Что такое общее значение в морфологическом разборе
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(шедшем) (из) Петербурга
(в отделении) (для) курящих
Что такое общее значение в морфологическом разборе деепричастия
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия — это определение грамматических признаков особой глагольной формы, обладающей признаками глагола и наречия.
Укажем план морфологического разбора деепричастия. Приведем образцы разбора деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Прежде чем узнать, как выполняется морфологический разбор деепричастия, напомним, что называется деепричастием в русском языке.
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие имеет грамматические признаки двух самостоятельных частей речи — глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, поэтому сохранили их некоторые признаки:
Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершается одновременно с основным действием, обозначенным сказуемым.
Мы идем по шатким мосткам, хватаясь за перила.
Идем и хватаемся одновременно.
Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое происходит до начала основного действия, одновременно с ним либо после основного действия.
Прищурившись, он посмотрел на солнце.
Прищурился, потом посмотрел.
Несовершенного вида
Совершенного вида
Вид, переходность и возвратность деепричастия определяем по глаголу, от которого была образована эта особая форма.
К примеру, деепричастие «прищурившись» образовано от глагола «прищуриться», который имеет совершенный вид (что сделать?), является возвратным (постфикс -сь) и непереходным, так как все возвратные глаголы непереходные.
С наречием эту особую глагольную форму роднит неизменяемость и синтаксическая функция обстоятельства в предложении.
Так как деепричастие неизменяемое слово, у него нет и не может быть непостоянных грамматических признаков.
Выяснив эти грамматические особенности, составим план морфологического разбора деепричастия.
План морфологического разбора деепричастия
I. Часть речи. Общее значение (вопрос; глагол, от которого деепричастие образовано)
В соответствии с этим планом приведем примеры морфологического разбора деепричастия.
Образцы морфологического разбора деепричастий
Улыбнувшись, отец одобрительно похлопал сына по плечу.
I. Слово «улыбнувшись» — это особая форма глагола — деепричастие, обозначает добавочное действие,, отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «улыбнуться».
Вороны и сороки, галдя, сидят в густых кронах деревьев.
I. Слово «галдя» — это особая глагольная форма — деепричастие, которое обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «галдеть».
Над окрестностями встает круглая луна, заливая все бледным светом.
I. Слово «заливая» — это особая глагольная форма — деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот), обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что делая? Образовано от глагола «заливать».
Свернув вправо, тропинка вывела нас к реке.
I. Слово «свернув» — это особая глагольная форма — деепричастие, обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? Образовано от глагола «свернуть»
Видеоурок «Морфологический разбор деепричастия (7 класс)»
Морфологический разбор деепричастия
Всего получено оценок: 624.
Всего получено оценок: 624.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с приведением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя морфологическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные).
III. Синтаксическая роль.
которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что сделав?
II. Н. ф. – накормив. Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (пошла – когда? – накормив).
Гуляя, дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?
II. Н. ф. – гуляя. Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (увидели – когда? – гуляя).
Радуясь, он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос – что делая?
III. Синтаксическая роль – обстоятельство (приветствовал – как? – радуясь).
Морфемный разбор деепричастия
Примеры морфемного разбора деепричастий
Что такое общее значение в морфологическом разборе деепричастия
Морфологический разбор деепричастия. План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).
Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).
II. Морфологические признаки:
Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);
б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);
в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море! непереходные: придя в гости, позвонив по телефону);
г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).
III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).
Альтернативный план разбора:
Морфологический разбор деепричастия. Примеры.
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
Конспект урока «Морфологический разбор деепричастия«.
Морфологический разбор слова
Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.
Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.
Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.
Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.
Общая схема разбора частей речи
План морфологического разбора слова следующий:
Образец морфологического разбора имени существительного:
На столе стоял кувшин с молоком.
Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.
Основные правила морфологического разбора
Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.
Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).
Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
Примеры морфологического разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Морфологический разбор всех частей речи
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
II. Постоянные признаки:
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),
вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)
II. Постоянные признаки:
. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
III. Не является членом предложения.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
Что такое морфология и морфологический разбор и как его делать?
Табличек с образцами морфологического разбора предлога и союза не нашла, поэтому даю образцы с сайтов http://www.traktat.com/language/book/predlog/mpr.php и http://www.traktat.com/language/book/soyus/moso.php
Образец морфологического разбора союза.
I. Когда — союз, соединяет простые предложения в составе сложного.
II. Морфологические признаки: 1) подчинительный, временной; 2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Не является членом предложения.
МОРФОЛОГИЯ (от греч. ‘учение о форме’), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Имя существительное:
— начальная форма (именительный падеж, ед. ч.) ;
— собственное или нарицательное;
— одушевленное или неодушевленное;
— род;
— тип склонения;
— падеж;
— число;
— роль в предложении.
Образен разбора в предложении «прошло три года»:
— начальная форма (инфинитив) ;
— возвратный или нет;
— переходный или нет;
— вид;
— спряжение;
— наклонение;
— время (только у изъявительного наклонения) ;
— лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного наклонения) ;
— род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
— число;
— роль в предложении.
Образец разбора:
Причастие (форма глагола настолько «особая», что требует самостоятельной схемы разбора) :
Табличек с образцами морфологического разбора предлога и союза не нашла, поэтому даю образцы с сайтов http://www.traktat.com/language/book/predlog/mpr.php и http://www.traktat.com/language/book/soyus/moso.php
Образец морфологического разбора союза.
I. Когда — союз, соединяет простые предложения в составе сложного.
II. Морфологические признаки: 1) подчинительный, временной; 2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Не является членом предложения.