Что такое космос в философии

Космос (философия)

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

Космос (греч. κόσμος ) — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.

Термин «космос» начинает употребляться в философском смысле уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Использование этого понятия зафиксировано у Анаксимена, Пифагора, Анаксимандра, Гераклита, он широко употребляется Парменидом, Эмпедоклом, Анаксагором, Демокритом.

Платон в диалоге «Тимей» рассматривает космос как живой, соразмерный организм, обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса. Здесь же Платон формулирует трудность в объяснении устройства космоса: он божественен, значит, все небесные тела должны двигаться равномерно по круговым орбитам, однако движение планет противоречит этому требованию. Эту проблему пыталиcь решить Евдокс и Гераклид Понтийский.

Аристотель выступил с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, в частности, отказался от учения о космической душе, заменив ее космическим Умом. Геоцентрическая модель Аристотеля, доработанная в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.), господствовала до XVI в.

Стоики, неоплатоники, схоласты, христианские богословы Средневековья также включили в свои философские концепции учение о космосе. Философы и ученые эпохи Возрождения (например, Коперник, Галилей, Кеплер) опирались на принципы античной космологии. В Новое время понятие «космос» вытесняется из научного употребления, заменяясь понятием «Вселенная».

Литература

См. также

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

Полезное

Смотреть что такое «Космос (философия)» в других словарях:

Космос (значения) — Космос (греч. κόσμος, «упорядоченное», «красивое») строение, мир, вселенная, мироздание, материальный мир: Содержание 1 Термин 2 В технике 3 В искусстве … Википедия

Космос — Содержание 1 В технике 2 Организации 3 Футбол … Википедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

КОСМОС — (от греч. kosmos порядок, строй, мир) термин др. греч. философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса. Впервые представления о К. и хаосе встречаются в древних мифах и в более … Философская энциклопедия

Философия химии — Философия химии раздел философии, изучающий фундаментальные понятия, проблемы развития и методологию химии как части науки. В философии науки химические проблемы занимают более скромное место, нежели философия физики и философия математики … Википедия

«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» — – одна из ранних работ А.Ф.Лосева, входящая в т.н. «восьмикнижие». Впервые издана в 1927 (М., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. Структура работы («Вступительное замечание»; гл. 1. «Допредметная структура … Философская энциклопедия

КОСМОС — (греч. kosmos). Мир, вселенная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОСМОС вселенная, мир. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (́Булгаков) — “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” работа С. Я. Булгакова. Задуманная и написанная в 1919 23 как осмысление теоретических основ имяславческото движения, “Философия имени” (гл. “Что такое слово?”; “Речь и слово”, “К философии грамматики”, “Языки мысль”,… … Философская энциклопедия

«ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ» — – работа С.Н.Булгакова. Задуманная и написанная в 1919–23 как осмысление теоретических основ имяславческого движения, «Философия имени» (гл. «Что такое слово?»; «Речь и слово», «К философии грамматики», «Язык и мысль», «Собственное имя», «Имя… … Философская энциклопедия

Источник

КОСМОС

Смотреть что такое КОСМОС в других словарях:

КОСМОС

(Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим и. смотреть

КОСМОС

(Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим и. смотреть

КОСМОС

космос м. Мир, вселенная.

КОСМОС

космос м.(outer) space, cosmos покорение космоса — space exploration

КОСМОС

КОСМОС

Космос (Κόσμος) — первоначально синоним «порядка, гармонии, красоты», со временем стало обозначать «мир или вселенную». По преданию, впервые назвал мир этим именем Пифагор, ввиду пропорциональности и гармонии его частей. Согласно с этим, у всех греческих философов слово К. применялось не в смысле простого нагромождения существ и феноменов, но как система или организм, исполненный целесообразности. В эпоху возрождения алхимики различали великий и малый К. (макрокосм и микрокосм): под первым разумелся внешний мир, под последним — человек; между тем и другим они находили бесконечное количество аналогий и тайных соотношений. Наибольшей популярности выражение К., в смысле системы мироздания, достигло благодаря книге Александра Гумбольдта (см.), давшего заглавие «Kosmos» большому труду, в котором он подверг обработке результаты своих многолетних занятий во всех почти областях естествознания.

КОСМОС

Космос — популярно-научное обозрение; выходило в СПб. в первом полугодии 1869 г. еженедельно, затем — ежемесячно; ред.-изд. Л. Н. Симонов. Прекратилось в мае 1870 г.

КОСМОС

КОСМОС

КОСМОС(от греч. χόσμος «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «миро. смотреть

КОСМОС

КОСМОС

КОСМОС

КОСМОС

КОСМОС(греч. kosmos). Мир, вселенная.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.КОСМОСвселенная, мир.Словарь иностр. смотреть

Источник

Что такое космос в философии

КОСМОС

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.

Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;

2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;

3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;

4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;

5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;

6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;

7. Kranz W. Kosmos. – Archiv für Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;

8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962;

9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.

Источник

«Космос»: две традиции понимания

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

Что такое космос в философии. Смотреть фото Что такое космос в философии. Смотреть картинку Что такое космос в философии. Картинка про Что такое космос в философии. Фото Что такое космос в философии

Появление термина «космос» в древнегреческой философии. Что есть космос.

Впервые понятие «космос» появляется в древнегреческой философии для обозначения особого мироустройства, выражая концепцию устойчивости мироздания, его совершенства, красоты. «Kosmos» в буквальном переводе и означает «красота». Что же понимали древнегреческие мыслители под этим условным термином?

А.Ф. Лосев приводит трактовку космоса Гомером: «Если бросить общий взгляд на гомеровский космос, то станет ясно, что анализировать его стоит не только с точки зрения историко-астрономической или историко-мифологической, но также и с точки зрения историко-эстетической. Ведь сознание эпох Гомера оперировало своими эстетическими ресурсами. Поэтому космос имеет наименьшую научную или философскую, но зато наибольшую художественную ценность. Гомер очень мало рассуждает о своем небе, об Олимпе, Тартаре, но мы видим, как он жадно и без всякой устали всматривается в эти предметы, в лазурную, светлую высь неба, в глубокую и мрачную глубину Тартара. Что гомеровский космос – это космос именно эстетического сознания, в этом не может быть никакого сомнения.»[1].

Прежде всего нам следует обратить внимание на пифагорейскую школу, и конкретно на идеал математического совершенства, выработанный Пифагором и его учениками. Представления о математическом совершенстве фигур и их отношений были базой в понимании идеала математики, а понятие красоты использовалось в качестве критерия проверки идеальности соотношения. Как указывает А.Ф. Лосев, «Просматривая древнейшие пифагорейские материалы, нетрудно убедиться в том, что пифагорейцы издавна разрабатывали: 1) арифметическое учение о пропорциях с тремя типами этого рода пропорций – арифметической (в узком смысле слова), геометрической и так называемой гармонической; 2) пропорции пяти правильных геометрических тел; 3) музыкальные пропорции тонов внутри октавы с выдвижением на первый план кварты и квинты; 4) пропорции основных физических элементов, т.е. земли, воды, воздуха и эфира.»[2].

Вместе с тем наиболее идеальной математической (геометрической) фигурой Пифагор считал сферу, что и находит свое позднейшее воплощение в виде представлений о мироздании как о некоей идеальной сфере, в которой сосредоточены и само пространство, и все человечество.

Другой аспект понимания космоса рассматривался Пифагором в связи с музыкой, он же был позднее рассмотрен Платоном, как о том говорит А.Ф. Лосев: «Есть еще одна область, где Платон развивает пифагорейскую теорию пропорций. Это – область звуковых представлений.»[3]. Подобно тому, как музыкальные инструменты, сделанные рукой мастера, при игре способны показывать гармонию созвучия, так и космос Пифагор видел как некую небесную гармонию совершенства.

Позднее эти представления находят свое дополнение в философии Платона, где мироздание предстает как совершенный космос, как некий идеализированный «объект». Космос у Платона представлен обиталищем мира идей и идеальных сущностей, таким образом, общее утверждение о космосе как красоте остается здесь неизменным.

Русская онтологическая традиция понимания космоса. Космос как красота и гармония.

Русская традиция понимания космоса берет свои истоки в древнегреческом его понимании, и идеи красоты и гармонии находят здесь свой живой отклик.

Как пишет А.М. Старостин, «”Образ космоса” – это собирательная характеристика родственных по отражаемому предмету представлений о внеземной природе, о “небе”. Сами эти представления формируются на основе и астрономических наблюдений, и эстетических идей, и натурфилософских рассуждений, и медицинской практики, а в последующем – на базе практических данных и концепций различных научных дисциплин и философии.

Словом, понятие “образ Космоса” очень близко понятиям “Общая картина мира”, “Общенаучная картина мира”»[4].

Вместе с тем акцент рассмотрения космоса смещается с эстетической проблематики в сторону онтологически-аксиологической. Космос предстает здесь не только как красота и совершенство, но и как вечное бытие, как целостное единство. Космос предстает как ценностная категория, особенно в рамках суждений о человеке, например, жизнь и поступки человека анализируются как происходящие перед лицом космоса, вечности.

А.М. Старостин указывает, что «русский космизм выступает как логическое продолжение Русской идеи. … Русский космизм продолжает Русскую идею, онтологизируя те историософские, нравственные, социально-экологические интуиции всемирно-исторической миссии России, которыми увлечены определенные круги либеральной интеллигенции. Космизм – это вселенское обоснование Русской идеи, ее вселенский уровень»[5].

К.Э. Циолковский трактует космос как сферу приложения совместных усилий человечества, и космические полеты, о которых он мечтает, отражают мечту человечества к достижению прекрасного. А.М. Старостин по этому поводу пишет: «В богатом творческом наследии К.Э. Циолковского встречаются положения, до сих пор удивляющие силой предвидения. Например, одним из шагов, приведших к революционным изменениям в астрономии, справедливо считается использование космической техники. Астрономия получила тем самым возможность выносить приборы и наблюдателя за пределы земной атмосферы и стала всеволновой»[7].

Первый советский космонавт Ю.А. Гагарин предстает не как «покоритель космоса», а как посланник всего человечества в его вечном стремлении к совершенству, в том числе и в научно-технической области.

Вообще, советская космическая программа носила явный отпечаток онтологически-аксиологической трактовки понимания космоса: космос как «наш общий дом», стремление очеловечить все его уголки, мечта, что когда-нибудь «и на Марсе будут яблони цвести» указывает на доброжелательно-мирный характер освоения космоса. То же самое можно сказать и о советской космической (и вообще) науке, главной чертой которой была цельность научных представлений и поиск красоты и гармонии.

Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского как отражение онтологической традиции.

Понятие ноосферы как «сферы разума», озвученное академиком В.И. Вернадским, содержит в себе, как мы упоминали выше, онтологическую трактовку космоса, характерную для русской традиции понимания.

Вообще, в концепции Вернадского очень много параллелей с платоновской идеалистической философией. Например, учение о том, что человек не производит знание, а как бы припоминает его, обращаясь мысленно к миру идей, или идея об «образах» вещей и предметов, которые находятся также не в нашем мире, а в мире идей, и т.д.

В то же время, помимо взаимосвязей с платоновской философией, есть у Вернадского и обращение к аристотелевским взглядам, в частности, о «нуссе» как хранилище всеобщего знания.

Эта теория взяла очень многое от идеи ноосферы. Например, представление Вернадского о всеобщности ноосферы трансформируется во всеобщность нового феномена – инфосферы, то есть единой информационной сферы, к которой в будущем сможет иметь доступ любой человек. Ф. Уэбстер так трактует роль информации в современном мире: «Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными. Специалисты исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет»[10].

Наконец, это само понятие Интернета как глобальной сети, которое сегодня переживает свою трансформацию: от идеи «децентрализованности» Интернета к идее его как «первой реальности», в которой сосредоточены все необходимые для жизни современного человека ресурсы, которые к тому же еще и персоницицированы, например, электронный почтовый ящик бесконечного объема, сервис «личное виртуальное хранилище данных» и т.д.

Западная инструментально-утилитаристская традиция понимания космоса. Космос как пространство для активности.

Западная традиция понимания космоса своими корнями теснейшим образом связана, во-первых, с идеологией протестантизма, во-вторых, с прагматизмом как философским течением.

Протестантизм дает общее обоснование космоса как «пространства» для внешней активности личности, причем данная трактовка понимания космоса не содержит в себе идей о красоте, целостности, гармонии и т.д.

Соответственно, инструменты науки (методы познания, теории) используются в качестве исходных инструментов для изменения мира. Это изменение мы может обозначить понятием «экспансия», или завоевание. Вопрос о ценностях здесь, в отличие от первой традиции, не поднимается, его (данного подхода) лейтмотивом выступает достижение результата любой ценой.

Идеологической базой выступает само понятие прогресса как движение к улучшению техники и ее инструментов, а также идея о «стреле времени». Поэтому космос, предстающий в данной трактовке как часть природы, также требует своего покорения, завоевания.

Современное понимание космоса как «возвращение к истокам»: цикличность, экологичность, коэволюция.

Современное понимание космоса можно назвать возвращением к истокам, к идеям красоты и гармонии, присущим древнегреческой философии.

В русле современных научных достижений космос рассматривается как место будущей жизни человечества. Все больше внимания получает сценарий переселения представителей современной цивилизации на другие планеты в случае необратимости экологического кризиса, возможной ядерной войны и т.д. Все эти ситуации обыгрываются писателями-фантастами и находят отклик у современной теле- и киноаудитории.

Помимо этого, ведущие ученые, вслед за «космистами» начала XX века, всерьез занимаются вопросами возможных космических путешествий. Скоро пройдет крупнейшая международная научная конференция, посвященная 50-летнему юбилею полета человека в космос, которая затронет проблемы космических полетов будущего, особенно пилотируемого полета на Марс. В настоящее время активно проходит научный эксперимент по психологической совместимости и пребыванию в условиях ограниченного пространства в рамках миссии «Марс-500». В этом плане мы может с радостью сказать, что чаяния «русских космистов» не прошли даром.

Кроме того, понимание космоса и природы меняется в соответствии и современными научными достижениями в области биосоциальных и эволюционных процессов, в частности, концепция «коэволюции» природы и общества несет в себе черты древнегреческих представлений Гераклита о цикличности, изменчивости, о взаимосвязи всего на земле.

В. Усольцев, рассуждая о принципе коэволюции, приводит мысли академика Н.Н. Моисеева: «Такое состояние биосферы и общества, в котором реализован принцип коэволюции, Н.Н. Моисеев отождествляет с понятием ноосферы, но вступление в нее человечества не будет спонтанным — ему еще предстоит ее построить, и совершенно не очевидно, что человечество справится с этим. Поэтому Н.Н. Моисеев … говорит не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, или о ноосферогенезе. Это означает, что если человечество сумеет преодолеть надвигающийся глобальный кризис, то вся его дальнейшая история станет историей ноосферогенеза: будут непрерывно изменяться условия жизни человека и, соответственно, условия экологического императива»[13].

Природа и космос мыслятся в ценностном измерении, приоритет отдается экологичности, бытие человека в природе рассматривается как совместное-с-природой, а не как противопоставленное.

Как указывают А.П. Назаретян и У. Новотный, «специальные исследования переломных эпизодов социального развития вскрыли парадок­сальное обстоятельство. Антропогенные кризисы в социоприродных отношениях, вызванные пря­молинейным наращиванием технологических воз­можностей, радикально разрешались не возвра­щением общества к природе, а напротив, очеред­ным удалением человека и его природной среды от естественного (дикого) состояния. Например, сельскохозяйственное производство естествен­нее промышленного, индустриальная цивилиза­ция естественнее информационной. С каждым разом увеличивались степень инструментальной опосредованности отношений, удельный вес ис­кусственных регуляторов в единой системе «об­щество-природа» и ее совокупная сложность. При этом, согласно общесистемному закону иерархи­ческих компенсаций, рост разнообразия (сложнос­ти) на верхнем уровне организации оплачивается ограничением разнообразия на предыдущих уров­нях. … В данном случае усложнение совокуп­ной социоприродной организации обеспечивалось последовательным антропогенным ограничением биологического разнообразия»[15].

Борьба двух традиций и сценарии возможного будущего.

Однако, несмотря на успехи современной науки и на современное состояние природы и социума, характеризуемое термином «всемирный экологический кризис» и другими глобальными проблемами современности, все же в настоящее время происходит борьба двух указанных традиций понимания космоса.

В таком случае, сценарии возможного будущего могут быть представлены в виде двух взаимоисключаемых вариантов.

Первый: продолжение покорения космоса и природы, использование космоса как базы для ресурсов и в качестве удовлетворения политических амбиций отдельных стран, что автоматически переносит все те глобальные проблемы, в том числе экологический кризис, на новый уровень, но отнюдь их не решает.

Второй вариант: представление о космосе как о нашем общем доме, приоритет идей экологичности и коэволюции, рассмотрение космоса как места жительства будущих поколений. Именно о таком варианте писали и о нем мечтали представители «русского космизма».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *