Что такое объем голоса

д и а п а з о н

объем звуков голоса

• звуковой объем голоса или музыкального инструмента

• интервал между самым низким и самым высоким звуками певческого голоса, музыкального инструмента

• область изменения какой-либо величины

• объем, охват знаний, интересов (переносное значение)

• французский искусственный спутник

• параметр приема радиоволн

• интервал между самыми низкими и самыми высокими звуками

• возможности голоса певца

• объем звучания голоса

• голосовой интервал певца

• голосовые возможности певца

• от нижней ноты до верхней

• Пределы измерения, интервал

• Звуковой объем голоса или музыкального инструмента

• Объём, размер знаний, интересов (книжн.)

• Область, в пределах к-рой осуществляются какие-н. измерения

• Интервал между самым низким и самым высоким звуками певческого голоса, мелодии или музыкального инструмента

• Совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу

• Объём знаний, интересов

• м. муз. объем голоса или музыкального орудия, от высшей до низшей ноты или звука. Камертон, стальная музыкальная вилка, дающая коренной звук, для строя. Диатонический муз. проходящий через несколько звуков последовательно; переходный. Диафрагма ж. поперечная мясистая перепонка, отделяющая грудную полость от брюшной; на ней легкие и сердце, под нею печень, селезенка и желудок; в дурном ученом переводе: грудобрюшная преграда; в народе: блона, утробная, гусаковая перепонка, гусачина, гусачиха, вздошье. Диафразма ж. круглое отверстие в зрительной трубе, для ограниченья поля ее

Источник

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи. Удивительно, но факт: многие люди имеют вполне приличный объем от высшей до низшей ноты, на которых могут свободно говорить, но используют только несколько звуков. Развитие речевого голоса полезно направить на овладение всей доступной палитрой звучания.

Как известно, подсознание создает определённые, устойчивые стереотипы восприятия, и в том числе это относится к человеческому голосу. По тому, как вы «звучите», люди судят о вашем характере и темпераменте, зачастую об интеллектуальном уровне и сфере вашей деятельности.

Выявлено, что высокие женские голоса мужчины ассоциируют с пассивностью и «детскостью». Если взрослая женщина имеет детский голосок, то, скорее всего, что и воспринимают её, как ребёнка, у которого низкий уровень ответственности, интеллекта и его надо опекать.

А грудной женский голос, то есть в нижнем регистре, снискал себе славу сексуального. Впрочем, сексуальность голосу придаёт не только высота его звучания, но и тип извлечения звука с придыханием, которым часто пользовалась знаменитая Мэрилин Монро.

Женщины, как свидетельствуют опросы, всегда отдадут свои симпатии мужчине с более низким и сочным голосом, нежели обладателю высокого тенора. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса. Однако, осипший или охрипший низкий голос, особенно монотонный — это неприятная характеристика, как для мужских, так и для женских голосов.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

От чего зависит высота звучание голоса и можно ли её изменить?

Одни люди хотят придать своему голосу больше уверенности и солидности, добавив к объёму его звучания несколько низких нот. Другие — те, у кого голос от природы низкий, хотели бы научиться говорить более «нежно и легко», то есть повысить звучание голоса.

В наибольшей степени высота звучания голоса зависит от того, какие естественные резонаторы тела человек умеет использовать. Что из себя представляют эти самые резонаторы? Это незаполненные мягкими тканями полости (пустоты) черепной коробки: твёрдое нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобные пазухи и грудная клетка.

Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об усилении звука резонаторами с давних времён. В стенах древних церквей, где собиралось много людей, насущно стоял вопрос о том, как усилить голос проповедника. Там были найдены, вмонтированные в стены, пустые сосуды, которые использовались именно с этой целью.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Более того, каждый из нас знает, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении. Вывод напрашивается сам собой: пустоты усиливают звук! Резонансное колебание звуковых волн усиливает и наполняет звучание голоса обертонами, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали зрители. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать ещё и законы физики?

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Бронхи и трахеи человеческого организма имеют способность резонировать, и получили название грудного резонатора. Его важно использовать для извлечения более низких звуков. Индикатором правильного посыла звука в грудной резонатор являются вибрации в области грудной клетки.

Глотка, ротовая полость, носовая полость, назальные и лобные пазухи, гайморовы полости — это головной резонатор. Надо научиться посылать туда звук, чтобы извлекать более высокие ноты. При правильном посыле звука в головной резонатор можно почувствовать вибрации на темечке, в области переносицы, над верхней губой.

Чтобы наши резонаторы хорошо работали, усиливая и окрашивая звучание голоса, активируем эти зоны. Для этого существует прекрасная техника вибрационного массажа. Вот как выполняет его наша студентка Ирина на индивидуальных занятиях онлайн.

Техника вибрационного массажа:

Энергично постукиваем пальцами обеих рук:

После вибрационного массажа, который лучше проводить стоя, отдохните, сделав 5—10 медленных спокойных вдохов и выдохов.

Упражнения для повышения и понижения высоты звучания

В процессе развития диапазона голоса, глотка должна быть всегда свободна. Самый простой способ для её освобождения — это зевок. Перед тем, как перейти к речевым упражнениям — зевните несколько раз. Почувствуйте, как поднимается ваше верхнее нёбо и опускается гортань. Необходимо принять правильное положения корпуса и освободить мышцы рта и губ.

Читая упражнения, полезно произносить текст четко по слогам. И первое из них — на повышение тона, надо начинать с самой низкой ноты, на которую вы только можете опуститься. Постепенно, скандируя, поднимитесь до середины голоса, так называемого примарного тона. Делайте ступеньки — интервалы очень маленькими, тогда вам хватит объёма голоса, чтобы подняться ещё на 3 ступеньки.

«Чудо — лесенка»

Хватило голоса? Если нет — пробуйте ещё. Подобные упражнения даются с трудом. Не надо отчаиваться, а следует уделить им больше внимания. Если вы не слышите и не чувствуете понижения и повышения высоты звучания — сделайте аудиозапись и послушайте со стороны.

Бывает, что человек поднимается на 2-3 ступеньки, а весь остальной текст произносит на одной ступеньке, и так не раз и не два — это означает, что за речевые упражнения браться рано, надо потренировать речевое дыхание и свободное звучание.

Следующее упражнение — на понижение тона (высоты звучания) голоса. Из верхнего регистра постепенно спускайтесь по «этажам» вниз: сначала в средний, а потом в грудной регистр. Очень хорошо вам могут помочь движения рукой или всем телом (постепенное приседание).

«Этажи»

Десятый этаж
\ и девятый этаж
\ и восьмой этаж
\ и седьмой этаж
\ и т. д.

Развитие речевого голоса — управление регистрами

Наверняка вы слышали про знаменитый малиновый звон — чистый и мягкий праздничный звон колоколов. Звук которого можно сравнить только с удивительным звучанием карильонов из города Мелехен (или Малин). Полагаю, что вам доводилось и видеть, как звонарь с помощью веревок, приводит в движение прикреплённые к большим колоколам металлические языки. А на меньших звук извлекают с помощью специальных молоточков его помощники.

Дело в том, что каждый колокол звучит только на одной ноте. Поэтому, чтобы получить колокольный звон, их вешают большое количество, и нужен не один человек, чтобы ими управлять. А в теле у каждого человека заключен многозвучный орган — его голос, который вполне может подражать и самому большому из колоколов, и самому малому!

Высота звучания голоса — важный фактор, который влияет на восприятие нашей речи, поэтому важно овладеть её управлением. Не так ли? Кто ж не хочет, чтобы голос звучал то нежно и звонко, то солидно или сексуально!

И для этого необходимо научиться плавно переходить из своего среднего тона в верхний регистр или извлекать грудной голос в нижнем регистре. Для этого, как нельзя лучше подходит упражнение, которое так и называется — «Колокола».

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Первый колокол звучит в грудном регистре «Бум! Бом!».
Второй — повыше, это средний регистр (которым мы обычно разговариваем). Он звучит «Бим-бом!».
И третий — маленький колокол, который висит высоко. Звучание его «Динь-дон!» в верхнем регистре.

«Колокола»

В грудном регистре что за гром?
Бум! Бом! Бум! Бом!
А в среднем гул на целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И всё звенит, гудит им в тон:
Бум-бом! Динь-дон!
Бим-бом! Динь-дон!

Вот на таких, казалось бы детских упражнениях, реально расширяется объём голоса. Те, кто хочет, чтобы голос звучал нежно и звонко учатся плавно переходить из среднего тона в верхний регистр. А желающим приобрести звучание более солидное и сексуальное, конечно же важен грудной голос, нижний регистр.

Источник

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Объемный звук образуется за счет посылания звука в верхнее небо. Для того, чтобы звук не был похож на хоровой или академический, достаточно знать технику исполнения.

Шаг 1

Загните язык назад и произнесите английскую букву “R” несколько раз. Серединкой языка нужно касаться неба. Кончик языка в это время смотрит внутрь глотки. Ваши скулы должны немного приподниматься, а звук должен идти немного в нос.

Шаг 2

Не меняя позиции языка произнесите букву “А”. В этом случае касаться языком неба уже не нужно. Этот звук будет немного напоминать заглубление.
Дело в том, что когда вы просто открываете рот и произносите, например “А”, звук идет не совсем туда, куда нужно. Поэтому, чтобы почувствовать объем, нужно выполнить это упражнение и прочувствовать, как звук идет в носовые пазухи.

Шаг 3

Не меняя позиций языка произнесите звук “РА”.

Что же делать с этим упражнением?

А теперь, когда у вас получилось произнести в этой позиции звук “РА”, примените его в песне. То есть, вместо слов вам нужно пропеть всю песню на звук “РА”.

Весь звук идет на верх и поэтому звук получается объемным.

Запомните, в эстрадном вокале голос может звучать как объемно, так и плоско. Именно эта многогранность отличает эстрадный вокал от хорового и академического пения.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Пробный урок по скайпу

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Пройдите стартовый курс

Читайте также

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

Курсы вокала Пять бесплатных уроков!

Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!

Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе

Следите на Instagram И делитесь с друзьями

Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре

Онлайн-школа вокала «Петь легко»

Источник

Что такое объем голоса

Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь.

Голос — уникальный и могущественный инструмент, с помощью которого человек существует и проявляется в обществе.

С помощью голоса Вы можете говорить и петь, выражать мысли и эмоции, силу или слабость, любовь или ненависть, управлять желаниями и чувствами, намерениями и действиями людей. Качество Вашего голоса влияет на все аспекты Вашей жизни. В любой ситуации — от приватной беседы до публичного выступления, Ваш успех во многом определяется качеством Вашего голоса.

Если Вы поете, выступаете публично, то чтобы наилучшим образом донести до людей свои эмоции и чувства, откровения и мысли, Ваш голос должен звучать красноречиво и откровенно, внятно и проникновенно, красиво и музыкально.

Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений — цель этого руководства.

В чем различия между певческим голосом и речью? В пении используется весь имеющийся диапазон голоса, а в речи — только его часть. Независимо от диапазона, говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить удобнее, и он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром — более богатой окраской звука.

Развитие певческого голоса важно не только для хорошего вокала, но и для публичных речевых выступлений. Во многом для речи и для вокала применяются одни и те же механизмы звукоизвлечения, поэтому рекомендуем Вам внимательно и всесторонне пользоваться руководством.

С точки зрения физики звук — это волна, возникающая в воздушной среде в результате колебаний. Физические параметры звука: период колебаний, длина звуковой волны, амплитуда и частота колебаний.

По характеру колебательных движений звуки можно разделить на чистые тоны, сложные тоны и шумы. В природе мы практически не встречаемся с чистыми тонами, они подобны дистиллированной воде лабораторий, нас же окружает вода ручейков, речек, озер, прудов. Чистые тоны можно воспроизвести только с помощью камертона, или электроакустическим методом. Окружающие нас звуки — сложные. Помимо основного тона, имеется масса добавочных тонов, или обертонов. Звуки, состоящие из смеси тонов самых разных частот, в которых невозможно выделить основной тон, называются шумами.

Мы живем в мире шумов, шумы и шорохи доминируют в окружающем нас звуковом фоне. В лесу это — шелест листьев, в поле — шум ветра, на берегу моря — плеск волн. В природе абсолютной тишины не бывает. Тем более не бывает тишины в городе, здесь мы можем говорить только о большем или меньшем уровне шума. Поэтому известный исследователь свойств звука Лангенбек писал: «Человек с детства должен тренироваться, чтобы слышать определенные звуки, несмотря на шум».

Распространению звуковой волны мешают препятствия, встречающиеся на ее пути. Способность звуковой волны огибать препятствия называется дифракцией. Низкие звуки обладают лучшей дифракцией, чем высокие. Этим, например, объясняется тот факт, что когда группа поющих людей сворачивает за угол, то сначала перестают быть слышны высокие голоса, а затем уже низкие.

Волна может отражаться от большой поверхности, оказавшейся на ее пути. При этом возникает явление, называемое эхом. Каждый из нас встречался с ним в лесу, в горах, где отражающими поверхностями являются деревья, скалы.

Эхо может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, потолка, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях от различных предметов носит название реверберации. Реверберация может быть сильной, и тогда мы говорим о «гулкости» помещения. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном еще в XII веке, можно слышать слова, произнесенные даже шепотом в любом из углов собора. Во многих старинных соборах (Знаменский собор в Новгороде, Софийский в Полоцке, Домский в Риге) открыты концертные залы с великолепными акустическими свойствами.

Некоторые тайны древних зодчих удается раскрыть. Когда будете в старых церквах Киева, Владимира, Пскова, обратите внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники — горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они значительно усиливают эффект реверберации. Для этой цели создаются специальные формы помещений с «направленным звуком» — концертные залы, эстрадные «раковины». Типичный пример такого сооружения — знаменитая эстрада Певческого поля в Таллинне, вмещающая одновременно несколько тысяч певцов.

Реверберацию можно ослабить путем изоляции отражающих поверхностей пористыми или губчатыми материалами, занавесями, коврами.

Электронная реверберация, наряду с другими эффектами, широко применяется для обработки звука при воспроизведении и записи музыки и вокала.

Объективные физические признаки звука, воздействуя на слуховые органы человека, вызывают в нем появление субъективных физиологических ощущений: высоты, громкости и тембра звука.

Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца. Эта величина означает число колебаний в 1 секунду.

Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15…16 до 20 000…22 000 герц. Звуки с частотой выше 20 000…22 000 герц относят к ультразвукам, ниже 15…16 — к инфразвукам. Воздействие этих частот на слуховые органы человека не воспринимается как звуковое ощущение, хотя и не остается для него бесследным.

Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны тоны средних частот и особенно в зоне 800…2000 герц, хуже — крайние части диапазона: ниже 50 и выше 10 000 герц.

Собственно частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1000 герц. Эту частоту с полным основанием можно назвать «собственным тоном» барабанной перепонки, при воздействии звуковых колебаний этой частоты отмечается наилучший ее резонанс. В большинстве окружающих человека «приятных» звуков — шум леса, дождя, моря и т. д. — определяющей является частота в 1000 Гц.

С древности известно о целебных свойствах звуков. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервных больных, в которых единственным методом лечения была постоянно журчащая вода протекающих ручейков.

В средние века высоту звука обозначали не частотной характеристикой, а октавой. Понятие «октава» существует столько же, сколько существует музыкальная грамота. Октава, как известно, состоит из 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 герцам, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий — «ре-ми» седьмой октавы. Диапазон нашего слуха охватывает около 16 октав. Частотный интервал октавы, соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до — 131 герц, до 1 — 262, до 2 — 524, до 3 — 1048).

Основными частотами, при помощи которых люди общаются друг с другом, используя речь, являются 500…4000 герц. Частотный спектр «голосов» многих представителей животного мира располагается в диапазоне слуха человека. Так, например, слоны «разговаривают» в зоне 95…380 герц, земноводные — 1000… 3000, цикады — 3000…8000, жуки — 5000…8000, саранча — 3000…15 000 герц.

Еще одна характеристика звука — сила звука. Она измеряется в единицах, получивших название белл — в честь Александра Грехема Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность выразить интенсивность всех звуков области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 децибел. Для сравнения мы приведем цифры, где показаны уровни интенсивности звуковой активности, выраженные в децибелах:

Источник

Что такое объем голоса

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

АТАКА (итал. attaccare — нападать) — 1) В пении — начало звука. Атака бывает твердая (при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха), мягкая (связки смыкаются менее плотно, с началом выдоха), придыхательная (связки смыкаются неплотно, после начала выдоха). В зависимости от текста (звука, начинающего слово), от штриха, а также в целях выразительности пользуются разными видами Атаки. В упражнениях большинство вокалистов предпочитают мягкую Атаку, но в педагогических целях применяется как твердая (например, при вялости пения), так и придыхательная (при так называемое «пересмыкании» связок, при «горловом» звуке»). 2) Термин, обозначающий, что исполнитель, закончив одну часть произведения, должен, не выключая внимания слушателей (дирижер — не опуская рук), приступить к следующей части. Таким образом, применение Атаки служит большей связности, цельности исполнения.

ВИБРАТО, вибрация (лат. — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе, тембру. Различают скорость Вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и ее размах (степень крайних отклонений звука). Скорость Вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придает ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса. При большей скорости Вибрато в голосе появляется тремоляция («барашек»), при меньшей, сопровождаемой бо́льшим размахом, — неустойчивость интонации, «качание» звука. Для исправления недостатков Вибрации полезны следующие приемы: а) упражнения с мелодич. движением, б) упражнения в негромком пении (при усилении звука размах Вибрато увеличивается, поэтому хор труднее выстраивать на forte), в) упражнения в закрытых гласных (о, у), а также пение с закрытым ртом.

ВЫСОТА ЗВУКА — свойство музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колебаний в секунду). В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструментов и певцов по эталону высоты — камертону) и относительную, определяемую интервальным соотношением музыкальных звуков.

ГИГИЕНА ГОЛОСА — соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, раздражающего горло: острого, соленого, горячего, холодного, использовать семечки, орехи. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки. Пищу следует принимать не позже, чем за 2 часа до пения. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой. Неумеренные разговоры утомляют голос, поэтому на хоровых занятиях каждую не занятую пением минуту следует использовать для отдыха. Расшатывают голос форсированное (крикливое) пение и громкая речь, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение чрезмерно сложного репертуара. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения. Женщины не должны петь во время ежемесячного нездоровья (3 дня); нарушение этого правила ведет к нечистому интонированию, может вызвать заболевание голосовых связок. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления певцу вредит и присутствие на занятиях, т. к. в этих условиях он не находится в состоянии покоя. В процессе обучения пению следует соблюдать постепенность в преодолении технических трудностей, чередовать занятия с отдыхом. Произведения с высокой тесситурой необходимо при разучивании и многократном повторении транспонировать вниз. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно отражаются на голосе; в свою очередь, хорошее звучание голоса благоприятно воздействует на самочувствие певца. Для контроля за состоянием голосового аппарата необходимо периодически проводить фониатрические осмотры; каждый поющий должен знать основные правила певческой гигиены.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

ГОЛОС —
1) Каждая из мелодич. линий в гармоничечкой или полифонической музыке.
2) Отдельная партия в хоре, ансамбле, оркестре.
3) Голоса — отдельные (напечатанные или написанные) партии хоровой или оркестровой партитуры.

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ — совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата. Для певческого звука характерны определенность высоты, ясность гласных, бо́льшая или меньшая протяженность. Певческим голосом также называют способность петь (говорят, например, о «постановке Голоса»); иногда под голосом подразумевают голосовой аппарат («охрана голоса»). Задатками певческого голоса обладает большинство людей, однако хорошие голоса довольно редки (М. И. Глинка определял хороший голос как «верный, звонкий, приятный»). Одним из наилучших средств, помогающих развитию голоса (и связанного с ним музыкального слуха), является хоровое пение.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — орган функционирования голоса, состоящий из след. частей:
а) гортань с голосовыми связками (двумя мышечными складками) — место зарождения звука;
б) дыхательный аппарат — полости носа и рта, носоглотка, гортань, дыхат. горло-трахея, легкие; мышцы, управляющие дыханием (диафрагма, вдыхательные и выдыхательные мышцы);
в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие возникающий при взаимодействии связок и дыхания певч. звук (см. Тембр);
г) артикуляционный аппарат, формирующий гласные и согласные звуки: нижн. челюсть, губы, язык, мягкое нёбо.
В процессе пения все части Голосового аппарата, управляемого мозгом, действуют одновременно и взаимосвязанно.

ДИАПАЗОН (греч. — через все струны) — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Диапазон голоса певца-солиста (профессионала) должен быть не менее 2-х октав, что позволяет исполнять ведущие оперные партии, камерный репертуар. Требования к Диапазону певца профессионального хора — те же, значительно меньшие — к участнику любительск. хора, где недостаток хороших высоких или низких звуков у одного певца компенсируется за счет другого. Диапазон певцов самодеятельных хоров редко превышают объем так называемого рабочего (наиболее употребительного) Диапазона — полторы октавы. При обучении пению Диапахон, как правило, расширяется (в ту и другую сторону), однако необходимо следить, чтобы певец при этом не потерял хороший природный тембр.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая Дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества произношения у каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партией. Особенно важно четкое произношение согласных. Для ясности Дикции важны также осмысленность произнесения, пение наизусть (известно выражение вокалистов: «Звук следует за взглядом»). Дикция должна соответствовать характеру произведения.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

ДЫХАНИЕ (певческое) — важнейший элемент певческого процесса; до некотор. степени подчинено воле поющего (выбор типа Дыхания, задержка Дыхания перед атакой звука, дозировка вдоха и выдоха). В современной вокальной методике принято смешанное или нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное, косто-абдоминальное) Дыхание, когда при глубоком вдохе раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма (вследствие чего выпячивается стенка живота); плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенка живота постепенно возвращаются в исходное положение («пение на опоре»). При неправильном, ключичном Дыхании поднимаются грудь и плечи; из-за переполнения легких воздухом и излишнего его давления на голосовые связки возникают форсирование, качание звука, нечистая интонация. Поскольку типы Дыхания способны несколько варьироваться и связаны с остальными компонентами звукообразования, основным показателем правильности Дыхания должно служить качество певческого звука.
Вдох при пении производится быстро, бесшумно, через нос или через рот одновременно. Объем и характер вдоха зависят от длины, динамики, характера музыкальной фразы, темпа. Выдох от вдоха отделяется большей или меньшей паузой — задержкой Дыхания, назначение которой — активизация и организация голосового аппарата. Выдох должен быть экономичным, без «утечки» Дыхания (вызывающей шумовой призвук); взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. В хоре применяется одновременное и так называемое цепное Дыхание (см. раздел Хоровые термины). Обучение поющих правильному певческому Дыханию — важная часть вокальной работы в хоре. Жест дирижера оказывает непосредственное воздействие на Дыхание певцов.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ (фонация, от греч. phone — звук) — извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук, возникая в результате колебаний голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

ИНТОНИРОВАНИЕ — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.

ОБЕРТОНЫ (от нем. Obertone — верхние тоны) — гармонические созвучия, частичные тоны, призвуки, входящие в состав основного тона, возникающие от колебаний частей звучащего тела (струны, столба воздуха). Обертоны всегда выше основного тона. Частота колебаний в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше частоты колебаний основного тона; например, 1/2 звучащей струны (вдвое большее число колебаний) дает октаву от основного тона (О. обозн. числом 2), 1/3 струны — квинту через октаву (обозн. 3), 1/4 — 2-ю октаву и кварту от 3-го О., 1/5 часть — терцию через 2 октавы и т. д. Последовательность Обертонов в восходящем порядке образует так называемый натуральный звукоряд («обертоновый ряд»), выраженный рядом чисел (начиная с единицы — основного тона).
Обертоны звучат значительно слабее основного тона, но с разной громкостью, образуя тот или иной тембр голоса, инструмента. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних — звонкость, резкость. В натуральном звукоряде находят физическое обоснование многих явлений музыки (интервалика, мажорное трезвучие, консонанс и др.).

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА — положение, которое певец должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Певческая установка при положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не «на вытяжку»); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам или соединены кистями перед грудью или за спиной; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно. При положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Очень важно приучить певцов принимать в должный момент Певческую установку, поскольку это помогает овладеть правильными певческими навыками.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — распространенное среди вокалистов выражение, означающее процесс индивидуального обучения пению; заключается в выработке у учащегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию. Понятие хорошо поставленного голоса включает его ровность на всем диапазоне (сглаженность регистров), звучность, прикрытость гласных, красоту тембра, гибкость. Хорошо поставленный голос характеризуется присутствием в его звучании так называемых певческих формант.

ПРИКРЫТИЕ ЗВУКА — настройка голосового аппарата (главным образом за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемненность, мягкость, глубину. Прикрытость звука акустически связана с присутствием в нем так называемой нижней форманты. Прикрытие звука применяется в вокальной педагогике для сглаживания регистров, благодаря чему получается как бы однородность голоса на всем диапазоне. В академическом пении используется только прикрытый звук (открытый применяется как исключение, в специальных исполнительских целях). Однако следует опасаться чрезмерного затемнения («перекрытия») звука, придающего ему тусклый, глухой тембр. Меру Прикрытия звука устанавливает педагог, дирижер, руководствуясь своим вокальным слухом и эстетическим вкусом.

РЕГИСТР (лат. registrum — список, перечень) — часть диапазона голоса (инструмента), объединенная сходством тембра на основе однородности звукоизвлечения. В голосе различается нижний, или грудной Регистр (с преимущественным использованием грудного резонатора), верхний, или головной Регистр (фальцет), смешанный, или микст. У мужских голосов имеются два природных Регистра: грудной и головной; у женщин — три: грудной, смешанный, головной.
В голосе необученного певца Регистры резко различимы; границы их определяются так называемыми переходными (переломными) звуками, более или менее постоянными для каждого типа голоса: у баса до-диез1 (до1), у баритона ре-диез1 (ре1), у тенора фа-диез1 (фа1), у сопрано ми1 — фа1 (при переходе к смешанному Регистру) и фа-диез2 (фа2) (при переходе к головному Регистру), у меццо-сопрано и контральто фа-диез1 (фа1) (при переходе к смешанному Регистру) и ре-диез2 (ре2) (при переходе к головному Регистру). «Поставленный» голос отличается сглаженностью Регистров, постепенностью перехода от нижних звуков диапазона к верхним. Использование «чистых» Регистров обученными певцами, в отличие от народных певцов, применяется эпизодически, как вокальная краска. Исполнение переходных (к верхнему Резонатору) звуков требует некоторого их затемнения — «прикрытия».

РЕЗОНАТОРЫ (от лат. resono — откликаюсь) — часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние (головные, расположенные над связками, — полости глотки, рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, Резонаторы делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объем, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

ТЕМБР (франц. timbre — метка, отличительный знак) — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. Красивый Тембр — ценнейшее свойство голоса. Тембр влияет на восприятие интонации: при плохом Тембре и интонация кажется нечистой. Тембр служит важным средством музыкальной выразительности, в том числе и в хоровом исполнительстве. Тембр голоса связан с мимикой. Глубокое проникновение в содержание произведения, выявление своего отношения к исполняемому отражается на мимике певцов, а отсюда и на окраске звука. Работа над красотой и выразительностью Тембра — неотъемлемая часть вокальног воспитания певцов и должна проводиться с первого этапа хоровых занятий.

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии, относительно к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущ. употребления тех или иных звуков. Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

ФОРМАНТА (лат. formans — образующий) — в акустике призвуки определенной частоты, придающие звучанию голоса и инструмента характерный для них тембр (а также звукам речи, благодаря чему они распознаются). Возникают, главным образом, в результате того или иного функционирования верхних резонаторов. Хорошему (природному или культивированному) певческому голосу свойственны две характерные Форманты: высокая (ок. 3000 герц), придающая ему звучность, полетность, и низкая (ок. 500 герц), сообщающая голосу глубину, прикрытость. Существует прибор — спектрограф, наглядно показывающий наличие Форманты у поющего.

Что такое объем голоса. Смотреть фото Что такое объем голоса. Смотреть картинку Что такое объем голоса. Картинка про Что такое объем голоса. Фото Что такое объем голоса

РАСЩЕПЛЕНИЕ — это прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.

СУБТОН — пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *