Что такое общественно исторический процесс

В чём заключается смысл такого понятия, как «исторический процесс»?

Содержание:

Исторический процесс базируется на фактах истории. Каждый из этих фактов – это объективная реальность, прочно взаимосвязанная с иными деталями. Факт всегда оказывает влияние на дальнейший путь общественного развития. Отсюда следует, что исторический процесс становления общества – это результат поступков, совершенных субъектами социума. Многие ученые долгое время рассматривали это понятие с религиозной или идеалистической точки зрения. Со временем взгляд стал более широким и смысл понятия немного изменился.

В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»

Главное, чем определяется исторический процесс, — это последовательными событиями, имеющими место в период существования различных поколений. Во все века жители планеты проявляли социальную активность. Их действия становились причиной ряда происшествий, которые формировали ход истории. Мировой исторический процесс – это совокупность множества малейших процессов, действий жителей земли, сформировавшая нынешнюю обстановку на планете.

Общественный взгляд на определенный поступок человека несколько столетий назад повлиял на сегодняшнее отношение к идентичным поступкам. История универсальная, она базируется на всех проявлениях деятельности людей. Значение имеет как добыча пропитания, так и глобальные научные открытия. Во все времена землю населяли люди, они объединялись в группы, общества. Через понятие исторического процесса выражается результат их жизни и поступков.

В состав этого процесса входит:

Существует два взгляда на понятие: история – итог человеческих поступков, или человечество – исторический продукт.

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

Субъекты «исторического процесса»

Субъект исторического процесса – это одна из составляющих, формирующая его. Ученые придерживаются различных точек зрения в выделении субъекта:

Источник

Общество как процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего — вот вечные темы размышлений философов» об обществе и его истории.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т. е. изучает его как процесс. Процесс (от лат. processum — продвижение) это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.

ПРОГРЕСС — это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

РЕГРЕСС — это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. kriterion — мерило) общественного развития.

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, то что можно считать его критерием.

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией — резкие переходы от одного состояния к другому.

В социальной философии рассматриваются различные виды революций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предлагались модели религиозные. Так, например, согласно христианскому подходу вся мировая история делится на три этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3) новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий — христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь, в религиозной философии — неотомизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни. Вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества — это путь 1С политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В XX в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал V в. до н. э. Тремя великими современниками, жив

шими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трех мыслителей связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии;

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная;

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независящим от человека. Маркс называет его «естественно-историческим процессом».

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX в. (в нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.

Наиболее распространенная в XX в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У. Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим рэзвитиг ем науки и техники);

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомлениях позицией оригинального русского мыслителя. (Прочитайте: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1998.)

Цивилизационный подход исходит из трех принципов.

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой; а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими. У каждого из этих подходов есть как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-историче ского процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Исторический процесс

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

Вспомните:
Как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим гражданином». В. О. Ключевский

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование.

С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Социальные изменения могут происходить в различных формах. Вам знакомы слова «эволюция» и «революция». Уточним их философский смысл.

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Эволюция противопоставляется понятию «революция», которое характеризует скачкообразные, качественные изменения.

Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества:

Глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «локомотивами истории». (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием «реформа» вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя. Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику.

Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или отдельные черты. Существуют различные классификации факторов, воздействующих на развитие общества. В одной из них выделяются природные, технологические и духовные факторы.

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. А немецкий философ Г. Гегель писал, что историей правит «мировой разум».

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. таким фактором они признали технику и технологию. Переход общества в новое качество они связали с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которых проявляются в экономике, политике, культуре.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Источник

Общественно-исторический прогресс. Дискуссии и подходы

Тема 25. Общество и история (1 час.)

ДЕ 5. Социальная философия

План лекции:

1. Общественно-исторический прогресс. Дискуссии и подходы (Презентация 11).

2. Эволюция и революция – основные формы общественного развития.

Современное представление об обществе невозможно без признания о том, что общество не находится в неизменном состоя­нии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – это и есть вечные темы размышлений философов.

Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная фи­лософия использует понятия прогресса и регресса для характеристики и­ направленности развития.

РЕГРЕСС— это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, что можно считать его критерием?

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т.е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют МНОГОФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

2. Эволюция и революция – основные формы общественного развития.

В ХХ в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития (V в. до н.э.). По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

Философские модели общественно-исторического процесса чрезвычайно разнообразны. В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух видах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии;

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера общества, а не духовная;

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Что такое общественно исторический процесс. Смотреть фото Что такое общественно исторический процесс. Смотреть картинку Что такое общественно исторический процесс. Картинка про Что такое общественно исторический процесс. Фото Что такое общественно исторический процесс

Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений. В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в ХХ веке.

В начале 90-х годов большинство российских исследователей общества и его развития изменили парадигму исследований, перейдя от марксизма к теориям социальной стратификации. Общество стало рассматриваться как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания собственностью, властью и статусом. Основными критериями расслоения рассматриваются экономический, профессиональный, властный, а также степень адаптации к трансформационным процессам и самоидентификация. Отказываясь от классового подхода в пользу стратификационного, многие исследователи непоследовательны и по-прежнему говорят о «среднем классе», рабочем классе, классе собственников и классе наемных работников.

Немарксистские концепции исторического развития нередко принимали идею исторического прогресса, а материальные факторы усматривали в технологии (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белли др.).

В ХХ веке одной из распространенных является теория стадий роста. (У.Ростоу).

СТАДИЯ РОСТА – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники и выделяет стадии развития общества (през. 11, слайд 5).

Иной взгляд на развитие истории представлен Н.Я.Данилевским – основоположником цивилизационного подхода. Он отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры (культурно-исторические типы).Цивилизационный подход (О.Шпенглер, А.Тойнби) исходит из трех принципов:

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить по отношению к отдельной культуре, которая, как и любой живой организм проходит стадии рождения, расцвета, гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны. (през. 11, слайд 6).

Отметим, что в существующих концепциях общественного развития есть свои сильные и слабые стороны. Но универсальной схемы общественно-исторического процесса пока не существует.

Вопросы для самопроверки (Презент. 11, слайд 7):

1. Перечислите основные характерные черты общества.

2. В чем содержание материальных и духовных, экономических и производственных составляющих общество?

3. В чем суть прогресса и регресса?

4. Каковы основные формы общественного развития?

5. Перечислите принципы прогрессистского подхода.

6. Чем отличается формационный подход от цивилизационного?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *