Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов

Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение

Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.

Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.

Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.

Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.

Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.

Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.

Вариант 2

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.

Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.

Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».

Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?

Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.

Сочинение Обломов и обломовщина

В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.

Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.

Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.

Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.

На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.

Также читают:

Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов

Популярные сегодня темы

В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.

Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

Центральное место в картине занимает вереница кораблей. Две большие ладьи, заполненные людьми, изображены на переднем плане. Остальные суда небольшими пятнами виднеются вдалеке

Мне уже пятнадцать лет. Я уже не ребенок, но и взрослым меня назвать еще нельзя. Про таких как я говорят тинэйджеры или подростки.

В живописи есть отдельный жанр, который называется импрессионизмом и он заключается в том, чтобы передать впечатление от чего-либо. Художник, который работает в этом жанре

Источник

Что такое “обломовщина”?

И. А. Гончаров написал свое самое известное произведение, вошедшее в золотой фонд литературы, обо всем русском народе. «Обломов» – это роман о «лишнем человеке», который чист душой, но совершенно потерян для общества. Он не способен принести пользы не потому что ничего не умеет, а потому что само общество провоцирует его на протест. Важно понимать, что такое обломовщина, чтобы в полной мере разгадать смысл произведения.

Обломовщина в произведении

В романе впервые слово «обломовщина» звучит из уст Андрея Штольца. Позже его будет часто употреблять и сам Обломов, описывая свою жизнь. Страшное влияние этого явления автор описывает на примере главного персонажа – Ильи Ильича Обломова. Уже с самого начала читатель видит героя за его любимым занятием – лежанием на диване. На атмосферу полного безделья Обломов променял всю свою жизнь. Обломов заявляет, что барин не должен ничего уметь делать, он считает это нормальным и правильным. его главными друзьями становятся диван, халат и тапки. Вся жизнь персонажа превращается в одно сплошное лежание. Обломовщина – прямой символ полной апатии к жизни и огромной лени.

Обломовщина как протест

Существует мнение, что обломовщину можно трактовать как форму протеста. Так ли это на самом деле? Изначально Обломов обладает чистой и светлой душой. Он не является злодеем или подлецом. Отказ от общества, в котором ему не нашлось места, выразился у Ильи Ильича в пассивном проведении собственной жизни. Чувство свободы, которое Обломов получил в детстве не нашло выражения во взрослой жизни. Он пытался учиться и работать, но увидел в мире только бренность.

Служба оказалась для него бестолковым перекладыванием бумаг, а общество – сборищем меркантильных и чуждых идеалам людей. Мир не принял Обломова или Обломов не принял мир – так или иначе, герой был разочарован в этой жизни и обломовщина стала его пассивным протестом против жизненного уклада. Смысл понятия «обломовщина» – в сознательном отказе от нормальной человеческой жизни. Вот только обломовщина поглотила героя настолько, что он стал врагом сам себе – он разучился принимать решения, думать и жить по-настоящему.

Обломовщина как собирательный образ барской жизни

В своем произведении Гончаров с помощью собирательного и утрированного образа обломовщины описал типичную жизнь барской жизни. На фоне эпохи, когда Россия претерпевает большие изменения в общественном укладе, в самом строе жизни, такая картина кажется особо страшной. В таком явлении, как обломовщина, Гончаров выразил одну из отрицательных черт русской натуры. В погоне за бездельем, человек способен потерять себя и остаться наедине со своей ленью. Значение обломовщины заключается в том, что лень съедает человека, как ржавчина железо, превращает его в бесполезную биологическую массу, в лишнего для общества человека.

Обломовщина – явление, которое присуще некоторым людям не только во времена жизни И. А. Гончарова. Конечно, в произведении данное явление носит утрированный характер. Но если внимательно взглянуть на современное общество, в нем можно найти черты обломовщины. Лень захватывает души современных людей, и каждому из нас важно обратить внимание на собственную жизнь, спросить себя – «а не похож ли я на Обломова?», «не превращается ли моя жизнь в обломовщину?». Лень и апатия – враги человека, которых нельзя пускать в свою жизнь, и мы ясно видим это на примере жизни Ильи Ильича Обломова.

Источник

Что же такое обломовщина? по роману Обломов (Гончаров И. А.)

Именно она и показана в лице главного героя. Обломов в молодости не отличался от других, но со временем из-за жизненных трудностей и обстоятельств отчаялся, потерял цель и погрузился в обломовщину. И вытащить Илью Ильича пытается лишь его друг Андрей Иванович Штольц, который не теряет ни дня. Он впервые и произносит само слово «обломовщина» во время спора с барином. Так что же Штольц имел в виду, назвав так жизнь Ильи Ильича.

Обломов живет в «царстве дивана и халата», а самая большая его печаль — не попасть ногами в тапочки. Целые дни Илья Ильич лежит, строит планы и мечтает о жизни в своей деревне Обломовке. Там он провёл детство и юношество. В этот период и формируется характер человека. Я думаю, что именно детство и юношество барина, проведенное в своей деревне, оказало влияние на стиль его жизни. Ведь сама Обломовка — царство лени, тишины, неподвижности: «. всё дышало той же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». В детстве за Илюшей бегали слуги, мальчика все ласкали, он рос в тихой, спокойной, тёплой семейной атмосфере. В связи с этим Обломов стал несамостоятельным и неспособным принимать какие-либо решения. Когда ему настала пора идти учиться, Илья делал это со слезами, а родители время от времени придумывали отговорки, чтобы не пускать сыночка в пансион. Прошли года, родители Обломова умерли, сам он уехал в город, и имением стало некому управлять. Илья Ильич хотел собраться и навести порядок в деревне, но из-за воспитания не смогу справиться с жизненными трудностями, потерял надежду и так остался лежать на кровати сутки напролет. Таким образом, обломовщиной можно назвать воспитание человека, при котором он не может самостоятельно принять решение, ищет предлоги, чтобы отказаться от дела, живёт спокойной и размеренной жизнью. Происходит деградация личности.

Во-вторых, обломовщиной можно назвать всё, что человек обещал, но не сделал, что хотел всем сердцем, но забросил. Это такая болезнь, которая зародилась внутри индивида, которая прогрессирует, и от которой практически невозможно найти вакцину! Яркий тому пример — отношения Илья Ильича и Ольги Ильинской. Штольц знакомит их намеренно: он уверен, что любовь — есть вакцина от той самой обломовщины. Действительно, Илья Ильич и Ольга, увидев друг друга, влюбляются и проводят много времени вместе. Они гуляют по парку, пишут друг другу письма, обедают и ужинают за одним столом. Но Обломову и Ольге не суждено быть вместе: обломовщина оказалась сильнее любви. Ольга пытается изменить жизнь барина, и поначалу у неё это получается. Илья Ильич меняется до неузнаваемости: он меньше спит, начинает читать, ходит на прогулки. Но барин быстро устаёт от такой жизни. Он начинает врать, ленится, делает все, лишь бы никуда не ходить. Ольга снова и снова пытается поднять Илью Ильича, но тщетно. В конце концов она понимает, что жизнь с ленивым Обломовым — лишь существование: «Ты засыпал бы с каждым днём всё глубже и глубже, не правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом Масленицы [. ] вот наше будущее, да? Разве это жизнь? Я засохну, умру. «. Таким образом, нельзя просто так избавиться от обломовщины. Нужна сила воли, необходимо терпение и наличие желания. Илья Ильич не обладал этими качествами. Он трусит перед трудностями и выбирает лежачий образ жизни, который в дальнейшем его и погубил.

Мне кажется, что обломовщина отражает множестве пороков. Своим романом Гончаров хотел показать, к чему приводит бездеятельность и лень. Я думаю, что обломовщина в малой степени есть в каждом человеке. Но нельзя давать ей развиваться! Необходимо постоянно совершенствоваться и идти вперёд к намеченной цели.

Источник

Обломов и обломовщина

В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.

Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.

В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.

Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.

Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».

Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом теле – здоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.

В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».

Маленький Илюша научился избегать трудностей, не желая их преодолевать: он хитрил, использовал всякую возможность, чтобы пропускать занятия в пансионе Штольца, чему с радостью потворствовали родители. К труду в доме, даже по самообслуживанию, привычки не приобрёл, благодаря крепостному праву: за барина всё делали слуги. Усердия в учёбе также не проявлял, домашние задания и переводы вместо него выполнял друг. Обломов настолько привык к опеке Андрея, что и в тридцать, и в сорок лет продолжает ждать от него помощи. Штольц приводит в порядок его хозяйственные дела в имении, строит дом, а потом и сына Ильи Ильича будет воспитывать.

Привычка к покою привела к духовному застою и нежеланию идти вперёд, узнавать новое, хотя образование Обломов всё-таки получил и мог бы принести пользу обществу. Однако позже, живя в Петербурге, он начинает тяготиться службой, его угнетает необходимость ежедневно вставать с дивана, идти на работу. Труд становится невыносимым препятствием: «Разве это жизнь? Когда же жить?» Эти вопросы были отчаянным возражением Щтольцу, который напоминал, что «труд есть главная цель и смысл жизни». Обломов вынужден признать свой образ жизни не движением вперёд, а угасанием, которое у него, по сути дела, началось с детства. Однако бороться с собственными убеждениями и привычками он не хочет и не может, оправдываясь тем, что не один он такой: «Наше имя – легион». Но даже слуга Захар, рассуждая сам с собой о барине, произнес однажды: «Зачем родился, если и жить лень?»

Нельзя сказать, что никаких попыток изменения жизни Обломов не предпринимал вообще, его к этому подталкивал друг. Штольц одним словом «обломовщина» определил духовное, физическое и общественное положение Ильи Ильича, призывая его не угасать и «не погребать себя заживо». Он предлагает другу перестроить свою жизнь и просит нарисовать будущее, каким оно представляется Обломову. Но и в мечтах этот человек рисует только праздную жизнь с отдыхом на природе, прогулками, беседами за чаем. Причём всё сопровождается обильной едой, а обслуживает его и гостей множество слуг, то есть идиллия эта есть обновлённое, слегка изменённое повторение родной Обломовки. Илья Ильич так и не смог сделать необходимых выводов, проанализировать современную ситуацию, составить для себя целостное представление об окружающей действительности и найти своё место в реальном мире, а не в мечтах.

Обломов не способен отстаивать свои интересы и нужды, поэтому он не смог бы заботиться о семье, обустраивать жизнь с любимой женщиной. Это невозможно, в любви он так же несостоятелен, как и во всём другом. Да и не была та жизнь, к которой призывала его Ольга Ильинская, идеалом для Ильи Ильича. Он только вздыхал от беспокойных мыслей и тех помех собственному покою, какие появлялись в связи с любовью: они были для него ненужными подвигами. Поэтому он расстаётся с Ольгой и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной, которая все заботы взяла на себя. Началось тихое, спокойное, размеренное существование, очень напоминающее детство в Обломовке, и это принесло, наконец, успокоение. Жизнь больше «не трогала» нашего героя: победил сон души, победила «обломовщина».

Наверное, есть у Обломова и «обломовщины» свои сторонники и защитники. Ведь Илья Ильич имел «прекрасную, чистую как хрусталь душу»; он оставался верен патриархальному укладу жизни дворянского сословия, любил своих родителей, честных, простых, сердечных людей, и хранил память о них; он никому не причинял зла и не растратил свою душу «на мелочи»; он сохранял национальные традиции и культуру. По сути, Обломов стремился избежать суеты и чрезмерной, иногда неестественной жажды деятельности. Но это стремление вызвало сон души и привело к отказу от реальной жизни.

Заслуга И.А.Гончарова перед русским обществом не только в том, что он создал правдивую картину действительности, но и в том, что изображённое писателем явление заставляет задумываться о влиянии «обломовщины» на каждого человека, не зависимо от эпохи и принадлежности к какому-либо сословию. Об этом говорил и Н.А.Добролюбов в своей статье по роману «Обломов»: «Обломовщина никогда не оставляла нас. ». Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, совершенно закономерно продолжил галерею «лишних людей». Подобно Онегину, Печорину, Бельтову, герой Гончарова «заражён» неумением найти себе дело в современном ему мире; свои мечты и планы он не способен воплощать в жизнь.

Путь Обломова тупиковый: служить он не может, так как не желает недостойными средствами добиваться продвижения по службе; бывать «в свете» или действовать ради общественных интересов не хочет, так как ему лень и по натуре он не борец. Низкопоклонство, угодничество, неискренность или нечестность, корыстолюбие отдельных личностей мешают общению Обломова с другими людьми, не способствуют дружбе с ними. Это наводит тоску, удручает и тяготит его чувствительную натуру, что вызывает желание самоустраниться, жить замкнуто, уединённо, всё больше ощущая свою ненужность, бесполезность и одиночество. Типичный комплекс «лишнего человека» в Обломове приобретает парадоксальность, так как приводит не только к отрицанию существующей действительности, но и к гибели личности. Герой стремился «отгородиться» от реальности, спастись хотя бы грёзами, уходя в мир мечты или в сон, а ушёл из жизни вообще.

Конец романа нельзя назвать пессимистическим, потому что автор показал возрождение и продолжение жизни через перспективы, открывающиеся перед сыном Обломова, воспитанием которого занимаются Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Хочется верить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» сослужил человечеству хорошую службу и будет полезен ещё многим поколениям.

Источник

Специфика имен нарицательных, или что такое обломовщина?

Меню статьи:

Даже люди, не читавшие роман «Обломов», принадлежащий перу Ивана Александровича Гончарова, знают, что такое обломовщина. Имя нарицательное, которому посвящена эта статья, произошло из фамилии героя вышеназванного произведения.

Роман «Обломов» писатель закончил в 1847–1859 годах. В 1859 году «Обломова» опубликовали. На самом деле, текст – вместе с романами «Обыкновенная история», а также «Обрыв» – составляет литературную трилогию.

Дорогие любители классики! Предлагаем вашему вниманию характеристику Агафьи Пшеницыной в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Смысл обломовщины трудно объяснить без обращения к сюжету романа, потому что это нарицательное слово родилось из описания образа жизни главного героя произведения. Порой обломовщина отождествляется с худшими проявлениями декаданса, но, по сути, – это выражение симптома эпохи.

Обломовщина в контексте сюжета романа Ивана Гончара

В центре повествования – жизнь некоего помещика, который проживает в Санкт-Петербурге в компании верного слуги. Образ жизни главного героя романа – Илья Ильича Обломова – отличается крайней малоподвижностью, пассивностью, инертностью. Помещик живет мечтами, далекими от действительности. Все мысли Обломова заняты конструированием альтернативного проекта жизни: герой мыслит о жизни в сослагательном наклонении.

На Гороховой улице, где располагается дом Ильи Ильича, герой ведет праздную уединенную жизнь. У Обломова нет занятия, которому тот мог бы посвятить свободное время, нет призвания. Светские приемы Обломов тоже не посещает.

Кроме поместья в Петербурге, Илья Ильич владеет также усадьбой в Обломовке – родной деревне. Именно о жизни здесь – в сводных краях малой родины – и мечтает герой. Жизнь героя все же насыщена проблемами – в основном, материального характера. Впрочем, неурядицы не способствуют изменению образа жизни Обломова. Герой продолжает лежать на диване, не реагируя на угрозы выселения из апартаментов на Гороховой улице, на опасность окончательной деградации хозяйства и т. д.

Антипод Обломова

Если Илья Ильич склонен к мечтательности, романтизации окружающей действительности, к размышлениям об утраченном рае (как пишет известный французский философ Эмиль Чоран), то Андрей Штольц – это антипод Обломова.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

Илья Ильич знаком с Андреем с детских лет. Герой – активный и деятельный, в то время как Обломов – вялый и пассивный. Семья Штольца – это обрусевшие немцы. Именно Андрею удается вытащить Обломова из болота, в котором тот увяз в петербургской квартире. Итак, Шульц способствует изменениям в жизни друга.

Что такое окунуться в жизнь для Обломова?

Начав новую страницу в жизни, Обломов испытывает и новые ощущения. Одно из них – это влюбленность, которую герой почувствовал к Ольге Ильинской. Девушка полна талантов и прогрессивных мыслей. Колеблясь и сомневаясь, в результате Илья Ильич все же просит руки Ольги.

Но новому образу жизни Обломова не суждено сбыться. Будучи человеком склонным к влиянию со стороны, Илья Ильич не смог уберечься от интриг некоего Тарантьева. Тот склонил героя перебраться на окраину Петербурга, в сторону Выборга. Новой квартирой, в которой поселился Обломов, заправляла прагматичная и корыстная хозяйка – Агафья Матвеевна Пшеницына.

Обломов – человек, совершенно далекий от специфики ведения хозяйственных дел, – оказался в лапах цепкой Пшеницыной, которая постепенно прибрала к рукам хозяйство Обломова. Пассивность, безволие, лень и отсутствие деятельности – рок Обломова, который засасывает героя, как зыбучие пески.

Наконец, однажды до Ильи Ильича доходят слухи о том, что вскоре состоится его свадьба с Ольгой Ильинской. Однако сам Обломов удивляется, даже ужасается услышанному, ибо, по мнению героя, свадьба пока еще под вопросом. Ольга приходит в гости в новое жилище героя и находит того в плачевном состоянии.

Очевидно, что застой и упадок – это обычное и неизбежное состояние для героя. Ольга убеждается, что Илья Ильич вряд ли изменит привычному образу жизни. Девушка считает нынешнее состояние героя сном, далеким от настоящей жизни. Это отталкивает Ильинскую от Обломова, и Ольга разрывает отношения с героем.

Финал романа

Что касается хозяйства Обломова, то постепенно оно из рук добродушной Пшеницыной переходят в руки брата женщины. Иван Мухояров – человек, у которого отсутствуют понятия о чести и доброте к людям. Ивану знакома только корысть и стремление извлечь выгоду даже самым бесчестным и жестоким путем. В конце концов, Мухояров втягивает Илью Ильича в мошенничество. Обломов – обнищал и осунулся. Пшеницыной жаль бедолагу: женщина старается помочь герою, починив халат, который, кажется, уже больше похож на лохмотья.

Обломов пал жертвой махинаций Мухоярова, однако от окончательной катастрофы героя спасает старый верный друг – Штольц. Спустя некоторое время между Агафьей Матвеевной и Обломовым завязываются отношения. Плод этой любви – сын, названный в честь товарища Андреем.

Читателю сообщается также о судьбе Ольги Ильинской. Обломов – первая любовь девушки – принес героине одни лишь разочарования. Однако дело обернулось на пользу Ольге, ведь Ильинская стала женой Штольца.

Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть картинку Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Картинка про Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов

Мы помним, что в петербургской квартире Обломов жил вместе со слугой – Захаром. Старый лакей прожил дольше, чем молодой барин. Однако жизнь у Захара сложилась не лучшим образом: слуга ударился в алкоголь и выпрашивал подаяния.

О смысле обломовщины

Это явление, которое имеет место в культуре, характеризуется как состояние упадка, инертности, апатии. Обломовщина – это застой в личностном развитии, леность, пассивность. Также есть все основания проводить параллели между обломовщиной и прокрастинацией.

Для первого явления характерно обращение к медлительному, малоподвижному, созерцательному образу жизни (однако это не vita contemplative, которую проповедует античная философия). Душа человека становится мягкой, мысли и действия – неторопливыми. Вялость, сонливость, осоловелость – вот внешние признаки обломовщины.

Что касается прокрастинации, то это явление определяется как задержка, откладывание на потом. Человек, склонный к прокрастинации, постоянно переносит важные и срочные дела на более позднее время, старается как можно дольше оттягивать момент ответственности. Прокрастинация – это не лень, потому что – в отличие от лени – здесь человек тревожится из-за этого откладывания.

Обломовщина в цитатах

Образ жизни главного героя романа «Обломов» прекрасно описан через слова других персонажей, а также через монологи и реплики самого Ильи Ильича. Например, герой воспринимает жизнь как поэзию, далекую от прагматичной, рутинной действительности. Жизнь – это приставучая муха, от которой нельзя укрыться, спрятаться. Обломовщина предполагает некую романтическую, любовную идеализацию: без любви невозможен и быт.

Обломов, как и древнегреческий мыслитель Диоген, стремиться сыскать человека, но попытки героя безуспешны. У Ильи Ильича есть понимание ситуации, осознание собственного состояния, однако не хватает силы и воли, чтобы исправить это положение. Обломов считает, что ум и искренность – это качества, которые сложно синхронно соединить. Падшему человеку следует либо протянуть руку, либо же издеваться над ним или плакать над его крушением. В последнем высказывании чувствуются мотивы, которые позже проявятся в произведении Фицджеральда «Крушение».

Как видим, обломовщина – это не локальное явление. Похожее на декаданс, обломовщина – это цикл, периодически возникающий и повторяющийся, независимо от культуры. Таким образом, часто обломовщиной называют хроническую апатию, отсутствие движения и действия, уныние, скуку, равнодушие к жизни, лень, социопатию.

Реальность и мечты

Важной чертой обломовщины представляется постоянное противопоставление реальности и мечтам. Классическая философия определяет реальность как то, что оказывает сопротивление. У Обломова недостает сил и воли, чтобы преодолевать сопротивление реальности. Поэтому герой погружен в чтение книг, в отождествление себя с книжными персонажами, в воображение. Там, в глубинах воображения, Обломов прокручивает картины возможной жизни: имение в деревне, супруга, хозяйство. Однако ни одно из этих мечтаний не воплотится в реальность. Обломовщина – это образ, которому суждено навсегда остаться проектом без реализации.

Причины пассивности Обломова – разные. Одна из причин – детство и специфика воспитания героя. Штольц – персонаж активный, человек, который путешествует, познает мир. Илья Ильич тоже мечтал жить так, как Андрей, однако родители препятствовали этому. Отец и мать Обломова тоже отличались апатичностью, отчужденностью от действительности, пассивностью и инертностью. Сына окружали любящей, тихой, спокойной атмосферой, в которой не было места проблемам и приключениям. Аристократы этого периода занимали себя бессмысленными, далекими от продуктивности делами, расценивая труд как неподобающее занятие, как грех и наказание. Деградация физических способностей сопровождается деградацией духовного потенциала.

Обломовщина как явление и симптом описана также русским литературным критиком Николаем Добролюбовым в работу под названием «Что такое обломовщина?».

Обломовщина сквозь призму критики Добролюбова

Литературный критик и публицист Николай Добролюбов считает, что корни обломовщины погружены в традиционный уклад крепостной жизни в России. Писатель рассматривает период в российской истории до 1861 года, то есть до крестьянской реформы, проведенной императором Александром Вторым.

Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть картинку Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Картинка про Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов

Не зря Добролюбов называет симптомы, описанные в романе Гончарова, знаменьями времени. Это значит, что писатель создал необычное и актуальное произведение для своего времени, сумев отразить на страницах романа образ живого современного русского человека. Критик рассматривает явление обломовщины через призму социальной специфики жизни россиян.

Обломовщина выступает аллегорией крепостничества, отношений, господствующих в российском обществе дореформенного периода. Социальные особенности крепостного права Гончаров, по мнению Добролюбова, отразил в образе Ильи Ильича Обломова. С первых страниц персонаж предстает праздным человеком, проводящим большую часть времени в постели. Излюбленное и, пожалуй, единственное значимое и ощутимое занятие главного героя – это возлежание на диване.

Образ Обломова и стиль жизни как симптом эпохи

Более близкое знакомство с центральным персонажем романа Гончарова позволяет читателю лучше узнать Обломова. Илья Ильич перешагнул рубеж тридцатилетия. Однако герою незнаком труд и работа, требующая физических усилий. Труд – это дело крестьян, слуг, а дело барина, считает Обломов, – отдыхать и размышлять о высоких материях.

В мыслях Обломова – идиллия. Герой мечтает о лете, о вкусностях и увеселениях, которые ждут в родной деревне, в родовом поместье. Все проекты героя остаются исключительно мечтами, потому что Илья Ильич не собирается предпринимать что-либо для реализации образов, возникающих в голове. Это абсолютно нормально для аристократа, для барина – ничего не уметь. Стиль барской жизни сопровождается обязательными атрибутами: это кушетка и домашние мягкие тапочки, бессменный халат как символ времяпрепровождения Обломова.

Домашняя одежда, которая постепенно превращается в неряшливые лохмотья, символизирует равнодушие, апатию, лень, вялость. Илья Ильич не любит выходить за порог дома. Социальная изоляция Обломова способствуют сокращению круга общения главного героя: у читателя создается впечатление, что Илья Ильич общается только с Захаром. Другие посетители, вроде Андрея Штольца, скорее врываются в жизнь Обломова, нарушая размеренный и рутинный ход будней мужчины.

Обломовка, детство и мечты

Петербург и городская суета не по душе Обломову, поэтому герой постоянно лелеет мысли об отъезде из столицы. С детства, живя в родной и удаленной от шума и суетности Обломовке, Илья Ильич привык, что идеалом является размеренная, тихая, спокойная жизнь. К такой жизни герой и стремится: правда, только в мечтах.

Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Смотреть картинку Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Картинка про Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов. Фото Что такое обломовщина по роману и а гончарова обломов

«Сон Обломова» – часть романа, посвященная детским годам жизни Ильи Ильича была издана отдельным произведением. Ольга позже называет жизнь возлюбленного сном, далеким от реальности. Это сон при бодрствовании. В Обломовке родители героя не были знакомы с трудом, потому что основной источник прибыли поместий – работа крепостных и крестьян. Похожие образы помещиков, по уровню неприспособленности к жизни похожих на детей, читатель, наверняка, встречал в произведениях Тургенева, Чехова и Гоголя.

Обломовщина характеризуется оторванностью от внешнего мира. Два главных занятия в Обломовке – это сон и еда. Образ обломовщины ярко передан в кинематографе, в фильме «Лентяи плодородной долины», где персонажи постепенно буквально погружаются в сон, ведь все их потребности удовлетворяются другими людьми. Беззаботность, отсутствие ответственности, косность, традиционность – классические черты образа жизни Обломова.

Крепостной труд – безликий, не отличающийся уважением. Родители берегли сына от работы, потому что считали необходимость трудиться наказанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *