Что такое образовательная модель

Образовательная модель

Смотреть что такое «Образовательная модель» в других словарях:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы… … Педагогический словарь

Образовательная ткань — Туника корпус Модель Меристемы, или Образовательные ткани, или Меристематические ткани (греч. meristos делимый) обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении… … Википедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Меристема — Модель апикальной меристемы «туника корпус». Меристемы, или образовательные ткани, или меристематические ткани (др. греч … Википедия

Соционика — П Необходимо освещение с ра … Википедия

Парк-школа — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками … Википедия

Школа-парк — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… … Википедия

Международный институт экономики и права/Temp — Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н … Википедия

Toshiba — (Тошиба) Компания Toshiba, её история и деятельность. Прибыль и показатели компании Toshiba. Представительство Toshiba в России. Содержание Раздел 1. История Раздел 1.1. Рост мирового гиганта Раздел 2. Деятельность фирмы Раздел 2.1. Показатели… … Энциклопедия инвестора

Психологическое консультирование (counseling psychology) — П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы … Психологическая энциклопедия

Источник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Смотреть что такое «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ» в других словарях:

Образовательная модель — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы… … Педагогический терминологический словарь

Образовательная ткань — Туника корпус Модель Меристемы, или Образовательные ткани, или Меристематические ткани (греч. meristos делимый) обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении… … Википедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

Меристема — Модель апикальной меристемы «туника корпус». Меристемы, или образовательные ткани, или меристематические ткани (др. греч … Википедия

Соционика — П Необходимо освещение с ра … Википедия

Парк-школа — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками … Википедия

Школа-парк — Парк школа, или школа парк образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927 2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на… … Википедия

Международный институт экономики и права/Temp — Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н … Википедия

Toshiba — (Тошиба) Компания Toshiba, её история и деятельность. Прибыль и показатели компании Toshiba. Представительство Toshiba в России. Содержание Раздел 1. История Раздел 1.1. Рост мирового гиганта Раздел 2. Деятельность фирмы Раздел 2.1. Показатели… … Энциклопедия инвестора

Психологическое консультирование (counseling psychology) — П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы … Психологическая энциклопедия

Источник

Что такое образовательная модель

В педагогической литературе часто встречаются термины модель образования (образовательная модель) и модель обучения.

Термин модель обучения используется применительно к организации учебного процесса.

Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.

Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.

Есть несколько подходов к выделению моделей образования.

В ряде научных публикаций модели образования подразделяются на технократические и гуманистические. Главными педагогическими ценностями в технократических моделях являются знаний, умения и навыки (ЗУНы). Основные педагогические ценности гуманистических образовательных моделей – личность ребёнка, её гармоничное развитие (И.П. Подласый).

Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют следующие модели образования.

Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этой модели образование выступает одной из отраслей народного хозяйства и строится по ведомственному принципу с жёстким централизованным определением целей и содержания образования, типов образовательных организаций и состава учебных дисциплин для каждого типа. Главное достоинство: возможность централизованного распределения средств (финансирования образовательных организаций, прогнозирования потребности специалистов исходя из тенденций развития той или иной отрасли и т.д.). Главный недостаток: мало возможностей для индивидуализации образования, для учёта потребностей личности каждого ученика, студента.

Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности. Однако и у этой модели есть недостатки. Так, её реализация невозможна без соответствующей инфраструктуры, без развитой сети образовательных организаций разного типа и профиля. Применительно к России с её большими и неравномерно населёнными территориями очень сложно создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы всем жителям страны равные возможности в получении образования, ориентированного на максимальное развитие личности.

Модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.) считается традиционным способом передачи новому поколению культурного опыта прошлого. Данная модель нацелена на формирование системы базовых знаний и умений, позволяющих индивиду в дальнейшем перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей, опыта. Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемогго материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели – научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования. Недостаток: ориентированность в большей степени на некий идеальный уровень образованности, а не реальные жизненные потребности.

Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.) предполагает такую организацию образования, которая обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к обществу, к существующим социальным условиям. Знания и опыт, полученные при такой модели образования, позволяют личности безболезненно войти в систему общественных отношений, занять в ней свою социальную нишу. Это её главное достоинство. В качестве главного недостатка можно назвать чрезмерную специализированность получаемого образования, пренебрежение широкими научными знаниями, что в дальнейшем существенно ограничивает выпускника в выборе профессии, а при необходимости изменить сферу заработка создаёт трудности в профессиональной переподготовке.

Феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Приверженцы феноменологической модели отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер» (само название модели – производное от слова «феномен» – свидетельствует о том, что каждый ученик уникален). Личностная направленность образования – безусловное достоинство феноменологической модели. К её недостаткам можно отнести сравнительно высокие затраты на индивидуальное образование, возрастающие требования к профессиональной квалификации педагогов. Поэтому сегодня в мира нет опыта абсолютной реализации данной модели в массовой школе.

Неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.) – это образование вне школ, вузов и других социальных институтов: дистанционное обучение, обучение через книги, средства массовой информации, мультимедийные учебники, сеть Интернет и т.п. Очевидный плюс данной модели – максимальная свобода выбора обучающимся места, времени, профиля и способа обучения, возможность обучаться вне зависимости от места проживания. Однако свобода является плюсом при условии, что человек готов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, а это возможно только, когда он уже имеет солидный опыт учения и сильную мотивацию самообразования. Кроме того, непривязанность обучения к какому-либо социальному институту лишает неинституциальное образования официального статуса и не позволяет обучающемуся получить документ об образовании государственного образца. Поэтому данная модель рассматривается как способ дополнительного образования и саморазвития.

Источник

Научная электронная библиотека

Что такое образовательная модель. Смотреть фото Что такое образовательная модель. Смотреть картинку Что такое образовательная модель. Картинка про Что такое образовательная модель. Фото Что такое образовательная модель

Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии)

На наш взгляд, сегодня, исследуя процесс становления и развития информационно-педагогических технологий, стоит перейти к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях (образовательная модель – теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели на практике).

Приведенный примерный перечень[5] прогрессивных образовательных моделей, который не исчерпывает все многообразие, включает: технологии, методики, методические системы. В него же включены педагогические теории и концепции, нашедшие применение в практической педагогической деятельности.

1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

2. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов).

4. Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов).

5. Программированное обучение (А.И. Берг, Б.Ф. Скиннер, Н.А. Кроудер, Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.).

6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина).

8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).

9. Теория активизации учебной деятельности (А.К. Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.).

10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая).

11. Система Л.В. Тарасова «Экология и диалектика».

12. Теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер).

13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили).

14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов).

15. Технология «погружения» (М.П. Щетинин).

16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др.

17. Новые информационные технологии (И.В. Роберт и др.)

18. Предметно-классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский).

19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин).

20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов).

21. Модель начального образования «Развивающая Среда» (И.И. Ильясов).

22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова).

23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова).

24. Дифференцированное обучение (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик и др.)

25. Личностно ориентированное обучение (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Петровский)

26. Бригадно-лабораторное обучение.

27. Организационно-деятельностная игра.

28. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев).

29. Система С. Френе (педагогика свободного развития).

30. Система М. Монтессори.

31. «Вальдорфская педагогика» (Р. Штайнер).

32. Система Л. Рона Хаббарда.

33. Гуманистическая педагогика (К. Роджерс).

34. Технология полного усвоения (Л. Андерсен, Б. Блок).

35. Модель «Структура интеллекта» (Дж. Гилфорд).

36. Когнитивно-аффективная модель (Ф. Уильямс).

37. Модель «Три вида обогащения учебной программы» (Дж. Рензулли).

38. Система С. Пейперта «Использование компьютеров в учебном процессе».

39. Современные технологии образования: «Система учебной информации», «Система творческих заданий», «Моделирование», «Учебное исследование», «Научное исследование», «Проектирование среды», «Конструирование» (В.А. Бухвалов).

40. Модель саморазвития человека (К.Я. Вазина).

41. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования (А.П. Беляева).

42. Основы непрерывного многоуровневого профессионального образования (Ю.Н. Петров).

43. Школа завтрашнего дня (Д. Ховард).

44. Поисковые модели обучения (М.В. Кларин).

45. Концепция развивающего обучения З.И. Калмыковой.

46. Технология концентрированного обучения (П.М. Эрдниев, Г.К. Лозанов, М.П. Щетинин).

47. Технология модульного обучения (П.Л. Юцявичене, Т.И. Шамова).

48. Технология педагогических мастерских, мастерская знаний (П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже).

49. Модель обучения исследованию (Дж. Дьюи, Г. Альтшуллер, М. Кларин и др.).

50. Технология проектного обучения (Дж. Дьюи, В. Гузеев и др.).

51. Метод мозгового штурма (А. Осборн).

52. Обучение в сотрудничестве (Р. Славин, Р. Джонсон, Э. Аронсон и др.).

53. Школа самоопределения (А.Н Тубельский).

54. Технология критического мышления (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и др.).

Источник

Статья на тему :Модели образования

Московская область Пушкинский район

МБОУ «Софринская СОШ №2»

Доклад на тему :

«Модели образования.»

Подготовила учитель начальных классов

Куликова ТВ

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.

4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

Цели образовательной системы.

Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цель образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;

опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

опыта ценностного отношения к миру.

Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает.

Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.

ориентационное, методологическое (иногда его называют мировоззренческим);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *