Что такое обращение в русском языке 4 класс

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Предложения с обращениями»

Цель: ознакомление с понятием «обращение».

Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,фонограмма песни «Лесной олень».

1. Сообщение темы урока

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
«При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
2. Самопроверка.
3. Мне покажут свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) – Ребята, положите ручки послушайте меня. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что ты, Наташа, прекрасно справилась с работой, а ты, Рома, хуже, чем мог бы это сделать. Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
– А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?
– Вспомните, что именно я сказала?
– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетём!

– Прочтите строчки « про себя».
– Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.
– Найдите обращение в данных строчках.
– Почему вы решили, что это обращение?
– Что такое обращение?
– Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.
– К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.
– Сделайте вывод.

Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
– Выделяется ли обращение интонационно?
– Что соответствует на письме интонационному выделению?
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

5. Закрепление знаний

1) Обращения не всегда обособляются запятыми.

Люди! Берегите природу.

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

2) Комментированное письмо

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

– Где располагается обращение в предложении?

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

Друзья радуются своим успехам.
Друзья, я радуюсь вашим успехам.

– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Во втором?

Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

– В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?) Вместо «старик».

7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

8) Работа в группах

10) Творческая работа (Домашнее задание)

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Обращение» 4 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми

Коротаева Юлия Михайловна

учитель начальной школы

Формы образовательных технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Современные информационные технологии.

Технологии проблемно-диалогового общения.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

личностных : стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивны х: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

анный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Урок разделен на 6 этапов.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Тема: Роль обращений в речи.

Цель нашего урока – узнать, что такое обращение.

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:

Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.

Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.

Текст, обращение, текст…

! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Частица «О», стоящая перед обращением, сливается с ним и не отделяется запятой. О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся на бедною землёй!

Междометие «О» стоящее перед обращением, отделяется запятой или восклицательным знаком. О, Петя, вот ты где!

Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:

Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 классЧто такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 классЧто такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 класс

Задание 2. Выделите цветом обращения:

— Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

— Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3. Выберете предложения с обращением:

Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.

Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.

Задание 5. Выделите обращения запятыми:

Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

Задание 7. Разгадайте кроссворд:

1.Чаще всего обращением является … человека

2. Знак препинания в виде крючка – это …

3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Источник

Что такое обращение понятным языком – как его легко находить в предложении, как выделять запятыми и что про него обязательно надо знать

Слова, которые называют того, к кому мы обращаемся с речью: «Маша, налей-ка чайку».

Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 класс

Обращения – это слова, с помощью которых мы называем тех, к кому хотим обратиться. Без них мы не могли бы адресовать свое высказывание конкретному человеку. Например: «Антон, покорми хомячка» – понятно, что сказано это именно Антону, а не кому-либо еще. «Молодой человек в красной куртке, подойдите, пожалуйста сюда». Обращение тут – «молодой человек в красной куртке».

Обращения не бывают членами предложения

Их в предложении не надо вообще никак подчеркивать. Они не члены предложения, потому что к ним ни от каких других слов невозможно задать вопрос. Например: «Мама, я устал делать эти уроки». Как задать вопрос к слову «мама»? Никак.

Дети в школе часто допускают ошибку, выделяя обращение как подлежащее. Этого делать нельзя.

Чем обращение отличается от подлежащего

Смотрите, подлежащее называет того, о ком говорится в предложении. А обращение – того, к кому мы обращаемся с речью. Это не одно и то же.

«Дети решают задачу». О ком говорится? О детях. Это подлежащее. От подлежащего можно легко задать вопрос к сказуемому: дети (что делают?) решают.

Можно проверить себя еще и так. К подлежащему можно задать вопрос от сказуемого, например: решают задачу (кто?) дети.

«Дети, решайте задачу!» – в этом предложении НЕ говорится о детях. К детям кто-то ОБРАЩАЕТСЯ, чтобы донести до них какую-то мысль, побудить их к действию. Нельзя задать вопрос ни от обращения к сказуемому, ни от сказуемого к обращению. Нельзя сказать: «решайте задачу (кто?) дети».

Проще всего отличить обращение от подлежащего просто по интонации. Когда вы к кому-то обращаетесь, вы используете звательную интонацию, зовете кого-то, чтобы он обратил на вас внимание и услышал вас: «Барсик, не мурлычь».

Может ли быть обращение и подлежащее в одном предложении

Обычно в предложении есть либо подлежащее, либо обращение. Но бывает так, что есть и то, и другое. Смотрите: «Перестань ты, дорога, звать меня в путь». Тут есть подлежащее «ты» и обращение «дорога».

Если из-за наличия обращения у вас нет подлежащего, то предложение будет односоставным. У меня уже выходила статья про четыре типа односоставных конструкций, пробегитесь по ней глазами, чтобы сразу в них разобраться.

Как выделять обращения на письме

Запятыми с обеих сторон. Обращения могут стоять в любой части вашего предложения, вы должны выделять их запятыми в любом случае, где бы они ни стояли:

Что еще надо знать

Обращения – это один из пяти осложнителей предложения. Когда вы делаете синтаксический разбор простого предложения и доходите до пункта «Осложненное или неосложненное», вы должны сказать: «Осложнено обращением».

О других четырех осложнителях, которые вам обязательно надо знать, прочитайте в статье про осложненное предложение.

И еще я вас сразу направлю на свою статью о сложном предложении, потому что это не одно и то же.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я постараюсь выписать всю школьную программу русского языка, потом другие авторы будут писать статьи по остальным предметам. Когда подпишетесь, я буду раз в неделю высылать вам лучшие статьи рубрики и ссылки на новые публикации. Отписаться можно в любой момент.

Рекомендую вам посмотреть три подборки с курсами русского языка. Они помогают готовиться к экзаменам и ВПР. В каждой подборке кроме платных материалов я даю ссылки на хорошие бесплатные справочники и пособия – их можно качать прямо из статьи.

Еще одна полезность. Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы. Я его продвигаю почти во всех статьях, потому что так, как я показываю, надо объяснять орфограммы с 5 по 9 класс. И репетиторы в таком случае будут не нужны. В ролике 3 минуты и 37 секунд, не поленитесь и посмотрите.

Всё, больше не спамлю.

Под статьей есть форма для комментариев, напишите в ней, пожалуйста, ваше мнение о материале. Понравился ли вам текст, сумел ли я объяснить вам, что такое обращение, легко ли было воспринимать информацию.

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 67 городского округа Тольятти

Урок русского языка по теме :

« Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

(с использованием информационных технологий)

Перспектива, учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1

Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 класс

учитель начальных классов

Равчева Маргарита Раилевна

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учитель : Равчева Маргарита Раилевна

Количество учеников в классе : 29 чел.

Тема : « Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением»

Тип урока: изучение нового учебного материала

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Основные дидактические формы: урок практикум.

Цель: научить ставить знаки препинания при обращении.

Задачи:

1. Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.

2. Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.

3. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Формируемые УУД: п. – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; умение делать выводы и умозаключения; выполнение действий по алгоритму; к.— умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р.- принятие и постановка новых учебных задач; контроль за действиями партнёра при выполнении совместного задания; л.- критичное отношение к своим поступкам и собственной учебной деятельности, умение их адекватно оценивать.

Рабочая программа, учебник «Русский язык» 4 класс, под ред. Л.Ф Климановой, Т. В. Бабушкиной, ч. 1; компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Обращение», тексты песни «Лесной олень», карточки с заданием, учебник «Литературное чтение» 4 класс ч.1., под ред. Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого; видеосопровождение физкультминутки; итоговый тест.

Самоопределение к деятельности

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов в работе.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Прозвенел звонок для нас.

Всех детей позвал он в класс,

Чтобы дети не ленились,

С удовольствием трудились,

Всем здоровья пожелаем и урок наш начинаем.

Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 класс

Такие упражнения проводятся в начале учебного дня для создания благоприятной рабочей обстановки в классе.

умение выделить нравственный аспект поведения, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Самоопределение к деятельности

— Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. Какие части слова называются значимыми?

— В какой части слова заключено его основное лексическое значение?

— Прочитайте слова, записанные на доске. Спишите.

— Что вы можете сказать о них?

— Как вы объясните общий смысл однокоренных слов?

— Кто сформулирует тему урока?

— Откройте учебник на стр.8, прочитайте тему урока.

— Что самое важное в понятии «обращение»?

— Сформулируйте цель урока.

— Основное лексическое значение заключено в корне слова.

Общий, общество, общение, общежитие, сообщество, сообща, общаться

Дети записывают слова в тетрадь.

— Это однокоренные слова. Корень – общ-.

— Разговаривать, делиться мыслями, знаниями.

— Узнать что такое обращение, вспомнить правила обращения.

осознать смысл обучения, задуматься о получении новой информации на уроке.

Обратите внимание на

задание и найдите отличия

-Чем различаются предложения?

Спишите третье предложение.

Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое обращение в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое обращение в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое обращение в русском языке 4 класс. Фото Что такое обращение в русском языке 4 класс

-Во втором столбике в предложениях некоторые слова выделены запятой.

-Мы называем того, к кому мы обращаемся.

Принимаются разные высказывания детей. Важно научить уч-ся слушать друг друга.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *