Что такое общее среднее образование в беларуси
Дошкольное и общее среднее образование
Дошкольное образование
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают учреждения дошкольного образования.
Сохраняется достигнутый в предыдущие годы 100%-ный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.
Общее среднее образование
С 2002 года внедрена 10‑балльная система оценки результатов учебной деятельности.
Функционируют классы профессиональной направленности, учащиеся которых, кроме предметов на повышенном уровне, обязательно посещают факультативные занятия по таким направлениям, как педагогическое («Введение в педагогическую профессию»), аграрное («Введение в аграрные профессии»), спортивно-педагогическое («Введение в спортивно-педагогические профессии»).
В учреждениях общего среднего образования для учащихся X-XI классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, введен предмет «Трудовое обучение». Он реализует образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.
В образовательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. Идет формирование облачной информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.
Республика Беларусь впервые участвовала в тестировании PISA. В исследовании PISA-2018 в нашей стране принимали участие 236 учреждений образования. Выборка учреждений и учащихся, принявших участие в исследовании, осуществлялась случайным образом организацией Westat (США). Оценивались знания около 6 тыс. 15-летних школьников: языковая и компьютерная грамотность, знание естественных наук. Среди 79 стран, участвовавших в 2018 году в PISA, Республика Беларусь заняла по читательской грамотности 36-е место; по математической грамотности 38-е место; по естественно-научной грамотности 37-е место.
С 2015/2016 учебного года идет поэтапное обновление содержательной части общего среднего образования, в связи с чем обновлены учебные стандарты, планы и программы, учебники и учебно-методические пособия. По новым учебным программам в 2019/2020 году обучаются I- IX классы. Переход на новые программы полностью завершится в 2021/2022 учебном году.
В новых пособиях активно используются информационные технологии: реализуется технология дополненной реальности, разрабатываются электронные приложения, позволяющие работать с учебным пособием в интерактивном режиме; электронные версии новых учебников дополнены гиперссылками на электронные образовательные ресурсы. Электронные версии всех учебников, которые используются в образовательном процессе, размещены на Национальном образовательном портале.
Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день (шестой) для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
Специальное образование
Республика Беларусь добилась хороших результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами. Обеспечивается возможность получения образования всеми детьми, независимо от характера и степени выраженности имеющихся нарушений, от момента выявления нарушения до получения профессионального образования и трудоустройства. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2019 году составил 99,9%.
Создана система учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, обеспечивающая не только получение образования, но и социально-педагогическую поддержку, социальную реабилитацию, оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи, персональное сопровождение в образовательном процессе.
Функционируют 237 учреждений специального образования, которые концентрируют материальные, информационные, методические и иные ресурсы по работе с детьми с особенностями психофизического развития, являются базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогических работников. Координацию деятельности в сфере специального образования осуществляют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Закон об образовании
Юридически верное название этого нормативного акта – Кодекс Республики Беларусь «Об образовании». Он был принят 13 января 2011 г. под номером 243 – З. В него вносились некоторые изменения и дополнения. Последние дополнения опубликованы от 23 июля 2019 г. № 231-З.
Это весьма объемный документ, не поддающийся подробному рассмотрению в рамках одного материала.
Чтобы оценить масштаб охваченных Кодексом об образовании вопросов вспомним очевидную логическую последовательность:
Все сферы деятельности в современной жизни требуют определенного уровня образования – любое образование приобретается в учебных заведениях – все учебные заведения подчиняются законодательству – главный нормативный правовой акт в отношении образования – Кодекс об образовании.
Положения Кодекса прямо определяют жизнь всех граждан Республики Беларусь в детском и подростковом возрасте, т.к. среднее образование в нашей стране является всеобщим и обязательным.
Большинство жителей Беларуси могут не ощущать на себе влияния Кодекса, однако это вовсе не принижает его значения. Дело в том, что на основе норм этого документа (и предшествовавших ему законодательных актов) давно построена и функционирует образовательная система страны.
Для полноты охвата попробуем рассмотреть здесь только общее содержание основных разделов Кодекса, их направление и сферы действия.
Общие положения Кодекса об образовании
Общие понятия и термины Кодекса раскрываются в статье 1 этого документа. Приведем некоторые из них, чтобы с большей определенностью изучать следующие разделы Кодекса об образовании.
Образование – совокупность воспитания, обучения, приобретения навыков, формирования личности.
Образовательный процесс – образование, организованное уполномоченным для этого учреждением образования, в соответствии с образовательной программой.
Образовательная программа – сочетание документов объединенных в систему для организации образовательного процесса с целью достижения заранее определенных результатов. Для большей ясности можно представить образовательную программу для школьного класса, рассчитанную на один учебный год. Предполагается, что в начале года ученики обладают определенным объемом знаний. В конце учебного года, при выполнении программы, им полагается приобрести новый объем знаний, получить конкретные результаты, вроде умения решать математические задачи определенного уровня сложности, выучить некоторое количество иностранных слов и выражений и др.
Учреждение образования – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является обучение.
Обучающийся – лицо, проходящее процесс обучения, образования. Так могут называть посетителей детских садов, школьников, студентов, курсантов специальных учреждений.
Выпускник – тот, кто уже закончил образовательную программу в учреждении образования. Специально отметим, что и после окончания учебы у выпускника могут оставаться связанные с этим обязательства: распределение, направление на работу.
Ради экономии места и времени, ограничимся пока этими терминами, однако 1 статье Кодекса и других его разделах содержится еще масса названий и определений.
Особую важность имеет 3 статья 1 главы Кодекса, где названы и подробно разъясняются государственные гарантии гражданам в отношении образования. Право на бесплатное дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование имеют все граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие иностранцы, лица без гражданства, беженцы и белорусы по национальности живущие за границей.
Также в 1 главе Кодекса обозначаются основы государственной политики в области образования и другие фундаментальные положения.
2 глава Кодекса посвящена законодательной базе системы образования Беларуси.
Организация системы образования в Республике Беларусь
Эта тема подробно и обстоятельно рассматривается в 3 главе Кодекса об образовании. Отметим только некоторые важные моменты.
Компонентами системы образования считаются все лица и организации имеющие отношение к образовательному процессу и его результатам. Это и учреждения образования, и обучающиеся в них, и педагоги, и многие другие, включая предприятия-заказчики кадров. Их список приводится в 11 статье Кодекса.
12 статья этого нормативного акта перечисляет элементы системы основного образования. Это:
13 и 14 статьи рассказывают о дополнительном и специальном образовании, для лиц с особенностями развития.
16 статья раскрывает некоторые аспекты формирования образовательных программ.
17 статья называет формы получения образования, признанные в РБ.
Содержание 18 статьи Кодекса имеет темой воспитание как составную часть образовательного процесса. Эта статья складывается из множества тезисов, описывающих принципы, направления, идеологические основы воспитания.
Следующий 2 раздел Кодекса начинается главой 4, содержащей описание субъектов образовательных отношений. Здесь можно найти перечисление видов учреждений образования, их особенности, права, нюансы открытия, управления и др.
Даже перечисление рассматриваемых в 4 главе тем оказалось бы слишком утомительным для неподготовленного читателя. Изучать весь этот раздел можно советовать только профессионалам.
Не менее объемной, хотя и более понятной рядовому обывателю, представляется 5 глава Кодекса. Ее тема обучающиеся, их права и обязанности. Кроме самого процесса учебы в главе поднимаются многие другие вопросы, включая питание, обеспечение жильем, поддержку выпускников и др. Эту главу разумнее будет читать фрагментарно, выбирая интересующие в данный момент темы.
6 глава Кодекса об образовании полностью посвящена педагогическим работникам и всем прочим сотрудникам учреждений образования. Статьи этой главы раскрывают требования к педагогам, сообщают их обязанности и права.
3 раздел Кодекса об образовании имеет основной темой отношения в сфере образования. Список тем этого раздела настолько обширен, что даже простое их перечисление заняло бы слишком много места. Такое разнообразие представляется совершенно неизбежным, т.к. весь процесс образования это и есть система отношений: между учителями, учениками, их родителями и всеми прочими лицами. В этом разделе также будет удобнее искать нужную тему в названиях статей.
Контролю, управлению и международному сотрудничеству в области образования посвящен 4 раздел Кодекса. Многие вопросы этого раздела весьма специфичны и заинтересуют более специалистов занятых организацией системы образования.
Такая острая тема как дисциплинарная ответственность обучающихся полностью занимает 5 раздел Кодекса. Не станем рассматривать отдельные статьи этого раздела без необходимости. Перечислим только виды наказания применимые к учащимся в рамках Кодекса.
Эти меры перечислены и уточняются в статье 128, там же названы ограничения на отчисление некоторых групп обучающихся: не получивших базового образования, не достигших 16 лет.
Все прочие наказания, связанные с участием милиции, судом, штрафами и др, основаны не на нормах Кодекса об образовании, а на других законодательных актах.
6 раздел Кодекса еще более специфичен, в нем рассматриваются вопросы финансирования образования. Эта тема мало касается рядовых граждан.
Виды образования в Республике Беларусь
Принятая в Республике Беларусь система образования разделяется на несколько отличных друг от друга видов, направлений, структур, каждому из которых посвящен соответствующий раздел Кодекса «Об образовании».
Дошкольное образование – раздел 7. В эту структуру относят: ясли и детские сады, в том числе санаторного типа, дошкольные центры развития.
Общее среднее образование – раздел 8. Сюда входят: начальная, базовая и общая средняя школа. А также довольно большой список названий: лицеев, гимназий и др., дающих знания в пределах среднего образования.
Профессионально-техническое образование – раздел 9. К этой категории относятся учреждения дающие профессию в рамках среднего образования. Их по привычке называют ПТУ, в современном прочтении профессионально-технические училища, лицеи и колледжи.
Следующий, 10 раздел Кодекса также рассматривает получение среднего специального образования, но более высокого уровня. В терминах советского периода: 9 раздел посвящен ПТУ, 10 – техникумам.
Высшее образования стало темой 11 раздела. Не станем объяснять и так широко известные критерии отличий ВУЗов от всех прочих учреждений.
12 раздел Кодекса посвящен послевузовскому образованию. Оно касается подготовки аспирантов, присвоения научных степеней и пр.
В 13 разделе поднимается тема дополнительного образования детей и молодежи. Это разного рода кружки, студии и т.п.
В 14 говорится о дополнительном образовании взрослых. Такое образование дается в учреждения повышения квалификации, переподготовки кадров и др.
Образование лиц с особенностями психического или физического развития рассмотрено в 15 разделе Кодекса.
В рамках 16 раздела Кодекса об образовании рассматриваются некоторые вопросы поддержки учащихся:
На этом список разделов рассматривающих виды образования в Республике Беларусь заканчивается. Их содержание весьма велико, охватывает практически все аспекты организации образования, процессов обучения, отношений в рамках этих процессов, прав и обязанностей всех сторон и пр.
Знание всех рассмотренных в Кодексе тем может оказаться полезным разве что некоторым специалистам в сфере управления образованием и юристам соответствующего профиля. Всем прочим заинтересованным лицам будет удобнее искать интересующие вопросы в названиях статей и читать именно их, а также связанные с ними разделы.
Образование в Беларуси. А как у них?
Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.
Школьное образование в Беларуси
Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:
Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.
В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.
Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:
Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.
Старшеклассники на уроке
Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.
Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.
В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.
Учителя в Белоруси
Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:
Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.
Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.
Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.
Дежурство по столовой
В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.
Экзамены
Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).
Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.
Образование после школы
Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.
Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.
В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.
В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.
Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.
Студенческая деревня в Минске
Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.
Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 152. Система общего среднего образования
1. Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
2. Система общего среднего образования включает в себя:
2.1. участников образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования;
2.2. образовательные программы общего среднего образования;
2.3. учреждения общего среднего образования;
2.4. иные учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования;
2.5. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы общего среднего образования;
2.6. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере общего среднего образования.
3. Общее среднее образование включает в себя три ступени:
I ступень – начальное образование (I–IV классы);
II ступень – базовое образование (V–IX классы);
III ступень – среднее образование (X–XI классы, в вечерних школах – X–XII классы, вечерние классы – X–XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
4. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования.
В Республике Беларусь осуществляется подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования. Такая подготовка осуществляется в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования в порядке, определяемом положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде.
Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
5. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования.
Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.
Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.
6. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования.
Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
7. Порядок учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.
какое предусмотрено наказание за скандал с женой в нетрезвом виде
Здравствуйте, подал все документы о перераспределении на рассмотрение в Министерство здравоохранение 29 ноября. В течении примерно какого времени они их рассматривают.
Может ли гражданин России отбывать наказание в России, если приговор выносит суд Белоруссии