Что такое обмен мнениями диалог

Что такое диалог

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «диалог» широко используется практически во всех сферах жизни: в теории коммуникации (когда люди познают секреты общения), в философии, социологии, культурологии, политике, педагогике, журналистике, литературоведении и художественной литературе.

Данный термин возник не вчера: за ним стоит богатая традиция, уходящая корнями в доисторические времена.

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

По-видимому, диалог как способ поочерёдного получения и воспроизведения информации обо всём сущем лежит в основе мироустройства. Попытаемся рассказать об этом уникальном явлении самое главное.

Диалог — это.

Слово «диало́г» происходит от греч. Διάλογος — «беседа, разговор». Если перевести два корня этого термина по отдельности, получится интересный вариант его трактовки: «двойное знание, мысль на двоих», близкий к основному значению термина.

В общем смысле диалог – это обмен высказываниями между двумя лицами, сторонами, столкновение двух точек зрения, которые могут быть сформулированы в виде вопросов, ответов, отдельных реплик.

Виды диалога

Выделяют следующие разновидности:

При равноправном диалоге стороны выступают в равных долях, и их мнение имеет одинаковую ценность. К равноправному диалогу стремятся дипломатические послы крупных мировых держав.

Но куда лучше ситуация, когда они настроены на структурированный диалог, который является основой миротворческих миссий.

Диалог в вопросах нередко встречается в поэтической речи, характерен для восточной лирики, творчества латиноамериканских писателей.

В бизнес-кругах и политической сфере активно фигурирует такое понятие как «конструктивный диалог». Оно означает настроенность сторон на конкретный результат.

Например, на круглом столе, посвящённом защите окружающей среды в крупных промышленных городах России, хорошо было бы не просто поговорить о серьёзности проблемы, а принять чёткие решения, направленные на её немедленное решение.

Руководитель совещания имеет право призвать участников к конструктивному диалогу.

Диалог в философии

Первые диалоги были обнаружены в памятниках шумерской письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Диалогические структуры встречаются в древнейших гимнических произведениях Индии «Ригведе» и «Махабхарате».

В 5 веке до н.э. к созданию диалогов как жанра античной философии приступил древнегреческий мыслитель Платон. Античный мир принял платоновские диалоги как образец жанра, получившего самое широкое распространение.

В диалогах Федра, Ксенофона, Аристотеля, Цицерона, Лукиана, а позже – Фомы Аквинского различные вопросы жизни рассматриваются в столкновении нескольких точек зрения.

В 17 веке во Франции философскими диалогами прославился Фонтенель. В Германии Виланд придал жанру ироническое звучание. На рубеже 19-20 веков в России теорию диалога разработал М.М.Бахтин.

В широком смысле учёный рассматривал диалог как одну из основ мироустройства, в результате которой всё живое взаимодействует, двигаясь навстречу новым формам и сторонам жизни.

Всё построено на вопросах и ответах. Благодаря способности человека задумываться над чем-то новым и постепенному осмыслению получаемой информации мир движется вперёд, рождая неожиданные запросы и ответные решения.

В узком смысле Бахтин трактовал диалог как событие общения.

Диалог и стили речи

Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.

С точки зрения языка, удобно рассмотреть диалоговые проявления в разных стилях речи. Напомним, что традиционно выделяют 5 стилей:

В разговорной речи диалог представить легче всего. Это дружеская беседа, спор, бытовой обмен этикетными или ситуативными репликами (например, при встрече знакомых на улице, в магазине, общественных местах).

Письменный диалог принимает форму живой или электронной переписки. Это и обмен записочками, оставленными на холодильнике или зеркале, и милая болтовня в мессенджере.

В официальной обстановке диалог представляет собой обмен документами. Письменный ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, — это взаимодействие разных инстанций, организаций, учреждений, физических или юридических лиц.

Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.

В публицистике диалоговое начало несёт в себе полемика (что это такое?). Полемичность – важная черта информационного сообщения, основной целью которого считается воздействие на читателя или слушателя.

Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.

В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.

О диалоге в художественной литературе стоит сказать отдельно.

Диалоги в литературе

В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом, устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.

Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы. Он является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.

В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Ф.М.Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.

Заключение

Диалог – это основа мышления (внутренний диалог), речи (что это?), всех процессов, связанных с познанием мира.

А ещё это умение общаться, то есть не только говорить от первого лица, но и внимательно слушать, что сообщает тебе собеседник.

Это почтительное отношение ко всем, кто живёт на планете, и умение договариваться с ними, бесконечно познавая что-то новое и радуясь своим открытиям.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Уже жду, когда в комментарии набегут гении из вконтактика и будут ловить ассоциации только с диалогами оттуда.

Вообще если рассматривать диалоги в литературе, то я в последнее время у современных писателей заметил тенденцию скидывать на диалоги всю ответственность за продвижение сюжета. Мало того, что выглядит глупо, так еще и оформлено еще обычно в кривой манере

По идее, диалог это разговор двух человек между собой. У одного своя мысль, у другого своя. Может даже в ходе диалога они найдут какой-то консенсус и придут к общему решению. Но, с другой стороны, как можно понять «Театр одного актёра», где один актёр выступает на сцене и произносит различные диалоги?

Источник

Диалог

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Всего получено оценок: 364.

Всего получено оценок: 364.

Каждый человек должен знать, что такое диалог, так как он является основной формой связной речи. С помощью диалога люди могут обмениваться друг с другом информацией.

Определение

Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.

Термин «диалог» пришел из греческого языка, где слово «dialogos» обозначало беседу.

Являясь чередованием реплик, диалог служит одной из форм связной речи.

Особенности

Диалогическая форма речи характерна как для устной, так и для письменной речи. Диалог часто используется в разговорном функциональном стиле, а среди книжных – в художественном, так как диалог ярко и подробно передает мировоззрение персонажей и конфликт между ними.

Диалогическая речь тесно связана с разговорным функциональным стилем. В связи с желанием быстро передать информацию адресату диалог отличается краткостью реплик: часто употребляются неполные и простые предложения, а также слова-предложения. С развитием диалога участниками опускается вся сказанная ранее информация, реплики наполняются только новыми рассуждениями и мыслями.

Сравним два варианта текста:

Данные примеры подчеркивают стремление участников диалога использовать минимальное количество языковых средств, которые в свою очередь способны дать полную информацию для понимания. Первая реплика несет в себе максимальную информацию об объекте беседы, все последующие реплики обычно понимаются лишь в определенном контексте.

Диалогическая форма речи обычно свободна от книжных норм. Это связано со спонтанностью и непринужденностью речи участников диалога.

Диалогическая форма речи минимально состоит из двух реплик. Так называемые микродиалоги реализуются через реплику-стимул (открывает диалог) и реплику-реакцию (ответная реплика).

Несмотря на то что минимальным является диалог с двумя репликами, в такую форму общения могут вступать несколько человек. Ошибочным является мнение о том, что диалог – это беседа только двух лиц.

Реплики участников диалога тесно связаны друг с другом в содержательном плане. Объектом беседы двух или более человек является один и тот же предмет, о котором собеседникам известно до начала диалога или становится известно во время диалога.

Способы оформления

Самым частым способом оформления диалога в письменной речи является то, что каждая реплика двух или более участников начинается с новой строки с помощью знака тире.

Важной особенностью является то, что диалог может предполагать авторскую речь, а может и не предполагать. Если авторская речь присутствует, то диалог оформляется так же, как и прямая речь, только без использования кавычек. Значит, схемы оформления диалоговой формы с авторской речью следующие:

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Что мы узнали?

Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией.

Источник

10 примеров диалогов между двумя людьми (исправлено)

диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..

В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..

Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.

Примеры диалога между двумя людьми

Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

Формальный диалог

-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

-Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?

-Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.

-Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

-Клиент: Большое спасибо.

Дружеское общение

— Альберто: Привет, Марта, как ты??

— Марта: Очень хорошо! Как ты?

— Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

— Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

— Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

— Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.

Вежливый диалог

— Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

— Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

— Библиотекарь: Какая тема?

— Пользователь: Автомобиль, я хочу исправить свою машину.

— Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.

— Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.

— Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.

Диалог между друзьями

— Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

— Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

— Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

— Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

Диалог между знакомыми

— Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

— Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

— Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

— Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

— Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

— Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

Диалог между друзьями

— Фелипе: Привет, Педро!

— Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

— Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

— Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

— Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

— Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

— Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

— Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

Повседневный диалог

— Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

— Мария: почему? Куда мы идем?

— Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

— Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

— Мария: мой рождественский подарок?

— Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

Формальный диалог

— Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

— Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

— Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

— Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

— Ученик: Спасибо большое, учитель.

Полуформальный диалог

— Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

— Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

— Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

— Ана: Нет. Сколько я ему должен??

— Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

Диалог между незнакомцами

— Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

— Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

Источник

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Определение и функции

Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.

Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.

Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.

В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс. В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы. На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.

В современной практике понятие выступает в роли философского или литературного жанра, используется как коммуникативный или педагогический метод, а также представляет собой социальный инструмент.

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.

Виды и уровни общения

В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях. В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации. Для делового уровня свойственны другие черты:

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.

Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.

Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды. Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики). Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной. Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.

Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.

В интервью одна из сторон представляет собой первичный источник информации, которая узнается собеседником посредством целенаправленно задаваемых вопросов.

Формы выражения

Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.

В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре. Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку. Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.

Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.

Кроме того, выделяют диалоги публичные и «с глазу на глаз». В первом случае не удается сказать оппоненту то, что было бы допустимо наедине. Здесь важно умение убеждать не только собеседника, но и остальных присутствующих, используя железную логику и способность отстаивать свою позицию.

К публичным беседам готовятся заблаговременно, если известна тема обсуждения. Рекомендуется составить план утверждений и опровержений. Постепенно можно дописать какие-либо факты, тезисы, а также изучить специальную терминологию.

Манера речи

Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.

Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.

Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.

Источник

Формы речевого общения

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом потоке коммуникация характеризуется активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называется монологической. Речь считают диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации.

Диалогом (от греч. dialogos – разговор, беседа) называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляется монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий при числе участников речевого общения, большем двух.

Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения. Генетически он восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Информативная полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами ситуативной обусловленностью.

Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи (неполный стиль произношения, своеобразный синтаксис, ситуативные лексические новообразования).

К основным языковым особенностям диалога относятся:

— наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

— синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

— обилие вопросительных и побудительных предложений среде стимулирующих реплик.

Выделяют следующие типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог; диалог – обмен мнениями с целью принятия решения/выяснения истины; диалог, имеющий целью установление/регулирование межличностных отношений; праздноречивый диалог, внутри которого выделяются в качестве подтипов эмоциональный, артистический и интеллектуальный диалоги.

Информативный диалог обычно состоит из вопросно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации.

Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение.

Диалог – обмен мнениями – это обычно спор, дискуссия. Оба собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных взглядах коммуникантов на проблему.

Диалог, ведущийся с целью установления/регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием первого являются искренние признания, второго – взаимное выяснение отношений.

Праздноречивый диалог направлен или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), или на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот или на информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор).

В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы. Вопросы классифицируют следующим образом: уточняющие и восполняющие; простые и сложные; корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные и провокационные.

Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет».

Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему».

Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.

Корректные вопросы основываются на истинных суждениях. Некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях.

Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или явное подстрекательство к неверным действиям собеседника.

Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные.

Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения.

Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются.

Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах. Негативные ответы выражают отказ отвечать на поставленный вопрос по той или иной причине (некомпетентность, соображения этического характера и пр.).

Диалог – сложно организованная целостная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Даже при смене говорящих или подключении новых участников в процессе разговора обычно не возникает ни смысловых разрывов, ни сколько-нибудь значительных пауз. Собеседники прекрасно понимают друг друга: Предугадывают окончание реплик, осуществляют передачу слова конкретному лицу, предотвращают сбои в развитии разговора и исправляют нарушения. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которое известны говорящим и регулярно используются в разговоре.

В основе смены говорящих лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Если первая реплика – вопрос, вторая – обязательно ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д. Этот организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, на основе которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.

Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть фото Что такое обмен мнениями диалог. Смотреть картинку Что такое обмен мнениями диалог. Картинка про Что такое обмен мнениями диалог. Фото Что такое обмен мнениями диалог

Общие правила диалога таковы:

получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

— вопрос требует ответа;

— повеление требует ответа действием или словом;

— повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием – отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

Таким образом, рекомендуемым способом действия получателя является:

— умолчание, если нет вопроса;

— ответ словом, если нет побуждения;

— пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;

— действие, если нет специального побуждения к бездействию.

При выборе ответа надо помнить, что повествовательные высказывания противопоставляются вопросу и побуждению, но похожи на них в структурно-функциональном отношении, поскольку у повествовательных высказываний нет обязательного ответа в виде какой-либо реплики или действия. Вопрос и побуждение, напротив, строго различаются по созданию ответной реплики.

На основе современных исследований установлены правила сочетания речевых актов – парадигмы последовательности речевых актов. Они реконструируются на основе анализа характерных речевых фрагментов в естественных условиях. Исходя из представления о возможных целях участников моделируются типовые последовательности речевых актов и общие схемы течения диалогов разного типа (совещательных, аргументативных, конфликтных).

Нередко более удобным способом выразить коммуникативное намерение является косвенный речевой акт, т.е. такой речевой акт, в котором цель высказывания не совпадает с формой предложения. Особенно часто косвенным речевым актом выражают побуждение, прежде всего вежливое. Так, попросить что-либо можно с помощью вопросительного предложения: Нет ли у вас этой книги? Высказывания с косвенно выраженным коммуникативным намерением часто получаются из предложений со словами «зачем» и «почему»: Зачем ты переделал этот фрагмент? Он уже готов! или Почему ты так со мной разговариваешь? Это не вопросы, а выражения протеста, несогласия. Косвенный речевой акт часто используется, чтобы выразить возражение или отказ выполнить просьбу.

В связном диалоге смысл предложения взаимодействует не только со смыслом предыдущего предложения, но и с коммуникативным намерением предыдущего высказывания, в частности с условиями его успешности: Что он делает? – Передвигает мебель. – Зачем? – Я тоже этого не знаю. Слово тоже – реакция говорящего на условие успешности вопроса («спрашивающий не знает ответа»). Если собеседник не может правильно отреагировать на намерение говорящего, говорящий терпит коммуникативную неудачу.

Диалог – это совместная деятельность участников, имеющих некоторую общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников – так называемых коммуникативных максим П. Грайса:

Максима кооперации составляет основу коммуникации. Она предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Собеседники могут выражать несогласие, спорить, но они должны включаться в разговор таким способом, который соответствует его общей линии и целям. Это общее положение конкретизируется остальными максимами.

Максима количества. Каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации.

Максима качества предписывает правдивость высказывания. Эта максима нарушается, если человек намеренно лжет или коммуницирует таким образом, который не соответствует его истинным целям/

Максима релевантности. Согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора/

Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий. Нарушение коммуникативных максим всегда связано с намерением оказать определенное воздействие на слушающего. Когда какая-либо максима нарушается, партнер приписывает сообщению Некоторое дополнительное значение, которое согласует аномальную реплику с максимой. Говорящий предполагает знание партнером правил, позволяющих понимать и объяснять нарушение коммуникативных максим. Этот механизм обеспечивает использование всевозможных непрямых утверждений, важных с точки зрения так» тики разговора, в частности соблюдения правил вежливости. Так на вопрос Сколько рублей это вам стоило? можно услышать Достаточно. Ответ нарушает максиму количества и рассчитан на то, что адресат установит не выраженное прямо значение сказанного Это вас не касается.

Максимы Грайса – не единственные правила, по которым строится диалог. Так, известный автор учебника «Теория риторики» Ю.В. Рождественский приводит следующие законы, которым подчиняются диалоги:

закон времени – бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

закон аудитории – бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

закон компетентности аудитории – бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот);

закон уместности – организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога. На характер протекания диалога оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются на выборе темы, языковых средств, позиции в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Вследствие того что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога – врачебные, театральные и академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д. Общение между группами может быть затруднено языковыми и коммуникативными барьерами. Возможности взаимопонимания ограничиваются также социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и действии, «социальной символизацией», сигнализирующей о принадлежности человека к определенной группе. С этим связано решение ряда практических проблем – проблем эмиграции, специфических трудностей межкультурного взаимодействия в многонациональных государствах и пр.

Монолог – форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Иногда монолог определяют как интраперсональный речевой акт. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Это дало основание известному лингвисту Л.В. Щербе предположить, что она производна от диалогической.

Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение).

По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию; эти ее особенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т.п.).

В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик; композиционную сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.

Классифицировать монологи можно по цели высказывания (в.В. Виноградов):

монолог убеждающей окраски – примитивная форма ораторской речи;

монолог лирический – речевая форма изъявления переживаний и эмоций;

монолог драматический – сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом другим системам психических обнаружений – путем мимики, жестов пластических движений и т.п.;

монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение.

Возможна классификация монологов по другим основаниям:

по времени подготовки – монологические сообщения могут готовиться заранее (время на подготовку практически не ограничено), а могут быть и неподготовленными;

по содержанию сообщения – монологи разделяются на сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; сообщения, в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме;

по форме сообщения и по самостоятельности ее порождения выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения, конструируемые полностью самостоятельно;

по установке на воспроизведение различают сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; сообщения без установки на воспроизведение монолога. Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две большие группы таких связей: построенные по типу зацепления и построенные по типу повтора.

Зацепление – такая форма связи, при которой какой-либо элемент одного предложения указывает на элемент другого предложения, «зацепляется» за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому.

Существуют следующие типы зацепления: грамматические зацепления и лексические зацепления; анафора и катафора.

Грамматические зацепления – это субститут (заместитель), отсылочные слова, эллипсис и др. Лексические зацепления – вводные слова (во-первых, во-вторых и т.п.) и адресные отсылки (не к фразе, а к части текста).

Анафора – отсылка к ранее сказанному; осуществляется многими способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, использование союзов (итак, иначе говоря, вместе с тем)> указательных и притяжательных местоимений (этот, эти. такой, такие).

Повторы – второй тип межфразовых связей. Они могут быть лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими. В классической риторике выделяют такие типы повторов, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в разных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне – обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени убывание – возрастание).

Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методом изложения материала. Выделяют следующие методы:

индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);

дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);

метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;

концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);

ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);

исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Еще В.В. Виноградов писал, что «свободное владение формами монологической речи – искусство, хотя, как и всякое искусство, у отдельных субъектов оно может обращаться в трафарет» (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1969). Поэтому обучение монологическому высказыванию происходит целенаправленно, тогда как диалогической речью человек овладевает \ спонтанно. Одной из первых наук, которая заинтересовалась проблемами построения монолога, была риторика. Изучая правила построения текста, риторика выделяла пять элементов, из которых складывались создание монологического высказывания: inventio – «изобретение», dispositio – «расположение», elocutio – «словесное выражение», raemoria – «запоминание» и pronuntiatio – «произне сение». По предложенной Квинтилианом схеме любая монологическая ораторская речь должна была состоять из следующих частей: обращение; наименование темы; повествование (история вопроса); описание – его состояние на текущий момент; доказательство; опровержение (возможных доводов противника); воззвание; заключение.

Классическая риторика большое внимание уделяла логической выстроенности речи, убедительности аргументации и ориентировалась прежде на публичные выступления ораторов. Данные психологии и практика наших дней показывают недостаточность такого подхода. Предметом интереса современной риторики становятся не только трибунные речи, но и широкий спектр форм коммуникации: публичные выступлении на митингах, многолюдных собраниях, участие в теле- и радиопередачах «на весь мир», выступления на деловых совещаниях и научных конференциях. Поэтому речь не может оцениваться с точки зрения аргументированности, логичности, как некоторое одномерное явление. Ситуация речевого общения представляет сложное системное образование со многими входящими в него элементами. Особенностью нового подхода можно считать кардинальный поворот к коммуникативной стороне речи. Разрабатываются также техники манипулирования собеседником (его запугивание, увещевание, введение в заблуждение, приманивание, лесть, эмоциональные призывы и т.п.) Техника убеждения слушателя или собеседника в своей правоте – предмет полемики.

Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стремятся прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Полемика преследует цель одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно классифицировать по нескольким основаниям:

число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;

цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо,спор для победы, спор ради спора;

социальная значимость предмета спора (актуальность проблемы): спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;

форма проведения спора: устный спор, характеризуемый непосредственным общением спорящих, ограниченностью спора во времени и замкнутостью в пространстве, большой ролью внешних и психологических моментов; письменный спор, характеризуемый опосредованным общением спорящих, большой продолжительностью во времени, ведением через разные каналы (например, несколько печатных источников); письменный спор более пригоден для выяснения истины, но иногда за его ходом трудно следить;

подготовленность спора: организованные споры, которые планируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;

степень организованности: сосредоточенный спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят, служит для его защиты или опровержения; бесформенный спор, в процессе которого меняется ряд тезисов, основной тезис забывается.

Существуют два способа подтверждения собственной правоты; убеждение, связанное с воздействием на эмоции человека, и доказательство, базирующееся на логике.

Убеждение. Выделяют следующие разновидности человеческих желаний, к которым следует апеллировать с целью одержать победу в споре: физическое благополучие (самосохранение); экономические интересы; общественные интересы (семья, репутация, авторитет); развлечение; чувство собственного достоинства; истина и право.

Однако на эмоциональную составляющую человеческого восприятия нельзя воздействовать бездумно. Существуют правила применения психологических доводов:

необходимо сочетать мотивацию с другими элементами подтверждения собственной правоты;

мотивация должна соответствовать аудитории и ситуации; «ф. требуется развитие мотивации при помощи конкретных примеров и повторений;

следует избегать пошлых, слишком явно апеллирующих к чувству призывов.

Доказательствологическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. По способу ведения различают прямые и косвенные доказательства, по форме умозаключения, в которой совершаются доказательства, – индуктивные и дедуктивные.

Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации.

является суждением ясным и точно определенным;

остается тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего доказательства;

не содержит логических противоречий;

не находится в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее;

не является суждением очевидным, так как то суждение, которое достоверно само по себе, не требует доказательств;

определяет собой весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовал оси доказать.

Аргументсоставная масть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения. Самым верным и неопровержимым доводом является совокупность относящихся к тезису фактов и событий. В тех случаях, когда не имеется возможности подтвердить истинность или ложность тезиса непосредственно фактами, в обоснование тезиса приводятся мысли, истинность которых проверена и доказана на основе доказательства или общественной практикой. Основное требование, которое предъявляется к каждому доводу, – его доказанность, истинность, т.е. соответствие предметам и явлениям объективной деятельности.

Аргументы бывают следующих типов:

сильные аргументы – не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание (точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них; законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни, и др.);

слабые – вызывают сомнения оппонентов (выводы из неполных статистических данных, умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего, и др.);

несостоятельные – позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их (суждения на основе подтасованных фактов и др.)

Демонстрациялогическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса. Под демонстрацией понимается и совокупность логических правил, используемых в доказательстве. Применение их обеспечивает последовательную связь мыслей, которая должна убедить, что тезис необходимо обосновывается доводами и поэтому является истинным.

Для того чтобы доказательство завершилось успехом, в процессе обоснования истинности тезиса надо соблюдать правила доказательства:

Правило Гомера. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – один самый сильный. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение;

Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному вопросу следует поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *