Что такое общественный долг
Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия?
Содержание:
Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества. Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми. Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав.
Нравственный долг — понятие в обществознании
Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:
Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни.
Что такое совесть кратко
Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида. Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть. У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:
Что такое моральный долг
Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов. Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества. Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности.
Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести.
Что такое общественный долг — примеры
Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:
В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ.
Как соотносятся понятия долг и совесть
Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:
Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести.
Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям. Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы. Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями.
Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.
Кант выделял четыре типа долга:
Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию.
Общественный долг — что это за понятие и для чего существует?
Общественный долг
В Уголовном кодексе России содержится такое понятие как «общественный долг». К нему отсылают ряд статей закона, например, 63я. В ней речь идёт об обстоятельствах, отягчающих наказание. Так, преступление, совершённое в отношении лица, исполнявшего общественный долг, наказывается строже.
Что же это за понятие?
В настоящее время в законодательстве отсутствует чёткое определение для этой формулировки. Исходя из смысла слов можно прийти к двум выводам: когда общество что-то должно, либо же, когда обществу что-то должны. Судя по смыслу норм УК РФ, речь, скорее, нужно вести о втором смысле. Поэтому, будем отталкиваться именно от этого.
Получается, что некий индивид или группа лиц что-то должна обществу, как более крупной общественной форме. Следовательно, возникают правоотношения, в которых мЕньшая по численности группа должна бОльшей. Предполагается, что мЕньшей группой, в основном, является гражданин, а бОльшей — государство.
Если кто не в курсе, государство тоже кое-что должно как индивиду, так и народу в целом. Согласно ст. 4 Конституции РФ, государство должно признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Что может быть должен индивид общественной надстройке, понимаемой большинством как государство? Часть завесы этого вопроса приоткрывает всё тот же Основной закон. Так, в ст. 44 упоминается об обязанности заботиться о сохранении памятников культуры и истории. Ровно такая же обязанность существует и в отношении природы (ст. 58).
Так долг или обязанность?
Тут нужно обратить внимание на соотношение понятий долг и обязанность. Говоря об общественном долге, следует подразумевать понятие «долг» в его философском понимании. Существенным отличием тут является то, что это обязательство, принимаемое добровольно, «по совести».
Бережное отношение к природным богатствам, установленное Конституцией — тот самый долг «по совести». Ибо если не сбережём мы, то что достанется нашим потомкам? Тут Главный закон абсолютно прав.
Поэтому основное отличие долга от обязанности тут — это добровольность. А значит — осознание, понимание, до которого индивид дошёл сам или его к этому подвели окружающие. То же общество, допустим.
О материальности долга
Тот долг, который следует отличать от долга денежного, всегда выражается в некотором действии. Он всегда материален и выражается в действиях, поступках и словах. Долг, остающийся исключительно в мысленном поле и не получающий физического выражения (слова также являются им), таковым не является.
Параметр «общественный»
Общественный — принадлежащий обществу, имеющий к нему непосредственное отношение. Применительно к долгу, это что-то, что общество будет требовать от каждого своего члена. Это что-то должно обществу приносить пользу (но требует оно это «что-то» не из-за пользы).
Долг журналиста
Общественный долг журналиста существует в соответствующем законе о СМИ, в ст. 49. В последнем абзаце этой статьи государство гарантирует журналисту свою защиту как лицу, выполняющему О.Д.
Исходя из многочисленных интерпретаций общественного долга журналиста можно сделать один вывод. Журналист должен быть правдив и не вводить общество в заблуждение, это и есть его долг. А освещение событий и их интерпретация — это уже другое.
Об общественном долге присяжного
Ещё одна «добровольно-обязательная» гражданская повинность. Является условно-обязательной, поскольку от неё не сложно отказаться. Достаточно сослаться на религиозные убеждения — проверить их никто не сможет.
На этом, пожалуй, всё.
Суды и их толкования
Как это частенько бывает, то, что не делает законодатель, «подчищает» за него суд.
Верховный суд в одном из своих документов дал толкование понятию О.Д. По мнению высокого суда, это не что иное, как совершение общественно-полезных действий. Например, пресечение правонарушений. Но это уже, скорее, долг гражданский.
Гражданский долг
Где грань между двумя долгами — гражданским и общественным не знает никто. Суды, которым законодатель отвёл во всём этом разбираться, одно и то же действие считают и таким и таким долгом.
Поэтому, будем считать, что эти понятия, как минимум, тождественны. Грань очень тонка — общественный долг это долг перед обществом, а долг гражданский — это долг гражданина, как члена гражданского общества.
В итоге
Общественный долг можно охарактеризовать как действия индивида на пользу обществу, в котором он находится и которые он совершает, ведомый своим внутренним убеждениями и моралью. Однако, долг может быть и возложен обществом на гражданина, но это, в большинстве случаев связано со службой государству. Т.е., опять же, добровольным выбором индивида.
О.Д. ведёт к постепенному улучшению общества, за счёт действий каждого его члена, основанных на принятых в обществе нормах и правилах. Порой, даже за счёт самопожертвования.
Ещё по теме «Общественный долг — что это за понятие и для чего существует?»:
Долг и совесть (продолжение)
Долг общественный и долг моральный
Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе. Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.
Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись легко, без принуждения, добровольно? Это тоже один из вечных вопросов. Есть такой ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.
Что же такое моральный долг? Начнём с фактов.
Жил на Горном Алтае, у Телецкого озера, Николай Павлович Смирнов — знаменитый охотник. Всю жизнь там прожил. Уезжал только раз, причём в Москву. И вот зачем. На берегу высокогорного озера вырастил Николай Павлович огромный яблоневый сад. Что, в общем, невозможно: дом его стоял на голом скалистом берегу. Много лет почти каждый день грёб он на противоположный берег и привозил оттуда в лодке хорошую землю, которую выкладывал террасами по скалистому берегу. И всю жизнь каждую яблоньку бережно обихаживал, спасая от сурового климата. Вот так, никем не побуждаемый, бескорыстно и мужественно человек украшал Землю.
В Москве каким-то образом узнали об этом чуде, позвали Смирнова в столицу и вручили медаль Выставки достижений народного хозяйства.
А теперь поставим вопрос: почему так самоотверженно жил человек, ради чего?
Общественный долг? Тут нечто большее. Это большее и есть моральный долг, когда человек превращает требования морали в личную задачу. Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.
Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.
Совесть
Ты, наверное, уже заметил, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга. Или, может быть, вообще не существует контроля?
Существует, и даже двойной: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поговорим. И опять начнём с фактов.
Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время Второй мировой войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».
Януш Корчак (1879—1942) — великий польский педагог и детский врач. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска ворвались в Польшу, фашистский топор был занесён и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но поступил иначе. Когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошёл учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нёс больную девочку. Поезд увёз всех в концлагерь, в камеру смерти.
Вопросы сложные, очень личные. Открыть истину нам смог бы только сам Януш Корчак. Мы же способны лишь предполагать.
ДОЛГ ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Смотреть что такое «ДОЛГ ОБЩЕСТВЕННЫЙ» в других словарях:
Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора
ДОЛГ — (греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere) одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную… … Философская энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННЫЙ — общественная, общественное. 1. Прил. к общество (в 1 знач.). «Основной признак различия между классами их место в общественном производстве, а следовательно, их отношение к средствам производства.» Ленин. Общественные формации. Общественные… … Толковый словарь Ушакова
ДОЛГ — универсалия культуры, этическое и социальное понятие; механизм, включающий моральное сознание личности непосредственно в акт выбора поступков (моральный Д.), а также ориентирующий человека на достижение определенных целей, отражающих историческую … Новейший философский словарь
ДОЛГ ПЛАВАЮЩИЙ — краткосрочный государственный либо общественный ДОЛГ на базе банковского кредита, краткосрочного госзайма. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
долг — Обязанность. Безусловный, благородный, великий, высший, незыблемый, непреложный, непременный, нерушимый, осознанный, первостепенный, первый, почетный, прямой, святой, священный. Железный. Воинский, гражданский, интернациональный, общественный,… … Словарь эпитетов
Долг — духовно нравственное качество личности, проявляемое как обязанность что либо исполнить. Область долга безгранична, вся жизнь человека – выполнение долга. Идея долга состоит в том, чтобы делать то дело, на которое человек поставлен, или выполнение … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Публичный долг — (англ. Public debt) обязательства государства и муниципальных образований (в Российской Федерации в лице Правительства РФ и Минфина РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных… … Википедия
Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям — (Общественный Фонд помощи политическим заключённым и их семьям, Фонд помощи политзаключённым, Русский общественный фонд, Фонд Солженицына) диссидентская благотворительная организация. Содержание 1 Основание Фонда 2 Деятельность Фонда … Википедия
8. Долг и совесть
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 8 кл. Боголюбов◄
Вопрос 1. Как проявляется чувство долга? У всех ли есть совесть?
Долг, чувство долга — кто делает то, что может, делает то, что должен. Мадлен де Скюдери – Долг это то, чего в эту минуту не сделает никто, кроме вас. Пенелопа Фицджеральд – Долг это то, о чем думаешь с отвращением, делаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела.
Вопрос 2. Что такое долг?
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Вопрос 3. Что такое объективные обязанности?
Объективные обязанности – это такие обязанности, которые человек может выполнить, то есть они реальные, земные и посильные ему.
Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, сослуживцы, есть просто окружающие люди, есть наш дом, город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определённые объективные обязанности и ответственность.
Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания (т. е., хотим мы или не хотим, мы непременно должны их выполнять). Иначе мы не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей (а то и беды) для окружающих, да и для самих себя.
Обманул, подвёл товарища — можешь остаться вообще без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику и т. д.
Вопрос 4. Какие стороны предлагает наука различать в долге?
Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный. Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять. Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе, на отдыхе, в учёбе, в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, по отношению к друзьям, окружающим людям, природе, а также к самому себе.
Чтобы общество могло жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей. Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.
Вопрос 5. Что такое моральный долг?
Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.
Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и праютически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.
Только не нужно упрощать, представлять себе, что при исполнении морального долга всё идёт легко и весело, как по маслу. Нет, очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведёт борьбу с самим собой. В нём сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх.
Порой ему хотелось бы бросить всё, уйти, укрыться. И это понятно. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твёрдо идёт к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придаёт человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.
Вопрос 6. Кто контролирует и оценивает исполнение долга?
Существует двойной контроль: внешний — контроль общества (общественное мнение) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть.
Вопрос 7. Что такое совесть?
Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью.
Совесть — это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
А ещё про совесть говорят: внутреннее око. Это уже метафора, образное выражение.
Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Человек может не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе.
Руководствуясь совестью, в самых глубоких тайниках своей души он судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно и выступил на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести — что тогда ждёт его?
Вопрос 8. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»
Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.
Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п.
У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять.
Вопрос 9. Ты уже знаешь, что долг — это обязанность, помноженная на ответственность. Подумай, что такое формализм, формальное понимание долга. Попытайся оценить это явление.
Вопрос 10. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».
Понятия “муки совести”, “угрызения совести” и “нечистая совесть” схожи между собой и означают те или иные состояния человека, связанные с его переживаниями по поводу совершённых поступков.
Эти понятия идут по нарастающей от “нечистая совесть” до “муки совести”, если в первом случае человек сознаёт ошибку, но принимает её и особо не переживает, то во втором случае эта ошибка его терзает, не даёт спокойно жить. А вот “спокойная совесть” понятие противоположное и может относиться либо к человеку, который сделал всё правильно в своей жизни, либо к бессовестному человеку.
Вопрос 11. Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».
Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?
Совесть может преисполнять человека страхом, если он поступил гнусно ввиду своей неприязни и эгоизма к другим. Допустим: тебя спросили дорогу, а ты подсказал идти по тому-то пути. А из-за неприязни, ты сказал тот путь, где много опасностей и поэтому ты думаешь «А что, если этот человек умрет или покалечит себя…» и т.д.
Душевное же спокойствие возникает, когда ты помог человеку или дал хороший совет (неважно) и он тебя поблагодарил. Ты уже знаешь, что совершил что-то доброе, поэтому и совесть находится в спокойствии.
Вопрос 12. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?
Определение «бессовестный» говорит само за себя – это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу.
Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты.
А для него самого отсутствие совести – спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие – родители, жена (муж), дети и т. д.
Вопрос 13. Индийский философ и общественный деятель М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясни почему.
М. Ганди был прав в своем утверждение в вопросах о совести. Каждый человек имеет свои границы своей же совести. Не каждый человек способен совершать совестные поступки. Закон совести большинства не действует, так как у каждого совесть разная, и мнение большинства не всегда правильное, справедливое.