Что такое звуки раннего онтогенеза

Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть фото Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть картинку Что такое звуки раннего онтогенеза. Картинка про Что такое звуки раннего онтогенеза. Фото Что такое звуки раннего онтогенеза Юлия Ванченко
Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.

А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:

гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

Согласные губно-губные М, П, Б,

заднеязычные Й, Х, К, Г,

переднеязычные Т, Д, Н.

По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;

1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;

2 года – 2 года 6 мес. : с, л, ы, в, р, з

2 года 6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.

Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:

• йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;

• звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;

• отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;

• звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;

• все звонкие согласные оглушаются;

• все твердые согласные смягчаются.

В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку); массаж лица и языка (при наличии дизартрического компонента).

Постановка и автоматизация йотированных гласных.

Артикуляционная гимнастика: почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «сердитая киска», «катушка».

Медленно произнеси сочетания звуков: Повтори быстро:

иа – иа – иа — иа – иа – иа иа – иа – иа — иа – иа – иа

ио – ио – ио – ио – ио – ио ио – ио – ио – ио – ио – ио

иу – иу – иу – иу – иу – иу иу – иу – иу – иу – иу – иу

иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ

Повтори возгласы: ай, ой, эй.

Вместе с взрослым произнеси слова:

Дай, май, пой, лей, чай, клей, змей, попугай.

Яма, ем, еду, ежи, юбка, Юля, ёж.

Майка, лайка, лейка, зайка, чайка, чайник, линейка.

Постановка и артикуляция звуков «ф» и «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «ф»: верхние зубы на нижнюю губу + выдох через рот;

3. Изолированное произнесение звука «ф»;

1. Произнести слог «фа», и цепочки слогов «фа-фа-фа». Договаривание слов: фа-та, фон-тан.

2. Произнести слог «фу» и цепочки слогов «фу-фу-фу». Проговаривание слова: фу-фай-ка, фут-бол.

3. Произнести слог «фо и цепочки слогов «фо-фо-фо». Проговаривание слова: Фо-ма, фо-нарь, фор-ма, фир-ма.

4. Произнести слог «оф», и цепочки слогов «оф-оф-оф». Проговаривание слов: коф-та,

5. Произнести слог «фы», и цепочки слогов «фы-фы-фы. Договаривание слов: шка-фы, жира-фы. Голь-фы.

6. Произнести слог «фи» и цепочки слогов «фи-фи-фи». Проговаривание слов: фи-нал, фи-лин, Фи-липп, фи-ниш, фиш-ка.

7. Произнести слог «фе» и цепочки слогов «фе-фе-фе». Проговаривание слов: фея, кон-фе-та, ко-фе, салфет-ка.

8. Различение звуков «в» и «ф» — колокольчик и «птички».

9. Дразнилки произнести громко и тихо: вы-ва-во, фы-фа-фо, ва-во-вы-ве, фа-фо-фы-фе.

10. Упражнение на развитие дикции, интонации, выразительности:

1. Сказала тетя: «Фи! Футбол!»,

2. Сказала мама: «Фу! Футбол!»,

3. Сестра сказала: «Ну! Футбол!»,

4. А я ответил: «Во! Футбол!»

Постановка и автоматизация звука «в».

1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами, толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.

2. Уточнение артикуляции звука «в»: верхние зубы на нижнюю губу + голос. Изолированное произнесение звука «в»;

1. Произнести слог «ва» и цепочку слогов «ва-ва-ва». Договаривание слов: и-ва, Во-ва, со-ва, тра-ва, дро-ва, сли-ва, коро-ва. Произнесение слов, начинающихся со слога «ва»: Ва-ня, Ва-ся, ваф-ли, Ва-ля, Ва-лера, ва-ренье, ва-гон, кан-ва, ва-ленки, ва-нна, ди-ван.

2. Произнести слог «во» произнесение цепочки слогов «во-во-во». Произнесение слов, начинающихся со слога «во»: Во-ва, во-рота, во-рона, во-робей, со-вок,. Четко произнести слова: вот, вон.

3. Произнести слог «вы» произнесение цепочки слогов «вы-вы-вы». Договаривание слов: сли-вы, тык-вы, тра-вы, бук-вы, кана-вы.

4. Произнести слог «ве» и слоговую цепочку «ве-ве-ве» Произнесение слов, начинающихся со слога «ве»: ве-нок, ве-ник, вет-ка, ве-тер, ве-шалка.

5. Произнести слог «ви» и слоговую цепочку «ви-ви-ви» Произнесение слова, заканчивающимся слогом «ви»: Ви-тя, ки-ви, вин-тик.

Постановка и автоматизация звука «К».

Артикулиционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: к – к – к – к – к.

Медленно произнеси слоги: Медленно произнеси слоги:

ка – ка – ка — ка – ка – ка ак – ак – ак — ак – ак – ак

ко – ко – ко – ко – ко – ко ок – ок – ок – ок – ок – ок

ку – ку – ку – ку – ку – ку ук – ук – ук – ук – ук – ук

кэ – кэ – кэ – кэ – кэ – кэ. эк – эк – эк – эк – эк – эк

Повтори, как кудахчет курочка: ко – ко – ко; как кукует кукушка ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Вместе со взрослым повтори слова:

Коса, коза, какао, каток, кабан, кактус, капуста, каша, лак.

Кот, конь, кофе, коньки, котенок, конфета, колготки, колобок, молоко, колокольчик, окно, облако.

Кукушка, кукла, кузнечик, лук

Киты, киви, кепка, букет,

Соки, носки, нитки, нотки, санки, сосиски, вилки, ложки, мышки.

Кубики, жуки, книжки, флажки.

Ослик, листик, чайник, зонтик, мальчик, паук, утюг, индюк

Постановка и автоматизация звука «Г».

Артикуляционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: г – г – г – г – г (с контролем голоса – положить кисть руки на горло).

Медленно произнеси слоги: аг

га – га – га — га – га – га

го – го – го – го – го – го

гу – гу – гу – гу – гу – гу

ги – ги – ги – ги – ги – ги.

Повтори, как гогочут гуси: га – га – га.

Договори слова: нога, книга, бумага, дорога, телега, тайга, слуга, берега, Волга, Рига, шаги, сапоги, деньги, флаги, стриги, враги, дороги, серьги, пироги.

Вместе со взрослым повтори слова: аг – огни, магнит, га — гамак, Галя, голова, галка, гайка, газета, газон, газель, пуговица, попугай, нога, юнга, книга, бумага, телега, балаган,; го – год, гонка, гонщик, гости, гол, голубь, гольфы, огонь, погоня, угол, уголь, вагон, загон, ягоды, колготки, голос, голод, гу – гусь, гул, гуля, губы, губка, гудок, гуди, гусеница, лягушка; ги – сапоги, деньги.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть фото Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть картинку Что такое звуки раннего онтогенеза. Картинка про Что такое звуки раннего онтогенеза. Фото Что такое звуки раннего онтогенезаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема «Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть фото Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть картинку Что такое звуки раннего онтогенеза. Картинка про Что такое звуки раннего онтогенеза. Фото Что такое звуки раннего онтогенезаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Источник

Особенности вызывания звуков у неговорящих детей

ОСОБЕННОСТИ ВЫЗЫВАНИЯ ЗВУКОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СМОТРЕЛ НА ЛОГОПЕДА?

— говорить, показывая рот через дырку какого-нибудь картона(-мууу,рядом с ртом показываем корову)

— надеваем масочку (носа)собачки на свой нос и говорим. Ребенок должен сконцентрировать своё внимание на нём.

-мягкие ручные куклы

По имитации вызываем речь!

Например: похлопать, понюхать, помахать ручкой (может ли он это сделать)

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ:

1) Массажная щетка (зубная, которая вибрирует (им прикасаешься к подбородку)

2)обмазать губы мёдом и приклеить туда крошки печенья и попросив ребенка достать их языком.

У неговорящих детей есть проблема создавая внутриротового давления (воздуха).

-п-м-б-ф- создать давление воздуха, а потом вытолкнуть.

Есть для этого упражнения:

— дуть в трубочку в стакане с водой;

— надувать щёки и втягивать щёки;

1. Налаживание контакта (эмоционального) + привлечение внимания+ вызывание з/подражания+ развитие познавательного интереса (дуют на картонку, на которой проклеены полоски бумаги, под которыми приклеена мышка. Они дуют, полоски поднимаются и внизу видна мышка. Потом з/подражание – пи-пи-пи-пи.

2. Повторение слов по слогам. (встаём на один уровень с ребенком).

3. Показываем артикуляцию звука и одновременно показываем букву(7 лет) у рта. (используем вырезную азбуку).

4. Говорят в пластиковый стакан. (бай-бай. Ребенок повторяет. микрофон)

ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА (гласные)

Приёмы запуска речи (звуков раннего онтогенеза)

1. –а- аааааа___бьём ладошкой по открытому рту ребенка.

3. –у- обнять трубочку губами и подать голос.

4. –и- ии—и—и-и-и – губки улыбаются. Ладошки пошли на верх.

5. –ы- губы широко расширяем и говорим –ааа-. Ладошки пошли вниз.

6.-э- высунуть или положить язык на нижнюю губу. ладоши потянуть вперед.

Эти звуки запускаем в речь.

7. –у- можно кричать в маленькую трубочку.

ЗВУКИ ПОЗДНЕГО ОНТОГЕНЕЗА (СОГЛАСНЫЕ)

1. звук –М-

1 СПОСОБ- кладём руку ребенка на голову (череп (на логопеда) и произносим –м-.Чувствуем вибрацию. (так ребенку показываем звук, даже глухому.)

3СПОСОБ – Чтобы использовать нос, ребенка учим ощущать нос.

— учим нюхать (цветок на рисунке, специи)

— легкий лепесток (ватку) сдуваем с картона носом!При этом подаём голос!Картон ставим к носу над ртом. Затем зажимаем ему губы,а ребенок подаёт голос(-мммм-, а мы постукиваем на носик.

2. Звук –П-

1СПОСОБ-на губу приклеиваем кусочек бумаги и сдуваем плевательным движением. При ринолалии наклоняем голову ребенка вперед. Затем к этому добавляем голос и получаем –б-.

2 СПОСОБ-бьём кулачком на надутые щёки, с голосом –б-б-б. Придерживаем горло пальцем для уточнения звука.

3СПОСОБ-плюёмся винными пробками. Да!да! Закрепляем это каким-нибудь жестом.

Если не может,есть проблемы:

а) слабо дует, например. Используем штучку для надувания резиновых шариков (резиновый насос). С одной стороны насаду суём ребенку в рот, а с другой в шарик. Нажимаем на резиновый насос, щёчки ребенка надуваются!

3. Звук-Н-.

2 СПОСОБ – нэ!нэ!нэ! – машем рукой, ладошком вперёд, вертикально. Как-будто отказываемся от чего-то.

4. Звук –Т-

1 СПОСОБ – Сплёвываем бумажку с языка. Язык между зубами. Затем постепенно язык убираем за верхние зубы.

2СПОСОБ- только после межзубного –с- переходим на –т! Произносим –с- м/зубное. В это время мы пальцем ча так, сто-часто поднимаем нижнюю губу у ребенка так чтобы нижняя губа прижимала язык к верхним зубам! Так же можно трясти нижнюю челюсть.

ОЧЕНЬ ВАЖНО СНАЧАЛА НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУТЬЮ! Специально, а не спонтанно должно быть!

1 СПОСОБ— дуть в дудочку

— использовать флейту (профессиональную (во время игры на флейте зажимаем ребенку нос и отпускаем, несколько раз подряд. – динь-динь получается.

После флейты нужен переходник)колпачок от блоупена, фломастера, которым раздувают краски на бумаге! Даём это ребенку это в ротик и предлагаем дуть на свечку. Настоящую! После научения ребенком дутью таким образом, просим ребенка опять дуть, а в это время убираем трубочку (она у нас в руке).И так несколько раз! Получается, ребёнок дует сам. Так получается звук –ф-! После этого наученного навыка, при таком дутье учим ребенка прикусывать слегка нижнюю губу и так же продолжать дуть!

3 СПОСОБ-верхними зубами прикусываем нижнюю губу. И дуем! Без голоса!

Приподносим руку ребенка и дуем, чтобы он ощутил струю выдуваемого воздуха!

1 СПОСОБ –верхними зубами прикусываем нижнюю губу и поддуваем. Без голоса!

7. Звук–Х- УМЕЕМ УЖЕ ДУТЬ!

Для этого нужна маленькая гафрированная трубочка (кусочек, с резьбой как бы)в сантехнике можно купить по-моему! Этот кусочек вставляем в рот ребенку и дуем на свечку. (вставляем примерно на 1см). Получается похожий на –х- звук. Этот звук опять закрепляем каким-нибудь жестом. Я обычно тычу пальцем себе на горло снизу. То убираем, то вставляем в рот периодически и дуем на пёрышко (или на зеркало, оно потеет)на ладошке.

8. Звук-К-

1 СПОСОБ- КОГДА РЕБЁНОК говорит –х-х-х-х-(умеет уже)мы ребром ладони слегка стучим под нижнюю челюсть. Аккуратно! Услышим –к-!

2 СПОСОБ-Игра в кубики. СО стола (или сидя на полу с колена)отталкиваем кубики кулаком и кричим –к!-к!-к!-к)

Чтобы вызвать –с-, сначала вызываем межзубный –с-! Облизываем сладость, высовывая язык. На высунутый язык дуем. Сдуваем с ладони ватку таким образом. Через некоторое время так же сдуваем, Но! уже пальцем придерживаем язык, чтобы не вылезал между зубов.

Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Академия современных образовательных практик Программа.

Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть фото Что такое звуки раннего онтогенеза. Смотреть картинку Что такое звуки раннего онтогенеза. Картинка про Что такое звуки раннего онтогенеза. Фото Что такое звуки раннего онтогенезаДидактическая игра для детей 5–7 лет на дифференциацию свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц] Игра «Звуковые ромашки» (дифференциация свистящих звуков: С,Сь,З,Зь,Ц). Учитель-логопед: Вохрушенкова Е. В. №1 «Помоги Сане и Сене». Дифференциация.

Проект «Запуск речи у неговорящих детей» Проект на тему «Запуск речи у неговорящих детей» Цель: поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей.

Игры для неговорящих детей «Будильник. Свечи. Ёжики» «Будильник» Эта игра очень нравится детям. Основная цель: стимуляция произнесения ребенком звукоподражаний: тик-так на эмоциональном подъеме.

Использование приёмов мнемотехники при автоматизации звуков у детей с ОНР Особенности психологического и речевого развития детей с ОНР 1. Нарушения лексического и грамматического компонентов речи. 2. Недостаточная.

Конспект индивидуального занятия для неговорящих детей по теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» Цель: знакомство и закрепление обобщенного понятия: «транспорт». Названий основных видов транспорта – «машина»,.

Конспект образовательной деятельности «Наступает мамин праздник» для неговорящих детей с ОВЗ Цель: дать детям элементарное представление о празднике 8 Марта. Задачи: расширять понимание речи, стимулировать звукоподражания; уточнять.

Развитие речи неговорящих детей посредством межличностного взаимодействия дошкольников Развитие речи неговорящих детей по средствам межличностного взаимодействия дошкольников. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным.

Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Радио, телевидение, аудио- и видеотехника превращают музыку в.

Источник

«Ранний онтогенез детей. Формирование звукопроизношения»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ранний онтогенез детей.

РечьВ раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:• совершенствуется понимание речи взрослых;• формируется собственная активная речь.

Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.

Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

ВосприятиеРаннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Развивается зрительное и слуховое восприятие.Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

ВниманиеРазвитие внимания в раннем детстве происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Список использованной литературы:

Логопедия./ Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2006.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех – СПб: Питер, 2009.

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии; Учебн. Пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк)»/ Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение. 1989.

Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А.Поваляева. – Изд.6-е, Ростов н/Д: Феникс. 2006.

Полякова М.А.Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Марина Полякова. – 2-е изд. – М.Абрис – пресс, 2008

В логопедической практике они могут быть разделены на звуки раннего онтогенеза (включая гласные), которые нарушаются у детей достаточно редко и более сложные в произношении звуки позднего онтогенеза.

Звуки раннего онтогенеза

Звуки позднего онтогенеза

Группа шипящих: Ш, Ж, Щ

Аффрикаты: (согласные звуки сложного образования, состоящие из двух простых звуков) Ц, Ч

Источник

Нужен ли вашему ребёнку логопед?

Звуки русского языка

Алфавит современного русского языка насчитывает 33 буквы.
Звуков в русском языке — 42: 6 гласных (А, И, О, У, Ы, Э); 36 согласных.

В логопедической практике они могут быть разделены на звуки раннего онтогенеза (включая гласные), которые нарушаются у детей достаточно редко и более сложные в произношении звуки позднего онтогенеза. При этом, все согласные звуки могут быть объединены в группы по способу образования, т.о всего насчитывается восемь групп согласных звуков.

Звуки раннего онтогенеза

Звуки позднего онтогенеза

Группа шипящих: Ш, Ж, Щ

Аффрикаты: (согласные звуки сложного образования, состоящие из двух компонентов) Ц, Ч

Перечень речевых нарушений, подлежащих коррекции в условиях детского центра «Созвездие талантов»:

В патологических случаях рассматриваются:

Начало работы по постановке звуков возможно после 4,5 лет.

Сроки коррекции: от 2 месяцев (1-2 звука) до года (в случае сложной дислалии).

Возраст для начала работы зависит от тяжести нарушения и готовности ребенка к систематическим занятиям. Как правило, не ранее 4х лет можно начинать подготовку органов артикуляции к постановке звуков (массаж, специально подобранные логопедические упражнения). Системная работа с логопедом по постановке искажаемых и отсутствующих звуков, как правило, с 5 лет. В более раннем возрасте рекомендуются массажи, лечение у невролога, игровые приемы развития подвижности языка, губ, нижней челюсти. Работа над речевым выдохом.

Сроки работы: от года до трех лет.

Полностью преодолеть последствия дизартрии не всегда возможно, т.к. причиной являются проблемы функционирования нервной системы. Однако при систематической работе можно, как минимум, добиться значительно улучшения произношения. Шансы на успех повышает сотрудничество логопеда и невропатолога.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию.

Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем).

Данный диагноз не ставится детям ранее 5 лет. В возрасте до 5 лет перечисленные особенности могут быть вариантом физиологической нормы.

Сроки работы: 1-2 года.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Относится к тяжелым нарушениям речи и характеризуется нарушением всей системы языка (лексики, грамматики, фонетики). Затруднениями в построении связного высказывания. Нарушениями звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Существует три уровня речевого развития при ОНР.

Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка (особенно 1-2 уровней речевого развития) служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. В связи с этим дети с ОНР направляются ПМПК в логопедические группы, сроком на 2-3 года обучения, поскольку полноценно развитие речи такого ребенка требует специально организованных условий и создания определённой речевой среды. Коррекция этого серьезного нарушения частным образом достаточно сложна и требует большого участия родителей в коррекционном процессе и ежедневных домашних занятий.

Диагноз ОНР ставится детям с 4 лет. Как правило, в возрасте 3 лет этим детям мог быть поставлен неврологом диагноз ЗРР (задержка речевого развития).

Сроки работы: в зависимости от тяжести нарушения, причин вызвавших его, неврологического статуса ребёнка от 2 лет вплоть до школы, иногда требуется дальнейшее сопровождение ребенка логопедом в начальной школе, поскольку трудности усвоения системы языка влекут за собой нарушения письменной речи – дислексию и дисграфию.

Шалыминова Елена Алексеевна (логопед I квалификационной категории)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *