Что такое новая драма
Новая драма
Новая драма — мировоззренческий кризис в драматургии рубежа веков XIX—XX веков, противопоставивший свои принципы классицистической и романтической театральной системам. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного развитием естествознания, философии и психологии. Она испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма.
Отличие новой драмы от классицистической
«Новая драма» возникла во время господства «хорошо сделанных», но далеких от жизни пьес, с самого начала постаралась привлечь внимание к ее наиболее жгучим, животрепещущим проблемам. «Новая драма» переносит внимание с внешнего действия, закрученной интриги на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести. Происходит перенос с действия на разговор, оценку, рефлексию, анализ.
Особенности новой драмы
«Новая драма» — это новый тип конфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа. В НД особое место уделяется ремаркам, которые перестают быть только служебными, но становятся функционально взаимосвязанными с диалогом. Возникают ремарки такого типа: «тишина», «молчит», «пауза». В это время происходят какие-то действия, но текст не произносится. Это добавляет НД категорию подтекста. Эту особенность называют также подводным течением или двойным диалогом. В тексте НД начинает присутствовать два плана повествования, когда произносимые слова не раскрывают сути тех процессов отношений, которые происходят между героями пьесы. «Люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы» [А. П. Чехов]. Оппозиция монолог-диалог отступает на второй план, главным становится противопоставление диалог-ремарка. В НД появляется принцип аналитической композиции, когда завязкой действия служит событие дня уже свершившееся до начала пьесы, а содержанием драмы — анализ причин.
Социальная проблематика новой драмы затрагивает моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Театр не должен служить развлечением, он должен отражать социальные проблемы.
Язык НД приближен к разговорному. Используются символы, позволяющие понять, что что-то не так (звук лопнувшей струны, шорох).
Основоположники
У истоков «новой драмы» стояли Г. Ибсен (норвежский писатель), Г. Гауптман (немецкий драматург), [Стриндберг] (шведский писатель), [Б. Шоу] (английский романист), [А. П. Чехов](русский драматург), [Метерлинк] (бельгийский философ).
Полезное
Смотреть что такое «Новая драма» в других словарях:
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Новая искренность — наметившееся послепостмодернизма обращение к общегуманистической, экзистенциальной проблематике, зачастую в реалистическом антураже. Одно из первых определений дано Дмитрием Александровичем Приговым в «Предуведомлении к текстам Новая искренность… … Альтернативная культура. Энциклопедия
Новая Жанна Д’Арк (телесериал) — Новая Жанна Д Арк Joan of Arcadia Жанр драма фэнтези Создатель Барбара Холл В главных ролях … Википедия
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — 1) гос во на Ю. З. Океании. Расположено на одноименных о вах, по которым и получило название Новая Зеландия (англ. New Zealand). См. также Тасманово море. 2) о ва в юго зап. части Тихого океана. Первым к берегам о вов вышел в 1642 г. голл.… … Географическая энциклопедия
Драма (в литературе) — Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия
Драма — (греч. drama) действие совершающееся (actio, а несовершившееся уже actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействиихарактера и внешнего положения действующих лиц, как бы проходит передглазами зрителя; в эстетике поэтический род, подражающий… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Новая Франция (фильм) — Новая Франция Nouvelle France Жанр драма исторический фильм … Википедия
НОВАЯ СТРАНА — «НОВАЯ СТРАНА» (The New Country), Швеция, 2000, 128 мин. Драма. На юге Швеции, в лагере для беженцев, встречаются Масуд и Али. Масуда должны депортировать из Швеции, но он бежит из лагеря в старом автомобиле, и Али присоединяется к нему.… … Энциклопедия кино
НОВАЯ ШАХЕРЕЗАДА — «НОВАЯ ШАХЕРЕЗАДА», СССР, ПЕТРОПОЛЬ, 1990, цв., 125 мин. Городская драма. По одноименной повести Валерия Попова. История девушки лимитчицы, в поисках красивой жизниприехавшей в большой город. В ролях: Надежда Резон, Владимир Баранов (см. БАРАНОВ… … Энциклопедия кино
ДРАМА — (греч. dráma, букв. действие), 1) один из трех родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении … Литературный энциклопедический словарь
Отличие «старой» драмы и «новой»
Развитие «новой драмы» в Европе. Представители.
«Новая драма» — условное обозначение тех новаций, которые заявили о себе в европейском театре в 1860— 1890-х годов. В драматургии последняя треть XIX столетие обозначена поиском новых форм изображения действительности средствами искусства. Этот процесс приводит к появления «новой драмы».
Безусловно, все представители «новой драматургии» — а это Генрик Ибсен, Бернард Шоу, Антон Чехов, Метерлинк, Стриндберг, Гауптман, Золя, Винниченко — шли собственными путями, их театральные эстетика и поэтика очень различались. Но существовал признак, который объединял: все они старались создать проблемный театр, язык, стилистика которого максимально приближали его к современному читателю
Различие между «старой» драмой и «новой»
Объект сравнения | «Старая драма» | «Новая драма» |
Трагедия | Жизнь персонажа | Жизнь личности в обществе |
Предмет изображения | Человек в необыкновенных ситуациях | Человек в собственноручно созданной ситуации |
Центр внимания | Внешнее столкновение отдельных личностей | Внутренние, глубинные противоречия самой действительности, столкновение идей |
Драматический конфликт | Недостатки и добродетели человека | Идеалы человека |
Жанр | Трагедия, комедия, драма | Синтетический — трагикомедия («драма идей») |
Главный герой | Обобщен тип человека | Человек среднего класса, неординарный личность |
Остальные герои | Главные и второстепенные, положительные и негативные | Все важные, характеры неоднозначные |
Автор | Воссоздает действительность, поучает, делает вывод | Воссоздает духовные поиски. Не дает однозначных ответов |
Читатель, зритель | Наблюдает, получает впечатление | Переживает вместе с героями, дискутирует по ними и о них |
Конец(финал) произведения | Завершенный развязкой | Открытый, незавершенный, побуждает к спорам, раздумьям |
Отличие «старой» драмы и «новой»
«Новая драма» на ломке столетий поставила в центре внимания личность, но не социальную, а духовную, индивидуальность переживания и ощущения которой определяют общую атмосферу эпохи. Драматурги старались показать «трагедию жизни», а не «трагедию в жизни», призвали к осмыслению глубинной сути действительности, освобождение человеческого духа, поиска гармонии. Театр стал «интеллектуальным», «дискуссионным». На первый план вышел внутренний конфликт, а не внешнее действие. В «новой драме» стали заметными черты модернизма: символизма, импрессионизма, неоромантизма.
Основателем «новой» драмы был норвежец Генрик Ибсен[1] (1828-1906). Успех его пьес подвигнул других драматургов: Г. Гауптмана (Германия), Б. Шоу (Англия), А. Стриндберга (Швеция), Г. Метерлинка (Бельгия), Е. Золя (Франция), А. Чехова (Россия).
Новым на сценах театров был показ картин повседневного жизни, раскрытие его злободневных социальных и моральных проблем. Перед зрителями появились обычные для них картины быта банкиров, коммерсантов, адвокатов и даже рабочих, нищих. Авторы поднимали новые проблему, например, женский вопрос. Усилился критический, разоблачительный пафос пъес.
Была переосмыслена природа всех элементов драматического произведения. Поскольку в жизни печальное часто объединяется с комическим и наоборот, развивается жанр трагикомедии. Вместо « любовных треугольников», тайн, криминальных преступлений (внешней интриги), в центре внимания — идейные конфликты (Б. Шоу), внутренняя скрытая интрига (Г. Метерлинк), сложная игра подтекстов (А. Чехов).
Герои отмечаются противоречивыми характерами, иногда тяжело определить, кто из них главный персонаж (как, например, в А. Чехова). Действующие лица разговаривают на современном литературном языке, используя бытовую и жаргонную лексику. Пьесы больше не имеют понятного, завершенного окончания: читателю и зрителю предлагается открытый проблемный финал — приглашение к дискуссии, раздумьям.
«Новая драма» стала одним из наиболее интересных общеевропейских явлений, которое сделало свой весомый вклад в дело гуманизации общества.
Что такое «Новая драма»
Порой создается ощущение, что «новая драма» – персонаж одушевленный. Имеющий возраст, биографию, взгляд, одновременно наивный и нагловатый. А главное – чрезвычайно активную жизненную позицию. С ее появлением российский театральный процесс стал неумолимо меняться.
Всякая ли пьеса, созданная у нас за последние десять–пятнадцать лет, вписывается в понятие «новой драмы»? Еще недавно можно было подумать – именно так. Ибо пьес было немного, а обнародованных и напечатанных – и того меньше. Теперь ситуация изменилась. «Новой драмой» называют сочинения актуальные с точки зрения как тематики, так и предполагаемых выразительных средств. Причем «актуальная» не всегда означает про «здесь и сейчас»: попадаются уклоны и в фэнтези, и в абсурд, и в исторические глубины. Однако герои этих историй непременно сегодняшние по системе мыслей и поступков люди.
Еще недавно у пьесы современного российского автора практически не было шансов увидеть свет рампы. Самыми «новыми» считались Александр Вампилов, Алексей Арбузов, Виктор Розов, величины безусловные, но все же не завершившие собой эволюцию отечественной драматургии. Сочинители пьес продолжали рождаться на свет и после них. Великих пока нет, но уже есть достойные, умные, очень сценичные авторы. Как ни странно, москвичей в их числе немного, хотя именно Москва сегодня один из основных потребителей «новой драмы». Зато мощные десанты формируются в Екатеринбурге и Тольятти, в Грузии и Прибалтике. Стали появляться целые театры, ориентированные исключительно на новую драматургию, и как следствие, на поиск нового театрального языка. И хотя Центр драматургии и режиссуры Казанцева–Рощина или Театр.DOC (российский прародитель популярного на Западе направления verbatim) пока не являются обладателями роскошных зданий с колоннами, билеты у них обычно распроданы на несколько месяцев вперед. Свежеоткрытый театр «Практика» под руководством идеолога фестиваля «Новая драма» Эдуарда Боякова тоже ориентирован исключительно на премьеры пьес и позиционируется как «театр драматургов». Да и столичные «академики» все чаще решаются на репертуарные кульбиты. Впереди планеты всей МХТ им. Чехова: здесь рядом с Островским и Булгаковым существуют и братья Пресняковы («Терроризм», «Изображая жертву»), и братья Дурненковы («Последний день лета»), и Василий Сигарев («Пышка»). Доходит до того, что коллектив, принципиально открещивающийся от современных текстов, вызывает опасения как оторвавшийся от реальности. Еще активнее в процесс освоения новой пьесы включилась провинция. В Казани ставят Александра Архипова, в Кемерово – Лауру-Синтию Черняускайте, в знаменитой Рижской драме – Ингу Абеле, а в Перми возникает целый театр под названием «Новая драма».
Дабы привести в некое подобие системы хаотичное движение драматургических орбит, стали придумываться фестивали. В начале девяностых возникла «Любимовка»: там представлялись новые пьесы иногда самими авторами, иногда – режиссерами и актерами. Несколько позже появилась «Новая драма», в чьей программе поначалу возникали даже опусы Надежды Птушкиной. Сегодня НД работает только с качественными текстами и их сценическими воплощениями. Но при этом его никак нельзя назвать стабильно-скучным мероприятием: по степени создаваемого шума и по атмосфере он напоминает рок-фестиваль типа «Нашествия». НД имеет статус международного, в программе все чаще появляются зарубежные спектакли. От польских и сербских работ до постановок из Ирана и США.
Разумеется, не каждый «новодрамовский» текст является безупречным образцом искусства. Бывают среди них и неловкие, и странные, и совсем неудобоваримые. «Новая драма» и как фестиваль, и как театральное направление – это в большей степени процесс, нежели результат. Однако сегодня можно говорить о существовании ряда авторов, к которым следует прислушиваться и на которых ориентироваться. Это и сверхпопулярные братья Пресняковы, и драматурги «Тольяттинской школы» Юрий Клавдиев и братья Дурненковы, и недавно появившиеся Александр Архипов, Данила Привалов, Сергей Решетников.
Вполне вероятно, что такой бум «новой драмы» не был бы возможен, если бы инициатива была односторонней, исходящей лишь от авторов. Но в какой-то момент спохватился режиссерский цех: нужны очередные новые формы, а откуда черпать вдохновение – непонятно. Сложно сказать, как бы сегодня выглядел столичный театральный процесс, не случись, скажем, знаменитого «Пластилина» Василия Сигарева и Кирилла Серебренникова. Возникла реальная потребность в новых текстах. А спрос, как известно, рождает предложение.
Драматург, режиссер, сценарист, прозаик. Один из главных идеологов отечественной новой драмы. Выпускник Литературного института им. Горького. Один из основателей Фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Вместе с Еленой Греминой – основатель и художественный руководитель Театр.DOC. Автор пьес «Оборванец», «Голуби», «Правописание по Гроту», «Зеленые щеки апреля», «Газета «Русскiй инвалидъ» за 18 июля…», «Смерть Ильи Ильича» (спектаклем «Облом off» по этой пьесе в Центре драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина дебютировал как режиссер).
Владимир и Олег ПРЕСНЯКОВЫ
Олег Пресняков – кандидат филологических наук, драматург, прозаик и режиссер. Владимир Пресняков закончил аспирантуру Уральского государственного университета им. Горького по специальности «педагогика высшей школы». При Екатеринбургском государственном университете Пресняковы создали Театр имени Кристины Орбакайте. Постоянные участники фестивалей «Любимовка» и «Новая драма». Авторы пьес «Половое покрытие», «Сет-1», «Сет-2», «Пленные духи», «Изображая жертву», «Терроризм», «Европа-Азия», «Воскресение. Супер» и других.
Основная фигура Тольяттинского драматургического движения. Выпускник Литературного института. Участник оргкомитета фестиваля и альманаха «Майские чтения». Основатель Театрального центра «Голосова-20». Автор пьес «Ах, Йозеф Мадершпрегер – изобретатель швейной машинки», «Парк культуры имени Горького», «Артемида с ланью», «Шар братьев Монгольфье», «Отель «Калифорния», «Славянский базар», «Сто пудов любви» и других.
Вячеслав и Михаил ДУРНЕНКОВЫ
Представители «Тольяттинского драматургического феномена». Вячеслав Дурненков – постоянный участник фестивалей «Любимовка», «Майские чтения», «Новая драма». Автор пьес «Голубой вагон», «Шкатулка», «Медный пряник», «Спички», «В черном-черном городе», «Три действия по четырем картинам», «Культурный слой» (в соавторстве с Михаилом Дурненковым) и других.
Выпускник Екатеринбургского театрального института (драматургический семинар Николая Коляды). Самая известная пьеса – «Пластилин»: за нее Сигарев получил премии литературные премии «Антибукер» и «Дебют». Первый из российских драматургов удостоен британской театральной премии Evening Standart в номинации «Самый перспективный драматург». Также автор пьес «Семья вурдалака», «Гупешка», «Фантомные боли», «Божьи коровки возвращаются на землю», «Детектор лжи», «Черное молоко», «Агасфер», «Метель», «Русское лото», «Пышка».
Еще один тольяттинский феномен. Выходит на сцену столь же экспрессивно и талантливо, как и пишет. Автор пьес «Анна», «Я – пулеметчик», «Собиратель пуль», «Лето, которого мы не видели вовсе», «Пойдем, нас ждет машина…» и других.
Закончил исторический факультет Киевского университета и Литературный институт им. Горького. Автор пьес «Истребитель класса «Медея», «Аскольдов Дир», «Девять легких старушек», «Право капитана «Карпатии», «Стальова воля» (премия «Антибукер» – «За поиск новых путей в драматургии»), «Глаз», «Кухня», «Цуриков».
Окончила Иркутский государственный университет и Литературный институт им. Горького. Драматург, журналист, фотохудожник. Автор пьес «Двое поменьше», «Автор в зале», «Тихо накрапывает дождь (Урбанистический миф)», «Тень дерева», «Москва – Владивосток (Звезда пассажиров)», «Дикий Рунет», «Лучшие!», «МОЯ (Я – дочь моей матери)», «Погружение», «Правила выживания леопардов в городских условиях».
Родом из Иркутска. Актер, драматург, режиссер. Постановщик собственных пьес на столичных и провинциальных сценах. Автор нашумевшей пьесы «Кислород». Выпущенный в Театр.DOC, «Кислород» собрал невиданный урожай премий на российских и зарубежных фестивалях, включая «Золотую маску» в номинации «Новация». Также автор пьес «Сны», «Город, где я», «Валентинов день», «Бытие № 2» (в соавторстве с Антониной Великановой).
НОВОЕ ЧТЕНИЕ
«НОВАЯ ДРАМА» В РОССИИ: КРАТКИЙ ЭКСКУРС В НЕДАВНЕЕ ПРОШЛОЕ И ЭСКИЗ НАСТОЯЩЕГО
С тем, что сегодня называется «новой драмой» в России, — полная неразбериха. Во-первых, этот термин позаимствован у эстетически цельного художественного направления в драматургии конца XIX — начала XX века. И между двумя далекими по времени и идеалам направлениями есть частные сходства, в том числе, скажем, стремление писать пьесы об определенных социальных группах общества и поднимать социальные проблемы (так было в европейской «новой драме», унаследовавшей интерес к социальному от натурализма). Нынешний бренд «новая драма» не претендует на оригинальность названия — удобная и отражающая разнообразие авторских стилей формулировка пригодилась сегодня. Но, безусловно, эта «новая драма», которая началась с предпринятых драматургами усилий лет пятнадцать назад, на наших глазах оформляется если не в художественно целостное направление, то в движение конкретных, но очень разных драматургов, режиссеров, актеров, а также поэтов, кинематографистов и фестивальных менеджеров, которыми руководит, в общем, схожее устремление.
Почему неразбериха? Потому что «Новая драма» — это название фестиваля, а еще — сообщества в «живом журнале», а еще — театра Марины Оленевой в Перми, а еще — название интернет-сайта петербургского сообщества «Домик драматурга». Все перечисленное, как нетрудно догадаться, — разные вещи. «Новая драма» как явление настолько же шире и разнообразней одноименного фестиваля, насколько российский театр шире и разнообразней фестиваля «Золотая маска». На фестивале «Новая драма» показывали спектакли очень разных драматургов — от Надежды Птушкиной до Клима, и всегда критика выставляла «гамбургский счет» фестивалю — почему Птушкина? Почему Клим? В результате Клим приезжает на фестиваль и в 2007 году, чтобы участвовать в дискуссиях и делать читку самого себя, а про спектакли Птушкиной больше никто и не заикается. Но это фестиваль — дело, как правило, зависящее от вкусов конкретных отборщиков, которые на «Новой драме» меняются каждые два года.
А движение «новая драма» — по-прежнему темный лес, в котором только начинают разбираться на научно-практических конференциях в городе Тольятти, Казани и т. д. К «новой драме» причисляют бесчисленных графоманов и лохов от «вербатима», но отказывают ей в заметных и важных для современного театра текстах — таких, как «Июль» Ивана Вырыпаева. То есть тех текстах, которые помогают «новой драме» оставаться движением. Вот, пожалуй, ключ к пониманию того, почему в обзоре выбраны те, а не иные точки существования современной пьесы и театра современной пьесы на карте сегодняшней театральной России. Современной пьесой много занимаются, многие — безуспешно, многому театр сопротивляется, много есть мусора. И тут надо просто отделять гипертрофированный интерес к «новой драме» людей, которые не всегда талантливы, но активны, от тех пьес, имен, спектаклей и фильмов, из которых складывается реальная история современного российского театра.
А поскольку эти имена, пьесы и спектакли есть, то есть и предмет для разговора. Более того, скажу страшное: это и есть едва ли не самый интересный предмет для разговора сегодня. И не в узкой компании маргиналов, а в широком общекультурном пространстве. Это давно поняли кинематографисты, поняли художники и даже балетные критики: «Главные авангардисты Европы не чураются злободневности и все равно умудряются рассказать о главном. Русские же хореавторы с ужасом открещиваются от одной мысли изобразить сегодняшнюю жизнь, полагая, что их внутренний мир куда значительнее. И пока отечественные хореографы барахтаются в своих душевных и телесных колебаниях, на площади современности они смогут выстроить разве что обочинный бордюрчик»*. Стоит добавить, что практически все, что есть удачного (удачного, повторюсь, а не всяких оттенков серого) в данной проблематике на современной российской сцене (кроме разве что Дмитрия Чернякова, работающего с этой действительностью в опере), сделано руками «новодрамовских» драматургов.
* Кузнецова Т. Мастера на все ноги: D’Avant на сцене «Школы драматического искусства» // КоммерсантЪ. 2008. 13 марта.
Попробуем обозначить вехи истории «новой драмы». Речь не столько про эстетику, сколько про институты, которые делают «новую драму» движением. Картина слагается из семинаров, драматургических премий и конкурсов, театров современной пьесы, которые формируют сегодняшнюю «новую драму». В послесловии — некоторые семинары, конкурсы и премии, которые также занимаются современной пьесой, но не являются для «новой драмы» формообразующими.
Фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Основан в 1989 году.
Когда-то его придумали драматурги Виктор Славкин, Алексей Казанцев, Михаил Рощин, Владимир Гуркин, критики Инна Громова и Юрий Рыбаков, работник Министерства культуры Маргарита Светлакова. «Любимовка» была уникальным опытом самодельного бескорыстного менеджмента драматургов того еще, старшего поколения. Ее основатели никак не использовали фестиваль для показа собственных пьес — давали трибуну молодым. В 90-х годах здесь показывали в читках свои первые пьесы Алексей Слаповский, Мария Арбатова, Александр Железцов. С 2000 года организационную эстафету приняли драматурги Елена Гремина, Михаил Угаров, Ольга Михайлова, недавно в дирекцию фестиваля вошла критик Елена Ковальская.
Здесь впервые были прочитаны пьесы братьев Пресняковых, Василия Сигарева, Елены Исаевой, Ксении Драгунской, Максима Курочкина. Здесь Кирилл Серебренников, только приехавший из Ростова-на-Дону, познакомился с сигаревским «Пластилином» и вскоре поставил спектакль в Центре драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.
Чуть позже Серебренников поставил и Пресняковых — сначала «Терроризм», потом — «Изображая жертву». Оба — в МХТ им. А. П. Чехова.
Из плодов «Любимовки» — режиссерский дебют Ольги Субботиной, поставившей в Дебют-центре «Двое поменьше» — пьесу приехавшей из Новосибирска Екатерины Нарши.
На «Любимовке» же впервые появилась Ольга Мухина, чью «Таню-Таню» поставили на курсе Петра Фоменко и с которой началась слава Мухиной-драматурга. Вскоре после московской «Таню-Таню» поставил в петербургском Театре Сатиры Владимир Туманов.
Когда выросшее в «Любимовке» поколение присоединилось к руководству — оно переняло альтруистическую традицию «драматурги помогают драматургам». Еще одна особенность «Любимовки» — при некоторых общих чертах «любимовских» пьес, критерии их отбора на фестиваль несколько шире, чем подсказывают разум и вкус. «На каждом фестивале должна быть гениальная пьеса, должны быть хорошие, обычные — а одна пьеса должна быть ужасная!» — говорил Виктор Славкин. Но эта же готовность дать слово дикому и запредельному графоману с ужасной пьесой перетекает в открытость «Любимовки» пьесам резким и острым. Так «Пластилин» прошел отбор у Славкина, Казанцева, Гуркина, Алексей Казанцев пошел на постановку пьесы в своем театре. Альтруизм организаторов и участников и готовность к неудобным пьесам — два ключа к успеху «Любимовки» и пример для всей будущей «новой драмы». Все хорошее получалось именно так. Там, где ждали денег от зрителей или государства, или замыкали проект на собственное продвижение, или слишком верили в свою экспертную непогрешимость, — от драматургических инициатив оставались безымянные могилы. Альтруизм Коляды в продвижении своих учеников, толерантность Вадима Леванова к совершенно непохожим на него молодым тольяттинским драматургам — благодаря этому состоялись их проекты.
«Дебют-центр» при московском Доме Актера. Основан в 1996 году.
Первый собственный театр драматургов — участников «Любимовки». Не прижился при МХАТе им. Чехова, зато прижился в Центральном Доме Актера им. Яблочкиной. Одним из сотрудников был Максим Курочкин, который за пьесу «Стальова воля» получил «Антибукера» и которому скоро заказали пьесы Олег Меньшиков («Кухня») и Анастасия Вертинская («Имаго»). Здесь впервые были поставлены пьесы Елены Исаевой, Сергея Носова, Екатерины Нарши.
Первым спектаклем «Дебют-центра» стала «Сахалинская жена», спектакль Гарольда Стрелкова по пьесе Елены Греминой с Ингой Оболдиной в главной роли. Когда-то студенческий диплом, открывший актрис Оболдину и Елену Морозову для широкой публики, «Сахалинская жена» до сих пор в репертуаре московского театра «Апарте».
Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина. Основан в 1998 году.
В 1998 году Алексей Казанцев и Михаил Рощин приостановили выпуск своего журнала «Драматург», но зато открыли собственный театр — «некоммерческую антрепризу», как ее тогда называли, — с намерением ставить современные пьесы силами молодых режиссеров.
Театр начался «Юдифью» Елены Исаевой — пьесой в стихах на библейский сюжет. А вскоре здесь Серебренников выпустил свой знаменитый «Пластилин» с Андреем Кузичевым, Виталием Хаевым, Владимиром Панковым и Викторией Толстогановой — спектакль, ставший, по сути, флагманом «новой драмы», если понимать ее как движение.
Ольга Субботина поставила «Шоппинг & Fucking» Марка Равенхилла, первую британскую «новую драму» на московской сцене, и «Ощущение бороды» Ксении Драгунской. Драматург Михаил Угаров дебютировал как режиссер спектаклем «Облом off» по собственной пьесе, проторив таким образом дорогу «новой драмы» к классике. Затем вышел спектакль Владимира Агеева по пьесе братьев Пресняковых «Пленные духи». И «Облом off», и «Пленные духи» получили приз зрительских симпатий на фестивале «Золотая маска». Наконец, здесь, на площадке, арендуемой у Центра Высоцкого, дебютировал в режиссуре Владимир Панков, поставивший документальную повесть Александра Железцова «Красной ниткой» и этим спектаклем запатентовавший собственный жанр «саундрама».
После смерти Алексея Казанцева осенью 2007 года созданный им Центр продолжает работать над современными пьесами. Среди новейших премьер — «Я — пулеметчик» Юрия Клавдиева, «Галка Моталко» и «Демоны» Натальи Ворожбит, первые московские постановки этих драматургов.
Театр.doc. Открыт в 2002 году.
Был учрежден Еленой Греминой и Михаилом Угаровым на базе движения «Документальный театр» — волны опытов пьес, этюдов и спектаклей о сиюминутных реалиях жизни, основанных, как правило, на дословной записи речи «вербатим».
Первыми «вербатимными» спектаклями и открылся Театр.doc: это были гастроли челябинских «Солдатских писем» театра «Бабы» и «Угольного бассейна» театра «Ложа».
Первым же громким спектаклем собственного производства, сыгранным на сцене подвала Театр.doc, был «Кислород» иркутчанина Ивана Вырыпаева. «Кислород», ставший манифестом для целой группы людей, объездил рекордное количество зарубежных фестивалей, его поставили во многих театрах Европы, а сам Вырыпаев впоследствии стал кинорежиссером и снял фильм «Эйфория» по собственному сценарию.
В Театре.doc сформировалась группа единомышленников — драматургов, режиссеров, актеров, которые сделали несколько документальных спектаклей, повлиявших на стилистику «новой драмы» в целом. «Преступления страсти» Галины Синькиной были созданы на материале интервью с заключенными женской колонии. Материалом для спектакля «Сентябрь.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой стали кавказские интернет-форумы после бесланской трагедии. В «Большую жрачку» ее авторы Александр Вартанов, Руслан Маликов и Татьяна Копылова принесли собственный опыт работы на телевизионном ток-шоу. «Манагер» Руслана Маликова зафиксировал будни офисного работника. А «Трезвый пиар» Ольги Дарфи — технологию черного пиара в России тех лет. (И неожиданно оказался эпитафией своим горделивым героям-пиарщикам — через несколько месяцев после премьеры отменили губернаторские выборы и описанные в пьесе реалии стали документом прошлого.)
Одним из самых заметных спектаклей последних сезонов стал «Док. тор» Владимира Панкова по пьесе Елены Исаевой. Гость многих зарубежных и российских фестивалей, эта «саундрама» — монолог астраханского хирурга.
Кроме документальных текстов в Театре.doc идут и пьесы-«фикшн« — как правило, стилистически близкие технике «вербатим». «Война молдаван за картонную коробку» была создана драматургом Александром Родионовым и режиссером Михаилом Угаровым на основе документального сюжета. Спектакль «Трусы» Елены Невежиной по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко критиком О. Зинцовым назван «Чайкой» Театра.doc, «Синий слесарь» Михаила Угарова по пьесе бывшего тольяттинца, а теперь москвича Михаила Дурненкова участвовал в фестивале «Новая драма».
Также Театр.doc становится площадкой для экспериментальных, лабораторных опытов — таких, как совместный с польским театром Ad Spectatores проект «1612», режиссером которого выступил Михаил Угаров, драматургами — группа авторов во главе с Максимом Курочкиным, а актерами — и русские, и поляки.
С 2004 года в Театре.doc стали проходить «любимовские» читки, фестивали пьес Михаила и Вячеслава Дурненкова, Павла Пряжко, Максима Курочкина. Это своего рода «ярмарки», на которых режиссер может найти пьесу и исполнителей для нее и после которых репертуар любого театра может пополниться новым названием.
Фестиваль «Кинотеатр.doc». Основан в 2004 году.
Впервые фестиваль «Кинотеатр.doc» прошел на площадке Театра.doc и был и остается творческим партнером театра. Фестиваль «действительного кино» сегодня одно из самых молодых и интересных событий кинематографической жизни. На «Кинотеатре.doc» показывают и документальные, и игровые фильмы — снятые по сценарию и с профессиональными актерами, но опять же с условием рассказать реальную историю из жизни. Критик Алена Солнцева и режиссер Борис Хлебников отсматривают множество картин, а к февралю готовят короткий список из двадцати названий, который и участвует в конкурсе. Из имен, которые были представлены на «Кинотеатре.doc», придуманном молодыми продюсерами Михаилом Синевым и Виктором Федосеевым, — Николай Хомерики, Валерия Гай Германика, Павел Костомаров и Антуан Каттин.
Литературно-театральный фестиваль «Майские чтения» (Тольятти). Основан в 1989 году (театральные читки появились на фестивале позже, по инициативе драматурга Вадима Леванова).
В коридоре тольяттинского центра «Голосова-20» написано краской: «Здесь мог бы быть кафель… здесь тоже мог бы быть кафель… а здесь могла бы быть реклама департамента по культуре». Как рассказывает легенда, сотрудники департамента, увидев граффити, предложили «привезти плакаты, у нас много…». Кафель на стене так и не появился.
Молодой драматург Вадим Леванов, окончив Литинститут, вернулся в родной заводской город и стал искать драматургов-единомышленников. Вернее, убеждать людей писать пьесы.
Провинциальные авангардисты от поэзии, графики, рока, презиравшие театр, один за другим пробовали писать пьесы. В упомянутом центре «Голосова-20» своими руками построили маленький театр: сцена в нем была покрыта автомобильным дерматином, а сценическое освещение построено из фар «Жигулей». Местный независимый фестиваль «Майские чтения», созданный как фестиваль поэзии, на третий год незаметно превратился в фестиваль драматургии. А одноименный альманах стал публиковать пьесы.
Из открытых Левановым драматургов сегодня широко известны Вячеслав и Михаил Дурненковы и Юрий Клавдиев. Их пьесы идут в разных российских городах и за рубежом (Клавдиева ставил известный немецкий режиссер Армин Петрас, был спектакль и в Великобритании), а сценарии востребованы в кино.
А Леванов ищет новых драматургов. Вместе с Вячеславом Дурненковым они второй год проводят творческие семинары для подростков. И нет оснований сомневаться в результатах.
Кемеровский театр «Ложа». Основан в 1991 году.
«Ложу» придумал Евгений Гришковец — сначала при Союзе художников, потом при Кемеровском техническом университете. Первым спектаклем (и самым известным) был «Угольный бассейн» — абсурдистская трагикомедия, сочиненная методом коллективной импровизации и по технологии, названной деятелями британского «Ройял Корт» «вербатимом». Гришковец и его товарищи по «Ложе» — Константин Галдаев, Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин — очень сильно повлияли на будущую «новую драму». Сегодня театр «Ложа» существует и даже выпускает спектакли уже без Гришковца — их придумывает актер Сытый, у которого, кстати сказать, удачно сложилась кинематографическая судьба: Сытого, как и Наседкина, с увлечением снимает режиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Свободное плавание»).
Екатеринбург: «Коляда-театр», конкурс «Евразия». Театр основан в 2001, конкурс — в 2003 году.
В Екатеринбурге активно работает и выпускает в мир рекордное количество драматургов Николай Коляда. С 1996 года он ведет в местном театральном училище (теперь ЕГТИ) курс драматургии: после Литинститута единственная в России возможность получить высшее драматургическое образование. Началось с рассылки новых пьес учеников и выпуска этих пьес толстым книжным сборником, продолжилось конкурсом «Евразия», большими и малыми фестивалями читок новых пьес его студентов. Из вала пьес и этюдов вырвалась и прошумела на всю театральную Россию «Русская народная почта» Олега Богаева, одного из первых колядовских студентов (1998). А затем — «Пластилин» Василия Сигарева (2000), ставший одним из самых громких международных успехов современной русской драматургии. Сейчас Сигарев готовит к кинопостановке свою новую пьесу «Волчок».
Екатеринбуржцы Владимир и Олег Пресняковы после участия в семинаре лондонского театра Royal Court стали одними из самых популярных в мире драматургов. Сегодня их пьесы идут от Норвегии до Бразилии, а фильм «Изображая жертву», снятый по их сценарию Кириллом Серебренниковым, стал частью современного кинопроцесса. Сами Пресняковы уже второй раз выступают как режиссеры — первый раз они ставили в Венгрии свою пьесу «Терроризм», второй раз — «Паб», в Москве и в партнерстве с продюсерским центром Людмилы Гурченко.
Санкт-Петербург: театр «Особняк», конкурс молодой петербургской драматургии.
Театр «Особняк» — петербургский очаг «новой драмы» — был выстроен на современных пьесах еще в середине 1990-х годов. Александр Лебедев, а затем Владимир Михельсон поставили здесь полное собрание пьес Михаила Угарова («Пубертат», «Зеленые щеки апреля», «Газета „Русский инвалид“»). Затем Алексей Янковский выпустил ряд спектаклей по пьесам Клима («Активная сторона бесконечности», «Я, не я, она и я», «Девочка со спичками»). Сегодня работу с новыми текстами продолжает в «Особняке» Алексей Слюсарчук. А после того, как в яснополянской лаборатории фестиваля «Новая драма» 2007 года режиссер Владимир Михельсон сделал читку пьесы ростовчанина Сергея Медведева «Парикмахерша» и в ней участвовал питерский актер, ученик Льва Додина Анатолий Хропов, их моноспектакль по повести Юза Алешковского «Николай Николаевич» играется на площадке Театра.doc.
В 2003 году под патронажем фестиваля «Новая драма» и по инициативе Эдуарда Боякова в Петербурге прошел конкурс молодой драматургии — пьесы, отобранные экспертами, читало жюри и выбирало лучшие. Драматург Данила Привалов (он же режиссер Дмитрий Егоров), выигравший первый конкурс, сейчас пишет пьесы и ставит спектакли в театрах российских городов. Пьесы Привалова идут в Петербурге, Москве и в региональных театрах, а его спектакль по его же пьесе «Прекрасное далеко» в Алтайском театре для детей и молодежи (Барнаул) представит молодую российскую драматургию на висбаденской биеннале «Новые пьесы из Европы». Фестиваль курирует известный немецкий драматург Танкред Дорст, здесь проводятся семинары «Как написать пьесу» в том ключе и формате, который предлагает драматургам британский театр «Ройял Корт». В Висбадене были Владимир Панков со спектаклем «Красной ниткой» по пьесе Александра Железцова, «Кислород» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова.
Белорусский «Свободный театр». Основан в 2005 году.
В Белоруссии звеном «новой драмы» стал независимый «Свободный театр» Николая Халезина, который в этом году удостоен престижной театральной премии «Европа — театру». За несколько лет своего существования театр был участником всевозможных театральных смотров и фестивалей. Одноименный драматургический конкурс каждый год инициирует появление новых пьес талантливых драматургов. Именно с этим театром связан дебют Павла Пряжко.
«Ройял Корт», Александра Дагдейл и Татьяна Осколкова.
В 1999 году Татьяна Осколкова (в то время руководитель международного отдела «Золотой маски») предложила Александре Дагдейл (в то время — руководителю отдела искусств Британского Совета в Москве) представить в офф-программе «Золотой маски» британский театр. Дагдейл привезла гостей из лондонского театра «Ройял Корт».
Так, благодаря личному фактору, с «новой драмой» оказались тесно связаны «Золотая маска» и Британский Совет. А «Ройял Корт» участвовал в превращении «новой драмы» из отверженного театром кружка драматургов в международно известное явление.
Организаторы «Любимовки» попросили «ройялкортовцев» провести семинар уже творческий — для молодых драматургов. Итогом стала коллекция маленьких пьес «Москва — открытый город», шедшая сначала в клубах, затем — в Центре драматургии и режиссуры; часть этого спектакля — «Глаз» Максима Курочкина в постановке Владимира Мирзоева.
Затем были семинары по документальному театру, мастерская Стивена Долдри (фильмы «Билли Эллиот», «Часы»).
Летом 2006 года в Москве проходил фестиваль современной британской драматургии, и в числе прочего (скажем, Равенхилл читал собственную пьесу «Продукт») на нем был представлен проект театра «Трэверс» — Class Act. Вообще в театре «Трэверс» идет множество пьес про детей и подростков, а идея Class Act заключалась в том, чтобы дать шанс обычным детям попробовать написать пьесу. Руководили семинаром тольяттинцы Вадим Леванов, который и у себя дома много работает с подростковым творчеством, и Вячеслав Дурненков, а московские актеры и режиссеры делали читки коротеньких пьес.
Фестиваль «Новая драма». Ежегодно с 2002 года.
Придуман и учрежден в 2001 году продюсером и режиссером Эдуардом Бояковым и Еленой Греминой. Тогда Бояков был директором российского фестиваля и премии «Золотая маска», теперь он открыл театр «Практика» — площадку для постановки современных пьес и поддержки разных видов современного искусства, тренингов, семинаров и акций.
Фестиваль состоит из основной и специальной программ, которые за семь лет существования претерпели множество изменений. В «Новой драме» участвовали разные российские и зарубежные театры. Как правило, это спектакли по современным пьесам — самым «взрослым» участником программы была, пожалуй, Людмила Петрушевская с пьесой «Бифем», которую поставил ее сын Федор Павлов-Андреевич. Среди драматургов, громко прозвучавших в связи с «Новой драмой», — Лаша Бугадзе (Грузия), заключенная Екатерина Ковалева.
В 2007 году фестиваль, на котором широкая аудитория знакомилась не только со спектаклями по новым пьесам, но и с их авторами (программа «Утренний кофе с драматургом»), изменил формат. Его содержанием стали результаты подготовленных в усадьбе Ясная Поляна читок по десяти пьесам, выбранным экспертами на основе анализа крупных драматургических конкурсов в стране. В читках участвовали режиссеры и актеры из разных городов России, а результатом их стало то, что несколько пьес осели в московских и региональных театрах, а другие — в киностудиях.
Театр «Практика». Основан в 2006 году.
Театр под художественным руководством Эдуарда Боякова. В нем дебютировала как драматург Виктория Никифорова («Пьеса про деньги»), бизнесмен и писатель Игорь Симонов («Небожители»), идут пьесы Михаила Угарова, Вячеслава Дурненкова, Ольги Погодиной, Юрия Клавдиева, Владимира Сорокина. «Практика» строится вокруг современной драматургии, но не менее активна как синтетический культурный клуб с кинопоказами и лекциями, выставками современного искусства, поэтическими чтениями и рэп-концертами, семинарами по современному танцу и йоге. Одна из последних премьер театра — «Июль» Ивана Вырыпаева в исполнении Полины Агуреевой, номинированный в 2008 году на «Золотую маску».
В пространстве современной драматургии есть семинары с традицией — например, драматургический семинар в Щелыково, начавшийся с совместной инициативы американского театрального центра Юджина О’Нила и Союза театральных деятелей. В Щелыково устраивают читки на натуре и специализируются на том, чтобы учить драматургов писать пьесы. Участники щелыковской лаборатории часто были потом или одновременно и участниками «Любимовки» (как Клавдиев, например, или Дурненковы), но, как правило, театральную жизнь пьесам этих авторов давала и дает «Любимовка» — то ли потому, что у последней есть в качестве камерного, но сильного ресурса Театр.doc, то ли потому, что «Любимовка» меньше боится рисковать. Скажем, Василий Сигарев со своим «Пластилином» приехал на «Любимовку» после Щелыково с печальным опытом — его пьесу не стали читать публично, а вместо этого рассказали, насколько она отвратительна. После «любимовской» же читки, как известно, появился серебренниковский «Пластилин» — спектакль замечательный и знаковый для свого времени.
В Петербурге пытается реанимироваться «Домик драматургов» — творческое объединение драматургов, возникшее в 1995 году и проповедовавшее «бедный театр». Среди участников — Андрей Зинчук, Сергей Носов, Людмила Разумовская, Игорь Шприц, Александр Образцов. Сборник пьес, который «Домик» издает с конца 1990-х, называется «Ландскрона». Кроме того, блок читок и конкурс пьес в течение нескольких лет существовал и на фестивале им. А. Володина.
Из существующих премий — и московская «Премьера.txt», появившаяся года три назад и тоже пытающаяся создать свой круг драматургов и читок. Конкурс, который проводит театровед Ольга Новикова при СТД, с этого года получил куратора в лице Екатерины Нарши, намеренной проводить регулярные читки драматургов старшего поколения и сегодняшних. Началась эта инициатива с читки актерами пьесы самой Нарши о жизни и творчестве Марины Цветаевой.
Внушительный конкурс проводит и московский театр «Школа современной пьесы». «Действующие лица», спонсированные РАО ЕЭС России и являющиеся наследником «Антибукера», имеют свое представительное жюри, своих экспертов, прочитывающих феноменальное количество пьес за сезон, выходит сборник пьес-победителей. Кроме того, Иосиф Райхельгауз (а «Школа современной пьесы» превратилась в театр практически одного режиссера) ставит на своей сцене пьесы, победившие в конкурсе. Правда, за редким исключением («Русское варенье» Людмилы Улицкой) спектакли эти не относятся к разряду выдающихся, а само жюри «Действующих лиц» в прошлом году и вовсе опустило руки, не дав первую премию никому. На «Действующие лица», не имеющие ни возрастного, ни какого-либо другого ограничения, приходит феноменальное количество текстов.
Наконец, существует драматургическая номинация литературной премии «Дебют», которая тоже публикует тексты своих победителей и в которую как раз попадает хороший улов — интересные авторы и талантливые тексты. Из последних лауреатов драматургического «Дебюта» — пьеса «Соколы» Валерия Печейкина, близкого к ташкентскому театру «Ильхом».
Новая пьеса на российской сцене уже не редкость. Каждый год приносит новые имена. Есть авторы и режиссеры, которые ищут и хотят ставить неудобные, неправильные новые пьесы. «Новая драма» — уже движение, потому что собрала и собирает вокруг себя людей, пытающихся выразить свои впечатления от времени, в котором они живут сегодня. Ей не требуется пиар, вопреки устойчивым стереотипам, — не только потому, что пиар губит на корню любое хорошее начинание и в театре его нужно бежать как чумы. И не только потому, что «новой драме» не нужна большая сцена академических театров — во всяком случае, пока обычный российский зритель хочет видеть «энтертейнмент», а не всякую гадость. А просто потому, что на «новой драме» иногда рождаются маленькие и очень талантливые спектакли, которые больше говорят о времени, чем весь наш театр, вместе взятый. Это и есть зерно, смысл и роль сегодняшней «новой драмы». Это и объясняет, почему выбраны те, а не другие организации, семинары, люди и тексты для того, чтобы обрисовать «новую драму».
Пьесы, написанные не всегда по драматургическим канонам (драматургии как профессии у нас учит только Коляда), несут в себе энергию — и поэтому, вероятно, всегда находится кто-то, кто хочет с ними работать. В одном из интервью режиссер Андрей Могучий сказал: «Мне не нравятся тексты „новой драмы“, но мне интересны люди, которые ею занимаются, и их энергия». И это, в общем, ключ к пониманию ситуации, когда людям интересно на фестивале, у которого финансирование урезано до предела. Театр.doc тоже не финансируется государством, но туда ходят зрители, которым будет что сказать о начале 2000-х, потому что кое-что про фактуру и нерв своего времени они узнали и поняли здесь.