Что такое образ спектакля

Замысел спектакля. Образное видение

Образ спектакля

идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация);

характеристика отдельных персонажей;

определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле;

решение спектакля во времени (в ритмах и темпах);

решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок);

характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого и чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня или, как любил говорить Вл.И. Немирович-Данченко, из зерна будущего спектакля.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ СПЕКТАКЛЯ

После прочтения, анализа, анализа первого своего впечатления, у меня сразу же сложилась картинка того, что должно происходить на сцене.

Как уже писала выше, для меня эта пьеса бегство, бегство от самого себя, но при этом огромное желание вернуться, стать обычным человеком с нормальной жизнью, в самом тривиальном понимании.

Раздираемые этим противоречием персонажи, становятся очень интересными объектами для режиссерского наблюдения. Разбираясь в мотивах поступков, произносимых словах (ведь надо еще понять, где правда, а где ложь), начинаешь понимать душу, сердцевину.

Определив психологию персонажа, понимаешь пьеса становится живой, живым организмом, с сердцем, почками и нервной системой. Выступают ее очертания, музыка, внешность.

Не хотелось менять в этой пьесе ничего. События шли именно в том порядке, какой нужен. Персонажи вступали в диалог в нужном месте, в нужное время.

Задачей для меня было просто придать форму, огранить этот материал. Придумать декорации, костюмы и мизансцены, чтобы в полной мере показать противоречие. Как ни странно, и в этом мне помогла сама пьеса.

3.2 Сверхзадача спектакля (режиссера постановщика)

О сверхзадаче К.С. Станиславский писал так: «все, что происходит на сцене, в пьесе, все ее отдельные и малые задачи, все творческие помыслы артиста стремятся к выполнению» сверхзадачи пьесы.

Станиславский постоянно говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение.

Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим и наблюденные в жизни, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо.

Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.

Так как определение сверхзадачи, как эмоциональный призыв к действию, к изменению, к решению поставленной в пьесе проблеме, для меня наиболее понятен, буду исходить из этого определения.

Сама пьеса диктует эту сверхзадачу. Через всю пьесу идет линия звезды, голос которой слышит Он. Этот голос, по его словам, помогает найти свой путь, даже если ты слишком сильно запутался.

Только для меня этот голос трансформировался в голос призывающий. Призывающей увидеть, что в любой, самой сложной ситуации есть выход.

Главное, не впадать в панику, не обвинять общество во всех своих проблемах, а понять в чем причина и загвоздка.

Так как темой пьесы является разрушение моральных ценностей, хотелось ненавязчиво показать, что бывает при полном равнодушии людей друг к другу и проблемам. Мысль, это никогда со мной не случится, неправильна. Случиться может всякое, и нет гарантии, что это не произойдет с Вами.

Ну а целью постановки для меня было напомнить, что проблема наркомании все еще не решена. То есть это еще и своеобразное напоминание того, что это беда может случиться с каждым. И отмахиваться от нее нет смысла.

Лучше постараться, если не решить ее, то хотя бы вникнуть и понять, откуда прорастают корни? Почему молодые люди выбирают этот путь? Что и где не так? И когда происходит сбой?

Жанр пьесы и жанр спектакля

Среди особенностей любой пьесы существенное место занимает ее жанровая природа. Жанр пьесы должен найти свое отражение в жанре спектакля и, прежде всего, в манере актерской игры.

Но что же такое жанр?

Жанром мы называем совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения.

Но не всегда отношение художника к изображаемой действительности бывает резко окрашено одним каким-нибудь чувством. Это происходит только в тех случаях, когда изображаемые явления жизни просты и неподвижны. Если же они сложны, многопланны и непрерывно видоизменяются, то и жанр произведения оказывается не простым, а сложным. Бывает, что герой в начале пьесы вызывает ужас и отвращение, потом насмешку, потом сострадание, потом ласковый смех, потом нежное сочувствие, потом за него становится больно и обидно, потом он заставляет нас хохотать и, наконец, вызывает слезы умиления и радости. Какой жанр может вместить такое богатство сменяющих друг друга различных отношений художника к непрестанно движущемуся, непрерывно видоизменяющемуся объекту изображения? А если еще при этом в пределах одного спектакля показаны столь разнообразные явления и образы, что нет абсолютно никакой возможности установить к ним одно общее, одинаковое отношение? Если один смешон, другой трогателен, третий вызывает наше негодование… как тут быть?

Ясно, что произведение искусства, стремящееся возможно более точно и полно отразить жизнь в ее сложности, в ее движении и развитии, не может претендовать на жанровую чистоту. Его жанровая характеристика неизбежно становится столь же сложной, как и сама жизнь. Правда, большей частью в этом сложном комплексе отношений можно прощупать основное, доминирующее отношение. Тогда мы говорим: такой-то жанр в данном произведении является преобладающим, и в соответствии с этим строим спектакль.

И в сознании случился переворот. Острые углы смягчились, за одними несчастными судьбами проступило стремление к романтике, красоте, даже философии.

Но ярче всего означился символ звезды. Ее голоса. Она может говорить с человеком, а человек может слышать голос звезды.

Звезда стала символом обретения правильной дороги, своего пути в лабиринте мира.

Но и не надо забывать о мощном духовном начале пьесы. Трогательная заботе Мальчика не только о Ней, но и о Королеве. Он искренне понимает и жалеет ее.

Как бы ни старался он скрыть, спрятать, но в нем живут любовь и сострадание для всех, кто в нем нуждается. Пьеса, несмотря на всю грязь, прагматизм современной торгашеской жизни, буквально пронизана добротой, любовью, сочувствием.

Поэтому спектакль я делала в жанре лирической драмы с философскими отступлениями.

Атмосфера спектакля

Столь разные трактовки понятия «атмосфера» связаны прежде всего с недостаточной разработанностью механизма возникновения такого понятия. А это именно та разработка спектакля «вглубь», по вневременной соссюровской оси о которой мы не раз упоминали.

Атмосфера спектакля, по крайней мере для меня, очень сложная и тонкая вещь.

Потому что изначально задумываешь одно, когда читаешь пьесу, складывается определенная картина, но в процессе репетиции, взаимодействия с актерами, рождается другое, но самое интересное, что зерно сохраняется. Наверно, с этим сталкивался каждый режиссер, независимо, профессиональный режиссер театра это, или же любительского театра.

Для меня самым важным было сохранить ощущение пограничности места. Какой-то нереальности, но при этом я обязана была сохранить чердак, ощущение заброшенности. То есть нереальное в реальном. Это достигалось при помощи музыки и отыгрышей актеров.

Соответственно создалось ощущение постоянно тревоги и ожидания какого-то события. И это хорошо, так как, событийно пьеса не очень богата, есть эмоциональные взрывы, когда персонаж начинает рассказывать о себе, собственной жизни. И за счет постоянной тревожности, ожидания, не замечаешь застойности действия, зато сами монологи воспринимаешь, как некое событие и откровение.

Событийный ряд спектакля

Как я уже говорила выше, пьеса не богата событиями. Есть последовательная цепь событий, которая перетекает из одного в другое, и если убрать одно цепь разрушится.

Поэтому, как бы ни разгоралась моя фантазия, пришлось четко соответствовать событийному ряду пьесы. Потому что любое вычеркнутое слово, играло в дальнейшем действии, и если его убрать, то будет непонятен поступок героя.

А представьте себе, если убрать целое событие, или же напротив, добавить какую-нибудь отсебятину. Разрушится цельная картина восприятия пьесы, соответственно, спектакля. Поэтому, как бы мне ни хотелось проявить свою режиссерскую фантазию, пришлось, стиснув зубы, следовать четко написанному на бумаге. Соответственно, событийный ряд спектакля ничем не отличается от событийного ряда пьесы. Я только взяла на себя смелость, сделать пролог вначале спектакля

По пьесе, Он уже сидит на чердаке и разговаривает со звездой. Я же сделала, что Он забегает на чердак, осматривается, достает из кармана брюк лезвие и хочет свести счеты с жизнью. Но его останавливает непонятный звук. И тогда Он подходи к окну и видит звезду. Затемнение. И в следующей картине, Он уже разговаривает со Звездой.

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Что такое образ спектакля

Художественный образ спектакля.

Часто под понятием «художественный образ спектакля» имеется в виду художественное оформление спектакля – декорации, свет, звук. Отчасти это верно.

Но художественный образ спектакля не ограничивается только лишь внешней средой. Это понятие более масштабное, включающее в себя множество компонентов.

«Художественный образ – специфическая для искусства форма выражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающим искусство зрителя, читателя, слушателя».

( Словарь. Эстетика. Москва 1989)

Из этой формулировки следует, что художественный образ определен в первую очередь замыслом художника. В театре – режиссером. Именно его мысли, впечатления, жизненный опыт ложатся в основу замысла спектакля. Иными словами, в воображении режиссера, при прочтении пьесы, складывается определенная и достаточно яркая картина жизни. Впечатления от этой картины побуждают художника воссоздать ее для зрителя.

Зритель же являясь воспринимающей стороной, тем не менее, становится достаточно активным участником творческого процесса – его воображение оказывается также задействовано и работает на воссоздание той картины, которую ему предъявляют авторы спектакля.

Но ведущая роль в создании художественного образа, несомненно, принадлежит режиссеру. Именно он является автором спектакля, отбирает, синтезирует и объединяет творчество всех в единое целое. Следовательно, художественный образ спектакля определяется режиссерским замыслом.

Замысел, в свою очередь, складывается из тех впечатлений, ощущений, которые рождаются у режиссера по прочтении пьесы. В ряду ассоциаций, возникающих в процессе прочтения пьесы, важно все – видеоряд, который возникает в воображении режиссера; личные воспоминания, сходные с сюжетом пьесы; возможно, возникший звук или ритм; ощущение пространства.

В каждом отдельно взятом случае это будут очень индивидуальные впечатления, непохожие ни на чьи другие. И именно в этом их ценность, т. к. художественный образ рождается на уровне подсознательного. У каждого творца он – свой, т. к. природа отдельно взятого человека требует именно данного конкретного воплощения.

Какими же материальными средствами пользуется режиссер, чтобы воплотить то, что существует в его воображении.

Актер – исполнитель роли, создатель образа. Образ, созданный актером, содержит в себе смысловую, эмоциональную и идейную составляющую спектакля, а, следовательно, воздействует на зрителя сильнее всего.

Задача режиссера, как носителя замысла спектакля, объединить образы, созданные актерами, в единый ансамбль, добиться от актеров единого стиля игры, единого способа существования в спектакле. И это очень важное условие, работающее на создание художественного образа спектакля. Только при наличии актерского ансамбля, возможно создание целостного произведения.

Сценография – искусство создания зрительного образа спектакля.

Сценография – это не только декорация, но и костюм актера, освещение, использование постановочной техники.

Декорация – обозначает место действия пьесы, организует пространство сцены, помогает создать среду, в которой действует актер; воздействует на воображение зрителя, работая тем самым на воплощение режиссерского замысла.

Декорация не может быть самостоятельной работой художника-сценографа, никак не связанной с режиссерской разработкой пьесы. Художественное оформление спектакля – это воплощение события, о котором рассказывает спектакль. Значит, любая деталь сценографии должна работать на задачу воплощения конкретного события.

Декорация должна помогать играть актеру, дополнять и усиливать работу актерского ансамбля. В противном случае, она вступает в диссонанс с происходящим на сцене, и мешает зрителю воспринимать смысл пьесы. Декорация, являясь частью спектакля, не должна нарушать целостность художественного образа спектакля, не должна вступать в конфликт с актерским существованием.

Кроме тех случаев, когда режиссер сознательно использует такой диссонанс, как прием для обострения драматического конфликта. В этом случае не только декорация, но и вся среда спектакля может конфликтовать с текстом или действием.

Театральное освещение – еще один важный элемент современного театра, помогающий созданию художественного образа.

Свет в театре решает массу разнообразных задач.

Он создает общее освещение, позволяет передать время суток – день или ночь, подчеркивает характеры героев. При помощи луча света мы можем выделить какого-либо героя в ходе действия, позволить зрителям сконцентрировать внимание на группе действующих лиц.

Кроме того, при помощи света можно изменять пространство сцены. Освещая определенные ее участки, мы можем зрительно увеличить или ограничить пространство.

Освещая площадку попеременно мы можем создать эффект двух действий идущих одновременно на одной сцене.

Световая партитура напрямую влияет и на атмосферу спектакля. Она способна обострить драматизм отдельно взятых сцен и, наоборот, создать радостное настроение в других сценах. Варьируя способы освещения, мы можем влиять на ритм спектакля.

Свет – это один из компонентов, придающий художественному образу спектакля динамику. Ведь образ существует в развитии. Он живет и меняется в течение всего спектакля, а световая партитура создает и подчеркивает эти изменения.

Театральная музыка – активный участник формирования художественного образа спектакля.

Один из частых и распространенных способов использования музыки в спектакле – иллюстративный. Это тот случай, когда режиссер подбирает к определенным моментам спектакля соответствующую музыку, например, «трагическую», обостряя и подчеркивая происходящее на сцене. В таком варианте музыка, несомненно, помогает актеру играть, а при необходимости она способна и заменить актера.

Когда музыкальный фрагмент связан у зрителя с конкретным персонажем, то режиссер вполне может заявить героя при помощи одной только музыки, не выводя его на сцену. Причем музыка способна дать наиболее полную и точную характеристику персонажа. Она способна передать его настроение, подчеркнуть черты характера, темперамент, национальность и социальную принадлежность.

Музыкальная партитура спектакля наравне со световой создает атмосферу спектакля, поддерживает его темп и ритм, выражает особенности жанра.

Но, кроме всего перечисленного, музыка еще организует и структурирует спектакль – связывает между собой отдельные сцены и эпизоды, что создает непрерывность действия и работает на целостность всего художественного образа спектакля.

Очень важно подобрать верную музыку на начало спектакля и на финал.

Музыка, звучащая в начале, подготавливает зрителя к восприятию, вводит в атмосферу действия, будит соответствующие эмоции.

В финале же, музыка подводит итог всему происходящему, ставит точку в спектакле.

Будет ли финальный музыкальный фрагмент перекликаться с фрагментом на начало, или же, напротив, будет с ним контрастировать – решать режиссеру в зависимости от его целей и задач, но в любом случае, музыка будет способствовать созданию определенной формы спектакля. А четкая форма дает наиболее конкретный образ спектаклю.

Костюм актера. Являясь неотъемлемой частью образа, костюм передает его тончайшие психологические нюансы. Он сообщает зрителю о каждом моменте жизни персонажа на сцене: о его характере, вкусах, привычках, манере поведения. Как средство характеристики персонажа, костюм, пожалуй, одно из самых ярких выразительных средств. Он указывает нам на социальную принадлежность героя, и в то же время, дает индивидуальные характеристики, присущие только данному персонажу.

Детали костюма могут быть знаковыми и выявлять какую-либо определенную черту характера персонажа, на которой режиссер или актер хочет сделать акцент.

Характер персонажа меняется с течением действия. Вместе с ним изменения претерпевает и костюм. Он, как и каждая деталь, составляющая образ спектакля, существует в развитии и задача художника предусмотреть эти изменения при создании костюма.

Мизансцена. Известное изречение «Мизансцена – язык режиссера» полностью себя оправдывает. Режиссер располагает актеров в пространстве для того, чтобы выразить содержание происходящего в каждый момент времени на сцене. Мизансцена, как ни какое другое выразительное средство, способна донести до зрителя режиссерский замысел.

Точно построенная мизансцена способна дать зрителю всю информацию о происходящем даже при отсутствии текста. В этом ее главное отличие от других выразительных средств спектакля.

Режиссер при помощи мизансцены дает зрителю в один момент массу информации:

обозначает стороны конфликта, рассказывает о характере борьбы, выявляет переживания персонажей, вскрывает взаимоотношения героев, определяет дальнейшее развитие событий.

Мизансцена – на только режиссерский прием, помогающий постановке спектакля, но и верный помощник актера. Именно мизансцена позволяет ему фиксировать найденное действие из спектакля в спектакль, закреплять его и развивать по необходимости.

Являясь очень емким и, в то же время, лаконичным, выразительным средством, мизансцена доносит идею спектакля на протяжении всего действия, а в финале утверждает ее. Финальная мизансцена особенно важна – она запечатлевает образ спектакля в душе зрителя.

Рассмотрев некоторые выразительные средства режиссуры, мы видим, что в театре художественный образ выражен множеством компонентов – образы, созданные актерами; свет; звук; живопись; архитектура и др.

Необходимо, чтобы все эти компоненты находились друг с другом в гармонии. Режиссер обязан отобрать из многообразия выразительных средств только те, при помощи которых он сможет максимально полно выразить свой замысел. Не нужно тащить в спектакль все подряд, надеясь сделать его красочнее и информативнее. Обилие режиссерских находок часто забивает смысл происходящего и не дает раскрыться актеру.

Полнота и глубина художественного образа зависит от уровня поднятой в спектакле проблемы, а не от многообразия форм, выражающих эту проблему.

Художественный образ – это не набор выразительных средств, собранных в одной постановке, а самостоятельная единица. Он рождается в процессе спектакля, развивается и существует во времени вместе со спектаклем. Но его существенное отличие от самого спектакля в том, что он продолжает жить в сознании зрителя и по окончании спектакля.

Жизнь самого спектакля ограничена рамками сценического времени, жизнь художественного образа – выходит за эти пределы. Она продолжается до тех пор, пока зритель сохраняет впечатление от спектакля.

Каждый художественный образ сугубо индивидуален. Это зависит и от личности художника, и от особенностей драматургии. Каждая пьеса требует своей формы воплощения, своих выразительных средств.

Наряду с индивидуальностью, одна из особенностей художественного образа – его типичность. Образ должен быть жизненным и реалистичным, должен будить конкретные эмоции и вызывать определенные ассоциации у зрителя. То, о чем говорит художник, должно быть близко зрителю.

Типичный художественный образ всегда конкретен. Для его обозначения достаточно одного словосочетания – «осенний лес» или «тонущий корабль». Если зритель может выразить свои впечатления от спектакля подобным образом, то режиссеру удалось создать конкретный и емкий образ спектакля.

Еще одна характерная черта художественного образа – его многозначность. Образ содержит в себе ряд смыслов и явлений, объединенных общей темой пьесы. Благодаря этой особенности, у каждого зрителя он способен будить переживания и воспоминания, близкие лишь ему одному. Такое субъективное восприятие усиливает впечатление от спектакля и позволяет зрителю вынести свое главное из общего контекста пьесы.

Итак, художественный образ спектакля возникает в воображение режиссера, воплощается в процессе спектакля всеми выразительными средствами театра и продолжает жить в воображении зрителя.

Источник

Зрительный образ спектакля и решение художественного оформления на основе режиссерского замысла (с учетом ремарок, заметок автора).

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Какова роль и значение декорационного оформления в создании

Атмосферы спектакля.

Главная задача первой встречи режиссера с художником состоит в том, чтобы, посвятив художника будущего спектакля в режиссерский замысел, увлечь его режиссерским видением спектакля. Если это произойдет, то нам предстоит найти общий принцип решения оформления будущего спектакля, найти единую стилистическую манеру для изображения как персонажей (костюмы), так и декораций, т.е. найти изобразительное решение спектакля для создания атмосферы спектакля.

Чем богаче творческая личность художника, чем острее его мироощущение и оригинальнее образное мышление, тем в большем выигрыше оказываются спектакль и его зрители.

Пластическое решение спектакля в значительной степени зависит от его декорационного решения. Размер, ширина, глубина, форма, высота сценической площадки определяют характер мизансцен, длительность, скорость и масштаб передвижений актеров.

Необходимо также учитывать при осуществлении, как сложных пластических построений, так и простого движения актера на сцене перспективу живописного изображения, фактуру бутафории, чтобы ненароком не разрушить необходимую декоративную иллюзию.

Театральное искусство является наисложнейшим

органическим соединением, поистине уникальной комбинацией самых разных, согласных и несогласных между собою факторов и компонентов. В одном спектакле присутствуют, соединяются, во-первых различные автономные творческие структуры (пьеса, актер, режиссер, художник, композитор), а во-вторых, органические элементы реальной действительности. И только неразрывное, друг от друга зависящее сочетание всех понятий и компонентов вместе образует целое — искусство театра, театральный спектакль.

Что такое образ спектакля. Смотреть фото Что такое образ спектакля. Смотреть картинку Что такое образ спектакля. Картинка про Что такое образ спектакля. Фото Что такое образ спектакля

Когда гаснет свет в зрительном зале и распахивается театральный занавес, сцена и внимание зрителей принадлежат художнику. Это длится считанные минуты, даже секунды, но за этот короткий миг декорации должны овладеть вниманием и воображением зрителя, вызвать в нем интерес к происходящему событию, ввести его в круг жизни, текущей на сцене, настроить на тот лад, который звучит в драматическом произведении.

Это еще раз подтверждает то, что художник спектакля должен отлично знать пьесу, круг ее событий и людей, в ней действующих, проникнуться темой, идеей пьесы и замыслом режиссера, должен сам переживать те чувства, которые он постарается вызвать у зрителей. Художнику важно определить свое отношение к героям и событиям пьесы.

Вывод: Декорационное оформление в создании атмосферы спектакля играет огромную роль. От нее во многом зависит успех спектакля.

1. Декорационное оформление спектакля создает образ места действия и одновременно площадку, предоставляющую богатейшие возможности для

Зрительный образ спектакля и решение художественного оформления на основе режиссерского замысла (с учетом ремарок, заметок автора).

Советский режиссер А.Д.Попов так сформулировал существо работы театрального художника: « Оформление спектакля являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, предоставляющую богатейшие возможности для осуществления на ней сценического действия».

Рассказывая о своем замысле, Шифрин писал: «Мысли все время обращались ко всей нашей земле и трудному сложному делу. Я рисовал, стремясь найти дыхание спектакля. Вздох земли. » Найденный художником обобщенный образ Земли затем конкретизировался, обрел реальность и жизненную достоверность и полностью отразил тему произведения.

Таков процесс создания оформления спектакля и в самодеятельном театре. При этом каждый художник проходит данный путь сугубо индивидуально и всякий раз (при встрече с новой пьесой) заново.

Чем богаче творческая личность художника, чем острее его мироощущение и оригинальнее образное мышление, тем в большем выигрыше оказываются спектакль и его зрители.

Как уже говорилось выше, спектакль создается объединенными усилиями целого коллектива. В процессе решения «внешнего» образа спектакля художник и режиссер работают в тесном содружестве.

Существуют различные театральные жанры: опера, музыкальная комедия или оперетта, драма, балет. В пределах одного жанра много различных «оттенков».

Кроме того, пишут разные авторы по-разному. Они отличаются друг от друга и по содержанию, и по кругу персонажей, и по месту действия, и по авторской манере письма.

Каждая пьеса имеет свой внутренний ритм, который так же должен учитывать театральный художник.

Необходимость того, чтобы актеры почувствовали жанровую природу пьесы, диктуется еще и поиском выразительных средств, нужных только для данной пьесы, данного спектакля, сценическая правда, правда сценических образов, обнаруживается только в приложении к определенному жанру.

В соответствии со стилем и формой постановки пьесы художник выбирает и прием решения оформления.

Если на сцене воспроизводится интерьер, художник может, избрав любой ракурс, любой поворот и угол зрения, выстроить из отдельных элементов (стенок, вставок) часть помещения с окнами или дверями, с потолком или без него, но все же создать впечатление замкнутого архитектурного пространства.

В иллюзорных решениях меньше театральной условности., но это сильное средство создания интересного, выразительного образа. Поэтому иллюзорные декорации занимают свое прочное место в арсенале театрального художника.

Но можно избрать и дугой путь.

Сцену вместе с «одеждой» можно рассматривать как универсальное пространство и воссоздавать на ней с помощью точно и образно найденных деталей любое место действия.

Решают спектакль и в так называемой единой установке.

Группа элементов архитектуры, фрагмент пейзажной композиции, специально задуманное обрамление или портал, композиция из станков,

площадок и т.д. и т.п. станут декорационной основой, образным соответствием теме и идее спектакля, а дополняющие характерные детали, решенные в соответствии с единой установкой, помогут раскрыть действие каждой картины спектакля.

Хочется привести несколько примеров театрального интерьера, которые помогли точно раскрыть тему произведений:

3. Работа Иванова в спектакле «Душа поэта» Ю.О. Нила (Московский
драматический театр на М.Бронной, 1976), позволяет увидеть, сколь
разнообразно и интересно используется им традиционная форма декорации,
создающей образ места действия и раскрывающей тему произведения.

Иванов выстраивает интерьер старого, к моменту начала действия уже изрядно поизносившегося, со следами надвигающейся бедности, южноамериканского ранчо со всеми точными приметами быта, времени,

стиля. Здесь живут герои пьесы, происходят ее события, и ничто поначалу не предвещает нам, зрителям, каких либо смысловых декорационных перемен. Кажется, что все сценическое действие так и пройдет в этом интерьере, и художник не поставил перед собой никакой иной задачи, кроме воссоздания реального места действия.

Оформление одновременно и бытовое, и условное: перед нами как бы цех завода, его стены и вместе с тем дан лишь намек на стеклянные стены цеха, закованные в металлические рамы. Щит, ходящий в глубине, отбивает эпизоды, задает определенный ритм и одновременно напоминает стены конторки начальника цеха, находящегося в центре и как бы следящего за ходом жизни завода, за биением его пульса. Вспыхивающий транспарант,

показывая часы, минуты, подчеркивает стремительность ритма будней г.Тольятти.

Можно привести еще множество примеров о роли зрительного образа спектакля в выявлении раскрытия темы пьесы. Из вышеперечисленных примеров можно сделать следующий вывод: зрительный образ в любом виде имеет всеобщий характер. Он дает возможность сценического воплощения самых различных пьес. В первую очередь помогает раскрыть тему, идею, конфликт, сверхзадачу, задать определенный темпоритм, воплотить режиссерский замысел в постановке спектакля. Весь успех выявления раскрытия темы произведения зависит напрямую от тесной совместной работы режиссера и театрального художника, их взаимопонимания. Ярким примером этому является оформление спектакля «Три сестры», где тему времени, определявшего судьбы людей, разрушавшего их иллюзии и надежды, и обуславливающего характер внутреннего действия и драматического конфликта раскрывает художник Д.Боровский. Он выразил эту тему через сложную ритмическую полифонию падающих листьев., которые опускались на крышу старого крыльца, на пол, на мебель и на людей. Их стряхивали, но через какое-то время сверху падала новая порция

Искомое решение формы спектакля всегда лежит глубоко на дне содержания. Чтобы ответить на вопрос «как?», т.е. решить формальную задачу, необходимо предварительно ответить на два вопроса: «что?» и «для чего?». Что я хочу сказать данным спектаклем (идея) и для чего мне это необходимо (сверхзадача),- дайте ясный, четкий и до конца искренний ответ на эти два вопроса, и тогда, естественно, разрешится третий: как?

Зрительный образ спектакля складывается из целого ряда элементов: комплекта «одежды» сцены, живописных и объемных декораций, деталей архитектуры, мебели, костюмов, грима, освещения и т.д. Все это создает ту внешнюю форму спектакля, которая, должна помочь режиссеру и актерам раскрыть и донести до зрителя тему, идейный замысел пьесы, отразить художественное своеобразие драматического или музыкального произведения. Детали сценического оформления не могут быть безличными, случайными. Все они по своему характеру, общей композиции, форме, колориту и рисунку должны создавать внешний образ спектакля, помогающий раскрывать его внутреннего содержание.

В. Березкин «Художник в театре сегодня», Москва, «Советская Россия» 1980.

Т. Серебрякова «Как писать декорации», Москва, «Искусство», 1959.

«От упражнения к спектаклю», Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», Москва, «Советская Россия», 1974.

«Художник и сцена», сборник статей, Москва, «Искусство», 1964.

И. Элияссон «Художественная обработка тканей для сцены», Москва, «Искусство», 1959.

Ю. Ястребов «От замысла до художественного воплощения», Москва, «Советская Россия», 1978

А. Буров «Сверхзадача»,Москва, «Советская Россия», 1981. «Сценограф? Нет художник», Театр, жизнь, 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *