколько большой взнос был им сделан при вступлении.
Аргументы при агитации
Как правило, потребительские общества, обращая к себе внимание общественности и стремясь привлечь больше участников, оперируют следующими фактами:
Практика показывает, что наибольшее доверие потребительские кооперативы вызывают у людей пожилого возраста, а также незащищенных социально. Все эти люди стремятся поддержать кажущиеся им благими начинания, рассчитывая на помощь и поддержку. У многих подобные общества ассоциируются с прежними временами, когда вся торговля была под контролем государства, а спекуляция являлась неприемлемым поведением.
Выгода, деятельность
Все же обманываться не стоит: ПО, даже некоммерческое, ведет определенную деятельность, призванную «делать деньги». На этом строится выживание в современном мире. Хотя, безусловно, при корректной структуре и надежных членах можно говорить о том, что каждый отдельный участник останется в определенной выгоде.
Потребительское общество участвует в производстве продукции, ее реализации и предоставлении услуг. Более того, в хозяйственных операциях организация может выступать не только тем, кто оказывает услуги или продает товары, но и лицом, покупающим продукты, заказывающим обслуживание.
Члены общества могут рассчитывать на определенную выгоду, как правило, продуктами, услугами, которые помогут жить долгой, здоровой, счастливой жизнью, но это не будут деньги. Услуги, которые потребительское общество может оказывать своим членам, пригождаются в повседневности или в личном предпринимательстве. Как правило, пайщики получают все это по ценам ниже средних рыночных. Получаемые продукты и услуги помогают людям лично развиваться, помогать членам своей семьи получать образование, медицинскую помощь, вакансии и прочее.
Устав и наименование
Как правило, в уставе содержится исчерпывающая информация о следующих аспектах:
Выбирая имя для новообразованного общества, необходимо подобрать такое слово, которое четко отражает цель, преследуемую новой организацией.
Доходы, расходы и ответственность
Ежегодно в потребительском сообществе утверждают баланс. Если выявляется, что имели место убытки, таковые нужно покрыть в пределах трех месяцев. Используются для этого механизмы дополнительных взносов от пайщиков. Если обязанность не выполняется, общество ликвидируется по решению суда либо в соответствии с кредиторскими требованиями.
Для потребительского кооператива актуально понятие «субсидиарная ответственность». Она несется всеми пайщиками вместе и распространяется на обязательства организации. Границы ответственности – дополнительные взносы. А вот если общество получило некий доход, таковой необходимо распределить между членами. При делении основываются на уставе ПО и действующих законах. Нормативная, правовая регулировка деятельности подобных организаций – задачи Гражданского кодекса и специализированных законов.
Обязательства
Если некое лицо подало заявление в управляющий совет заинтересовавшего его ПО и получило положительную резолюцию, то в будущем на него возлагается ответственность своевременно вносить взносы. Покрытие убытков – это тоже обязанность каждого общества. Если таковая не исполняется, это приводит к ликвидации. При проведении судебного разбирательства можно постановить, что ПО обанкротилось. В этом заключается ключевое отличие этой формы деятельности от прочих некоммерческих организаций.
Это важно: следует отличать ПО и производственный кооператив. Если первый – некоммерческий, то второй – коммерческий.
Нововведения в законодательстве
В 2014 году федеральный закон под номером 99 претерпел некоторых изменений. В частности, корректировки были внесены в четвертую главу первой части правового акта. Несколько положений утратили силу, из-за чего многие начали говорить, что в наше время у потребительских обществ больше «нет перспектив», «нет шансов выжить».
Речь идет о том, что закон ввел новый перечень некоммерческих организаций, допустимых к созданию на территории России. В нем фигурирует формулировка «потребительский кооператив», но отсутствуют слова «потребительское общество». То есть первая форма доступна для заинтересованных, а вот вторая ушла в прошлое. Но если общество существовало ранее принятия поправок, дополнительной регистрации не требуется. Изменения придется внести, если возникнет необходимость корректировки устава.
Общество взаимного страхования
Таковое может сформироваться под влиянием различных рисков, но на практике чаще всего организация общества вызвана некоторым строительством, в котором принимают участие частные и юридические лица. Опасаясь, что застройщик нарушит законы, правила, сорвет сроки, лица объединяются в общество взаимного страхования (ОВС). Оно будет контролировать то, справляется ли застройщик со взятыми на себя обязательствами. Регулирует работу общества не только устав, но и заключенный договор участия в долевом строительстве. Дольщики созывают учредительное собрание, в рамках которого (обязательно ведётся протокол) принимают решение о создании ОВС. Здесь определяют, кто будет управлять новообразованием. Следует помнить, что реорганизация для такого сообщества недоступна.
Устав ОВС пишется не с «бухты-барахты»: необходимо согласование с Банком России. Контроль над ситуацией осуществляет государственная инстанция, ответственная за антимонопольное законодательство. В числе членов должно быть от 30 юридических лиц и более. Руководитель государственной инстанции утверждает выработанное организационным комитетом ОВС положение. Обязательно нужно учитывать государственную политику и нормативы, регулирующие сферу строительства в современной России.
Общество потребления
Сегодня нас практически везде окружают призывы покупать. Интернет, телевидение, радио, рекламные баннеры в стихах и красках рассказывают о том, без чего человек не может обойтись, а заодно и формируют образ успешного и модного человека, идущего в ногу со временем, находящегося в тренде. СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться. Говоря проще, мы живем в обществе потребления. О том, хорошо это или плохо, какие у него есть плюсы и минусы, как оно влияет на сознание и к чему это может привести, мы и хотим поговорить в этой статье.
Общество потребления и человек-потребитель
Буквально со всех сторон рекламщики призывают людей (и в особенности молодое поколение) брать от жизни все, жить для себя, жить на полную катушку, смело отдаваться беззаботности и веселью. Показателем статуса и успеха (и даже интеллекта!) являются крутые дорогие телефоны, модные кроссовки, машины, «напичканные» всевозможными опциями, и т.д.
Продается сегодня почти все, причем это касается не только материальных вещей, но и времени, умений, способностей, красоты. Есть даже такие услуги как «Муж на час», «Друг на час» и немало других. Т.е. даже общечеловеческие ценности сегодня становятся предметом торга. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные (хотя это и спорно).
С какой бы стороны мы ни посмотрели на предпосылки и причины появления такого общества, мы увидим, что оно создано человеком. И человек в обществе потребления чувствует свою ценность, самодостаточность и самоуважение, не обладая какими-то важными личными качествами, а соответствуя определенному потребительскому поведению.
Человек-потребитель ценит себя (и другие люди-потребители его в этом поддерживают) не за личные достижения, а за обладание вещами. Он думает о себе нечто вроде: «У меня есть такая-то квартира, такая-то машина, такие-то вещи, значит, я крут и успешен, жизнь удалась». И совсем не обязательно, чтобы эти вещи действительно ему нравились. Главное – чтобы они ценились в обществе потребления, соответствовали установленным социальным нормативам.
В этой картине нет ничего о самом человеке, зато масса описаний внешних атрибутов его жизни. Человек отождествляет себя с тем, что у него есть. Материальные вещи вроде «расширяют» его личность, а иногда даже замещают ее, ведь внутренние (моральные, духовные и т.д.) критерии ценности просто-напросто исчезают.
В обществе потребления куда-то на второй план отходят такие достижения как, например, вырастить и поставить на ноги детей, быть хорошим родителем и человеком, уметь самостоятельно выбирать и принимать решения, личностный рост и саморазвитие, понимание смысла жизни и своего предназначения.
Но это лишь несколько характерных черт общества потребления и человека-потребителя. Также можно выделить и другие особенности, к примеру, повышение личных расходов людей, снижение роли мелких торговых предприятий, изменения в области коммуникаций и другие.
Если вам интересно рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, советуем почитать книгу «Общество потребления» Жана Бодрийяра и эссе «Человек одинок» Эриха Фромма. Чтобы понять, о чем примерно в них идет речь, посмотрите этот небольшой видеоролик, где Фромм рассуждает о деньгах и счастье человека:
Влияние общества потребления на психологию и сознание
Условно мы можем разделить потребности людей на две группы:
Социум, пропагандирующий избыточное потребление, мотивирующий к приобретению все большего количества вещей и формирующий подменные ценности, не мог появиться сам. К этому привели социальные и экономические предпосылки, наиболее значимыми среди которых являются развитие корпораций и политика кредитования.
Предлагая все больше денег и обещая выгодные условия, акулы бизнеса вынуждают людей пользоваться какими-то услугами, даже если те не особо-то этого и хотят. В итоге создается культура жизни в долг, культура безграничного потребления. И, находясь в этой культуре, человек испытывает огромнейшее давление на свое сознание (и не всегда осознает это!) Рассмотрим основные результаты, к которым это давление может привести.
Изменение отношения к работе и труду
Общество, ориентированное по большей части на потребление, меняет отношение людей к труду как к деятельности. Наиболее серьезно это сказывается, конечно же, на молодом поколении. На рынке труда появляются все новые профессии, преимущественно в сфере услуг. При этом подавляющее большинство этих услуг избыточно или же направлено на удовлетворение второй группы потребностей.
Ото всюду мы слышим, что жизнь нужно сделать легкой; все должно быть максимально доступно. Нам вообще не нужно ничего делать – достаточно кликнуть кнопкой мыши, и все, что нужно, в этот же день будет доставлено к порогу дома. Но это только одна сторона.
Другая состоит в том, что всего за несколько часов неквалифицированного труда (например, раздача листовок на улице) порой можно заработать до тысячи рублей (а иногда и больше). Произведя несложные расчеты, мы увидим, что человек, не имеющий никакого образования и опыта, может заработать неплохие деньги. За месяц это может быть больше, чем зарабатывает учитель или врач в поликлинике.
Исходя из этого, человеку приходит мысль: зачем мне учиться и получать образование, если я могу и без этого неплохо зарабатывать? Это, конечно, утрированный пример, но он не далек от реальности. Таким образом, происходит переориентация на легкий труд и отказ от систематической работы, обесценивается образование; квалификация и специализация теряют свою ценность.
Однако можно увидеть, как отношение к труду в обществе потребления меняется и в прямо противоположную сторону. Огромное количество людей (и здесь уже вопрос касается преимущественно старшего поколения) поражено «эпидемией» чрезмерного труда. Люди посвящают работе все свое время, подрабатывают, чтобы больше заработать и угнаться за тенденциями, что негативно сказывается и на здоровье, и на личной жизни, на семейных отношениях, и на возможности самореализации.
В результате, жизнь человека, постоянно озабоченного своим материальным положением, становится похожей на каторгу. В дополнение к этому растет его потребительская задолженность. Все это может привести к самым неблагоприятным последствиям, затрагивающим абсолютно все области и сферы внутренней и внешней жизни человека.
Инфантилизация человека
В обществе потребления человек стремится удовлетворить избыточные потребности и потребности второй группы. Конечно же, и потребности первой группы будут удовлетворяться, но основное внимание будет уделено потребностям, которые формируют для людей «авторитеты» (мода, тренды, компании, рекламщики и т.д.)
Каждый из нас что-то делает и проявляет активность, когда стремится к чему-то. Жизнь дана человеку не только для того, чтобы есть, пить и спать. Но чтобы осознавать свои цели и желания, нужно рефлексировать, понимать себя, знать себя, соотносить желания и возможности.
Если мы умеем соизмерять свои способности, ресурсы и потребности с целями и задачами, нас можно назвать взрослыми людьми. А общество потребления сводит все эти умения к нулю, делая каждого из нас инфантильным человеком. И снова: если взрослые люди еще сохраняют адекватное отношение к вещам, то современная молодежь уже живет в мире, где это норма.
Инфантилизация людей распространяется все больше. В реальной жизни это наблюдается через запоздалое взросление, нежелание и неспособность заниматься упорным трудом, тяготение к беззаботному и легкому существованию, не умение принимать решения и справляться с трудностями, безответственность и несерьезность. Сюда же можно отнести и разные формы зависимостей: от Интернета, компьютерных игр, гаджетов и т.д.
Замещение ведущей деятельности
В психологии есть очень интересный термин – ведущая деятельность. Он используется для обозначения деятельности, продуцирующей образование важнейших для человека психологических особенностей по мере его развития. Проще говоря, это главный тип человеческой активности в том или ином возрасте, на базе которого происходят изменения в психике.
Например, для ребенка ведущая деятельность состоит в игре, для подростка – в обучении, для взрослого – в работе. Общество потребления – это то, что изменяет ведущую деятельность человека. Люди не желают трудиться и учиться, но хотят играть (и здесь опять речь о изменении отношения к труду и инфантилизации).
Если копнуть глубже, то изменение ведущей деятельности приводит к тому, что люди все реже хотят брать на себя ответственность, и это сказывается на отношении к институту семьи. Увеличивается возраст вступления в первый брак, становится все больше людей, вообще не желающих связывать свою жизнь узами брака.
Ответственные поступки – признак взрослости, зрелости. Но человек-потребитель напоминает ребенка, которому не нужен партнер, – ему необходим родитель (естественно, речь о социальных ролях). Если подвести все это к общему знаменателю, то ведущая деятельность для людей в обществе потребления – это не взрослая жизнь, а детская.
Развращение сознания
Не сочтите за ханжество, но бесконтрольное потребление действует на сознание именно развращающим образом. Когда человек может вот так вот запросто и без всяких проблем пойти и набрать вещей в кредит или взять займы практически в любом размере, в нем начинают просыпаться животные инстинкты.
Это значит, что человек становится всецело поглощен удовлетворением своих потребностей, теряя чувство меры. Его разум затмевает огромное количество «возможностей», которыми он непременно спешит воспользоваться. Он считает, что весь мир в его руках: захотел – получил.
Общество потребления внедряет в сознание людей идею, что нужно жить одними лишь своими желаниями, не задумываясь о последствиях, но за все в один прекрасный момент приходится платить. И это тоже в свою очередь может привести к самым разным, но чаще всего неприятным последствиям.
Кроме того, ощущение вседозволенности проецируется и на другие сферы жизни: общение с родными и друзьями, отношения с противоположным полом, профессиональные отношения и любую другую коммуникацию вообще. Человек-потребитель требует от людей чувств, любви, определенного отношения к себе, уважения. Он уверен в том, что это можно получить, если не просто так, то за деньги уж точно.
Не менее печально и то, что многие люди готовы все это давать, и, опять же, за деньги. Повсеместно сегодня можно встретить искусственную любовь, дружбу, заинтересованность и т.д. Но как только заканчиваются деньги, от всего этого не остается и следа, ведь люди выполнили свои «финансовые обязательства» друг перед другом.
Жизнь в зависимости и иллюзиях
В обществе потребления ценности и желания человека формируются кем-то «свыше». Это можно сравнить с тем, как родители постоянно решают за своих детей, что им делать, что есть, что надевать, чего хотеть, в конце концов. Далеко не каждый взрослый (а молодежь – и подавно) не способен ответить, например, для чего он меняет свою вполне еще хорошую и рабочую машину или тот же телефон на более новый.
Таких ситуаций множество, но все они говорят, что мы теряем способность самостоятельно выбирать. Мы становимся зависимыми – от того, что подумают другие, от вещей, которыми пользуемся, от новинок на рынке, от денег как таковых и т.д. Мы перестаем нормально спать, мечтая расплатиться с кредитом и взять новый, чтобы купить что-нибудь еще. Или оттого, что погрязли в долговой яме, и уже не известно, сможем ли из нее выбраться.
Что же касается иллюзий, то с одной стороны человек надевает розовые очки, начиная верить в искусственные ценности, а с другой – погружается в симулятор жизни – компьютерные игры, социальные сети, чтобы оставаться «на волне», не оказаться «аутсайдером», соответствовать «требованиям», диктуемым обществом потребления.
Да, картина получается не очень радужная. Но этот вовсе не повод опускать руки и становиться пессимистом. На самом деле в силах каждого из нас справиться с давлением потребительского социума. Нужно лишь немного пораскинуть мозгами и стараться вести осознанный образ жизни, не теряя самосознания и индивидуальности.
Далее в статье мы дадим вам несколько полезных советов, как, живя в обществе потребления, все же оставаться свободным от его пут и навязчивых идей. Но прежде мы хотели бы подвести итог основным размышлениям и кратко перечислить аргументы ЗА и ПРОТИВ того, о чем мы сегодня беседуем.
Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ
Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.
Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:
Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:
Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.
Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.
Как жить в обществе потребления
Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».
Нижеследующие рекомендации пригодятся взрослым, подросткам, детям и родителям, педагогам и учителям, желающим воспитать здоровое отношение к себе, жизни, деньгам, товарам и услугам:
Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.
Секрет выхода из общества потребления – максимально осознанная жизнь, обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.
Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.