Что такое образовательная теория

Современные теории образования

Прогрессивизм является теорией образования, возникшей в качестве реакции на традиционное образование, акцентировавшее внимание на методиках формального воздействия на ученика и зазубривании материала.

Гуманизм возник из основ прогрессивизма, из которого и взял большинство своих идей. Для гуманистов ребёнок должен находиться в центре образовательного процесса, учитель не является абсолютным авторитетом, ученик всегда активен и вовлечён в процесс получения знаний. Кроме того, гуманизм включает в себя идеи о сотрудничестве и принципы демократии.

Перенниализм можно назвать ответной реакцией на прогрессивизм, согласно воззрениям перенниалистов, разрушающий целостную систему образования. По их мнению, образование не должно способствовать приспособлению ученика к миру, но должно приспосабливать его к истине. Содержание учебной программы не должно зависеть от интересов учащихся, а должно базироваться только на том, что актуально в данный момент для общества.

Профессиональная педагогика здесь не является функцией образования, школа должна воспитывать, главным образом, интеллект, а образовательная система должна направлять человека к познанию вечной истины. Отсюда и основной уклон на изобразительное искусство, философию, естественные науки, математику, историю и языки.

Эссенциализм явился второй реакцией на прогрессивизм. Схожесть эссенциализма с перенниализмом в том, что прогрессивизм для него тоже является слишком мягкой системой. Эссенциалисты утверждали, что школа должна давать базовые знания, основой которых являлись основные искусства и предметы, способные привить мастерство и подготовить к жизни в обществе.

Реконструкционизм был абсолютной противоположностью традиционной системе образования. Образование в нём было не просто передатчиком культуры, но главенствующим органом социальных реформ. Если построить образование правильно, то оно будет способно реконструировать социальный порядок.

Согласно реконструкционистам, традиционные школы могут только передавать социальные, политические и экономические пороки, являющиеся проблемой для общества. Человек находится перед угрозой самоуничтожения, и чтобы этого избежать, нужно в корне изменить систему образования. Образовательные методы должны основываться на принципах демократии, где во главе всего стоит природный интеллект большинства, который направлен на поиск решений проблем человечества и их практическое применение.

Футуризм возник значительно позже тех теорий, которые мы рассмотрели – если все они возникли в период с 30-х по 50-е годы XX века, то футуризм возник уже в 70-х. По мнению его сторонников, современная (на то время) система образования даже в самых лучших образовательных учреждениях является ошибочной и неэффективной, т.к. теории и методы, которые она использует, уже неактуальны, ведь общество успело перейти от индустриальной эры к супериндустриальной.

С позиции бихевиоризма, образование является процессом поведенческой техники. По мнению его сторонников, среда, в которой живут люди, программирует их на определённое поведение. Люди награждаются за одни действия, но наказываются за другие. Действия, повлекшие за собой получение награды, будут повторяться, а противоположные станут гаситься. Это и формирует поведенческие паттерны личности.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что поведением людей можно манипулировать. И задачей образования является как раз создание таких условий среды, которые будут способствовать оптимальному поведению человека. Таким образом, образовательные учреждения должны рассматриваться как институты формирования культуры общества.

Школа считалась врагом достойной жизни, т.к. заставляла учащихся смотреть на имеющуюся образовательную систему, как на эталон, воспринимать не содержание, а форму, путать понятия «обучение» и «преподавание», переход из класса в класс с настоящим образованием, диплом с профессиональной пригодностью и т.д.

Анархисты призывали дезорганизовать школы, отменить принудительное образование, а ввести систему учительского субсидирования, посредством которого образовательные фонды будут направляться прямо по назначению – к заинтересованным людям. Также правильная образовательная система должна позволять тем, кто хочет, иметь доступ к любым источникам, позволять способным обучать найти желающих обучаться и позволять всем желающим предоставлять свои идеи и труды обществу.

Теории образования, о которых мы поговорили, сильно повлияли на образовательную форму вообще. Сегодня она достигла того уровня, где ведётся настоящая война за образование. Все теории образования стали основой множества педагогических экспериментов и литературы, достойной внимания и изучения. Но, как бы то ни было, именно Ян Коменский даже сейчас является тем единственным педагогом-философом, который смог увидеть в образовании и преподавании основу человеческого прогресса. По этой причине в следующем уроке мы более подробно поговорим об основных принципах дидактики и раскроем все их особенности.

Источник

Презентация «Образовательные теории и системы в профессиональной деятельности учителя.» Шевчик О.Д.

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образовательные теории и системы в профессиональной деятельности учителя

Особенности педагогического знания и образовательной теории Для оптимальной работы с теоретическим материалом и его анализом необходимо выделить инвариантные структурные элементы педагогического знания. Прежде всего это понятия, составляющие тезаурус той или иной концепции, причем понятийные каркасы концепций принципиально отличаются друг от друга, в зависимости от культурных оснований, предмета знания и т.п.

Основным понятием, безусловно, выступает образование как процесс специфического, «поляризованного», взаимодействия субъектов. Специфика этого процесса рассматривается поразному, однако везде результаты сводятся к появлению сформированных (или формирующихся) качеств или способностей – знаний, интеллектуальных или деятельностных умений и навыков, личностных качеств, ценностей и т.п. Во всех работах ставится вопрос об оптимизации образовательного процесса, о выборе наиболее эффективной методики обучения или воспитания.

К базовым понятиям можно отнести понятие субъектов образования (как правило, это ученик и учитель). Субъекты образования рассматриваются в основном с точки зрения морфологических и функциональных характеристик, причем соотношение этих характеристик разное в зависимости от той или иной концепции. Практически во всех разработках речь идет об институте образования, системе образования, образовательном учреждении. Эти понятия рассматриваются в контексте требований к организации и результатам образовательного процесса; постоянно проводится сравнительный анализ действующей системы образования и той, которая должна быть в идеале.

Любая педагогическая система или концепция опирается на уже имеющееся философское, психологическое или педагогическое знание. В авторских текстах, как правило, имеется прямое указание или ссылка на соответствующие источники, либо эти основания не отрефлектированы и необходима их реконструкция.

С формальной точки зрения имеющиеся образцы педагогического знания мало чем отличаются друг от друга – все они имеют свой тезаурус, опираются на уже имеющиеся в культуре знания, везде в той или иной степени представлен анализ социокультурной ситуации, педагогический опыт, дан ответ на вопрос о роли нового педагогического знания в культуре и практике. Однако содержательно концепции принципиально различны, зачастую прямо противоположны друг другу. В чем же заключаются содержательные различия?

Прежде всего, различны культурные основания деятельности теоретиков образования: социальные нормы, ценности и принципы научного творчества, мыслительная культура. Заметим, что эти различия связаны не столько с историческим временем и «географией» педагогического творчества, сколько с принадлежностью автора концепции к той или иной философской культуре (так, в рамках своей эпохи С.Гессен мог вполне опираться как на неокантианство, так и, например, на марксизм или на идеи православного миропонимания.) Философская культура является определяющей в том, какие проблемы являются основой для исследования, какова структура теоретического знания, как оно строится и для чего предназначено.

Мыслительная культура определяет подход к анализу образования: так, оно (образование) может рассматриваться ли как система, или с помощью теоретических оснований могут быть сконструированы отдельные технологии, или анализ идет относительно тех или иных нравственных ценностей. Структура педагогического знания носит гетерогенный характер и содержательно определяется типом философской и методологической культуры.

Педагогическое знание возникает на стыке трех плоскостей – знаний философского, психологического и физиологического, опыта человеческой деятельности (объективное, естественнонаучное, знание) и плоскости практических задач (инженерное, искусственно-техническое, знание).

Эти различия философских культур и методологических подходов определяют тезаурус, основные идеи, онтологические основания образовательной теории. Для педагогических концепций и теорий характерны многообразие, неоднородность содержания, различный понятийный аппарат. Что же представляет собой педагогическое знание? На этот вопрос можно отвечать по-разному в зависимости от исторического и культурного контекста возникновения и употребления этого знания.

Появление нового педагогического знания есть ответ на изменения в социокультурной ситуации; эта взаимосвязь и обусловливает объект педагогического знания. В свою очередь, характер этого объекта наряду с методологической и научной культурой «создателя» знания определяет структуру и предмет последнего.

Основные структурные составляющие педагогического знания. Многокомпонентность педагогической действительности и разнообразие задач педагогики определяют структуру ее научного знания — основных разделов, отраслей, частных теорий, практических рекомендаций и направлений исследований. Все они взаимосвязаны, друг друга дополняют и укрепляют, хотя уровень исследованности и развития разных отраслей и направлений пока еще не одинаков.

Б.Т. Лихачев, (1929–1999), выделяет 4 компонента, составляющих структуру педагогической деятельности:

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества). Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение. Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Функции педагогической деятельности Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе. Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное). Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции ПД взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.

Какие виды знания влияют на педагогические разработки? Виды знаний в педагогике. В любой развитой науке присутствуют теоретические и эмпирические знания. Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания. На эмпирическом уровне формируется знание о педагогических фактах: об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о положительном или отрицательном влиянии тех или иных факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты, об удачной или неудачной работе учителей.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, рассматриваемого с позиций системного подхода, о классификации учебных предметов и т. п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Специфика работы с научно-теоретическим материалом в образовательной практике. Основная задача учителя при работе с научно-теоретическим материалом – функционализация тех или иных концепций, методик, технологий и др. разработок. Использование теорий, концепций и других теоретических материалов представляет наибольшую трудность, т.к. их нельзя использовать в привычном для учителя «рецептурном» формате, а для применения их в практике необходима серьёзная рефлексивно-аналитическая работы, что требует много времени и специальных компетенций.

Основные сложности, которые необходимо учитывать при анализе теоретических разработок, следующие: Одним из основных элементов, конституирующих ту или иную теорию, является идеальный объект, отнюдь не совпадающий с реальным. В гуманитарной теории, в педагогической, в частности, он имеет свою специфику, что необходимо учитывать при построении педагогической деятельности. Любое положение образовательной теории (или всю её в целом) можно отнести к одной из составляющих – модулей педагогической деятельности: культурологическому, технологическому или антропологическому.

В искусственно-техническом залоге можно различить несколько видов знания: методическое, инженерное, проектное и др. Методическое знание как традиционное имеет функцию нормирования образовательной деятельности, остальные виды находятся в той или иной стадии становления и регулируют процесс построения будущей практики. Развитие знания об образовательной практике происходит в трех направлениях, или контурах: культурологическом, технологическом и антропологическом.

Первый контур связан с рассмотрением образования в контексте культуры как объемлющей рамки. Этот подход явно выражен, например, в концепциях С.И.Гессена и В.С.Библера. Второй контур предполагает анализ образования как совокупности определенных технологий, которые и являются его (образования) содержанием. В этом подходе работают Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов. В третьем контуре объемлющей рамкой является личность, собственно человек как существо духовное, психическое и биологическое. Такой подход представлен в исследовании К.Д.Ушинского, вальдорфской педагогике. Эти различные контексты задают различный понятийный аппарат и различные организованности материала.

Культурологический контур. Образование в этом аспекте рассматривается как средство трансляции культуры через «окультуривание» индивида, т.е. овладение им теми или иными культурными содержаниями. Таким образом, мы имеем дело как бы с двойным объектом «культура – индивид», а образовательная деятельность выступает как связующее звено, своего рода коррелятор между этими частями объекта. В данном случае осмысленно будет рассматривать культуру и индивида не как отдельные объекты – «вещи-в-себе», а как «вещи-для-нас», т.е. существующие в качестве составляющих системы. «Культура» как часть этого объекта-системы должна иметь такую структуру, чтобы отвечать, по меньшей мере, двум требованиям:

индивид по отношению к культуре должен занимать определенное место, и 2) в этой структуре должен быть предусмотрен люфт для новых культурных содержаний, появляющихся с течением времени. Кроме того, структура должна быть достаточно мобильна, чтобы культурные содержания «для нас» и соответствующие содержания образования могли меняться в зависимости от «культурности» индивида.

Технологический контур. Образование рассматривается как деятельность с точки зрения технологического описания. Следовательно, основной объект, подлежащий описанию, – деятельность, а индивиды выступают в качестве субъектов этой деятельности. Что значит – описание деятельности в образовании? Достаточно простым и вместе с тем удобным представляется различение деятельности мыслительной, деятельности-коммуникации, деятельности по изготовлению или получению материального продукта или технологии, деятельностной рефлексии и мониторинга и управленческой (включая организацию и руководство) деятельности.

Два последних типа являются «паразитическими», поскольку живут на других типах деятельности. Педагогическую деятельность можно выделить как особый тип, относящийся к «паразитической» деятельности. Понятно, что в реальности в рафинированном виде вряд ли может существовать какой-либо тип из приведенных выше, однако выделить в образовательной практике эти типы вполне возможно. Внутри каждого типа можно вычленить разные виды деятельности. Пожалуй, самой старой и принятой в науке является традиционная классификация видов интеллектуальных операций в формальной логике: индукция и дедукция, сравнение, аналогия и т.п.

Необходимо учитывать, что нас интересует деятельность не «вообще», а, если можно так выразиться, «деятельность-для-образования». Интересно, что педагогическая деятельность описывается обычно через отдельные задания в методическом модусе и сценарные описания ситуаций в модусе онтологическом, что создает путаницу в профессиональной деятельности, поскольку ответить на вопрос «что делает педагог в том или ином случае?» нормативным образом невозможно. Вероятно, можно выделить три основные вида педагогической деятельности: передачу образцов и норм (включая их демонстрацию, обеспечение «тренинга», рефлексию совместно с обучаемым и т.д.) – основной вид, диагностику, совместную поисковую и проблемно ориентированную деятельность.

Под образцом деятельности мы понимаем определенную последовательность действий, причем каждый этап заканчивается конкретным результатом; кроме того, описываются условия, при которых эта деятельность имеет место, и возможные отклонения, «погрешности», связанные с характером деятельности и ее результатом. Более распространенным является описание педагогических систем (технологий), причем эти описания, как правило, эмпирические, тяготеющие к сценарному описанию действий и их организационному, институциональному устройству.

Таким образом, проблемы описания практики образования в технологическом аспекте заключаются в следующем: а)нет системного описания типов и видов деятельности; б)не разработаны «единицы» для описания объектов как динамических систем, и, следовательно, в)нет средств для описания «двойной» (или даже «тройной», если рассматривать два типа субъектов – педагога и «образовываемого») системы «субъекты (образовательной деятельности) – практика образования».

Антропологический контур. Образовываемый индивид выступает здесь предельной рамкой описания. Фактически этот аспект связан с проблемой человека; поскольку проработанной онтологии человека на сегодняшний момент нет, описание объекта «человек» вообще и «человека-для-образования» в частности вызывает существенные затруднения. В качестве исходных идеализаций для процесса обучения как теоретического объекта выступает деятельность- 1 как культурный феномен, одно из пространств, миров существования человека (см схему воспроизводства деятельности и трансляции культуры), с одной стороны, и деятельность- 2 как совокупность последовательных действий человека во времени и пространстве, с другой (прежде всего, имеющая такие атрибуты как цели, средства, результат).

Объектом педагогического воздействия является, как правило, один или несколько учеников (интересно, что для теории их количество никакого значения не имеет). Идеализациями для построения объекта обучения выступают: а) способности, б) высшие психические функции, в)возраст. Способности выступают как тип связи между человеком и деятельностью-2, своего рода механизм и условие осуществления того или иного типа деятельности.

Субъект обучения – еще один теоретический объект рассматриваемой теории. Обучение есть процесс двухсторонний: учение (субъект деятельности – ученик) обучение (субъект деятельности – учитель). Обычно под понятием обучения имеются в виду обе стороны, и субъект обучения здесь может обозначать и субъекта учения, и субъекта обучения. В обоих случаях исходными идеализациями выступают: деятельность, обучение как деятельность, учение как деятельность. Обучение и учение являются специфическими типами деятельности-2, со своим особенным содержанием целей, средств, результатов и т.п.

Развивающийся объект обучения – особый объект, позволяющий характеризовать деятельность учения и обучения с точки зрения результата, проводить, говоря языком естественнонаучной теории, процедуру измерения. Способности и психические функции выступают здесь уже в динамике, со своей особой структурой, а не просто как факт наличия материала. Развитие рассматривается как способ существования объекта, с одной стороны, и как целенаправленная деятельность, с другой. Так, например, в качестве исходных идеализаций в теории развивающего обучения выступают: деятельность, учение и обучение как деятельность, развитие, способности, высшие психические функции, возраст.

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Номер материала: ДБ-985477

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое образовательная теория. Смотреть фото Что такое образовательная теория. Смотреть картинку Что такое образовательная теория. Картинка про Что такое образовательная теория. Фото Что такое образовательная теория

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *