Что такое общение 1 класс
Урок в 1-м классе по теме «Учимся общаться»
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
1. Организационный момент.
Я очень рада, что сегодня буду проводить урок в вашем классе.
2. Мобилизующий этап:
Какие вы красивые, нарядные и мне очень хочется познакомиться с вами. Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю.
Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: «Мне не надо сказок. Сегодня я пойду в гости к детям. Я очень хочу познакомиться с ними и подружиться. Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все имена”.
Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.
(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: ВАСЯ, КСЮША, КАТЯ, ИВАН, ОЛЯ, и комментируем).
Как же вас много, и у вас такие красивые имена. Теперь, когда мы знаем, как нас зовут, нам будет легче построить свое общение на уроке.
– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?
– Люди начинают свое общение со знакомства.
3. Актуализация знаний.
Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что значит простое, обыкновенное слово «здравствуй»?
– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
У каждог слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово. (Слайд 2)
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).
Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?
Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.
Ученик читает стихотворение.
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
3. Совместное открытие знаний, т.е. изучение правил и законов. ( Слайд 5)
– Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко?
– Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает.
– Вы готовы отправиться туда? Ну что же, тогда открываем двери.
– Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.
Урок доброты.
Музыкальная переменка.
Урок общения.
Урок настроения.
– Итак, первый урок доброты.
(Перейти на слайд 7 по гиперссылке, нажав на запись “ Урок доброты”.)
– Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты?
(В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).
– Ребята, прочитайте девиз этой школы – “Добрый человек как солнышко”.
Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово “добрый”?
А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова в словаре, на экране дублируется запись).
– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о доброте?
А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать. Кто будет моим помощником?
Дети собирают пословицы.
“При солнышке тепло, при матушке добро”.
“Худо тому, кто добра не делает никому”.
– А пока ребята собирают пословицы, мы с вами поиграем в игру.
На карточке даны слова. Нам нужно соединить лучиками с солнцем только те слова, которые близки по значению слову “добрый” – слова “друзья”, синонимы.
– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”. (Слайд 8)
(На доске появляется солнышко со словами.)
– Какого человека мы можем назвать добрым?
– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?
– А теперь мы с вами проверим, какие пословицы составили ваши друзья.
(Дети читают, а ребята проверяют по доске.)
– Чему учат нас пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым.)
– Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)
Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
«Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде».
Какие стихи вы знаете о доброте?
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят? (Слайд 9)
Музыкальная переменка. (Слайд 10)
Урок общения. (Слайд 11)
– Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.
– Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться.
– На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?
– Сегодня на уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.
4. Первичное закрепление. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
1) (Звенит звонок. Учитель берет трубку и разыгрывает сценку). (Слайд 12)
Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.
– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?
– Какие этапы разговора обязательно должны быть?
Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.
А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.
Мне нужны помощники – 3 человека.
1. Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.
(Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.)
2) Для следующей сценки мне потребуется два человека. (Слайд 13)
(Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям предлагается разыграть данную ситуацию.)
Сценка в автобусе.
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Мальчугану Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.
– Как вы думаете, какое правило для вас приготовило Солнышко? (Слайд 14)
Вот опять звенит звонок
Вновь зовет нас на урок.
Урок настроения. (Слайд 15)
Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?
(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)
– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?
– Нам приятнее общаться с веселым гномиком.
– Какими чаще всего бываете вы?
– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают? (Слайд 15)
(Дети поют куплет из песни.)
5. Подведение итогов урока.
– Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?
(Ученики называют правила общения, вежливости). (Слад 16)
– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. (Приложение – рис.1, рис. 2)
– Я рада, что у вас отличное настроение.
Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. 3)
В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.
Внеклассное мероприятие на тему: «Общение. Законы общения»
по теме: «Общение. Законы общения»
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
* Познакомить детей с историческим значением слова «здравствуйте ».
* Объяснить значение слова «доброта », организовать работу над словом, способным воздействовать на чувства и поведение людей.
* Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к языку.
*Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.
Оборудование: доска, мел, барабан « Поле чудес», бейджики, ноутбук, интерактивная доска, музыка « Красивый медленный вальс», ф/м « Две половинки»- видеоролик», песня « Улыбка»- аудиозапись, альбомные листы, кисть малярная, гуашь, художественные произведения, сердце, солнышко, лица детей, цветные карандаши, мультфильм « Дар слова»
Учащиеся сидят на стульях полукругом
I . Организационный момент.
Дежурный сдает рапорт.
Мотивация. Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Поле Чудес». Заполнить пропущенные клеточки буквы и отгадать наиболее дорогой клад в жизни человека. Ведь благодаря этому, человек может выразить свои чувства, желания, настроение и т.д.
Да, именно общение является наибольшим кладом, которым мы владеем.
— Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или чтения, а урок общения. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Общение. Законы общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.
II . Актуализация знаний.
— Для того чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышали ли мы ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы мы услышали, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте сделаем просто. Я раздам бейджики с вашими именами, прикрепите их пожалуйста себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Представьтесь пожалуйста.
Как же вас много, и у вас такие красивые имена. Теперь, когда мы знаем, как нас зовут, нам будет легче построить свое общение на уроке.
III . Совместное открытие знаний. Тренировочные упражнения.
– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?
– Люди начинают свое общение со знакомства.
Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что значит простое, обыкновенное слово «здравствуй»?
– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.С тех пор люди здороваются друг с другом.
Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
Но сама я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать это сердечко из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко).
(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).
Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.
Это будет 2 секретом общения.
Упражнение «Спиной друг к другу»
Инструкция. Разделитесь на пары и сядьте на стульях спиной к спине. В таком положении вам надо постараться вести разговор.
Легко ли общаться с человеком, не видя его?
Что вы чувствовали, общаясь в таком положении? — Хотелось ли вам повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника?
— А может быть, вам вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
Инструкция. Каждый из вас должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращаться к партнеру нужно по имени и с улыбкой; 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. (Выполнение упражнения.)
— Вам приятно было слышать добрые слова в свой адрес?
— А говорить комплименты другим?
— Что вы чувствовали в том и другом случае?
Доброта- это тоже секрет общения.
Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение под музыку)
Ведущий: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.
– Ложитесь на парты, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.)
Упражнение «Цена улыбки»
-Чтобы сделать общение приятным и успешным, нужно еще владеть одним важным секретом. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернется,
И к тебе скорей вернется.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На нее ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Звучит песня « Улыбка» ( дети с учителем поют песню, хлопают в ладошки)
Это еще один секрет общения.
Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: « Мне не надо сказок. Сегодня я пойду в школу к моим детям. Я очень хочу познакомить их с секретами общения. Я хочу, чтобы они никогда не ссорились, были внимательными и доброжелательными к друг другу, чаще улыбались и дарили улыбки окружающим». Тогда волшебник подарил мне белые листы бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все секреты общения, которые должны знать мои первоклассники.
Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо. (На листе ватмана парафином написаны секреты. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают ИМЯ, УЛЫБКА, ДОБРО комментируем).
— Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
человеку приятно, когда его называют по имени
улыбка помогает сделать общение приятным
говорите друг другу больше приятных слов
-слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства.
Пусть эти секреты станут законами в нашем классе.
Обо всех секретах общения, которые мы озвучили сегодня вы можете прочитать в этих книгах: В.Осеева « Волшебное слово»,« Быть послушным хорошо», Г.Остер « Вредные советы»
Г. Остер написал книгу «Вредные советы», отметив, что дети часто упрямы, и делают все наоборот. Послушайте некоторые советы. Если так правильно поступать, то хлопайте в ладоши, если нет-топайте.
V I . Заключительное упражнение.
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.
-Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. ( Дети вывешивают рисунки на доску)
-Я рада, что у вас отличное настроение.
Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. солнышка)
VIII . Задание на дом. Просмотр мультфильма « Дар слова»
-В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.
-И не забудьте наши законы общения: (сначала проговаривают дети, затем озвучивает учитель, если будет нужно) называйте собеседника по имени, улыбайтесь ему и дарите добро.
Урок окружающего мира 1 класс на тему: «Уроки общения»
Учитель начальных классов Танкова Анна Леонидовна
Тема: «Уроки общения»
Форма проведения: беседа.
Тип урока: комбинированный.
— учить детей грамотному вежливому общению;
— учить различать с кем и как нужно строить свою речь.
Планируемые результаты урока:
— учить различать с кем и как нужно строить свою речь;
— учить детей грамотному вежливому общению.
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
— выделение из темы урока известные знания и умения;
— планирование своих действий на отдельных этапах урока;
— объективно оценивать свою работу на уроке
— находить и выделять необходимую информацию из иллюстраций;
— проводить сравнение и классификацию объектов;
— строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами
— включатся в диалог с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы и вопросы
— доброжелательное отношение к сверстникам;
— умение работать в парах
-для учителя: иллюстрации, конспект урока, учебник, тетрадь;
-для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
1.Учебник «Окружающий мир» 1класс, А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
2.Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива».
М.Ц. организовать деятельность учащихся
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Анна Леонидовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
2.Мотивация к учебной деятельности.
М.Ц. стимулировать познавательную деятельность учащихся
Готов ли ты начать урок?
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
Настраиваются на продуктивную деятельность.
3.Подведение к теме урока.
М.Ц. систематизировать имеющиеся знания у учащихся
Сегодня на уроке мы будем разбирать интересную и актуальную тему, а какую, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение.
Добрый день! – тебе сказали.
— Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
— Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
— И так ребята, о чем шла речь в стихотворении? (о вежливости)
— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня познакомимся на нашем уроке? (о вежливости и т.д.)
— Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Урок общения»
Учащиеся слушают учителя
Определяют тему урока
4.Изучение нового. Постановка целей и задач урока
М.Ц. Создать эмоциональный настрой класса.
— Как вы понимаете значение слов «вежливость» и «доброта»? Подумайте и ответьте. (Хорошее отношение к человеку)
— И девиз нашего с вами урока
«Говори всегда вежливые слова!»
— А умеете ли вы вежливо общаться?
— (если ответят «Да!») Это меня очень радует! Конечно, вы уже довольно взрослые и знаете правила культурного общения.
— Кто их назовет? (Говорить спасибо, пожалуйста, здороваться, прощаться, не грубить старшим, уважительно относиться к младшим )
— А знаете ли вы, что означает слово «здравствуйте»? (Говоря при встрече «здравствуйте», люди желают друг другу здоровья)
— Ребята, а как вы думаете, что такое вежливость? (ответы детей)
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. (От старославянского “веже”- знаток, следовательно, знать, как себя вести).
— Какие вы знаете вежливые слова? (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т.д.)
— Как вы думаете, а зачем нужно быть вежливым? (Что бы человек, с которым вы общаетесь, знал, что вы его уважаете, хорошо к нему относитесь)
— Раз вы так хорошо знаете вежливые слова, давайте с вами попробуем разыграть сценки, где нам понадобятся вежливые слова.
— Кто мне поможет? (выбираю 2ух учеников)
— Первая сценка называется «Правильное общение при встрече»
— Представьте, что вы давние друзья и давно не виделись. Как вы будете общаться? (ребята изображают сценку)
1 ученик Как у тебя дела?
2 ученик Хорошо, у тебя, как дела?
1 ученик Замечательно, давай сегодня встретимся, погуляем?
2 ученик Давай, во сколько?
1 ученик Тебе в 6 удобно?
2 ученик Да удобно.
1 ученик Тогда в 6 я к тебе зайду.
2 ученик Хорошо, тогда до встречи.
— Что ребята сделали правильно? (разбираем правильное общение)
— Какие ошибки вы здесь заметили? (разбираем ошибки)
— А теперь, давайте, попробуем разыграть сценку ну на пример встречи мальчика и мамы его друга, когда мальчик хочет позвать друга гулять. Кто мне в этом поможет? (выбираю мальчика и девочку)
— Ребята, как вы думаете, что должен сказать мальчик при встрече? (Здравствуйте)
— Хорошо, а что должна ответить мама друга? (Здравствуй, как твои дела?)
— Замечательно, а что должен ответить мальчик? (спасибо, хорошо)
— Что может спросить мальчик у мамы друга ? ( скажите пожалуйста, а друг (имя друга) выйдет гулять?)
— Что может ответить мама друга? (да выйдет, но чуть позже).
— Что ответит друг? (Спасибо, до свидания)
— Что ответит мама друга? (До свидания)
— Хорошо, давайте попробуем разыграть эту сценку. (Затем анализируем ее, выявляем ошибки)
— Как вы думаете, чем отличается общение с ровесниками и взрослыми людьми? (с взрослыми нужно общаться по имени отчеству и на вы, а с одноклассниками на ты и по имени)
— А теперь послушайте одну историю, и скажите, почему с Машей не захотела разговаривать мама её подруги?
Маша позвонила Кате, узнать, во сколько они
— Правильно, вы большие молодцы.
— Я думаю, нам пора отдохнуть. Поднимайтесь из-за парт.