Что такое кокпит в самолете
Почему кабина экипажа («кокпит») называется таким странным словом
«Кокпит» — термин, применяющийся в авиации, автогонках и морском деле, откуда он появился?
А знаете ли вы, что привычные для нашего слуха иностранные слова, которые мы не привыкли как-либо переводить, на самом деле могут состоять из нескольких и более отдельных слов и даже иметь серьезно отличающийся от привычного перевод, значение? Например, такое обычное для всех нас слово «коктейль». Кто его не знает?
Пожалуй, знают все! От стар до млад — все в курсе, что это слово обозначает некий напиток, смешанный с применением нескольких компонентов. Однако некоторые люди, как ни странно, не знают, что слово это иностранное, а именно пришедшее к нам из английского языка — англ. «cocktail». И более того, оно состоит из двух слов, которые при дословном переводе привносят в него совершенно новый смысл.
Итак, что будет, если разложить слово на составляющие? Получим следующую вещь: слово «cock» — петух, «tail» — хвост. То есть получается, что если бы английское слово cocktail было переведено на русский, оно звучало бы в прямом переводе примерно как «хвост петуха», вероятно, подразумевая, что получаемый напиток обладает насыщенной, разноцветной гаммой:
И таких слов в английском очень и очень много. Помимо всевозможных аббревиатур, носители английского крайне неровно дышат к подобным «словам-трансформерам», создавая новые значения из привычных слов. Причем о происхождении подобных слов и их потаенных значений не особо задумываются и сами жители США, Британии и других стран, в которых английский является официальным языком. Лишь время от времени вспоминая о странностях местной филологии.
«Вы когда-нибудь слышали, как слово внезапно теряет свои обычные, ожидаемые ассоциации, — рассуждает на тему Джейсон Торчински, автор зарубежного онлайн-журнала про автомобили и околоавтомобильную тематику под названием Jalopnik, — и раскрывается вам во всей присущей ему странности?»
«Как раз это и произошло со мной в эти выходные, — делится своим опытом наблюдения Джейсон, — когда мне в голову пришло слово «кокпит» (англ. cockpit). Почему мы используем такое вычурное и явно странное слово для обозначения нечто такого серьезного. »
Со своей стороны, напомним, что слово кокпит обозначает некое помещение, пространство, кабину, в которую помещаются люди. В частности, термин «кокпит» обозначает:
В общем, кокпит — это рубка, кабина некоторых средств передвижения, как на воде, так и в воздухе и на суше. Достаточно распространенный термин в техническом мире. Но почему некоторые англоговорящие парни считают его забавным и интересным? Причина аналогична с коктейлями, ведь слово «кокпит» состоит из двух слов.
Разложите его на составляющие части, и вы получите слова, которые означают: «cock» — петух и «pit» — яма. Как это можно логично связать.
Как говорят историки, самое раннее использование слова «кокпит» относится к 1580-м годам, когда оно было впервые применено для обозначения ямы или арены, где проводились петушиные бои. Соответственно, это была «арена для петушиных боев». Но не только…
Впоследствии такими «ямами для петухов» стали называть места для проведения не только петушиных, собачьих боев, но и корриды и других форм кровавого времяпрепровождения прошлого с участием животных… То есть слово родилось из разговорного староанглийского.
Кокпит, значение слова с 1587 года, — арена (небольшая яма или огороженный участок земли) для петушиных боев.
Этимологический словарь Дугласа Харпера.
Переход термина в морскую тематику
Очевидно, что, родившись почти полтысячелетия назад, это словечко далее сначала перекочевало в морскую тематику, став сленговым названием для целого ряда морских терминов.
На морских судах в 1600-х годах существовала должность, известная как cockswain или coxswain. В должностные обязанности этого моряка входило управление вспомогательной лодкой судна (шлюпкой), используемой для перевозки людей с берега/на берег или на борт других судов и обратно.
Здесь явно прослеживается применение слов «cock» и «swain» — архаичного термина для обозначения слуги/прислуги. Сoxswain в переводе на русский язык переводится как «рулевой».
Соответственно, «кокпитом» называли и место рулевого у кормы корабля, а также кокпитом называли небольшое помещение (часто огороженное тряпкой и сундуками), в котором хирург корабля оказывал помощь раненым во время боя.
С 1706 года термин начал использоваться в еще одном «морском» значении — в качестве каюты корабельного гардемарина под палубой.
Французская этимология слова «кокпит» для обозначения кораблей
В свою очередь, французский термин coque (корпус судна) дает нам альтернативное значение слова «cock» — эквивалент слова «boat» (судно) на английском языке.
К началу 1700-х годов «кокпит» в переносном смысле использовалось для любой арены/сцены битвы или конфликта, особенно если она происходила в замкнутом пространстве, или для зоны интенсивной и важной деятельности.
С моря — в воздух
Как термин перешел в распоряжение пилотов?
Похоже, на то существует две основных точки зрения того, как это могло произойти. Одна из теорий предполагает, что первые пилоты называли кабины своих примитивных самолетов «кокпитами» из-за того, что они были маленькими и тесными, что, возможно, напоминало некоторым из них ямы для петушиных боев.
Но более правдоподобной, по мнению исследователей-лингвистов, является другая теория, в контексте которой применение в авиации термина «кокпит» было использовано в смысле «места, где делаются важные дела», то есть где происходит серьезная, напряженная работа. Кстати, именно в таком варианте чаще всего термин и применялся для каморки морских эскулапов, о чьих кокпитах мы говорили выше.
В итоге термин стал применяться не только для кабины пилота, но и в современных парусных спортивных лодках, гоночных автомобилях и аналогичных транспортных средствах.
Впервые термин «кокпит» появился в печати примерно в 1914 году, с началом Первой мировой войны и применением первых летательных аппаратов.
фото: Florida Center for Instructional tech
Кокпит в спортивной гребле
Термин также до сих пор применяется в спортивной гребле. Им в зарубежном спорте называют парня, который сидит в задней части лодки и кричит гребцам о моменте замаха и погружения, — его называют coxswain, или cox. У нас в академической гребле его называют «рулевым», что, как мы уже выяснили, сути не меняет.
Скорее всего, это заимствование прямо взято из военно-морского флота, когда рулевой выполнял аналогичную работу, крича морякам, гребущим в шлюпке. Соответственно, место рулевого в лодке для академической гребли среди спортсменов иногда называют «кокпитом».
Вот такое забавное и интересное английское слово, прошедшее долгий путь эволюции и перешедшее от кровавого спорта с применением животных к куда более гуманным современным видам спортивных занятий. Ну и не забываем про морское применение. Оно сыграло в судьбе этого слова немаловажную роль.
Эволюция кокпитов
1903. Самолет братьев Райт. Первый полёт совершил Орвилл, пролетевший 36,5 метров
1918. Fokker D.VII — одноместный легкий скоростной истребитель. Самолёт считается лучшим немецким истребителем Первой мировой войны. В условиях Первого компьенского перемирия 1918 года специально был внесен пункт, обязывающий уничтожить все самолеты Fokker D.VII
1926. Douglas-M-2. Почтовый самолет
1927. Spirit of St. Louis. Одноместный самолёт, который был сконструирован специально для первого беспосадочного одиночного перелёта из Нью-Йорка в Париж (на расстояние 5810 км).
1938. Grumman G-21 Goose. Самолет-амфибия
1938. Супермарин Спитфайр Mk-VII. Английский истребитель времён Второй мировой войны. Считается одним из лучших истребителей II Мировой Войны.
1941. Фокке-Вульф FW-190. Одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении Люфтваффе во время Второй мировой войны. Внутри компании «Фокке-Вульф» типам самолетов в качестве дополнительного описания давали имена птиц. FW-190 получил имя нем. «Würger» — «Сорокопут» (небольшая хищная птица). Также дословный перевод нем. Würger — душитель, убийц
1944. Мессершмитт Me.262 («Schwalbe» — «ласточка»). Первый в мире серийный реактивный самолёт и первый в мире реактивный самолёт, участвовавшим в боевых действиях
1946. Bell X-1 — экспериментальный самолёт ВВС США. Первый самолёт, преодолевший звуковой барьер
1952. De Havilland Comet. Первый в мире коммерческий реактивный авиалайнер, предназначенный для выполнения рейсов малой и средней протяжённости.
1953. Douglas DC-7. Американский винтовой авиалайнер для линий средней и большой протяжённости. Целью проекта было создание самолёта для беспосадочных перелётов между восточным и западным побережьями США за время, не превышающее восемь часов (поскольку по нормативам труда лётчиков лётное время в течение суток не могло превышать 8 часов).
1959. Sud Aviation Caravelle. Французский пассажирский турбореактивный самолёт средней дальности
1966. Lockheed SR-71 «Blackbird». Стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Из 32 построенных самолётов 12 было потеряно в результате несчастных случаев; боевых потерь не было.
1970. Boeing 747. Первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт.
1976. Concorde. Англо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт, один из двух (вместе с Ту-144) типов сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации. Произведено всего 20 самолетов. Стоимость единицы – 23 млн фунтов (46 млн долл.) в 1977 году
1979. General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения
1988. Airbus A320. Первый пассажирский самолёт, на котором была применена электродистанционная система управления
avtoexperts.ru
Ответы (2)
кокпит — это то по-другому кабина автомобиля, то что находится перед водителем — передняя панель, приборы все, центральная консоль. Обычно у гонщиков или пилотов есть кокпит, но также его называют и в обычных авто.
В мире автомобилей кокпит чаще всего означает кабину пилота в гоночном автомобиле. В дословном переводе с английского это слово означает «место для управления пилотом», и пришло оно в автомобильный мир из судостроения и авиации.
Наиболее характерной областью использования этого термина являются именно спортивные автомобили, или их спортивные модификации.
Кокпитом называют именно открытую кабину на гоночных автомобилях, куда пилот залезает сверху. Собственно, кокпит – это вся часть гоночного автомобиля, где размещается гонщик. Следует сказать, что такое устройство кабины – это всегда компромисс между выборами комфорта и безопасности.
Кокпит, как правило, всегда очень тесный, поэтому удобство гонщика здесь должно быть обеспечено, ведь находиться в нём часто приходится не один час. В то же время, устройство такой кабины должно быть выполнено так, чтобы во время аварии, конструкция максимально плотно облегала пилота.
Чаще всего, в процессе разработки кокпита в гоночном автомобиле, пилот собственнолично принимает непосредственное участие перед началом сезона. Учитывая ограниченное пространство и важность расположения центра тяжести в гоночных авто, всё, что находится внутри кокпита, подбирается и разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей и пожеланий пилота, для обеспечения максимального комфорта, позволяющего выдерживать огромные нагрузки, получаемые во время гонок.
Что такое кокпит в самолете
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
История Cockpit’a
Большинство наших клиентов знают, что такое кокпит и какова его связь с брендом Cockpit. Но лишь очень малому количеству людей известно подлинное происхождение этого слова. Мы задались целью докопаться до самой сути и специально для Вас подготовили материал в рубрике ЭТО ИНТЕРЕСНО
Так откуда вообще появился термин Cockpit и что он обозначал?
Утвержать точно довольно самонадеянно, но, скорее всего, термин изначально использовался как обозначение ручки с двумя заостренными перьями, после чего перекочевал для обозначения специальной зоны в здании Британского Парламента, где оппозиционные члены партий выступали со своими доводами и аргументами.
Позднее, термин начал использоваться при упоминании любого центра каких-либо активных действий и употреблялся в основном в судоходстве о месте, где сидели гребцы, а далее о непосредственной кабине управления, кубрике.
Со временем был спроектирован корпус первого самолет по дизайну, схожему с небольшим кораблем, после чего авиация подхватила термин и радостно использует его до сих пор, для обозначения кабины самолета.
Термин так же соотносили с кабиной водителя, особенно в профессиональных сферах, в Формуле-1, например, где cockpit так же является элементом профессиональной лексики.
В самолете же кабина пилота со всеми управляющими панелями так называется с 1914 года. Обычно дверь отделяет кокпит от пассажирского салона. После трагедии 11 сентября многие авиалинии специально укрепили защиту дверей кабины пилота от захватчиков.
Airbus A380 cockpit
1936 de Havilland Hornet Moth cockpit
Ну а для нас представляет особый интерес подобной терминологии в связи с легендарными летными куртками Cockpit, конечно же, и, возможностью хоть немного прикоснуться к классике и легенде 🙂
Кокпиты самолетов
Авиация и Техника
6.4K постов 13.1K подписчика
Правила сообщества
Хрен поймешь где к чему описание.
Вторую. Первая (Trinity) была взорвана 16 июля 1945 г. в штате Нью-Мексико в качестве испытания.
А кокпит потому что эта штука посередние на cock похожа?
Личный Airbus A320 в вашей квартире
Увидел серию постов от @Softlink с постройкой копии кабины самолёта и подумал, что наверняка кто-то выпускает подобные вещи серийно. И потом нашёл вот этих ребят.
Делают копию рабочего места первого пилота A320. Комплект стоит 29800 швейцарских франков, около 2,5 млн рублей. Судя по описанию и фоткам реализм на уровне. Богатые любители авиации теперь могут заказать себе домой собственный А320.
Музей авиации. День открытых кокпитов. Часть 1
Долгих предысторий не будет. Довелось мне недавно побывать на дне открытых кокпитов в Оклендском музее авиации, что в солнечной Калифорнии. Сам музей достаточно маленький, но открытые кокпиты.
Максимально добавил ссылок на вики, возможно из за низкого рейтинга они не отобразятся корректно.
На входе располагается реплика самолета братьев Райт, перелетевшего США от побережья до побережья
Далее расположилась экспозиция с авиационными двигателями. С них и начнем.
Двигатель Pancake V8. Привет из 40-х годов.
Wright R-3350. Достаточно эпичный восемнадцатицилиндровый двигатель объемом почти 55 литров, в некоторых модификациях развивающий 3600 л.с.
На заднем плане General Electric J47
Ладно, пора заканчивать с двигателями. А то вы совсем утомились. Последний двигатель. Дальше самолеты. Честно
Pratt & Whitney TF30
Kitfox Classic IV-1200 Taildragon
Самосборный пепелац как я понял, поставляется в формате набора для сборки
Aeronca 7AC Champion
Реплика North American P-51 Mustang
Ну эта машина в представлении не нуждается. Ладно, МиГ-15 бис китайских ВВС
При росте в 2 метра ногам не менее свободно чем в эконом классе, но вот колпак над головой уже не закрывается
Панель бортинженера Douglas DC-8
Учебный McDonnel Douglas TA-4J Skyhawk
И его внутренности
Эх, лимит на картинки в одном посте закончился. Значит скоро будет следующий пост.
Этот отчет выкладывал на соседнем ресурсе, так что тег «мое» все равно верен. Спасибо за внимание.
Когда очень хочешь летать..дома
А знаете ли вы.
Что пассажиров самолетов пускают посмотреть кабину пилота?
У меня 4х часовая пересадка в Дубаях и делать было особо нечего. Еще сидя в самолете вспомнил, что читал в интернетах истории о том, как людей пропускали в кабину пилота, но, честно говоря, считал подобное мифом, учитывая все меры авиабезопасности. С другой стороны, у меня впереди было 4 часа безделья, а это стимулирует на подвиги.
Самолет припарковался к трапу, и пока народ выходил, я потрындел со стюардом о том, о сем, а в конце спросил можно ли посмотреть кабину пилотов. Но вместо ожидаемой фразы: «Ты что, совсем долбанутый, у нас же высочайший уровень безопасности и все такое», он засиял и ответил: «Конечно можно, правда, если у капитана время будет. Иногда пилоты бывают сильно заняты.» И тут же начал с другими стюардессами говорить об этом. Они закивали головами и наперебой стали говорить мне иди вперед (я сидел в хвостовой части), у выхода спросить старшую стюардессу, она узнает у пилотов о возможности посещения кабины, и скорее всего, ответ будет положительным.
Пока я шел по длинному коридору вдоль уже пустых кресел, стюард связался с носовой площадкой самолета, и там меня уже встречала полиция старшая стюардесса. Вся команда стюардов почему-то с невероятным воодушевлением отнеслась к моему интересу. Старшая созвонилась с кабиной, пилоты открыли дверь и позвали меня внутрь.
Что могу сказать. Мечта детства. Я сидел в кресле капитана воздушного судна. Дергать рычаги не разрешили, но прикоснуться к штурвалу позволили =)
Дело было в Эмирейтс, но, подозреваю, подобное работает и в других авиакомпаниях. Капитан сказал, что таким образом поощряется интерес к авиации.