Что такое объект кии

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Руслан Рахметов, Security Vision

Какие же меры следует предпринимать для защиты значимых объектов критической информационной инфраструктуры (ЗОКИИ)? Приказ №239 говорит, что разработка мер защиты информации значимого объекта КИИ должна включать в себя анализ угроз безопасности и разработку модели угроз безопасности КИИ:

1. Анализ угроз включает в себя выявление источников угроз, оценку возможностей нарушителей (т.е. создание модели нарушителя), анализ уязвимостей используемых систем, определение возможных способов реализации угроз и их последствий. Модель нарушителя строится на основе предположений о потенциале атакующих, т.е. о мере усилий, затрачиваемых нарушителем при реализации угроз безопасности информации в информационной системе (при этом потенциалы нарушителей можно условно разделить на высокий, средний и низкий).

определение возможных негативных последствий от реализации угроз по результатам оценки рисков нарушения законодательства, бизнес-процессов и/или нарушения защищенности информации, что может привести к таким негативным последствиям, как нарушение законодательства, экономический или репутационный ущерб;

определение условий для реализации угроз безопасности информации, т.е. выявление уязвимостей, недекларированных возможностей, доступов к ИТ-системам, которые могут быть использованы злоумышленниками;

определение сценариев реализации угроз с помощью таблицы тактик и техник атакующих, приведенной в Методике;

оценка уровня опасности угроз безопасности информации путем анализа типа доступа, необходимого для реализации атаки, сложности сценария атаки и уровня важности атакуемых активов.

Вернемся к Приказу №239. После анализа и моделирования угроз следует переходить к внедрению контрмер. При этом следует иметь в виду, что внедряемые меры защиты не должны оказывать негативного влияния на функционирование самого объекта КИИ – этим подчеркивается, что приоритетом является непрерывность технологических процессов, остановка которых может сама по себе привести к инциденту на КИИ, например, к выходу оборудования из строя или даже аварии.

В списке организационных и технических мер, предусмотренных положениями данного приказа в зависимости от категории значимости объекта КИИ и угроз безопасности информации, указаны следующие пункты:

идентификация и аутентификация;

ограничение программной среды;

защита машинных носителей информации;

предотвращение вторжений (компьютерных атак);

защита технических средств и систем;

защита информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;

планирование мероприятий по обеспечению безопасности;

управление обновлениями программного обеспечения;

реагирование на инциденты информационной безопасности;

обеспечение действий в нештатных ситуациях;

информирование и обучение персонала.

Кроме этого, в Приказе №239 особо оговорено, что при использовании СЗИ для защиты КИИ приоритет отдается штатному защитному функционалу, а при реагировании на компьютерные инциденты в критической информационной инфраструктуре требуется отправлять информацию о них в систему ГосСОПКА. Указывается также на важность использования СЗИ, которые обеспечиваются гарантийной и/или технической поддержкой, а также на возможные ограничения по использованию программного/аппаратного обеспечения или СЗИ (видимо, имеются ввиду санкционные риски). Также указано, что на значимом объекте КИИ требуется запретить удаленный и локальный бесконтрольный доступ для обновления или управления лицами, не являющимися работниками субъекта КИИ, а также запретить бесконтрольную передачу информации из объекта КИИ производителю или иным лицам. Кроме этого, все программные и аппаратные средства объекта КИИ первой категории значимости должны располагаться на территории РФ (за исключением оговоренных законодательством случаев).

Источник

187-ФЗ. Безопасность объектов КИИ организации

187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» вышедший в середине 2017 года и вступивший в силу с 1 января 2018 года еще с самого выхода в свет породил массу вопросов.

По прошествии полугода со дня вступления его в законную силу в сообществе специалистов по информационной безопасности возникло множество различных, иногда диаметрально противоположных, точек зрения относительно практики его применения.

В этой связи, Ассоциацией руководителей служб информационной безопасности была выдвинута инициатива по подготовке практического пособия, целью которого является формулировка рекомендаций (дорожной карты) для специалистов служб информационной безопасности и информационно-технического обеспечения, дающих понимание того, что такое критическая информационная инфраструктура и какие шаги необходимо предпринять для обеспечения ее безопасности на уровне организации.

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Рисунок 1. Дорожная карта по выполнению требований Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры»

Данное пособие является первой попыткой представить в комплексе весь спектр основных вопросов касающихся указанной тематики с учетом сложностей и неоднозначностей толкования принятых нормативно-правовых актов и отсутствия практики их право применения.

В целом, алгоритм связанный с обеспечением безопасности объектов критической информационной инфраструктуры в организации можно представить в виде следующих шагов (рисунок 1).

В главах данного пособия коллектив авторов – практиков в области защиты информации, рассматривает вопросы реализации указанного алгоритма, затрагивает ряд спорных и проблемных моментов, вызывающих вопросы у руководителей служб информационной безопасности и представителей бизнес сообщества.

Данное пособие подготовлено коллективом авторов – членов Ассоциации руководителей служб информационной безопасности (aciso.ru):

• Главы 1 и 2 – Константин Саматов
• Глава 3 – Лев Палей, Константин Саматов
• Глава 4 – Радмир Нафиков
• Глава 5 – Александр Мишурин
• Глава 6 – Николай Носов

Редакционная коллегия: Виктор Минин, Сергей Петренко, Сергей Чучаев, Александр Полещук.

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА? (ГЛАВА 1)

Основные понятия, касающиеся области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (далее по тексту – КИИ) сформулированы в статье 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ

«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее по тексту – Закон «О безопасности КИИ»). В соответствии с ней, под КИИ понимаются объекты КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов.

Как видно из определения критическая информационная инфраструктура Российской Федерации представляет собой совокупность всех принадлежащих российским организациям и органам государственной власти объектов КИИ и обеспечивающих их взаимодействие сетей электросвязи.

Объекты КИИ – это имеющиеся у субъектов КИИ:

Таким образом, закон предусматривает два вида субъектов КИИ – владельцы объектов КИИ и координаторы взаимодействия этих объектов.

С точки зрения практического применения следует иметь в виду, что при определении является ли организация (государственный орган, учреждение) субъектом КИИ, необходимо оценивать сферу функционирования не принадлежащей ей ИС, АСУ или ИТКС, а сферу деятельности самой организации.

ТИПОЛОГИЯ ОБЪЕКТОВ КИИ. (ГЛАВА 2)

Помимо отнесения того или иного хозяйствующего субъекта к критической информационной инфраструктуре, достаточно большое количество вопросов связано с типологией объектов критической информационной инфраструктуры (далее по тексту – Объект КИИ, ОКИИ).

Типология – это классификация объекта по его существенным признакам. Классификация имеет познавательное значение и предназначена для постоянного использования в науке или области практической деятельности, в целях выявления существенных сходства и различия между предметами, а также систематизации объектов по каким-либо признакам.

Прикладное (практическое) значение типологии в том, что правильное определение типа объекта КИИ позволяет сформировать перечень мер, необходимых для обеспечения его безопасности, в том числе с учетом требований специальных нормативных правовых актов:

По значимости, ОКИИ подразделяются на следующие виды:

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Классификация ОКИИ по значимости

С точки зрения значимости, объекты КИИ подразделяются на два вида: «значимый» и «не значимый», а значимые объекты делятся на три целевых уровня защищенности – «категории значимости» (в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»): максимальный целевой уровень защищенности – первый, минимальный – третий.

От уровня защищенности значимого ОКИИ, которому он должен соответствовать (т.н. «целевой уровень безопасности объекта защиты»), зависит набор организационных и технических мер, обеспечивающих блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, последствиями которых может быть прекращение или нарушение его функционирования.

Что касается объектов КИИ не отнесенных к значимым, то для них не требуется построения дополнительной системы безопасности, состав и содержание мер защиты информации для указанных объектов регламентирован в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы безопасности конкретного вида систем: ИСПДн, АСУ ТП и т.п.

При этом, все субъекты (как значимые, так и нет), наделяются следующими правами (ст. 9 187-ФЗ):

Помимо прав, на все субъекты КИИ возлагаются следующие обязанности:

С практической точки зрения, для выполнения возложенных на субъекта КИИ, не владеющего значимыми объектами, обязанностей, необходимо разработать регламент по реагированию на компьютерные инциденты (дополнить соответствующим разделом уже имеющийся регламент реагирования на инциденты информационной безопасности) в котором предусмотреть:

Субъекты КИИ, которым принадлежат значимые объекты, также обязаны:

По сфере функционирования можно выделить 14 областей:

С точки зрения практического применения следует учитывать два момента:

1. Для конкретной отрасли будет преобладающим конкретный вид объекта КИИ. Классификация объектов КИИ по сфере функционирования:

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Классификация объектов КИИ по сфере функционирования. ИС – информационные системы; АСУ – автоматизированные системы управления; ИТКС – информационно-телекоммуникационные сети.

2. Необходимо оценивать, с точки зрения функционирования в той или иной сфере, именно субъекта, а не объект КИИ.

При этом, важным становится вопрос о том, как определить сферу деятельности самой организации? Очевидно, что основным документом, опираясь на который можно это сделать, является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в которой содержатся сведения о заявленных организацией видах деятельность и наличии у нее
лицензий. Кроме того, информация о сфере функционирования организации содержится в ее Уставе (Положении). При этом, как правило, информация Устава (Положения) и ЕГРЮЛ совпадает.

По виду системы объекты КИИ подразделяются на следующие виды:

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Классификация ОКИИ по виду системы.
ГИС – государственная информационная система, МИС – муниципальная информационная система, ИСПДн – информационная система персональных данных, ГИСПДн – государственная информационная система персональных данных, МИСПДн – муниципальная система персональных данных.

С практической точки зрения важность правильного определения вида системы позволяет понять, какой перечень мер необходимо применять для обеспечения безопасности ОКИИ.

Что такое объект кии. Смотреть фото Что такое объект кии. Смотреть картинку Что такое объект кии. Картинка про Что такое объект кии. Фото Что такое объект кии

Основные нормативно-правовые акты, устанавливающие меры защиты ОКИИ

Пояснение к таблице:

Таким образом, правильное определение типа объекта КИИ позволяет определить набор мер, необходимых для создания системы безопасности, а также избежать ошибок при категорировании.

НЕКОТОРЫЕ ОТВЕТЫ РЕГУЛЯТОРА НА СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Данные ответы получены на официальный запрос АРСИБ во ФСТЭК России:

Вопрос: Каким образом желательно составить перечень по системам (ИС, ИТКС, АСУ)? Например, автоматизированные системы цеха оставить полностью (АСУ Цеха) или стоит все-таки делить по агрегатам (АСУ агрегата 1, АСУ агрегата 2 и т.д.)?

Ответ: Решение о степени детализации объектов критической информационной инфраструктуры принимается субъектом критической информационной инфраструктуры самостоятельно с учетом определений терминов «информационная система», «информационно- телекоммуникационная сеть» и «автоматизированная система управления», приведенных в пунктах 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 187-ФЗ), а также на основании эксплуатационной и технической документации на указанные объекты критической информационной инфраструктуры.

Вопрос: Необходимо составлять перечень абсолютно всех систем предприятия, в том числе и самых незначительных?

Ответ: В соответствии с подпунктами «а» – «г» пункта 5 Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127 (далее – Правила), в перечень объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию, включаются только объекты критической информационной инфраструктуры, реализующие управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка, оцениваемым в соответствии с Перечнем показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127.

Вопрос: При изменении какого-либо пункта Сведений (форма утверждена приказом ФСТЭК России №236) – например, сведений о применяемых мерах защиты (ведь планируется постепенное создание полноценной системы защиты информации), либо при выводе объекта КИИ из эксплуатации, каков для Субъекта КИИ порядок информирования ФСТЭК России об этих изменениях? Какой приемлемый период для информирования о происшедших изменениях?

Ответ: В соответствии с законодательством о безопасности критической информационной инфраструктуры сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий представляются в ФСТЭК России только в следующих случаях:

№ 187-ФЗ выявленных ФСТЭК России недостатков в результате проверки сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, осуществленной в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона № 187-ФЗ;

В указанных случаях сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий представляются в ФСТЭК России в сроки, предусмотренные Федеральным законом № 187-ФЗ и Правилами.

Законодательством о безопасности критической информационной инфраструктуры информирование ФСТЭК России об изменениях сведений об объекте критической информационной инфраструктуры в иных случаях не предусмотрено.

Источник

Закон о безопасности КИИ в вопросах и ответах

В феврале 2021 года на нашем сайте опубликовано обновление этого материала.

В связи с утверждением ряда нормативных правовых актов в области безопасности КИИ после выхода данной статьи, 22.03.2018 в текст статьи были внесены изменения и дополнения.

1 января, с приходом нового 2018 года, в нашей стране вступил в действие закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» (далее – Закон). Начиная с 2013 года, еще на этапе проекта, этот закон бурно обсуждался ИБ-сообществом и вызывал много вопросов относительно практической реализации выдвигаемых им требований. Теперь, когда эти требования вступили в силу и многие компании столкнулись с необходимостью их выполнения, мы постараемся ответить на самые животрепещущие вопросы.

Для чего нужен Закон?

Новый Закон предназначен для регулирования отношений в области обеспечения безопасности объектов информационной инфраструктуры РФ, функционирование которых критически важно для экономики государства. Такие объекты в законе называются объектами критической информационной инфраструктуры (далее – объекты КИИ). Согласно Закону, к объектам КИИ могут быть отнесены информационные системы и сети, а также автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере:

Объекты КИИ, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия между ними, составляют понятие критической информационной инфраструктуры.

Что является целью Закона и как он должен работать?

Главной целью обеспечения безопасности КИИ является устойчивое функционирование КИИ при проведении в отношении нее компьютерных атак. Одним из главных принципов обеспечения безопасности является предотвращение компьютерных атак.

Объекты КИИ или КСИИ?

До появления нового закона о КИИ в сфере ИБ существовало похожее понятие ключевых систем информационной инфраструктуры (КСИИ). Однако с 1 января 2018 года понятие КСИИ было официально заменено на понятие «значимые объекты КИИ».

Какие организации попадают в сферу действия Закона?

Требования Закона затрагивают те организации (государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальных предпринимателей), которым принадлежат (на праве собственности, аренды или ином законном основании) объекты КИИ или которые обеспечивают их взаимодействие. Такие организации в Законе называются субъектами КИИ.

Какие действия должны предпринять субъекты КИИ для выполнения Закона?

Согласно закону, субъекты КИИ должны:

Что подлежит категорированию?

Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов КИИ.

Что в себя включает категорирование объектов КИИ?

Категорирование объекта КИИ предполагает определение его категории значимости на основе ряда критериев и показателей. Всего устанавливается три категории – первая, вторая или третья (в порядке убывания значимости). Если объект КИИ не соответствует ни одному из установленных критериев, ему категория не присваивается. Те объекты КИИ, которым была присвоена одна из категорий, называются в законе значимыми объектами КИИ.

По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. В реестр включается следующая информация:

Важно отметить, что если в процессе категорирования было определено отсутствие категории значимости у объекта КИИ, результаты категорирования все равно должны быть представлены во ФСТЭК России. Регулятор проверяет представленные материалы и при необходимости направляет замечания, которые должен учесть субъект КИИ.

Если субъект КИИ не предоставит данные о категорировании, ФСТЭК России вправе потребовать эту информацию.

Порядок ведения реестра значимых объектов КИИ определяется приказом ФСТЭК России от 06.12.2017 №227 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Как проводить категорирование объектов КИИ?

Показатели критериев значимости, а также порядок и сроки категорирования определены в «Правилах категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» утверждённых соответствующим постановлением правительства от 8 февраля 2018 г. № 127 (далее – Правила). Правила регламентируют процедуру категорирования, а также содержат перечень критериев и их показатели для значимых объектов КИИ первой, второй и третьей категории.

Согласно Правилам, процедура категорирования включает в себя:

Категорирование должно проводиться как для существующих, так и для создаваемых или модернизируемых объектов КИИ специальной комиссией под председательством руководителя субъекта КИИ (или уполномоченного им лица), его работников и, при необходимости, приглашённых специалистов ведомств-регуляторов в соответствующей сфере. Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России. Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории.

Максимальный срок категорирования объектов КИИ – 1 год со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ.

Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ (в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т.д.).

Что такое ГосСОПКА и для чего она нужна?

ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – силы и средства ОПЛ КА).

К силам ОПЛ КА относятся:

ГосСОПКА предназначена для обеспечения и контроля безопасности КИИ в Российской Федерации и в дипломатических представительствах страны за рубежом.

В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ. Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение. Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения.

Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

Технически ГосСОПКА будет представлять собой распределённую систему из центров ГосСОПКА, развёрнутых субъектами КИИ, объединённых в иерархическую структуру по ведомственно-территориальному признаку, и подключённых к ним технических средств (средств ОПЛ КА), установленных в конкретных объектах КИИ. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными – построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации.

Кто является собственником ГосСОПКА?

Для ГосСОПКА не предусматривается единый собственник: каждый из центров ГосСОПКА будет принадлежать отдельному владельцу, вложившему свои средства в его построение. Государство же будет выступать только в качестве регулятора и координатора.

Что подразумевается под интеграцией с ГосСОПКА?

Интеграция в ГосСОПКА требует от субъекта КИИ:

Кроме того, по решению субъекта КИИ на территории объекта КИИ может быть размещено оборудование ГосСОПКА. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу. Иными словами, субъектом КИИ может быть организован собственный центр ГосСОПКА.

Может ли субъект КИИ не создавать собственный центр ГосСОПКА?

Однако для значимых объектов КИИ субъектам КИИ придется реализовать меры по обнаружению и реагированию на компьютерные инциденты. А для этого в любом случае потребуются специальные технические средства и квалифицированный персонал, которые, по сути, и являются составляющими собственного центра ГосСОПКА.

Что требуется для построения собственного центра ГосСОПКА?

Согласно документу «Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА», для построения собственного центра ГосСОПКА необходимо обеспечить функционирование совокупности технических средств и процессов, выполняющих следующие функции:

Для этого в составе технических средств ОПЛ КА могут использоваться:

Технические средства должны быть интегрированы в единый комплекс, управляемый из центра ГосСОПКА и взаимодействующий с другими центрами ГосСОПКА.

Помимо технического обеспечения для создания центра ГосСОПКА необходимо разработать соответствующие методические документы, включающие настройки средств обеспечения ИБ, решающие правила средств обнаружения компьютерных атак, правила корреляции событий, инструкции для персонала и т.п.

Центр ГосСОПКА может быть реализован субъектом КИИ как самостоятельно (с использованием собственных технических и кадровых ресурсов), так и с привлечением сторонних специалистов путем передачи на аутсорсинг части функций, например, анализ угроз информационной безопасности, повышение квалификации персонала, прием сообщений об инцидентах, анализ защищенности и расследование инцидентов.

Что требуется для обеспечения безопасности объектов КИИ?

Для объектов КИИ, не являющихся значимыми, в обязательном порядке должна быть обеспечена только интеграция с ГосСОПКА (канал обмена информацией). Остальные мероприятия по обеспечению безопасности объекта КИИ реализуются на усмотрение соответствующего субъекта КИИ.

Для значимых объектов КИИ, помимо интеграции в ГосСОПКА субъекты КИИ должны:

Система безопасности значимого объекта КИИ представляет собой комплекс организационных и технических мер.

Порядок создания системы и требования к принимаемым мерам безопасности определяются приказом ФСТЭК России от 21.12.2017 №235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования».

Кто контролирует выполнение требований Закона?

ФСТЭК России отвечает за ведение реестра значимых объектов КИИ, формирование и контроль реализации требований по обеспечению их безопасности.

ФСБ России обеспечивает регулирование и координацию деятельности субъектов КИИ по развёртыванию сил и средств ОПЛ КА, осуществляет сбор информации о компьютерных инцидентах и оценку безопасности КИИ, а также разрабатывает требования к средствам ОПЛ КА.

Порядок госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 №162 «Об утверждении Правил осуществления госконтроля в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ».

А если требования Закона не будут выполнены?

Вместе с утверждением ФЗ «О безопасности КИИ» в УК РФ была добавлена новая статья 274.1, которая устанавливает уголовную ответственность должностных лиц субъекта КИИ за несоблюдение установленных правил эксплуатации технических средств объекта КИИ или нарушение порядка доступа к ним вплоть до лишения свободы сроком на 6 лет. Пока данная статья не предусматривает ответственности за невыполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объекта КИИ, однако в случае наступления последствий (аварий и чрезвычайных ситуаций, повлекших за собой крупный ущерб) непринятие таких мер подпадает по состав 293 статьи УК РФ «Халатность». Дополнительно следует ожидать внесения изменений в административное законодательство в части определения штрафных санкций для юридических лиц за неисполнение Закона. С большой долей уверенности можно говорить о том, что именно введение существенных денежных штрафов будет стимулировать субъекты КИИ к выполнению требований Закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *