Что такое образ дела
Что такое образ дела
А. Шевцов. Основы науки думать
Думая, разум решает задачи. Поскольку это не школьные математические или физические задачи, а задачи выживания, их можно рассматривать как дела, которые мы делаем. Поэтому образ условий задачи – это образ дела. Мазыки звали дела Мастырами, соответственно Мастырами звались и образы дел. Иногда могло прозвучать про дело и слово Мастырь, но чаще это относилось к образу себя внутри дела. Делать же дела – это мастырить.
Образы дел, а значит, и образы условий задач, по своей природе – это усеченные образы миров. То есть тот же самый Образ мира, Стодень, как говорили мазыки, но взятый лишь в той части, которая нужна для решения задачи. Естественно, что задачи не всегда решаются успешно. И часто это происходит именно потому, что мы неверно поняли или описали их условия. В таком случае Мастыра меняется, дорабатываясь и расширяясь.
Это значит, что в таких случаях она вбирает в себя больше черт из Образа мира. Отсюда следует, что образы дел или условий задач полностью зависимы от Образа мира. И если мы хотим их глубоко понять, понять их природу и устройство, нам надо изучать природу и устройство Образа мира, точнее, образов миров, поскольку их у человека несколько.
Я подробнее писал об Образе мира в других работах и напишу еще тогда, когда буду рассказывать о прикладной работе, связанной с образами мира. Поэтому в этой части я ограничусь лишь тем, что образы мира – это отнюдь не то, что психология описывает как модели или картины мира. Образ мира – даже не понятие, в отличие от того, о чем говорит наука. Это само устройство нашего сознания вместе с его содержанием.
Образ мира столь огромен и вездесущ, что мы его просто не замечаем, как воздух. Он – всё, а поэтому ничто. Он данность, с которой нельзя спорить, поскольку его как бы и нет. Чтобы понять эту вездесущесть и обязательность образа мира, сделайте упражнение: подойдите к стене, соберитесь с духом и попробуйте прыжком проскочить сквозь нее головой вперед. И как бы вы ни старались, вы выставите перед собой руки. Просто потому, что вы же не дураки, биться головой о стену.
Точно так же можно попробовать ударить себе посильней уголком книги в глаз. Вы не задумываетесь, почему не надо этого делать, не обсуждаете это даже с внутренним собеседником, вы просто этого не делаете. А если обсуждаете, значит, вы еще в мышлении, а не в Образе мира. В Образе мира спорить не с чем. Там все очевидно.
А теперь попробуйте оспорить научную картину мира, к примеру, утверждение, что земля круглая, или что не солнце вращается вокруг земли. И вы почувствуете, что это вполне обсуждаемые предметы. И вы не опровергаете их просто потому, что не нужно, в этом споре больше нет смысла, хотя лет триста назад он возбуждал кровь. Но вопросы эти вполне доступны сомнению. И в этом отличие научных картин и моделей от Образа мира. Они – досужие вымыслы, а он – основа разума и выживания.
Вот и Мастыры, если вы умудряетесь их оспаривать, не стали частью вашего Образа мира. Вы их придумали, чтобы отвести глаза другим, чтобы убедить их, что вы хотите делать что-то или решать какие-то задачи, а на самом деле врете.
У образов себя, у Мастырей и образов дел – Мастыр, – могут быть ложные, или лучше, лживые отражения. Они называются Меркоти. Когда нам нужно что-то, мы тут же создаем образ достижения желаемого, и он становится образом дела – Мастырой. А когда нам нужно изобразить, что мы хотим что-то делать, но лишь для отвода глаз, мы вместо Мастыр создаем Меркоть мастыры, ее отражение или тень, которая призвана обмануть окружающих.
Меркоть – это фальшивка, умеющая отводить глаза и прячущая что-то настоящее в своей тени. Что?
Действительную Мастыру, действительный образ дела и само дело, которым вы в это время занимаетесь. Часто Мастырой Меркоти оказывается то, как убеждать других, что Меркоть – это настоящее. И человек может биться за то, чтобы все поверили в ложь, как будто от этого зависит вся его жизнь.
Тогда встает вопрос: что же для него такого ценного в этой лжи?
Когда он просто отводит глаза, а сам сбегает к любимому делу, всё понятно. И даже как-то осмысленно. Если такого человека поймать на лжи, то он непроизвольно усмехнется и признается, что обманывал. Усмехнется он потому, что пытался сделать из других людей дураков, а присутствие дурака вызывает смех. Это свойство разума, его способность лечиться от глупости.
Но вот когда человек жизнь кладет на то, чтобы убедить людей во лжи, это не понятно. И может вызвать сомнение в собственной правоте.
Однако если вы приняли мазыкские понятия, то ошибиться они не дадут. Как только вы почувствовали, что в вашей жизни с другим человеком что-то неладно, вам достаточно осознать, что не ладно для разума может быть только в решении какой-то задачи, значит, в каком-то деле. И тогда вы вправе потребовать от того человека, чтобы он сказал, какое дело он делает. Или просто запросить отчет о том, как он делает то, о чем договорились, или исполняет то, что обещал.
И всё: с этого мгновения вы всегда видите, сделано или не сделано дело. И вас не обмануть. Человек может быть сколь угодно убедителен, но если дело не сделано, он врет. А если не признает лжи, значит, он создал Мастыру лжи, то есть образ дела, в котором он должен вас убедить, что Меркоть, то есть лживый образ дела, который он подсовывает вам, – это настоящее дело.
И вот рождается вопрос: зачем одному человеку нужно заставить другого человека принять ложный Образ мира вместо настоящего?
Это, безусловно, связано с выбором миров. И очень вероятно, что сам он живет в ином мире, чем ваш. А в том мире ложь является истиной. Как в аду, если верить христианству. Там же правит князь лжи. Тогда человек этот заигрался в ловца душ и улучает вашу душу.
Но может быть и такой случай, что он просто болен, и какая-то древняя боль удерживает его в одном из прошлых миров, относительно которого он и строит всю свою жизнь в этом мире. Если боль эта сильна, он перестает замечать, что его жизнь утеряла действенность и превратилась в мечтательность. Он не видит разницу между словами о делах и делами: если он решил зарабатывать, он уже зарабатывает, если он решил кормить семью и ребенка, он уже кормит. Ведь в образах это одно и то же.
В общем, сумасшествие…
Не уверен, поможет ли рассказанное мною научиться думать. Но очиститься от помех и подойти прямо к думанию, безусловно, поможет. Как поможет и подобраться к решению задачи о том, как стать счастливыми.
2. Что такое образ?
Образ – основное понятие науки образности. Однако ни Анастасия, ни Мегре не дают точного определения этому понятию.
В шестой книге, в главе «Образность. Испытание», Анастасия даёт следующее объяснение, что такое образ:
«Образ — это придуманная человеческой мыслью энергетическая сущность. Её может создать один человек или несколько.
Ярким примером коллективного сотворения образа является игра актёра. Один человек описывает образ на бумаге, другой изображает описанный образ на сцене.
Что происходит с актёром, изображающим вымышленный образ? Актёр на какое-то время заменяет собственные чувства, устремления, желания на те, что присущи вымышленному образу. При этом актёр может изменить свою походку, выражение лица, привычную одежду. Так вымышленный образ на время обретает плоть.
Способностью творить образы наделён только человек. Сотворённый человеком образ может жить в пространстве только до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек. Один человек или сразу несколько.
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем сильнее он становится.
Сотворённый коллективной человеческой мыслью образ может обладать колоссальной разрушительной или созидательной силой. Он имеет обратную связь с людьми и может формировать характеры, манеру поведения больших и малых групп людей.
Образ к прекрасному людей может вести, но может повести к уничтоженью, когда единство нарушается внутри».
Это описание несколько напоминает другое понятие – эгрегор. Он также создаётся коллективной мыслью, нуждается в подпитке чувствами от большого количества людей и формирует характеры и манеру поведения. Однако подробнее об эгрегорах я расскажу в другой главе настоящей работы.
В десятой книжке, «Анаста», в главе «Встреча с образом своим первозданным», Анастасия рассказывает следующее о способности человека создавать и материализовывать образы:
«Сам человек есть не что иное, как материализованный образ, и, будучи материализованным образом, сам человек может создавать своею мыслью и материализовывать образы. В этом заключается его никем и ничем не превзойденная сила Вселенская.
Если какой-то человек не осознаёт в себе подаренных ему Создателем способностей, то такой человек сам блокирует свою величественную силу и попадает под воздействие других образов, материализуя их замыслы, вплоть до уничтожения самого себя, своей семьи, своего рода, своего государства и всей планеты.
Искусственный технократический мир также создан человеком с помощью энергии образа, навеянного человеку его антиподами. Искусственный мир бренен. Даже самая совершенная машина, здание, любая иная вещь искусственного мира с каждой секундой разрушается и всего лишь за несколько лет превращается в прах или, ещё хуже, во вредоносные для человека отходы.
Сам человек, живущий в искусственном мире, также становится бренным. Ибо трудно человеку, ежеминутно глядя на множество разрушающихся предметов, лишённых способности самовоспроизводства, представить жизнь вечную, создать образ собственной вечности и материализовать его.
Естественный, видимый нами мир существует не миллиарды лет, а значительно больше, ибо сначала он существовал ещё в нематериализованном образе. Учёные, определившие возраст Земли, вычислили не дату её рождения, а лишь дату материализации, как один из этапов жизни».
Дело в том, что единого определения информации как научного термина в настоящее время также не существует. Каждая область знания вкладывает в это понятие своё значение. Так, при изучении неживой природы понятие информации связывают с понятием отражения или отображения. В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, без учёта их смысла. Однако в лингвистике, или семантической теории, под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью. В теории управления, по определению Н. Виннера, под информацией также понимают только ту часть знаний, которая используется для активного действия и управления, а также способствует сохранению, развитию и совершенствованию системы. В социальных науках, таких, как социология, психология, политология и др., под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отражённые в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Наиболее же общим определением информации является понимание её как отражения внешнего мира с помощью знаков и символов.
Итак, если сказать, что образ – это информация, всё равно остаётся непонятным, что такое образ, так как возникает другой закономерный вопрос: что такое информация? Как мы уже видели, в разных науках существует множество определений этого понятия, и Анастасия не уточняет, какое именно определение она имеет в виду. Поэтому смысл понятия «образ» в науке образности остаётся не определённым.
Однако ни одна наука не может двигаться вперёд и что-либо изучать, пока не разберётся с определениями своих основных понятий. Чтобы исследовать, как образы влияют на реальность, нужно сначала дать точное определение понятию «образ», иначе получится, что изучается влияние на реальность сами не знаем чего.
Так как в книгах такого определения не даётся, я решила разобраться с этим сама. Вначале я попыталась выяснить этимологию слова «образ».
В толковом словаре современное слово «образ» имеет сразу несколько значений:
1) вид, облик кого-либо, возникающий в чьей-либо памяти («мне запомнился образ бабушки»);
2) живое, наглядное представление о ком-либо, чём-либо («светлые образы будущего»);
3) отражение в сознании чего-либо («наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира»);
4) воплощение в конкретно-чувственной форме представлений художника о действительности («поэт мыслит образами»);
5) тип, характер, созданный писателем, художником, артистом («образ революционера»);
6) порядок, способ чего-либо («образ жизни»);
7) то же, что икона.
Понятие «образ» используется в самых разных областях знаний и деятельности человека. В материалистической философии образ понимается как форма существования материального в идеальном, в более широком значении – как «форма репрезентации чего-либо». Русский философ Николай Бердяев противопоставлял образ и вещь. По его мнению, либо образ формируется на основе вещи, либо образ становится основой для создания вещи. Являясь субъективным и идеальным, образ не существует сам по себе, вне отношения к вещи. Гегель считал образ неотъемлемым компонентом символа (второй компонент – смысл), поэтому образ – выражение смысла. Изображение и образ – не одно и то же. Мы можем уничтожить изображение, однако с образом это сделать невозможно, так как он по-прежнему будет оставаться в нашей памяти, воодушевляя или, наоборот, угнетая нас.
В психологии образ определяется как «непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры», а также как «чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику». Образ может быть как чувственным (конкретная картинка в голове), так и рациональным, абстрактным (например, образ атома, образ мира или войны).
В психологической науке выделяют образ восприятия, образ представления и образ воображения. Первый является отражением в идеальном плане (в нашем сознании) внешнего объекта, воздействующего на органы чувств. Второй – образ представления – представляет собой чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия объекта на органы чувств (например, воспоминание). Образ же воображения – это вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий аналогов в действительности.
Вообще в психологии существует множество понятий, включающих в себя слово «образ». Это и образ-я, или я-концепция – система представлений человека о самом себе, и образ-цель – идеальное представление будущего результата деятельности, и образ тела – восприятие человеком своего собственного тела, и образ, или картина, мира – обобщённые представления человека о мире, складывающиеся в результате переработки информации о нём.
Другое значение придаётся понятию «образ» в искусстве. Там образ – это форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов, а также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Понятие образ используется также в информатике и даже в математике.
В информатике образ – это «воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним». В частности, в информатике используются такие понятия, как образ диска («компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы данных, находящихся на диске»), образ оптического диска («файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска») и образ ПЗУ («файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ»).
Сказать честно, я не сильно разбираюсь в информатике, поэтому мне не очень понятны эти определения, особенно, что такое ПЗУ. Однако из вышеописанного ясно, что образ в информатике – это некий компьютерный файл, представляющий собой копию какого-либо объекта, например, диска.
Итак, мы видим, что понятие «образ» используется в самых разных науках и понимается в них тоже по-разному. Какое же значение имеет тогда это понятие для науки образности?
Владимир Мегре, когда приводит примеры влияния образов на реальность, говорит и о художественных образах (книги, фильмы, песни и т. д.), и о создаваемом имидже президента, и в общем об идеологии государства. Таким образом, под главное понятие науки образности попадает очень большая категория явлений.
Пытаясь найти такое определение образа, которое охватило бы все приводимые в книгах примеры, я решила остановиться на определении, данном Валерием Сагатовским в его работе «Бытие и сознание». Это определение я совершенно случайно нашла в интернете, и именно оно показалось мне наиболее подходящим.
Итак, образ – это состояние идеального бытия! Это состояние может быть, как пишет Сагатовский, в любой конкретной форме – понятия, представления, переживания и т. д. Таким образом, наука образности под образом будет понимать состояние идеального бытия в его различных конкретных формах, таких как представление, мысль, чувство, понятие и т. д.
Следует отметить, что в таком случае у образа в науке образности будет два значения – широкое и узкое. В широком смысле образ – это общее название разных конкретных форм существования идеального, в более же узком смысле – одна из таких конкретных форм, именно «картинка в голове», чувственное представление, а также художественный образ.
Кроме образа, Сагатовский даёт также своё определение понятию информации. По его мнению, «информация представляет собою внешнюю оболочку идеального, поддающуюся объективации».
Отсюда видно различие между образом и информацией. Информация – тоже состояние идеального бытия, но, во-первых, облачённое в некую внешнюю оболочку в виде определённых знаков и символов и, во-вторых, объективированное благодаря этому. Так, если я, например, представляю в своей голове дерево, это представление будет образом, но не будет информацией, так как оно субъективно, существует только в моей голове и у него нет внешней оболочки в виде каких-либо знаков и символов, посредством которых я могла бы передать это представление другому. Однако данное представление может стать информацией, если я захочу поделиться им с другими людьми. Тогда мне придётся или нарисовать его, или описать словами, или найти ещё какой-либо способ донести образ до собеседника. Моё представляемое дерево обретёт таким образом внешнюю оболочку благодаря слову или рисунку и из субъективного представления станет объективной информацией. Поэтому можно сказать, что информация – это объективированный образ.
Мы помним, как Анастасия говорила, что «образ – это информация», а «информация – это образ». Эти слова мне хотелось бы несколько уточнить. Дело в том, что любая информация – образ, но не всякий образ – информация. Информацией становится лишь тот образ, который потенциально доступен для восприятия другим человеком.
Итак, мы более-менее разобрались с понятием «образ» в науке образности. И если образ – это состояние идеального бытия, то, следовательно, наука образности изучает, как это идеальное бытие влияет на бытие другое, материальное. Однако подробнее о том, что и как изучает наука образности, я расскажу в следующей главе.
образ
Полезное
Смотреть что такое «образ» в других словарях:
Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия
Образ — Образ: В Викисловаре есть статья «образ» Образ визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художес … Википедия
ОБРАЗ — в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… … Философская энциклопедия
образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… … Большая психологическая энциклопедия
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗ — явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… … Энциклопедия культурологии
ОБРАЗ — ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение слова, унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообразить показывает, что его первоначальным значением было дать образ чему нибудь … История слов
Образ — ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… … Словарь литературных терминов
образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… … Энциклопедический словарь
Значение слова «образ»
1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ. □ В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше, дьявол в человеческом образе. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. И. Гончаров, Обломов. В русских былинах Вольга охотится на лебедей и уток в образе сокола. З. Соколова, Культ животных в религиях. || Устар. Чье-л. отражение (на зеркальной, водной и т. п. поверхности). Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой. И. Крылов, Зеркало и Обезьяна.
4. Лит., иск. Обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Поэт не терпит отвлеченных представлений: творя, он мыслит образами. Белинский, Русская литература в 1841 г. [Егор Иванович] заново переписывал первую главу новой повести, радуясь неожиданной легкости и четкости, с какою образы претворялись в слова. А. Н. Толстой, Егор Абозов. || обычно чей или какой. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. Сценический образ. □ Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, потому что меня к этому тянет. Чайковский, Письмо М. И. Чайковскому, 9 июня [1877].
6. чего. Характер, склад, направление чего-л. Образ жизни. Образ действий. □ Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. Л. Толстой, Война и мир. [Вершинин:] Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей. Чехов, Три сестры.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Сценический образ — создаваемый актёром, например в спектакле или кинофильме.
Образ (философия) — философское понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.