Что такое область научных интересов
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Область научных интересов : химическая технология, физическая и аналитическая химии. Жизненное кредо: мир настолько прост, насколько сложен. [17]
Область научных интересов Якова Ильича поразительно широка. [18]
В дополнениях не приводятся все обширные литератур, ные ссылки, так как автор книги не ставил перед собой этой вадачи. Они наиболее полно отражают те вопросы, которые ближе стоят к областям научных интересов их авторов. В тех случаях, когда на русском языке имеются подробные обзоры по отдельным вопросам, в дополнениях дано лишь самое краткое упоминание о дальнейшем развитии этих вопросов. [21]
В дополнениях не приводятся все обширные литератур, ные ссылки, так как автор книги не ставил перед собой этой задачи. Они наиболее полно отражают те вопросы, которые ближе стоят к областям научных интересов их авторов. В тех случаях, когда на русском языке имеются подробные обзоры ио отдельным вопросам, в дополнениях дано лишь самое краткое упоминание о дальнейшем развитии этих вопросов. [22]
После возвращения из армии я настолько изголодался по Физике, что немедленно засел за давно начатые мною расчеты некоторых свойств дейтрона, вытекающие из существования нецентральных сил. Он прочел ее ппи мне без всякого видимого интереса, затем достял журнал Physical Review за 1940 г. и быстро нашел статью Бете4, в которой содержались все мои результаты. Несмотря на то что область научных интересов Игоря Евгеньевича очень далеко отстояла от того, чем все последующие годы занимались мы в Казани, при встречах со мной он проявлял живой интррес к нашей работе. [24]
С этого момента вся его жизнь связана с нефтяной наукой. Первые его работы посвящены созданию и разработке аппаратуры для определения фильтрационных характеристик горных пород, исследованию процессов фильтрации пластовых жидкостей и их влияния на нефтеотдачу. После защиты в 1995 году кандидатской диссертации область научных интересов И.Л. Мархасина существенно расширяется. [25]
Редакция
Главный редактор:
Бабакова Татьяна Анатольевна
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: педагогические технологии в высшей школе, педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов, экологическое образование в интересах устойчивого развития
Редакционная коллегия:
Ванхемпинг Элина
(г. Сейнайоки, Финляндия)
Доктор социальных наук, профессор, ректор
Скандинавский институт академической мобильности
Сфера научных интересов: социологическая компаративистика социальной защиты населения в постсоветских и скандинавских странах; социологическая компаративистика системы образования постсоветских и скандинавских стран; академическая мобильность как особая форма образовательных траекторий в условиях болонского процесса; интерактивные методы преподавания в условиях реформирования и модернизации
Грауманн Ольга
(г. Билефельд, Германия)
Доктор наук, профессор
Университет Билефельда
Сфера научных интересов: образовательный менеджмент, корпоративная педагогика, инклюзивное образование, теория и история педагогического образования
Дочкин Сергей Александрович
(г. Кемерово, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, начальник экспертно-аналитического отдела Института дополнительного профессионального образования
Кузбасский государственный технический университет
Сфера научных интересов: непрерывноe образование, проблемы дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества, региональные системы непрерывного образования
Ефлова Зинаида Борисовна
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия, преподаватель кафедры теории и методики начального образования ИПП
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: теория и практика школьного образования в условиях сельской местности; педагогическое образование, самоуправление обучающихся, этнопедагогика
Иванова Медея Владимировна
(г. Апатиты, Российская Федерация)
Доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона
Карельский научный центр Российской академии наук (филиал)
Сфера научных интересов: устойчивое развитие, экономика знаний и человеческий капитал, образование и региональные рынки труда
Москвина Альфия Валеевна
(г. Оренбург, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, профессор
Сфера научных интересов: коррекционная педагогика, инклюзивное образование, интеллектуальное творчество учащихся
Раевская Елена Александровна
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования, заместитель директора Института педагогики и психологии
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: психология рефлексивных процессов, самосознание подростков и юношей
Сериков Владислав Владиславович
(г. Москва, Российская Федерация)
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования, советник директора по подготовке научных кадров
Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Сфера научных интересов: методология педагогической науки, личностно-ориентированное образование, теория и практика проектирования педагогических систем, профессиональное образование педагога
Сковородкина Ирина Зосимовна
(г. Москва, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий и профессионального образования
Академия социального управления
Сфера научных интересов: профессиональное образование, проблемы национальной школы, экологическое образование, теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста
Сулима Игорь Иванович
(г. Нижний Новгород, Российская Федерация)
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
Сфера научных интересов: бытийный статус образования, педагогическая герменевтика, средовый подход
Филимоненко Ирина Владимировна
(г. Красноярск, Российская Федерация)
Доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой маркетинга Института управления бизнес-процессами и экономики
Сибирский федеральный университет
Сфера научных интересов: прогнозирование спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг на уровне муниципального и государственного управления (регион), на отраслевых товарных рынках и рынках услуг; прогнозирование потребности в профессиональных кадрах новых секторов экономики (высокотехнологичный, инновационный)
Редакционный совет:
Бермус Александр Григорьевич
(г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики
Южный федеральный университет
Сфера научных интересов: методологические проблемы модернизации общего и педагогического образования; управление качеством педагогического образования; современные технологии общего и педагогического образования
Борзова Елена Васильевна
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры английского языка Института иностранных языков, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: теория и методика обучения и воспитания иностранным языкам
Виегерова Адриана
(г. Злин, Чешская Республика)
Доктор философских наук, доктор педагогических наук, директор Института школьнoй педагогики гуманитарного факультета
Университет Томаса Бата
Сфера научных интересов: дидактика, педагогическая пропедевтика, педагогика начальной школы, охрана здоровья
Игнатович Елена Владимировна
(г. Ванкувер, Канада)
Кандидат педагогических наук, PhD-студент кафедры исследований в области образования
Университет Британской Колумбии
Сфера научных интересов: непрерывное образование, лингво-педагогика, педагогическая климатология, педагогическое проектирование, теория и методика обучения иностранным языкам
Клим-Климашевска Анна
(г. Седльцы, Республика Польша)
Доктор педагогических наук, профессор Института педагогики
Естественно-Гуманитарный университет
Сфера научных интересов: дошкольная педагогика, педагогика начальной школы
Назаров Алексей Иванович
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей физики Физико-технического института
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: новые информационные технологии в образовании
Соколова Евгения Ивановна
(г. Петрозаводск, Российская Федерация)
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Института иностранных языков
Петрозаводский государственный университет
Сфера научных интересов: непрерывное образование, методика обучения ИЯ, лингвистика
Служба поддержки:
техническая поддержка – Марахтанов Алексей Георгиевич, зам. директора РЦНИТ ПетрГУ alexey@marahtanov.ru
дизайнер – Ермолаева Евгения Юрьевна, художественный редактор Издательства ПетрГУ
корректор – Каракан Татьяна Альбертовна, ведущий редактор Издательства ПетрГУ
макет – Петрова Елена Владимировна, ведущий специалист отдела электронных образовательных ресурсов ПетрГУ
переводчики
Соколова Евгения Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
Токко Наталья Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков, ИИЯ ПетрГУ
Научные интересы
Исследования д.ф.н. Н.Д. Миловской направлены на изучение проблем профанно-смехового мышления этноса, когда лудическая (игровая) речевая деятельность представляет собой особый тип культурного поведения, основу которого составляет взаимодействие символического и небуквального характера, позволяющее признать такую речевую деятельность антропологической универсалией.
Её исследования выполняются на материале немецких языковых бытовых анекдотов Wortwitz, зафиксированных в сборниках немецких бытовых анекдотов и на соответствующих сайтах в сети Интернет, а также услышанных от информантов – носителей немецкого языка и записываемых специально для данного исследования. Они предполагают:
а) описание реализаций столкновения примарного и секундарного значений опорного компонента как семантического механизма создания юмористического эффекта в немецком языковом бытовом анекдоте с ложным декодированием опорного компонент;
б) описание реализаций семантического механизма создания юмористического эффекта в немецком языковом бытовом анекдоте с языковой игрой;
в) выявление и описание юмористических стратегий и тактик, реализуемых коллективным автором по отношению к гипотетическому реципиенту в юмористическом дискурсе с чтением немецкого языкового бытового анекдота.
Основные положения предлагаемой концепции зафиксированы Н.Д. Миловской не только в трех монографиях, многочисленных ВАК-публикациях, но и претворяются в аспирантских разработках, спецкурсах, читаемых студентам-бакалаврам и студентам-магистрам кафедры германо-романских языков и литературы Ивановского государственного университета, а также в ежегодных публикациях и докладах.
Областью научных интересов д.ф.н., профессора Р.И. Бабаевой являются теория коммуникации и лексикология немецкого языка, лексикография и прагматика, социолингвистика и теория дискурса, медиалингвистика, инновационные технологии в лингвистике и методике преподавания иностранных языков, теория и практика дистанционного образования.
Лексикологом и лексикографом поистине европейского уровня является кандидат филологических наук, доцент В.М. Дебов. Предметом его научных интересов стали романские языки, лексикология, лексикография.
В настоящее время он много времени посвящает работе над двумя словарями французского рэпа: «Романский компонент в рифмах французского рэпа» и «Рифмованные сравнения французского рэпа».
Кандидат филологических наук, доцент И.С. Киселева исследует процессы функционирования художественного слова в пространстве культуры, а именно способы выражения игрового и комического в немецкоязычной комедии 20–21 вв. Предмет ее теоретического внимания: игровое поле в пьесе, соотношение комического и игрового начал в комедии.
Кандидат филологических наук, доцент Н.Ю. Хорецкая занимается вопросами логики, семантики и прагматики лексических единиц, теоретическими и практическими аспектами перевода. В круг ее интересов входят также лингвокультурологические аспекты изучения языковых единиц.
Взаимосвязь языка и культуры, речевая манипуляция в СМИ, лингвистическая прагматика – область научных интересов кандидата филологических наук, доцента И.В. Кокуриной.
Проблемами юмористического дискурса, некооперативного коммуникативного взаимодействия, речевого функционирования языковых единиц и невербальной коммуникации занимается кандидат филологических наук, доцент С.И. Москалева.
Сферой научных интересов кандидата филологических наук, доцента М.В. Ополовниковой является семантика и прагматика полнозначных и неполнозначных языковых единиц, частицы, метафора, политическая лингвистика, медиалингвистика, речевое манипулирование, лингвокультурология.
Д-р филол. наук, профессор А.Н. Таганов – специалист в области французской литературы XIX–XXI веков. Литературные связи России и Франции, теоретические проблемы современного литературного процесса были и остаются в поле зрения его научных интересов.
Ст. преподаватель Т.М. Трофименко занимается проблемами французской литературы второй половины ХХ века и методикой преподавания французского языка.
Исследовательский интерес и условия его реализации
П. д. ф.н., проф. Волгоградского филиала финуниверситета при Правительстве РФ.
И. д. ф.н., проф. Днепропетровского национального университета (г. Днепропетровск, Украина).
Исследовательский интерес и условия его реализации
Актуальность исследования проблематики интересов связана в первую очередь с тем, что сам интерес – это особый «запуск» или начало освоения предметной или проблемной сферы, ее ресурсов на основе творческой активности субъекта, его инновационной деятельности. Интерес – это пересечение направленной активности субъекта и потенциала (содержания и свойств) объекта, результатом чего становится изменение, развитие этих двух сторон. В ситуации усиления инновационной деятельности предприятий, коллективов, личности анализ потенциала интереса является общественно важным и востребованным. Кроме того, рациональное прояснение взаимодействия субъекта и объекта (проблемы) в контексте прояснения структуры и мотивационной направленности интереса в значительной мере снижает фактор риска и связанные с ним издержки при планировании, моделировании каких-либо инновационных преобразований, включенных в содержание разработок соответствующих программ.
Существующие в научной литературы определения интереса раскрывают его, в основном, как психологическое состояние субъекта, которое выражается в его активности и оценке предметов интереса. Например, в «Философском энциклопедическом словаре» интерес определяется как «участие в чем-либо, склонность к чему-либо; ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства (1, С. 183). В незначительных вариациях подобное определение интереса присутствует и в других справочных и монографических изданиях.
Между тем, психологический аспект интереса – лишь его начальная сторона, исходный пункт. Более значимыми являются действия по реализации интереса, которые всегда направлены на преобразование его предмета – изменение тех пространственно-временных координат, в которых существует объект, для его согласования с позицией субъекта. Так, в пространстве интереса субъекта происходит «перестановка» вещей и отношений: все то, что как-то связано с интересом, выдвигается в центр такого пространства, а все остальное уходит на его периферию. Субъект выделяет в вещах и отношениях все то, что выражает его интерес и на этой основе комбинирует различные связанные комплексы, которые выступают своеобразными «технологическими цепочками», обеспечивающими достижение целей за счет трансформации среды и ее свойств субъектом интереса.
То же происходит и с трансформацией времени: заинтересованный субъект выстраивает отношение, связь между целями и данными условиями таким образом, что вещи, их свойства и отношения, которые оцениваются как ресурсы для осуществления интереса, анализируются и преобразуются с позиций будущего – требуемых или заложенных в цели результатов (показателей). Все остальные объекты, существующие в пространстве субъекта, воспринимаются с позиций преобладания настоящего, так как они являются нейтральными для отношений интереса, т. е. фиксируются как нечто данное. Интерес, таким образом, является основой субъективного преобразования объективного общественного содержания. Но для того, чтобы интерес был осуществимым, не становился утопическим или несбыточным, он должен оптимально соединять объективное и субъективное – сохранять объективные условия и преобразовывать их в каналы (средства) и основу реализации субъектно выраженных интересов.
Эти пока еще абстрактные рассуждения можно считать общей основой развития и реализации исследовательского интереса, выступающего исходным отношением в осуществлении научной деятельности. Какова структура исследовательского интереса и в чем его особенности?
Прежде всего, исследовательский интерес – это способность человека увидеть и выделить проблему как предмет научного анализа. Проблема – это необъяснимые явления, факты, процессы с позиций уже существующего знания. А решение проблемы – это разработка таких методов и знаний, которые позволяют освоить проблему, перевести ее в сферу уже существующего знания и практической деятельности как некую осмысленную реальность. Здесь исследовательский интерес означает ориентировку человека не на то, что уже известно, а на обнаружение неизвестного. Здесь интерес не только к проблеме, но и к разработке путей ее решения.
Исследовательский интерес направлен, во-первых, на обнаружение всего того, в чем проявляется проблема – факты, противоречия, дисбалансы и т. д., а во-вторых – на выявление источника проблемы – того, что ее порождает, т. е. на ее причины. При этом важным условием становится сохранение теоретического отношения к проблеме: вопросы стоимости проблемы, выявление всех выгод и преимуществ, которые возникают на основе ее решения, исследователя не интересуют. Далее, исследователя интересует язык описания (раскрытия) проблемы: хотя сама проблема требует для ее решения новых знаний, но язык ее описания и исследования должен быть известным, иначе превратить проблему в теоретический объект (модель, конструкт) будет весьма сложно.
Итак, исследовательский интерес проявляется как профессионально выраженная, честная, ответственная и добросовестная установка ученого на раскрытие данной проблемы имеющимися знаниями, методами и лабораторно-эмпирическими средствами. Эта установка на исследование раскрывается в конструктивной деятельности ученого, который в целях исследования выстраивает некоторое концептуальное пространство, позволяющее выделить контуры проблемы. Однако, в отличие, скажем, от экономических интересов, которые развернуты в пространстве экономических отношений, т. е. существуют в реальном пространстве общества, научно-исследовательский интерес выстраивает логическое пространство, в котором проблема моделируется (фиксируется) в виде отношения понятий, высказываний, математических формул и т. д.
Исследовательский интерес – необходимое условие, которое должно сопровождать сам процесс научного познания на всех его этапах – от формулировки гипотез и структурирования выявленных фактов до обоснования и построения теории. Здесь такой интерес является тем отношением к проблеме (объекту), который обеспечивает освоение и прохождение всех этапов такого исследования. Интерес превращает это отношение в пространство трансформирования предмета познания в концептуальную модель как его конечный пункт и цель, а сам исследователь конструирует пути и способы преодоления (прохождения) этого пространства, что необходимо для получения заданного результата.
Какие еще условия необходимы для реализации исследовательского интереса, развернутого в научно-познавательной деятельности? Это, в первую очередь – компетентность исследователя, его способность точно сформулировать проблему, осмыслить ее и наметить пути решения. Для этого необходимо знание результатов научной деятельности в данной сфере и развитие соответствующей методологии и методики. Далее, важным условием является социальный (практический) заказ на решение данной проблемы (который может выражен и неявно). Здесь исследовательский интерес связан не только с профессиональной ориентацией ученого, но и его общественно-гражданской позицией, социальной ответственностью. Следующее важное условие реализации исследовательского интереса – обеспечение всех этапов познавательной деятельности в финансово-материальном, информационном, организационном, коммуникационном и других аспектах. Конечно, для ученого важно также внимание коллег и общественности к его работе, информация о том, какие результаты получены в исследовании данной проблемы за рубежом или в других отечественных научных коллективах.
1. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М., 2007.