Что такое общедоступные пдн
Защита персональных данных. Три изменения для пользователей и интернет-ресурсов с 1 марта 2021 года
В конце 2020 года Госдума приняла закон ФЗ-519, который позволяет потребовать удалить общедоступные персональные данные. Пользователи сети сами могут устанавливать условия использования сведений о них и запрещать их передачу третьим лицам. Как эти изменения способны сказаться на работе социальных сетей и иных интернет-ресурсов?
👩💻 Общедоступные персональные данные. Что это, можно ли сейчас их использовать без согласия пользователя
Общедоступными являются данные, которые пользователь чаще всего публикует о себе сам и которые доступны неограниченному кругу лиц. В число общедоступных данных входит информация о пользователе из его профиля в соцсетях и на сайтах объявлений, в частности:
Все эти сведения могут использоваться, например, для сбора досье о человеке, настроек таргетированной рекламы и пр.
По состоянию на конец января 2021 года на основании части 1 статьи 7 Закона ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация включает общеизвестные сведения и иные данные, доступ к которым не ограничен (включая сведения из интернета). Законодательно предусмотрена презумпция открытости такой информации, что означает, что любое лицо может использовать указанные сведения по своему усмотрению. Под запретом находится только распространение полученных данных.
Данные факты подтверждает пункт 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса, согласно которому, если информация о частной жизни гражданина была раскрыта им самим или по его воле, то это не признается нарушением правил использования таких сведений без дополнительного согласия гражданина.
❗ Изменения с 1 марта 2021 года
Через принятие Федерального закона 519-ФЗ будут внесены изменения в ФЗ «О персональных данных». Нововведения в практику работы с общедоступными данными будут проходить в два этапа:
Суть нововведений. Что изменится для пользователей
Для пользователей принятие закона повлечет за собой три важнейших изменения:
Для сравнения: сейчас процедура удаления персональной информации более сложная. Необходимо доказывать, что сведения используются неправомерно – например, содержится фейковая или оскорбительная информация. Теперь никакие доказательства собирать не нужно, как и объяснять мотивы своего поступка.
Также сегодня при удалении профиля в соцсети информация перестает быть видимой другим пользователям, но сведения о действиях пользователя на ресурсе сохранятся и могут использоваться любым способом. После законодательных изменений абсолютно все данные пользователя должны быть удалены.
Для удаления сведений на интернет-ресурсе пользователь должен напрямую обратиться к оператору или передать данные через систему Роскомнадзора. Оператор должен будет прекратить обработку персональных данных в течение трех дней или в срок, который прописан в решении суда.
⚡ Ответственность операторов после вступления закона в силу
Закон начнет действовать с 1 марта 2021 года и распространится на все интернет-ресурсы, использующие общедоступные данные, которые представлены на российском рынке, включая сайты иностранного происхождения.
Оператором, который обрабатывает информацию о пользователях, становится владелец интернет-площадки или социальной сети (пока закон не уточняет перечень операторов персональных данных). Сами операторы данных выступали против принятия законопроекта об изменении обработки данных пользователей из-за усложнения работы с общедоступными данными – в частности, Яндекс, Mail.ru Group, Газпромбанк, Сбербанк, мобильные операторы и др. По их мнению, само понятие «общедоступные данные» после принятия закона фактически исчезнет.
После внедрения изменения операторы не смогут распространять персональные данные пользователей без их личного согласия.
Для передачи и отзыва согласия может использоваться специальная информационная система Роскомнадзора – она должна начать работать в ближайшее время. Также в обязанность операторов вменяется удаление профилей пользователей по первому требованию. Пользователи не обязаны объяснять причины, по которым они решили удалить информацию.
При игнорировании требований законодательства операторам грозит административная ответственность по статье 13.11 Кодекса об административных правонарушениях. На основании пункта 8 указанной статьи штраф для оператора может достигать от 1 до 6 млн р., а при повторном правонарушении – до 18 млн р.
👩💼 Мнение эксперта: как нововведения повлияют на работу соцсетей и других интернет-ресурсов
Новый закон предоставляет пользователям полный контроль за персональными данными. После внедрения нововведения можно ожидать, что пользователи будут более ответственно подходить к вопросу размещения информации о себе в открытом доступе.
Сегодня граждане редко читают пользовательское соглашение и просто ставят отметку в пункте «Разрешаю обработку», тем самым разрешая третьим лицам собирать и распространять информацию о себе. Поэтому в сети опубликовано чрезмерно много личной информации о пользователях. Теперь оператор должен не просто предложить поставить галочку, а по пунктам спросить, какие данные можно передать сторонним компаниям.
Но практика применения данного закона пока не до конца ясна, так как нет исключений для использования персональных данных. Возможно, закон приведет к злоупотреблениям со стороны государственных чиновников и звезд, которые потребуют удалять информацию о себе, в какой форме она бы ни подавалась. Хотя в законе и есть оговорка о том, что на информацию, публикуемую в государственных и общественных интересах, действие закона не распространяется. Но интернет-ресурсам в данном случае придется доказывать, что опубликованная ими информация представляет общественный интерес.
Непонятна и судьба реестров, где содержится общедоступная информация – в частности, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, где раскрываются сведения без согласия самих пользователей.
❓ Часто задаваемые вопросы
Нужно обратиться к оператору персональных данных или воспользоваться сервисом Роскомнадзора, который заработает в ближайшее время. С учетом последних поправок в законодательство объяснение причин решения удаления сведений о себе не требуется.
Теперь у вас появится больше рычагов для контроля и управления персональными данными. При желании вы сможете заблокировать все возможности для «слежки» за вами.
Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года
Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года
Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.
3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.
5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.
6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.
7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.
Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.
Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.
Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.
Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению
Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.
Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.
Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).
В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.
Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.
Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.
Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных
Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.
Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.
При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.
Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).
Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных
Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.
С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.
«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros
Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?
В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.
Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.
В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.
Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.
Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.
Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.
В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].
Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.
Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».
Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].
Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].
Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.
Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].
Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.
Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.
Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.
Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.
Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.
Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].